Платим блогерам

Новости 15 июня 2004 года

Все признаки указывали на то, что поставки столь желанных для любителей разгона видеокарт GeForce 6800 не-Ultra начнутся в лучшем случае в следующем месяце, и лишь разрозненные обзоры позволяли робко надеяться на то, что "лед тронулся" хотя бы в отношении тестовых образцов. Однако, бывают в жизни чудеса, вписывающиеся в поговорку "легок на помине"...

Точнее говоря, сегодня на полках японских магазинов была замечена видеокарта Leadtek WinFast A400 TDH, что в понятной для всего прогрессивного человечества может означать "GeForce 6800 128 Мб". Как уже сообщалось ранее, от своей предшественницы класса GeForce 6800 Ultra данная модель унаследовала внушительную систему охлаждения, состоящую из медного радиатора с хитроумной системой трехстороннего обдува.

Самое интересное, что и оборотная сторона видеокарты наделена медной пластиной с оребрением и пластиковым соплом для обдува:

Надо понимать, что это наследие времен GeForce FX 5950 Ultra ранее помогало охлаждать расположенные сзади чипы памяти. Теперь же все микросхемы сосредоточены с лицевой стороны платы, и подобная система охлаждения может разве что пригодиться для 256 Мб модификации видеокарты.

Кроме того, в некоторых случаях пластины с оборотной стороны видеоплаты позволяют отводить тепло от "подчипового" участка текстолита, который в процессе эксплуатации тоже заметно нагревается. Реализовать эффективный тепловой интерфейс между текстолитом и радиатором до сих пор никому не удавалось, так что этот аспект применения "заднего" радиатора остается спорным.

Кстати, дополнительный радиатор может просто увеличивать площадь поверхности основного радиатора, но тогда соединение между ними должно обладать хорошей теплопроводностью, что обычно обеспечивается за счет использования тепловых трубок. Вряд ли в случае с видеокартой Leadtek мы имеем дело с таким решением.

Единственный разъем питания видеокарты GeForce 6800 позволяет ей успешно работать в паре с блоком питания мощностью не более 300 Вт. Частоты видеокарты равны 325/700 МГц, объем памяти составляет 128 Мб. Ширина шины памяти равна 256 битам, и эта характеристика неплохо соответствует числу пиксельных конвейеров, которое в данном случае равно двенадцати.

Стоит напоследок сказать о важном факторе - цене этой видеокарты. Несмотря на опасения некоторых моих коллег, даже в дорогой Японии GeForce 6800 от именитого бренда Leadtek стоит чуть больше $350. Это означает, что более "народные" марки предложат свои продукты данного класса по ценам, близким к заветной отметке $299. Некоторые аналитики считают, что уже осенью видеокарты класса GeForce 6800 не-Ultra можно будет купить за сумму порядка $250. Вот вам и новая альтернатива GeForce FX 5900 XT :). Количество продаваемых в Японии видеокарт пока очень мало, но появление этих решений в местной рознице указывает на неотвратимость наращивания объемов поставок.

Я думаю, что нашим читателям не нужно лишний раз напоминать характеристики видеокарты под названием Radeon X300. Чип RV370 перешел на 0.11 мкм техпроцесс в числе первых, и отказ от дорогой технологии с применением low-k диэлектриков позволил снизить себестоимость производства на 40%, что было недостижимо в рамках 0.13 мкм техпроцесса, и максимально уцененный Radeon 9600 SE быстро исчерпал потенциал конкуренции по стоимости с аналогичными бюджетными решениями Nvidia.

В плане производительности Radeon X300 не предлагал ровным счетом ничего обнадеживающего – частоты 325/400 МГц и четыре пиксельных конвейера в варианте Radeon X300 SE усугублялись урезанной 64-битной шиной памяти. Что и говорить, Radeon X300 претендовал лишь на роль замены Radeon 9200 с поддержкой DirectX 9.0 и PCI Express x16.

Наши гонконгские коллеги с сайта HKE PC опубликовали очередной экспресс-обзор видеокарты с поддержкой новомодного интерфейса. На этот раз им в руки попала видеокарта Radeon X300 SE с 64 Мб памяти в низкопрофильном исполнении. Одним словом, это был самый дешевый представитель нового семейства решений на базе чипов ATI с поддержкой PCI Express x16.

Предлагаем вам краткие выдержки из результатов тестирования, полученных на системе, основанной на чипсете i915G и процессоре Prescott 3.2E. Кстати, используемая материнская плата поддерживала процессоры в исполнении Socket 478, что в очередной раз доказывает возможность существования сочетаний типа "i915x + Socket 478".

Вот и обещанные результаты тестов:

  • 3DMark 2003 -> 1787 "попугаев";
  • 3DMark 2001 SE -> 6596 "попугаев";
  • AquaMark 3 -> 16 579 баллов;
  • PC Mark 2004 Graphics Test -> 1209 баллов.

Одним словом, звезд с неба Radeon X300 SE не хватает, и вопрос о его пригодности к использованию в бюджетных конфигурациях с поддержкой PCI Express x16 можно разрешить только после появления данных о реальной стоимости подобных видеокарт и информации об уровне производительности конкурирующих решений от Nvidia. Между прочим, по сравнению с тем же интегрированным ядром i865G новинка от ATI смотрится весьма выигрышно, но i915G заведомо проигрывает.

Кстати, о разгоне Radeon X300 тоже помышлять практически не приходится – 0.11 мкм техпроцесс без должной поддержки со стороны low-k диэлектриков не обеспечит приличного частотного потенциала. Медленная 5.0 нс память в упаковке TSOP и примитивный дизайн печатной платы дополнят мрачную картину. Остается лишь надеяться, что покупатели подобных видеокарт свыкнуться с мыслью: "За эти деньги грешно желать большего" :).

После того, как серийный образец видеокарты GeForce 6800 Ultra попал в руки сингапурских мастеров экстремального разгона, рекорд в 17 000 "попугаев" 3DMark 2003 был установлен в кратчайшие сроки. Естественно, что компания FutureMark культивирует "гонку рекордов" и в других бенчмарках, поэтому соответствующий результат AquaMark не заставил себя долго ждать.

Точнее говоря, 26-летний оверклокер по имени Питер Тэн (Peter Tan), известный постоянным посетителям ресурса VR-Zone по творческим псевдонимом Shamino, установил на своей экстремально разогнанной системе новый рекорд, на этот раз исчисляемый 100 225 баллами AquaMark.

Каскадная "фреонка" трудилась над охлаждением разогнанного до 4.6 ГГц процессора Pentium 4 XE 3.4 ГГц и разогнанной до частот 602/1265 МГц видеокарты GeForce 6800 Ultra производства Leadtek. Заметим, это несколько выше прежних достижений. В любом случае, для AquaMark подобный результат является рекордом, так что Shamino был удостоен соответствующих почестей в виде медали и лицензионной копии данного бенчмарка.

А вот и сама система-рекордсмен :). Кстати, в своем интервью рекордсмен выражает надежду, что после вольтмода и перехода на использование 1.6 нс памяти видеокарты GeForce 6800 Ultra смогут демонстрировать более впечатляющие результаты – порядка 120 000 баллов AquaMark. Кроме того, процессор Athlon 64 FX-53 тоже еще не раскрыл свой потенциал полностью.

Другими словами, новые горизонты экстремального разгона только начинают открываться идущим в авангарде энтузиастам. Надеемся, что и рядовые оверклокеры в этом сезоне смогут одолеть некоторые казавшиеся прежде далекими рубежи :).

Р fin

В рядах утилит с поддержкой новейших видеокарт ATI пополнение - экспериментальная поддержка серии Radeon X800 появилась в утилите RadLinker и ее "младшем брате" RadClocker. Первая из этих двух программ создана для управления настройками драйвера видеокарты через расширения стандартных ярлыков Windows, вторая же представляет из себя только модуль разгона, отделенный от RadLinker.

Кроме поддержки новых видеокарт утилиты в версиях 1.010/2.010 обзавелись еще возможностью выбора скина. Скачать новинки можно из нашего файлового архива:

  • RadLinker 1.010 (0,4 МБ, Windows 98/ME/2000/XP).
  • RadClocker 2.010 (0,2 МБ, Windows 98/ME/2000/XP).

Программы распространяются в форме пакетов установок формата *.MSI.

Р fin

Появившееся недавно обновление утилиты Fraps всего на три дня позже сумело получить "второе дыхание" в виде обновления до версии 2.2.1. Напомню, что данная утилита предназначена для измерения производительности в любых 3D-приложениях путем отображения счетчика FPS (кадров в секунду), обладает рядом дополнительных функций и является уникальной в плане одновременной поддержки Direct3D/OpenGL.

В новую версию Fraps 2.2.1 внесены такие исправления:

  • Улучшен захват звука (не всегда работавший корректно).
  • Исправлена неустойчивая работа совместно с игрой City Of Heroes.
  • Исправлено сохранение единственного кадра при записи видео на некоторых системах.

Программой возможно пользоваться бесплатно, но при ограничениях на создание видеороликов (только половина размера экрана и длительность не более 30 секунд), которые устраняются покупкой полной версии за 30$. Скачать последнее обновление можно из нашего файлового архива:

  • Fraps 2.2.1 (0,6 МБ, Windows 2000/XP/2003).
Некоторые признаки появления более или менее близких к серийным образцов видеокарт GeForce 6800 не-Ultra были замечены нами еще вчера. Если быть точнее, Nvidia заявила о возможности начала поставок подобных решений в конце июня, а обозреватели многих сайтов наконец получили в свое распоряжение образцы для тестирования. По этой причине сегодня мы могли наблюдать хаотичное появление обзоров видеокарт GeForce 6800, сопоставляемых с основными конкурентами.

Из числа свежих можем рекомендовать два обзора: на сайте Firing Squad и сайте Zive.cz. Последний написан на чешском языке, но его родство с некоторыми славянскими языками дает нашим читателям шанс понять основные моменты изложения, да и иллюстрациями этот обзор не обделен. Кроме того, весьма представительный перечень "участников забега" позволяет осознать расстановку сил среди видеокарт верхнего и среднего ценовых диапазонов: GeForce 6800, GeForce 6800 Ultra, Radeon X800 Pro, Radeon 9800 Pro, GeForce FX 5950 Ultra и даже GeForce FX 5900XT, до недавнего времени считавшаяся "выбором оверклокера".

Если подводить итог по мотивам обзора на сайте Firing Squad, то впечатления от уровня производительности GeForce 6800 остаются самые приятные. Эта видеокарта стоимостью порядка $300 не только обходит более дорогую GeForce FX 5950 Ultra, но и предлагает в качестве "бесплатного приложения" поддержку Pixel Shader 3.0. Даже с более дорогим Radeon X800 Pro во многих случаях GeForce 6800 соперничает весьма уверенно.

Нам же хотелось бы заострить внимание на некоторых достижениях в разгоне видеокарты GeForce 6800 не-Ultra, выявленных нашими коллегами со времен появления первых обзоров. Составим краткую статистику разгона:

  • Firing Squad -> 380/855 МГц;
  • Zive -> 370/780 МГц;
  • PC Pop -> 350/800 МГц.

Напомним, что номинальные частоты видеокарты составляют 325/700 МГц, платы обычно комплектуются чипами памяти DDR-I со временем выборки 2.8 нс или 2.5 нс. Очевидно, в последнем случае разгон по памяти свыше 800 МГц DDR является почти гарантированным, однако серийные образцы вряд ли смогут продемонстрировать подобное единодушие.

Относительно умеренный разгон по чипу (GeForce 6800 Ultra работает на частоте 400 МГц, а разгоняется до частот 470 МГц и выше) можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, на комплектацию видеокарт GeForce 6800 могут направляться не самые быстрые чипы NV40. Во-вторых, восьмислойный дизайн печатной платы тоже делает свой негативный вклад – GeForce 6800 Ultra имеет десять слоев текстолита. В конце концов, единственный разъем питания на видеоплате попросту может ограничивать необходимую для более успешного разгона мощность. Подождем результатов разгона с применением вольтмодов...

Между прочим, по поводу перспектив включения дополнительных конвейеров на видеокартах GeForce 6800 мы можем добавить следующее. Как уже сообщалось, официально Nvidia возможность такой трансформации отрицает. При изучении фотографий чипов GeForce 6800 Ultra и GeForce 6800 визуальных отличий в положении резисторов на упаковке чипов нами выявлено не было. Остается надеяться, что ключ к трансформации расположен где-то на печатной плате, либо он все же скрыт в BIOS видеокарты.

Р fin
Поклонники мыльной оперы под названием Half-Life 2, похоже, могут начинать готовится к еще одному удару - как сообщает до сих пор не допускавший ошибок сайт Half-Life Radio, выпуск игры вероятнее всего состоится не летом, а осенью. По имеющейся информации издатель игры Vivendi планирует выпустить игру осенью, хотя разработчики из Valve последнее время и настаивали на том, что работы над Half-Life 2 всё же будут закончены этим летом. Предположительная дата выпуска - конец сентября (дабы улучшить результаты финансового квартала), но многие источники намного менее оптимистичны в оценке и называют в качестве даты уже середину ноября и рождественские праздники.

До сих пор информация, полученная от Vivendi являлась более точной, нежели поступающая из Valve. Так, еще в прошлом году издатель заранее оповестил всех о том, что игра не успеет к 30 сентября, но эта информация отрицалась Valve вплоть до последнего момента, когда "отвертеться" уже было невозможно. Кажется старая шутка "они сказали 30 сентября, но забыли упомянуть в каком году" вновь приобретает актуальность...

Компания Intel отчиталась о довольно заурядном, но важном для всех потребителей ее продукции событии. Ирландская фабрика Fab 24 приступила к производству 0.09 мкм чипов из 300 мм пластин.

Напомним вам, что переход на использование 300 мм пластин против прежних 200 мм позволил Intel увеличить объемы производства чипов и параллельно снизить себестоимость их выпуска. Например, в среднем себестоимость производства одного процессора снизилась на 30%. Кроме того, 0.09 мкм техпроцесс при использовании 300 мм пластин позволяет снизить расход воды и электроэнергии на производственные нужды на 40%. Накладные расходы в этой связи тоже уменьшаются, что позволяет добиться дополнительной экономии.

Fab 24 стала четвертой по счету фабрикой Intel, выпускающей чипы из 300 мм пластин. Кроме того, это третья фабрика, выпускающая 0.09 мкм чипы. В итоге запуск Fab 24 позволит Intel производить в 2.5 раза больше чипов с одной пластины. Если учесть, что стоимость пластины при этом можно принять условно постоянной, эффект от увеличения объемов производства и экономии издержек вполне очевиден.

Если учесть, что наиболее востребованные рынком новинки от Intel, процессоры Prescott и Dothan, производятся по 0.09 мкм техпроцессу, то оценить значимость запуска Fab 24 не составит труда. Дефицит процессоров Prescott наблюдался с момента анонса до настоящего времени, особенно это характерно для старших моделей. Перевод ядра на степпинг D0, который уже должен завершиться, а также запуск новых производственных мощностей, в обозримом будущем способны улучшить ситуацию с доступностью старших моделей Prescott.

О планах AMD по переводу серверных процессоров на использование двух ядер мы говорили совсем недавно, и вчера вечером появились совершенно официальные сведения об этих планах. Дело в том, что на сайте AMD был опубликован не только пресс-релиз, но и графический вариант роадмапа, который не обновлялся с 7 ноября 2003 года.

Что ж, теперь тенденция перехода на двуядерную архитектуру признана AMD официально, и первым полигоном для ее испытаний компания надеется сделать процессоры Opteron.

Как видно из слайда, в середине 2005 года процессоры Opteron на 0.09 мкм ядрах Egypt, Italy и Denmark будут иметь двуядерную архитектуру. Если обобщить все известные на сегодня данные, то картина получается достаточно четкой.

Во-первых, процессоры Opteron с двумя ядрами на кристалле будут иметь парные вычислительные блоки и кэш-память второго уровня. Контроллер памяти при этом будет "один на двоих".

Предполагается, что это позволит сохранить площадь 0.09 мкм ядра поколения AMD K9 в пределах присущих 0.13 мкм ядрам показателей. Кроме того, поддержка памяти DDR-II для серверных процессоров Opteron пока не запланирована, и двуядерные модели действительно будут совместимы с материнскими платами класса Socket 940. Представители AMD утверждают, что в большинстве случаев для установки новых процессоров в существующие платы потребуется лишь обновить BIOS. Таким образом, двухсокетная система вполне может быть преобразована в четырехпроцессорную после установки двух процессоров на ядре Italy.

Для двухсокетных систем разделяемый контроллер памяти не станет "узким местом". Утверждается, что два процессора с четырьмя ядрами и двумя контроллерами памяти обеспечивают достаточный баланс пропускной способности, заложенный в архитектуру HyperTransport изначально.

Интересно, что процессоры Athlon 64 FX все же перейдут на двуядерное исполнение во второй половине 2005 года. Как и предполагалось, произойдет это одновременно с миграцией на 0.09 мкм ядро Toledo. Хотя на днях представители AMD в один голос говорили о преемственности разъемов, не стоит забывать о планах по переводу этих процессоров на разъем типа Socket 900.

Считается, что новый процессорный разъем потребуется для встроенного контроллера памяти, который сможет поддерживать память типа DDR2-667. Скорее всего, процессоры на ядре Toledo будут существовать в двух разных исполнениях – под Socket 939 и Socket 900. Позднее, по мере распространения памяти DDR-II, от использования Socket 939 удастся отказаться.

Очень интригуют заявления представителей AMD по поводу тепловых характеристик двуядерных процессоров. Хотя мы четко осознали, что с появлением второго канала памяти в процессорах класса Socket 939 уровень TDP возрос с 89 до 105 Вт, в будущем AMD планирует придерживаться для двуядерных решений существующих рамок тепловыделения: 30 Вт, 55 Вт и 89 Вт. Возможно, компания все-таки ожидает некоторого прогресса после перехода на более тонкий 0.09 мкм техпроцесс, а также не исключает возможности снижения тактовых частот двуядерных процессоров. В конце концов, если пара ядер на частоте 2.2 ГГц обеспечивает более высокую производительность, чем "одиночный" процессор с частотой 2.6 ГГц, стоит ли гнаться за гигагерцами?

Переход на 0.065 мкм техпроцесс AMD планирует завершить в первой половине 2006 года. Скорее всего, процессоры Athlon 64 с двумя ядрами будут выпускаться именно по 0.065 мкм техпроцессу. По крайней мере, в текущем роадмапе у ядра Winchester родословная за переделы 2005 года не продолжается. С переходом на 0.065 мкм технологию AMD сможет представить процессоры с числом ядер больше двух на одном кристалле.

В роадмапе появляются упоминания и о новинках мобильного ряда. Например, 0.09 мкм ядро Newark в первой половине 2005 года станет основой для процессоров Athlon 64 класса DTR. Ядро Lancaster станет основой для процессоров Mobile Athlon 64 с пониженным энергопотреблением. В конце концов, мобильный вариант Sempron после перехода на 0.09 мкм техпроцесс получит кодовое название Georgetown, а его маломощный вариант – Sonora.

Настольный вариант Sempron перейдет на 0.09 мкм ядро Palermo только во второй половине 2005 года. Скорее всего, эти процессоры будут иметь исполнение Socket 939.

На данный момент это все известные нам подробности о новейших планах AMD по производству процессоров на ближайший год.

Сейчас обсуждают