Платим блогерам

Новости 10 ноября 2004 года

Производители компьютеров и бытовой электроники тоже озабочены экологичностью своей продукции, на ряду с производителями упаковочных материалов. Если какой-либо материал нельзя переработать повторно, подобно бумажному пакету или алюминиевой банке, то его нужно научить разлагаться с минимальным вредом для природы. По крайней мере, такой тактики придерживаются многие производители материалов.

Известно, что природой легче усваиваются вещества органического происхождения, и разного рода полимеры к их числу можно отнести далеко не всегда. Компания Pioneer, уже проявившая себя недавно в разработке технологии записи на оптический диск с помощью ультрафиолетового лазера, на днях порадовала сторонников экологической частоты новым сообщением.

Один из японских изобретателей предложил использовать для производства одноразовых Blu-Ray дисков полимеры, получаемые из кукурузы. Подобный диск на 87% состоит из природных полимеров, полученных из кукурузы и другого биологического материала. Диск может содержать 25 Гб данных, а в случае ненадобности его можно выкинуть без всяких угрызений совести по поводу экологических последствий - почва легко усвоит "кукурузную" основу.

Поверхность диска покрывается 0.1 мм защитным слоем смолы, чтобы придать диску дополнительную прочность и защитить от механических повреждений. Хотя теоретически такой диск можно съесть, раскусить его достаточно сложно - настолько прочным он получился.

На ум приходит классическая ассоциация. Окончившие начальную школу в советское время читатели могут помнить рассказ о великом конспираторе всех времен и народов, товарище Ленине. Согласно этому рассказу, он умудрялся вести тайную переписку с соратниками, находясь в заключении. В тюремной камере он смастерил из хлебного мякиша чернильницу, наполнил ее молоком, и писал свои послания между строк в полученных для чтения книгах нейтрального содержания. Эти молочные чернила проявлялись при нагреве бумаги от света лампы, что позволяло прочесть записи единомышленникам Ленина. Как только возникала угроза разоблачения, Владимир Ильич резво хватал "чернильницу" со стола и проглатывал :).

Нечто подобное можно проделывать и современным революционерам, но уже с цифровыми носителями. Если использовать кукурузные Blu-Ray диски от Pioneer, все лишние улики можно вмиг уничтожить. Вот только вид человека, с усилием поглощающего похрустывающий оптический диск, вызывает гораздо большее недоумение, чем в случае с "обедающим" Ильичем :).

Кстати, компания Sony в этом году уже предлагала использовать в качестве носителей "бумажные" оптические диски. При необходимости уничтожения данных их достаточно было перерезать ножницами. Приживутся ли подобные одноразовые диски в обиходе, сказать сложно, но идея не лишена рациональности.

Р Doors4ever
Результаты голосования по итогам конкурса статей за прошлый месяц однозначны и не допускают двойных толкований. Лучшими признаны статьи двух авторов:

GreY ожидает получения кулера Gigabyte 3D Cooler Ultra, тестированию которого на нашем сайте посвящена отдельная статья:

А Sladky получает оверклокерский девайс под названием OCZ DDR Booster:

Это устройство позволяет увеличить напряжение, подаваемое на модули памяти, вплоть до 3.9В! Подробности и результаты тестов можно узнать из нашего обзора.

Я поздравляю победителей, благодарю участников конкурса и желаю удачи всем!

Еще полгода назад ATI и Nvidia не исключали возможности выхода графических решений с 512 Мб памяти. Мотивировались такие планы растущими потребностями современных игр и увеличением объемов текстур. Сейчас же только профессиональные графические адаптеры реально оснащаются 512 Мб памяти, причем ATI и Nvidia не торопятся выпускать соответствующие модификации видеоплат. В настоящее время в ассортименте Nvidia нет игровых видеокарт, оснащенных 512 Мб памяти.

Известно, что технологии типа Turbo Cache и SidePort (HyperMemory) позволят Nvidia и ATI соответственно уменьшить объемы устанавливаемой на видеоплаты начального уровня памяти, при этом сохраняя приемлемый уровень производительности. Технология Turbo Cache найдет свое применение не только в дискретных решениях типа NV44, но и в интегрированном чипсете nForce 4, который выйдет в следующем квартале.

ATI уже использует схожую технологию в своем чипсете Radeon Xpress 200 (RS480), так что от идеи выхода дорогостоящих 512 Мб видеокарт канадская компания наверняка отказалась.

Высокая пропускная способность интерфейса PCI Express x16 должна позволить видеокартам более эффективно работать с разделяемой системной памятью, что дает производителям шанс уменьшить объем устанавливаемой на видеокарты памяти до 16-32 Мб. По крайней мере, бюджетные решения от такого подхода много не потеряют.

Тем удивительнее было обнаружить в списках изменений, привнесенных в драйверы ForceWare версии 66.93 поддержку видеокарт с объемом памяти 512 Мб. Конечно, речь может идти не о текущих игровых решениях, а о перспективных платах класса NV48, но вероятность выхода игровых плат с таким объемом памяти пока остается крайне низкой.

Прокатившийся по Сети на прошлой неделе "неофициальный" анонс звуковой платы Creative SoundBlaster Audigy 4 Pro вызвал некоторое недоумение в сознании всех ценителей качественного звука. От предшественницы она мало чем отличалась, а официальные характеристики Audigy Pro были опубликованы только на японском и американском зеркалах сайта Creative. Чуть позже прошел слух, что эта аудиокарта поступит в продажу в конце ноября, но тираж будет ограничен.

Предполагалось, что Audigy 4 Pro на самом деле представляет слегка модернизированный продукт на базе Audigy 2 ZS, и существенных изменений в характеристиках он не приносит. На сегодняшний динь известно, что Audigy 4 Pro отличается поддержкой EAX 5.0 и улучшенным до 116 дБ соотношением "сигнал/шум". Нам и ранее были известны примеры превращения менее дорогих звуковых плат Creative в более функциональные путем модификации драйверов, и теперь мы можем наблюдать очередной этап "фейслифтинга".

Наши коллеги с сайта VR-Zone сообщают, что анонс звукового решения нового поколения от Creative состоится в марте следующего года. Предполагается, что звуковой чип под кодовым названием Zenith обеспечит поддержку "совершенно новой архитектуры" и интерфейса PCI Express x1.

В лице SoundBlaster Zenith мы сможем увидеть первую реально востребованную массовым потребителем плату расширения с интерфейсом PCI Express x1. Звуковые платы обычно переходят на новые интерфейсы более медленно, чем графические решения, так что первый шаг со стороны Creative не обернется закатом PCI-решений.

Мы уже публиковали подробный перечень маркировок процессоров Prescott на степпинге ядра E0, и самой младшей из мигрирующих на него моделью был признан процессор Pentium 4 2.8A с 533 МГц шиной и 1 Мб кэша. Между тем, младшим носителем ядра Prescott с 1 Мб кэша считается процессор Pentium 4 2.4A, открытый нами весной этого года.

Хотя изначально считалось, что этот процессор появился в качестве временной альтернативы Northwood 2.4 ГГц, к настоящему моменту он "прижился" в ассортименте Intel, и даже перешел на степпинг D0 (SL7YP).

Более того, Intel даже решила возродить процессор Pentium 4 2.4C, выпустив аналог на ядре Prescott (SL7FY), который пока основан только на степпинге C0. Впрочем, если дело пойдет дальше, в скором времени мы увидим Prescott 2.4E на степпинге E0.

Подобную уверенность нам придает следующий факт. Дело в том, что вчера компания Intel выпустила PCN, извещающий о переводе процессоров Pentium 4 со степпинга D0 на степпинг E0. От прочих подобных документов этот PDF отличается тем, что содержит упоминание о процессоре Prescott 2.4A на степпинге E0!

Да-да, самый доступный процессор Prescott с 1 Мб кэша теперь переводится на степпинг E0. Модификация будет иметь маркировку вида SL88F, успешно гармонирующую с прочими процессорами в исполнении Socket 478, которые будут переведены на степпинг E0:

  • Prescott 3.4E -> SL88L;
  • Prescott 3.2E -> SL88K;
  • Prescott 3.0E -> SL88J;
  • Prescott 2.8E -> SL88H;
  • Prescott 2.8A -> SL88G;
  • Prescott 2.4A -> SL88F.

Нам известны случаи разгона процессоров Prescott на степпинге E0 до 4.5-4.7 ГГц при использовании только воздушного охлаждения. Если учесть, что Prescott 2.4A имеет достаточно высокий множитель (18х), то для достижения частоты 4.5 ГГц ему потребуется частота шины 250 МГц, что вполне по силам большинству материнских плат на базе чипсета i865PE и ему подобных.

Розничная стоимость этого процессора в Москве достигает $125-130, что кажется не таким уж большим взносом за вступление в "Клуб 4 ГГц" :). Сообщается, что поставки таких процессоров на степпинге E0 начнутся после 22 ноября.

Интересно, что указанный документ перечисляет лишь несколько процессоров Pentium 4 в исполнении LGA 775, которые перейдут на степпинг E0 уже в ноябре. В их число входит Pentium 4 560 (3.6 ГГц), а также три процессора с поддержкой EM64T. Разумеется, что Pentium 4 570J (3.8 ГГц) тоже можно будет включить в этот список, но в продаже он появится не сразу.

Скорее всего, Intel желает сконцентрироваться на переводе на новый степпинг процессоров старших моделей. Варианты Pentium 4 с разъемом LGA 775 получат не только поддержку XD, но и некоторые дополнительные функции управления энергопотреблением. Видимо, речь идет о функции Thermal Monitor 2, защищающей ядро от перегрева.

Владельцы систем с разъемом Socket 478 будут рады тому, что процессоры данного класса будут переведены на степпинг E0 в числе первых. При этом не надо забывать, что поддержку технологии CPU Lock Free эти процессоры уже не обеспечивают. Мы будем с нетерпением ждать первых результатов разгона процессоров с маркировкой SL88F, в очередной раз приближающим оверклокерскую мечту о 100% приросте частоты к реальности.

С выходом процессора Pentium 4 XE 3.46 ГГц, который останется единственной моделью с официальной поддержкой 1066 МГц шины до следующего квартала, производители материнских плат начали проявлять интерес к технологиям типа CPU Lock Free, впервые предложенной Asus. Технология позволяла снизить множитель серийных процессоров Prescott до 14х, что открывало доступ к разгону по шине. Если появилось желание разогнать до 266 МГц по шине, то производители материнских плат готовы всячески этому способствовать. В качестве примера можем назвать шаг компании MSI, присоединившейся к лагерю Asus и Gigabyte только после анонса решений с 1066 МГц шиной.

Вчера компания Abit анонсировала технологию CPU Accelerator, позволяющую увеличить производительность системы на 33%:

Естественно, что под столь амбициозными заявлениями и сбивающим с толку названием скрывается обычный аналог CPU Lock Free. Понижая множитель отдельных процессоров до 14х, можно разогнать их до 1066 МГц шины. Эти самые 33% как раз получаются из соотношения частот 1066 МГц и 800 МГц шин. Понятно, что производительность системы вовсе не обязана возрастать на эти самые 33%.

Интересно, что частота памяти при переходе на 1066 МГц шину в данном случае возрастает странным образом - с 400 МГц DDR до 444 МГц DDR, что соответствует делителю "6:5".

Поддержку технологии CPU Accelerator получат все материнские платы Abit на базе чипсетов i915P, i925X и i925XE, а именно Abit AG8, Abit AA8-DuraMAX, Abit AA8XE и Abit Fatal1ty AA8XE. Как и принято, поддержка новой функции появится в новых версиях BIOS.

Кстати, оверклокерский потенциал материнской платы Abit Fatal1ty AA8XE недавно изучали американские коллеги с сайта Anandtech. Им удалось разогнать плату до 323 МГц по шине, что еще раз доказывает пригодность решений на базе чипсета i925XE для экстремального разгона.

Поскольку частоты видеокарт на основе чипа R480 еще не сообщались, мы могли судить о характеристиках этих решений по косвенным признакам. Например, по принадлежности чипа к старому 0.13 мкм техпроцессу и использованию "двухэтажной" системы охлаждения. Было очевидно, что выжать дополнительные мегагерцы из чипа R480 компании ATI удалось не без труда.

Итальянские коллеги с сайта HW Upgrade после общения с тайваньскими производителями поделились информацией о ближайших анонсах ATI. Итак, первого декабря состоится дебют видеокарт на базе чипа R480, окончательное название для которых пока не придумано:

  • R480 XT Platinum Edition -> 16 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 540/1180 МГц;
  • R480 XT -> 16 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 520/1080 МГц;
  • R480 Pro -> 12 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 520/1080 МГц.

Прежде всего, частоты флагманской версии R480 не поражают воображение своей высотой. Если современные видеокарты Radeon X800 XT PE PCI-E работают на частотах 520/1120 МГц, то R480 XT PE в этом отношении продвигается на 20 МГц для видеочипа и на 60 МГц DDR для памяти. Хотя многие аналитики предсказывали использование более быстрой памяти GDDR-3, дефицит и высокая стоимость последней довершили свое дело - для работы на частоте 1180 МГц DDR может использоваться прежняя 1.6 нс память. Для младших версий R480 будет достаточно даже возможностей 2.0 нс памяти, хотя производители наверняка будут использовать чипы со временем цикла 1.6 нс.

Очевидно, что первостепенная задача для ATI - обеспечить хороший уровень выхода годных чипов, способных работать на частоте 520 МГц. Подобные проблемы в свое время вызывали дефицит Radeon X800 XT PE, и с выходом R480 канадцы рассчитывают побороть эту "болезнь". По этой причине даже R480 Pro работает на "смелых" 520 МГц.

Есть у такой храбрости и иное объяснение. Известно, что в качестве более доступного решения ATI будет использовать 0.13 мкм чип R430, работающий на более низких частотах. Видеокарты на его основе будут иметь две модификации, и частота чипа старшей из них наверняка не превысит 475 МГц.

Сообщается, что старшие модификации видеокарт на базе R480 будут оснащаться двухслотовым кулером. Раскритиковав в свое время систему охлаждения GeForce FX 5800 Ultra, теперь ATI сама не смогла уйти от подобного конструктивного решения. Если учесть, что на многих материнских платах разъем PCI Express x16 расположен по близости со слотами PCI Express x1, высокий кулер будет перекрывать как минимум один из них. То есть, возможности по расширению системы будут ограничиваться.

Наши итальянские коллеги также резюмируют информацию, которая известна в отношении технологии Multi Rendering, призванную конкурировать с Nvidia SLI:

  • Multi Rendering действительно позволяет использовать в связке любые две видеокарты на чипах ATI.
  • Дополнительный коннектор не требуется, видеокарты сообщаются через интерфейс PCI Express x16 средствами чипсета.
  • Поддержкой Multi Rendering должен обзавестись чипсет RS400/RX400, анонс которого состоится в следующем квартале. Он будет поддерживать процессоры Pentium 4 и обладать модернизированным графическим ядром. Последователи анонсированных на днях RS480/RX480 тоже обзаведутся поддержкой Multi Rendering.
  • Технология Multi Rendering позволит объединять видеокарты разного уровня. В крайнем случае, для "усиления" внешней видеокарты могут использоваться возможности интегрированного в чипсет графического ядра.

Что ж, весьма многообещающие характеристики. Остается лишь дождаться появления первых тестов подобных систем, чтобы судить об уровне эффективности Multi Rendering.

Хотя все аспекты "настольного" применения процессоров Pentium M до сих пор официально находятся под запретом Intel, в Сети регулярно появляются слухи о возможности перехода к двуядерным процессорами с архитектурой Pentium M после отказа от NetBurst. Руководство компании, между тем, уже перестало скрывать свои очевидные симпатии к ядрам семейства Pentium M, которые кажутся перспективной веткой эволюции.

О мобильных двуядерных процессорах Yonah до сих пор было известно, что они должны выпускаться по 0.065 мкм техпроцессу, поддерживать 667 МГц шину и разделяемый кэш объемом 2 Мб. Уровень тепловыделения не должен был превысить 40 Вт при частоте каждого ядра свыше 2.0 ГГц. Технология энергосбережения позволяла бы отключать одно ядро при работе ноутбука от батарей, и использовать оба ядра при работе от электросети.

Процессоры Yonah уже производятся в опытных лабораториях Intel, их анонс должен состояться в начале 2006 года. Сегодня наши французские коллеги с сайта x86-secret поделились информацией, полученной из конфиденциального слайда Intel, описывающего таинственный процессор под кодовым названием Sossaman.

Если верить представленной информации, процессоры Sossaman будут серверными аналогами Yonah, предназначенными для работы в двухпроцессорных конфигурациях. То есть, два ядра будет содержать каждый процессор, итого в системе будет четыре ядра и только два разъема. Процессоры Pentium M уже применяются в "лезвийных" серверах, однако многоядерные решения подобного класса являются новинкой.

Sossaman тоже будет иметь 2 Мб кэша и поддерживать 667 МГц шину, которая к тому времени станет базовой для процессоров класса Xeon MP. Судя по всему, шина по-прежнему будет делиться между ядрами, и для снижения уровня ошибок в ядро Sossaman будет внедрена специальная контролирующая логика. Многопоточность будет поддерживаться процессорами этого класса, но речь, скорее всего, не идет о Hyper-Threading. Разумеется, что поддержка EM64T будет предусмотрена.

Прочие характеристики Sossaman интригуют еще больше. Частоты начнутся от 2.3 ГГц, при этом уровень TDP будет равен 31 Вт для "полновесной" модели и 16 Вт для процессоров класса LV. Предельная температура ядра может достичь 100 градусов Цельсия, а в качестве системы охлаждения достаточно будет использовать пассивный радиатор с обязательной активной вентиляцией корпуса сервера. Энергосберегающая технология IEST под кодовым названием Geyserville 3 будет дополнительно снижать тепловыделение.

Первые прототипы процессоров Sossaman изготавливаются уже сейчас, однако в серийное производство они будут запущены не ранее первого квартала 2006 года. Надо полагать, что к этому времени будет налажен выпуск мобильных процессоров Yonah. Возможно, Sossaman станет прообразом двуядерных настольных процессоров Intel, основанных на архитектуре Pentium M.

Сейчас обсуждают