MSI NX6600 TD128E – исследование, разгон, тестирование, анализ результатов

10 сентября 2005, суббота 00:14

Статья опубликована в рамках конкурса по тестированию продуктов MSI.


В жизни каждого оверклокера наступают такие моменты, когда он понимает, что его круто разогнанная железка устарела морально и все выжатые попугаи не приносят уже того удовлетворения, ибо производительность перешла из разряда очень высокой в разряд обычной. Тогда ничего не остаётся делать, как продавать старую железку и покупать новую. Главное в этом деле подгадать момент, когда новое железо уже опустилось в цене, а старое не успело обесцениться. Так же и я, одним прошлогодним осенним вечером понял, что производительность моего Barton 2500@3200 (наверное, самый популярный разгон сезона 2003-2004) меня уже не устраивает и обратил свой взор на стремительно набиравшую обороты платформу S939. Через некоторое время вместо MSI K7N Delta (nForce2 400 Ultra) и Athlon XP 2500+ у меня стояли MSI K8Neo2 Platinum и Athlon 64 3200+, видеокарта осталась старая – GF 4 Ti 4600 (350/800) (семейство NV3x меня не устраивало в силу неудачной архитектуры, а продукцию ATI брать не хотелось), которая служила мне верой и правдой до крайнего апгрейда.

Но время бежало, и шина PCI-Express также завоёвывала своё место под солнцем, поэтому весной я принял волевое решение о смене мамы и видео, т.к. 6600 уж очень меня привлекала соотношением цена/производительность. Но на рынке творилось, что-то непонятное, Asus A8N-SLI продавалась на каждом углу и стоила меньше, чем намеченная мной к покупке Neo4 на nForce4 Ultra, которую в наш город (Саров) не могла привезти ни одна контора. Ну, как говорится – "Кто раньше встал, того и тапки", поэтому пришлось купить Asus A8N-SLI. Плата достаточно неплохая по разводке и стабильности, но у неё был один огромный недостаток – кулер на чипсете выл как Ми-8 на взлёте, вой было слышно даже при прослушивании музыки в наушниках. Пришлось дорабатывать систему охлаждения, раз этого не могли сделать инженеры Asus. Я снял родной радиатор и поставил ZM-NB47J + 9см кулер на низких оборотах. Корпус принял следующий вид:

Нутро

радиатор на чипсете

Вид на системник спереди

Далее начались мучения с выбором видеокарты, прочитал все FAQ по 6600 в форуме, и вроде бы определился с выбором, но некоторые обстоятельства внесли свои коррективы, и место моей Ti4600 заняла MSI NX6600 TD128E. Карта досталась мне в RTL упаковке за 150$ (в то время дельта цен на 6600 была 130$-170$). Итак, переходим к объекту исследования.

Видеокарта поставлялась в большой красивой коробке, с отличным для своей цены комплектом поставки: удлинитель и разветвитель видеовыхода HDTV, шнур S-Video, переходник DVI to D-Sub, и 14 компактов на 8 из которых оказались игры (4CD – XIII, 2CD – "Принц Персии: Пески времён", 1CD – Myst: URU и на 1 CD много демок с разными играми), большая инструкция к видеокартам GF 6 серии от MSI и маленькая инструкция на разных языках включая русский.





Комплект поставки на фоне коробки

Компакты из комплекта поставки

Видеокарта на коробке

Видеокарта оказалась небольших размеров, заметно меньше GF 4 Ti 4400/4600 и без проблем уместилась в корпусе, причём высокий радиатор на чипсете ни капли не помешал.

NX 6600 TD128E и GF 4 Ti 4400

NX6600 установлена в корпус

Переходим к осмотру карты. Карта выполнена на PCB фирменного красного цвета, как и должно, используется GPU nVidia NV43, он же GF 6600. На плате присутствует 128 Mb 128-bit памяти, размещённых в 8ми микросхемах Hynix с временем доступа 3.6ns, что соответствует частоте 275MHz (550 DDR). Все 8 чипов памяти размещаются на одной стороне PCB. Карта оснащена интерфейсом PCI-Express 16x (поддержка реализована в GPU нативно), выходами DVI-I, D-Sub, HDTV (встроен в ядро). Разъём дополнительного питания на карте не присутствует, т.к. потребность в питании полностью удовлетворяет шина PCI-E. Система охлаждения достаточно простая – алюминиевый радиатор, стилизованный под медный, 5-ти лопастной прозрачный кулер, привинченный к радиатору. По окружности над рёбрами расположен пластиковый кружок, привинченный четырьмя винтиками. Память охлаждается потоками воздуха, которые создаёт система охлаждения GPU. Вся конструкция крепится к плате двумя съёмными клипсами. Система охлаждения работала достаточно тихо и эффективно.

Первым делом после проверки работоспособности видеокарты я решил заменить родной термоинтерфейс на КПТ-8 (из тюбика). Радиатор было снять достаточно просто, две клипсы вынулись без проблем. Родной термоинтерфейс был густой, но радиатор снялся без проблем, после чего я произвёл зачистку кристалла GPU и подошвы радиатора. После снятия радиатора NV43 предстал передо мной в своём полном великолепии, вокруг кристалла по углам упаковке были наклеены резиночки (аналогичные наклеенным на Athlon XP) предотвращающие скол кристалла при неаккуратном снятии или установки системы охлаждения.

NX 6600 TD128E

Память Hynix 3.6ns





В инструкции заинтересовал один момент, в характеристиках GF 6600 частота памяти не указана и следовательно варьируется на разных видеокартах (выпускаются модификации с 256 мб на борту и видеовходом).

фотография из инструкции

Установка видеокарты не вызвала никаких проблем. Хочу обратить внимание на три момента:

1. Чип NV43 обладает встроенным термодатчиком, который производитель может включать или выключать по своему желанию, это определяет BIOS видеокарты. На моей карте термодатчик был выключен. Но включить его не сложно, достаточно считать прошивку видеокарты, включить термодатчик путём модификации образа, например в NiBiTor и зашить обратно. Подробно процесс описан в FAQ по 6600\6600GT.

2. Частоты карты по умолчанию отличались от рекомендованных nVidia. По спецификации частоты должны быть 300 ядро, 550 память. Но MSI решила поднять частоту памяти на 50 MHz, таким образом, частоты составили 300/600. Gigabyte тоже выпускала карты серии Turbo с частотами по умолчанию 400/500 и 400/550. С моей точки зрения, решение MSI выглядит более правильным, т.к. основным тормозом чипа NV43 является именно медленный двухканальный контроллер памяти, не обеспечивающий необходимой пропускной способности, а чип практически всегда хорошо разгоняется. Таким образом MSI предоставляет гарантию работоспособности памяти на 600MHz. Нужно отметить, что при таких частотах (300/600) ядро и память работают синхронно, что теоретически должно дать некоторый дополнительный прирост производительности.

3. Как и все видеокарты и матплаты MSI NX6600 поддерживает фирменную технологию динамического разгона D.O.T., который позволяет разонять чип и память до 10%. Для задействования этой технологии есть 2 способа. Первый – если у вас матплата MSI с чипом CoreCell то настройки разгона видеокарты можно задать прямо в BIOS матплаты. Второй – скачать фирменный драйвер для видеокарты с MSI, чтобы задействовать D.O.T. на любой матплате.

При штатных частотах в простое температура ядра не превышала 50 градусов. Для тестов процессор и память были переведены в штатный режим работы, симулируя производительность среднестатистической машины. Ну, собственно потом, я приступил к тестированию карты и её разгону. Вольтмод решил не делать по ряду причин. Сначала как и полагается, решил разогнать память. Максимальный предел составил 700 MHz, на 710 карта проходила все тесты, но иногда наблюдались артефакты. Ядро разогналось до 530 MHz, при 540 карта висла в большинстве приложений. Таким образом, разгон составил 530/700 (ядро +77%, память + 17%), что является неплохим результатом, для невольтможеной видеокарты со стандартным охлаждением. Температура ядра не превышала 65 градусов, память на ощупь была горячей, но палец держать было можно.

Карта тестировалась в 3х режимах:

  1. 300/550 – эмулировалась производительность стандартной 6600 (далее обозначена как простая или стандартная)
  2. 300/600 – родные частоты MSI NX6600
  3. 530/700 – производительность в разгоне.

Подробные результаты тестирования можно посмотреть в документе Results.xls.

Тестовая машина:

  • Корпус Inwin J523black с установленным БП Hiper HPU-3S425 мощностью 425 ватт
  • Матплата Asus A8N-SLI rev. 1.02 BIOS 1011, отключены за ненадобностью звук, сеть, firewire
  • Процессор Athlon64 3200+ (200x10) ядро Winchester, кулер боксовый
  • 2x512mb Geil value (2,5-3-3-6)
  • Видеокарта MSI NX6600 TD128E
  • Звуковая карта Creative SB Live5.1
  • Винт Seagate 120Gb IDE
  • Винт Maxtor 40Gb IDE (система и тестовые приложения)
  • DVD+RW Nec 3520
  • DVD-ROM Plextor PX-116A





В корпусе установлены дополнительные вентиляторы

  • впереди перед корзиной с винтами на вдув 80х80
  • сзади под БП на выдув 92х92
  • на кронштейне над радиатором чипсета нагнетающий 92х92

Температура в помещении колебалась от 20 до 24 градусов.

  • OC Windows XP Professional SP2 ENG + MUI
  • DirectX 9.0C
  • Драйвер чипсета 6.66
  • Драйвер видеокарты 77.77
  • RivaTuner 15.6

Программные средства:

  • 3DMark 2001SE 330
  • 3DMark 2003 340
  • 3DMark 2005 1.1.0
  • Half-Life 2
  • DOOM III (локализован 1c)
  • Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения версии 4.01 (крайняя на момент тестирования)

ОС была установлена с нуля и настроена на максимальное быстродействие. В драйвере видеокарты было установлено максимальное быстродействие. Вертикальная синхронизация выключена.

Перейдём к тестированию, для начала синтетика, померим попугаев. Во всех 3DMark тестирование производилось с отключенными AF и AA

Тестирование в 3DMark

Методика тестирования в 3DMark 2001SE: В свободной от других задач ОС запускался 3DMark 2001SE со следующими настройками

  • 1024х768х32
  • текстуры 32bit
  • двойной буфер кадра
  • максимальный Z буфер – 24bit
  • D3D Pure Hardware T&L

Тест прогонялся 3 раза, после чего брался средний результат.

Методика тестирования в 3DMark 2003: В свободной от других задач ОС запускался 3DMark 2003 со следующими настройками

  • 1024х768х32
  • двойной буфер кадра

Тест прогонялся 3 раза, после чего брался средний результат.





Методика тестирования в 3DMark 2005: В свободной от других задач ОС запускался 3DMark 2005 со следующими настройками

  • 1024х768
  • использовались шейдеры 3.0

Тест прогонялся 3 раза, после чего брался средний результат.

Итог тестирования в 3DMark 2001SE: NX6600 показывает среднее превосходство над стандартной картой всего 2%. Разгон даёт прирост производительности около 19%

Это результат по геймтестам, что ещё раз подтверждает процессорозависимость этого теста. Зато по некоторым другим параметрам производительность возросла сильно. Особенно интересным мне показался прирост скорости блока геометрии, которая при работе с 8ю источниками света выросла с 9.2 до 21.1 (!!!) Mtriangles, т.е. прирост составил около 130%, что намного превосходит возросшую всего на 77% тактовую частоту ядра. Я так и не смог объяснить этот феномен.

Итог тестирования в 3DMark 2003: NX6600 показывает среднее превосходство над стандартной картой всего 3%. Разгон даёт прирост производительности около 38%, что уже оправдывает разгон.

Итог тестирования в 3DMark 2005: NX6600 показывает среднее превосходство над стандартной картой всё те же 3%. Разгон даёт прирост производительности около 37%, что также оправдывает разгон

Заключение по синтетическим тестам: Видеокарта показывает отличную производительность в DX7 приложениях, разгонять её практически нет смысла. В DX8.1 и DX9.0 разгон имеет смысл, видеокарта хорошо справляется с обработкой сложных шейдеров. Разгон практически пропорционально увеличивает скорость обработки геометрии, заполнения (FillRate), и исполнения сложных шейдеров, на скорости обработки простых шейдеров разгон сказывается в меньшей степени.

Переходим к реальным игровым приложениям.

Тестирование в Half-Life 2

Методика тестирования:

  • Разрешение 1024х768
  • Настройки HL2 – максимальные
  • Прогонялась предварительно записанная демка testdemo

После загрузки игры в консоли вводилась команда Timedemo testdemo. По окончании прогона выдавался средний FPS, который и записывался.

Тестирование проводилось в четырёх режимах:

  • чистая производительность
  • производительность с анизотропией 16 уровня
  • производительность со сглаживанием 4х
  • производительность с анизотропией 16 уровня и со сглаживанием 4х

Итог: NX6600 показывает среднее превосходство над стандартной картой около 2%. Разгон даёт прирост производительности до 28%, что неплохо для такой процессорозависимой игры. При чистой производительности скорость около 65 FPS позволяет играть достаточно плавно, без заметных тормозов, разгон скорость практически не повышает. Включение анизотропии 16х, сглаживания 4х и их вместе практически не приводит к падению производительности, при разгоне падение вообще не заметно. Качество картинки возрастает очень неплохо, хорошо заметно на полах, стенах, решётках. Таким образом, разогнав 6600, можно достаточно комфортно играть в HL2 со сглаживанием и анизотропией, т.к. основной ограничитель – процессор.

Тестирование в DOOM III

Методика тестирования:

  • Разрешение 1024х768
  • Настройки DOOMIII – среднее качество, все эффекты включены
  • Прогонялась включенная в игру демка (версия от 1с) demo1.

После загрузки игры в консоли вводилась команда Timedemo demo1, по окончании, демка запускалась ещё раз, это связано с тем, что практически весь DOOMIII содержится в архивах с расширение pk4, и процессор тратит время на получение файла из архива, поэтому при первом прогоне всегда наблюдались лаги, которых не было при втором прогоне и FPS повышался. По окончании прогона выдавался средний FPS, который и записывался

Тестирование проводилось в четырёх режимах:

  • чистая производительность
  • производительность с анизотропией 16 уровня
  • производительность со сглаживанием 4х
  • производительность с анизотропией 16 уровня и со сглаживанием 4х

Итог: NX6600 показывает среднее превосходство над стандартной картой около 4%. Разгон даёт прирост производительности до 39%. Играбельность вполне нормальная при использовании чистой производительности и анизотропии, при разгоне производительность повышается до 30-40%. Средний FPS – 60. Задействование сглаживания или сглаживания с анизотропией приводит к резкому падению производительности – до 60-70%, играть при таких настройках практически невозможно, т.к. FPS не превышает 30. В итоге – DOOM III можно спокойно гонять на 6600 с анизотропией 16х, а разгон придаст видеокарте ещё больше сил!

Тестирование в IL-2 FB 4.01

Методика тестирования:

  • Разрешение 1024х768
  • Настройки Ил-2 – максимальные (шейдеры леса и водной поверхности включены)
  • Прогонялась предварительно записанная демка testdemo.

После загрузки игры запускался проигрыватель записей и в консоли вводилась команда FPS START SHOW. По окончании прогона выдавался средний FPS, отображаемый в строке счётчика FPS.

Тестирование проводилось в пяти режимах:

  • чистая производительность
  • производительность с анизотропией 16 уровня
  • производительность со сглаживанием 4х
  • производительность с анизотропией 16 уровня и со сглаживанием 4х
  • производительность с анизотропией 16 уровня и со сглаживанием 4х, но с отключенными шейдерами водной поверхности и леса.

На максимальном качестве графики используются сложные шейдеры воды, отрисовка кокпита самолёта, всё это съедает очень много ресурсов, и эта игра одна из самых прожорливых на сегодняшний день.

Итог: NX6600 не показывает никакого превосходства над стандартной картой. Разгон даёт прирост производительности до 70%, средний прирост – 50%, очень неплохо. Включение анизотропии не даёт провала производительности, в отличие от сглаживания. Можно играть с анизотропией и сглаживанем, но без шейдеров водной поверхности и леса, в таком режиме производительность примерно равна чистой производительности, но с шейдерами.

Заключение

- по чипу NV43 и GF6600

Чип получился отличный для своей цены, за что уже почти год голосуют кошельками оверклокеры всего мира. Очень приятно, что теперь включение анизотропии практически не приводит к падению производительности, но плохо, что качество анизотропии стало хуже, чем на NV2х и возврата похоже уже никогда не будет. Сглаживания чип боится как чёрт ладана, падение производительности достигает 70%. Разгадка в контроллере памяти, он всего 128-битный и двухканальный. Вполне возможно, что если бы контроллер памяти был четырёхканальным, как на GF4Ti, то падение производительности было бы меньше. Возможно, nVidia пошла на это урезание сознательно, чтобы продавать GF6800/6800LE. Итого – отличная для своих денег видеокарта, если вы не собираетесь играть со сглаживанием!

- по разгону

Эта видеокарта просто создана для разгона, прирост достигает до 70%, что очень и очень немало. Фактически, если вы не собираетесь разгонять 6600, то надо покупать 6600GT, где за вас это сделали на заводе. Главный сдерживающий фактор – память, её разгон очень важен. Повысить разгонный потенциал карты поможет вольтмод. Простое руководство по вольтмоду NX6600 лежит на ПС Игоря.

- по NX6600 TD128E

В итоге у нас получается очень хорошая за свои деньги карта, обладающая отличной комплектацией и хорошим разгонным потенциалом, оснащена 3.6ns памятью. Высокая скорость обработки шейдеров позволяет рекомендовать эту карту для игры в современные игры, в условиях экономии денег на железе :).

Плюсы:

  • отличная комплектация
  • хороший разгонный потенциал
  • тихая и эффективная система охлаждения
  • более высокие по сравнению со стандартной картой частотами

Минусы:

  • выключенный по умолчанию термодатчик

P.S. Перспективы middle-end решений nVidia

На днях стало известно о том, что nVidia собирается представить новую линейку middle-end решений не позднее октября, а учитывая новую политику анонсов Калифорнийской компании, когда платы появляются в продаже через несколько дней после анонса, можно сделать вывод, что линейка 6600 доживает последние месяцы. Собственно многие компании уже объявили о выпуске 6600LE – урезанной версии 6600 (4 конвейера вместо 8), что означает, что nVidia старается избавиться от запасов этих чипов для замены на новое поколение. Итак, какие, на мой взгляд, изменения должны произойти в G73 (вероятно будущий 7600) по сравнению с NV43, чтобы стать достойным наследником 6600.

Первое – это контроллер памяти, есть несколько вариантов его эволюции:

  • Расширение до 256 бит. Стоимость решений с 256-битным контроллером памяти уже упала ниже 200$! Так что же мешает nVidia использовать такой контроллер в middle-end? В конце концов можно выпускать старшие карты (7600GT например) с 256-бит, а младшим (7600) оставлять 128!
  • Увеличение эффективности 128-битного контроллера. Не будем забывать, что контроллер памяти NV43 двухканальный, т.е. за один такт он может выполнить только 2 операции чтения/записи, а в тяжёлых режимах в основном идёт чтение 3х и запись одного значения, на что NV43 требуется 2 такта. Таким образом, вернув контроллеру четырёхканальность (преобразовав схему 2х64 в 4х32 )можно значительно повысить его эффективность! Вероятно, схема контроллера памяти NV43 была получена путём масштабирования контроллера NV40 (4x64). И опять таки вспоминается мне NV25. В те времена его четырёхканальный перекрёстный 128-битный контроллер памяти смотрелся очень хорошо.

Второе улучшение, которое будет необходимо новому решению middle-end – увеличение количества вершинных блоков и скорости зарисовки. Вершинные блоки остались неизменны со времён NV40, и успешно использовались в G70. Вероятно их число будет увеличено до 4-5. Скорость зарисовки можно увеличить несколькими путями:

  • Увеличения количества пиксельных блоков с 8 до 12 (16 нам обломится вряд ли).
  • Увеличение тактовой частоты чипа.

Вероятно G73 будет изготовлен по 0.09 процессу, что неминуемо повлечёт рост тактовых частот и разгонного потенциала. Если чип сможет работать на 600-800 MHz, то полученный прирост незамедлительно скажется на скорости заполнения не хуже, чем увеличение числа конвейеров при неизменной тактовой частоте, на таких частотах чип по скорости не будет уступать 6800, и возможно даже 6800GT.

Ну а если посмотреть реально, то, скорее всего, G73 станет половинкой G70. Предполагаемые мной характеристики старшего решения примерно таковы:

  • 12 конвейеров с тактовой частотой 500-600 MHz
  • 4 вершинных блока с тактовой частотой 550-650 MHz
  • 128-битный четырёхканальный контроллер памяти и память на уровне 1200-1400 MHz.

Предполагаемая производительность окажется на уровне 6800!

Насколько я был прав – покажет время, благо ждать осталось недолго, так что начинайте собирать американских президентов, товарищи оверклокеры ;) !

TheJudge

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Теги

Комментарии 42 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают