Платим блогерам

Новости 17 августа 2005 года

Хотя тенденцию перехода к многоядерным процессорам уже не остановить, на примере первых обзоров двухъядерных процессоров мы могли убедиться, что реального выигрыша от наличия двух ядер можно добиться только в ограниченном спектре задач. Широко рекламируемая производителями двухъядерных процессоров возможность "делать несколько дел одновременно" в действительности не так уж востребована большинством пользователей. А вот неизбежное падение тактовой частоты при переходе от одного ядра к двум пока оказывает больше влияния на производительность процессоров - в негативном плане, разумеется.

Подобные мысли тревожат и представителей nVidia, которые высказались на эту тему на соответствующей конференции, как сообщают наши коллеги с сайта EE Times. В частности, пока программисты не будут эффективно использовать возможность параллельной обработки процессором нескольких потоков, игровые приложения не получат выигрыша от перехода на двухъядерные процессоры. Более того, может наблюдаться регресс.

Разработчики процессоров уже не смогут свернуть с выбранного пути - процессоры будущего могут быть только многоядерными. Разработчики графических чипов менее ограничены в масштабировании параллелизма - они могут практически бесконечно увеличивать число пиксельных конвейеров и вершинных блоков, существенно повышая производительность видеокарт. Лимитирующим фактором остаётся только площадь графического ядра.

Кстати, уже в момент анонса GeForce 7800 GTX актуальной стала проблема наличия "слабого звена" в виде современных процессоров, которые просто не позволяют современным видеокартам полностью раскрыть свой потенциал. Судя по всему, более быстрых одноядерных процессоров мы почти не увидим (разве что Athlon 64 FX-59 с частотой 3.0 ГГц), так что ситуация может только ухудшиться, если программисты не смогут найти пути оптимизации игр под двухъядерные процессоры.

Заметим, что использование двухъядерных процессоров совместно с платами "физических ускорителей" на базе чипа PhysX от AGEIA должно привести к увеличению быстродействия игровых систем, так что не всё так пессимистично, как считают в nVidia.

Возможно, именно из-за такого отношения nVidia к двухъядерным процессорам некоторые модели оных не поддерживаются чипсетом nForce 4 SLI Intel Edition :).

Судя по всему, фактическое неприятие компанией nVidia схемы "PCI Express x16 + PCI Express x4" для поддержки SLI подтолкнуло производителей чипсетов выпускать новые продукты, позволяющие работать по схеме "PCI Express x8 + PCI Express x8". Например, компания VIA уже собралась анонсировать ради этого чипсет K8T900. Кроме того, "симметричная" схема работы слотов позволяет обеспечить поддержку технологии CrossFire, которая обретёт актуальность уже в сентябре.

Как сообщают коллеги с сайта HKE PC, компания Intel в ближайшее время анонсирует новую версию чипсета i955X, которая получит обозначение вида i955DG. Отличие от предшественника будет заключаться в поддержке режима работы графических слотов "PCI Express x8 + PCI Express x8". Совместимость северных мостов по разводке будет сохранена, что позволит производителям материнских плат достаточно быстро обновить линейки продуктов.

Поскольку поддержка SLI и CrossFire для чипсета i955X долгое время считалась вопросом "на половину решённым", теперь приходит черёд для реализации последней стадии. Обладая "симметричной" схемой работы графических слотов, i955DG сможет поддерживать SLI и CrossFire. Вряд ли nVidia и ATI допустят соседство этих технологий в одном из своих чипсетов, поэтому продукт от "третьего производителя" в лице Intel придётся весьма кстати. Остаётся лишь надеяться, что драйверы будут обеспечивать хорошую производительность и стабильность работы для обеих технологий.

Гонконгские коллеги также сообщили, что в четвёртом квартале VIA выпустит чипсет PT900 Pro, который обеспечит поддержку режима работы слотов "PCI Express x8 + PCI Express x8", аналогичным образом позволяя использовать режимы SLI и CrossFire. В качестве преимущества над i955X и i955DG чипсет VIA PT900 Pro предложит не только поддержку двухканальной памяти типа DDR2-800, но и не забудет о поддержке двухканальной памяти DDR 400. Поддержка двухъядерных процессоров Intel тоже предусмотрена изначально.

Только вчера американские коллеги привели ориентировочный график анонса видеокарт на базе чипов ATI серии R5xx, а также внесли ясность в вопрос о характеристиках плат на базе чипов RV530 и RV515. Между тем, сегодня ещё одним "белым пятном" стало меньше - гонконгский сайт HKE PC опубликовал приблизительные характеристики видеокарт на базе чипа R520.

Итак, всего будет выпущено три версии видеокарт на основе этого чипа, две из которых уже засветились в "американском роадмапе" под суффиксами XT и XL. Точное название третьей версии не определено. Судя по всему, видеокарта будет носить суффикс Pro, а вот сам видеочип может иметь маркировку "R520 LE". Так или иначе, предварительные значения тактовых частот всех трёх видеокарт определены:

  • R520 XT -> 600/1400 МГц;
  • R520 XL -> 500/1000 МГц;
  • R520 Pro -> 450/500 МГц.

Судя по всему, две старшие модификации будут использовать память типа GDDR-3, для R520 XT потребуются чипы со временем выборки 1.4 нс, R520 XL может ограничиться только 2.0 нс микросхемами. Для R520 Pro/LE вообще может быть припасена память в исполнении TSOP, да и число пиксельных конвейеров наверняка будет уменьшено.

Вообще, о распределении пиксельных конвейеров по модификациям точных данных нет, но старшая версия должна обладать шестнадцатью конвейерами. Что касается возможности выхода версий R520 в разное время, то этот вариант пока носит гриф "план аварийной эвакуации". То есть, если всё будет в порядке, то все три версии R520 будут анонсированы одновременно. По крайней мере, две старших точно :). Каков будет график поставок разных модификаций R520 на рынок - это уже тема для отдельной беседы.

Наши коллеги утверждают, что видеокарты на базе R520 будут иметь 512-битную шину памяти. Хотя кому-то из "продвинутых пользователей" такая идея не покажется бредом, в действительности она пока далека от воплощения в реальность. Дело в том, что чип R520 будет иметь улучшенный контроллер памяти, который обеспечит высокую производительность. Возможно, именно этот факт породил слух о возможности существования 512-битной шины. На самом деле она будет 256-битной.

Надеемся, что в оставшееся до анонса R520 время нам удастся получить дополнительную информацию о технических характеристиках графических решений на основе этого чипа.

Как мы могли воочию убедиться, процессоры Pentium 4 5xx с 533 МГц шиной тоже перешли на поддержку EM64T, в результате чего появились модели типа Pentium 4 516 (2.93 ГГц). Хочется отметить, что процессоры этой серии поддерживают функцию EDB (NX-бит), технологии Thermal Monitor 2 и C1E.

Между тем, в этом семействе затерялся ещё один процессор с 533 МГц шиной, который до обретения поддержки EM64T именовался "Pentium 4 519 (3.06 ГГц)". Если все остальные процессоры серии Pentium 4 5xx после перехода на поддержку EM64T обзавелись на единицу большим процессорным номером, то как быть этому бедолаге? Процессор по имени Pentium 4 520 (2.8 ГГц) существует, равно как и его 64-битный собрат по имени Pentium 4 521 (2.8 ГГц). Будет ли Pentium 4 519 переименован в Pentium 4 522? Время покажет, а пока в свежем обновлении документации по процессорам на ядре Prescott мы обнаружили маркировку такого процессора: SL8JA.

С точки зрения оверклокера, у этой модели есть одно уникальное качество - высокий множитель (23x). Разумеется, для современных материнских плат вполне достаточно и множителя 20x, чтобы разогнаться до разумного предела 4.0 ГГц при значении частоты системной шины 200 МГц, однако кому-то просто может быть приятна сама мысль обладания процессором с множителем 23х :).

Мы уже пытались сравнить оверклокерский потенциал видеокарт Radeon X800 GT, основанных на чипах R480 и R423. В отдельно взятом случае вариант на базе R480 выступил чуть лучше, и для разгона этот чип предпочтительнее в целом. Как же гарантировать получение видеокарты Radeon X800 GT именно на базе чипа R480? Судя по заверениям некоторых источников, нужно покупать видеокарты производства TUL (PowerColor).

Британские коллеги с сайта The Inquirer ещё раз подтвердили факт использования брендом PowerColor исключительно чипов R480 для производства видеокарт Radeon X800 GT. В принципе, такой подход мог бы практиковать любой другой производитель - достаточно договориться с ATI.

Что касается нашей уверенности в существовании видеокарт Radeon X800 GT от PowerColor на базе чипа R423, то её следует признать недоразумением, навеянным обилием обзоров похожих видеокарт. Другими словами, у нас нет оснований не верить утверждениям об использовании PowerColor исключительно чипов R480.

Кстати, британские коллеги обещают, что в ближайшее время для видеокарт PowerColor Radeon X800 GT будет выпущен специальный BIOS, который поднимет производительность на 5-7%. Будет ли это достигнуто за счёт повышения частот или ужесточения таймингов, не уточняется.

ATI и nVidia используют для обозначения своих видеокарт суффиксы "XT" и "GT", однако в каждом случае они применяются к графическим решением разных ценовых категорий. Например, видеокарты ATI примеряют суффикс "XT" в тех случаях, когда речь идёт о старшем решении семейства. nVidia, напротив, использует суффикс "XT" в тех случаях, когда на базе готовящегося к снятию с производства флагманского чипа начинают выпускаться доступные видеокарты. Яркий пример - видеокарта GeForce 5900 XT, в своё время заслужившая негласный титул "выбор оверклокера".

Как сообщают британские коллеги с сайта The Inquirer, компания nVidia собирается начать поставки видеокарт серии GeForce 6800 XT на OEM-сегмент рынка. На каком чипе будут основаны эти видеокарты, не уточняется, но основным конкурентом должен стать Radeon X800 GT.

Как вы можете помнить, новинка от ATI превосходит GeForce 6600 GT в большинстве тестов. Судя по всему, снижать цены на GeForce 6600 GT производитель пока не планирует. Вместо этого nVidia решила выпустить более мощное решение по имени GeForce 6800 XT. Если ATI будет создавать nVidia проблемы при помощи видеокарт Radeon X800 GT и в розничном сегменте, то GeForce 6800 XT может появиться и там.

Почему эта видеокарта начинает свой путь с OEM-сегмента, понять просто: здесь каждый доллар цены имеет значение. Если nVidia предложит GeForce 6800 XT по заманчивой цене, то значительную часть заказов у Radeon X800 GT ей удастся отбить.

Кстати, видеокарты GeForce 6800 XT могут быть основаны и на 0.11 мкм чипе NV42 - для решения стоимостью менее $200 это вполне оправдано. Все поставляемые сейчас видеокарты GeForce 6800 PCI-E основаны именно на чипе NV42. Он имеет 12 пиксельных конвейеров, однако ничто не мешает отключить четыре из них - GeForce 6800 XT должна иметь восемь пиксельных конвейеров. Разгонный потенциал у NV42 превосходный - после модификации системы охлаждения можно достичь частоты 480 МГц по чипу. Стало быть, даже при условии использования для производства GeForce 6800 XT видеочипов NV42 оверклокеры не останутся без работы :).

Р fin

Программа Adobe Reader хорошо знакома всем нам - это "наиболее официальное" и широко распространенное средство для просмотра PDF-документов, ранее известное под названием Acrobat Reader. Выпущенное только что обновление седьмой версии программы, Adobe Reader 7.0.3, исправляет в ней ошибку с переполнением буфера, которая служила потенциальной уязвимостью.

К сожалению, принцип установки обновлений к Adobe Reader 7 можно в лучшем случае назвать неудобным, а можно использовать и слово покрепче. Чтобы обновить исходную версию 7.0 (а более новые дистрибутивы компания Adobe не выпускает) требуется сначала установить обновление 7.0.1, затем обновление 7.0.2 и потом уже обновление 7.0.3. Хорошо хоть обновления устанавливаются как на английскую, так и на любые локализованные версии программы. 

Скачать все доступные файлы обновлений можно по ссылкам:


Готова новая бета-версия разрабатываемого на основе открытых исходных кодов официального клиента BitTorrent для одноименной файлообменной сети, которая на данный момент является самой популярной. В данный момент список изменений BitTorrent 4.1.4 beta еще не опубликован, вероятно, он появится позднее. Скачать дистрибутив можно по ссылке:


Утилита CDCheck предназначена для поиска ошибок в файлах на жестких дисках, носителях CD/DVD, дискетах, сменных устройствах USB/ZIP и других носителях, помогает восстанавливать поврежденные данные с CD/DVD, обладает дополнительными возможностями по контролю целостности данных, включая побитовую проверку, создание CRC-файлов и т.п. В новой версии CDCheck 3.1.8.0 были исправлены три ошибки. Скачать желаемый вариант дистрибутива можно по одной из ссылок:


Менеджер закачек Download Accelerator Plus (DAP) известен своим стремлением быть непохожим на конкурентов и иметь собственные уникальные или редкие функции, к которым можно причислить, например, панель предпросмотра видеофайлов, отображение расширенной информации и контекстных ссылок при загрузке файла. О принципиальных изменениях в бета-версии 7.5 программы писалось у нас в прошлый раз, список же отличий нового Download Accelerator Plus 7.509 Beta от предыдущих тестовых выпусков неизвестен. Скачать последнюю версию можно отсюда:


Достаточно хорошо известна пользователям бесплатная программа Марка Руссиновича Process Explorer, предназначенная для отображения подробной информации о загруженных программах и библиотеках, потреблении системных ресурсов, связях между процессами и т.п. В очередной версии Process Explorer 9.2 появились такие новшества:

  • Добавлено отображение истории загрузки процессора иконкой в системном трее.
  • Добавлены колонка истории загрузки процессора.
  • Добавлена колонка с информацией I/O delta.
  • Реализовано редактирование степени безопасности процессов.
  • Добавлен отчет о загруженных 32-битных библиотеках в 64-разрядных версиях Windows.
  • Добавлена поддержка Windows Vista.

Скачивать по ссылке:


Продолжают появляться бета-версии утилиты RSS Captor Pro, предназначенной для чтения новостных лент. Сведения о внесенных в RSS Captor 3 beta 5 изменениях вновь не известны, скачать данную тестовую версию можно отсюда:


Последняя версия фирменного медиа-плеера от Microsoft пользуется противоречивой популярностью - одни утверждают, что Windows Media Player 10 лучше любых прочих вариантов, другие считают его отвратительным, а третьи достаточно спокойно относятся к этому "бесплатному приложению" к операционной системе. 

Стало известно о появлении обновленной версии Windows Media Player 10.0.0.3923, но, к сожалению, о внесенных в нее изменениях ничего не известно. Скачать русский и английский варианты можно по ссылкам:

Р fin

Программа Дмитрия Постриганя MHDD32 является мощным средством для низкоуровневой диагностики и восстановления работоспособности жестких дисков. В ней имеется масса информационно-диагностических функций и множество других дополнительных возможностей.

В новую версию MHDD32 4.6 внесены такие изменения:

  • Добавлена поддержка PCI-устройств ITE 8211 PCI IDE и VIA VT6421 IDE RAID.
  • Добавлено протоколирование "прыжков" и "сбросов" (клавиша "R") во время сканирования поверхности.
  • Обновлены драйверы ASPI.
  • Устранены происходившие иногда зависания при работе со Slave-устройствами.
  • Исправлена проблема в работе функций TOF/ATOF - определение максимального размера файла при работе с устройствами SCSI.
  • Исправлено отображение версии firmware вместо серийного номера в логе SMART ATT.
  • Исправлено несколько проблем при работе с некоторыми современными BIOS.

Программа распространяется бесплатно, скачать дистрибутивы можно из нашего файлового архива:

  • MHDD32 4.6 (0,5 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • MHDD32 4.6 ISO (0,4 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).

Обсуждение утилиты ведется в этой ветке нашей конференции.

Р fin
Поклонники продукции ATI уже начали волноваться - выпуск августовского Catalyst 5.8 задерживается даже больше, чем прошлый Catalyst 5.7, по каким-то причинам отложенный и появившийся существенно позднее ожидавшегося срока. Более того, и данная новость не является свидетелем выхода Catalyst 5.8 в полной степени - официально Catalyst 5.8 будет выпущен только завтра, нам это известно наверняка со слов сотрудников ATI. А уже сегодня сотрудники ATI в качестве "жеста доброй воли" предоставили наиболее полный дистрибутив Catalyst 5.8 с панелью управления Catalyst Control Center дружественному сайту DriverHeaven.net

Не уверен, что подобная практика должна понравиться владельцам видеокарт Radeon. Драйверы Catalyst последнее время можно было с определенными допущениями назвать синонимом стабильности, а тут вдруг второй раз подряд непредвиденные задержки. Да и зачем предоставлять какому-то отдельно взятому сайту возможность эксплуатировать "высочайшее благоволение"? Зачем задерживать выпуск, раз драйвер уже готов и официально доступен для одного из сайтов? Подразнить ждущих "совсем официального" выпуска пользователей?

Как бы там ни было, драйвер Catalyst 5.8 физически уже доступен, так же как и большая часть его сопроводительной документации. Из нее мы можем узнать о том, что в Catalyst 5.8 появилось единственное ключевое новшество:

  • Добавлена поддержка протокола COPP (Certified Output Protection Protocol), необходимого для защиты и просмотра выпущенных в будущем медиа-файлов высокого разрешения (High Definition) в Windows XP SP2 и Windows Media Center 2005.

Как видим, одно изменение, которое даже не то чтобы не полезное и не актуальное, а с точки зрения рядового пользователя, которому навязывают новые проблемы защиты - так и просто несущее негативный оттенок.

Список исправленных ошибок в играх и приложениях состоит в общем из 34 пунктов:

  • 3DMark03 и 3DMark05: ошибка при включении режима Powerplay и работе в циклическом режиме.
  • Area51: искажения оружия персонажей и другие графические аномалии в Windows XP.
  • Battlefield 2: искажение графики и отсутствие текстур при длительной игре на Radeon X800 XT в Windows XP.
  • GTA: Vice City: ошибка после нескольких минут игры в видеорежиме 1024x768x32 и запуске на Windows XP Media Center edition.
  • Lineage 2: графические аномалии в Windows XP.
  • Movie Maker 2: невозможность захвата видео с внешнего источника при подключении через  S-video.
  • MU Online: задержки при нажатии Enter в окне чата.
  • Quake 3: зависание после изменений режима работы SmartShader.
  • Star Wars Knights of the Old Republic: медленная работа на уровне Dantoonie.
  • Terathon: зависание при запуске в Windows XP.
  • Trackmania Sunrise: зависание системы при попытке выхода из игры после длительного периода бездействия в Windows XP.
  • Warcraft III: графические аномалии при повороте дисплея на 90 градусов против часовой стрелки в Windows XP.
  • Исправлены 22 другие ошибки в работе драйвера и панели управления.

Список известных недостатков состоит из 25 пунктов, причем известно о проблемах при работе следующих игр: City of Heroes; Doom3; Grand Theft Auto: San Andreas;  Prince of Persia: Sands of Time; Rainbow six3; Serious Sam: The Second Encounter; Star Wars Jedi Knight 2; World of Warcraft. Полная версия доступного на данный момент списка улучшений/исправлений/недостатков доступна на этой странице.

Напоминаю, что для работы Catalyst Control Center требуется установка Microsoft .NET Framework 1.1 (23,2 МБ). Скачать доступный в данное время дистрибутив драйвера можно по ссылкам:

Обсуждение Catalyst 5.8 продолжается в этой ветке нашей конференции.

Сейчас обсуждают