Новости 24 сентября 2003 года

Многочисленные слухи, гласящие о планах компании Gigabyte начать производство видеокарт на чипах Nvidia, на текущей выставке Computex 2003 наконец обретают реальные доказательства. Например, на стенде компании можно было наблюдать рабочие образцы видеокарт на базе чипа GeForce FX 5900 Ultra с достаточно оригинальной конструкцией системы охлаждения и непривычным желтоватым цветом текстолита:

Очевидно, дизайн системы охлаждения еще не обрел окончательные формы. Обширный медный радиатор с тонким оребрением покрывает чип и память, а единственный вентилятор довольно большого диаметра призван снизить шумность кулера.

Неприятной деталью выглядит довольно вынужденно близкое соседство кулера северного моста материнской платы и системы охлаждения видеокарты :(.

Как сообщается, Gigabyte начнет продажу видеокарт на чипах Nvidia уже через две недели. Первоначальный ассортимент составят видеокарты класса GeForce FX 5200 и GeForce FX 5900, чуть позже к ним присоединятся свежеанонсированные GeForce FX 5950 и GeForce FX 5700.

Весьма любопытным экспонатом выглядит Radeon 9600 Pro Ultra (господи, неужели еще один мутант со сбивающим с толку названием?):

От своего обычно собрата он отличается не только уникальной системой охлаждения на базе технологии heat pipe, но и увеличенной по умолчанию частотой ядра. Она составляет 500 МГц, что делает этот продукт Gigabyte прямым конкурентом Radeon 9600 XT. Система охлаждения должна не только увеличить эффективность разгона памяти, но и снизить шумность решения. Этот любопытный гибрид будет стоить на $20 дороже обычного Radeon 9600 Pro производства той же Gigabyte.

Р Doors4ever
Получать подарки всегда приятно – это я по себе знаю . Особенно приятны подарки, которых не ждёшь. Здорово, конечно, получить компьютер на день рождения или в Новый Год, но если приходишь домой в обычный будний день, а там ... новенький комп – такое не забывается. С другой стороны, не менее приятно делать подарки и это я тоже знаю по собственному опыту. У нас на сайте уже не раз проводились конкурсы и раздавались призы. Самым запоминающимся событием была массовая раздача наград участникам первого конкурса статей, однако, когда победителю приз был отправлен по почте, ты призёра в глаза не видел и вдруг приходит такое письмо – поверьте, тоже очень приятно:


Приветствую!!!

Приз получил. БОЛЬШОЕ спасибо!

p/s если чесно не верил что пришлют......

С уважением, Александр


Это было письмо от одного из победителей нашего последнего конкурса.

Итак, в один прекрасный день, проверяя результаты, присланные в нашу базу данных по разгону процессоров, я обратил внимание, что больше всех нам прислал Jordan25 (двадцать пять) !!!. Это рекорд и не нужно смотреть на то, что лаборатория протестировала больше сотни процессоров. Нас много, работает целая команда, а протестировать такое количество процессоров одному очень непросто. Я вполне допускаю, что через руки кого-то из наших читателей прошло большее количество камней, однако только Jordan прислал нам результаты своих проверок.

Если ник Jordan кажется вам смутно знакомым, то напомню, что он является автором нескольких статей, которые были опубликованы на нашем сайте:

Кроме того, он один из "первооткрывателей" неплохого разгонного потенциала памяти на чипах Hynix, о чём рассказывалось в статье "Чудесная" DDR400 от Hynix. Если и этого недостаточно, то обратите внимание на то, что Jordan создал свой сайт на котором можно найти остальные статьи, вышедшие из под его пера.

Теперь, надеюсь, вам понятно, почему я так хотел познакомить вас с этим незаурядным человеком? Но познакомить мало, я хотел чем-то его порадовать, только вот чем? Постоянная проблема при выборе любого подарка – а вдруг он не понравится или окажется не нужен!

Подойдя к выбору основательно, я вскоре убедился, что мои опасения были не напрасны. В нашей конференции Jordan заполнил профиль, где я нашёл описание его системы:

  • Мат.плата: ASUS-P4P800, BIOS 1010b2
  • Процессор: P4-2.4C(HT)@3.52GHz(step.D1) SL6WF 1.6v
  • Кулер: Igloo Diamond 4100 (Gold coated)
  • Память: 2x256Mb DDR400 Samsung(CAS=2.5-4-3-5, 235MHz)
  • Видео: Gigabyte Maya II 9700PRO 325/620@352/702 BIOS-8.004rus (AGP8x,128Mb)
  • Винт: 120Gb SATA150 Maxtor DiamondMax Plus 9 (6Y120M0) 7200rpm 8Mb
  • CD-RW: TEAC-540E (40/12/48sp) 1.0h
  • Звук: Audigy (ID-0090)+ kx-drivers
  • Монитор: NEC-FE750+ (1152x864x100Hz)
  • Клавиатура: BTC-9000U
  • Мышь: Logitech M-BA47
  • Корпус: INWIN-S508+БП Thermaltake-W0009 420W + шумоизоляция + cooler на вытяжку (7v) + cooler на боковой стенке

Система собрана почти идеально, добавить или изменить нечего, но я всё же нашёл одно уязвимое место – корпус. InWin делает неплохие корпуса, но лучшее из дешёвого – это не то, чем можно похвастаться. Итак, решено – ищем приличный корпус.

По счастливому стечению обстоятельств нам представилась удачная возможность подарить корпус Supermicro SC-760D. К своему удивлению я не нашёл описания этого корпуса на сайте Supermicro, зато отыскал его на сайте производителя корпуса, компании Addtronics Enclosure Inc. Истинное название корпуса – Addtronics CL7220.

Громадина, которая не кажется массивной благодаря продуманному дизайну, обладает множеством уникальных решений. Оригинальная конструкция шасси и откидывающейся дверцы, возможность установить более десяти вентиляторов, один из которых установлен на поворотном креплении специальной конструкции... Сначала я собирался подробно описать этот корпус, но лучше всего о нём расскажет его нынешний владелец:


Итак, корпус. Прежде всего, весит эта радость 15 кило даже без БП. Размерами он тоже не подкачал - больше 60 сантиметров в высоту. Пришлось ставить на пол, ну да он для этого и предназначен. Вентиляторов там... Правда, в комплекте было всего два, остальные пришлось докупать. Итак, 3x80 на передней панели на вдув (один - для корзины винтов, но об этом позже), 1x90 - сзади, на выдув, в верхней части, над БП - еще один 80 на выдув (туда еще можно поставить второй питальник при наличии соответствующей задней панели), и 4х80 для охлаждения 5" отсеков, которых у него аж 6 штук (плюс - один внутренний, под верхней крышкой). 3.5 внешний - один, в самом верху (жутко неудобно, шлейф еле достал). Внутренние - в блоке индикаторов (это, на самом деле, 7й 5" отсек с салазками и панелью), и съемная корзина на два устройства, которая крепится за одним из 80мм на передней панели. Плюс - еще одни салазки на 3.5" устройство под 5" отсек в комплекте.

Да, корпус - салазочный, как примерно как Inwin, только салазки более широкие и их обязательно крепить на винты. Конструкция боковых крышек довольно оригинальна - они похожи на дверцы - крепятся двумя винтами к передней части железки (пластиковая передняя панель - легкосъемная, но может закрываться на ключ), при откручивании этих винтов - открываются вбок. Корпус, при всей своей высоте не слишком длинный, но это не мешает - все 5" отсеки выше материнской платы, так что ничего и никуда не упирается. Из оригинальных фич - 80мм вентилятор напротив материнской платы на специальном креплении, которое позволяет направить его куда угодно. И, как ни странно, с тем, что на сайте, этот SC-760D имеет довольно мало общего... Но все равно, штука хорошая :).

Что еще? Очень удобно сделана передняя дверца отсеков - не на защелках, а на маленьком магните. Три индикатора на передней панели. Да, у корпуса очень удобное крепление для материнской платы - оно снимается вместе с задней панелью портов и креплением для карт расширения, так что мать можно вытащить, не вытаскивая из нее ничего. И - очень хорошая вентиляция. Даже с низкооборотистыми вентиляторами ничего не греется, более того, процессору вентилятор на кулере тоже не очень-то нужен (градусов на 5-6 больше греется, да и все) ;)

Благодарю сайт www.overclockers.ru за подаренный КОРПУС!

Желаю удачи во всем, холодных и быстрых процессоров :)

C Уважением, Лепилов Сергей aka Jordan


Мне со своей стороны остаётся только поздравить Сергея, я тоже рад, что наш подарок ему понравился!

P.S. Да, кстати, к сегодняшнему дню на счету Лепилова Сергея aka Jordan уже 30 (тридцать)!!! результатов разгона! Вот это да!

О том, что Intel планирует к 2006 году перевести большинство своих процессоров на использование нескольких ядер на чипе, мы уже знаем. Оказывается, подобный подход не чужд и AMD.

Как сообщил официальный представитель компании, наличие в архитектуре AMD64 линков шины HyperTransport для соединения нескольких процессоров между собой (в настоящее время возможность используется многопроцессорными системами на базе Opteron), подразумевает достаточно легкий переход на многоядерный дизайн процессоров. Тем более, что процессоры AMD традиционно хорошо масштабируются в плане многопроцессорности. Как говорится, "сам бог велел" :).

Тем не менее, временные рамки такого шага пока не раскрываются. Можно предположить, что переход на многоядерный дизайн AMD совершит при активной помощи IBM одновременно с внедрением 0.065 мкм техпроцесса. Надо полагать, что произойдет это уже в рамках платформы K9 в 2005 году или несколько позже.

IBM и Motorola, выпускающие процессоры для платформы Mac, также активно внедряют двуядерные процессоры в свои производственные программы. Стало быть, это нормальный сценарий эволюции настольных и серверных процессоров. Остается только выяснить, какой прирост производительности обеспечит данная концепция, и как она повлияет на оверклокерские характеристики процессоров.

Вчерашний анонс процессоров Athlon 64 не ограничился только представлением настольных версий. AMD также анонсировала процессоры класса DTR для ноутбуков, имеющие рейтинг 3200+ ($417) и 3000+ ($278). Реальные тактовые частоты этих процессоров составляют 2.0 ГГц и 1.8 ГГц. Все в их цене и технических характеристиках намекает на то, что они являются лишь незначительно адаптированными для мобильного применения аналогами настольных Athlon 64.

Если вспомнить фотографию раннего прототипа DTR-версии Athlon 64, то становится понятно, что внешне процессоры отличаются только отсутствием теплораспределителя. Кроме того, в мобильной версии реализована поддержка технологии энергосбережения PowerNow! Между прочим, все процессоры серии AMD64, начиная Opteron и заканчивая Athlon 64 DTR, имеют средства динамического изменения частоты и напряжения, реализуемые в рамках концепции Cool'n'Quiet. Это позволит производителям материнских плат реализовать управление множителем и напряжением в настольных системах, так что в этом плане гибкость при разгоне будет обеспечена.

Подобное сходство DTR-версии Athlon 64 и его настольного варианта дает повод надеяться, что теоретически мобильная версия сможет работать в настольной материнской плате. Зачем это может потребоваться? Очень просто - цена модели Athlon 64 3000+ (1.8 ГГц) в DTR исполнении составляет порядка $300 (в розницу). Это самый дешевый представитель семейства Socket 754. Если он будет успешно разгоняться до 2.4 ГГц и выше, то может стать фаворитом оверклокера. Возможно, что он сможет работать и с памятью DDR 400. Есть лишь одно "но": широкая доступность этих узкоспециализированных процессоров пока сложно прогнозируется :(.

Не отстает от конкурента и Intel. Как планировалось, компания представила процессоры Mobile Pentium 4 с поддержкой 533 МГц шины и технологией Hyper-Threading. Эти процессоры также относятся к классу DTR, и свое применение должны найти в переносимых ноутбуках и компактных настольных системах. Анонсированы следующие модели:

  • Mobile Pentium 4 3.2 ГГц HT (FSB 533 МГц) - $653;
  • Mobile Pentium 4 3.06 ГГц HT (FSB 533 МГц) - $433;
  • Mobile Pentium 4 2.8 ГГц HT (FSB 533 МГц) - $294;
  • Mobile Pentium 4 2.66 ГГц HT (FSB 533 МГц) - $234.

Две первых модели работают на номинальном напряжении 1.55 В, две последних - на 1.525 В. Все модели отличаются средним уровнем энергопотребления менее 3.0 Вт и способны работать в режиме оптимизированного расхода энергии. В этом случае частота всех моделей понижается до 1.6 ГГц, а напряжение питания - до 1.2 В. Режимы Deep Sleep и Deeper Sleep реализуются средствами чипсетов i852GME и i852PM.

Напомним, что уже 26 октября цены на эти процессоры будут снижены от 15% до 33%, так что приобретать ноутбуки на их основе предпочтительнее ближе к концу года.

Как мы уже сообщали, Nvidia полным ходом готовится к модернизации "южной" части своих одночиповых наборов системной логики. Раз уж выпуск более совершенного чипсета NForce 3 Pro 250 для платформы AMD64 намечен на октябрь-ноябрь (сама Nvidia называет столь модное ныне понятие "ближе к концу года"), то проходящая в эти дни выставка Computex 2003 стала хорошим поводом для демонстрации первых продуктов на базе этого чипсета.

Первенцем стала материнская плата для двух процессоров Opteron, засветившаяся на выставке:

Во-первых, NForce 3 Pro 150 не поддерживала двухпроцессорные конфигурации. Значит, его последователь стал более универсальным: теперь на базе NForce 3 Pro 250 можно будет реализовать весь спектр решений для Socket 940. Во-вторых, функциональность чипсета расширилась за счет поддержки 4 портов Serial ATA, Gigabit Ethernet и дисковых массивов RAID. Теперь стоимость соответствующих материнских плат уменьшится за счет отказа от дискретных контроллеров, вынужденных "тянуть" на себе все недостающие функции.

Кроме того, Nvidia анонсировала чипсет NForce 3 Go 150, предназначенный для использования с мобильными процессорами Athlon 64. Откровенно говоря, и чипсет, и сами процессоры в чистом виде не являются мобильными, так как уровень энергопотребления заставляет отнести их к классу DTR. Таким образом, эти продукты найдут применение только в переносимых ноутбуках, представляющих собой компромисс между производительностью, ценой и портативностью.

Что не менее важно, чипсет NForce 3 Pro 250 должен перейти на использование полноскоростной шины HyperTransport, то есть 2 х 16 бит на частоте 800 МГц, в то время как NForce 3 Pro 150 использует только режим 2 х 8 бит на частоте 600 МГц. В принципе, на уровне общей производительности это сказывается не столь заметно, но поводов для ехидства конкурентов дает немало.

Кстати, в серверных исполнениях NForce 3 Pro 250 будет реализовывать поддержку шины PCI-X средствами дискретного контроллера AMD 8131, так что полностью "самодостаточным" решением этот чипсет пока назвать нельзя.

Р fin

Xabre Graphics, детище SiS и Trident, продолжает борьбу за успех своих новых чипов Volari. Ключевые моменты уже есть: чипы и карты с интересными характеристиками и реальные образцы с неплохими результатами. Осталось еще одно - унифицированный драйвер, название которого вызывает подъем боевого духа у поклонников компании, и который, как стало известно, будет иметь название Reactor.

Драйверами будут поддерживаться DirectX 9 и OpenGL 1.4, ожидается также появление версии для Linux.

Р fin
Сообщение о выходе новой версии сторонних библиотек для игры Quake 3, оптимизированных под процессоры AMD, вызвало большой интерес у посетителей нашего сайта. На меня посыпались требования предоставить результаты бенчмарков и сравнения с процессорами Pentium 4. Сегодня такие результаты у нас есть благодаря сотрудникам сайта Fcenter.ru, проводившим сравнение новейших процессоров Athlon 64 FX-51 и Pentium 4 3.2 EE. 

При тестировании использовались системы с:

  • материнскими платами на базе чипсетов i875, nForce 3 Pro 150 и nForce 2 Ultra 400;
  • видеокартой GeForce FX 5900 Ultra с драйвером Detonator 45.23;
  • 1024 МБ DDR400 SDRAM (2 x 512);
  • Windows XP SP1 с DirectX 9.0a.

Результаты бенчмарков без применения оптимизированных библиотек:

 

И с их использованием:

 

Итого получаем 11,3% прироста для Athlon XP 3200+ и более весомые 15% для Athlon 64 FX-51, что позволило первому приблизится к результату своего конкурента, а второму значительно обогнать своего. 

Вообще ситуация с Quake 3 выглядит довольно странно - третьи люди создают библиотеки, которые работают заметно быстрее чем созданные собственно программистами игры и самим Джоном Кармаком! И есть ли у вас объяснение выходу многочисленных патчей под игру, ни один из которых так и не исправил ситуацию? 

Также удручает широкое использование игрового движка Quake 3 в других популярных играх, для которых не созданы аналогичные "оптимизированные" библиотеки, и о степени реальной оптимизации которых под процессоры AMD мы можем только догадываться. Поэтому относитесь к тестам в них с осторожностью.

Если вы еще не обзавелись оптимизированными библиотеками для Quake 3, скачать их можно отсюда:

  • Библиотеки 3 v.1.32 для Athlon XP / Duron (Morgan), 452 КБ:
  • Библиотеки Quake 3 v.1.32 для Athlon (Thunderbird) / Duron (Spitfire), 448 КБ:
  • Библиотеки Quake 3 v.1.27-1.31 для Athlon XP / Duron (Morgan), 436 КБ.
  • Библиотеки Quake 3 v.1.27-1.31 для Athlon (Thunderbird) / Duron (Spitfire), 420 КБ.

 

Дополнение

Один из читателей подсказал автору указанной статьи, что если скачать исходный код Quake 3 1.32 и скомпилировать его при помощи Visual Studio 2002-2003 / компилятора Intel 7.1, оптимизирующих код для процессоров Pentium 4, мы получим 10-12% прироста от их использования на этих процессорах.

Скомпилированные библиотеки были предоставлены этим читателем и немедленная проверка дала следующие результаты итоговые результаты (более светлым цветом показаны результаты с использованием оригинальных библиотек):

 

Как видим разница в быстродействии между Athlon XP 3200+ и Pentium 4 3.2 вернулась к прежнему отношению, а Athlon 64 FX-51 и Pentium 4 3.2 EE показывают практически одинаковый результат с небольшим преимуществом последнего. Использование новых библиотек дало 8-11% роста быстродействия процессорам Intel.

Так что вердикт будет такой: программисты ID Software не знают о существовании современных компиляторов , а оптимизированные библиотеки рекомендуются к использованию с Quake 3.

И естественно, в нашем файловом архиве поселилась новинка:

Мы уже сообщали вам характеристики видеокарт на базе R360, которые должны получить имя Radeon 9800 XT. Настало время увидеть первый образец видеокарты данного типа:

Не беремся утверждать, что все видеокарты Radeon 980 XT будут иметь подобный дизайн, но видоизмененный кулер им определенно потребуется. Сейчас мы наблюдаем на этом прототипе производства Monarch обширное медное основание, покрывающее чип и память, вентилятор большого диаметра имеет 13 лопастей. Вентилятор такого диаметра должен позволить увеличить производительность кулера без существенного изменения уровня шума. Заявленные 412-415 МГц номинальной частоты чипа R360 не являются экстремальным пределом для 0.15 мкм техпроцесса, но все же требуют хорошего охлаждения.

Память, работающая на частоте 730 МГц DDR, также будет чувствовать себя комфортнее при наличии радиаторов. При этом обратная сторона платы тоже содержит чипы памяти. Как будет реализовано их охлаждение - пока судить невозможно. На разгоняемых Radeon 9800 Pro память обходилась и без дополнительного охлаждения, так что эталонный дизайн Radeon 9800 XT может иметь более привычный вид. Хочется надеяться, что большой вентилятор при этом не исчезнет :).

P.S. На самом деле видеокарта называется Radeon 9800 Pro XT 256 Мб и может представлять собой лишь модифицированный вариант Radeon 9800 Pro 256 Мб, работающий на привычных частотах 380/700 МГц.

Сбором статистики разгона дебютных процессоров мы не занимались давно. Причин было две: во-первых, радикально новых процессоров с мая месяца выпущено не было, во-вторых, имеющиеся флагманские процессоры Intel и AMD уже "уперлись" в потолок масштабирования по частоте, а потому ждать сюрпризов в разгоне от них приходилось.

Все изменилось вчера в 20-00 московского времени, когда действие NDA на публикацию обзоров Athlon 64 FX и Athlon 64 истекло, и на просторы Сети хлынули десятки подробных (и не очень) обзоров новейших процессоров AMD, к некоторой части которых были в последний момент добавлены результаты новоиспеченного Pentium 4 EE.

Приводить подробный перечень ссылок мы посчитали излишним, поскольку привычные к чтению статей излюбленных сайтов пользователи без труда найдут все ссылки самостоятельно, а мы лишь отметим наиболее близкие нам по духу и языку изложения :).

Впрочем, желающие могут в течение сегодняшнего дня посетить немецкий сайт 3D Center, сотрудники которого привычным образом объединили в одном перечне порядка 30 ссылок на свежие обзоры процессоров Athlon 64 и Athlon 64 FX.

Мы же рекомендуем к прочтению два полновесных обзора на русскоязычных ресурсах:

Во-первых, эти два обзора уделяют достаточно много внимания теоретическим аспектам, во-вторых, сравнивают флагманские процессоры AMD и Intel в широком спектре тестов, в-третьих, не забывают о сугубо потребительских проблемах. В частности, здесь приведена подробная смета на современные высокопроизводительные системы, еще раз доказывающая преимущества платформы Athlon 64 перед конкурентами.

Говоря о статистике разгона, важно отметить, что для процессоров Athlon 64 3200+ и Athlon 64 FX-51 данные первых обзоров не могут рассматриваться в качестве объективного "зеркала" разгонного потенциала. Дело в том, что существующие материнские платы (точнее говоря, их BIOS) пока еще достаточно плохо адаптированы к нуждам оверклокеров. Касается это, прежде всего, возможности изменения процессорных множителей. В архитектуру процессоров Athlon 64 FX (Opteron) и Athlon 64 возможность изменения множителя заложена изначально, но на уровне BIOS материнских плат она пока не поддерживается. Почему "пока"? Да очень просто: по данным сайта Ace's Hardware, даже упрекаемая всеми обозревателями в ограниченности оверклокерских возможностей материнская плата Asus SK8N (Socket 940) скоро обретет версию BIOS, позволяющую изменять множитель. В качестве доказательства они даже использовали эту бета-версию BIOS и успешно разогнали процессор Athlon 64 FX-51 (2.2 ГГц) до 2.84 ГГц при использовании морозильной установки. Множитель при этом был увеличен до 14х, а частота шины поднялась всего до 210 МГц. Напомним, что именно в частоту шины до последнего времени упирался разгон этих процессоров. Свобода выбора множителя снимет эту проблему.

Другая проблема заключалась в низкой оверклокерской способности регистровой памяти DDR 400. При синхронном разгоне все ограничивалось частотой шины 210-220 МГц, и лишь самые сообразительные понижали частоту памяти и преодолевали этот рубеж. Возможно, что выход оверклокерских наборов DDR 400 ECC, которые уже анонсированы Kingston и OCZ Technology, несколько улучшит ситуацию с разгоном памяти.

Одним словом, процессору Athlon 64 FX-51 в своем разгонном потенциале на существующих тестовых платформах развернуться не дают сразу несколько факторов. Будем это учитывать и смотреть в будущее с надеждой. Надо полагать, что асинхронный разгон и свободный множитель позволят в будущем разгонять процессор до частот 2.5 ГГц и выше, хотя от Athlon 64 (Socket 754) он будет отставать в масштабировании по частоте из-за более сложной архитектуры.

Придавать значение напряжению на ядре при разгоне мы тоже не стали. Разгон первых процессоров Athlon 64 FX лимитировался отнюдь не напряжением, поэтому в редких случаях оно поднималось до 1.65 В с номинала 1.55 В, и в успехе разгона почти никакой роли не играло. Лишь экстремальный разгон с использованием морозильной установки выиграл от поднятия напряжения до 1.75 В.

Итак, рассмотрим первую статистику разгона Athlon 64 FX-51 (2.2 ГГц).

Авторы разгона Частота системной шины, МГц Множитель Тактовая частота, ГГц
Hardware Analysis 225 11х 2.48
T-break 220 11х 2.4
x86-secret 220 11х 2.4
Fcenter 220 11х 2.4
Hexus 210 11х 2.31
AMD Zone 220 11х 2.4
HardTecs 4U 210 11х 2.31
Ace's Hardware 210 14х 2.84
ComputerBase.de 220 11х 2.4
Hot Hardware 213 11х 2.34
Legit Reviews 210 11х 2.31
UK Gamer 215 11х 2.36
Overclockers.com.au 215 11х 2.36
Hardware.fr 220 11х 2.4

В большинстве случаев процессор Athlon 64 FX-51 разгонялся до частот порядка 2.4 ГГц при воздушном охлаждении, так что устранение обозначенных выше препятствий на пути разгона сможет несколько увеличить его оверклокерский потенциал. Важно понимать, что уже на частоте 2.4 ГГц он показывает уровень производительности, с которым может тягаться только разогнанный Pentium 4 EE. Таким образом, даже при относительно скромной масштабируемости Athlon 64 FX по частоте, абсолютная производительность имеет приличный уровень. Кроме того, процессор нагревается относительно скромно, а потому может обходиться не очень громким воздушным охлаждением.

Переходя к результатам разгона Athlon 64 3200+ (2.0 ГГц), важно упомянуть существующий рекорд разгона с заблокированным множителем. Сотрудники сайта T-Break при использовании все той же морозильной установки Prometeia разгонали этот процессор до 2.6 ГГц (263 МГц по шине). Более скромные результаты других лабораторий объясняются скорее "сыростью" BIOS, отсутствием возможности изменения множителя и синхронным разгоном шины PCI на чипсете K8T800, значительная часть материнских плат под Socket 754 оснащается именно им. Именно шина PCI в большинстве случаев "тормозит" разгон этого процессора.

На чипсете NForce 3 Pro 150 шины работают независимо, что позволяет рассчитывать на более успешный разгон. Как уже сообщалось, VIA K8T800 выигрывает от использования полной скорости соединения процессора и северного моста, но не позволяет хорошо разгонять процессор. Сегодня выясняется, что чипсет Nvidia имеет выигрыш в номинальном режиме за счет более высокой производительности дисковой подсистемы, однако в этом отношении имеются некоторые проблемы со стабильностью. Если они будут в будущем решены, то NForce 3 Pro 150 и его последователь NForce 3 Pro 250 имеют все шансы обрести любовь и признание оверклокеров.

Итак, рассмотрим статистику разгона Athlon 64 3200+ (2.0 ГГц).

Авторы разгона Частота системной шины, МГц Множитель Тактовая частота, ГГц
T-break 239 10х 2.4
x86-secret 220 10х 2.2
AMD Zone 220 10х 2.2
HardTecs 4U 215 10х 2.15
Ace's Hardware 220 10х 2.2
Hardwareluxx.de 223 10х 2.23
Hardware.fr 220 10х 2.2
Materiel.be 218 10х 2.18
T-break 263 10х 2.63

У Athlon 64 имеется больший разгонный потенциал, потому как ядро этого процессора не обременено поддержкой двухканальной памяти. Относительно скромный разгон до 2.2 ГГц в большей части первых тестов объясняется независящими от процессора проблемами. С появлением возможности изменения множителя Athlon 64 должен "расправить крылья" :).

Несмотря на то, что AMD заявляет о 15-20% преимуществе Athlon 64 FX над Athlon 64 при равных тактовых частотах, в реальных приложениях выгода от использования двухканальной регистровой памяти остается весьма незначительной. Более того, в отдельных случаях более высокие задержки регистровой памяти позволяют Athlon 64 с одноканальной DDR 400 одержать победу. Безусловно, в ряде приложений двухканальная память Athlon 64 FX позволяет одержать победу над соперниками, но с практической точки зрения приобретение Athlon 64 с дешевой одноканальной DDR 400 выглядит предпочтительнее.

В конце концов, скажем и о разгонном потенциале Pentium 4 Extreme Edition. Особых сюрпризов здесь нет. Его расчетное тепловыделение приближается к 93 Вт, а в разгоне "массивный" кэш лишь добавляет "жару", поэтому охлаждать этот процессор нужно более интенсивно, чем аналогичные модели Northwood. Кроме того, пределы масштабирования по частоте 0.13 мкм ядер Intel уже давно исчерпали себя - на практике процессор разгонялся не выше 3.6 ГГц.

Авторы разгона Частота системной шины, МГц Множитель Тактовая частота, ГГц
Ace's Hardware 200 17х 3.4
Fcenter 225 16х 3.6
x86-secret 200 18х 3.6
Hardware.fr 222 16х 3.55

Уникальная способность этого процессора увеличивать множитель наверняка будет заблокирована в серийных экземплярах, а потому излюбленный прием тестеров "в домашних условиях" повторить не удастся. Придется разгонять "по старинке", то есть по шине.

Делать обобщающие выводы в первой статистике мы не станем. Во-первых, разгонному потенциалу процессоров AMD пока "вставляют палки в колеса" ограниченные возможности материнских плат. Во-вторых, для номинальных режимов эксплуатации соответствующие выводы уже сделаны нашими коллегами, проводившими тестирование всех перечисленных сегодня процессоров. Наконец-то в настольном сегменте появляется некоторое оживление, выходят новые процессоры, манящие своими оверклокерскими возможностями. Это значит, что скучать в ближайшие месяцы не придется :)...

Р fin

Корпорация Futuremark выпустила специальное руководство, описывающее оптимизации в драйверах, применение которых дает корректные результаты в бенчмарках серии 3DMark. Руководство предоставлено, чтобы пролить свет на позицию Futuremark в вопросе использования подобных оптимизаций и послужить инструкцией для создания драйверов теми компаниями, которые собираются использовать для тестирования своих продуктов бенчмарки серии 3DMark, названные индустриальным стандартом.

Futuremark выступает за использование "общих" оптимизаций, дающих эффект для всех приложений без упрощения или отбрасывания информации для рендеринга. Оптимизации же под конкретные приложения, с точки зрения Futuremark, не приносят никакой пользы для бенчмарков, а только манипулируют их результатом, отбрасывая или подменяя инструкции, данные или вычисления - такой подход годится для игр, но не приемлем для бенчмарков 3DMark.

Сами правила сводятся к следующему:

  • Запрещено изменять качество картинки, запрошенное бенчмарком.
  • Запрещено распознавать запуск 3DMark прямо или косвенно (единственное исключение может быть сделано для устранения указанной производителем аппаратной ошибки).
  • Запрещены оптимизации, использующие эмпирические данные 3DMark.
  • Общие оптимизации, не нарушающие вышеуказанных правил допустимы, только если результат рендеринга математически согласуется с референсным растеризатором Microsoft DirectX.

Таким образом, запрещены все оптимизации, специфичные для бенчмарка 3DMark, также как и любые общие оптимизации, изменяющие качество картинки, требуемое этим бенчмарком.

Представители Futuremark сообщают, что данные правила стали результатом нескольких месяцев переговоров с ведущими производителями, и сотрудничество по их скорейшему внедрению продолжается.

Такой ход выглядит несколько неожиданным, особенно после "примирения" с Nvidia и намеков на одобрение ее методов "оптимизации". Но нельзя не признать, что после длительного периода критики это показывает Futuremark с лучшей стороны, и является серьезной заявкой на скорое возвращение серии 3DMark в ряды индустриальных и "народных" бенчмарков. Так что еще немного, и вы сможете смело мериться количеством попугаев, одинаковых до каждого перышка и не содержащих допинга в крови .

Хотя начинание выглядит очень здравым, возникает множество новых вопросов, например, как собираются во Futuremark оценивать качество анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания, учитывая значительную разницу в реализации этих режимов различными видеокартами ATI и Nvidia? Или может быть на эти режимы правила не распространяются, допуская новый виток жульничества, например, в механизмах фильтрации? Как бы то ни было, скоро мы узнаем реакцию ведущих производителей видеочипов (если она будет ) и подробности о методах контроля за качеством изображения.

Сейчас обсуждают