Платим блогерам

Новости 19 июля 2005 года

Мы уже нашли достаточные доказательства факта существования двух модификаций не только двухъядерного процессора Athlon 64 X2 4200+, но и дебютирующего в августе младшего представителя семейства по имени Athlon 64 X2 3800+. Причины появления версий Athlon 64 X2 3800+ и Athlon 64 4200+ на базе ядра Toledo с отключенной половиной кэша понять просто: в базовой версии эти процессоры имеют только 2 х 512 Кб кэша, основаны на компактном ядре Manchester и работают на относительно низкой частоте. В общем, все условия для экономии издержек существуют. Но есть ещё и производство процессоров с 2 х 1 Мб кэша на базе ядра Toledo, которое оставляет не только брак по признаку работоспособности кэш-памяти, но и брак по частоте. Продавать эти процессоры под видом Athlon 64 X2 3800+ или Athlon 64 X2 4000+ заведомо выгоднее, чем выбрасывать. Собственно, первое из рекомендуемых действий AMD и собирается благополучно выполнять :).

Ситуация с Athlon 64 X2 4000+ несколько сложнее. Во-первых, этот процессор должен иметь 2 х 1 Мб кэша. Это означает, что дефектных кристаллов среди "сырья" для производства этой модели быть не может. Однако, "медленные" процессоры среди потенциальных Athlon 64 X2 4600+ и Athlon 64 X2 4800+ всё равно встречаются, каким бы зрелым ни был 0.09 мкм техпроцесс. Их тоже выгоднее продавать под видом Athlon 64 X2 4000+, чем выкидывать. Конечно, это отнюдь не означает, что среди процессоров Athlon 64 X2 4000+ будет много экземпляров, плохо разгоняющихся свыше номинальной частоты 2.0 ГГц. Скорее, как раз наоборот - большинство процессоров будет разгоняться не хуже старших сородичей, до 2.6-2.8 ГГц и выше. Другое дело, что при этом процессоры Athlon 64 X2 4000+ могут сильнее нагреваться, ведь для их производства могут использоваться более "горячие" кристаллы, что, в конечном счёте, несколько ограничит разгон.

Здесь следует искать другие причины, позволяющие выпускать процессоры Athlon 64 X2 4000+ и продавать их по цене не более $500. Прежде всего, AMD недавно полностью свернула выпуск менее рентабельных 0.13 мкм процессоров, и теперь все производственные мощности переведены на 0.09 мкм техпроцесс. Это позволило лучшим образом распределить все накладные расходы по себестоимости процессоров, снизив общие расходы на их производство. Фактически, даже кажущееся громоздким и дорогим ядро Toledo площадью 199 кв.мм обладает неплохим уровнем рентабельности. По приблизительным оценкам, себестоимость выпуска одного кристалла Toledo - не более $150-200. Продаваться же младшая модель с рейтингом 4000+ будет за $450-500. Неплохая норма прибыли, в любом случае. Так что не надо думать, что AMD выпускает Athlon 64 X2 4000+ и Athlon 64 X2 3800+ в убыток себе.

Есть в этой истории и фактор конкуренции. Опустившись ниже планки $500, процессоры Athlon 64 X2 начнут непосредственно конкурировать с Pentium D. Хотя до цены $240-250, присущей модели Pentium D 820 (2.8 ГГц), они всё равно не дотянут, но решения от AMD не несут в себе скрытых расходов на модернизацию системы - достаточно лишь обновить BIOS материнской платы. Для поддержки же Smithfield потребуется как минимум новая материнская плата. Хотя табу на использование этих процессоров с чипсетами, отличными от i945x/i955X и nForce 4 SLI Intel Edition, недавно было нарушено производителями бюджетных материнских плат, покупать новые платы всё равно придётся. Процессоры Athlon 64 X2 не так привередливы - за это можно и переплатить $100-150. Тем более, что работающий на частоте 2.0 ГГц процессор Athlon 64 X2 не только разгонится до приемлемой частоты, но и будет меньше отставать от своих старших собратьев. Процессоры Smithfield ни тем, ни другим похвастать не могут: разгоняются они с высоким тепловыделением, а от одноядерных сородичей в номинальном режиме отстают сильнее.

Собственно, весь этот разговор мы завели с единственной целью - сказать, что процессор Athlon 64 X2 4000+ вполне может выйти уже в августе. Прежде всего, по указанным в предыдущих абзацах причинам. Во-вторых - ради сохранения непрерывности модельного ряда, который начнётся с Athlon 64 X2 3800+, продолжится в Athlon 64 X2 4000+ и других уже существующих процессорах, и завершится моделью Athlon 64 X2 4800+. Во всяком случае, в этом году будет вполне достаточно иметь такой ассортимент.

Первое свидетельство существования процессора Athlon 64 X2 4000+ принесла утилита SiSoftware Sandra 2005 SR2a, выпущенная ещё в начале этого месяца. О поддержке неопределённого количества моделей Athlon 64 X2 она сообщила сразу, а вот разглядеть в этом ряду Athlon 64 X2 4000+ смогли только наши югославские коллеги:

Собственно, сам факт упоминания об этом процессоре данной утилитой ещё не гарантирует реальности его существования - в базу данных этой программы можно добавить любой процессор. Тем не менее, югославским коллегам вторят французы с сайта x86-secret, которые собственной новости о близости момента анонса Athlon 64 X2 3800+ и Athlon 64 X2 4000+ присваивают рейтинг достоверности на "твёрдую тройку с большим плюсом".

О цене Athlon 64 X2 4000+ ничего не сообщается, хотя цена Athlon 64 X2 3800+ давно известна - $345 в партиях от 1000 штук. Предположим, что решить это уравнение можно, задавшись стоимостью Athlon 64 X2 3800+, Athlon 64 3800+ ($373) и Athlon 64 4000+ ($482) в качестве известных величин. При равном рейтинге "3800+" одноядерная версия дороже двухъядерной на $28. Очевидно, сказывается разница в 400 МГц частоты, работающая не в пользу Athlon 64 X2 3800+. Если эти самые $28 отнять от стоимости Athlon 64 4000+ ($482), то получим $454 - вполне подходящая цена для Athlon 64 X2 4000+. Тем более, что ближайший старший процессор семейства, Athlon 64 X2 4200+, стоит уже $537. По крайней мере, нам эти расчёты кажутся реалистичными.

По мере приближения анонса R520, который вслед за новыми слухами на эту тему постепенно отодвигается к концу сентября, мы имели возможность добавить новые штрихи к портрету видеокарт на базе этого чипа. По крайней мере, сейчас известно, что чип имеет 16 пиксельных конвейеров, работает на частоте свыше 600 МГц и использует "двухэтажный" кулер. Новые публикации из этой серии заставляют думать, что ATI решила выжать из R520 всё возможное. Раз уж приходится довольствоваться только 16 пиксельными конвейерами, пусть эффективными и программируемыми с необычайной гибкостью, то нужно предельно поднять тактовую частоту чипа. Тем более, что новый 0.09 мкм техпроцесс этому может только способствовать, а вписываться в рамки одного слота с габаритами системы охлаждения нет никакой нужды - всё равно уже решено использовать "двухэтажный" кулер.

Эти рассуждения были изложены нашими британскими коллегами с сайта The Inquirer, причём тема повышения тактовой частоты R520 до предела получила дальнейшее развитие. Сообщается, что окончательная рабочая частота может закрепиться на отметке свыше 700 МГц. Впечатляющая цифра, однако, сама по себе она ещё ничего не гарантирует. Пока нельзя ничего определённого сказать о том, насколько эффективными окажутся пиксельные конвейеры R520 и вершинные процессоры, как распределится нагрузка между функциональными блоками чипа в разных приложениях. Пример с тройными частотами GeForce 7800 GTX доказывает, что современные графические чипы могут вести себя по-разному в специфических условиях, повышая или снижая частоты сообразно нагрузке.

Кстати, упорствовавшие до сих пор британские коллеги смогли признать факт наличия в чипе R520 только шестнадцати пиксельных конвейеров вместо ожидаемых двадцати четырёх. Они также сообщили, что анонс R520 состоится не ранее конца третьего квартала, то есть примерно во второй половине сентября. Заметим, что это не самый неудобный момент для анонса. Если учесть, что видеокарты на базе R520 появятся в продаже незамедлительно после анонса конец сентября является более удачным моментом начала продаж, чем август или июль. В летние месяцы потребитель предпочитает потратить эти самые $500-600 на поездку в отпуск или покупку/ремонт кондиционера, а не на видеокарту. Бюджет вернувшихся из отпуска потребителей в сентябре ещё не так полон свободными средствами, но желание порадовать себя, отдохнувшего, новой видеокартой начинает доминировать в сознании.

Если же частота 700 МГц будет покоряться видеочипам семейства R5xx хотя бы в разгоне, то это уже будет приятным достижением. По крайней мере, для младших графических решений такой запас по частоте будет являться дополнительным фактором, привлекающим к ним оверклокеров.

Как мы могли вчера убедиться, процессоры семейства Itanium2 в следующем году не только перейдут на иную систему обозначений, обзаведутся двумя ядрами и освоят 0.09 мкм техпроцесс, но и начнут использовать 667 МГц шину. Если учесть, что нынешние 0.13 мкм процессоры используют только 400 МГц шину, это был бы существенный прорыв в пропускной способности. Именно этот ресурс ценится двухъядерными процессорами и критичен в серверном сегменте, так что ускорение шины пришлось бы весьма кстати.

По забавному стечению обстоятельств, именно вчера компания Intel анонсировала две модели процессоров Itanium2, поддерживающие 667 МГц шину. В пресс-релизе говорится, что этот шаг является важной вехой на пути к появлению двухъядерных процессоров Montecito, которые тоже будут поддерживать 667 МГц шину. Кроме того, повышение пропускной способности шины с 6.4 Гбит/с до 10.6 Гбит/с должно быть с воодушевлением встречено потребителями уже сейчас. Компания Hitachi в последующие 30 дней не только собирается представить линейку серверов BladeSymphony на базе новых процессоров Itanium2 с 667 МГц шиной, но и разработала новый чипсет с поддержкой новой частоты шины.

Упоминается также о поддержке процессорами Montecito технологии Hyper-Threading - в совокупности один процессор будет обеспечивать поддержку в четыре раза большего числа потоков, чем решения текущего поколения. Одновременно с повышением уровня производительности за счёт повышения частоты до 2.0 ГГц и увеличения объёма кэша вплоть до 24 Мб, процессоры Montecito обеспечат снижение уровня энергопотребления примерно на 10%. Этого удастся достичь при помощи энергосберегающих технологий типа Enhanced SpeedStep и Foxton.

Если же вернуться в сегодняшний день, то в ближайшее время в прайс-листе Intel должны появиться следующие позиции:

  • Itanium2 1.66 ГГц, 9 Мб кэша, 667 МГц шина -> $4655;
  • Itanium2 1.66 ГГц, 6 Мб кэша, 667 МГц шина -> $2194.

Эти процессоры дороже близких по характеристикам моделей Itanium2 1.6 ГГц с 400 МГц шиной на $428 и $214 соответственно.

Приятно видеть, что несмотря на перспективу глубокой конвергенции семейств Itanium и Xeon к 2007 году, компания Intel продолжает развивать первый класс решений.

Как мы могли не раз убедиться, все присутствующие на рынке видеокарты GeForce 7800 GTX ничего нового в плане дизайна не предлагали. Такова плата за оперативность начала поставок видеокарт: все они основаны на эталонном дизайне, лишь отдельные оверклокерские бренды предлагают версии с повышенными частотами, зашитыми в BIOS. Впрочем, компания Gainward собирается представить версию GeForce 7800 GTX с системой водяного охлаждения, но это уже совсем другая "весовая категория".

Многие из любителей разгона (или тишины - всё зависит от приоритетов конкретных производителей) не отказались бы приобрести видеокарту GeForce 7800 GTX с оригинальной системой охлаждения. Пусть при этом пришлось бы немного переплатить, но некоторые гарантии успешного разгона вполне этого стоят. Один из первых примеров подобного графического решения представили коллеги с сайта X-bit Labs - компания eVGA собирается анонсировать версию GeForce 7800 GTX с усовершенствованной системой охлаждения ACS (Asymmetric Cooling System).

Как видно из фотографии, весь кулер скрывается под кожухом, и судить о его конструкции достаточно сложно. С другой стороны, высота системы охлаждения по-прежнему вписывается в рамки пространства одного слота расширения, так что пользователь ничего не теряет. Что может настораживать, так это эффективность охлаждения для такого замкнутого кожуха при наличии единственного вентилятора, который, судя по фотографии, в размерах не прибавил. Компания Leadtek в своё время пыталась использовать систему охлаждения с замкнутым кожухом, но впоследствии была вынуждена отказаться от него из-за проблем с перегревом чипов памяти, которые буквально "варились в собственном соку".

Насколько очередная версия ACS будет эффективной, покажут первые тесты. Первое поколение этой системы охлаждения добавляло к стоимости видеокарты почти $50. При этом кулер не был столь эффективным, и это вызывало справедливое раздражение пользователей. Сейчас eVGA не собирается брать дополнительную плату за нестандартный кулер, так что на все претензии владельцев сотрудники службы технической поддержки могут отвечать: "А что вы хотели получить за $0 наценки?" Надеемся, что этого всё же не случится, и кулер ACS нового поколения окажется достаточно эффективным.

Уже сейчас eVGA предлагает видеокарту GeForce 7800 GTX эталонного дизайна с повышенными до 450/1200 МГц частотами. Её изучили в своём обзоре американские коллеги с сайта Anandtech. Имеется в ассортименте продукции eVGA и другая модификация GeForce 7800 GTX, которая отличается лишь наличием в комплекте поставки полной версии игры Battlefield 2 - она лишь на $20 дороже стандартной модификации. Судя по всему, прожить без доплаты за комплектацию eVGA не может: если дополнительные средства взимаются не за кулер, то хотя бы за популярную игру :).

Китайские коллеги уже доказали, что наличие на материнской плате единственного слота PCI Express x16 не может быть помехой к реализации поддержки режима SLI, если эта плата основана на чипсете ULi M1695. Специальная дочерняя плата-разветвитель позволяла преобразовать один слот PCI Express x16 в два слота PCI Express x8, совместимых со стандартными видеокартами. Соответствующий пункт в меню BIOS включал режим "PCI Express x8 + PCI Express x8", и эта несколько громоздкая установка обеспечивала поддержку режима SLI, а уровень быстродействия лишь незначительно уступал показателям чипсета nForce 4 SLI.

Разумеется, что такой заманчивой возможностью должны были воспользоваться производители материнских плат. Кроме того, северный мост ULi M1695 в сочетании с южным мостом ULi M1567 позволял реализовать одновременную поддержку полноценных интерфейсов PCI Express x16 и AGP 8x, чем не мог похвастаться ни один чипсет современности. Даже формально близкий по характеристикам чипсет VIA PT880 Pro при полноценной реализации AGP 8x скорость второго графического интерфейса ограничивал лишь режимом PCI Express x4.

Открывались ли перед владельцем материнской платы на базе чипсетов ULi этой серии возможности реализации поддержки не только SLI, но и технологии CrossFire? Провести исследование на эту тему решили коллеги с известного гонконгского сайта HKE PC. Этим "смелым парням" пришла в голову идея всесторонне изучить возможности эталонной материнской платы на базе связки "ULi M1695 + M1567".

Поскольку плата имеет не только слоты PCI Express x16 и AGP 8x, но и пару слотов PCI, то производитель считает возможным заявлять о поддержке тройного графического интерфейса. В конце концов, старый добрый PCI может дать приют как минимум одной видеокарте, а некоторые производители даже умудрились выпустить модификации GeForce 6200A с интерфейсом PCI, то есть достаточно современные видеокарты начального уровня. Более того, недавно компания Matrox выпустила видеокарту с интерфейсом PCI Express x1, и на рассматриваемой материнской плате таких разъёмов целых два. Соответственно, теоретически в такую плату можно установить одну графическую плату с интерфейсом PCI Express x16, одну графическую плату с интерфейсом AGP 8x, две графических платы с интерфейсом PCI и две графических платы с интерфейсом PCI Express x1. При условии, конечно, что платы не будут соприкасаться кулерами или другими элементами.

Использовав уже известную плату-разветвитель, коллеги установили две видеокарты GeForce 6600 GT, объединив их SLI-мостом. По опыту предыдущего эксперимента из этой серии можно было бы предположить, что уровень производительности такой системы не будет значительно уступать показателям системы на базе nForce 4 SLI. Во всяком случае, разница не превышает нескольких процентов.

Удалось коллегам и подключить к системе шесть мониторов одновременно, установив по одной видеокарте в каждый из слотов PCI Express x16, AGP 8x и PCI. Каждая из видеокарт имеет два выхода, что и даёт возможность использовать шесть мониторов. Кстати, согласовать работу мониторов для создания "видеостены" при такой конфигурации не удалось - для этого лучше подходят специализированные решения.

Разумеется, что технология SLI в наши дни является не единственной, обеспечивающей ускорение видео при помощи объединения двух графических плат. Готовится к экспансии на рынок и технология CrossFire от ATI, которая в первой своей версии использует тоже два слота PCI Express x8. Установив в плату-разветвитель две видеокарты Radeon X700 Pro, коллеги смогли воссоздать условия ещё одного эксперимента, который позволял достичь видимости адекватного "настоящему" CrossFire уровня быстродействия, но пропускал половину кадров. Собственно, и на этот раз скорость преодоления всех "ступенек" оказалась на сопоставимом с чипсетом RD480 уровне, но "прыгать" пришлось через одну.

Более того, коллеги объединили в режиме CrossFire две видеокарты с разными интерфейсами: AGP 8x и PCI Express x16. Конфигурация не отличалась стабильностью работы, но ряд бенчмарков более или менее успешно прошла, продемонстрировав 30-40% отставание от уровня производительности версии "псевдо-CrossFire" на сочетании двух слотов PCI Express x8. Опять же, итоги эксперимента имеют скорее теоретическую ценность, чем практическую. Официально ATI не одобряет реализацию поддержки CrossFire ради факта самой поддержки CrossFire - эффект в виде повышенной производительности, адекватной потраченным на систему суммам, всегда должен присутствовать.

Коллеги дают понять, что чипсетом ULi M1695 заинтересовалась компания ASRock, известная своими гибридными решениями. Поскольку чипсеты ULi этой компанией широко используются, сомневаться в неизбежности выхода решения на базе M1695 почти не приходится.

Р Doors4ever
Наступило очередное обострение у отдельных граждан, которые вновь принялись рассылать спам от имени нашего сайта. Мы уже неоднократно заявляли, что общаемся с читателями только посредством материалов на сайте и в конференции, а рассылкой спама не занимаемся. В том, что мы не имеем никакого отношения к рассылаемым письмам, легко убедиться, если посмотреть на реальный адрес отправителя, а не тот, что указан в поле "From:" (От:).

Однако спам может быть не только надоедливым, но и опасным. Вам может придти письмо с извещением о предупреждении от модератора конференции, причем ссылка в письме, если внимательно посмотреть, ведёт не к нам в конференцию, а на посторонний сервер. Если вы попытаетесь авторизоваться, ввести свой логин и пароль, то вы просто "подарите" свой аккаунт злоумышленникам. Такой способ подмены настоящего сайта поддельным получил название "фишинг".

Если вы уже попались на эту уловку, то немедленно смените пароль сами или воспользуйтесь функцией восстановления пароля, где нужно ввести свой ник в конференции и адрес почты, на который был зарегистрирован аккаунт. Новый пароль будет выслан вам на почту автоматически. Чтобы обезопасить себя от подобных инцидентов в будущем, внимательно проверяйте, от кого в действительности идут письма, куда ведут ссылки в письме, не лишним будет установить обновления для операционной системы.

Сейчас обсуждают