Платим блогерам

Новости 30 июня 2005 года

Р fin

Бесплатный для некоммерческого использования FTP-клиент SmartFTP может похвастаться любовью пользователей, удобным интерфейсом с широкими возможностями настройки и наличием всех необходимых для эффективной работы функций. Совсем недавно мы сообщали о выпуске финальной версии этой программы, за прошедшее с того момента время автор SmartFTP повторил сомнительный подвиг разработчиков почтового клиента The Bat!, фактически продолжив всё так же безостановочно выпускать бета-версии уже под видом финальных.

Известно, что последней финальной версией на текущий момент является SmartFTP 1.5.988.29, также имеется информация о внесенных в выпуски 1.5.988.24 и 1.5.988.26 исправлениях:

  • Устранены проблемы с запуском в первоначальной версии Windows XP (без установленных пакетов обновлений Service Pack 1/2).
  • Исправлена ошибка при использовании FTP-сжатия ( MODE Z).

Скачать последнюю финальную версию всегда можно по этой ссылке:


Выпущена обновленная версия известного и популярного DVD-плеера WinDVD Platinum разработки компании InterVideo. Узнать о том, что нового появилось во втором финальном выпуске в WinDVD Platinum 7.0 Release 2, к сожалению, не удалось. Скачать обновленный дистрибутив программы можно по этой ссылке:


Подготовлена еще одна финальная версия программы IP-телефонии Skype, популярной среди пользователей из-за приемлемого качество голосовой связи даже на не самых быстрых Dial-up соединениях, прозрачной работы с брандмауэрами и роутерами, использования шифрования данных, а также возможности за скромную плату совершать звонки на обычные телефоны по всему миру. В Skype 1.3.0.54 были исправлены ошибки с невозможностью отправить сообщения чата в некоторых случаях и перекрытия некоторых полей интерфейса при поиске. Скачать новинку можно отсюда:


Антивирусный пакет NOD32 компании Eset завоевал собственных поклонников, которые вместо традиционных отечественных или каких-то бесплатных продуктов предпочитают использовать именно его. Сейчас стало известно о появлении новой версии NOD32 2.51.3 Beta для Windows x64, из подробностей сообщается только то, что модуль проверки электронной почты (IMON) уже функционирует. Скачать бета-версию можно по ссылке:


В следующей тестовой версии выпущен персональный брандмауэр Kerio Personal Firewall. В этот раз список изменений опубликован вовремя и мы знаем, что в Kerio Personal Firewall 4.2.0 RC 3 были исправлены 6 ошибок, список которых можно увидеть здесь. Скачать обновление можно по ссылке:


Утилита aTuner, предназначенная для быстрой настройки режимов работы видеокарт NVIDIA и ATI, наконец-то обзавелась поддержкой новых драйверов ForceWare вплоть до версии 77.72. Сообщается, что теперь aTuner 1.9.23.7772 также поддерживает GeForce 7800 GTX, но без возможности управления новыми режимами полноэкранного сглаживания. Скачать дистрибутив утилиты можно из нашего файлового архива:


Недавно была выпущена финальная версия бесплатной программы для просмотра графических файлов XnView, поддерживающей более 400 форматов изображений и имеющей ряд дополнительных возможностей по работе с ними. Сейчас ряд новостных источников сообщил о выходе якобы финальной версии XnView 1.80.1, список изменений для которой найти не удалось. Зато выяснилось, что это всего лишь бета-версия, распространяемая в виде архива с исполняемым файлом программы. Скачать его можно отсюда:


Разработчики почтового клиента The Bat! всё так же не дают нам скучать и дарят повод к ожиданию скорого появления очередной финальной версии. В бета-версии The Bat! 3.5.32 Beta реализованы несколько оптимизаций при работе с IMAP и исправлены несколько ошибок, в новом выпуске The Bat! 3.5.33 Beta исправлена неработоспособность диспетчера писем в предыдущей бета-версии. Скачивать отсюда:

Р fin

Совсем недавно вы могли узнать о последних внутренних сборках перспективных продуктов Лаборатории Касперского - Антивируса Касперского 2006 и набора Kaspersky Internet Security 2006, имеющих новые возможности защиты, новые функции для повышения скорости работы, большее количество настроек, новый дизайн интерфейса. На тот момент было известно, что разработчики отказались от открытого выпуска промежуточных бета-версий из-за большого количества сообщений об ошибках, устранить которые требовалось в первую очередь. Нам обещали "вновь увидеться" только при выпуске версий Build 176 и и, что удивительно, новая версии уже выпущена!

Что нового появилось в Антивирусе Касперского 2006 и Kaspersky Internet Security 2006 версий 6.0.12.176 Beta пока неизвестно. Достоверно неизвестен и номер их версий - в названии папки на FTP сервере указана цифра 6.0.13, а в именах файлов - 6.0.12.

Интересно, что разработчики проговорились о том, что рассматривают Outpost Firewall Pro как лидера по функциональности на рынке персональных сетевых экранов, "равняются" на него и изучают его функции с целью введения аналогов в собственных продуктах. Также из сказанного можно было сделать однозначный вывод, что сами же разработчики вообще не считают собственный брандмауэр Kaspersky Anti-Hacker конкурентоспособным продуктом в текущей его версии 1.7. 

Предполагается, что только Kaspersky Internet Security 2006 станет первым персональным сетевым экраном Лаборатории Касперского за который не будет стыдно и который сможет подняться до одного уровня с текущими версиями Outpost Firewall Pro, ZoneAlarm, Kerio Personal Firewall! Причем еще неизвестно в каком отдаленном будущем пакет Kaspersky Internet Security 2006 будет выпущен, возможно, это будет уже 2007 год.

Стремление разработчиков выпустить достойный продукт понятны, а сила признать свои ошибки вызывает уважение. Непонятно только, почему на Anti-Hacker установлена такая нездоровая цена: 39$ за один год использования и 27$ за продление лицензии на последующий год, при том, что тот же Outpost Firewall Pro сейчас стоит 500 рублей, а продление лицензии даже 250 рублей. Зато неудивительно, что отзывы пользователей об Anti-Hacker, мягко скажем, негативны .

Скачать новые тестовые сборки можно с официального сервера, в очередной раз для вашего удобства приведу прямые ссылки на защищенные паролем дистрибутивы: 

Обсуждение бета-версии Антивируса Касперского 2006 ведется в этой ветке нашей конференции.

Для многих любителей разгона и просто ценителей производительных комплектующих выбор надёжного блока питания стал настоящей проблемой. Каждый производитель норовит выставлять всё более жёсткие требования к блокам питания с выходом каждого нового продукта, и участвовать в гонке постоянного технического перевооружения подсистемы питания становится всё сложнее. Центральные процессоры, манящие вместительными массивами RAID жёсткие диски, внушительных объёмов оперативная память, мощнейшие видеокарты в разного рода "тандемах" (SLI и CrossFire) - всё это требует адекватного питания. Плюс к этому многие энтузиасты сегодня с симпатией относятся к моддингу, и всяческие "украшательства" в виде иллюминации тоже потребляют немало электроэнергии.

Самыми устрашающими заявлениями в этой области ранее отличалась компания nVidia, которая сертифицирует на совместимость с технологией SLI и блоки питания. Видеокарта GeForce 7800 GTX оказалась экономичнее своей предшественницы, однако требования к блоку питания для режима SLI в виде 500 Вт и 30 А соответственно пренебрежительного отношения не потерпят. Точнее говоря, это даже не требования, а рекомендации. Раз так, то и выполнять их не всегда обязательно - "авось пронесёт" :).

Оказывается, любовью к концепции "авось" страдают не только русские авантюристы, но и обозреватели с гонконгского сайта HKE PC. Они решили испытать работу видеокарт в режиме SLI и CrossFire на системе с 350 Вт блоком питания! Кроме двух видеокарт, питались от этого блока материнская плата, процессор Athlon 64 FX-57, две планки памяти DDR 400, жёсткий диск объёмом 160 Гб и 52-скоростной CD-ROM.

Судя по заявлениям авторов эксперимента, подобные системы смогли длительное время крутить тест 3DMark05 Demo, блок питания отлично справлялся с нагрузкой. Что ж, теперь самый подходящий момент назвать имя нашего героя - это Delta ActivePower 350W SLI Edition (GPS-350DA-101). Блок питания от именитого бренда номинальной мощностью 350 Вт выдерживает пиковую мощность 400 Вт. Суффикс "SLI Edition" намекает не только на соответствующую выносливость, но и на наличие двух 6-штырьковых разъёмов питания для подключения видеокарт.

Если присмотреться к характеристикам по силе тока на линии +12 В, то этот блок даже не дотягивает до рекомендованных 30 А - всё ограничивается 25-27 А. Это не означает, что любой блок питания мощностью 350 Вт сможет работать в подобной системе без проблем - Delta делает очень хорошие блоки питания, и "повторить трюк дома" удастся далеко не всем производителям, особенно вызывает сомнения успешность потуг безымянных китайских кооперативов.

Способность блоков питания работать под высокой нагрузкой определяется не только цифрами номинальной мощности или предельной силы тока по линии +12 В. Конструкция и элементная база определяют надёжность и выносливость блока питания ещё в большей степени. Производители дешёвых блоков питания приписывают своим продуктам "воздушные ватты", если хотите - "сладкие ватты" :), которые тают под нагрузкой так же быстро, как сладкая вата во рту.

Авторитетные же производители блоков питания, напротив, наделяют каждый ватт достойной силой. Если на этикетке написано "350 Вт", то добротный блок питания выдаст их "по-честному". Противопоставление дешёвых блоков питания и добротных изделий с равными номинальными мощностями похоже на идею миниатюры Романа Карцева про раков: "По три рубля, но о-о-очень маленькие. Или по пять рублей, но о-о-очень большие". На десять рублей можно купить два хороших крупных рака. Можно на эту сумму купить три мелких рака, даже останется рубль, но вот удовлетворения дождаться вряд ли удастся. Аналогичным образом обстоят дела и с блоками питания: мощность в 350 Вт дорогие блоки честно отдают потребителям, а вот дешёвые блоки питания аналогичной мощности оставляют только чувство разочарования. Мало того, они скоро начинают свистеть вентиляторами и перегреваться, а в худшем случае ещё и сгорают от перегрузки.

Сегодняшний пример показывает, что добротный блок питания даже при невысокой номинальной мощности позволяет уверенно работать даже под сильной нагрузкой.

Р fin

Как вы знаете, вместе с выпуском GeForce 7800 GTX корпорация NVIDIA подготовила и привычное обновление символики для очередной линейки продуктов. В этот раз "символами новой веры" выступили два персонажа: Luna, жрица оракула-окуляра, связывающая реальный и неземной миры, и Mad Mod Mike, супергерой, проникающий по ночам в жилища достойных геймеров и обновляющий их старенькие компьютеры на зверь-машины от NVIDIA .

К сожалению, "полный набор фаната NVIDIA" еще не готов. На данный момент на официальном сервере исполняемые файлы соответствующих демо-роликов еще не выложены и нам доступны только видеофайлы, демонстрирующие их работу, а также фоновые рисунки рабочего стола и похожие на них скринсейверы.

 
   

Конечно, ролики сделаны не просто для красоты и демонстрируют работу соответствующих возможностей видеокарт GeForce 7. В случае демо-ролика Luna стоит обратить внимание на такие эффекты:

  • PixelShaders 3.0 - несколько слоев одежды девушки, эффекты отражения глазного яблока.
  • Translucence - эффекты полупрозрачности кожи девушки и тел других персонажей, степень которой определяется препятствиями в виде костей и артерий.
  • Displacement Mapping - объемные текстуры, пересекающие друг с другом.
  • Real-Time Hair - реалистичная игра света и тени от волос девушки на основе расчета количества отдельных волос на пути источника освещения.

Для демо-ролика Mad Mod Mike нам предлагается обратить внимание на другое воплощение эффектов:

  • PixelShaders 3.0 - повсеместное использование сложных шейдерных эффектов для отображения персонажа.
  • Radiant Lighting  -  реалистичные эффекты света и тени, использующие расчет всех источников света и учитывающие влияние косвенных источников освещения (отражение света от объектов).
  • Depth of Field - эффекты смены фокуса, вычисляемые при помощи шейдеров.

Скачать все доступные на данный момент файлы можно по ссылкам:

Р fin

Выпущено ежемесячное обновление программ линейки Offline Explorer, отличных многофункциональных офлайн-браузеров, позволяющих закачивать веб-сайты целиком или по частям. Среди возможностей и достоинств этих продуктов можно упомянуть общую гибкость и удобство, мощные функции фильтрации, поиска, экспорта, встроенный браузер и планировщик, наличие "мастеров" и т.д. - список этот огромен и его можно продолжать почти бесконечно.

В очередной выпуск Offline Explorer / Pro / Enterprise 3.8 SR1 внесены такие изменения:

  • Добавлена интеграция с браузером Firefox 1.1.
  • Добавлена интеграция с браузером Opera 8.
  • Добавлена обработка стилей HTML-таблиц.
  • В ряде случаев улучшена обработка и обнаружение:
    • кодов ошибок FTP;
    • параметров Flash-аплетов;
    • некоторых скриптов.
  • Улучшена процедура автоматическое определения браузера Opera 8 и поддержка его закладок.
  • Улучшено отображение отсутствующих страниц.
  • Улучшено уведомление о времени последней загрузки.
  • Исправлены ошибки:
    • обработки неверных стилей таблиц;
    • обработки многострочных тегов ALT;
    • некорректного управления ограничениями скорости закачек;
    • обработки некоторых тегов аплетов;
    • обработки ссылок с символом амперсанда ("&");
    • бесконечной обработки некоторых скриптов.

Напомню о различиях в стоимости и функциональности всех трех вариантов. Базовая версия Offline Explorer и расширенная Offline Explorer Pro распространяются с приятными скидками для русскоязычных пользователей - 400 рублей против 30$ и 800 рублей против 70$ соответственно. При этом второй вариант отличается поддержкой HTTPS, URL-макросов, потоков MMS и RTSP, возможностями по настройке очереди закачек, сохранению копий старых файлов, заполнению HTML-форм, дополнительной обработке закачанных проектов и рядом других функций. 

Для корпоративной версии Offline Explorer Enterprise никаких скидок не предусмотрено и ее стоимость составляет уже 400$. Вариант Enterprise отличается от Pro, в основном, возможностью закачивать более 100 миллионов ссылок за один сеанс и поддержкой автоматизации OLE.

Скачать полнофункциональные 30-дневные пробные версии можно по ссылкам:

О перспективах развития технологии перпендикулярной записи мы уже рассказывали на страницах нашего сайта. Именно данная технология позволит в ближайшие годы преодолеть физический барьер повышения плотности записи для жёстких дисков, которого технология продольной записи уже почти достигла - 120-140 Гбит на квадратный дюйм. Новая технология позволит достичь плотности записи до 1000 Гбит на квадратный дюйм, однако для преодоления этой дистанции потребуются немалые усилия и не один год.

Коллеги с сайта Infoworld сообщают, что работающие на корпорацию Fujitsu японские учёные разработали новую технологию создания магнитных носителей с перпендикулярной записью, которая позволит за последующие пять лет увеличить плотность записи винчестеров в 7 раз. Грубо говоря, в совокупности с другими ноу-хау она позволит достичь плотности записи в 1 Тбит на квадратный дюйм, которая считается теоретическим барьером для этой методики. Для конечных пользователей этой может означать, что объём винчестеров вырастет в 5-7 раз. Если сегодняшние чемпионы могут похвастаться объёмом 500 Гб, то их потомки легко перешагнут 3 Тб рубеж. Увеличение плотности записи позволит уменьшить число используемых пластин, снизить вес и себестоимость жёсткого диска, а также повысить его надёжность.

Пока разработки японских учёных далеки от стадии промышленной реализации, но хороший потенциал технологии виден уже сейчас. В ходе экспериментов использовался кусок стекла с алюминиевым покрытием с одной стороны. Лист стекла с алюминиевым покрытием выступал в роли анода, рядом в раствор серной кислоты опускался катод. После 90 секунд выдержки на поверхности алюминия появлялись множественные микроскопические отверстия диаметром не более одной тысячной толщины человеческого волоса.

Обычно эти отверстия возникали в произвольном порядке, однако японцы смогли упорядочить их путём предварительной отштамповки слоя алюминия перед процессом анодизации. В результате под микроскопом можно было наблюдать упорядоченную структуру, напоминающую пчелиные соты.

Далее в каждое отверстие заполнялось кобальтом, обладающим, как известно, магнитными свойствами. Поверхность полировалась и покрывалась защитным слоем. В итоге получался диск с множеством магнитных частиц, готовых для несения определённой информации. Пока эксперимент удался только на площади не более 3 кв.мм. Стандартная 2.5" пластина по этой технологии была создана, но упорядочить частицы не удалось. Для успешного масштабирования технологии до размеров стандартных жёстких дисков необходимо развивать электронно-лучевую литографию, что позволит обеспечить нужную точность на больших площадях. Шаговые двигатели, управляющие блоком магнитных головок, тоже должны "дорасти" до более плотных магнитных пластин. Наконец, сами головки должны быть усовершенствованы, чтобы работать с технологией перпендикулярной записи.

Изобретатели надеются, что все трудности удастся преодолеть в последующие пять лет. Некоторые производители уже начали поставлять на рынок жёсткие диски формата 1.0-1.8" с перпендикулярной записью. Надеемся, что уже в следующем году 3.5" диски для настольных компьютеров начнут осваивать эту технологию в массовом порядке.

Р fin

Программа Fraps изначально создавалась как универсальное средство для измерения производительности в любых Direct3D и OpenGL приложениях путем отображения на экране счетчика FPS (количества кадров в секунду). Но уже довольно давно она обзавелась и другими важными свойствами - возможностями по захвату видеороликов и сохранению скриншотов.

За выпущенной недавно Fraps 2.6.0 с рядом ключевых новшеств последовала исправленная версия программы. Во Fraps 2.6.1 внесены такие изменения:

  • Теперь по умолчанию программа сохраняет звуковую дорожку с частотой сэмплирования 48 КГц.
  • Устранен сбой при записи видео и смене видеорежима в игре Guildwars.
  • Исправлена невозможность указания нового положения счетчика FPS на экране в некоторых случаях.
  • Устранен сбой в играх с использованием Direct3D 9.0 при попытке сохранения изображения с использованием новых режимов полноэкранного сглаживания.
  • Устранен сбой при работе с меню.

За регистрацию программы требуется отдать 30$, бесплатное использование также возможно, но в этом случае вы не сможете записывать видеоролики длительностью более более 30 секунд, с разрешением более половины текущего и без обязательной отметки о бесплатности программы.

Скачать обновление можно из нашего файлового архива:

  • Fraps 2.6.1 (0,6 МБ, Windows 2000/XP/2003, Windows XP/2003 x64).
Владельцы систем водяного охлаждения понимают, что помпа является важным элементом, от которого во многом зависит сочетание эффективности и надёжности всей системы. Хотя всё больше производителей выпускают готовые системы водяного охлаждения, производители отдельных компонентов продолжают предлагать оригинальные решения, которые могут стать фундаментом для построения системы охлаждения собственной конструкции.

В частности, компания Asetek предложила достаточно интересное семейство помп WaterChill 12V DC, об особенностях которого поведали наши коллеги с сайта VR-Zone.

Итак, помимо приятного дизайна и цветового оформления, помпы этой серии могут предложить интегрированный резервуар для рабочей жидкости и модуль управления с интерфейсом USB. Последняя функция, согласно заверениям производителя, на изделиях конкурентов ранее не встречалась. Между тем, интерфейс USB уже давно стал тем каналом, который позволяет пользователю эффективно управлять параметрами устройства и отслеживать эксплуатационные характеристики в реальном времени.

Asetek уверяет, что помпы обладают уникальным соотношением скорости потока, давления и энергопотреблением. Кроме того, к уникальным качествам этих помп производитель причисляет следующие характеристики:

  • Первая в мире система, объединяющая в одном корпусе помпу, резервуар и блок управления с интерфейсом USB.
  • Первая в мире система, предоставляющая возможность прямого управления уровнем шума и производительностью, создавать пользовательские профили и осуществлять полный мониторинг системы.

Кстати, из этого списка мы исключили те эпитеты, которые просто описывают данную систему в "самых-самых" тонах. Даже после этого от налёта рекламного пафоса избавиться не удалось. Если же говорить о ценах и комплектациях, то выбор достаточно большой:

  • WaterChill Standard Integrated 12V Pump/Reservoir system [10mm] -> € 68.50;
  • WaterChill Xtreme Integrated 12V Pump/Reservoir system [10mm] -> € 77.50;
  • WaterChill Standard Integrated 12V Pump/Reservoir system [1/2'] -> € 68.50;
  • WaterChill Xtreme Integrated 12V Pump/Reservoir system [1/2'] -> € 77.50;
  • WaterChill Standard 12V Base Pump [10mm] / [1/2'] -> € 60.00;
  • WaterChill Xtreme 12V Base Pump [10mm] [1/2'] -> € 69.00;
  • WaterChill Standard Base Pump [No fittings] -> € 59.00;
  • WaterChill Xtreme Base Pump [No fittings] -> € 68.00.

Модификации отличаются наличием или отсутствием интегрированного резервуара, производительностью помпы, а также диаметром штуцеров для подключения трубопровода. Цена приведена без учёта налогов. Надеемся, что другие производители компонентов для систем жидкостного охлаждения тоже будут уделять должное внимание повышению уровня интерактивности своих продуктов.

Р fin

Со страниц нашего сайта вы уже неоднократно могли узнать о планируемом в конце июня выпуске последнего набора обновлений для операционной системы Windows 2000, получившем название Update Rollup. Когда-то вместо него планировался выпуск полноценного пакета Service Pack 5, который по каким-то причинам был отменен. Теперь же, с 1 июля, дни Windows 2000 подходят к концу - пятилетний срок активной поддержки истекает и наступает последний этап "расширенного сопровождения". Таким образом, сказать, что Windows 2000 уже совсем мертва нельзя, еще несколько лет в случае обнаружения критических ошибок системы безопасности Microsoft будет выпускать соответствующие обновления. Но никаких улучшений или исправлений общего плана уже не будет - операционную систему Windows 2000 можно смело считать "полумертвой".

Как раз за несколько дней до окончания срока поддержки Microsoft сделала "прощальный жест" уходящей операционной системе. Особенность выпущенного Update Rollup 1 в том, что он не заменяет привычную систему обновлений (Service Pack), а дополняет ее - в отличие от последнего Service Pack 4 новый Update Rollup 1 не содержит абсолютно всех выпущенных дополнений, а включает только те, которые были подготовлены с момента выпуска SP4 и по сегодняшний день (точнее, по 30 апреля - именно в этот день было начато финальное тестирование Update Rollup 1). Для инсталляции этот набор требует установленного пакета SP4 и в его состав входят только обновления системы безопасности и несколько других наиболее важных обновлений.

Особо отмечается, что даже если ранее выпущенные обновления для Windows 2000 SP4 уже вами установлены, смысл скачать и установить новый Update Rollup 1 имеется. Объясняется это наличием в его составе дополнительных важных изменений и исправлений, не включенных в обновления, отдельно выпущенные ранее. Сообщается, что Update Rollup 1 содержит улучшения, направленные на дополнительное повышение уровня безопасности, снижение стоимости владения операционной системой, новшествами для поддержки современного аппаратного обеспечения. Список и подробности о всей полусотне включенных в Update Rollup 1 обновлений можно найти здесь.

Планы по выпуску данного обновления и сроки прекращения активной поддержки Windows 2000 были известны уже давно, но в последнее время всё чаще стали звучать обеспокоенные голоса и появляться мнения о преждевременности такого поступка со стороны Microsoft. Как оказалось, Windows 2000 до сих пор используется на значительном количестве компьютеров, как домашних, так и установленных в предприятиях/организациях. И владельцы этих компьютеров, как правило, не видят особых причин для перехода на следующую операционную систему, Windows XP. Их можно понять - зачем оплачивать новую ОС (в масштабах предприятия - кругленькая сумма), если всё и так хорошо работает, а огромного числа преимуществ что-то не видать? Как бы там ни было, пока большой проблемы из этого быть не должно - критические обновления системы безопасности для Windows 2000 всё-таки будут выпускаться еще длительное время (до 10 июня 2010 года), а большего и не надо.

Хоть это и не полноценный Service Pack 5, но само наличие Update Rollup 1 сильно упрощает работу с операционной системой - не надо каждый раз по отдельности скачивать и/или устанавливать все обновления, они уже собраны в один сравнительно компактный пакет. Для установки Update Rollup 1 понадобится операционная система Windows 2000 в вариантах Professional Edition, Server или Advanced Server с установленным пакетом обновлений Service Pack 4. Скачать сами пакеты для русского и английского вариантов операционной системы можно по ссылкам:

  • Windows 2000 SP4 Update Rollup 1 Русский (30,8 МБ)
  • Windows 2000 SP4 Update Rollup 1 English (31,1 МБ)

Или, как обычно, можно воспользоваться службой Windows Update.

Небрежно процитированная фраза из нашего сводного анализа обзоров Athlon 64 FX-57 по поводу возможности корректной работы контроллера памяти с модулями DDR объёмом свыше 2 Гб озадачила не только нас, но и некоторых наших читателей. Всё дело в том, что подобную тему затронули коллеги с американского сайта Hard OCP, однако полностью её не раскрыли. Следует отметить, что описываемые нововведения касаются всех процессоров на степпинге E4 ядра San Diego, а не только процессора Athlon 64 FX-57. В равной степени они относятся и к процессорам на степпинге E3 ядра Venice, так как их контроллеры памяти модернизировались параллельно.

Уточним формулировку, выдвинутую нашими коллегами: процессоры на ядрах, предшествующих San Diego, испытывали некоторые трудности с работой памяти с низкими таймингами, а также проблемы с отдельными конфигурациями памяти объёмом свыше 2 Гб. Сия фраза отнюдь не означает, что процессоры Winchester и Newcastle/ClawHammer вообще не поддерживали память объёмом 4 Гб. Просто заставить такую конфигурацию работать стабильно в режимах максимальной производительности было сложно - приходилось либо снижать частоту памяти, либо ослаблять тайминги. Компоновка чипов на модулях DIMM (односторонняя или двухсторонняя) тоже оказывала своё влияние.

Как вы можете помнить, возможность выбора между таймингами 1T и 2T появилась в 0.13 мкм процессорах степпинга CG. Все процессоры Athlon 64 в исполнении Socket 754 этого года выпуска основаны именно на данном степпинге, возможность активации таймингов 1T/2T и включения технологии Cool'n'Quiet варьируется вместе с числом установленных в материнскую плату модулей DIMM. Как сегодня доказал мой коллега, для разгона лучше использовать один модуль памяти. Впрочем, это правило применимо и к платформе Socket 939: чем меньше модулей памяти, и чем ближе они расположены к процессору, тем лучше разгоняется система. Само по себе удаление модуля от процессорного разъёма значения не имеет - всё зависит от разводки. На платах DFI, например, лучше всего разгоняются самые дальние от процессора модули памяти.

Говоря непосредственно о проблеме поддержки объёма 4 Гб памяти системами класса AMD64, хочется сослаться на комментарии представителей AMD. Формально контроллер памяти ядер поколения K8 поддерживает до 1 Тб (одного терабайта) оперативной памяти, ограничения создаются лишь объёмом модуля и их числом. Например, Socket 754 поддерживает до трёх модулей DIMM, Socket 939 - до четырёх модулей DIMM. Процессоры Opteron в исполнении Socket 940 способны поддерживать до восьми модулей DIMM на процессор. Двухъядерные процессоры Athlon 64 X2 в этом плане не отличаются от одноядерных Athlon 64 в исполнении Socket 939 - два ядра имеют общий контроллер памяти.

Ограничения по объёму модулей памяти диктуются уровнем развития технологии производства чипов памяти - сейчас существуют и 2 Гб модули, но их цена не способствует широкому распространению, да и относятся они к регистровому типу, а потому применяются в системах класса Socket 940. Более того, в домашнем компьютере потребность в 8 Гб памяти ещё не скоро станет реальностью. Большинство экспертов сходится во мнении, что 2 Гб на сегодняшний день хватает с запасом. Если настольная система с таким объёмом памяти "тормозит" в типовых приложениях, то "узкие места" надо искать в другой сфере.

Текущее состояние дел отражает описание возможностей контроллера памяти процессоров Athlon 64 и Athlon 64 FX степпингов E3/E4. В режиме DDR 400 двухканальная память может работать в следующих конфигурациях:

  • Четыре двухсторонних модуля памяти -> тайминги 2T;
  • Четыре односторонних модуля памяти -> тайминги 1T;
  • Два двухсторонних модуля памяти -> тайминги 1T.

То есть, как только число банков памяти достигает восьми, контроллер ослабляет тайминги до 2T. На практике эти сочетания могут иметь следующее значение: вы сможете запустить четыре модуля памяти объёмом по 512 Мб (двухсторонних) на частоте DDR 400 при значении таймингов 2T, пара модуле объёмом по 1 Гб (двухсторонних) сможет работать на частоте DDR 400 при значении таймингов 1T. В обоих случаях вы получите общий объём памяти 2 Гб и двухканальный режим. Какой вариант лучше?

Обобщая статистику использования памяти в том и другом режимах, можно дать следующие рекомендации. Добиться стабильной работы комбинации 4 х 512 Мб бывает не так просто, особенно если модули попарно отличаются маркой производителя или характеристиками чипов. С четырьмя модулями памяти вы добьётесь более низкой частоты в разгоне процессора. Тайминги придётся ослабить. Кстати, с недавних пор комплект "2 х 1 Гб" обойдётся дешевле комплекта "4 х 512 Мб", что дополнительно повышает привлекательность 1 Гб модулей.

Сочетание двух модулей по 1 Гб обойдётся в покупке дешевле и обеспечит более высокий разгонный потенциал процессора, более агрессивные тайминги, лучшие условия охлаждения памяти и оставит место для дальнейшей модернизации.

Кстати, если вы приобретаете большой объём памяти с прицелом на дальнейший разгон с вольтмодом, то нужно позаботиться о хорошем блоке питания, так как вся эта свора модулей DIMM отличается немалым аппетитом. Возможно, придётся подобрать и материнскую плату с расширенными возможностями по регулированию напряжения на слотах DIMM.

Таким образом, непосредственно контроллер памяти процессоров Athlon 64 не накладывает ограничений на использование 4 Гб памяти. Другое дело, что некоторые ограничения могут исходить от BIOS материнской платы или операционной системы. Windows и Linux текущих версий источником подобных проблем быть не могут (особенно 64-разрядные версии), так что корень зла следует искать в чипсетах. А точнее говоря, в BIOS конкретных материнских плат.

Дело в том, что на практике при установке в материнскую плату 4 Гб памяти многие пользователи наблюдали следующую картину: система видела только часть памяти, измеряемую цифрами от 3.25 Гб до 3.8 Гб. Заметим, что тип используемой операционной системы на ситуацию никак не влиял - ограничение явно присутствовало на уровне BIOS. Существующая гипотеза объясняет этот не очень приятный феномен достаточно просто: объём доступной памяти определяется особенностями распределения адресного пространства в BIOS материнской платы, часть памяти резервируется под нужды чипсета и графического адаптера. Огромный объём памяти в 4Гб в результате не виден для операционной системы полностью, чаще всего доступны примерно 3.5 Гб.

Кстати, последние материнские платы на базе чипсета nForce 4 Ultra имеют в BIOS функцию 4 Gb RAM Remapping, призванную эффективнее обходить существующие ограничения. Компания MSI на своём сайте при описании особенностей конфигурирования подсистемы памяти одной из материнских плат на базе чипсета nForce 4 Ultra приводит ещё одно интригующее объяснение: "Due to the South Bridge resource deployment, the system density will only be detected up to 3+ GB (not full 4GB) when each DIMM is installed with an 1GB memory module". Другими словами, при использовании четырёх модулей памяти объёмом по 1 Гб особенности распределения ресурсов южного моста (?) вызывают ограничение на доступ к полному объёму оперативной памяти - в итоге система видит чуть больше 3 Гб памяти.

Между прочим, на этой же странице сайта MSI есть полезная табличка для определения возможных конфигураций памяти в двухканальном режиме:

Обратите внимание, что установить четыре модуля по 1 Гб не возбраняется, но о возможных проблемах производитель честно предупреждает выше. Рядом приводятся и другие полезные памятки, часть из которых устарела после выхода процессоров степпингов E3 и E4.

Возможно, какие-то улучшения контроллера памяти будут предусмотрены и в процессорах степпинга E6, которые появятся в наступающем месяце.

В качестве итога можем сказать, что пока реализация поддержки 4 Гб памяти в системах на базе процессоров Athlon 64 и Athlon 64 FX (за исключением версии в исполнении Socket 940) сталкивается с определёнными проблемами, но сам контроллер памяти в этом не виноват. Для многих пользователей вопрос имеет скорее теоретическую ценность, чем практическую, так как приобретение 4 Гб оперативной памяти пока экономически не оправдано. Кроме того, операционные системы не умеют эффективно распоряжаться таким "богатством". Однако, с появлением двухъядерных процессоров нового поколения и заточенных под них программ ситуация может измениться в лучшую сторону. Правда, тогда и контроллеры памяти процессоров AMD64 наверняка усовершенствуются до адекватного уровня.

Сейчас обсуждают