NVIDIA GeForce 6800 GT и GeForce 6800: разгон и переделка

29 июня 2004, вторник 00:37
для раздела Лаборатория
Введение

С выходом каждого нового поколения графических процессоров или «полупоколения», если речь идет о модификации существующих архитектур чипов, лидеры игровой 3D-графики, ATI и NVIDIA, в первую очередь выделяют самые скоростные платы. Они первыми приходят в тестовые лаборатории, о них в первую очередь пишутся обзоры, и именно они призваны показать превосходство над соперником в технологическом плане.

Самыми современными графическими процессорами от ATI и NVIDIA являются чипы RADEON X800 и серия GeForce 6, а самыми скоростными и дорогими из новинок – RADEON X800 XT Platinum Edition и NVIDIA GeForce 6800 Ultra. Стоимость этих видеокарт на данный момент такова, что лишь единицы оверклокеров могут позволить себе подобное приобретение – шутка ли: если и удастся найти в продаже такую видеокарту, то стоить она будет столько же, сколько стоит приличный системный блок среднего уровня...

Но сразу за топовыми новинками всегда приходят менее дорогие, и именно они представляют наибольший интерес для оверклокеров – эти видеокарты основаны на тех же графических процессорах, что и самые дорогие платы, но отличаются пониженными частотами и меньшим числом конвейеров, а значит, появляется масса возможностей по разгону и экспериментам с включением «отрезанных» конвейеров.

Линейка новинок от NVIDIA, основанных на архитектуре GeForce 6-Series, на данный момент выглядит более интересной: в ней, помимо «ударной» GeForce 6800 Ultra, есть два менее дорогих предложения:

  • NVIDIA GeForce 6800 GT: 16 (4) пиксельных конвейеров, 256 МБ видеопамяти GDDR3 с шиной 256 бит, тактовые частоты – 350/1000 МГц.
  • NVIDIA GeForce 6800: 12 (3) пиксельных конвейеров, 256 МБ видеопамяти DDR SDRAM с шиной 256 бит, тактовые частоты – 325/700 МГц.

В отличие от ATI, предлагающей на данный момент лишь топовый RADEON X800 XT Platinum Edition и «урезанный» RADEON X800 PRO с 12 пиксельными конвейерами в качестве менее дорогого предложения, NVIDIA может предложить как «урезанный» GeForce 6800 с 12 пиксельными конвейерами, так и «полноценный» GeForce 6800 GT, который отличается от GeForce 6800 Ultra лишь пониженными тактовыми частотами.

Итак, посмотрим, на что способны GeForce 6800 GT и GeForce 6800 при работе в номинальном режиме и при разгоне.

NVIDIA GeForce 6800 GT

NVIDIA GeForce 6800 GT – удешевленная модель GeForce 6800 Ultra. От старшей версии GT отличается лишь немного пониженными тактовыми частотами графического процессора и видеопамяти. Число пиксельных конвейеров у GT – 16, так же, как и у Ultra, то есть, плата GeForce 6800 GT несет на борту полноценный графический процессор NV40.

GeForce 6800 GT представляет референс-плата от NVIDIA:





Легко заметить, что GeForce 6800 GT выполнена по тому же дизайну, что и GeForce 6800 Ultra.

Однако, GT работает на менее высоких тактовых частотах и потребляет меньше энергии, поэтому на плате распаян всего лишь один разъем для подключения питания:

Тепло от графического процессора и видеопамяти отводит довольно скромная по нынешним меркам система охлаждения, состоящая из двух алюминиевых радиаторов, накрывающих ядро и микросхемы видеопамяти:

Тепловой контакт с графическим процессором осуществляется посредством термопасты, а с микросхемами видеопамяти – с помощью толстых теплопроводящих «подушек»:

Вентилятор закрепляется поверх радиаторов, тонкая алюминиевая пластина направляет воздушный поток вдоль их ребер:





Основа видеокарты – графический процессор NVIDIA GeForce 6800 GT (NV40), работающий в номинале на частоте 350 МГц:

Как и GeForce 6800 Ultra, модель GT имеет 256 МБ памяти GDDR3, однако, частота видеопамяти на GeForce 6800 GT немного понижена: 1000 МГц. На референс-плате использованы чипы GDDR3 от Samsung с временем цикла 2 нс.:

При разгоне плата порадовала: максимальные частоты, при которых видеокарта заработала устойчиво, составили 420 МГц для графического процессора и 1150 МГц для видеопамяти. Отличный результат, не правда ли? По частотам видеокарта обошла NVIDIA GeForce 6800 Ultra!

Эти частоты были достигнуты со стандартной системой охлаждения и в обычных условиях, но что будет при установке водяной системы охлаждения? Без лишних слов устанавливаем Thermaltake Aquarius II:

... и получаем устойчивую работу на 450/1150 МГц.

Частота графического процессора подросла всего на 30 МГц – вероятно, что 420...450 МГц – предел разгона данного экземпляра NV40 без применения систем экстремального охлаждения и повышения напряжения питания. Впрочем, и 450 МГц, то есть, плюс 28.5% к номинальной частоте – очень даже неплохой результат.





Максимальная частота видеопамяти при установке системы водяного охлаждения на графический процессор, что неудивительно, не изменилась. 1150 МГц – не так уж много для микросхем видеопамяти, работающих в номинале на частоте 1000 МГц. Однако, это GDDR3, а для этих микросхем разгонный потенциал еще толком не исследован, и 1150 МГц, то есть, плюс 15% к номинальной частоте, может оказаться хорошим результатом.

Итак, при разгоне частоты NVIDIA GeForce 6800 GT легко поднялись выше номинальных частот NVIDIA GeForce 6800 Ultra.

NVIDIA GeForce 6800

Производительность NVIDIA GeForce 6800 снижена гораздо более серьезно, нежели у версии GT – GeForce 6800 имеет всего 12 пиксельных конвейеров и еще более низкие тактовые частоты.

Видеокарту, основанную на NVIDIA GeForce 6800, представляет модель WinFast A400 TDH от Leadtek:

В тестовую лабораторию видеокарта от Leadtek попала в Retail-комплекте:

NVIDIA GeForce 6800 потребляет еще меньше энергии, чем GeForce 6800 GT, имея меньше конвейеров и сниженные частоты, поэтому видеокарта имеет всего один разъем для подключения дополнительного питания:





Несмотря на более низкое тепловыделение по сравнению с моделью GT, плата от Leadtek оснащена гораздо более солидной системой охлаждения:

Отвод тепла от графического процессора и чипов видеопамяти обеспечивает кулер с медным радиатором, расположенный на лицевой стороне, и массивный медный радиатор, расположенный на обратной стороне платы:

Разводка GeForce 6800 отличается от дизайна референс-плат на NVIDIA GeForce 6800 Ultra/GT, но наличие мощного радиатора на обратной стороне видеокарты не означает, что там расположены чипы памяти. Этот радиатор отводит тепло от поверхности обратной стороны платы под чипами памяти. Тепло передается через толстые мягкие теплопроводящие прокладки, облегающие поверхность платы с установленными на ней деталями:

Основа Leadtek WinFast A400 TDH – графический процессор NVIDIA GeForce 6800, работающий на частоте 325 МГц:

Видеокарта имеет 128 МБ видеопамяти в обычных микросхемах DDR SDRAM от Hynix с временем цикла 2.8 нс, работающих на частоте 700 МГц:

NVIDIA GeForce 6800 – более «простой» чип по сравнению с GeForce 6800/6800GT – у него отключена часть пиксельных конвейеров. Пониженное энергопотребление и тепловыделение GeForce 6800 позволяет надеяться на то, что этот графический процессор будет иметь более высокий разгонный потенциал. Но, вопреки ожиданиям, при разгоне данного экземпляра частота ядра повысилась не так уж здорово: максимальные частоты, при которых плата работала устойчиво, составили 390/950 МГц. То есть, частота ядра увеличилась ровно на 20%, а частота видеопамяти – гораздо сильнее, примерно на 36%. Для того, чтобы установить систему водяного охлаждения графического процессора, не оставив без охлаждения чипы памяти, я просто взял и переставил радиатор для чипов памяти с референс-платы GeForce 6800 GT на GeForce 6800 от Leadtek – платы имеют разную разводку, но отверстия для крепления систем охлаждения на них в точности соответствуют друг другу.

После установки системы водяного охлаждения максимальные частоты, при которых плата заработала устойчиво, составили 400/975 МГц – плюс 23% к номинальной частоте ядра и плюс 39% к номинальной частоте видеопамяти.

Перед тем, как перейти к тестированию, не могу не рассказать о том, что волнует каждого добропорядочного оверклокера касательно NVIDIA GeForce 6800. Итак, вопрос: возможно ли включение всех 16 конвейеров на NVIDIA GeForce 6800?

Да, возможно! Делается это легко и непринужденно: надо лишь залить в видеокарту BIOS от NVIDIA GeForce 6800 Ultra. После заливки нового BIOS графический процессор включает все 16 пиксельных конвейеров, и ... плата превращается в нерабочую.

Почему? Потому, что отключенные четыре конвейера были отключены не зря, они имеют те или иные дефекты, и принудительно включив их, вы получаете артефакты в 3D-приложениях. Попытавшись залить обратно BIOS от 12-конвейерной NVIDIA GeForce 6800, вы увидите, что ситуация осталась той же: плата, по-прежнему, имеет 16 конвейеров, а в 3D видны артефакты. Для того чтобы отключить дефектные конвейеры и восстановить работоспособность платы, необходимо наличие специального программного обеспечения и особым образом модифицированной версии BIOS.

Итак, несмотря на то, что NVIDIA GeForce 6800 вполне возможно переделать в NVIDIA GeForce 6800 Ultra/GT, включив все 16 конвейеров, никакой практической пользы такая переделка на данный момент не имеет: отключенные конвейеры со 100-процентной вероятностью имеют дефекты, поэтому их включение гарантированно приводит к появлению артефактов.

Надеяться на то, что какая-либо часть графических чипов NVIDIA GeForce 6800 имеет 16 полностью работоспособных конвейеров, и часть из них отключена «просто так», по крайней мере, на данный момент, не имеет смысла – компания NVIDIA сейчас не в таком положении, когда можно позволить себе делать такие подарки. Чипы тестируются еще в процессе производства и сразу сортируются: полностью работоспособные превращаются в GeForce 6800 Ultra/GT, а те, что имеют какие-либо дефекты, которые можно обойти отключением конвейеров, становятся 12-конвейерными GeForce 6800.

Не исключена такая ситуация, когда через некоторое время процесс производства NV40 будет отлажен до такой степени, что отбраковки, пригодной для превращения в GeForce 6800, будет недостаточно для массового производства, и компании NVIDIA придется отключать конвейеры у полностью работоспособных чипов. Однако, к тому времени NVIDIA наверняка постарается ввести всевозможные методы защиты, и превращение GeForce 6800 в полноценные чипы будет уже не таким простым.

Тестовая система и условия тестирования

Конфигурация тестовой системы:

  • Процессор: AMD Athlon 64 3400+;
  • Материнская плата: ASUS K8V-SE;
  • Оперативная память: 2x512MB TwinMOS PC3200 CL2.5.

Программное обеспечение:

  • Windows XP Pro SP1;
  • DirectX 9.0b
  • Драйвер Detonator версии 61.34 для видеокарт, основанных на чипах от NVIDIA;
  • Драйвер Catalyst версии 4.5 для видеокарт, основанных на чипах от ATI.

Поскольку на данный момент драйвер от ATI даже при установке максимальных настроек качества включает оптимизации трилинейной и анизотропной фильтрации, которые невозможно отключить из контрольной панели драйвера, для того, чтобы тестирование было проведено в одинаковых условиях, настройки были выбраны так: для видеокарт от ATI – режим максимального качества, а для видеокарт от NVIDIA – режим «Quality» c включенными оптимизациями трилинейной и анизотропной фильтрации.

Внутренние настройки всех игр были установлены на максимальное качество графики. Вместе с результатами в «обычном» режиме приведены результаты тестирования при включении полноэкранного сглаживания 4х и анизотропонй фильтрации 16х (8х для NVIDIA GeForce FX5950 Ultra).

Тестирование: Far Cry

В Far Cry NVIDIA GeForce 6800 GT уступает NVIDIA GeForce 6800 Ultra и RADEON X800 XT, однако, обходит удешевленный вариант X800 – RADEON X800 Pro. При разгоне NVIDIA GeForce 6800 GT опережает GeForce 6800 Ultra и RADEON X800 XT и выходит в лидеры. Самая медленная версия NV40, NVIDIA GeForce 6800, даже при разгоне не может конкурировать с GeForce 6800 GT и RADEON X800 Pro, но, тем не менее, легко опережает топовые видеокарты предыдущего поколения – NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra и ATI RADEON 9800 XT.

При включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации NVIDIA GeForce 6800 GT сохраняет преимущество над ATI RADEON X800 Pro, а при разгоне – и над NVIDIA GeForce 6800 Ultra, но уступает более эффективно работающему в тяжелых режимах ATI RADEON X800 XT.

NVIDIA GeForce 6800 из-за наличия всего 12 пиксельных конвейеров, меньших тактовых частот и меньшего объема видеопамяти, при увеличении нагрузки по мере повышения разрешения отстает от лидеров все сильнее и сильнее, и, наконец, в режиме 1600х1200 даже пропускает вперед ATI RADEON 9800 XT и NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra. В самом тяжелом режиме разгон помогает опередить GeForce FX 5950 Ultra, но ATI RADEON 9800 XT так и остается быстрее самого недорогого варианта NV40 от NVIDIA.

Возможно, 12-конвейерный чип NVIDIA GeForce 6800, имеет менее эффективную реализацию HSR (отбрасывание невидимых поверхностей) по сравнению с 16-конвейерными чипами, как и RADEON X800 Pro, и это является еще одним фактором, снижающим производительность, особенно в тяжелых режимах с полноэкранным сглаживанием.

Тестирование: Prince of Persia: Sands of Time

В Prince Of Persia NVIDIA GeForce 6800 GT показывает результаты на уровне ATI RADEON X800 XT, уступая NVIDIA GeFoce 6800 Ultra, а при разгоне опережает и Ultra-вариант NV40. GeForce 6800 при работе на номинальных частотах немного опережает RADEON X800 Pro, но при разгоне даже достигает уровня 16-конвейерной NVIDIA GeForce 6800 GT.

Интересный результат, не правда ли? Даже при разгоне 12-конвейерная GeForce 6800 имеет меньшую скорость заполнения по сравнению c NVIDIA GeForce 6800 GT, но здесь преимущество разогнанной GeForce 6800, очевидно, обусловлено другими факторами. Например, более высокой вершинной производительностью – NVIDIA GeForce 6800, как и GeForce 6800 Ultra/GT, имеет полное количество вершинных конвейеров – или более высокой скоростью работы всех внутренних кэшей.

Тестирование: Max Payne 2

По результатам в высоких разрешениях, где они уже не так жестко ограничены скоростью центрального процессора, видно, что в Max Payne 2 GeForce 6800 даже при разгоне уже не может конкурировать с GeForce 6800 GT и RADEON X800 Pro.

Результаты NVIDIA GeForce 6800 GT, как и GeForce 6800 Ultra и ATI RADEON X800 XT/Pro, даже в самых высоких разрешениях оказываются ограничены скоростью процессора.

При включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации даже в режиме 1280х1024 результаты самых скоростных ограничены скоростью центрального процессора, и NVIDIA GeForce 6800 GT показывает себя лишь чуть хуже, чем GeForce 6800 Ultra и ATI RADEON XT/Pro. NVIDIA GeForce 6800 в тяжелых режимах сильно сдает позиции и опускается ниже уровня ATI RADEON 9800 XT.

Заключение

Перед тем, как делать какие-то выводы, стоит привести рекомендованные цены новинок от NVIDIA и ATI. Разумеется, это лишь рекомендации, а реальный уровень цен, как обычно, определяется ситуацией на рынке, и мы все знаем, насколько могут быть накручены цены в условиях традиционного ажиотажа после анонсов и дефицита плат. Но тем не менее..:

  • NVIDIA GeForce 6800 Ultra – 499$
  • NVIDIA GeForce 6800 GT – 399$
  • NVIDIA GeForce 6800 – 299$
  • ATI RADEON X800 XT Platinum Edition – 499$
  • ATI RADEON X800 Pro – 399$

Что ж, с такими ценами NVIDIA GeForce 6800 GT выглядит намного предпочтительнее своего конкурента - ATI RADEON X800 Pro. Во-первых, даже без разгона GT в большинстве случаев демонстрирует результаты выше, чем X800 Pro, а во-вторых, видеокарты на основе GeForce 6800 GT, в отличие от плат на RADEON X800 Pro, несут полноценный 16-конвейерный чип, который при разгоне может легко обойти старшую модель NVIDIA GeForce 6800 Ultra по частоте, и, как показывают результаты, по производительности. Самая слабая модель, основанная на NV40 – NVIDIA GeForce 6800 с двенадцатью конвейерами – пока не имеет прямого конкурента от ATI, поскольку 12-конвейерный X800 Pro как по цене, так и по производительности находится выше GeForce 6800.

Переделка NVIDIA GeForce 6800 в "полноценный" чип, то есть, включение всех 16 конвейеров, на данный момент срабатывает, но практической пользы от нее нет: отключенные конвейеры действительно имеют дефекты. Самое неприятное – то, что процедура переделки в домашних условиях необратима: включив все 16 конвейеров заливкой BIOS от "полноценной" платы и получив артефакты в играх, вы не сможете вернуть видеокарте работоспособность заливкой старого BIOS.

Еще немного портит впечатление от NVIDIA GeForce 6800 серьезное падение производительности в самых тяжелых режимах с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. В таких ситуациях GeForce 6800 может даже уступить топовым графическим процессорам предыдущего поколения, то есть, NVIDIA GeForce 5950 Ultra и ATI RADEON 9800 XT. Но в целом эта плата представляется прекрасной альтернативой видеокартам, основанным на ATI RADEON 9800 XT и NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra – в более простых режимах GeForce 6800 сильно опережает этих соперников. Если NVIDIA GeForce 6800, действительно, начнут продаваться по цене в районе 300$, то у видеокарт, основанных на RADEON 9800 XT и GeForce 5950 Ultra, учитывая их стоимость на данный момент, нет никаких шансов.

Итак, ждем появления плат в широкой продаже!


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают