Новости 11 июня 2003 года

Р TOPMO3
Как мы и обещали, следующий конкурс на сайте будет конкурс читателей, а не писателей. Присылать статьи на него не нужно, наоборот, регулярно заходить на наш сайт. В чём будет заключаться конкурс? Об этом мы спросили нашего бессменного webmaster'а Mech'а. Ему слово:

Конкурс начинается 22.06.2003 в 00:00 и продлится до 1.08.2003 23:59. В данный период, на всех страницах сайта (кроме конференции), внизу страницы рядом со счетчиками можно будет увидеть нестандартную кнопку со странными надписями :). Рассмотрим пример:

Здесь буквы красного цвета - это код активации. В качестве этого кода могут быть любые 8 букв латинского алфавита. Сразу за кодом идут 3 цифры, каждая из которых может иметь значение от 1 до 5. Итак, внимание! Если все эти 3 цифры будут иметь одинаковые значения, например вот так:

... значит вам повезло – смело кликайте по кнопке и переходите к "форме активации", где вам потребуется ввести код активации, значение на совпавших цифрах (в данном случае "4") и e-mail, на который будет начислены эти четыре очка. Они добавляются к вашему текущему счёту. Побеждает в конкурсе тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

Теперь перейдем к правилам конкурса:

1) Каждому участнику разрешено использовать в конкурсе только один адрес e-mail. Если мы определим, что участник использует в конкурсе несколько e-mail адресов, мы оставляем за собой право без каких-либо предупреждений снять участника с конкурса.

2) Для каждого посетителя сайта показывается уникальная кнопка. Она будет обновляться каждые 30 минут. В течение этого времени эта кнопка будет оставаться неизменной на всех страницах сайта (опять же - кроме конференции).

3) Кнопка должна быть активирована в течение 30 минут с момента первого показа посетителю.

4) (отменено!)Не допускаются к конкурсу посетители, использующие соединения через proxy-сервера. В этом случае им будет показана пустая кнопка:

5) Каждому участнику разрешено не более 3 активаций в сутки (сутки начинаются в 00:00 по московскому времени). Причем, считаются как удачные попытки активации, так и ошибочные. Так что придется выбирать – активировать сейчас кнопку с тремя единицами, или же подождать появления кнопки с большим баллом.

6) Активировать кнопки можно не чаще, чем каждые 30 минут. Попытка активации следующей кнопки раньше этого времени будет засчитана, но очки за нее начислены не будут.

7) Активация кнопки должна происходить с того же компьютера, для которого она была изначально показана.

8)new! Запрещается жульничество в любом виде :). Подразумевается, что участник использует:

А) Один прокси-сервер (на работе, в локальной сети и пр.).

Б) Услуги доступа в интернет какого-то конкретного провайдера. Если при участии в конкурсе использовался доступ через нескольких провайдеров (например, дома и на работе), то просмотр/активация кнопок должна происходить через какой-то промежуток времени.

Запрещена многократная смена IP (в случае dial-up’а – принудительный перезвон до провайдера) в целях получения лучшего результата. Из всего этого следует, что так же запрещено участие нескольких людей под одним e-mail.

При подведении итогов конкурса все это будет учитываться в первую очередь.

9) НЕЗАВИСИМО от введенных вами данных в форме активации кнопки, предупреждений о неправильности данных выведено не будет, т.к. никаких визуальных проверок не предусмотрено! Т.е. если вы ошибетесь при заполнении полей формы, то очко вам не будет начислено.

10) После попытки активации кнопки (как удачной, так и ошибочной) вам на указанный e-mail придет сообщение о том, что ваш результат принят к обработке (кроме случаев, когда в форме были найдены явные ошибки, например, не было заполнено какое-либо из полей).

11) При участии в конкурсе рекомендуем использовать проверенные почтовые ящики. В любом случае, мы не несем ответственности за работу сторонних почтовых серверов.

12) Мы оставляем за собой право приостановить проведение конкурса не некоторое время без объяснения на то причин. В этом случае время проведения конкурса НЕ увеличивается.

13) Мы оставляем за собой право в любое время изменить правила проведения конкурса без предварительного предупреждения. Все изменения в правилах будут внесены в этот текст.

14) Мы оставляем за собой право снять участника с конкурса, если будут обнаружены попытки взлома системы или иных противоправных действий.

15) В конференции запрещено обсуждение технических подробностей конкурса. За обсуждение возможных способов обмана системы проведения конкурса - бан.

До окончания конкурса никакие предварительные результаты публиковаться не будут. После окончания конкурса, при подведении итогов, мы опубликуем e-mail адреса 20-ти участников, набравших наибольшее количество очков.

А теперь о призах, в качестве призов предлагаются:

  • обещанная видеокарта NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra
  • центральный процессор Intel Pentium 4 3.0GHz
  • центральный процессор AMD Athlon XP 1700+@2900+
  • накопитель на жёстких магнитных дисках Seagate Barracuda ATA III ST340824A 40Gb
  • модуль оперативной памяти 512 MB DDR400 Kingston Value RAM
  • мультимедийная клавиатура BTC 9110 и стильная чёрная мышь Logitech M-S48a

Призы будут разыграны по жребию среди участников, набравших наибольшее количество очков. По поводу призов мы гарантируем, что любой победитель в Москве сможет получить награду лично в руки. Иногородним участникам мы можем выслать призы по почте, но в этом случае все возможные претензии по доставке адресуйте в Министерство связи и почтовых сообщений . Все изделия на момент передачи будут в исправном виде, но поскольку это подарок, гарантия на призы не распространяется.

Итак, не забывайте наш сайт летом, заглядывайте, читайте статьи и участвуйте в конкурсе. Пусть именно вам улыбнется удача!

Но это еще не все :) Чтобы вы могли потренироваться перед конкурсом, а также посмотреть "как это все работает", мы решили провести тренировочный тур нашего конкурса, который будет проходить с 16 по 20 июня. В этот период вы уже сможете набирать очки, однако призов победители не получат :) Мы просто опубликуем их емайлы. Перед началом же основного тура конкурса все результаты тренировочного тура, естественно, будут обнулены. Во как.

Р fin

Появилась финальная версия утилиты для отображения информации о процессорах AMD от самого производителя. Доступна информация о наименовании процессора, его производителе, примерной скорости, размерах кэшей L1/L2, степпинге и поддерживаемых наборах инструкций. Исходный код недоступен. На фразу "точность информации для не-АМД процессоров не гарантируется" я и не обратил внимание, как на само собой разумеющееся, пока не увидел следующее:

Вот такие добрые парни из АМД :).

Скачать можно здесь:

После традиционно глубокого по смыслу и простого в отношении доступности объяснения происхождения феномена включения режима PAT на чипсете i865PE, опубликованного на страницах нашей лаборатории, у наших читателей больше не должно оставаться и тени сомнения, что уважающие себя производители материнских плат выпустят соответствующие версии BIOS, активирующие эту возможность.

Мы не собираемся вести на страницах новостной рубрики подробную хронику на тему "Кто еще примкнул к лагерю любителей формулы i865PE + PAT", однако некоторые события из жизни дорогих сердцу оверклокера брендов не могут обойти нас стороной.

Дело в том, что Epox теперь тоже выпустила бета-версию BIOS для своей материнской платы EP-4PDA2+, которую выложили для скачивания наши коллеги на сайте Tweak Town. Напоминаем, что это бета-версия, и использовать ее нужно крайне осмотрительно.

Данная материнская плата хорошо зарекомендовала себя в первых тестах, поэтому дополнительные 5-10% прироста быстродействия после обновления BIOS смогут добавить ей привлекательности в глазах потенциальных покупателей. Приятно осознавать, что столь популярный среди оверклокеров бренд теперь тоже "в курсе" новейших секретов Intel :).

Р fin

Даже после совместного заявления Futuremark и Nvidia, до полного взаимопонимания между компаниями и, что самое главное, понимания со стороны пользователей пока еще далеко. Представители Futuremark, наконец, дали однозначный ответ: для тестирования пользоваться надо новым 3DMark 2003 Build 330, несмотря на то, что бывшие "жульничества" теперь считаются "оптимизацией", и выпущен совместный пресс-релиз :).

Как известно, разработчики 3DMark нашли 8 методов обнаружения бенчмарка драйверами Detonator FX, которые и были нейтрализованы. Но обозреватели с сайта Tech-report.com проверили еще один, девятый, самый очевидный метод - проверки по имени файла "3DMark03.exe". После переименования файла бенчмарка в "3DMurk03.exe" результаты всех видеокарт GeForce FX при использовании анизотропной фильтрации упали. 

С драйверами Detonator 44.03 при использовании степени фильтрации 8X падение производительности в видеорежиме 1024x768x32 составило:

  • GeForce FX 5200 Ultra - 9,5%
  • GeForce FX 5600 - 16,3%
  • GeForce FX 5800 Ultra - 22,3%

Падение производительности было наибольшим в игровых тестах 2 и 3, и незначительным в игровых тестах 1 и 4.

Для демонстрации различий в изображении, почти незаметных на глаз, обозреватели подготовили скриншот, отображающий разницу в кадре 480 бенчмарка до и после переименования исполняемого файла. 

Оригинальный "кадр 480"
 
Разница в кадре 480 между "3DMark03.exe" и "3DMurk03.exe"

Давайте подумаем, 20% "лишней" производительности до Build 330 + 20% после переименования в "3DMurk03.exe" = 40% надувательства? или 40% оптимизации? :)

Приближается тот самый час, когда в описании конфигураций наших компьютеров будет значится не Windows XP SP1, а Windows Longhorn (или ее "серийное" название). Пока вся мировая общественность гадает, что нового принесет новая массовая операционная система от Microsoft, один удачливый француз на сайте Beta News опубликовал свои впечатления от использования бета-версии этой операционной системы.

Описывать подробно интерфейс и программные возможности я не буду, поскольку моя задача - доносить до публики новости "hardware", то есть аппаратной части. Поэтому остановимся на потребительских свойствах операционной системы и ее быстродействии...

Что должно непременно понравиться большинству энтузиастов и экспериментаторов – это скорость установки системы. На машине с процессором Athlon XP 1800+, 256 Мб памяти DDR 266 и жестким диском WD 80 Гб с объемом буфера 8 Мб процесс установки системы занимает всего 15 минут! Более того, процесс загрузки системы длится не более 15 секунд – в этом отношении Longhorn переняла лучшие качества Windows XP.

Понятно, что хорошими качествами дело не ограничивается. В плане общей производительности в тесте Sandra 2003 бета-версия Longhorn пока проигрывает Windows XP. Будем надеяться, что в окончательном релизе этот недостаток будет устранен. Возможно, что проблемы быстродействия порождаются недостаточным объемом оперативной памяти – 256 Мб ОЗУ для новой Windows являются необходимым минимумом.

В плане стабильности бета-версия нареканий не вызывает, но вот существующих системных ресурсов ей явно маловато. Тот же Internet Explorer запускается целых 10 секунд, к тому же он не имеет встроенных средств просмотра Java или Flash. Аппетиты в плане оперативной памяти у новой ОС весьма неуемные: explorer.exe занимает 50 Мб, а Internet Explorer – 20 Мб. Добавьте сюда пару приложений, и поймете, что оперативной памяти много не бывает...

Не забывайте, что проведенный тест представлял собой только беглый обзор возможностей одной из первых бета-версий. Надо полагать, что недочеты и ошибки будут, в большинстве своем, устранены к моменту официального выхода Longhorn в 2004 году. Насколько это возможно для традиций Microsoft, разумеется :)...

Р fin

Обновилась AIDA32 - отличная информационно-диагностическая утилита, распространяющаяся бесплатно.

В новой версии 3.61.9:

  • Добавлен плагин бенчмарка производительности сети.
  • Добавлен плагин расширенной диагностики монитора.
  • Улучшения в бенчмарке ОЗУ.
  • Очень актуальная для нас поддержка македонского языка. :)
  • Идентификация Service Pack 6a для Winows NT 4.0.
  • Расширена информация об операционной системе.
  • Добавлено отображение базовой информации по чипсетам UTRON.
  • Добавлено отображение информации специфических датчиков материнских плат Abit VA6 и Shuttle AK38.
  • Исправлены:
    • Идентификация операционных систем.
    • Отключение настроек пользователя/группы на контроллерах домена.
    • Отображение информации со специфического датчика Asus A7N8X.
    • Процедуры определения DMI.

Скачать можно, как всегда, в нашем файловом архиве:

Р fin

Очередная бета-версия универсальной утилиты для настройки видеокарт PowerStrip. О нововведениях известно следующее:

  • Обновлено управление при помощи "горячих клавиш".
  • Пересмотрена процедура управления частотой обновления монитора.

Скачать можно, как всегда, в нашем файловом архиве:

Я полагаю, нашим постоянным читателям нет нужды напоминать о внешнем виде одного из самых ярких представителей семейства GeForce FX 5800 Ultra – видеокарты Abit Siluro FX5800 Ultra DOTH. Знаменитая система охлаждения OTES III стала следующей после OTES II, переименованной с подачи Nvidia в FX Flow и прижившейся на эталонных видеокартах NV30. Насколько удачной стала OTES III, как она способствует разгону и охране покоя пользователя – все это можно было выявить в ходе тестирования.

Несмотря на то, что эталонные видеокарты GeForce FX 5800 Ultra побывали во всех крупнейших тестовых лабораториях мира, о младшем варианте по имени GeForce FX 5800 писалось очень мало – после восхода новой звезды по имени NV35 о неудачной NV30 все сразу забыли. Собственно, даже GeForce FX 5800 Ultra была воспринята производителями видеоплат неохотно, однако младшая модель GeForce FX 5800 все же начала получать распространение после снижения цен на видеокарты серии GeForce FX 5800. Мы уже имели возможность убедиться, что в плане разгона GeForce FX 5800 достаточно перспективен – время выборки памяти и ревизия видеочипа младшей версии полностью идентичны характеристикам модели Ultra, отличаются лишь тактовые частоты – 400/800 МГц против 500/1000 МГц. Этот разрыв можно с успехом преодолеть разгоном и сэкономить порядка $100.

Сегодня мы имеем возможность рассказать вам о тесте видеокарты Abit Siluro FX5800 DOTH, проведенном руками наших скандинавских коллег на сайте Nordic Hardware.

Собственно, внешностью этой видеокарты вас не удивишь, разве что конструкция радиаторов памяти с оборотной стороны платы отличается от увиденных ранее образцов:

Время выборки памяти этой модели составляет 2 нс, что полностью соответствует показателям GeForce FX 5800 Ultra. Система охлаждения не только весит меньше FX Flow, но и шумит гораздо меньше. В шуме отсутствуют высокочастотные составляющие, являющиеся главным раздражителем владельцев FX Flow. Конкретное значение уровня шума наши коллеги не указывают, но признают, что плата Abit работает заметно бесшумнее аналогичной видеокарты Gainward. Это позволяет нам предположить, что уровень шума лежит в пределах 30-35 дБ.

Избегая лишних подробностей, сообщим, что видеоплата Abit разогналась до частот 520/1040 МГц, что вполне характерно даже для разгона версии Ultra. В относительном выражении этот разгон соответствует 30% приросту частоты! Что самое приятное – авторы заявляют о пропорциональном росте производительности в играх Quake III и Unreal Tournament 2003. Разгон позволил GeForce FX 5800 обойти в некоторых режимах даже Radeon 9700 Pro, что для номинальных частот недостижимо.

Безусловно, Abit FX5800 DOTH нельзя назвать идеальной видеокартой для разгона, но за сумму $320 вы можете получить редкого представителя вымирающей породы NV30, причем не столь шумного, как остальные родственники. Покупать эту видеоплату имеет смысл только с прицелом на разгон, однако более терпеливым поклонникам Nvidia лучше дождаться выхода GeForce FX 5900 Value, которая при сопоставимой цене унаследует все положительные свойства GeForce FX 5900, лишившись лишь части возможностей. Одним словом, Abit FX5800 DOTH – это видеоплата "на любителя", точнее сказать – для коллекционера :).

Р fin

Motherboard Monitor (MBM) - утилита мониторинга, отображающая информацию о показаниях различных датчиков материнской платы, температуру процессора, жесткого диска, видеокарты, скорости вращения вентиляторов (если таковые датчики в наличии и поддерживаются программой). Умеет отключать компьютер при перегреве, записывать показания датчиков в log-файл. 

Список поддерживаемых материнских плат находится здесь.

В новой версии 5.3.3.0:

  • Добавлены:
    • Поддержка чипсетов Nvidia Crush K8 и Crush K8S.
    • Поддержка делителей вентиляторов 16, 32, 64 и 128.
    • Опция обновления частоты процессора через N секунд после рестарта.
    • Расширение кода плагинов для предоставления функций ввода/вывода.
    • Возможность установки специфических настроек материнской платы инсталлятором (в данном случае для Abit IC7/IC7G/IS7).
  • Изменения:
    • Звуковые wav-файлы будут воспроизводиться бесконечно, до тех пор, пока показывается сигнал тревоги.
  • Исправлены:
    • Работа с некоторыми охлаждающими устройствами.
    • Перетаскивание инструментальной панели мышкой "для левши".
    • Работа со степенью загрузки процессора в модуле syslog/udp.
    • Отображение значений меньше -19 на цифровой панели инструментов.
  • Исправлено/добавлено отображение уровня напряжений следующих материнских плат:
    • Abit AT7 MAX
    • Abit NF7
    • ASUS P4SDX
    • ASRock K7VT2
    • ECS L7S7A2
    • LM85
    • Soyo Dragon KT400 Ultra Platinum

Скачать программу можно, как всегда, в нашем файловом архиве:

  • Motherboard Monitor 5.3.3.0 (1,84 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP) - в архив включен файл локализации с поддержкой русского языка.
С появлением двуканальных чипсетов серии i865 и i875P актуальность оверклокерского потенциала памяти обрела беспрецедентную значимость. Если обычная память DDR 400 могла спокойно работать в номинальном режиме при частоте системной шины 200 МГц, то синхронный разгон по шине ограничивался пределом разгона памяти. Синхронный разгон – это не самоцель, и надо четко осознавать его выгоды и недостатки, однако любой оверклокер желает выжать из своей системы максимум возможностей. DDR 400 уже работает на пределе своих возможностей, так что успех разгона этого типа памяти свыше 400 МГц DDR зависит во многом от качества модулей.

Осознав актуальность этой проблемы, сотрудники сайта AnandTech провели сравнительное тестирование оверклокерской памяти пяти производителей:

  • Corsair TwinX PC3200 LL;
  • Kingston HyperX PC3500;
  • OCZ PC3200 EL;
  • TwinMOS PC3200;
  • Crucial PC3200.

Все модули представляли собой парные модули DDR 400 объемом по 256 Мб каждый. Память Kingston DDR 433 в ходе тестов работала в режиме DDR 400. Каждая пара модулей прогонялась в тесте со значениями таймингов по SPD, а затем с минимально возможными значениями. В качестве бенчмарка использовался Quake III Timedemo 1, основу видеосистемы составляла видеокарта Asus V8460 Ultra (GeForce 4 Ti 4600) c драйверами Detonator 44.03. На графиках отображены полученные скорости FPS в Quake III.

В ходе тестирования модули памяти устанавливались на следующие материнские платы:

  • Abit IC7 (i875P);
  • Abit IC7-G (i875P);
  • Abit IS7 (i865PE);
  • Abit IS7-G (i865PE);
  • Albatron PX865PE Pro (i865PE);
  • Albatron PX865PE Pro II (i865PE);
  • AOpen AX4C Max (i875P);
  • Asus P4C800 Deluxe (i875P);
  • Asus P4P800 Deluxe (i865PE);
  • DFI Pro875 LAN Party (i875P);
  • Epox 4PCA3+ (i875P);
  • Epox 4PDA2+ (i865PE);
  • Gigabyte 8KNXP (i875P);
  • Gigabyte 8KNXP Ultra (i875P);
  • Gigabyte 8PENXP Ultra (i865PE);
  • MSI 875P Neo-FIS2R (i875P);
  • MSI 865PE Neo2-FIS2R (i865PE).

Руководствуясь этим списком, вы можете представить примерное поведение конкретных модулей памяти с данными материнскими платами. Однако, это отнюдь не означает, что такие же модули будут так же работать с конкретной моделью материнской платы – повторяемость результатов в тестах разных экземпляров модулей памяти достаточно низка, да и конкретный экземпляр платы может иметь свои нюансы.

По итогам тестов лучшим комплектом признан Corsair PC3200 LL, однако он же является и самым дорогим. Более доступными альтернативами могут стать комплекты Kingston HyperX или OCZ, однако лидером по показателю "цена/качество" становится продукция Crucial:

Эта память дешевле Corsair на целых 30%, но уступает в производительности от силы 3%. Разумеется, что в разгоне расстановка предпочтений может измениться, ведь наши коллеги не испытывали память на разгон. Более того, для отечественного рынка оперативной памяти более типично преобладание продукции других брендов, а также и вовсе "безродных" модулей. Необходимо осознавать, что на текущем уровне развития технологий производства памяти успешный разгон памяти в большинстве случаев могут гарантировать только модули хорошего качества.

Наш сайт исключительно редко обращается к теме игровых приставок, но интеграция компьютерных технологий в эти развлекательные устройства достигла такой степени, что проходить мимо некоторых новостей из этой сферы мы не можем.

Как известно, компания Microsoft решила захватить долю рынка игровых приставок, выпустив некоторое время назад свою консоль Xbox. Имея в своей архитектуре много "почти настольных" компонентов, эта приставка была оснащена процессором Pentium III и графическим чипом Nvidia, в простонародье именуемом GeForce 2.5. Особенностью архитектуры этой приставки являлось то, что она объединяла в себе процессор Intel, чипсет Nvidia и шину AMD HyperTransport! Ну, где еще можно увидеть подобное соседство? :)

Сайт Spong поведал любопытную историю о взаимоотношениях Microsoft и Nvidia. История их споров в отношении проекта по производству Xbox своими корнями уходила в различие взглядов на ценовую политику. Microsoft стремилась сделать Xbox дешевле, Nvidia не располагала необходимым потенциалом снижения цены. Возник конфликт, вылившийся в долгие судебные разбирательства и разлад отношений.

Представители Nvidia уже не раз давали понять, что компания спокойно обойдется и без заказов со стороны Microsoft на производство чипсетов для Xbox 2, концепция которой уже давно вынашивается Microsoft. Сегодня появилась информация, что будущим партнером Microsoft по производству Xbox 2 может стать ATI – особых альтернатив у американской компании не остается, так как необходимые объемы производства конкурирующие фирмы обеспечить не могут.

Между тем, ATI уже давно производит свой чип Flipper для игровых консолей Nintendo Game Cube. Отношения Microsoft и Nintendo еще не испорчены имперскими амбициями первой, прослеживается даже некоторая дружба на полубытовом уровне (штаб-квартиры компаний находятся по соседству). Конечно, не в духе Microsoft заводить дружбу из благотворительных побуждений – компании могут объединить свои усилия в борьбе с главным конкурентом в лице Sony и ее консоли PlayStation. И Nintendo, и Microsoft давно "имеют на нее зуб"...

Сведя интересы ATI и Microsoft, Nintendo ничем не рискует – ее собственные консоли имеют преимущественно игровую ориентацию, в то время как Xbox 2 должна стать мультимедийным комбайном, формирующим собой "центр вашей цифровой гостиной" :). Как сложатся отношения ATI и Microsoft – покажет время, однако последняя должна учесть горькие уроки прошлого и не "разбрасываться" партнерскими отношениями с поставщиками графических чипов.

С момента анонса Radeon 9800 Pro прошло уже несколько месяцев, а в продаже до сих пор не были замечены видеокарты Radeon 9800 (не-Pro), хотя при потенциально более низкой цене и схожем дизайне они могли представлять для оверклокеров интерес – все, чего не дал вам производитель, мог дать разгон :).

Французский сайт 3D Chips-fr сообщил о появлении в их поисковой розничной системе предложения по продаже видеокарты Gigabyte GV-R9800, раскрывающего любопытные характеристики:

  • Частота чипа 320 МГц;
  • Частота памяти 620 МГц DDR;
  • Объем памяти 128 Мб;
  • Шина памяти 256 бит;
  • Время выборки памяти 2.8 нс;
  • Интерфейс AGP 8x.

Заметим, что по тактовым частотам эта видеоплата вписывается в типичные для Radeon 9700 Pro характеристики, а время выборки памяти характерно для модели Radeon 9800 Pro. Заметим, что последний работает на частотах 380/680 МГц, то есть на 60 МГц больше для чипа и памяти. В этой ситуации успех разгона младшей версии чипа R350 и видеокарты на его основе будет зависеть от дизайна печатной платы и конструкции системы охлаждения. Если будет использоваться дизайн Radeon 9800 Pro, то разгон до номинальных частот старшей версии будет гарантирован, а в лучшем случае – даже до более высоких частот. Впрочем, судить о дизайне печатной платы Radeon 9800 мы пока не можем. Даже если Gigabyte будет использовать более простой дизайн, то среди партнеров ATI найдутся "друзья оверклокеров", способные выпустить Radeon 9800 на "правильном дизайне".

Цена видеокарты Gigabyte GV-R9800 во Франции составляет порядка 400 евро, что на 40 евро меньше стоимости версии на основе Radeon 9800 Pro. Обернется ли экономия этих 40 евро адекватным приростом производительности при разгоне – покажут первые тесты, но нам очень хотелось бы в это верить.

Сейчас обсуждают