Новости 17 ноября 2003 года

Уже в начале октября мировое сообщество узнало, что вместе с анонсом 0.09 мкм ядра Prescott будет перенесен анонс его мобильного сородича на ядре Dothan. Ранее предполагалось, что мобильные процессоры Dothan с 2 Мб кэша выйдут уже в октябре, а настольные Prescott - в ноябре. Пока анонс последних отодвинут на неопределенную дату во втором квартале, тайваньские производители ноутбуков проговорились о том, что Dothan будет анонсирован 4 февраля 2004 года.

Примечательно, что младшей моделью решено сделать Dothan 1.6 ГГц, хотя ранее предполагался "старт" с отметки 1.7 ГГц. Введение более дешевого 1.6 ГГц варианта позволит ускорить переход с Banias на новое ядро Dothan.

Цены на процессоры Dothan распределятся следующим образом:

  • Dothan 1.6 ГГц - $326;
  • Dothan 1.7 ГГц - $455;
  • Dothan 1.8 ГГц - $637.

Соответствующие по частоте модели Banias будут стоить на $32 меньше - это цена дополнительного кэша объемом 1 Мб и нового техпроцесса :).

Кстати, те же источники сообщают, что во втором квартале Intel планирует перевести до 70% выпускаемых настольных процессоров Pentium 4 на 0.09 мкм ядро Prescott. Агрессивная ценовая политика тоже будет способствовать скорому переходу на эту долгожданную платформу. Кроме того, уровень выхода годных чипов на 300 мм пластинах с применением 0.09 мкм техпроцесса даже превосходит показатели, присущие 200 мм пластинам и 0.13 мкм техпроцессу. Разница в цене между Northwood и Prescott для моделей с одинаковыми частотами будет отсутствовать, так что все желающие смогут быстро обзавестись новинками уже в первом квартале.

Официальный анонс Prescott в исполнении Socket 478 может состояться между 4 и 15 февраля, если дата планового снижения цен не будет перенесена на более поздний срок. Пока более точными данными мы не располагаем.

Появление массовых моделей LCD (ЖКИ) мониторов с ценой менее $300-400 обозначило тенденцию к замещению ЭЛТ-мониторов даже в бюджетных конфигурациях. Жидкокристаллический монитор занимал меньше места на столе, потреблял меньше энергии и меньше ее излучал (по крайней мере, так утверждают производители :)). По части утомляемости глаз все пользователи разделились на две группы – часть лучше адаптировалась к качественным ЭЛТ-мониторам, часть просто боготворила LCD. Судя по всему, здесь все зависит от характеристик конкретной модели монитора и особенностей организма. Нельзя однозначно рекомендовать всем ЖКИ-мониторы – эпоха ЭЛТ-моделей еще не пришла к закату.

Кроме ценовых факторов, повсеместной экспансии ЖКИ-мониторов долгое время препятствовали такие особенности, как несколько худшее качество цветопередачи и низкая скорость реакции. Под последним следует понимать так называемое время отклика, критичное при частом обновлении картинки. На ранних моделях TFT-матриц отчетливо наблюдался специфический шлейф не только при просмотре видеофильмов и в динамичных играх, но и при простом перемещении окна приложения по рабочему столу. Разумеется, что продвинутых геймеров такая ситуация никак устроить не могла – им подавай "действие без тормозов".

Вскоре время отклика стало одной из ключевых характеристик, по которым пользователи ориентировались в море предлагаемых моделей LCD-мониторов. Отдельные типы матриц имели более высокое время отклика, но выигрывали в других характеристиках, другие были быстры, но проигрывали в чем-то другом. Реализовать "быструю" матрицу в пределах 15" можно было достаточно просто, с большими диагоналями дело обстояло сложнее.

Ситуация усугублялась тем, что производители довольно быстро осознали всю значимость указанной характеристики для продвижения новых моделей мониторов. Они начали лукавить, указывая неполное время отклика или называя меньшую из двух величин: время подъема и время спада. Истинное же время отклика определялось суммой этих двух характеристик.

Геймерам предлагалось руководствоваться временем отклика следующим образом - единица делилась на время отклика в секундах, в итоге получалось число кадров в секунду, на которые может рассчитывать владелец монитора в самом благоприятном случае. Например, дисплей со временем отклика 25 мс мог обеспечить 1/0.025 = 40 кадров в секунду. Понятно, что заметную часть любителей игр такая характеристика устроить не могла.

И тут на арене действий появилась фирма Acer/BenQ, которая выпустила 15" монитор со временем отклика 16 мс. Это уже свыше 60 кадров в секунду, для большинства динамичных игр вполне достаточно. Подобная характеристика долгое время оставалась эталоном быстродействия матрицы жидкокристаллического монитора.

Прогресс не стоит на месте, и ведущие производители предлагают все более быстрые матрицы. Не берусь "с ходу" назвать рекордное на данный момент время отклика матрицы реально существующего монитора, но компания Samsung дает понять, что в ближайшее время 17" мониторы со временем отклика 12 мс станут реальностью. Например, для модели 172X производитель указывает именно такую характеристику (обведена красным):

И все бы ничего, но только ранее для этой же модели производитель указывал время отклика 16 мс:

Как сообщают представители компании, данная модель монитора будет комплектоваться более быстрой матрицей со временем отклика 12 мс, начиная с первого квартала 2004 года. Удивительно, что никаких отличительных символов для разделения "старой ревизии" и "новой ревизии" монитора пока не предусмотрено. Если такое положение дел сохранится и дальше, то неискушенный покупатель рискует получить за одну и ту же сумму либо монитор со временем отклика 16 мс, либо со временем отклика 12 мс. Все зависит лишь от того, насколько быстро будут распроданы существующие запасы мониторов модели 172X.

Щекотливая получается ситуация. Оверклокерам она напомнит ситуацию с видеокартами, когда идентичные по названию модели могут комплектоваться разной (по времени выборки) памятью. Разумеется, где-то на уровне серийного номера PCB эти варианты имеют различия в обозначении, но в такие тонкости захочет углубляться далеко не каждый продавец. Любопытно, последуют ли такому примеру производители других мониторов? Надо полагать, что они проявят разумность, и выделят модели мониторов с более быстрыми матрицами при помощи обозначений.

Кстати, новейшие исследования доказывают, что время отклика меняется для различных уровней контрастности и яркости изображения, так что в реальности на излюбленных вами "сумеречных настройках" разрекламированный монитор может и не демонстрировать обещанной резвости.

Аналогичным образом обстоят дела и с указанными в паспорте параметрами яркости или контрастности. Поскольку единой методики измерения не существует, многие производители публикуют завышенные или заниженные значения. В скором времени ситуация должна быть исправлена, так как будут разработаны новые стандарты для измерения параметров и сертификации жидкокристаллических мониторов. Пока же рекомендуем доверять собственным глазам при выборе монитора, хотя возможность увидеть желаемую модель "живьем" есть далеко не у всех. Важно помнить, что разного рода разветвители искажают качество картинки, поэтому приглянувшийся монитор лучше подключать в магазине к отдельному системному блоку. Впрочем, это уже совсем другая история :)...

Похоже, что самой интригующей новинкой сезона на чипе RV360 становится Sapphire Radeon 9600 XT. Недавно в Сети появились слухи о том, что частота чипа для этой видеокарты будет поднята до 525 МГц вместо номинальных 500 МГц. Это утверждал английский сайт The Inquirer, который сразу после анонса GeForce FX 5700 Ultra заявил о планах ATI выпустить более быструю ревизию чипа RV360. Заметим, что другие источники никак эту информацию не подтвердили, и только наши британские коллеги уверяли, что вскрытый ими экземпляр Radeon 9600 XT работал на частотах 525/600 МГц. Все бы шло своим чередом, если бы на отдельных французских сайтах не появились противоречивые сообщения.

Дело в том, что один из жителей Франции приобрел такую видеокарту в 128 Мб варианте, и частота чипа оказалась равной 500 МГц, а вот 2.8 нс память позволила поднять номинальную частоту до 650 МГц DDR. Любопытно, что ранее такую частоту для своих Radeon 9600 XT обещала Asus, но в реальности ограничилась эталонными значениями 500/600 МГц. Напомним, что именно частота памяти является критичной для масштабирования производительности Radeon 9600 XT. Дополнительные 50 МГц – это почти незаметно, но с точки зрения наличия 2.8 нс памяти позволяет рассчитывать на успешный разгон до 700 МГц DDR и выше.

Не будем забывать, что у Sapphire припасен и 256 Мб вариант Radeon 9600 XT – нельзя исключать, что от 128 Мб варианта он будет отличаться частотами. Обычно 256 Мб варианты видеокарт комплектовались более медленной памятью. Будет ли увеличена частота чипа на этой модели Radeon 9600 XT – судить не беремся. В принципе, архитектура Radeon 9600 XT допускает большой разброс номинальных характеристик, так что мы можем стать очевидцами появления огромного числа вариантов. Кстати, распространение этих видеокарт по планете позволяет говорить о том, что дефицит постепенно исчезает.

Слухи о близости выхода процессоров Opteron с частотой 2.2 ГГц оказались пророческими – сегодня на страницах официального сайта AMD появилась информация об оптовых ценах на эти процессоры:

  • Opteron 148 - $733;
  • Opteron 248 - $913;
  • Opteron 848 - $3199.

Как видим, предшествующее снижение цен от 26 октября подготавливало почву для появления процессоров с частотой 2.2 ГГц – тогда цены на старшие модели Opteron снизились почти на треть. Любопытно другое – процессор Opteron 148 (2.2 ГГц) стоит столько же, как и Athlon 64 FX-51 (2.2 ГГц). Оба процессора поддерживают двухканальную регистровую память DDR 400, имеют 1 Мб кэша второго уровня и способны работать только в однопроцессорных конфигурациях. Стало быть, AMD официально признает идентичность этих процессоров.

Тем не менее, одно достаточно важное для оверклокеров отличие все же должно существовать. По непроверенной информации, процессоры Opteron не позволяют повышать множитель. В разгоне это может стать серьезным препятствием. Процессор Athlon 64 FX-51 прекрасно разгоняется повышением множителя, если материнская плата поддерживает такую функцию. Теоретически, процессоры Opteron на степпинге C0 должны обеспечить хороший разгонный потенциал, но все упирается в возможность увеличения множителя, ибо частота шины 230-240 МГц покоряется далеко не всем материнским платам.

Последние действия AMD по блокированию множителей и иных прежде изменяемых параметров на процессорах Athlon XP позволяют предположить, что отношение компании к модификациям и разгону старших процессоров не будет попустительским.

Наши коллеги на сайте AMD Zone смогли раздобыть пару процессоров Opteron 248 (2.2 ГГц), предназначенных для работы в двухпроцессорных конфигурациях:

Разогнать их они еще не пробовали, но в целом провели достаточно содержимое тестирование, в ходе которого процессор показал пропорциональное повышение производительности. Двухпроцессорные конфигурации от такого увеличения частоты только выигрывают.

Появление этих процессоров только подогревает надежду на скорый анонс Athlon 64 FX-53 (2.4 ГГц) и Athlon 64 3400+ (2.2 ГГц). Пока предполагается, что анонс состоится до конца года.

Р fin
Вышла новая версия популярной программы для излечения звука с музыкальных CD с возможностью одновременного кодирования в популярные форматы мультимедиа сжатия Easy CD-DA Extractor.

В версию 6.2.1.1 внесены следующие изменения:

  • Добавлена функция чтения/записи CD-Text.
  • Попытка чтения метаданных из не содержащего их файла FLAC более не приводит к сбою программы.
  • Теперь интерфейс программы отображается корректно при включенных в Windows крупных шрифтах.

Стоимость программы составляет 30$, бесплатная версия имеет ограничение на 100 запусков. Скачивать можно отсюда:

  • Easy CD-DA Extractor 6.2.1.1 (3,7 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
Сообщения о поступлении чего-либо в японскую или китайскую розницу некоторой частью нашей аудитории воспринимаются чересчур болезненно. Некоторых начинает мучить зависть, другие спешат завалить мой почтовый ящик надменно-снисходительными сообщениями о том, что "в стране ... эта видеокарта (процессор/материнская плата) продается по цене ... уже целых ... недели". В большинстве же случаев наши публикации подобного характера имеют своей целью показать, что такой-то продукт начал поставляться на рынок по такой-то цене, и ссылка на розничную сеть азиатского региона уместна лишь по той причине, что тамошние журналисты не скупятся подкреплять свои сообщения фотографиями и комментариями.

Впрочем, в этом году мы получили еще один фактор, обязывающий обращаться к азиатским источникам за новинками рынка графических плат. Вслед за Radeon 9800 SE, с подачи китайских производителей мы узнаем о начале производства всевозможных бюджетных вариантов видеокарт. Они получают свое распространение по всему миру, но дебютируют неизменно в Китае.

Недавно мы стали очевидцами планов Nvidia выпустить урезанную версию NV35 под брендом GeForce FX 5900 XT. Точнее говоря, таким образом компания планирует избавиться от запасов чипов NV35, устранить собственного конкурента NV38 и наполнить ценовую нишу $200-300 видеокартами на базе собственных чипов.

Оказывается, процесс перехода от производства GeForce FX 5900 к GeForce FX 5900 XT продвигается гораздо успешнее, чем можно подумать. Китайская компания Colorful начала поставки на внутренний рынок видеокарты класса GeForce FX 5900 XT (она же SE) по уникально низкой цене порядка $210-220!

Видеокарта работает на частотах 400/700 МГц, комплектуется 2.8 нс памятью производства Hynix общим объемом 128 Мб. Шина памяти остается 256-битной, так что до уровня GeForce FX 5900 128 Мб эта видеокарта должна разогнаться без особых проблем.

Характерно, что чипы памяти расположены на одной стороне платы (итого 8 штук), поэтому дизайн платы несколько упрощен, а условия охлаждения более благоприятны. Радиаторы на памяти обдуваются кулером видеочипа, так что с охлаждением проблем быть не должно.

Будем надеяться, что подобные доступные по цене продукты с хорошим разгонным потенциалом скоро появятся и в отечественной рознице.

Р fin

Обновилась бесплатная информационно-диагностическая утилита AIDA32. В новую версию 3.86.3 внесены следующие изменения:

  • Поддержка антивируса Sybari Antigen.
  • Идентификация:
    • NS Geode GX1/GXLV/GXm, GX2.
    • SiS 55x.
    • Transmeta Crusoe TM3120, Efficeon TM8300/TM8600/TM8620.
  • Обнаружение видеочипа Nvidia GeForce FX 5900XT (NV35XT).
  • Информация о видеочипах Nvidia GeForce FX 5600XT, FX 5900XT.
  • Расширенная информация CPUID.
  • Поддержка сенсоров материнских плат:
    • DFI LANParty NFII.
    • Gigabyte 7VT600.
    • MS-6321.

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

  • AIDA32 v.3.86.3 Enterprise Edition (2,6 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
Еще в середине мая мы сообщали, что производство по сборке процессоров Pentium 4 будет размещено и в Китае. До сих пор сборкой процессоров Intel занимались фабрики в трех государствах: Малайзии, Филиппинах и Коста-Рике. Непосредственно кристаллы производились в США и Ирландии, а вот размещением их в корпуса mPGA 478 и тестированием занимались упомянутые выше производственные мощности.

Если верить сообщениям наших южнокорейских коллег, процессоры Pentium 4 китайской сборки начали появляться в продаже:

Пока была замечена модель Pentium 4 2.6C, но спектр собираемой в Китае продукции обязательно будет расширен в ближайшем будущем.

Сравните с маркировкой процессора Pentium 4 2.0 ГГц, произведенного на Филиппинах:

Очевидно, что упоминание о "стране происхождения" будет наноситься и на крышку теплораспределителя. Многие "опытные оверклокеры" научились выделять более разгоняемые процессоры по стране происхождения. Тем не менее, сотрудники нашей лаборатории склонны считать, что разгонный потенциал процессора зависит от номера партии, а не страны производства. Насколько успешны в разгоне "китайские" Pentium 4 – мы сможем узнать только после накопления статистики.

В августе мы уже достаточно подробно говорили о характеристиках чиспетов серии Grantsdale, чуть позже на горизонте появился Alderwood. Сегодня японский сайт PC Watch поведал некоторые новые данные об этих чипсетах, и мы незамедлительно делимся ими с вами...

Итак, в отношении Alderwood появляются следующие отличительные черты, отделяющие его от чипсетов серии Grantsdale:

  • Частота шины 533 МГц поддерживаться не будет (800/1066 МГц – это пожалуйста);
  • Будет поддерживаться только память типа DDR-II (DDR2-400 и DDR2-533), в четырех слотах DIMM максимальным объемом до 4 Гб;
  • Возможность работы памяти в одноканальном режиме еще не определена;
  • Будет поддерживаться память с контролем четности (ECC);
  • Режим ускорения доступа к памяти (нечто типа PAT) будет поддерживаться.

Стоимость Alderwood будет составлять примерно $50, что почти в 1.5 раза выше ожидаемого для Grantsdale уровня. Производство чипсета уже началось, массовые поставки запланированы на второй квартал 2004 года.

С чипсетами Grantsdale мы определились в прошлый раз. Единственное существенное дополнение – чипсеты этого поколения будут производиться по 0.13 мкм техпроцессу (для i875P и i865x используется 0.18 мкм технология). Это позволит снизить себестоимость производства, уменьшить размеры кристалла и уровень тепловыделения. Отчасти данное качество позволит и чуть лучше разгонять материнские платы – при тех же предельных частотах (в относительном выражении) северный мост будет нагреваться меньше. Разгон серийных процессоров Pentium 4 непосредственно материнская плата лимитирует очень редко – чаще всего предел по разгону процессора достигается раньше, чем предел для платы.

Новости появились только в отношении интегрированной версии Grantsdale-G, которая благодаря 0.13 мкм техпроцессу сможет укрепить характеристики графического ядра. Частота ядра вырастет с 266 МГц до 333 МГц, число пиксельных конвейеров удвоится до четырех. Планируется поддержка DirectX 9.0 и Pixel Shader 2.0.

Важно отметить, что число поддерживаемых южным мостом ICH6 слотов PCI 2.3 и PCI Express x1 сочетается в пользу первых – их можно будет разместить до пяти штук, новые слоты PCI Express x1 смогут ограничиться лишь четырьмя штуками. Один из этих каналов будет занят гигабитным сетевым контроллером (от шины CSA решено отказаться), так что свободными останутся только три канала PCI Express x1. В любом случае, на первых материнских платах слоты PCI и PCI Express x1 будут сочетаться в пропорции 3:2.

Кстати, слоты памяти для модулей DDR-I и DDR-II будут иметь разное конструктивное исполнение, поэтому в переходный период на платах будут устанавливаться по два слота DIMM каждого типа. Утверждается, что такой вариант несколько ухудшает стабильность работы памяти и усложняет дизайн, но дает необходимую универсальность и гибкость.

Сейчас обсуждают