Платим блогерам

Новости 14 октября 2004 года

В минувшие выходные японская розница была озарена появлением видеокарт Radeon X700 Pro производства ATI, однако размер партии не внушал уверенности в том, что это предвестник начала массовых поставок.

Наши коллеги с сайта X-bit Labs изучили некоторое количество предложений американских, европейских и азиатских продавцов, после чего посчитали возможным заявить, что видеокарты Radeon X700 Pro начинают поступать в продажу.

Что характерно, предлагаются видеокарты производства ATI, Club3D, Connect3D и Sapphire, то есть основные партнеры уже подключились к поставкам. Собственно, первые партии видеокарт все равно выпускаются подрядчиком для ATI по эталонному дизайну, и производители могут лишь наделить их фирменной наклейкой на кулер или оригинальной упаковкой.

Приятно, что цена Radeon X700 Pro в американской рознице поддерживается на уровне $199, так как это соответствует рекомендациям ATI. Будем надеяться, что процесс поставок Radeon X700 Pro принял неотвратимый характер, и ничто ему не помешает.

Для оверклокеров эти видеокарты интересны тем, что являются аналогом Radeon X700 XT с более низкими частотами. Разгон может перекрыть разницу в производительности и оправдать экономию средств. Тем более, что Radeon X700 XT может поступить в продажу даже не в этом месяце, а позже. Согласно существующим слухам, чип RV410 подвергается косметическим изменениям, которые позволят добиться лучшего уровня выхода годных чипов, способных работать на частоте 475 МГц.

Пока титаны, производящие игровые графические решения, бьются насмерть в борьбе за покупательские предпочтения, находится категория производителей, предпочитающих уйти в 2D-нишу. По крайней мере, там давно уже вольготно чувствует себя компания Matrox, продающая отнюдь не дешевые видеокарты для инженеров, дизайнеров и медиков. Эти графические решения обеспечивают изумительное качество двумерной графики, но совсем не дружат с трехмерной. В принципе, почти всегда это оправдано – хирургу некогда отвлекаться на Doom III в рабочее время :).

Как сообщают наши коллеги с сайта X-bit Labs, компания XGI Technology тоже решила представить оригинальное решение для подобного специализированного рынка. Новый видеочип получил название Volari Z7 и полностью лишился поддержки 3D-графики.

Сбросив ненужные функциональные блоки, он стал не только компактнее, но и холоднее. Для серверов и тонких клиентов это достаточно важные характеристики. Частота ядра дополняется памятью типа DDR-I/DDR-II/GDDR-3, которая работает через 16/32-битную шину и составляет объем от 8 до 128 Мб. Интерфейс PCI станет единственным каналом связи Volari Z7 с внешним миром. Техпроцесс остался достаточно древним (0.18 мкм), да и ручаться за новизну этого чипа как-то не хочется.

Поддержку двумерной графики чип призван осуществлять на достойном уровне – разрешение может достигать 1600 x 1200. В плане драйверов гарантируется полная совместимость с Microsoft Windows 2000 Server, Windows 2003 Server, Windows 2003 Server EM64T, RHEL 3.0, RHEL 3.0 EM64T, RHEL 4.0, NetWare 6.5 (Dos Mode), SUSE 9, DOS и будущими операционными системами. Процессоры с поддержкой AMD64, EM64T и IA-64 должны работать с Volari Z7 без проблем, так что владельцы серверов наверняка не будут брезговать продукцией XGI.

Производители жестких дисков в этом году взяли курс на улучшение качества обслуживания клиентов – в условиях насыщенности рынка близкими по характеристикам и цене продуктов это один из немногих эффективных методов конкурентной борьбы. Все ведущие производители увеличили срок гарантии до трех или пяти лет, некоторые обещают произвести замену неисправного винчестера в течение 24 часов после его поступления в фирменный сервисный центр.

Компания Seagate сделала в этом направлении еще один важный шаг, и нам особенно приятно отметить, что выгоду от него почувствуют жители России. Дело в том, что Seagate недавно открыла в Москве фирменный сервисный центр по сбору продуктов. Дистрибьюторы продукции Seagate смогут сдавать на ремонт неисправные винчестеры. Открытие центра в Москве позволит ускорить и облегчить процесс возврата и обмена продуктов Seagate по гарантии.

Ранее возвращенные жесткие диски дистрибьюторы вынуждены были высылать из страны за собственный счет, что не только влекло дополнительные затраты, но и увеличивало срок ремонта и обмена. От появления российского центра по сбору продуктов Seagate выиграют как покупатели, так и дистрибьюторы. В будущем доступ к услугам центра получат все официальные дистрибьюторы Seagate, работающие на территории России.

Хотелось бы верить, что этот пример поможет многим другим производителям комплектующих заявить о своем присутствии на российской земле не только устами торговых представительств, но и открыть в нашей стране собственные сервисные центры. В долгосрочной перспективе хотелось бы видеть совместные производства, расположенные ближе к непосредственному потребителю :).

Опубликованные вчера бенчмарки всех видеокарт, поддерживающих режим SLI, позволили получить некоторое представление о реальной эффективности этой концепции. Вполне понятно, что максимальный прирост производительности в 85% достигался далеко не всегда, но в целом технологию SLI можно признать достаточно эффективной. По крайней мере, разгон видеокарты редко дает подобный прирост производительности, так что в арсенале бенчмаркеров появляется еще один инструмент покорения новых вершин рейтинга.

Не будем забывать, что впервые о возможности объединения двух видеокарт с интерфейсом PCI Express x16 мы услышали от компании Alienware еще в мае этого года. Первые продукты с поддержкой SLI начинают появляться только сейчас.

Технология X2 от Alienware обладала важным преимуществом перед SLI от Nvidia: она позволяла использовать в связке видеокарты на любом чипе, а не только избранные видеокарты на базе решений Nvidia. Для согласования работы двух видеокарт технология X2 использует специальную PCI-плату, выполняющую роль своеобразного графического коммутатора. Недостатком этого подхода является более низкая эффективность – обещанный прирост не превысит 40%, в то время как SLI от Nvidia обещает до 85%.

Технология X2 могла дать шанс тем из пользователей, кто хотел использовать спаренные видеокарты на чипах ATI. Проблема заключалась в том, что Alienware не планировала до последнего момента использовать технологию где-то помимо собственных систем стоимостью до $4000-5000.

Как сообщают наши коллеги с немецкого сайта Golem.de, компания Alienware решила продавать лицензию на производство материнских плат, поддерживающих технологии X2 и Video Array. Первой такую лицензию получила компания Iwill, известная благодаря своим платам серверного класса. Сообщается, что Iwill будет производить материнские платы с поддержкой X2 не только для нужд Alienware, но и сможет продавать их "на сторону" под собственной торговой маркой.

Судя по всему, технология X2 не имеет привязки к конкретному чипсету, и основная "изюминка" заключается в плате графического коммутатора, а также драйверах. Используя лицензирование, Alienware может предоставить права на производство материнских плат с поддержкой X2 другим компаниям, специализирующимся на данном виде деятельности.

Важным условием совместимости с X2 продолжает оставаться наличие двух слотов PCI Express x16 на материнской плате. Поддерживать их смогут только те чипсеты, которые обеспечивают реализацию как минимум одного слота PCI Express x16 и одного слота PCI Express x4, а таких среди PCI-E братии большинство.

Будем надеяться, что производители материнских плат отважатся выпустить продукты с поддержкой X2. По крайней мере, паритет с решениями класса SLI это позволило бы формально поддержать. При этом равный уровень эффективности пока не гарантируется, но X2 подкупает своей универсальностью.

После знакомства с маркировками процессоров Prescott на степпинге E0 наше беспокойство вызвал тот факт, что серия маркировок (SL7KA, SL7KB и SL7KC) успела побывать на процессорах степпинга C0, D0 и E0, то есть на всех существующих степпингах. По крайней мере, на бумаге дело обстояло именно так. На практике процессоры с этими маркировками принадлежали степпингу D0.

Вчера Intel навела порядок в таблице идентификации процессоров Prescott, и теперь указанные маркировки однозначно привязаны к степпингу D0:

Больше они нигде не дублируются, так что неразберихе должен быть положен конец. Судя по всему, прочие повторяющиеся маркировки из таблицы были удалены. Хотелось бы верить, что впредь подобная путаница не будет провоцироваться компанией-производителем. В конце концов, именно маркировка помогает оверклокерам отобрать процессор для разгона в том случае, когда взять его на пробу с возможностью последующего возврата нельзя. По этой причине соответствие степпингов и маркировок должно носить однозначный характер.

Не секрет, что конкурентное положение ATI может пострадать из-за отсутствия дешевых и производительных решений в сегменте "дешевле $100" с поддержкой AGP 8x. Если Nvidia не теряет надежды выпустить в четвертом квартале вслед за GeForce 6200 еще и настоящее бюджетное решение по имени NV44, то ATI может противопоставить этим планам разве что Radeon X300 в сегменте PCI-E и Radeon 9200/9250 в сегменте AGP. Себестоимость производства этих решений несколько выше, а производительность заведомо ниже, чем у решений на базе NV44, которые получат четыре пиксельных конвейера и поддержку Pixel Shader 3.0.

Между тем, по сообщениям сайта The Inquirer, в этом году компания ATI рассчитывает анонсировать еще один чип с врожденной поддержкой AGP 8x, который ранее упоминался в наших новостях под кодовым названием RV351.

Скорее всего, это будет 0.11 мкм чип, так как в современных условиях затевать производство нового решения на старом техпроцессе бессмысленно. Предполагается, что частоты видеокарт на его основе достигнут 300/400 МГц, будет поддерживаться 128-битная шина и память типа DDR-I в упаковке TSOP. Естественно, что 64-битная версия тоже появится под каким-нибудь "уменьшительно-ласкательным" суффиксом типа "SE".

RV351 будет иметь четыре пиксельных конвейера и два-три вершинных процессора. Стоимость видеокарт не превысит $100-120, так что экономные поклонники ATI еще смогут купить AGP-видеокарту нового поколения в конце этого или начале следующего года.

Возможно, видеочип RV381 станет аналогом RV351 в сегменте решений с поддержкой PCI Express x16. С другой стороны, ATI может использовать готовящийся к выходу в первом квартале следующего года переходный мост RIALTO для выпуска модификаций RV351 с разными интерфейсами.

Похоже, у Radeon X600 и Radeon 9600 появится достойный конкурент с хорошим разгонным потенциалом, ведь четырьмя пиксельными конвейерами могли похвастаться до сих пор лишь решения ATI класса middle-end. RV351 сможет открыть эру недорогих 4-конвейерных решений для владельцев видеокарт на чипах ATI.

Извлечением максимальной производительности из своих железных "питомцев" в наши дни занимаются не только оверклокеры, но и сторонники стрит-рейсинга (street racing). Последние занимаются внутренним тюнингом автомобилей, направленным на увеличение производительности двигателей и скоростных качеств в целом. Форсирование двигателей ранее использовалось только профессиональными гонщиками (или спецслужбами), но теперь участвовать в гонках желают все, кто способен похвастаться наличием мощного автомобиля.

Гонки эти проводятся на улицах, как правило, в пустынных местах или ночью – стражи порядка и дорожная инспекция подобные развлечения не одобряют. Задача гонщика – преодолеть дистанцию в 400 м за минимальное время. Как правило, в заезде участвуют два автомобиля, так что борьба с реальным соперником добавляет остроты ощущений.

Другими словами, рейсинг во всех его проявлениях – это подобие рейтинга Futuremark, в котором владельцы разогнанных компьютеров соревнуются в "крутизне". Понятно, что скоростные качества автомобилей во многом закладываются производителем, и владельцы машин с многолитровыми двигателями или обладатели "спортивных" моделей имеют преимущество перед владельцами серийных малолитражек. Между тем, как и в мире оверклокинга, особым мастерством считается доведение характеристик серийной неприметной машины до максимального уровня.

Агрегаты и системы автомобилей переделываются и настраиваются на "спортивный лад", на эту реконструкцию расходуются многие тысячи долларов. Затраты на внутренний тюнинг порой превышают стоимость автомобиля в несколько раз, но это не останавливает истинных любителей быстрой езды.

Кстати, азот в мире рейсеров тоже играет важную роль :). Его жидкой формой они пока не пользуются, но вот закись азота (N20) активно применяется для кратковременного повышения мощности двигателя на 10-200 лошадиных сил. Как вы понимаете, для короткой 400 м дистанции это крайне важно :). Эффект достигается за счет насыщения горючей смеси кислородом и одновременного увеличения ее плотности. Естественно, что ресурс двигателя от частого использования такого "допинга" резко сокращается, но ведь и разгон компьютеров "чреват боком", так что настоящих фанатов это не останавливает :).

Азотные установки в настоящее время можно приобрести и установить даже на "Лады", не говоря уже о великом множестве иномарок, подвергающихся внутреннему тюнингу. Для форсирования двигателей применяется и множество других способов, рассказать о которых в рамках такой короткой заметки не представляется возможным.

Кстати, многие машины вообще комплектуются избыточно мощными двигателями, и производитель искусственно ограничивает максимальную скорость, чтобы покупатель "ненароком не убился". Надо ли говорить, что самые отчаянные любители скорости снимают "защиту от разгона", раскрывая полноту возможностей силового агрегата :).

Любопытно, что производители автомобилей чутко реагируют на запросы любителей быстрой езды, предлагая "заряженные" модификации серийных машин. Степень форсажа может варьироваться от производителя к производителю, но при наличии хорошей суммы можно приобрести практически не уступающий раллийным или гоночным версиям автомобиль с гарантией производителя. Гарантийный срок у таких машин меньше, чем у серийных, но все же он больше греет душу, чем обещание знакомого слесаря, промышляющего автотюнингом в грязном гараже :). В конце концов, продающая за $4000-5000 разогнанные игровые системы Alienware недалеко ушла от производителей "заряженных" автомобилей.

В угоду рейсерам многие производители и автожурналисты теперь указывают в перечне характеристик всех новых моделей такой важный показатель, как время прохождения 400 м дистанции с точностью до долей секунды.

Разговор о рейсинге мы начали не просто так. Компания MSI в своем пресс-релизе сообщила, что недавно команда OPEL, чьим спонсором она является в сотрудничестве с Nvidia, заняла несколько призовых мест в рейсерских турнирах, проходивших в Польше в конце сентября. Самое интересное, что добиться столь высоких результатов команде помогла не "заряженная" версия OPEL Astra, как можно было подумать, а вполне обычный с виду фургончик OPEL Combo...

Понятно, что начинка этого пикапа в данном исполнении не ограничивается посредственным моторчиком объемом 1.6-1.7 л, устанавливаемым на серийные машины. Хотя подробности не разглашаются, что-то подсказывает нам, что проходить 400 м дистанцию за 13.85 секунд этому автомобилю помогает серьезная "инженерная подготовка". Когда этот пикап обходит на трассе спортивные Mitsubishi или Audi TT, выглядит это весьма впечатляюще... "Раскочегаренный" ИЖ-2717 смотрелся бы не хуже, но хлипкое шасси творения отечественного автопрома столь серьезный тюнинг вряд ли выдержит.

Приятно видеть, что производители видеокарт уделяют внимание автогонщикам. В конце концов, у рейсеров и оверклокеров так много общего :).

Не так давно мы обратили внимание на пополнение ассортимента кулеров Zalman за счет появления семейства CNPS7000B, несущего легкие косметические изменения по сравнению с серией CNPS7000A. Эти кулеры уже появились в продаже, однако на этом перечень новинок от корейской компании не заканчивается.

Этим летом на выставке Computex 2004 компания представила еще одну новинку по имени CNPS7700, которая должна была воплотиться в жизнь в виде моделей CNPS7700-Cu и CNPS7700-AlCu. Смена числового обозначения модели – это уже претензия на серьезное изменение характеристик, и здесь все совершенно честно.

Например, диаметр вентилятора кулера был увеличен с 92 до 120 мм, а внешний диаметр радиатора – со 109 до 160 мм! На фотографии два поколения кулеров расположены рядом, и в левом можно безошибочно узнать CNPS7700-Cu:

Судя по всему, высоту радиатора пришлось немного снизить, дабы не сильно увеличивать вес конструкции. Прежняя модификация, CNPS7000B-Cu, весила 755 грамм. Производитель утверждает, что CNPS7700-Cu не так сильно превосходит этот вес, как может показаться.

Кулер по-прежнему имеет универсальный комплект креплений, обеспечивающий совместимость с Socket 478, Socket A, Socket 754, Socket 939, Socket 940 и LGA 775.

Такая "шайба" способна занимать до четверти пространства материнской платы, так что далеко не все модели смогут разместить новый кулер без проблем. Одно из преимуществ новинки – способность эффективно охлаждать модули памяти, северный мост и силовые элементы материнской платы. Еще бы, ведь радиатор расположен к ним так близко! :)

О производительности CNPS7700-Cu сообщается, что он способен охлаждать процессор мощностью 130 Вт в режиме silent mode. Надо понимать, что 120 мм вентилятор при этом вращается с частотой порядка 1350-1500 об/мин, а уровень шума не превышает 20 дБ. Весьма амбициозное заявление, надо сказать: новинка от Zalman должна эффективно и бесшумно охлаждать самые горячие из существующих процессоров, в том числе и в ходе разгона. В конце концов, вентилятор может работать и в режиме normal mode, вращаясь почти в два раза быстрее. Тогда мощность охлаждаемого процессора можно будет еще увеличить.

Наконец, самая приятная новость. Участники нашей конференции сообщают, что кулеры CNPS7700-Cu и CNPS7700-AlCu появились в израильской рознице по цене порядка $62 и $52 соответственно. Учитывая местный уровень цен, можно заметить разницу с ценой CNPS7000B-Cu в размере "всего" $8. Надо полагать, в российской рознице новинки будут стоить порядка $50-60. Надеемся, что в Сети скоро появятся первые тесты этой интригующей новинки, устанавливающей новый стандарт эффективности среди воздушных кулеров.

Сейчас обсуждают