AGP еще жив?

Материал предоставлен speedyourgadget.com

Производители "железа" нередко прибегают к различным архитектурным изменениям, которые (по крайней мере на первый взгляд или на первых порах) приносят пользователям одно лишь расстройство. Тут можно вспомнить, как рынок заставили менять оперативную память DDR на более дешевую в производстве и в тоже время менее быструю из-за высоких задержек доступа (при равной частоте) DDR-2. На память также приходит "миграция" с очень производительного для своего времени Pentium III на обладающий гораздо большей тактовой частотой, но в итоге все-таки уступающий по быстродействию в реальных задачах Pentium 4 (Willamette). Да взять хотя бы дела не столь уже далеких дней - аналогичную замену ядра Northwood на Prescott! В конечном итоге большинство подобных революционных и не очень мер оказалось оправданными, причем не только в смысле маркетинга. Однако не все. На ум сразу же приходят "провалившаяся" в свое время память типа RDRAM или так и не получивший пока обещанного распространения форм-фактор BTX. Таких примеров также немало. Однако в этой статье речь пойдет о вопросе вынужденной миграции геймеров с графического разъема AGP 8x на модный PCI-Express (PCI-E).

В спокойное время "застоя", когда на рынке царствовали GeForce FX и ATi Radeon 9xxx, индустрия преподнесла сюрприз в виде нового графического интерфейса PCI-Express 16x, пришедшего на смену казавшегося едва ли не вечным AGP 8x. Все причины появления новинки приводить сейчас смысла нет -- с точки зрения компьютерной платформы их масса (в частности увеличение пропускной способности интерфейса и возможность использования нескольких видеоадаптеров одновременно). Однако для простого пользователя, не желающего тратить деньги на SLI-конфигурации, эти преимущества не столь очевидны даже спустя два года после выхода на рынок нового графического разъема. До сих пор пропускной способности AGP 8x без ограничения хватает современным чипам GeForce 7xxx и Radeon X1xxx.

Неудивительно, что и по сей день не прекратился выпуск AGP-видеокарт, построенных на новейших графических чипах. Одними из таких видеокарт являются GeForce 7600GS AGP и Radeon X1600Pro, которые должны покрыть образовавшуюся пустоту на рынке решений среднего уровня, оснащенных старым разъемом.



За кормой

С приходом PCI-E "за кормой" остались все владельцы плат на Socket 478 и Socket A, а также те, кто раньше времени "урвал" платы на Socket 754 и Socket 939 и лишь потом узнал, что AGP бесперспективен. При этом объема поддерживаемой оперативной памяти и мощности поддерживаемых топовых процессоров для таких систем вполне достаточно для того, чтобы комфортно играть в современные компьютерные игры. Одно все упирается в видеокарту. Не так-то просто сегодня найти современный и производительный видеоадаптер с интерфейсом AGP.

Немногие производители пошли вопреки рекомендациям чипмейкеров и запустили в производство современную линейку чипов GeForce 7600, оснастив их мостом-переходником HSI, который многие пользователи помнят по предыдущей 6-й серии. Одним из инициаторов стал производитель Palit, выпустивший одним из первых свою GeForce 7600GS AGP, причем по цене GeForce 7600 и моста HIS без каких бы то ни было лишних накруток (в отличие от ряда других производителей, AGP-решения которых стоят весьма нескромно по сравнению с картами на PCI-E).



Конкуренты

Видеокарта производства Palit была выбрана неслучайно, это одна из самых доступных по цене AGP-карт на чипе GeForce 7600 GS. Она оснащена 256 Мб локальной памяти DDR-2, в "коробочную" комплектацию входят диск с драйверами, кабель TV-Out и шнур питания.
Palit GeForce 7600GS AGP при детальном рассмотрении оказался полной копией PCI-Е-версии Palit GeForce 7600GS, о которой мы рассказывали в "ТелеКоме" №46 за 2006 год: та же разводка, то же количество и расположение конденсаторов, те же чипы и маркировка на микросхемах памяти. Отличия всего два: новая система охлаждения и дополнительный разъем питания, который помогает запитать видеокарту от дополнительного источника, так как пределом для AGP-8x является 30 Вт, что немного меньше потребностей GeForce 7600.

Вопреки "злым языкам", которые твердили, что все AGP-8x видеокарты урезаются производителями, Palit GeForce 7600GS AGP работает на рекомендованных ей 400/800 МГц тактовой частоты при 12 полноценных конвейерах. Поддержка последней версии DirectX9.0 и шейдеров версии 3.0 также осталась на месте.

Более совершенный по сравнению с "родственной" PCI-E версией кулер стал меньше шуметь, но работает он при этом еще более эффективно. За счет 60-миллиметровых лопастей поток воздуха, идущий от вентилятора, хорошо обдувает радиатор, чипы памяти и даже частично систему питания, что сулит хороший разгонный потенциал без замены штатной системы охлаждения. Оверклокинг, впрочем, оказался все же слабее, чем у PCI-E-варианта этой же видеокарты. Автору удалось добиться 525 МГц на чипе и 891 МГц на памяти.



Порох в пороховницах

Есть ли еще смысл покупать AGP-видеокарту, или при модернизации видеоподсистемы стоит уже сразу менять по сути почти всю начинку компьютера (блок питания, плату, процессор, оперативную память)? Вопрос это очень спорный. Например, "древняя" система, на которой проводились тестирование AGP-карты, вовсе не выглядит еще такой уж безнадежно устаревшей: чип Sempron 3000+ (1,8 ГГц, Socket 754), плата MSI K8N Neo-V (nForce-3 250, AGP 8x), оперативная память Hynix 1 Гб DDR400 (2-3-3-6), винчестер Seagate ST3200820AS 200 Гб (SATA-II), блок питания FSP 400 Вт (ATX 2.03). Система работала под управлением ОС Windows XP Professional Edition SP2.

Видеокарту Palit GeForce 7600GS AGP было решено сравнивать с близкими по классу PCI-E вариантами в ПК на базе процессора Athlon 64 3800+ (2,43 ГГц), платы ASUS A8N-SLI SE с 1 Гб оперативной памяти, работающей в двухканальном режиме. Любопытно также было протестировать еще одну AGP-карту, но уже прошлого поколения -- Palit GeForce 6800GS AGP. Ее главное оружие в борьбе со "старостью" - это 256-битная шина обмена между памятью и ядром, ну, а 12 конвейерами уже никого сейчас не удивить. Все видеокарты, использованные при тестировании, снабжены 256 Мб локальной памяти.

Не вдаваясь в тонкости, уже сходу, глядя в таблицу, можно выделить двух явных лидеров: Sparkle GF7600GT и Palit 7600GS AGP. Первый выигрывает по вполне понятным причинам: высокоскоростная DDR-3 память с частотой "за гигагерц", а также ядро, работающее на 12 конвейерах при неплохой для среднего класса тактовой частоте 560 МГц. Однако интереснее перспективы Palit 7600GS в качестве AGP-карты.

Несомненно, такие перспективы прослеживаются. На примере проведенных тестов, конкурент в лице ASUS Radeon X1600PRO при сравнимой стоимости оказался позади GeForce 7600GS в современных компьютерных играх, хотя и имеет некоторое преимущество в "синтетике".
Все еще имеющиеся в продаже Palit 6800GS AGP и другие подобные экземпляры на уже порядком устаревшем чипе GeForce 6800 еще способны противостоять новичкам "из сборной 7600". Однако их время ушло, и если будет стоять вопрос о покупке подобной видеокарты, стоит взвесить все за и против: 90-нм техпроцесс у GF7600 против 130 нм, 37 Вт TDP против 55-60 Вт, 400 МГц частоты ядра ядру против 325 МГц. Также не стоит забывать о разного рода улучшениях в архитектуре 7-й линейки GeForce. На стороне Palit 6800GS AGP только 256-битная шина памяти и возможная (хотя и неощутимая) экономия в цене.

Что касается не очень удачного разгона, то от подобных "эксклюзивных" плат, оснащенных AGP 8x, в эру тотального засилья PCI-E большего ждать не стоит. Нужно быть благодарными, что оверклокинг вообще получился и видеокарта функционирует на тактовых частотах, рекомендуемых для версий для PCI-E.



Резюме

Итак, для компьютера среднего уровня пока все еще хватает видеоподсистемы, использующей AGP. Конечно, модернизация неизбежна, но у не самых требовательных геймеров еще остается время, чтобы накопить на новый системный блок (ведь придется менять практически всю "начинку" компьютера!) Ну, а пока в ожидании этого события можно заменить старую видеокарту на довольно-таки свежее решение, использующее AGP. Покупка такой карты - хороший повод отложить надвигающийся апгрейд как минимум до прихода в массы видеокарт с поддержкой DirectX 10.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают