Платим блогерам

Новости 31 мая 2005 года

Р fin

Думаю, никому не надо говорить, что законное использование антивирусного ПО стоит достаточно больших денег, причем их обычно надо вносить каждый год для продления поддержки. Поэтому особый интерес для домашних пользователей вызывают бесплатные продукты, которых всего несколько штук, если не принимать во внимание многочисленные бесплатные утилитки для удаления "ходовых" вирусов.

Одной из таких программ является AVG Free Edition от чешской компании GRISOFT, представляющий из себя несколько упрощенный вариант коммерческого антивируса AVG Professional Single Edition со стоимостью двухлетней лицензии в 33$. AVG Free Edition состоит из следующих компонентов, некоторые из которых отсутствуют в конкурирующих бесплатных продуктах:

  • Резидентный монитор.
  • Модуль проверки электронной почты и дополнительные плагины для The Bat!, Outlook
  • Планировщик заданий.
  • Модуль обновления через Интернет.
  • Хранилище (карантин) для вирусных файлов.
  • Модуль создания аварийного диска с DOS-версией программы.

В качестве "платы за бесплатность" некоторые модули программы упрощены по сравнению с коммерческим вариантом. В первую очередь это касается планировщика, который умеет только автоматически обновлять базы в указанный промежуток времени или аналогичным образом запускать общую проверку. В остальном настройки каждого из модулей вполне адекватны и с основными задачами резидентной защиты / проверки почты / сканирования по запросу AVG Free Edition вполне справляется.

Для не особо притязательного пользователя этот антивирус окажется вполне подходящим. А его интерфейс и оформление оставляют довольно приятные ощущения.

Поводом для этой новости послужило появление новой версии AVG Free Edition 7.323. К сожалению, информации о новшествах нет, известно лишь, что предыдущее обновление 7.322 было рекомендованным и несло множество важных изменений и исправлений.

Скачать можно по ссылке:

  • AVG Free Edition 7.323 (11,7 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
     

Дополнение

Увы, не зря у меня сразу сложилось впечатление, что официальный сайт программы запутан как будто нарочно. Из моего внимания ускользнул тот печальный факт (спасибо RD за подсказку), что бесплатная версия AVG не умеет лечить файлы от вирусов, а позволяет только удалять файл или перемещать его в вирусное хранилище . Это, конечно же, наиболее серьезное ограничение, хотя в случае своевременного принятия превентивных мер (постоянной резидентной проверки или тестирования всего, что достойно внимания) оно не должно доставить вам особых неудобств или привести к распространению вирусной заразы.

Р fin

Утилита VirtualDub знакома большинству людей, когда-либо задававшихся вопросом обработки видеофайлов, и в особых представлениях не нуждается. Кратко ее можно описать как небольшую утилиту для захвата и обработки видео, обладающую возможностями пакетной обработки файлов, ориентированную в первую очередь на работу с AVI-файлами и распространяемую по GPL-лицензии с открытыми исходными кодами.

Новая тестовая версия VirtualDub 1.6.6 experimental ориентирована в первую очередь на исправление ошибок. В оба ее варианта в сумме было внесено более двадцати исправлений, а также добавлена новая настройка для решения проблем совместимости в некоторых случаях. Полный список изменений доступен на официальном сайте.

Скачать обе версии программы и русификатор можно по ссылкам:

Р fin

Выпущено обновление, пожалуй, наиболее популярного бесплатного FTP-клиента FileZilla, разрабатываемого на основе открытых исходных кодов и призванного быть функциональным, быстрым, надежным, но одновременно простым и интуитивно понятным. В новой версии FileZilla 2.2.14 появилась возможность указывать пароль по умолчанию для анонимных соединений, устранен сбой при загрузке поврежденных элементов очереди, исправлены проблемы совместимости с серверами без поддержки CDUP, а также исправлены некоторые опечатки и другие мелкие ошибки. Скачать инсталлятор или ZIP-архив с программой можно с одного из зеркал:


Одна за другой появились сразу три альфа-версии неплохой программы - межплатформенного офлайн-браузера HTTrack Website Copier. Кроме того, разработчик сменил номер находящейся в разработке версии с 3.34 на 3.40, и нам известно, что по сравнению с финальным выпуском 3.33 в новейший HTTrack Website Copier 3.40 Alpha 3 добавлен экспериментальный механизм обработки страниц, которому более не требуется тестирование ссылок, улучшена работа с большими проектами, улучшена работа с MIME-типами, устранен сбой программы в некоторых случаях, а также внесены некоторые другие улучшения/исправления. Дистрибутивы программы также доступны в виде инсталлятора или ZIP-архива:


Вновь быстро обновились комплексный бенчмарк CrystalMark 2004 и утилита для предоставления информации о процессоре, разгона и управления энергосберегающими режимами CrystalCPUID. В обеих новых версиях утилит, 0.9.108.255 и 4.4.5.255 соответственно, исправлена ошибка в модуле получения информации о системе. Обновленные дистрибутивы в очередной раз загружены в наш файловый архив:


Выпущено обновление популярной в определенных кругах бесплатной программы для просмотра изображений FastStone Image Viewer, характеризующейся легкостью в использовании, наличием конвертера форматов с возможностью пакетной обработки и редактора изображений с поддержкой различных эффектов, а также обладающей некоторыми другими возможностями. В новой версии FastStone Image Viewer 2.11 beta был оптимизирован код программы и исправлены найденные ошибки, скачать ее можно по этой ссылке:


В новой версии появилась утилита для восстановления информации с CD/DVD и прямого доступа к данным на дисках IsoBuster. Исправлений в IsoBuster 1.8.0.4 внесено всего несколько штук, а вот новых и улучшенных функций довольно много, около сорока, их список можно посмотреть здесь. Скачать программу можно по ссылке:


Разработчики почтового клиента The Bat! продолжают по горячим следам выпускать исправления финальной версии. В очередной бета-версии The Bat! 3.5.23 PostRelease исправлено несколько ошибок и внесены некоторые внутренние улучшения, скачивать отсюда:

Р fin

Обновился браузер, традиционно называемый наиболее популярным продуктом на ядре Internet Explorer, это конечно же, Maxthon. Этот бесплатный продукт характеризуется большим количеством передовых функций, среди которых можно назвать, например, фильтры рекламы и всплывающих окон, поддержу управления "жестами" мыши, расширенные средства поиска, модуль защиты приватности, RSS-клиент, хорошую поддержку скинов, возможность значительно расширить функциональность при помощи плагинов, а также массой других мелких, но приятных возможностей.

Обновление до нового Maxthon 1.3.1 произошло сразу с версии 1.2.5, при этом были внесены такие изменения:

  • Добавлено новое всплывающее уведомление об обновлении RSS-ленты.
  • Добавлен новый сервис "выражения признательности" за программу денежными пожертвованиями.
  • Теперь при вводе адреса фокус ввода не будет меняться.
  • Добавлена опция "Открыть в офлайн" ("Open offline") в диалог запуска программы.
  • Добавлена настройка, запрещающая авто-обновление текущего окна.
  • Теперь если у вас открыто всего одно пустое окно, при выходе из программы не запрашивается подтверждение.
  • Теперь при нажатии на IP-адрес в панели статуса он будет скопирован в буфер обмена.

Программа распространяется в обычном и полном вариантах дистрибутива, последний дополнительно имеет в комплекте 5 скинов и 4 плагина. Скачать оба варианта браузера и последнюю на текущий момент версию русификатор можно по ссылкам:

Обсуждение программы ведется в этой ветке нашей конференции.
 

Дополнение

Русификатор по ссылке выше обновлен автором, Евгением Леонтьевым, для поддержки новой версии Maxthon 1.3.1. Если вы успели скачать этот русификатор и его размер отличен от 24 661 байт - загрузите по той же ссылке обновленную версию.

Завершая третий этап мероприятий, связанных с анонсом процессоров Athlon 64 X2, компания AMD сегодня объявила о доступности систем на базе этих процессоров. Партнёрами компании по анонсу стали HP, Alienware, Acer, Lenovo и ещё более 40 ведущих производителей готовых компьютеров.

Итак, начнём с формального перечисления цен, которые нашли место в официальном прайс-листе:

  • Athlon 64 X2 4800+ (2.4 ГГц, 2 х 1 Мб) -> $1001;
  • Athlon 64 X2 4600+ (2.4 ГГц, 2 х 512 Кб) -> $803;
  • Athlon 64 X2 4400+ (2.2 ГГц, 2 х 1 Мб) -> $581;
  • Athlon 64 X2 4200+ (2.2 ГГц, 2 х 512 Кб) -> $537.

Напомним вам, что высокие цены на процессоры этого семейства в известной степени компенсируются отсутствием скрытых затрат на модернизацию системы. Они смогут работать в существующих материнских платах с разъёмом Socket 939, рассчитанных на поддержку 0.13 мкм версии Athlon 64 FX-55 (2.6 ГГц), после простого обновления BIOS. Собственно говоря, производители материнских плат в большинстве своём уже продемонстрировали готовность к поддержке Athlon 64 X2.

Соответствующий раздел сайта AMD теперь содержит информацию о технических характеристиках этих процессоров. Например, упоминаются два ядра: Toledo (199 кв.мм, 233.2 млн.транзисторов, 2 х 1 Мб кэша) и Manchester (147 кв.мм, 154 млн.транзисторов, 2 х 512 Кб кэша). По имеющейся у нас информации, сейчас все процессоры Athlon 64 X2 основаны на ядре Toledo, у модификации с 2 х 512 Кб кэша просто отключаются незадействованные блоки. По мере наращивания объёмов производства появится уменьшенное ядро Manchester, которое будет использоваться для выпуска моделей Athlon 64 X2 4200+ и Athlon 64 X2 4600+. Подобным образом когда-то появилось ядро Newcastle.

Процессоры Athlon 64 X2 могут применяться и в мощных "переносных" ноутбуках класса DTR, поставки процессоров OEM-производителям для этих нужд тоже начались.

Кстати, пока процессоры Athlon 64 X2 не поддерживают технологию Cool'n'Quiet. Соответствующая функция будет активирована позднее, с выходом новых версий BIOS для материнских плат. Будет ли регулирование частоты и напряжения реализовываться отдельно для каждого ядра, не уточняется.

В тексте пресс-релиза также содержится напоминание о том, что для игр наилучшим образом подходит одноядерный процессор Athlon 64 FX. Модель Athlon 64 FX-57 с частотой 2.8 ГГц на 0.09 мкм ядре San Diego выйдет 27 июня. AMD признаётся, что по мере появления оптимизированных под многопоточность игр актуальность перевода Athlon 64 FX на двухъядерную архитектуру будет возрастать, и рано или поздно такой процессор будет анонсирован.

Цены на другие процессоры AMD сегодня не изменились.

Похоже, южнокорейская компания Zalman взяла за правило представлять на каждой крупной компьютерной выставке новую модель кулера для центральных процессоров. На CeBIT 2005 демонстрировались кулеры семейства CNPS8000A, нарушающие наши представления о том, каким может быть процессорный кулер Zalman. Эти решения ещё не появились в продаже, а коллеги с сайта VR-Zone уже запечатлели на стенде Zalman новый кулер по имени CNPS9500:

Судя по обилию плакатов с его изображением на стенде компании, он станет центром экспозиции. Ещё бы, такого гиганта сложно не заметить! Мы специально оставили в кадре занимавшегося оформлением стенда представителя одной из азиатских национальностей. Хотя по комплекции жители Юго-Восточной Азии обычно гораздо меньше среднестатистического европейца, кулер всё равно кажется нереально огромным.

Конструкция кулера достаточно проста: три (или шесть) замкнутые в непрерывный контур тепловые трубки отводят тепло от основания радиатора к обширному медному "оперению", продуваемому большим вентилятором. Глядя на фотографию, легко представить, что диаметр крыльчатки такого вентилятора больше традиционных 120 мм. Впрочем, характеристики CNPS9500 пока не уточняются. Известно лишь, что часть кулеров будет снабжаться вентиляторами с подсветкой, что порадует моддеров.

Невольно напрашивается вопрос: а поместится ли этот кулер в стандартный корпус? Наверняка мы узнаем об этом в ближайшие дни. А пока можем добавить, что на выставке Computex 2005 демонстрируется достаточно комплектующих, не помещающихся в стандартный корпус системного блока. Например, всё те же видеокарты на базе двух чипов GeForce 6800 Ultra. Кто знает, сможет ли взявшая курс на миниатюризацию корпусов компания Intel противостоять этому наплыву гигантов? :)

Кстати, для демонстрационных целей Zalman вполне мог изготовить масштабный макет кулера, в действительности он может иметь гораздо более скромные размеры. Например, как изображённый на фотографии справа объект, напоминающий идентичный кулер.

Р fin

Продолжаем снабжать вас подборками коротких интересных новостей от софтверного гиганта. Начнем с того, что еще больше месяца назад нам стало известно, что будущий Internet Explorer 7 с мультиоконным режимом просмотра страниц и другими еще достоверно неизвестными новшествами будет доступен только для пользователей Windows XP SP2. А теперь нам стали известны "официальные причины" этого решения.

Сообщается, что отказ от поддержки Windows 2000 вызван, во-первых, тем, что первоначальный срок официальной поддержки этой ОС истекает, а во-вторых, тем, что некоторые защитные функции IE7 основываются на возможностях Windows XP SP2 и якобы слишком сложны в реализации для устаревших ОС. Существующим же пользователям Windows XP SP1 проще, им всего лишь надо поставить пакет обновлений SP2.

Среди всех посетителей нашего сайта, например, количество использующих все варианты Windows XP составляет 82% и медленно растет, а количество предпочитающих Windows 2000 составляет всего 11% и медленно уменьшается. К сожалению, количество использующих именно Windows XP SP2 нам достоверно неизвестно.

Завершение срока активной поддержки Windows 2000 SP4 к июлю этого года также не сулит ничего хорошего как законным обладателям копии этой ОС, так и нашим менее богатым или более нечестным соотечественникам, по какой-то причине предпочитающих именно эту версию Windows. Расширенный срок поддержки означает не только отсутствие новых функций, но и выпуск исключительно обновлений системы безопасности, обычные ошибки более исправляться не будут. С другой стороны, такая поддержка продлиться до 2010 года, так что еще пять лет владельцы Windows 2000 будут чувствовать себя хотя бы достаточно защищенными.

Последняя новость фактически находится "на грани курьеза". С выпуском Windows Longhorn вы больше не будете владеть своим компьютером - привычные папки "Мой компьютер", "Мои документы", "Мои рисунки", "Моя музыка" лишатся приставки "Моё" и станут соотвественно просто "Компьютером", "Документами", "Рисунками" и "Музыкой" . Некоторые источники сообщают, что это результат некоего маркетингового исследования Microsoft, а, возможно, звукозаписывающая ассоциация США (RIAA) всё-таки настояла на том, что права на музыку принадлежат не вам, а соответствующему исполнителю .

Несмотря на все попытки nVidia сохранить внешность и характеристики видеокарт на базе G70 в секрете, фотографии продолжают появляться в Сети. На этот раз нарушителем спокойствия стал сингапурский сайт HardwareZone, опубликовавший сразу несколько снимков реального образца GeForce 7800 GTX.

Нашим постоянным и самым расторопным читателям внешность видеокарты уже знакома. Состоящий из нескольких частей и тепловых трубок радиатор закрыт общим кожухом с фигурными вырезами в форме фирменного "глаза". Высота системы охлаждения действительно позволяет занимать пространство только одного слота расширения.

Чипы памяти традиционно располагаются полукругом. Всего на плате могут находиться 16 чипов GDDR-3 (по 8 с каждой стороны), формируя объём 512 Мб. Данная модификация оснащена только 256 Мб памяти. Именно такие платы будут стоить $549.

Фотография чипа G70 позволяет понять, что перед нами инженерный образец ревизии A1. Как скоро появятся серийные чипы, предположить сложно, но официальный анонс G70 запланирован на вторую половину июня. Где-то в середине лета ATI может решиться на выпуск R520, и тогда "графическая" чехарда начнётся снова.

Р J-34
Энергопотребление современных компьютеров постоянно растет, что требует наличия более мощных блоков питания. Стабильность напряжения, вырабатываемого блоком питания, также играет важную роль. Таким образом, помимо материнской платы, процессора, памяти и системы охлаждения, качественный блок питания также является залогом успешного разгона и стабильной работы системы.

Компания FSP Group, производящая блоки питания под брендом FSP, известна в основном сборщикам ПК своей OEM-продукцией. Компания поставляет блоки питания своим многочисленным партнерам, таким как Foxconn, MSI, Acer и другим. Между тем FSP Group стоит на третьем месте в мире по производству блоков питания. В последнее время стратегия продвижения компании изменилась: помимо OEM-решений увеличилось и количество блоков питания, предлагаемых конечному пользователю в розничных магазинах.

FSP Group, как и многие другие технологические компании, рассматривает российский рынок как один из перспективных и быстрорастущих. Поэтому компанией было принято решение об открытии филиала в нашей стране. Московский офис компании возглавила Бренда Су (Brenda Su). На церемонии открытия присутствовал президент компании FSP Group Ален Ченг (Allen Cheng). В качестве почетных гостей были приглашены представители компаний ATI и Intel.

Вот что сказал Александр Жаворонков, европейский менеджер компании ATI: "После перехода на шину PCI Express и появления более производительных и энергопотребляемых компонентов блок питания, как элемент современного ПК, приобретает все более важную роль. Все это требует более качественных и более производительных блоков питания. Компания FSP имеет очень сильный, хорошо продающийся бренд. Они имеют широкий выбор блоков питания для различных нужд, в том числе и для графических карт, которые можно поставлять совместно с графическими картами".

Далее выступил Всеволод Предтеченский, специалист по применению продукции компании Intel: "Совсем недавно нами был объявлен двухъядерный процессор Pentium Extreme Edition 840. Блок питания для использования такого процессора должен иметь 12-тивольтовый разъем с 8-ю контактами. Впервые при производстве серийного процессора компания Intel не пошла по пути запрещения его разгона. В режиме разгона ток, потребляемый процессором и системной платой, и протекающий через один контакт, превышает ток, максимально допустимый европейскими стандартами безопасности. В связи с чем блок питания был модифицирован".

"Стратегия компании Intel, также как и компании FSP Group, заключается в том, чтобы через технологические инновации создавать решения, востребованные рынком. Продукция любой компании технологичной компании должна сопровождаться наличием соответствующей инфраструктуры. Компания Intel, компания FSP Group и многие другие компании являются сегодня частью единой компьютерной инфраструктуры. Компания Intel для развития этой инфраструктуры нуждается в помощи своих партнеров, одним из которых является компания FSP Group, производящая качественные блоки питания".

Продукция FSP Group не ограничивается одними только блоками питания для компьютерных корпусов. Компания также выпускает внешние блоки питания для различных электронных устройств, блоки питания для ноутбуков, серверов и LCD мониторов.

С открытием российкого представительства FSP Group продукция этой компании станет доступной и для российского потребителя. Компания всегда отличалась качественными и недорогими блоками питания, что недавно еще раз было подтверждено специалистами компании Ф-Центр, протестировавшими блоки питания FSP.

Р fin
Похоже, представителям вездесущего сайта The Inquirer в этот раз повезло наложить руки на список изменений будущего Catalyst 5.6, либо же сами сотрудники ATI допустили своеобразную "утечку" такой информации с целью раздразнить публику. А повод для ажиотажа есть - нам обещают приросты быстродействия в большинстве новых игр в 10-20%, а в некоторых - до 50%! 

Если более конкретно, то за счет неких оптимизаций Z-буфера, удаляющих невидимые области в пиксельных шейдерах, нам обещают на 10% более высокую производительность в таких играх и бенчмарках, как 3DMark05, Aquamark 3 и Tomb Raider: Angel of Darkness. Чувствительная к производительности шейдерного блока Halo, возможно, будет работать даже на 15% быстрее.

За счет более эффективного хранения вершинных данных обещается прирост до 15% в чудесной игре The Chronicles of Riddick. Похожий по реализации Doom 3 должен выиграть до 20% за счет более эффективного использования памяти. Обещается, что даже более старые игры вроде Call of Duty за счет повышения эффективности драйвера будут работать процентов на 10 быстрее.

Самое интересное, конечно, это обещание повысить производительность в Lock on: Modern Air, еще одной весьма "прожорливой" игре, до 50%! Якобы это будет достигнуто применением сжатия текстур Catalyst AI к облакам, которое не должно отразиться в потере качества картинки.

Всё это конечно, звучит фантастически. Прирост в 10%, 20%, 50% вместо привычной пары процентов только от установки нового драйвера? Отлично! Смущает только то, что не указаны видеокарты, которые выиграют от Catalyst 5.6 и то, что такие цифры могут нарушить баланс на рынке 3D-акселераторов, а поэтому смотрятся еще более невероятно...

Последние выпуски драйверов Catalyst, к сожалению, были в основном небольшими "bugfix-релизами". Похоже, новый июньский драйвер 5.6 может нарушить эту нехорошую традицию, осталось лишь его дождаться. Выход нового Catalyst 5.6 ожидается примерно через неделю (предположительно 7 числа) или на несколько дней позже.

Р J-34
В субботу, 28 мая, в гипермаркете Sunrise PRO состоялось открытие демонстрационного зала компании Epson. Здесь собрана практически вся компьютерная техника, производства этой фирмы: от цветных лазерных принтеров и сканеров, до проекторов и расходных материалов.

Каждый желающий сможет увидеть в работе любое из представленных в зале устройств, а также получить ответы на интересующие вопросы у квалифицированных консультантов. В скором времени здесь можно будет также сфотографироваться и сразу же распечатать полученные снимки на память.

Непосредственно в демонстрационном зале установлены терминалы для оформления покупки той или иной техники в гипермаркете Sunrise PRO. Кроме того, многое из представленного в зале имеется в продаже в зале Cash&Carry.

Более подробную информацию о состоявшемся событии Вы можете прочитать на сайте компании Sunrise.

Р fin

Только вчера вы узнали про появление обновленной финальной версии Avant Browser и очередной его альфа версии, как нам вновь есть чем вас порадовать. Для начала вспомним, что Avant Browser - один из популярнейших браузеров-надстроек на ядре Internet Explorer, характеризующийся наличием передовых функций и их разнообразием, встроенной локализацией на четыре десятка мировых языков, а также бесплатностью.

К появившейся финальной версии Avant Browser 10.0 build 168 стал доступен следующий список изменений:

  • Улучшена прорисовка интерфейса.
  • Улучшена поддержка колесика мыши.
  • Внесены некоторые внутренние оптимизации.

Кроме того, появилась новая тестовая версия, теперь уже со статусом "бета" - Avant Browser 10.1 beta 5. Очевидно, автор программы придерживается сквозной нумерации версий, то есть между текущей beta 5 и прошлой alpha 3 могла бы быть alpha 4 или beta 4. Как бы там ни было, для пятого тестового выпуска Avant Browser 10.1 beta 5 заявлены такие основные изменения:

  • Исправлены некоторые ошибки при компактном режиме просмотра.
  • Добавлена опция закрытия/обновления окна при помощи удерживаемой правой кнопки мыши с нажатием на среднюю кнопку .

Бета-версии вновь доступны только с английским интерфейсом и без скинов. Скачать последние дистрибутивы в данный момент можно по следующим ссылкам:

  • Avant Browser 10.0 build 168 (1,3 МБ, Windows 98/ME/NT/2000/XP).
  • Avant Browser 10.1 beta 5 (1,3 МБ, Windows 98/ME/NT/2000/XP).

Обсуждение браузера продолжается в этой ветке нашей конференции.

Р fin

Казалось бы, переход проекта AIDA32 на коммерческие рельсы и появление Lavalys EVEREST должен был положительно сказаться на общем качестве и регулярности появления новых версий. Но первое время это было не так - на подготовку финальных версий уходило по полгода, хотя бета-версии через некоторое время начали появляться с угрожающей быстротой. Будем надеяться, что теперь, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки и новые финальные версии EVEREST будут появляться достаточно регулярно.

Изначально программа была доступна в двух вариантах - бесплатной EVEREST Home Edition и EVEREST Professional. С выходом версии 2.0 вариантов появилось уже три версии - Home Edition остался нетронутым, а на смену Professional пришли Corporate Edition и Ultimate Edition 2005. 

Наиболее интересная нам версия - EVEREST Ultimate Edition 2005, специально ориентированная на пользователей-энтузиастов, геймеров и "просто серьезных домашних пользователей" . Отличительными ее особенностями являются отображение информации об оверклокинге, возможности тонкой настройки системы, шесть новых бенчмарков процессора (по три теста CPU и FPU), расширенные функции аппаратного мониторинга и некоторые дополнительные функции. А общее количество предоставляемой программой информации по данным разработчикам увеличилось на треть.

Если раньше в недостатки программы сравнительно с SiSoft Sandra записывали малое количество бенчмарков, то в EVEREST Ultimate Edition 2005 этот недочет во многом нивелирован. Бенчмарков теперь довольно много и они поддерживают все новомодные технологии - многопроцессорность, многоядерность и HyperThreading.

Отдельно хочется отметить появление в EVEREST 2.0 такой полезной функции, как модуль диагностики и настройки изображения LCD и CRT дисплеев с поддержкой мультимониторных конфигураций - его функциональность позволяет отказаться от такой утилиты, например, как Nokia Monitor Test!

А появление расширенного модуля мониторинга и отображение иконками в трее текущих температур и напряжений также очень приятно и позволяет в ряде случаев отказаться от использования специальных мониторинговых утилит.

И, конечно, чрезвычайно важен новый отчет о системе безопасности, демонстрирующий установленные обновления, основные функции обеспечения безопасности (DEP, NX, EBD), наличие антивирусов, брандмауэров антишпионских и антитроянских программ.

Несомненно, появление версии 2.0 и варианта Ultimate Edition 2005 является большим шагом вперед. Огорчает лишь заявленная стоимость - 39$, а также отсутствие многой информации в пробной версии (вместо некоторых данных показывается надпись [EVALUATION]). Слабым утешением служит возможность покупки с акционной ценой в 29$ до 17 июня.

Было бы несправедливо не упомянуть и не объяснить различия между остальными вариантами утилиты. EVEREST Corporate Edition ориентирована на корпоративных заказчиков и отличается отсутствием модулей информации об оверлокинге, всех бенчмарков и расширенного модуля мониторинга, зато обладает значительно расширенными возможностями по созданию отчетов и сетевому аудиту, модулем интеграции с базами данных, а также дополнительными модулями, среди которых и новая система уведомлений о проблемах с безопасностью. Упрощенный вариант Corporate Edition NR отличается отсутствием возможностей своего старшего брата по удаленному администрированию. Обе версии можно приобрести в количестве не меньшем 10 штук с оплатой в 29$ за каждую.

Бесплатная версия EVEREST Home Edition отличается невозможностью работы в доменах Windows NT, отсутствием отчета о безопасности, возможностей тонкой настройки, расширенных бенчмарков и модуля диагностики. Зато в ней сохранен модуль информации об оверклокинге и присутствуют бенчмарки памяти и, главное, она бесплатна .

Сегодня были обновлены все финальные версии программы выпуском EVEREST 2.01 build 347. Как видим, новинка основана на последних бета-версиях и, будем надеяться, что в будущем финальные версии будут обновляться не реже. Разработчики заявляют, что данный выпуск является небольшим служебным обновлением и приводят следующий список новшеств версии 2.01.347:

  • Новые функции:
    • Добавлены ссылки на загрузку прошивок для оптических накопителей.
    • Добавлена интеграция программы в Панель управления Windows.
    • Добавлены тесты "Полная заливка оранжевым" и "Градиентная заливка оранжевым" в модуль диагностики дисплев ("Monitor Diagnostic").
    • Добавлена поддержка технологии виртуализации AMD Pacifica.
  • Основные улучшения:
    • Добавлена поддержка новых процессоров AMD Sempron, произведенных с технологическими нормами 90 нм.
    • Добавлена поддержка видеоадаптеров на базе чипов ATI Radeon X550, Radeon X800 VE, Intel GMA 950.
    • Расширена отображаемая информация о чипсетах VIA K8M890, P4M800CE.
    • Улучшено отображение списка возможностей CPUID.
    • Добавлена поддержка SMBus южного моста VIA VT82C586B.
  • Главные исправления:
    • Исправлено открытие менеджера баз данных.
    • Устранен сбой в бенчмарке CPU PhotoWorxx.
    • Исправлено отображение серийного номера процессоров Intel.
    • Исправлено определение частоты памяти чипсетов Intel i910/915/925.
    • Исправлено отображение информации о чипсетах ATI RC300/RS300.
    • Исправлены проблемы при выходе из Windows при запуске EVEREST с ключом /Accept.
    • Исправлено отображение установленных программ со спецсимволами в названии.
    • Исправлено определение модулей памяти Corsair Xpert.

Цены и отличия основных вариантов были названы выше, поэтому остается привести только официальные ссылки на закачку всех вариантов новинки и руководства пользователя:

Дополнительно на нашем сервере размещены наиболее популярные версии программы с уменьшенными при помощи WinRAR объемами архивов:

  • EVEREST Home Edition 2.01.347 (2,5 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP/2003, Windows XP x64).
  • EVEREST Ultimate Edition 2005 2.01.347 (3,4 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP/2003, Windows XP x64).

Обсуждение программы продолжается в этой ветке нашей конференции.

Выставка Computex 2005 уже началась, и преимущество в её оперативном информационном сопровождении принадлежало азиатским сайтам. Дело не только в привычном распорядке дня из-за отсутствия разница в часовых поясах для местных репортёров. Географическая близость могла позволить им прибыть на место проведения этого грандиозного мероприятия чуть раньше, чтобы погулять с фотоаппаратом между спешно возводимых стендов, запечатлевая рабочих и декорации. Некоторые сайты так и сделали, например - сингапурский VR-Zone. Особое внимание было уделено представительницам прекрасного пола, которые уже прибыли на место действия для выполнения традиционных рекламных задач.

Другой сингапурский сайт по имени HardwareZone подошёл к делу более обстоятельно. Коллеги решили обойти все значимые стенды по порядку, оперативно публикуя фотографии с краткими комментариями. Свой обход они начали со стенда компании MSI, на котором наиболее интересная часть экспозиции относилась к графическим платам.

Итак, встречайте продолжателя славного дела Asus EN6800Ultra Dual в исполнении MSI. На этой плате объединены два чипа GeForce 6800 Ultra и 512 Мб памяти типа GDDR-3. Разумеется, пара чипов работает в режиме SLI. Но самое удивительное, пожалуй - это разъём MIO на привычном для одиночных видеокарт месте, позволяющий объединять две видеокарты в режиме SLI. До сих пор все попытки соединить два "тандема" в одной системе предпринимались на теоретическом уровне, и только MSI показала готовность пойти до конца. Недаром же подготовка подобной видеокарты заняла столь длительное время.

Судя по всему, каждый видеочип снабжается собственным 6-штырьковым разъёмом питания, так что соответствующими штепселями и переходниками придётся запастись, если рассчитывать на использование двух таких видеокарт в одной системе.

Габариты печатной платы выглядят устрашающе, а вот система охлаждения получилась достаточно компактной за счёт использования тепловых трубок. Тем не менее, без проблем установить такую графическую плату в стандартный системный блок формата ATX вряд ли удастся.

Следующий экспонат имеет конкретное имя - MSI NX6600GT-TD256E. Это версия GeForce 6600 GT 256 Мб с пассивным охлаждением на тепловых трубках. Точнее говоря, под громоздким чёрным кожухом спрятан тихий вентилятор, но в целом система обеспечивает хорошее сочетание тишины и эффективности. Самое интересное, что плата занимает пространство двух слотов расширения, не отказываясь при этом от поддержки SLI.

Наконец, одно из самых оригинальных решений "переходного периода". Видеокарта по имени Geminium-VIII представляет собой Radeon X800 XL с одновременной поддержкой двух интерфейсов: AGP 8x и PCI Express x16! Они расположены с разных сторон печатной платы, получился своеобразный "перевёртыш". Обратите внимание, что порты DVI соединяются гибкими шлейфами со специальной планкой, закрепляемой на задней панели корпуса. Это единственный способ обеспечить совместимость со стандартным системным блоком при такой "склонности к переворачиванию".

Надо полагать, плата оснащена переходным мостом RIALTO, который периодически переключает основной интерфейс PCI Express x16 в режим AGP 8x. Делается ли это при помощи аппаратного переключателя, либо программно, мы не знаем. Интересно, что при использовании разъёма PCI Express x16 система охлаждения оказывается сверху - это довольно необычно. Чтобы при переходе на AGP 8x видеочип "не голодал", плата оснащена дополнительным разъёмом питания типа Molex.

Последний из рассматриваемых экспонатов имеет довольно заурядные характеристики. Видеокарта MSI NX6800-T2D256DE основана на сочетании чипа NV41(NV42) и 256 Мб памяти типа GDDR-3. Ранее подобные платы комплектовались более дешёвой памятью типа DDR-I. Два порта DVI дополняют картину "продвинутой" функциональности.

Надеемся, что прочие производители графических карт и материнских плат тоже порадуют нас новыми диковинками. Мы будем следить за развитием событий.

Р fin

Чем больше проходит времени, тем большую популярность завоевывает архиватор 7-Zip, в чем не в последнюю очередь "виновато" постоянное совершенствование его функций. Разработанный нашим соотечественником Игорем Павловым, этот продукт отличают следующие качества:

  • Собственный формат 7z с отличной степенью сжатия, превосходящей RAR.
  • Возможность создания нескольких типов архивов (7x, BZIP2, GZIP, TAR, ZIP) с различными методами компрессии.
  • Распаковка ряда популярных форматов архивов (7z, ZIP, RAR, CAB, ARJ, GZIP, BZIP2, Z, TAR, CPIO, RPM, DEB).
  • Сжатие в форматы ZIP, GZIP и BZIP2 на 2-10% лучше, чем у "классических" архиваторов.
  • Интеграция с Проводником Windows и собственный файловый менеджер.
  • Версия для командной строки.
  • Поддержка многопоточности, эффективно повышающая производительность для многопроцессорных систем, а также процессоров с поддержкой HyperThreading и новых двухъядерных.
  • Тест производительности с поддержкой многопоточности и контролем наличия ошибок.
  • Локализация на 55 мировых языков.
  • Официальный плагин для FAR Manager и неофициальные для Total Commander.
  • Бесплатность, распространение по LGPL-лицензии с открытыми исходными кодами.

О таких функциях, как создание самораспаковывающихся, многотомных, зашифрованных архивов лишний раз можно не упоминать - они уже стали фактически стандартом. А вот недостатки у 7-Zip всё еще есть, в первую очередь можно вспомнить отсутствие механизмов восстановления поврежденных архивов, отсутствие возможности создавать многотомные самораспаковывающиеся архивы, отсутствие опции перемещения файлов в архив, сравнительно слабый файловый менеджер и не столь мощную проработку различных функций в целом сравнительно с некоторыми конкурентами. И, конечно, за высокую степень сжатия приходится расплачиваться процессорным временем и объемом оперативной памяти - создание архивов со степенью сжатия Ультра может запросто оказаться в три раза более долгим занятием, чем создание архива RAR с максимальным сжатием.

В целом, благодаря полной бесплатности и совокупности остальных качеств многие пользователи отказываются от лучших образцов коммерческих архиваторов в пользу 7-Zip.

Нажмите на картинку для увеличения

Через полтора года ожиданий и полтора десятка бета-версий наконец-то готов финальный вариант 7-Zip 4.20! В качестве изменений ничего не заявлено, видимо, стабильность работы последней бета-версии 4.19 была признана достаточной, чтобы просто "переименовать" ее в финальную. Но если изменения не заявлены - это не значит, что их нет .

Сравнивая с выпущенной в декабре 2003 года прошлой финальной версией 7-Zip 3.13, в новый 7-Zip 4.20 были внесены такие изменения:

  • Добавлена возможность создания многотомных архивов (ключ -v командной строки)
  • Повышена скорость работы с архивами 7z (LZMA) примерно на 5%.
  • Обновлен интерфейс командной строки: добавлена возможность использования абсолютных путей; добавлена возможность использования сложных шаблонов имени файла; упрощен синтаксис; ключ -r- теперь используется по умолчанию.
  • Добавлена поддержка архивов RAR с зашифрованными заголовками.
  • Добавлена возможность распаковки архивов формата .Z.
  • Добавлена поддержка расширения Zip64, что позволяет добавлять в ZIP-архивы файлы объемом более 4 ГБ.
  • Добавлена возможность распаковки ZIP-архивов, созданных при помощи метода "Shrink".
  • Улучшена поддержка формата CPIO.
  • Переписан код поддержки BZip2, теперь поддерживается создание архивов с тремя режима сжатия: Нормальный, Максимальный и Ультра. В первом случае степень сжатия примерно идентична стандартному архиватору BZip2, в двух других уровень сжатия на 1-3% лучше, но затрачиваемое время больше соответственно в 3 и 8 раз.
  • Улучшено определение архивов в файлах с необычными расширениями.
  • Доработан файловый менеджер: добавлены команды "Разбить файл" и "Объединить файл"; добавлены опции просмотра "Курсор на всю строку" и "Показывать разделители".
  • Теперь процесс создания архива не прерывается при невозможности доступа к одному из файлов, вместо этого файл пропускается и отображается соответствующее предупреждение.
  • Теперь программа отображает названия текущих файлов во время сжатия/распаковки.
  • Теперь 7-Zip в Windows 2000/XP устанавливается для всех пользователей.
  • Теперь возможно тестирование или извлечение файлов из нескольких архивов одновременно.
  • В целях защиты от вирусов программа более не позволяет открыть файлы с именем, содержащим 4 и более пробелов подряд, кроме того, подобные файлы отображаются оболочкой с символом "..." вместо пробелов.
  • Консольная версия теперь по умолчанию посылает все сообщения на устройство "stdout" (standard output stream), а при указании ключа "-so" - на "stderr".
  • Теперь используется инсталлятор от Nullsoft (NSIS).
  • Некоторые файлы убраны из дистрибутива программы и теперь доступны отдельно: плагин для FAR Manager; SFX-модули для инсталляторов (7zS.sfx и 7zSD.sfx).
  • Оптимизирован код программы.
  • Исправлены различные ошибки.
  • Добавлена примерно дюжина новых локализаций, включая азербайджанский, грузинский и узбекский языки.

Как видим, огромное время доработки не прошло даром - архиватор получил множество новых функций, как принципиально важных, так и просто приятных и полезных . Теперь в планах автора создание 7-Zip 5 с новыми механизмами сжатия мультимедиа-данных и функциями восстановления. В скором времени также можно надеяться на появление версии программы для Windows x64, которая ориентировочно будет работать на 15% быстрее.

Новинка была помещена в наш файловый архив, скачать все доступные файлы финальной версии сейчас можно по ссылкам:

Обсуждение программы ведется в этой ветке нашей конференции.

Технология SLI от nVidia была анонсирована в августе прошлого года. На тот момент nVidia не располагала собственным чипсетом для поддержки этой технологии, и все демонстрационные мероприятия проводились с использованием материнских плат, основанных на чипсете iE7525. С анонсом nForce 4 SLI ситуация кардинально изменилась: nVidia не только объявила схему работы слотов "PCI Express x8 + PCI Express x8" оптимальной для достижения наилучших результатов в режиме SLI, но и фактически монополизировала рынок чипсетов, поддерживающих эту технологию. По крайней мере, все работающие по другой схеме чипсеты были объявлены вне закона на уровне драйверов, и возможности выбора платформы ограничивались чипсетом nForce 4 SLI. В апреле этого года появился и чипсет nForce 4 SLI Intel Edition, открывающий сторонникам платформы LGA 775 дверь в мир "подлинного" SLI.

Канадская компания ATI поначалу относилась к технологии SLI весьма скептически. Объединять две видеокарты казалось не разумным, ведь затраты на эту технологию не покрывались приростом производительности, полученным в итоге. Кроме того, все компоненты для построения системы с поддержкой SLI приходилось тщательным образом проверять на совместимость. Даже видеокарты следовало приобретать одинаковые, хотя перспектива поэтапной модернизации системы поначалу многим казалась привлекательной. Потом и она поблекла в лучах алчного принципа "здесь и сейчас", заставлявшего энтузиастов покупать сразу две мощных видеокарты.

Между тем, технология SLI завоевала популярность как раз в среде энтузиастов, которые не привыкли скупиться при покупке компонентов, обеспечивающих высочайший на данный момент уровень производительности. Всё для фронта, всё для победы! Глядя на развитие ситуации, ATI постепенно начала напоминать общественности, что её видеочипы давно умеют работать в паре или даже многоместном массиве, только сфера применения этой технологии ограничивалась авиационными и военными симуляторами, оборудование для которых выпускали фирмы типа Evans & Sutherland. Была в истории развития этого направления и "гражданская" видеокарта по имени ATI Rage Fury MAXX.

Наконец, примерно на рубеже 2004 и 2005 годов ATI почти открыто заговорила о возможности появления на потребительском рынке технологии, похожей по принципу действия на SLI. Тогда этой концепции дали кодовое имя Multi-Rendering. Планировалось, что данная технология ATI обеспечит более гибкие условия работы двух видеокарт в одной системе. Обещалась возможность объединения двух разных видеокарт, отсутствие внутреннего соединительного моста, независимость от используемого чипсета. В таком виде технология Multi-Rendering должна была появиться в первом квартале 2005 года. Однако, время внесло свои коррективы, и ATI предпочла обеспечить широкую совместимость на аппаратном и программном уровнях, а также убедиться в стабильности и зрелости соответствующего программного обеспечения. В итоге анонс технологии, на подходе к концу мая получившей наименование ATI CrossFire, состоялся сегодня, 31 мая 2005 года.

Располагая официальными данными об особенностях работы CrossFire, мы попытаемся изложить их в удобоваримой форме, а также подчеркнуть основные отличия от концепции nVidia SLI.

Начнём с описания принципов работы видеокарт в связке CrossFire, которые уже неоднократно нами излагались в ходе предварительного знакомства с этой технологией. Итак, для построения системы с поддержкой CrossFire вам потребуются три основных компонента:

  • Материнская плата на базе чипсета серии ATI Radeon Xpress 200 CrossFire Edition. Пока поддержка этой технологии отработана на чипсетах RD480 (AMD64) и RD400 (Intel), оснащаемых южным мостом SB450. Поставки материнских плат этой серии начнутся в июне этого года. По цене они будут дешевле аналогов класса nForce 4 SLI примерно на 5-10%.
  • Видеокарта серии Radeon X8xx CrossFire Edition. Эта видеокарта в связке играет роль "ведущей", то есть master-карты. О разновидностях этих видеокарт мы поговорим чуть ниже.
  • Видеокарта серии Radeon X850 или Radeon X800. Эта видеокарта играет роль ведомой (slave), для этих целей сгодится любая видеокарта из следующего перечня: RADEON X850 PRO, RADEON X850 XT или RADEON X850 XT PE, либо RADEON X800, RADEON X800 XL, RADEON X800 PRO, RADEON X800 XT, RADEON X800 XT PE и даже All-In-Wonder X800.

Как мы уже отмечали, существует строгое соответствие между типами совместимых видеокарт. Будет существовать три вида master-карт:

  • Radeon X850 XT CrossFire Edition ($549, в продаже с июля) -> 16 пиксельных конвейеров, 520/1080 МГц, 256 Мб памяти GDDR-3, 256-битная шина, порты DVI и DMS;
  • Radeon X800 CrossFire Edition ($299, в продаже с августа) -> 12 пиксельных конвейеров, 400/980 МГц, 256 Мб памяти GDDR-3, 256-битная шина, порты DVI и DMS;
  • Radeon X800 CrossFire Edition ($249, в продаже с августа) -> 12 пиксельных конвейеров, 400/700 МГц, 128 Мб памяти DDR-I, 256-битная шина, порты DVI и DMS.

Каждая видеокарта серии CrossFire Edition будет комплектоваться специальным переходником (dongle), позволяющим подавать входной сигнал от ведомой видеокарты через порт DMS, а затем выводить готовую картинку через порт DVI, вынесенный на небольшом удлинителе:

Подключать мониторы с портом D-Sub к этому порту можно будет через обыкновенный адаптер. Ведущая видеокарта может работать и в обычном режиме, выводя изображение на пару мониторов. Например, две видеокарты смогут при объединении со встроенным графическим ядром чипсета обеспечить вывод изображения на пять мониторов одновременно. Впрочем, режимы ускорения графики при подключении более чем одного монитора работать наверняка не будут. По крайней мере, обработкой комбинированных изображений будет заниматься только ведущая видеокарта, выводящая результирующую картинку через порт DMS.

Подключить второй монитор к этому же порту, а затем "растянуть" на него совместно рассчитываемую сцену не получится. В этом плане ATI немного лукавит, говоря о возможности поддержки SurroundView - этот режим поддерживают только разобщённые видеокарты одной системы.

Важно также поговорить о совместимости на уровне чипсетов и материнских плат. Пока поддержка CrossFire отработана на чипсетах RD480 и RD400. Вскоре поддержку этой технологии обретут чипсеты Intel. Затем перечень совместимых чипсетов будет постепенно расширяться, в него попадут не только продукты VIA, SiS или ULi, но и чипсеты серии nForce 4 SLI! Надо понимать, "заклятый враг" чести обрести поддержку CrossFire удостоится в последнюю очередь :).

Судя по предоставленным ATI документам, чипсеты RD480 и RD400 используют схему работы слотов "PCI Express x8 + PCI Express x8", однако никаких переключателей режимов работы на материнских платах нет. Более того, CrossFire можно включать в BIOS материнской платы, а затем управлять им программно из Windows, выключать без перезагрузки системы. Собственно говоря, привязываться к именно к такой "симметричной схеме" ATI не собирается. Технология CrossFire вполне может работать и на комбинации "PCI Express x16 + PCI Express x4". Какое влияние переход к такой формуле окажет на производительность, мы не знаем. Во всяком случае, ведущая видеокарта на эталонных системах устанавливается в нижний слот расширения, и если он будет работать в режиме PCI Express x4, это может в какой-то мере снизить производительность.

Хотя в режиме CrossFire видеокарты сообщаются с системой через интерфейс PCI Express x8, при использовании только одной видеокарты линии PCI Express переключаются в режим PCI Express x16, так как коммутатор встроен непосредственно в северный мост RD480/RD400. Другими словами, все переключения осуществляются программно через BIOS или автоматически!

С другой стороны, обмен данными между видеокартами осуществляется через порт DMS. Ведомая видеокарта рассчитывает свою часть сцены, передаёт её через порт DMS ведущей видеокарте, та добавляет оставшуюся часть сцены, и готовая картинка подаётся на монитор через тот же двунаправленный порт DMS. По этой причине режим работы слотов расширения большого влияния на производительность не окажет. Однако, на этапе расчёта "заготовок" скорость работы шины PCI Express может оказывать своё влияние на производительность.

Всего технология CrossFire подразумевает четыре режима работы видеокарт:

  • SuperTiling -> тот самый "шахматный режим". Одна из видеокарт обрабатывает только "белые клетки", вторая - только "чёрные клетки". Используется только в приложениях с поддержкой Direct3D. Включается по умолчанию на двух видеокартах с 16 пиксельными конвейерами. Предпочтителен при использовании двух видеокарт с разными частотами.
  • Scissor -> аналог SFR в SLI. Картинка делится на две части по горизонтали (отсюда и название - "scissor" по-английски означает "ножницы"). Используется в приложениях с поддержкой Direct3D и OpenGL. Обеспечивает динамическое распределение нагрузки.
  • Alternate Frame Rendering -> аналог AFR в SLI. Собственно говоря, эта технология уже давно используется ATI, она даже запатентована канадской компанией. Используется в приложениях с поддержкой Direct3D и OpenGL. Обеспечивает наибольший прирост производительности. Требует поддержки со стороны драйверов CATALYST A.I.
  • Super AA -> не ускоряет обработку графики, но улучшает качество изображения. Поддерживаются режимы 8xAA, 10xAA, 12xAA и 14xAA.

Заметим, что включить одновременно Super AA и один из трёх режимов ускорения графики нельзя. Если работает распределённый расчёт сцены, то приходится довольствоваться режимами типа 6xAA.

Важно отметить, что поддержка CrossFire гарантируется для всех трёхмерных игр, в то время как сторонники SLI вынуждены ждать появления поддержки новых игр со стороны драйверов, а затем экспериментировать с версиями и профилями. Для работы с CrossFire настройка профилей не требуется, однако режим AFR всё-таки сопоставляется с отдельными играми на уровне драйверов. Если такого сопоставления нет, используется режим SuperTiling или Scissor.

Важное преимущество Super AA заключается в том, что это полноценный режим SuperSampling (SSAA), в котором несколько сэмплов "честно" выбираются для всех пикселей, а не только для краевых (как в случае с распространенным ныне MSAA). Соответственно, качество повышается не только на границах, но и во внутренних областях полигонов.

Стоит немного сказать об особенностях работы разных видеокарт в рамках технологии CrossFire. Если в одной системе объединяются две видеокарты с разным количеством пиксельных конвейеров (16 и 12 соответственно), то более мощная отключает четыре конвейера и оставляет только двенадцать, как у соседней видеокарты. Если же видеокарты отличаются только тактовыми частотами, то каждая продолжает работать на своих номинальных частотах.

Прирост производительности от перехода на CrossFire в большинстве популярных игр измеряется величинами от 2% до 80%. ATI заявляет, что пара видеокарт Radeon X850 XT в конфигурации CrossFire обеспечивает превосходство над двумя GeForce 6800 Ultra от 10% до 60%, однако это утверждение справедливо только для ряда "специально отобранных" игр. Какова реальная расстановка сил, мы узнаем из результатов первых независимых тестов, которые будут опубликованы несколько позже.

Единственной информацией о производительности CrossFire в игре Doom III, полученной от незаинтересованных источников, стала вот эта диаграмма, опубликованная коллегами с американского сайта Anandtech:

В низких разрешениях прирост составил 49%, а в режиме 1600 х 1200 достиг 86%. Весьма впечатляющий результат - и это в традиционно сильной для видеокарт "дисциплине" по имени Doom III.

Сводная сравнительная таблица преимуществ CrossFire над SLI упоминает о рекомендуемой мощности блока питания - от 475 Вт и выше. При этом для SLI указывается цифра 550 Вт, хотя официально nVidia рекомендует использовать для флагманских конфигураций с поддержкой SLI блок питания мощностью не менее 500 Вт. Собственно говоря, и ATI на практике использует в эталонных системах блок питания мощностью 500 Вт, так что разница в этом плане не так велика. Другое дело, что видеокарты ATI меньше нагружают линию +12 В, да и чипы семейства R4xx нагреваются меньше, чем представители семейства NV40/NV45.

Вот так выглядит эталонная материнская плата на базе чипсета RD480. Хочется отметить, что всего на ней поддерживается не более четырёх слотов расширения PCI Express, так что помимо двух "графических слотов" на такой плате можно разместить разве что два слота PCI Express x1, один из которых будет спрятан в тени системы охлаждения верхней видеокарты. Тем не менее, северный мост в совокупности с южным поддерживают до 22 линий PCI Express, две из которых используются южным мостом не по прямому назначению. Остаются ещё четыре линии PCI Express x1 для слотов расширения - при желании их можно разместить на плате, пожертвовав свободным местом.

Плата на базе чипсета RD400 особыми изысками в плане компоновки не балует. Характерно, что обе платы оснащаются дополнительным разъёмом Molex, расположенным в окрестностях верхнего графического слота. Судя по всему, это некоторое подобие разъёма EZ Plug материнских плат Asus, призванного обеспечивать видеокарты дополнительным питанием.

Наконец, любителям разгона чипсеты серии Radeon Xpress 200 CrossFire Edition обещают предоставить все необходимые средства, но в этом мы сможем убедиться только после появления первых серийных материнских плат от сторонних производителей.

Несмотря на то, что технология CrossFire будет дорогим удовольствием, она должна обеспечить моментальную совместимость с существующими и будущими играми, предложит ценителям качественного изображения новые режимы полноэкранного сглаживания, а также охватит широкий спектр чипсетов. Впрочем, последний пункт nVidia тоже не собирается уступать без боя, а потому в ближайшее время откроет доступ к поддержке SLI чипсетам сторонних производителей.

В качестве бесплатного приложения приведём некоторые интересные фотоснимки, говорящие о родстве технологии CrossFire с автомобильным миром. Например, ближайшим тёзкой в ассортименте продукции Chrysler остаётся спортивное купе Crossfire:

Автомобиль построен на платформе Mercedes SLK предыдущего поколения, в США его стоимость равна $30 070 без учёта налогов. Существует версия со складным верхом. В общем, это машина для тех, "кто любит погорячее". Надеемся, что ATI CrossFire завоюет хорошую репутацию, и Chrysler не будет стыдно за канадского "однофамильца".

В рекламных целях ATI размещает логотип CrossFire и на более утилитарных транспортных средствах. В данном случае говорить о наличии спортивных ноток в баритоне этого грузовичка не приходится, но вот в качестве средства оперативной доставки поддерживающих CrossFire комплектующих он смотрелся бы вполне удачно.

Сейчас обсуждают