Doom 3 как тест стабильности

В этой статье, как вы уже, наверное, догадались, уважаемый читатель, обсуждается место Doom 3 в софтовом наборе оверклокера, его чувствительность к нестабильности тех или иных компонентов системы. Так же будут затронуты тестовые программы в целом. К написанию этой статьи меня побудили несколько интересных особенностей игры ID Software, которые я наблюдал на своей системе.
  • Delta DPS
  • Abit NF-7 S
  • Athlon XP 2500 @ 2.3 GHz
  • Gigabyte 3D ULTRA cooler
  • 2x256MB Kingston HyperX PC2700 @ 400 MHz dual channel(2,5/3/3/6)
  • SaphireRadeon 9800 @ Radeon 9800 PRO
  • Asus DRW 0402PD
  • Seagate Baracuda IV

Должен сразу оговорится, в "исследовании" принимала участие лишь одна система, моя. И хотя кое-что из описанного в этой статье косвенно подтверждается материалами службы технической поддержки Activision, автор НЕ ГАРАНТИРУЕТ воспроизводимость этих наблюдений на любой другой системе. Итак, начнем.

Вступление

Возможно, людям опытным стоит пропустить эту часть, а вот новичкам не повредит небольшое теоретическое отступление. Совершенно очевидно, что тестированию подвергаются те же компоненты, что и разгону. Итак, для тестирования наиболее интересны процессор, ОЗУ и видеокарта.

Тестирование ОЗУ производится такими программами, как testmem 4, причем гонять тест ведущие собаководы советуют весьма и весьма долго, для полной "железной" уверенности. Еще приятный тест памяти tm4 включен в качестве модуля в программу S&M, и пренебрегать им (как и чем-либо в этой программе), IMHO, не стоит. Рекомендуемое время тестирования: режим "долго" в S&M или 1.5-2 часа погонять testmem.

Тестирование процессора представляет собой несколько более интересную тему для разговора. Начать следует с того, что все программы для проверки процессора следует условно подразделить на "тесты на прогрев" и "тесты на правильность". Деление это весьма условно, так как программа S&M выполняет обе эти задачи.

Тесты на разогрев фактически являются тестом системы охлаждения, так как их основной задачей является максимальный нагрев процессора с помощью специально подобранного набора команд и не более того. В том случае, если нестабильность (т.е. искажения в вычислениях) не носит грубый характер, программа-грелка может более или менее успешно работать. Характерным представителем этой группы можно считать BurnK7, однако она проигрывает комплексной тестовой утилите S&M по эффективности разогревания процессора.

Со второй группой всё несколько сложнее. Эти программы существуют для того, чтобы выявлять "субклинические" (неочевидные при более-менее нормальных условиях) формы нестабильности процессора. Чаще всего подобная ситуация имеет место при недостаточном напряжении на ядре. Эти программы выполняют некие (лучше чрезвычайно сложные) вычисления, результат которых известен и "припасен" ими заранее, после проведения вычисления программа сравнивает полученный результат с эталонным и при расхождении выдает сообщение об ошибке. Представителями этой группы являются Prime 95 и опять-таки S&M. Позволю себе рассказать несколько подробнее о каждой из них.

Prime 95 изначально была создана для математических изысканий с применением распределенных вычислений, а именно поиска простых чисел Мерсена (которые, если вас мучает любопытство, являют собой простые числа представляемые в виде 2 в степени p минус 1, где p тоже простое) ради приза в 100 000$ за первое найденное число Мерсена длиной в десять миллионов знаков и 5000$ за каждое новое. Однако в программу включен тест, работающий по вышеописанной схеме и позволяющий с высокой точностью находить сбои в работе системы. Следует подчеркнуть, что хотя в этой программе имеется несколько режимов тестирования (с минимальным, небольшим и значительным использованием памяти) её результат ВСЕГДА чувствителен к состоянию RAM (просто в режиме минимального использования ОЗУ это малозаметно) и поэтому оперативную память следует старательно устранить из тестирования для достоверной проверки стабильности процессора. Интересно, что приоритет программы можно выставить, только введя пароль 9876. Рекомендуемое время тестирования 3-24 часа и более, в зависимости от паранойи отдельно взятого оверклокера. Нередко запускается вместе с 3DMark (из соображений перестраховки).

S&M, программа с многообещающим названием ;) , обладает огромной функциональностью, считается лидером среди программ направленных на прогрев процессора, тест процессора практически не зависит от состояния RAM, имеет очень достойную проверку на стабильность, а так же тест памяти и массу приятных, удобных мелочей вроде мониторинга с возможностью остановки при перегреве. Проверка на наличие ошибок производится путем выполнения набора команд FPU c последующей проверкой. Интересно, что эта программа обнаруживает ошибки процессора на К7 несколько эффективней, чем Prime95 (что еще не означает, что пользователи AMD должны пренебрегать Prime, иногда он всё-таки незаменим). Должен вас предупредить, программа очень хорошая, а потому грозит смертью дрянным блокам питания (правда, только им). Рекомендуемое время тестирования: режим "долго", повторить дважды.





Тестирование видеокарты обычно производят путем очень продолжительного использования последней версии программы 3DMark, при этом следят за появлением на экране артефактов, прежде всего "белых мух", свидетельствующих о наличии перегрева памяти видеокарты. Следует заметить, что обычно тестирование проводят очень долго, иногда более суток.

Владельцы видеокарт ATI имеют приятную возможность воспользоваться для проверки стабильности видео автоматическим поиском артефактов незаслуженно забытой мной утилиты ATI Tool или ATI Tray Tools. Эти программы имеют функции разгона, работы с таймингами, сохранения биоса, и автоматической проверки на наличие артефактов. Справедливости ради следует заметить, что обеим приписывают нестабильность и глючность, хотя я лично наблюдал подобное поведение только у ATI Tray Tools. Хотя обе эти программы похожи, лишь тест из ATI Tool показал на моей системе достойные результаты (подробности ниже по тексту). Более того, ATI Tray Tools обременен массой довольно-таки бесполезных функций, но не имеет самого ценного – лога, который как раз есть у ATI Tool, что заставляет признать её более совершенной с практической точки зрения, нежели ATITT.

Напоследок скажу, что настоящий маньяк стабильности при тестировании должен руководствоваться принципом "вместе, а не вместо", т.е. после успеха S&M погонять Prime хотя бы часов шесть и.т.п.

Тестирование

Во всех случаях Doom 3 запускался в разрешении 1024х768 с autoexec следующего содержания:

seta com_VideoRam "128"
seta image_useCache "1"
seta image_cacheMegs "128"
seta image_cacheMinK "61440"

При тестировании были принудительно включены анизотропия и полноэкранное сглаживание. После этого в течение часа поочередно воспроизводилась демка последнего боя, затем запускался сингл и проходились первые три уровня.

Температура в помещении поддерживалась на уровне 22 С, перед сменой теста система выключалась не менее, чем на 40 минут (для исключения самой возможности температурного взаимодействия разных тестов).

Оперативная память

Чувствительность Doom 3 к переразгону памяти проверялась разгоном RAM таймингами на частоте FSB 200 МГц. С помощью утилит S&M и Prime (режим 3) были найдены значения, на которых Windows успешно загружалась, но утилиты рапортовали об ошибках. Эти значения составили 2.5/2/3/6. После этого Doom 3 был успешно запущен, сбоев не было, что не позволяет назвать Doom 3 сколь либо эффективным средством проверки памяти.





Процессор

Тест S&M сначала проводился в нормальном, а затем в долгом режиме, Prime 95 выполнялся в течении 6 часов в режиме In-place large FFT.

Для начала, я исключил из теста RAM тем, что выставил щадящие тайминги RAM 3/3/3/6 и делителем снизил её частоту до 266 МГц. Поскольку мне с давних пор было известно железно стабильное для всех тестов значение Vcore (1.8), то я просто начал постепенно снижать его, проверяя реакцию тестов на произошедшие изменения.

Во-первых, на моей системе подтвердилась отмечаемая многими пользователями способность S&M выявлять ошибки процессоров К7 на более низких частотах процессора / более высоком напряжении. Уже на Vcore 1.775 S&M рапортовала об ошибке при "долгом" тестировании, в то время как Prime 95 выявила сбой лишь при достижении Vcore 1.725 через 1 час 22 минуты после начала тестирования.

Doom 3 вел себя здесь гораздо интереснее. Он ни в чем не уступил Prime 95, упорно не желая работать нормально при напряжении 1.725, он выпадал на рабочий стол и время от времени срывался в BSOD при проигрывании демок, зависал при воспроизведении роликов в PDA в сингле. Более того, после зависания в сингле были необратимо повреждены важные файлы игры (gamex86.dll, pak000.pk4, game00.pk4). Эта игра весьма и весьма чувствительна к состоянию процессора, но не способна сколь либо дополнить "серьезные" тесты и не представляет большого интереса при проверке его стабильности.

Видеокарта

Следует заметить, что Doom очевидно сильнее прогревает видеопамять при seta com_VideoRam =объему вашей видеопамяти, что весьма логично. Имеется мнение, что нагрузка на видеокарту возрастает еще сильнее при использовании Paralax Mapping Mod и Ultra Extreme Quality Mod, я и сам заметил несколько более раннее возникновение артефактов после их установки, поэтому они были установлены перед проведением испытаний.

3D Mark 05 гонялся в течение 6 часов 1024х768

ATI Tool гонялась 6 часов на частоте 380/680 и 382/684. Таймер в наручных часах автора был выставлен на 5 часов 50 минут, после чего автор мог позволить себе заняться другими делами. По возвращении автора и истечении времени теста проверялся "черный ящик" (согласитесь, что лог-файл – величайшее достижение цивилизации). Тестирования длиной более 5 минут на частоте 388/688 не потребовалось.

ATI Tray Tools использовалась 6 часов во время теста на частотах 380/680 и 382/684, после 2.5 часов теста на частоте 388/688 дальнейшее тестирование было решено прекратить, при тестировании использовалась настройка Do Nothing (подробности ниже).





Позволю себе заметить, "зверское" отношение Doom 3 к видеокарте первыми были вынуждены констатировать работники службы технической поддержки Activision, на которых обрушилось немало писем простых юзеров, купивших компьютеры "фирменной сборки" и сталкивавшихся с роями белых точек уже через 30-60 минут игры. Меня заставило заинтересоваться тестовым потенциалом игры столкновение с этими артефактами в течение часа игры после установки com_VideoRam=128 (до этого система успешно переживала 3 часа 3DMark).

Итак, результаты 3DMark 05. На частоте ядра в 380 МГц на ядре и 680 на памяти артефактов не возникало (не возникало их на этих частотах и при тестировании длиной в сутки, имевшем место задолго до начала написания этой статьи). При 382/684 артефакты не регистрировались, после 2 часов 12 минут тестирования на 388/688 наблюдались многочисленные "мухи".

Поведение знаменитой игры здесь стало по-настоящему интересным. При значениях в 380/680 игра успешно проходила тест, собственно, именно с такими значениями по ней писалась рецензия, так что в стабильности видеокарты на этих частотах сомневаться не приходится. А вот дальше начался праздник: при ничтожном повышении частот (382/684) Doom 3 не смог пройти даже демо-часть тестирования, на сороковой минуте стали появляться рои из белых точек.

Однако ATI Tool практически ни в чем не уступил этой страшной (для переразогнанного железа) игре. При 380/680 программа не выявила аномалий, чего и следовало ожидать. После положенного 40-минутного отдыха тест был повторен на частотах 382/684. По данным лога, первые артефакты появились спустя 48 минут. Из любопытства тест был запущен на частоте 388/688. Черный ящик не понадобился, спустя минуту изображение пушистого куба было усыпано "мухами".

А вот ATI Tray Tools откровенно разочаровал. Для начала он благополучно совершил недопустимую операцию после первого часа тестирования на частотах 380/680. Затем он легко и непринужденно прогнал положенное время на 382/684, не выявив аномалий, что само по себе плохо. Но что хуже, на частоте 388/688, на которой бесились все тесты, тут бесился лишь я, а ATI Tray Tools умудрился работать 2 часа 30 минут без артефактов. После этого я счел его дальнейшее испытание тратой времени. Перед использованием каждой из программ я предварительно знакомился с их возможностями, и из хелпа к ATITT мне удалось узнать о возможности провести тестирование "в максимальном качестве", однако в этом режиме программа благополучно "сваливала" тест, находя артефакты на первой секунде не только на 380/680, но и на шуточных 315/604.

Такое поведение программы труднообъяснимо. Возможно, во всем виноваты какие-то особенности обдува памяти карты, "наводки", мое биополе. Или, быть может, где-то "между строк" хелпа зашифрованы крупицы мудрости, обладание которыми позволило бы мне добиться от программы большей результативности.

Подобные результаты заставляют рассматривать Doom 3 как отличный тест видеокарты, более чувствительный и быстрый чем 3DMark, на равных соревнующийся с ATI Tool, но, увы, весьма неудобный.

Выводы

Doom 3 представляет наибольший интерес как тест видеокарты, так как для процессора имеются гораздо более чувствительные и удобные программы, проверенные временем, однако требуется дальнейшее исследование этого вопроса на других видеокартах. Отставание ATI Tool от Doom 3 по времени проявления артефактов является весьма незначительным и вполне может быть признано обусловленным особенностями системы или случайностью. К тому же, в пользу ATI Tool говорит её автоматизм и наличие у нее очень приятной функции "черного ящика".

Участников тестирования по чувствительности к переразгону я расположил в следующем порядке:

  1. Doom 3: Весьма и весьма условное опередив ATI Tool, эта игра не становится "тестом выбора" по одной, но важной причине – неудобство использования.
  2. ATI Tool: По-прежнему самая удобная и практичная программа для владельцев Radeon, практически не уступающая Doom 3 по чувствительности.
  3. 3DMark: Ветеран тестового фронта всё еще в строю, особенно вместе с Prime 95.
  4. ATI Tray Tools: Очень странный провал. Сам пребываю в недоумении.





Следует признать, что достоверность этой работы весьма и весьма ограничена, хотя данные службы техподдержки Activision подтверждают результаты, полученные для видеокарты. Необходимо провести аналогичные исследования на других системах. Doom 3 неудобен для длительного тестирования, поэтому для комфортного применения его в качестве теста необходимо записать очень долгие и сложные демки, либо понадеяться, что кто-нибудь из умельцев напишет мод, который элементарно позволит поставить демку в loop.

Ссылки

Страница S&M и memtest
Страница ATI Tool
Страница ATI Tray Tools
Prime 95
Моды к Doom 3
Техническая часть рецензии на Doom 3

Автор выражает благодарность:

  • Ирине, за то, что помогла пережить мучительные часы издевательского тестирования Doom 3 и научилась готовить нормальный кофе
  • Создателю S&M Serj, за терпение и экскурсию в таинственный мир программ-тестов
  • Иванову Александру, за разъяснение некоторых теоретических вопросов, которые так и не были затронуты в этой статье
  • Службе технической поддержки Activision, за то, что иногда отвечает на письма и предоставляет ценную информацию.


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 3.2 из 5
голосов: 19


Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают