Платим блогерам

Новости 29 октября 2004 года

Поскольку процессоры на 0.09 мкм ядре Winchester начали свой жизненный путь с достаточно низких частотных отметок, многие "знатоки" не только не верили в разгонный потенциал ядра, но и ожидали высоких цифр тепловыделения.

Чуть позже выяснилось, что процессоры работают в более приятном тепловом режиме, чем аналоги на 0.13 мкм ядре Newcastle с идентичной частотой. Судить же о разгонном потенциале приходилось по обрывочным публикациям тех из коллег, кто успел купить процессоры первых партий.

Прошло уже некоторое время, и в американской рознице появляются более зрелые процессоры Winchester. Напоминаем вам, что к концу года AMD планирует перевести до 50% всех процессоров класса Athlon 64 и им подобных на 0.09 мкм техпроцесс. До конца года остается не более двух месяцев, так что самое интересное у нас еще впереди :).

А пока предлагаю заглянуть в этот форум, где довольные владельцы Winchester 3000+ (1.8 ГГц) слагают хвалебные песни любимому магазину, продавшему им столь чудные творения AMD.

Если абстрагироваться от лирики, то можно обнаружить несколько приятных достижений разгона 0.09 мкм процессора Athlon 64 3000+. Многие владельцы таких процессоров смогли разогнать их до частоты 2.4-2.5 ГГц при использовании штатного кулера и незначительном повышении напряжения. Температуры при этом остаются достаточно умеренными, чего нельзя сказать об уровне производительности.

Некоторые счастливчики даже разогнали этот процессор до частоты 2.6 ГГц, обходясь более серьезным, но по-прежнему воздушным охлаждением. Как раз на этом рубеже и проходит граница частотного потенциала 0.13 мкм процессоров. Первые 0.09 мкм процессоры преодолеть ее в массовом порядке пока не в состоянии, но в 2005 году они должны будут достичь частоты 3.0 ГГц - в этом единодушны многие эксперты.

Плюс 45% производительности без особых усилий - такими достижениями давно не могли похвастаться процессоры AMD, не говоря уже о конкурирующих решениях Intel.

Стоит напомнить, что удачный разгон процессора Winchester 3000+ во многом определяется способностями материнской платы к повышению напряжения на ядре и частоты так называемой системной шины. Хотя считается, что материнские платы на базе чипсета nForce 3 250 делают это лучше остальных, далеко не каждая модель может похвастаться хорошей оверклокерской функциональностью.

Кстати, ориентироваться на подобные показатели разгона могут и те сторонники AMD, кто планирует в текущем месяце купить Sempron 3100+ в исполнении Socket 754. Даже в рамках степпинга CG (0.13 мкм) этот процессор разгоняется до 2.5 ГГц на хорошей материнской платы, а после перехода на 0.09 мкм техпроцесс он достигнет этой частоты еще охотнее. Продажи 0.09 мкм варианта Sempron 3100+ начнутся уже через пару недель, а в первом квартале это семейство процессоров пополнится за счет моделей с рейтингами от 2600+ до 3300+. Разгонный потенциал 0.09 мкм процессоров AMD будет медленно, но верно ползти вверх...

После опубликованной вчера своеобразной рекламы материнских плат на базе чипсета i925XE оставалось сделать совсем немного: сообщить жаждущим разгона оверклокерам, где и когда эти решения можно будет купить. Как раз это мы и собираемся сделать сегодня.

Итак, о характеристиках уже знакомой вам материнской платы Asus P5AD2-E Premium можно подробнее узнать на сайте VR-Zone. Сингапурские коллеги выложили полную копию официального пресс-релиза, который формально должен появиться на сайте производителя в понедельник, когда процессор Pentium 4 XE 3.46 ГГц будет анонсирован.

Впечатляет в этой плате не только разгонный потенциал - она хороша и своей функциональностью. Ускорением работы памяти одновременно занимаются технологии PAT и HyperPath 2, плата также поддерживает режим работы памяти DDR2-711.

Впечатляющие возможности коммуникации: два гигабитных сетевых контроллера с диагностической функцией AI Net, плюс контроллер беспроводной сети стандарта 802.11b/g.

Четыре устройства ATA-100 и восемь устройств Serial ATA можно объединять в массивы RAID различной конфигурации.

Фирменные технологии разгона теперь пополняются уже известной вам CPU Lock Free и технологией Stack Cool. Последняя подразумевает специальную систему охлаждения силовых элементов материнской платы - в современных условиях вещь очень актуальная:

Утверждается, что этот радиатор позволяет снизить температуру мосфетов на 10 градусов Цельсия. Южный и северный мосты охлаждаются пассивно, так что уровень шума от материнской платы минимален.

Сегодня эта материнская плата появилась в японских магазинах по цене $350. Никто и не обещал, что подобное великолепие будет стоить менее $250, особенно с учетом появления в магазине до официального анонса. Будем надеяться, что со временем Asus подтянет до приличного уровня разгонный потенциал других материнских плат на базе чипсетов серии i9xx, и мы сможем спокойно проститься с чипсетом i865PE, на котором сейчас основана метящая в фавориты плата Asus P5P800.

Сегодня нам хотелось бы обобщить целую серию материалов, посвященных перспективам материнских плат на базе чипсета nForce 4 SLI. Прежде всего, компания MSI отчиталась о готовности выпустить материнские платы MSI K8N Neo 4 Platinum/SLI и MSI K8N Neo Diamond, основанные на этом чипсете. Кстати, по одной из версий, это лишь два названия одной и той же материнской платы - они будут применяться при продажах платы в разных регионах. Честно говоря, "K8N Neo Diamond" несколько благозвучнее и проще запоминается.

Во-вторых, сроки начала поставок серийных материнских плат этого класса отодвигаются на неопределенную величину. Дело в том, что Nvidia официально еще не анонсировала доступность чипсета nForce 4 SLI, поставки первых образцов для прессы начнутся в середине ноября. Добавим сюда сыроватость текущей ревизии чипсета, отсутствие полноценной поддержки со стороны драйверов, и можно смело выходить на начало следующего года - именно тогда самые реалистичные производители собираются начать поставки готовых материнских плат класса nForce 4 SLI на прилавки магазинов.

Очередной "бумажный анонс", ничего не поделаешь. Создается впечатление, что для Nvidia это уже в порядке вещей - серийные продукты появляются через несколько месяцев после анонса. Сам же анонс становится удивительно затянутой процедурой: сначала дается разрешение на публикацию технических характеристик новых решений, затем распределяются редкие образцы для тестирования, и результаты тестов публикуются "по отмашке" на приличном удалении от анонса. Наконец, в розничной сети новинки от Nvidia появляются только тогда, когда все о них уже много раз слышали, но никогда не видели живьем :).

Пока же мы имеем возможность ознакомиться с первыми результатами независимых испытаний материнской платы MSI на базе nForce 4 SLI, опубликованных сотрудниками американского сайта Anandtech. Заметим, что опубликованные до анонса результаты бенчмарков появились с подачи маркетологов Nvidia, а потому не могут считаться объективными.

Прежде всего, рекомендуем взглянуть на фото той самой материнской платы MSI с двойным названием:

Между двумя слотами PCI Express x16 расположен небольшой разъемчик, в который вставляется SLI-модуль, переключающий режимы работы. Изначально в системе установлена одна видеокарта, которой достается вся полоса пропускания интерфейса PCI Express x16, но стоит перевернуть SLI-модуль, верхний слот переходит в режим PCI Express x8, разделяя пополам пропускную способность с нижним слотом PCI Express.

Кстати, производители материнских плат со временем могут предложить и более изящное решение, но пока использование SLI-модуля выглядит лучшей альтернативой применению многочисленных джамперов.

Характерная особенность заключается в том, что каждое переключение из режима SLI и обратно сопровождается перезагрузкой системы, соответствующую галочку нужно ставить и на специальной закладке драйвера.

Интересно, что соединенные SLI-коннектором видеокарты теряют способность выводить изображение на четыре монитора одновременно. Ведущей становится верхняя видеокарта, и только она может воспроизводить картинку через два собственных выхода.

Следует развеять миф о непременности использования идентичных видеокарт в связке SLI. Теоретически, можно объединить и две разные видеокарты, например, GeForce 6800 GT и GeForce 6600 GT. Система все равно приведет их к "общему знаменателю", и обе видеокарты будут работать на частотах младшей. Пока сложно сказать, насколько такой асимметричный вариант будет отличаться стабильностью работы.

Много вопросов оставляют и драйверы. Они могут распределять нагрузку между видеокартами как посредством разделения сцены на горизонтальные доли, так и чередовать прорисовку отдельных кадров. Окончательный алгоритм еще не выбран.

Наши коллеги сравнивали связку двух GeForce 6600 GT и связку двух GeForce 6800 GT, прирост производительности колебался от 20% до 70%. Характерно, что эффект от использования SLI больше проявляется в тяжелых графических режимах, а менее производительные видеокарты демонстрируют больший прирост. С другой стороны, флагманские решения лучше масштабируются с ростом разрешения.

Кстати, производители графических плат могут выпустить и более дешевые продукты с поддержкой SLI. Примером может служить виденная нами недавно графическая плата GeForce 6600 Ultra от Albatron. В принципе, для поддержки SLI нужно только предусмотреть специальный разъем на видеоплате, а со стороны драйверов проблем быть не должно. Может быть, SLI со временем и станет альтернативным путем модернизации видеосистемы. Пока об этом говорить рано: экономический эффект от перехода на SLI не слишком очевиден.

Позавчера мы узнали, что анонс AGP-варианта GeForce 6600 GT состоится 16 ноября. Насколько помпезным будет это событие, сказать сложно, но внимание потребителей оно привлечет без сомнения.

До сих пор в нашем сознании теплилась надежда на то, что переходный мост HSI окажет минимальное влияние на характеристики видеокарт GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP 8x. Здесь определенное обстоятельство вызывало расположение чипа моста, имеющего собственную подложку, и распаиваемого на текстолите печатной платы подобно видеочипу. Если вы помните, именно такую компоновку имели видеокарты типа GeForce PCX 5750 и им подобные "старички" с новым интерфейсом.

Очевидцы-испытатели заявляли, что чип HSI не только сильно нагревается в процессе работы, но иногда еще и мешает устанавливать видеоплату из-за выступающего радиатора. Кроме того, использование чипа увеличивало стоимость платы на $5-10, что для бюджетных решений ценой чуть больше $100 было весьма неприятным качеством.

С другой стороны, видеочип NV45 продемонстрировал совсем другой подход - переходный мост интегрировался прямо в подложку центрального видеочипа, из-за чего оба могли довольствоваться общим радиатором, а вносить изменения в компоновку платы не было необходимости. Плюс, короткое расстояние между переходным мостом и видеочипом благоприятно сказывалось на целостности сигнала.

Очевидно, что второй подход был более затратным для Nvidia - нужно было выпускать видеочипы NV45 с интегрированным переходным мостом HSI, а также аналогичные чипы NV40 без переходного моста. При первом подходе с дискретным мостом все затраты на "вживление" чипа HSI в тело видеоплаты ложились на плечи партнеров компании, откуда незамедлительно перекладывались на покупателя. Впрочем, AGP-вариант GeForce 6600 GT формально должен был стоить столько же, как и модификация с интерфейсом PCI Express x16.

Китайский сайт PC Online опубликовал фотографии AGP-варианта GeForce 6600 GT в исполнении Inno3D.

Как можно заметить, кулер повернут на 45 градусов, и снизу граничит с черным радиатором. Уж не переходный ли мост HSI скрывается под ним?

Он самый! "Раздетая" видеоплата показывает продолговатый чип HSI, установленный продольно AGP-разъему, непосредственно видеочип NV43 установлен под углом 45 градусов. На подобные ухищрения инженерам пришлось идти ради того, чтобы сохранить поперечные габариты печатной платы неизменными, а заодно обеспечить оптимальное размещение чипов памяти. Они тоже развернуты на 45 градусов против часовой стрелки, так как удалять их от чипа NV43 нельзя. Подобная компоновка позволяет осуществлять обмен между видеочипом и памятью по кратчайшему расстоянию.

Надеемся, что прочие производители видеокарт смогут предложить более рационально скомпонованные видеокарты GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP 8x. В любом случае, они будут использовать полноценный четырехштырьковый разъем дополнительного питания - на этот раз все "по-взрослому" :).

После анонса Athlon 64 4000+ и Athlon 64 FX-55 компания AMD наконец решилась открыто говорить о характеристиках 0.09 мкм процессоров Winchester. Именно благодаря этому мы узнали на прошлой неделе, что уровень TDP этих модификаций Athlon 64 равен 67 Вт. Процессор Athlon 64 FX-55 прописался в официальных документах одновременно с Winchester, из особенностей наиболее заметной был уровень TDP=104 Вт.

Между тем, процессор Athlon 64 4000+, в недавнем прошлом носивший имя Athlon 64 FX-53, в официальных документах AMD появился только в этот понедельник. Чем еще отличался Athlon 64 4000+ от предшественника, помимо заблокированного множителя? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в текущей заметке.

Хотелось бы отметить, что некоторые очевидцы утверждают, будто значение Idd_max процессора Athlon 64 FX-55 изменилось с 80 А на 67.4 А. Поскольку старыми ревизиями технической документации мы не располагаем, проверить достоверность этих сведений нет возможности. Ясно одно - уровень тепловыделения Athlon 64 FX-55 не изменялся за прошедшее с анонса время.

Чтобы нагляднее представить различия в характеристиках трех близких по цене и происхождению процессоров, мы составили следующую таблицу:

Видно, что Athlon 64 FX-53, Athlon 64 FX-55 и Athlon 64 4000+ основаны на одном степпинге, который официально обозначается суффиксом "AS" маркировки. Впрочем, формально все три процессора относятся к степпингу CG (0.13 мкм).

Процессоры Athlon 64 FX-55 и Athlon 64 FX-53 отличаются характеристиками максимального переходного состояния, так как один работает на частоте 2.6 ГГц, другой - на частоте 2.4 ГГц. В минимальном режиме они оба работают на частоте 1.2 ГГц и потребляют 25 Вт.

Главная интрига заключается в наличии у процессора Athlon 64 4000+ целых пяти переходных состояний:

  • 2.4 ГГц, 1.5 В, 89 Вт;
  • 2.2 ГГц, 1.4 В, 72 Вт;
  • 2.0 ГГц, 1.3 В, 53 Вт;
  • 1.8 ГГц, 1.2 В, 39 Вт;
  • 1.0 ГГц, 1.5 В, 22 Вт.

Безусловно, по этому показателю он не является лидером, ведь аналогичные режимы работы поддерживаются процессорами Athlon 64 3700+ и Athlon 64 3800+, но от Athlon 64 FX-53 он этим самым отличается. Претендующий на звание самого производительного из "обычных" Athlon 64, процессор с рейтингом 4000+ предоставляет владельцу широкую гамму переходных состояний. Сравнить это можно с пятиступенчатой коробкой передач: когда нагрузка невелика, процессор работает на частоте 1.0 ГГц, потребляет 22 Вт энергии и не заставляет назойливо жужжать кулер. Стоит нагрузке возрасти, как подключаются все скрытые резервы, и процессор уже лихо проделывает операции на частоте 2.4 ГГц.

В заключение хочется сказать, что процессор Athlon 64 4000+ появился в японских магазинах по цене порядка $850. Весьма заметная наценка - официальная цена составляет $729. Для тех, кого свободный множитель интересует в меньшей мере, Athlon 64 4000+ может стать прекрасной заменой Athlon 64 FX-53 с поддержкой целой гаммы переходных состояний Cool'n'Quiet.

Кстати, на коробке размер кэша указывается по совокупной категории: 1152 Кб (128 Кб кэша первого уровня + 1024 Кб кэша второго уровня):

По сути, подвоха здесь нет, ведь кэш процессоров класса AMD64 имеет инклюзивную архитектуру. Кроме того, 1152 Кб и звучат весомее, что позволяет внушить уважение конкурентам и привлечь внимание покупателей :).

Вчера мы могли убедиться в том, что одно из самых дешевых решений семейства NV4x по имени GeForce 6200 появится в магазинах только в конце ноября. Если это действительно случится, то некоторая часть покупателей сможет обзавестись такими видеокартами к Рождеству и Новому Году.

Что же известно о судьбе более дешевого решения, фигурировавшего в наших новостях под кодовым обозначением NV44? Как сообщают наши коллеги с сайта VR-Zone, этот чип уже не успевает выйти в текущем квартале, он появится только в начале следующего года. О характеристиках новинки известно немного: 0.11 мкм чип будет иметь четыре пиксельных конвейера и обеспечит уровень производительности порядка 2000 "попугаев" 3DMark 2003. Стоимость видеокарт на базе NV44 должна опуститься ниже $100.

Авторы сообщения почему-то указывают чрезвычайно скромный объем видеопамяти - всего 16 Мб. Таинственная технология "Turbo Cache" должна позволить хранить текстуры в системной памяти, часть которой объемом от 16 до 128 Мб будет выделяться для этих нужд. Судя по всему, Nvidia будет использовать аналогичную HyperMemory концепцию. Быстрая шина PCI Express x16 как будто дает второе дыхание идее использование системной памяти для потребностей видеокарты.

Между прочим, NV44 тоже может получить название GeForce 6200, как и выпускаемый в настоящее время урезанный вариант NV43. Выпустить последний Nvidia была вынуждена из необходимости конкуренции в среднем ценовом сегменте, а также в преддверии сезона рождественских продаж. По большому счету, выпускать специальный 0.11 мкм чип NV44 с четырьмя конвейерами будет гораздо выгоднее, и значительная часть GeForce 6200 в современной версии действительно может уйти на OEM-рынок.

Сейчас обсуждают