Платим блогерам

Новости 03 июля 2004 года

Хотя мой коллега уже уделил достаточно внимания описанию первых 0.09 мкм прототипов мобильных процессоров Mobile Athlon 64 на ядре Oakville, мне бы хотелось дополнить картину информацией о настольных версиях Athlon 64, появившуюся на сайте VR-Zone.

Прежде всего, наши сингапурские коллеги обещают выход процессора Athlon 64 4000+ осенью этого года, что вполне вписывается в имеющееся у нас представление о планах AMD. Процессор будет основан на 0.09 мкм ядре Winchester, рабочая частота составит 2.6 ГГц.

Интересно, что в качестве сроков для начала производства указываются сентябрь или октябрь. Если речь идет о начале производства инженерных образцов, то октябрь еще можно принять в качестве даты запуска, но анонс определенно состоится чуть позже. Тем не менее, отсутствие у AMD проблем с освоением 0.09 мкм техпроцесса вполне очевидно.

Ядро Winchester будет иметь площадь 83 кв. мм, что на 43% меньше площади 0.13 мкм ядра Newcastle, равной 144 кв. мм. Степпинг ядра первых процессоров Winchester получит обозначение "D0".

Но более всего интересно то, что нам обещаны младшие модели Athlon 64 на ядре Winchester, обладающие рейтингами 3800+, 3500+, 3200+ и даже 3000+. Надо полагать, процессоры в исполнении Socket 939 будут переводиться на рейтинги 3200+ и 3000+ по мере увеличения объемов производства 0.09 мкм моделей, и ожидать анонса соответствующих процессоров ранее первой половины следующего года не следует.

Кстати, процессоры Winchester с рейтингами 3000+ и 3200+ вполне могут существовать и в исполнении Socket 754. Все зависит от того, насколько перспективной на момент их выхода AMD будет считать эту платформу.

Точнее говоря, непосредственно анонса не будет - подобные процессоры просто начнут производиться. Если учесть, что бюджетное семейство Sempron перейдет на Socket 939 только во втором квартале 2005 года, то и для появления младших Winchester иные сроки предусматривать нет смысла.

Младшие модели Winchester будут обладать хорошим разгонным потенциалом и низкой ценой, однако зафиксированный на увеличение множитель послужит препятствием в случае разгона. Материнские платы класса Socket 939 на базе существующих чипсетов не всегда хорошо приспособлены для разгона по шине, так что для достижения приличных результатов придется повозиться.

Поставки видеокарт Radeon X800 Pro в московскую розницу начались в конце мая, тогда эти видеоплаты стоили от $500 до $550. С тех пор прошел целый месяц, и, несмотря на сезонное затишье, прогресс в сторону снижения цен все-таки заметен.

Например, некоторые предложения в поисковой системе Price.ru сейчас называют цену от $468, причем некоторая часть из них относится к платам производства Sapphire, оснащенными функцией VIVO. Как вы знаете, именно они переделываются в Radeon X800 XT простой перепрошивкой BIOS.

Подобные эксперименты с видеокартами GeForce 6800 не-Ultra к успеху не приводят, поэтому Radeon X800 Pro VIVO остается одним из самых привлекательных "полуфабрикатов", если не считать дефицитных GeForce 6800 GT.

Другими словами, за прошедший месяц розничная стоимость Radeon X800 Pro снизилась на 10-17%, она постепенно приближается к рекомендованному уровню в $399 и оптовому уровню в $370. Будем надеяться, что тенденция сохранится на протяжении лета, и осенью потребители смогут получить еще более дешевые платы этого семейства.

В качестве подкрепления тенденции можем сообщить, что на японском рынке появились видеокарты Radeon X800 Pro от Connect3D по цене примерно $460. Для регионального рынка эта цифра является рекордно низкой, и для других точек планеты может трансформироваться в цену порядка $430-450.

На этой неделе мы узнали, что все видеокарты семейства GeForce 68xx с интерфейсом PCI Express x16 будут поддерживать возможность работы в спаренной конфигурации SLI, и амбиции будущих владельцев некогда казавшихся эксклюзивными систем от Alienware были задеты. Чуть позже выяснилось, что производители чипсетов и материнских плат готовы предложить свои решения с двумя слотами PCI Express x16, позволяющие самым ненасытным и обеспеченным геймерам почувствовать удвоенную мощь современной графики.

При этом точная величина прироста от перехода на SLI измерялась в относительных величинах: от 77% до 87% и даже 100%. Сколько это будет в попугаях при использовании настроек по умолчанию, не мог точно сказать не один ресурс.

Положение дел взялись исправить сотрудники сайта The Inquirer, которые со ссылкой на польские источники опубликовали результат бенчмарка 3DMark 2003 (1024 x 768). Сообщается, что две видеокарты NV45 в паре с неизвестным процессором позволят достичь счета в 21 185 "попугаев".

Весьма впечатляющий результат, если учесть, что еще недавно аналогичные цифры в 3DMark 2001 SE казались пределом совершенства. Теперь же этот рубеж покоряется в 3DMark 2003 системой на базе спаренных NV45. Напомним, что достижения одиночных видеокарт на базе NV40 лежат в пределах от 11 000 до 13 500 "попугаев", в зависимости от конфигурации и частот.

Если учесть, что возрожденная концепция SLI будет позволять синхронно разгонять обе видеокарты, то рейтинги производительности в будущем году наверняка начнут пополняться результатами, полученными на подобных "тандемах" :).

Едва мы попытались собрать некоторую статистику разгона видеокарт класса GeForce 6800 Ultra Extreme, как наши коллеги с сайта ModLabs поделились любопытной информацией.

Если ранее считалось, что чипы NV40 для видеоплат GeForce 6800 Ultra Extreme тщательно отбираются вручную, и во всем мире их не более 200 штук, то результаты разгона вполне заурядных плат GeForce 6800 Ultra заставили нас пересмотреть позицию.

Например, простой вольтмод позволял видеокарте GeForce 6800 Ultra устойчиво работать на частоте 470 МГц по чипу, что уже заведомо выше номинальной частоты варианта GeForce 6800 Ultra Extreme.

Собственно говоря, наши коллеги сообщают, что весь секрет GeForce 6800 Ultra Extreme заключается в более высоком напряжении питания чипа - оно превышает номинал на 0.1 В. Как уже сообщалось, в подобных случаях наблюдается прирост разгонного потенциала видеокарты. Сотрудникам сайта ModLabs после прошивки соответствующей версии BIOS удалось разогнать GeForce 6800 Ultra производства Leadtek до частот 470/1300 МГц, что весьма прилично для "неэкстремальной" версии.

Этот пример лишний раз доказывает, что производители далеко не всегда продают по заоблачным ценам действительно отличающиеся от обычных продукты. Конечно, отбор и тестирование на разгон для подобных оверклокерских решений проводятся, но приписывать этим этапам подготовки к гарантированному разгону волшебные качества было бы неправильно :).

Казалось бы, полный список маркировок процессоров Prescott на степпинге D0 в исполнении Socket 478 мы опубликовали еще в мае, и никаких разночтений в этом плане предвиделось. Тем не менее, выход процессоров в исполнении LGA 775 оставлял поводы для размышлений о судьбе моделей с 533 МГц шиной, которые новым разъемом официально не наделялись.

При этом часть информационных сайтов питала надежду на выход процессора Prescott 2.8A с частотой шины 533 МГц в исполнении LGA 775. Честно говоря, дать официальное название такому процессору достаточно сложно. Дело в том, что имя "Pentium 4 520" закреплено за моделью с 800 МГц шиной, и для дифференциации Prescott 2.8A с разъемом LGA 775 следовало бы назвать "Pentium 4 518".

Весьма актуальной проблемой, невольно всплывшей после анонса платформы LGA 775, стала некая защита от разгона, присутствующая на материнских платах, основанных на чипсетах i915x/i925X. Лишь компании Abit недавно удалось добиться гарантированного разгона до 275 МГц по шине.

Что такое 275 МГц для оверклокеров, привыкших покупать младший процессор семейства с целью разгона? Если ориентироваться на готовый к поступлению в продажу по цене $178 процессор Pentium 4 520 с фиксированным значением множителя 14х, то картина получается не очень радостной. Во-первых, такой процессор в лучшем случае удастся разогнать до 3850 МГц (14 х 275 МГц). Во-вторых, для покорения более высоких частот (а моделям на степпинге D0 они будут даваться легче, чем современным носителям степпинга C0), потребуется более высокий множитель, так как чипсеты будут чинить препятствия разгону по шине. В итоге стремящийся к предельному разгону оверклокер будет вынужден покупать более дорогие процессоры с увеличенным множителем.

Оказывается, этих проблем можно будет избежать, так как Intel собирается начать выпуск процессора Prescott 2.8A в исполнении LGA 775 на степпинге D0! Упоминание о нем уже появилось в официальной документации Intel (SL7J4):

Этот процессор интересен нам тем, что при низкой цене ($163) обладает высоким множителем (21х) и приличным разгонным потенциалом степпинга D0. То есть, экстремалы наверняка смогут разогнать этот процессор за предел 5.5 ГГц, да и простых оверклокеров при использовании данной модели материнские платы лимитировать не будут.

Есть у этого процессора только один недостаток - поддержка Hyper-Threading не предусмотрена, но это не так важно при разгоне :).

Кстати, есть в документации Intel и некоторые другие интересные разграничения процессоров по признаку маркировки. Например, часть коробочных процессоров (в упаковках нового образца) будет поставляться без кулеров. Получается, что это своеобразная комплектация "lite retail", отличающаяся следующими значениями S-Spec:

  • Prescott 2.8A -> SL7KH;
  • Prescott 2.8E -> SL7KJ;
  • Prescott 3.0E -> SL7KK;
  • Prescott 3.2E -> SL7KL;
  • Prescott 3.4E -> SL7KM;
  • Prescott 3.6E -> SL7KN.

Для остальных носителей степпинга D0 ряд маркировок имеет следующий вид. Например, процессоры в исполнении Socket 478 подчиняются следующему соответствию:

  • Prescott 2.8A -> SL7E2;
  • Prescott 2.8E -> SL7E3;
  • Prescott 3.0E -> SL7E4;
  • Prescott 3.2E -> SL7E5;
  • Prescott 3.4E -> SL7E6.

В случае с коробочными процессорами класса LGA 775, оснащенными кулерами, все гораздо проще. Ряд маркировок выглядит так:

  • Prescott 2.8A -> SL7J4;
  • Prescott 2.8E -> SL7J5;
  • Prescott 3.0E -> SL7J6;
  • Prescott 3.2E -> SL7J7;
  • Prescott 3.4E -> SL7J8;
  • Prescott 3.6E -> SL7J9.

Другими словами, не стоит недоумевать, встречая процессоры на степпинге D0 с разными маркировками. Как правило, на разгонном потенциале наличие кулера в комплекте поставки практически не сказывается :).

Еще один нюанс привлекает нас в сегодняшнем погружении в маркировки процессоров Prescott. Дело в том, что утилита Intel Processor Spec Finder заполучила в свою базу данных два новых процессора с маркировками SL79K и SL7KC:

После длительных поисков, а также согласований фактов и мнений, мы пришли к выводу, что процессор с маркировкой SL79K на самом деле уже существует в иной ипостаси - он имеет 800 МГц шину и основан на степпинге C0. То есть, на новинку семейства Prescott 2.8A он не тянет :(.

Процессор Prescott 3.2E в исполнении Socket 478 на степпинге D0 вызвал гораздо большее оживление в глубине некоторых немецкоязычных форумов. Дело в том, что VID для этого процессора устанавливается в пределах 0.956 - 1.052 В, если верить данным Spec Finder. Другой вопрос, а стоит ли им верить?

Мы установили, что для процессоров Celeron D указывается точно такой же диапазон VID, однако на деле они работают при номинальном напряжении 1.375 В. Получается, что мы имеем дело с банальной опечаткой, хотя и появление загадочной модификации Prescott 3.2E не может относиться к числу заурядных фактов.

К слову, некоторое время назад мы наблюдали скриншот инженерного образца Prescott 3.2E с пониженным энергопотреблением и CPUID 0F37h. Возможно, что под маркировкой SL7KC может скрываться подобный процессор, хотя простая опечатка также может иметь место.

В качестве итога можем добавить, что процессор Prescott 2.4A далее степпинга C0 пока не ушел, да и вряд ли сможет это сделать. Слишком уж краткосрочной должна быть его карьера, и это было предопределено с самого начала.

Р fin

Всего два дня назад мы сообщали о неожиданно обнаружившихся ошибках в RivaTuner 2.0 RC 15, которые могли предоставлять неудобства для части пользователей. Получив достаточное количество просьб о скорейшем выпуске обновления Unwinder, автор этой мощнейшей утилиты для тонкой настройки видеокарт, оперативно подготовил небольшой патч (60 КБ), устраняющий следующие ошибки:

  • Исправлена ошибка в модуле оверклокинга на уровне драйвера, которая блокировала возможность разгона на драйверах ForceWare 53.xx и более старых.
  • Исправлена ошибка в диагностическом модуле, приводившая к неправильному декодированию части таймингов памяти видеокарт на базе чипов ATI R3x0 в некоторых случаях.

О последнем изменении придется рассказать более подробно. Дело в том, что функцией определения и изменения таймингов указанных видеокарт обладает и появившийся недавно хит ATi Radeon BIOS Tuner (RaBiT). Но значения таймингов, отображаемых последними версиями RivaTuner и RaBiT будут отличаться из-за ошибок в их декодировании новым редактором БИОСов. Проблема касается в основном параметров TR2W, TWR, TW2R и нескольких других. Параметры RAS to CAS read delay и Row precharge time в программе RaBiT на 2 такта ниже, чем должны быть, а параметр Row active time сдвинут на 1 бит, что влияет на значения TRAS и TRRD.

К нашей радости Алексей Николайчук (Unwinder) уже поделился всей необходимой информацией с Евгением Азаровым (Jaz), автором RaBiT. Усовершенствованная версия редактора с правильным декодированием таймингов ожидается в самое ближайшее время .

Таким образом пользователи, которые не используют драйверы ForceWare 53.xx и ниже, а также не испытывают необходимости в декодировании таймингов R3x0 могут спокойно игнорировать данное обновление. Остальные же для установки патча должны скопировать его в папку с RivaTuner 2.0 RC 15 и запустить файл RivaTuner20RC15Hotfix.exe (не забудьте предварительно закрыть сам RivaTuner). Скачать можно из нашего файлового архива:

  • RivaTuner 2.0 RC 15 Hotfix (63 КБ).

Еще одна хорошая новость - для участников нашей конференции и тех, кто в скорости ими станет. В этой ветке теперь ведется официальное обсуждение RivaTuner с активным участием автора утилиты.

Р fin

Сегодня немецкие программисты решили порадовать нас сразу несколькими хорошими новостями. Во-первых, обновился крайне популярный пакет для записи на оптические накопители Nero Burning Rom и еще несколько программ Nero. Во-вторых, одновременно разработчики подготовили список изменений, так что в этот раз мы хоть будем знать для чего качать очередные десятки мегабайт обновлений .

Итак, в Nero Burning Rom 6.3.1.17 по сравнению с предыдущей версией 6.3.1.15 внесены такие изменения:

  • Nero Burning Rom:
    • Добавлена поддержка новых записывающих устройств.
    • Добавлен более дружелюбный пользователю метод изменения параметра Booktype.
    • Улучшена запись дисков DVD-R.
    • Исправлена работа опции "убрать удаленные файлы из компиляции" ("remove deleted files from compilation") для мультисессионных дисков.
  • Nero Burning Rom / Nero Express:
    • Исправлена проблема с очисткой перезаписываемых дисков.
    • Исправлены проблемы несовместимости с Windows XP SP2.
    • Исправлена невозможность предварительного просмотра компиляций (S)VCD.
    • Исправлена невозможность отображения длительности файлов MPEG2.
    • Улучшены настройки Booktype для некоторых приводов.
    • Исправлена невозможность воспроизведения файлов MP4.
    • Исправлены несколько других ошибок.

Теперь вы можете сами определить, достойно ли очередное обновление закачки. Традиционные ссылки на новые программы пакета Nero с напоминанием о стоимости каждой из них:

  • Nero Burning Rom 6.3.1.17 (26,9 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware - 60$):
    • Зеркало 1
    • Зеркало 2
    • Зеркало 3
    • Зеркало 4
    • Зеркало 5
    • Зеркало 6
    • Русификатор, зеркало (2,0 МБ)
  • Nero Media Player 1.4.0.22b (7,1 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware):
    • Зеркало 1
    • Зеркало 2
    • Русификатор, зеркало (0,3 МБ)
  • NeroMIX 1.4.0.22b (10,0 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware - 30$):
    • Зеркало 1
    • Зеркало 2
    • Русификатор, зеркало (0,4 МБ)
  • NeroVision Express 2.1.2.16 (20,1 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware - 49$):
    • Зеркало 1
    • Зеркало 2
    • Русификатор, зеркало (0,5 МБ)

Сейчас обсуждают