Xbox series S подрывают консольное подразделение Microsoft
Ноябрь 2023 года стал первым месяцем за долгое время, когда на рынке не было дефицита игровых консолей и потребитель свободно мог выбирать между разными производителями.
По данным некоторых аналитический агентств соотношение продаж разных брендов соотносилось как 1 к 3... И это с учетом бешеных скидок на Xbox и официального роста стоимости PlayStation. Почему так произошло и что будет в ближайшие годы?
реклама
Предисловие
Сегодня не буду рассматривать консоли как игровые устройства. Фанатские войны отложим в сторону и обратим внимание на продукт и бизнес-процессы. Влияние денег и перспективы развития. Сделаем акцент на самой младшей Xbox series S и ее влияние на консольное направление Microsoft.
Пандемия и дефицит
В 2019 году началась пандемия, а за ней майнинг-бум. Два факта подряд изменившие консольный мир и сопутствующие события. Это сильно повлияло на общие представления обычных геймеров и исказило картину мира. Далеко не все сознательные граждане понимают разницу в стоимости устройства за 1000 и 300 американских долларов. Доступность устройств и их распространенность среди потребителей в 2020-2022 годах сильно отличалась от понятия "нормальное".
29 ноября 2019 года
реклама
Ничем не примечательная дата для рядового пользователя. Пометка в календаре из далекого прошлого. Это "Черная пятница" и день, когда стоимость Xbox One X официально опустилась до 300 долларов США. Из дня сегодняшнего не всем понятно, что это было и какова величина "сумасшествия" у Microsoft.
В 2019 году стартовали продажи GTX 1660 Ti с рекомендованным прайсом в 279 американских долларов и производительностью ниже, чем у консоли. RTX 2060 рекомендовалась за 349 американских долларов.
Xbox One X за 300 "вечнозеленых" — это лучшее предложение за все время моих наблюдений за игровыми консолями. Относительно близко подобралась только Xbox One S на 1 ТБ с двумя геймпадами и тремя играми в 189 долларов США по официальному прайсу на официальной страничке Microsoft.
12 декабря 2019 года
реклама
Дата официального анонса Xbox series X. Первая большая глупость со стороны владельцев игрового бренда. Декабрь месяц — это дни распродаж, когда народ ломится в магазины за дорогими подарками. Такой шаг заставил передумать и оттолкнул многих от покупки игровой консоли "под ёлочку". Ранний анонс был явно поспешным. Нам представили одну-единственную игру для нового поколения Hellblade II. С анонса прошло 5 лет, что указывает на "дайте им хоть что-нибудь", а не планомерное и осознанное продвижение товара.
Но интересен другой момент. После анонса нового поколения цена в 300 американских долларов стала постоянной для "старого топа". Microsoft разгружала склады перед выходом новых устройств. При "разгрузке" складов производство новых Xbox One X свернули. На складах (по моим представлениям) было не более 2-х миллионов консолей. Акционная цена и продажа в магазине Microsoft исчезли в конце июля 2020 года. Более 8 месяцев Фил Спенсер распродавал супервыгодное устройство по очень вкусному ценнику. Непостижимо.
Анонс Xbox series S
Анонс состоялся в конце июля 2020 года. Технически. Только его никто не заметил. Маркетологи разместили маленькую белую коробочку на книжной полке во время одного из стримов главы Xbox. Через 3 недели после стрима представители рекламного отдела вынуждены были показать скриншот с презентации и рассказать о новом устройстве. Но это не все беды с Xbox series S. Официальная презентация устройства была слита в сеть "доброжелателями" за две недели до показа.
Сравнение в лоб
реклама
Xbox series S была слабее консоли предыдущего поколения и не могла воспроизводить игры с пометкой "Оптимизировано для Xbox One X". Не имела дисковода. Внутреннее хранилище было меньше, чем у устройства-предшественника. В комплекте не поставлялись "бандловые" игры. И все это за те же самые 300 долларов США. Полный Downgrade. Но это были только цветочки.
10 ноября 2022 года
Появляются первые восторженные отзывы о новом устройстве. Все крупные блогеры выпускают материал о новой приставке и нахваливают ее в самых "честных" обзорах. Абсолютно все идут под копирку с одними и теми же тезисами в одной и той же последовательности.
- Она такая маленькая.
- Она такая дешевая.
- Купил геймпасс и доволен.
- Быстрый SSD.
- 120 FPS и FPS boost в старых играх.
У всех "обзорщиков" пул игр ограничен 4 одинаковыми проектами. Никто не запускает "старые" ТОП ААА-проекты, вышедшие больше полугода назад. Через неделю появляются "распаковки" от обычных геймеров. Подавляющее число игр на новой дешевой консоли 2020 года выглядят хуже, чем на Playstation 4 из 2013 года. Без патчей от издателей — это катастрофа.
Новость в первую очередь ударила по поклонникам Xbox. Смысла переходить со старого поколения на новое не было вовсе. А если вы были счастливым обладателем Xbox One X — вообще противопоказано. Миграция со старого на новое оказалась под угрозой. И это без учета "смазанного nextgen".
Тормоз индустрии
Злопыхатели с момента анонса устройства начали "наговаривать" всякие гадости о бюджетном устройстве. Недоконсоль и куча всего нехорошего. Фанаты оправдывались: "Это консоль как старшая, только для 1080р". Правильные блогеры рассказывали про "оптимизацию": "Подвигать пару бегунков в настройках дело пяти минут. На ПК всю жизнь так делали". Проблема с бегунками и настройками в игре заключается в том, что на консолях и так самые минимальные настройки. Все бегунки уже в крайнем левом положении.
Переливание из пустого в порожнее, пока не вышли издатели игр и не сказали: "У нас проблемы с оптимизацией под младшую консоль". У Xbox series S для игр доступно только 8 ГБ памяти. Это видео и оперативная память в одном пуле. У Xbox series X и PlayStation 5 доступно 14 ГБ. А теперь смотрим на технические характеристики крупного ААА-тайтла. Помимо того, что для минимальных настроек требуется RX 6600 (а у младшей консоли стоит RX 6400), нужно суммарно 22 ГБ памяти, а в наличие только 10. Крупные компании могут потратить время и деньги на оптимизацию, а вот у мелких есть проблемы.
Мало кто слышал об игре F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch. Кролик с механической рукой убивает супостатов. Небольшой проект от маленькой студии. Но нам интересна не сама игра, а релизные даты на различных платформах. Скриншот из википедии, чтобы не было искажения фактов. Из четырех платформ на Xbox игра выходит самой последней. У мелкого издателя нет денег выпускать игру везде и сразу и он расставляет приоритеты.
Затем последовали Stray про котика в большом городе. Раздельный релиз отличной игры.
Sifu про единоборства от французской студии выходит с опозданием на Xbox.
Octopath Traveler II 2D приключения в большом открытом мире со стилизацией под старые игры.
И это громкие проекты с хорошим рекламным бюджетом, о которых слышали многие. Но есть огромный пласт игр, о которых мало известно. Издатели не имели средств для оптимизации своих продуктов одновременно для старшей и младшей Xbox series. Для многих "намеки" прошли незаметно.
Baldur’s Gate 3
Большой проект большой студии с хорошим бюджетом. Игра не может выйти на консолях Microsoft, так как не удается запустить ее из-за малого объема памяти на младшем устройстве. Инженеры и программисты, выписанные Филом Спенсером в помощь студии Свина Винки, не справляются с поставленной задачей и младшая консоль получает обрезанную игру без некоторых функций.
Упор в малый объем памяти сыграл злую шутку уже на официальном уровне. Baldur’s Gate 3 с огромным содействием Microsotf выходит с трехмесячным опозданием. Удар с разворота в поддых Xbox series X.
Народ в смятении
Покупаю игры только в GOTY издании на больших скидках. У меня нет средств брать виртуальные развлечения за полный ценник на старте. Но статистика издательств утверждает, что 80% выручки приходится на первые два месяца после релиза. Геймеры хотят игры здесь и сейчас, а не через год-два может быть. И тут моментально вырастают две большие проблемы из-за младшей Xbox series S.
1. При выпуске игры с опозданием, она выходит без рекламной поддержки. Игры на Xbox приносят гораздо меньше денег с таким подходом.
2. Приобретая консоль (и старшую series X), пользователь хочет получить все и сразу. Отложенные релизы отпугивают многих потенциальных покупателей.
Сейчас речь идет о том периоде консолей, когда игры выходят и на старое и на новое поколение. Xbox series S не выглядит белой вороной, но звоночки уже слышны. Скоро будут продукты только для текущих устройств и проблема усугубится.
75% проданных Xbox приходятся на младшую модель
В ходе судебных слушаний по приобретению Activision Blizzard всплыл интересный факт по распределению старшей и младшей консоли в разрезе продаж по состоянию на июнь 2022 года. Фанаты тут же закричали: "Против статистики не попрешь! Xbox series S пользуется невероятным спросом и Microsoft угадала с выпуском бюджетного решения". Как экономист с аналитическим уклоном смеялся до упаду от таких "аргументов" защитников Xbox series S.
В 2003 году был опубликован отчет о заболеваемости раком легких. Люди, постоянно носящие с собой зажигалку или спички, страдают на 318% чаще, чем те, кто не носит с собой зажигательные средства. Вывод - спички и зажигалки вызывают рак легких. "Против статистики не попрешь"... Для тех кто не понял — сигареты вызывают рак, и те, кто курит, носят с собой средства для прикуривания. Спички не вызывают проблем со здоровьем.
Феномен продаж — если производить только Xbox series S и никакую другую консоль, то ее показатели могут составить и 100% от всех продаж. Без показателей "отгружено" в розницу информация про соотношения старшей и младшей консоли нерелевантна. В 2020-2022 годах в свободной продаже была только маленькая коробочка.
Sony PlayStation 5 Pro
В середине жизненного цикла японцы могут выпустить новое, более производительное устройство. Вместо устройства с производительностью 10 попугаев в изящном устройстве может оказаться устройство в 20 попугаев и кучей новых фишек.
А вот у Xbox возникает дилемма. Оптимизировать игры под три устройства очень дорого. Сверху добавьте вопросы с обслуживанием, девкиты и жирный якорь с малым объемом памяти у Xbox series S. То есть, с 2024 года по 2027 на рынке будут присутствовать консоли 10 плюс 20 попугаев с одной стороны и 4 плюс 12 попугаев с другой. Это полный стратегический провал.
Оптимизировано для Xbox Series X|S
Красивый шильдик без фундоментальных основ. В 2017 году каждая игра с припиской "Оптимизировано для Xbox One X" имела четкое описание и явно выраженные преимущества. Лучшее разрешение. Лучшие текстуры. Лучшее освещение и тени. Вы брали игру и видели разницу. А что сегодня означает шилдик?
В большинстве случаев он ничего не значит. Банальное увеличение скорости загрузки с помощью SSD дает возможность поставить значок. Вот только разница в загрузке большинства инди проектов на уровне погрешности. Пшик на постном масле.
Красивую идею загубили наличием Xbox series S, так как улучшенное разрешение, текстуры, тени на ней не прикрутишь, а красивая пометочка имеется. Уничтожение "самой мощной" консоли на пустом месте.
Next Generation Xbox в 2026 году
Вишенка на торте. Сегодня это только слухи. По утечкам документов с покупки Activision Blizzard и инсайдерских сливов, есть предположение о новом поколении консолей Xbox. Они выйдет на год раньше "стандартного" цикла. Отличный план. Оставить за бортом поклонников Xbox на год раньше обычного.
Помните Hi-Fi Rush? Ей ничто не мешало выйти на Xbox One. Мы большая семья и заботимся о своих поклонниках, только не выпустим нашу игру на наших "устаревших" устройствах. Именно это и планируется с выходом следующей консоли. Уточню, что прогресс железа сильно замедлился, а срок разработки игр увеличился. И это все следствия выпуска обрезанной в хлам Xbox series S.
Сдвиг сроков смены поколений сильно ударит по фанатской базе и еще сильнее оттолкнет народ от бренда. Все и так обстоит ужасно, но такие бизнес-идеи уничтожают все направление и выжигают напалмом любые симпатии.
Закрытие консольного направления Xbox
Основная концепция консольной индустрии строится на массовости устройства. Чем больше консолей продается, тем меньше затраты на их содержание. Из-за конкуренции и необходимости взрывного стартового роста установочной базы консоли продают (некоторое время) в убыток. И вот тут кроется главная "тема" всего бизнес-направления. Сколько времени можно продавать консоли в убыток?
Возможно вы не заметили, но Xbox series S уже три года на рынке. Тут скрывается интересный факт. До сих пор не было выпущено ни одной лимитированной версии устройства. Точнее... есть рекламные на 10-20 штук для конкурсов и розыгрышей, но стандартных бандловых наборов нет. Явный признак "Большого болта" и прохладного отношения к железу. А за этим могут пойти и другие сокращения затрат. Никто не хочет терпеть убытки на длительном отрезке времени. Переход в чистое издательство выглядит более вероятным и перспективным направлением.
Неясность и неопределенность в развитии консольного направления. Большая путаница и куча наслаивающихся проблем — закрытие железного отдела выглядит очень вероятным. Главным виновником является белая ворона в лице бюджетной консоли. Она путает все карты и планомерность развития. Сокращение расходов и выпуск мультиплатформы — это то, что мы наблюдаем в последние годы. Отсутствие перспектив и ужасающие показатели высасывают кучу денег и не дают никаких перспектив.
Зима близко.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила