Платим блогерам

Новости 04 июля 2005 года

Как вы можете помнить, отдельные источники не исключали возможности наличия у видеочипа G70 32 пиксельных конвейеров, восемь из которых деактивированы на случай "всеобщей мобилизации" на борьбу с R520 и его последователями. Хотя такой сценарий и казался благоприятным для сторонников продукции nVidia, в действительности всё оказалось несколько иначе...

Коллеги с гонконгского сайта HKE PC установили на свой компьютер новую версию известной утилиты RivaTuner (RC 15.6), наделённую официальной поддержкой видеочипа G70. Кстати, эта утилита долгое время поддерживала двойное название для G70 - чип ранее носил обозначение NV47. Заметим, что это не единственный намёк на родство с чипом NV45: британские коллеги на прошлой неделе поделились мнением, согласно которому G70 имеет много общего с архитектурой NV45, просто ради увеличения производительности были добавлены восемь пиксельных конвейеров и два вершинных процессора. Кроме того, был модернизирован техпроцесс и добавлены новые функции типа CineFX 4.0 и IntelliSample 4.0.

Собственно говоря, близкое знакомство со скриншотом RivaTuner позволило доказать, что чип G70 имеет только 24 пиксельных конвейера из 24 возможных - всего шесть блоков по четыре конвейера. То есть, ничего включить на этом чипе нельзя. А вот отключить наверняка можно - видеокарты GeForce 7800 GT и GeForce 7800 могут этим воспользоваться.

Кстати, список поддерживаемых драйверами ForceWare 80.40 видеочипов содержит упоминания и об NV48:

Что это за чип, мы пока говорить не берёмся. Вполне возможно, такое обозначение носит слегка разогнанная версия G70/NV47, которая выйдет осенью. Повод для заблаговременной подготовки к анонсу такого решения у nVidia есть - дело в том, что ATI достаточно быстро представит преемника R520 с более высокими частотами. Поскольку R520 должен был выйти ещё весной, а обновлять ассортимент флагманских графических решений следует два раза в год, преемник R520 имеет шансы появиться уже этой осенью. Скорее всего, nVidia противопоставит ему именно чип, носящий сейчас условное обозначение "NV48". Нельзя исключать, что этот чип как раз и будет иметь 32 пиксельных конвейера.

Р fin

Программа VirtualDub, несомненно, хорошо знакома тем, кому приходилось заниматься обработкой видеофайлов. Она предназначена для захвата и обработки видео с ориентацией на обработку AVI-файлов, обладает возможностями пакетной обработки файлов, распространяется бесплатно с открытым исходным кодом (по GPL-лицензии).

Как и ожидалось, новая версия наконец-то подготовлена как стабильная после долгого ряда экспериментальных. Особых изменений при этом в VirtualDub 1.6.8 не вносилось, было исправлено чуть более десятка ошибок, из которых особо выделяется ошибка со списком фильтров. Полный список изменений можно посмотреть на этой странице официального сайта.

Автор программы сообщает, что новые версии VirtualDub 1.6.x, если и будут выпущены, то только с ради исправления ошибок, так как ветка 1.6 теперь считается стабильной. Сейчас ведутся работы над перспективной версией VirtualDub 1.7, в которой будет существенно переработана система работы с фильтрами аудио и видео. Новая система фильтров позволит использовать внешние плагины, а также позволит фильтрам работать асинхронно и поддерживать многопоточность, что является необходимым для поддержки 32/64-битных режимов.

Скачать обе версии программы можно по ссылкам:

Недавно мой коллега обнаружил в новейшей версии драйверов Forceware 80.40 упоминания о 15 модификациях чипсета nVidia Crush51, который ещё не обрёл официального названия, но в интегрированной версии был представлен на выставке Computex 2005 в составе материнских плат. Пока мы не можем ответить, для чего может понадобиться такое многообразие модификаций чипсета, но некоторые новые данные об этом семействе у нас появились.

Итак, основным источником новостей об этом семействе чипсетов стал британский сайт The Inquirer. Прежде всего, разъясним систему классификации: вариант чипсета с интегрированным графическим ядром будет называться "Crush51G", дискретная версия - "Crush51D". Как и предполагалось, графическое ядро будет идентично по своим возможностям чипу NV44, давшему жизнь дискретным решениям серии GeForce 6200TC. Технология TurboCache позволит использовать системную память для размещения текстур, хотя для интегрированных ядер это вполне естественно. Возможно, Crush51G будет использовать небольшой локальный кэш для более быстрого доступа к наиболее часто используемой информации.

Более важной характеристикой ядра Crush51G станет поддержка Pixel Shader 3.0, которая до недавних пор в интегрированных решениях не встречалась.

Кстати, чипсет будет состоять из северного моста и южного моста, в качестве последнего могут использоваться как чипы семейства MCP51, так и более старые CK8-04. Дискретная версия чипсета Crush51D получит возможность поддержки SLI, если производитель платы предусмотрит два слота PCI Express x16. Семейство чипсетов Crush51 ориентировано на платформу AMD64, так что платы на их основе будут оснащаться разъёмами Socket 939 и Socket 754.

Коллеги утверждают, что первые платы на базе чипсетов этого семейства начнут появляться в сентябре 2005 года. Примерно в это же время стоимость чипсетов серии nForce 4 SLI будет снижена, так что возможность работы Crush51D с режимом SLI ценовых преимуществ почти не предоставит.

По темпам развития рынок средств мобильной связи уже давно обогнал компьютерную индустрию. Бум услуг сотовой связи лишь подстёгивает гонку "технического перевооружения" мобильных телефонов: новые модели появляются с поразительной скоростью, а мода на сотовые трубки порой капризнее погоды. Мобильный телефон уже давно перестал быть простым средством связи: теперь он объединяет функции личного органайзера, фото- и видеокамеры, проигрывателя музыкальных файлов, диктофона, игровой приставки и карманного компьютера. Престижные модели телефонов выгодно подчёркивают социальный статус владельца, они стали элементом "дресс-кода", позволяющим оценить прогрессивность и обеспеченность человека одним беглым взглядом.

Между тем, производители мобильных телефонов и операторы сотовой связи видят и другой фронт работ: расширение потребительской аудитории за счёт бюджетных решений. Сказочно выгодные тарифы и недорогие трубки являются главным средством достижения поставленной цели: "Даёшь сотовый телефон каждому жителю планеты к 2ххх году!" Как вы понимаете, статистика не отражает качественных масштабов "телефонизации планеты" - если в мегаполисах на душу населения приходятся по два и более мобильных телефона, то в непроходимых джунглях Амазонки они абсолютно не распространены в виду своей бесполезности для местных жителей. Тем не менее, статистика гласит: 77% населения планеты живёт в зоне действия сотовых сетей, но лишь 25% населения пользуется услугами сотовой связи. Увеличивать последнюю цифру как раз собираются производители телефонов и операторы сотовой связи.

Например, подразделение Philips Semiconductors на прошлой неделе сделало заявление о планах по выпуску платформы для производства мобильных телефонов стоимостью не более $20. В настоящее время стоимость самых дешёвых трубок не опускается ниже $30-40, если не рассматривать аппараты с криминальным прошлым, предложения вторичного рынка и комплексные решения типа "получи телефон бесплатно и пожизненную подписку на наши услуги".

Эта бюджетная платформа появится уже в конце 2005 года или начале 2006 года, самим производителям она будет обходиться в сумму менее $5. Трубки на базе этой платформы будут иметь чёрно-белый экран и поддерживать полифонические мелодии, позволят вести разговоры и обмениваться SMS. По большому счёту, для обеспечения связи этого вполне достаточно :). Philips считает, что появление таких предложений позволит завоевать новых потребителей услуг сотовой связи в развивающихся регионах типа Китая, Индии, Африки, Южной Америки и Восточной Европы. Надо полагать, что Россия и страны СНГ в этот список тоже включены.

Всего производителям соответствующих решений предстоит склонить к "мобилизации" порядка 3.3 миллиардов человек, которые в силу разных причин пока не пользуются услугами сотовой связи. Распространение мобильных телефонов стоимостью $20 главным средством достижения этой цели считаться не может - цену нужно снижать ещё. К 2008 году Philips рассчитывает предложить платформу для создания мобильных телефонов стоимостью менее $15.

Хотя владельцы "крутых" моделей за $400-600 могут презрительно фыркать при одной мысли о функциональных возможностях бюджетных аппаратов, потребителями таких решений могут стать не только малообеспеченные слои населения. В условиях существования разных тарифных планов многие экономные пользователи предпочитают иметь несколько SIM-карт. Использовать "переходники-смесители" и прошивать несколько номеров в одну карту не всегда удобно. Поэтому часть потребителей наверняка не откажется от покупки второго телефона ценой $15-20. Если эти аксессуары будут ещё и наделяться некоторыми элементами внешнего декора, то другой целевой аудиторией дешёвых аппаратов станут модники и модницы. Когда трубка надоест и утратит актуальность, с ней не жалко будет расстаться - избавиться от аппарата стоимостью $15 психологически гораздо проще, чем с выгодой пристроить обесценившийся некогда престижный мобильный телефон.

Как вы уже знаете, осенью этого года компания nVidia представит две более доступных видеокарты на базе чипа G70, которые получат названия GeForce 7800 GT и GeForce 7800 соответственно. Видеокарты будут основаны на платах идентичного дизайна, который будет отличаться от дизайна графических плат класса GeForce 7800 GTX. Пока никаких данных о характеристиках этих видеокарт нет, но можно предположить, что чип G70 лишится нескольких пиксельных конвейеров (благо урезать теперь можно более щедрыми порциями - всего чип содержит 24 конвейера). Снижение тактовых частот также представляется вероятным. Проводя аналогию с GeForce 6800 Ultra/GT, можно предположить, что GeForce 7800 GT ограничится снижением тактовых частот, а вот версия GeForce 7800 Standard будет отличаться наличием отключенных конвейеров.

Интересные сведения о перспективах соседства видеокарт GeForce 6800 GT и GeForce 7800 GT опубликовали вчера наши коллеги с сайта The Inquirer. По поводу технических характеристик новинки они ничего определённого сказать не могут, но вот факт подготовки анонса такого решения подтверждается и этим источником. Более того, видеокарты GeForce 7800 GT тоже будут доступны в продаже сразу после анонса - похоже, nVidia решила взять этот принцип за правило.

Интересно другое. Как вы можете помнить, видеокарты GeForce 6800 Ultra с интерфейсом PCI Express x16 уже к осени уступят место анонсированным в прошлом месяце GeForce 7800 GTX, причём производство первых будет свёрнуто. Чип NV45 двигался от анонса к моменту начала производства в достаточных объёмах почти полгода, проблема дефицита преследовала его на этом пути. Видеокарты GeForce 7800 GTX продемонстрировали не только более высокую производительность, но и оказались более экономичными в плане энергопотребления. При этом цена выросла лишь незначительно - до рекомендованного уровня $549-599. Логично, что прекращение производства видеокарт GeForce 6800 Ultra с интерфейсом PCI Express x16 пойдёт на пользу nVidia и будет безболезненно воспринято потребителями.

Видеокарты GeForce 6800 GT и GeForce 6800 многие любители разгона и современных игр не отказались бы купить осенью по сниженным ценам. К их великой радости можем сообщить, что видеокарты GeForce 6800 GT и GeForce 6800 продолжат существовать после анонса GeForce 7800 GT и GeForce 7800. Более того, наши собственные источники подтвердили, что цены на видеокарты GeForce 6800 GT и GeForce 6800 будут снижены, хотя точных цифр пока никто не называет. Можно предположить, что GeForce 6800 GT будет стоить не более $250-300, что уже привлечёт к этому "полуфабрикату" для разгона до уровня GeForce 6800 Ultra массу покупателей.

Мотивы nVidia понять можно: остатки чипов NV45 можно эффективно сбывать по более низким ценам в составе видеокарт GeForce 6800 GT, не боясь конкуренции со стороны более дорогих GeForce 7800 GT и GeForce 7800 GTX. Видеокарты GeForce 6800 и вовсе основаны на специальном чипе NV42, который имеет большой потенциал снижения себестоимости применительно к видеокартам.

Можно предположить, что AGP-версия GeForce 6800 GT тоже сохранит своё присутствие на рынке, ведь nVidia не планирует выпускать платы семейства GeForce 7xxx с интерфейсом AGP 8x. В такой ситуации AGP-версия GeForce 6800 GT на базе чипа NV40 станет реальной альтернативой для тех, кто давно хотел купить видеокарту такого класса, но не мог себе этого позволить из-за высоких цен. После "уценки" GeForce 6800 GT привлекательность такой модернизации заметно возрастёт.

Кстати, подобным образом могут закрепиться в сегменте решений с интерфейсом AGP 8x и другие видеокарты поколения GeForce 6xxx. Стало быть, анонс новых графических решений nVidia всё же принесёт некоторую выгоду тем, кто не сможет купить видеокарты GeForce 7xxx в обозримом будущем - продукты предыдущего поколения станут доступнее.

Р fin

Медиа-плеер Light Alloy - довольно популярная отечественная программа, ориентированная на воспроизведение видеофайлов. Обычно этот плеер характеризуют высокой скоростью работы, скромным потреблением системных ресурсов, удобством, приятным внешним видом за счет симпатичных скинов, простотой в управлении, но одновременно и множеством возможностей для тонкой настройки опытными пользователями.

В этот раз Илья Великанов подготовил очередную промежуточную версию плеера, которые теперь официально именует бета-версиями. В Light Alloy 3.3 build 5674 по сравнению с последним финальным выпуском внесены такие изменения:

  • В настройках типов файлов теперь можно нажимать на заголовки списка расширений - тем самым выделяя всю группу или снимая выделения со всех файлов данной группы.
  • Добавлена поддержка тэгов <B>, <I> и <U> (жирный, курсив и подчеркнутый соответственно).
  • Теперь в окне фильтров по двойному нажатию мышкой можно вызвать свойства фильтра.
  • Теперь после запуска WinLIRC при старте фокус возвращается плееру.
  • Теперь при чтении файла настроек используется кэш.
  • Отключено обновление соединения WinLIRC каждые 10 минут.
  • Исправлен сбой приложения при включении WinLIRC и установленном брандмауэре.
  • Исправлены мелкие ошибки.

Для отечественных пользователей программа бесплатна, остальным требуется раскошелиться на 29$. Чтобы выполнить процедуру регистрации требуется всего лишь отгадать русскую загадку.

На нашем сервере размещен архив с программой, содержащий как финальную версию 3.3.5625 с инсталлятором, так и исполняемый файл бета-версии 3.3.5674. Скачать можно по ссылке:

Также рекомендую заглянуть в ветку с обсуждением программы нашего форума, где последнее время ведутся бурные споры о преимуществах и недостатках Light Alloy.

В последние годы производители видеокарт снабжают свои новинки чёткими предписаниями в плане аппаратных требований, особое внимание уделяя мощности блока питания. Переход на использование интерфейса PCI Express x16, способного обеспечить до 75 Вт мощности собственными силами, радикально не изменил ситуацию - флагманские модели видеокарт быстро исчерпали этот лимит мощности и потребовали дополнительного питания через шестиштырьковый разъём. Производители блоков питания уловили тенденцию, и стали оснащать свои продукты одним или двумя разъёмами питания соответствующего типа.

Между тем, человеком всегда движет любопытство, которое в случае с видеокартами иногда приводит к намеренному нарушению рекомендованных производителем условий эксплуатации. Например, недавно наши гонконгские коллеги тестировали систему на базе двух видеокарт GeForce 7800 GTX в режиме SLI при использовании блока питания мощностью всего 350 Вт. Конечно, качественный блок от Delta нельзя сравнивать с той поделкой китайских ремесленников, что стоит в корпусе системного блока за $25, но факт остаётся фактом: предписания производителей можно иногда и не выполнять.

Схожий эксперимент решили провести и наши коллеги с сайта OC Workbench. Они просто сравнили результаты тестов двух видеокарт GeForce 7800 GTX в режиме SLI при отключенном разъёме дополнительного питания и при подключенном разъёме. Как вы можете догадаться, видеокарта при недостатке мощности просто снижает рабочие частоты - по крайней мере, раньше видеокарты nVidia вели себя именно так, предусмотрительно оповещая пользователя соответствующим сообщением при загрузке операционной системы. Можно было бы предположить, что и GeForce 7800 GTX поведёт себя аналогичным образом.

Хотя мы достоверно не знаем, до каких частот "притормаживается" GeForce 7800 GTX в случае отсутствия дополнительного питания, но в режиме 2D видеокарта работает на частотах 275/1200 МГц, что ниже соответствующих частот для режима 3D - 430/1200 МГц. Как можно посчитать, частота ядра снижается на 36%. Забавно, но именно на 36% снизилась производительность связки из двух GeForce 7800 GTX в бенчмарке 3DMark03. Можно предположить, что видеокарты работали именно на частотах 275/1200 МГц.

В бенчмарке 3DMark05 производительность снизилась на 17% - это уже меньше, чем в 3DMark03. Скорее всего, этот тест при данной конфигурации системы демонстрирует большую зависимость от производительности центрального процессора, а потому падение частот видеокарт не так заметно отражается на результатах графического бенчмарка.

Собственно говоря, вывод из результатов этой "лабораторной работы" можно сделать только один: эксплуатировать видеокарты без дополнительного разъёма питания можно, но придётся расплачиваться потерей производительности. "В мирное время" обрекать себя на такие лишения нет никакой необходимости. Однако, если при сборке компьютера шестиштырьковый разъём питания не был подключен, либо потерялся/вышел из строя переходник, то некоторое время можно работать на пониженных частотах.

Самые внимательные наши читатели могут помнить, что в середине прошлого месяца компания ATI анонсировала видеокарту Radeon X550. Конечно, соперником GeForce 7800 GTX она не сможет стать при всём желании, да и новой архитектурой похвастаться не имеет возможности. Плата основана на всё том же 0.11 мкм чипе RV370, который обзавёлся суффиксом "XT" для пущей важности, а также повысил номинальную частоту с 325 МГц до 400 МГц. Заодно нашлось место и для более быстрой памяти. Фактически же ATI ничего нового не предложила, просто модернизированный Radeon X300/X550 обладает более высоким уровнем производительности при сохранении прежней цены. Это как если бы производитель шампуня начал предлагать более вместительный флакон по прежней цене :).

Видеокарты Radeon X550 уже были замечены на японском рынке. Местный производитель по имени Kuroutoshikou, чьи графические решения подозрительно напоминают продукцию PowerColor (TUL), предложил полный ассортимент видеокарт Radeon X550. Модификации отличались конструктивным исполнением (полнопрофильная плата или низкопрофильная плата), разрядностью шины памяти (64 бита или 128 бит), объёмом памяти (128 Мб или 256 Мб), типом разъёмов для подключения устройств вывода изображения (DVI, D-Sub, S-Video или HDTV).

Большинство видеокарт работало на стандартных частотах 400/500 МГц. Как вы могли заметить, строгих требований к частоте памяти не существует - производитель сам решает, использовать ли память с частотой 500 МГц DDR, либо порадовать покупателя памятью с частотой 550 МГц DDR. Например, в конкретном случае производитель ограничился использованием памяти в исполнении TSOP производства Infineon со временем выборки 4.0 нс. Такие чипы могут работать на частоте 500 МГц DDR.

Кстати, модификация Radeon X550 с памятью типа GDDR-2 тоже представлена в японских магазинах. Как мы уже говорили, снижение объёмов производства памяти в исполнении TSOP и снижение стоимости памяти типа GDDR-2 вынуждают производителей графических плат использовать эту несколько непривычную в бюджетном сегменте память. Между тем, она неплохо разгоняется - например, микросхемы со временем выборки 2.8 нс способны работать на частоте 750 МГц DDR. Стоимость такой версии Radeon X550 достигает $90-100, самые простые модификации с 64-битной шиной обойдутся в $60. Другими словами, необходимая в сегменте low-end свобода выбора существует, а цены держатся в отведённых им рамках.

Сейчас обсуждают