Платим блогерам

Новости 09 января 2003 года

Компания S3 Graphics, когда-то занимающая доминирующие позиции на рынке видеочипов для настольных систем (было это примерно в 1996-1997 гг.), тремя-четырьмя годами позже "канула в лету", оставив осиротевших владельцев видеокарт со звучными именами Virge и Savage на произвол судьбы. Не смогла компания на равных тягаться с такими монстрами, как 3Dfx (тогда еще живой) и Nvidia, а также менее крупными ATI и Matrox. Но в 2000 году графический бизнес S3 был приобретен компанией VIA, получил название S3 Graphics, а сама S3 сменила имя на Sonic Blue и занялась "другими вещами". VIA же решила "в наше неспокойное время иметь в хозяйстве" разработчика графических решений - авось, пригодится :).

Похоже, что дуэт VIA & S3 строит достаточно амбициозные планы на будущее, поскольку вслед за планами по выпуску видеочипов Nvidia и ATI в Сети недавно были опубликованы планы по выпуску графических чипов S3, последовавшие непосредственно за анонсом нового чипа Delta Chrome. Предлагаю вначале рассмотреть roadmap, а потом вкратце остановиться на характеристиках чипов:

Итак, что может предложить нам Delta Chrome в первой своей реинкарнации:

  • Технологический процесс 0,13 мкм;
  • Частота ядра 300 МГц;
  • Частота памяти типа DDR-I 300 МГц (600 МГц DDR);
  • Разрядность памяти 128 бит;
  • Поддержка памяти объемом до 256 Мб;
  • 8 конвейров рендеринга, 16 текстур за такт;
  • Скорость обработки сцены 2,4 гигапикселя в секунду;
  • Анизотропная фильтрация 16х;
  • Сглаживание (антиалиасинг) 16х Super Sample;
  • Поддержка DirectX 9.0;
  • Поддержка вершинных шейдеров версий 2.0+;
  • Поддержка пиксельных шейдеров версий 2.0+;
  • Интерфейс AGP 8x.

Этот перечень далеко не полный, просто я привел самые важные характеристики. И еще: производитель заверяет, что быстродействие Delta Chrome в тесте 3DMark 2001 должно достигать 20 000 "попугаев" при использовании пока еще не существующего процессора Pentium 4 с тактовой частотой 4 ГГц (странная методика оценки :)). Другие эксперты называют цифру 11 000 - 15 000, но уже в современных "реальных" системах. Похоже, что ребята из S3 покушаются на лавры Radeon 9700 Pro! Что ж, по многим характеристикам "на бумаге" Delta Chrome вполне составляет конкуренцию детищу ATI, плюс прогрессивный техпроцесс 0,13 мкм... Однако, реальные тесты должны появиться только во втором квартале 2003 года, когда тайваньская компания TSMC начнет производство чипов.

Стоить сами чипы должны около $20 и будут предназначены для бюджетных систем "начального уровня". Кстати, первые варианты Delta Chrome будут ориентированы на мобильный рынок, и только в третьем квартале 2003 года появятся реальные образцы плат для настольных систем.

Как видно из графика, позже выйдет версия Delta Chrome, поддерживающая память DDR-II с тактовой частотой 400 МГц (800 МГц DDR), сам чип будет работать на частоте 400 МГц и будет потреблять менее 0,5 Вт энергии (в режиме "холостого хода") за счет использования технологии энергосбережения, подобной используемой Intel в своих мобильных процессорах. То есть, тактовая частота и напряжение питания ядра будут изменяться динамически, в зависимости от требуемой нагрузки.

Урезанная (по тем же конвейерам - с 8 до 4) версия чипа с частотой выше 300 МГц будет использоваться в интегрированных решениях самой VIA, то есть - в качестве встроенного в материнскую плату графического ядра.

Вслед за Delta Chrome 2 выйдет чип под кодовым названием Destination Film, который будет поддерживать вершинные и пиксельные шейдеры версии 3.0, а также DirectX 10. Но самое главное - производительность этого чипа обещает быть в 4-5 раз больше, чем Delta Chrome. "На наши деньги" это будет 100 000 "попугаев"! Выйти этот чип должен в начале 2004 года.

Нельзя сказать, что все прочитавшие эту информацию станут слепо верить голословным обещаниям о 20 000 "попугаев" (тем более, о 100 000, к тому времени их деноминировать придется :)), но факт остается фактом: на рынке графических чипов появляется еще один игрок с серьезными намерениями. Предположим, что за ATI и Nvidia ему не угнаться, но вот конкурировать с SiS Xabre он вполне сможет. Кто знает, возможно, S3 Graphics удастся восстановить свое доброе имя...

В наших новостях давно уже не появлялись обзоры кулеров и прочих устройств охлаждения, и причиной тому служила их однообразность и заурядность. Однако, порой оригинальные технические решения все же попадаются, и о них хочется рассказать.

Кулер, о котором мы расскажем сегодня, нельзя сразу идентифицировать именно как кулер. Он больше похож на деталь какого-то механизма или часть инопланетного летательного аппарата :). Смотрите сами:

На этом фото в середине (как раз на процессорном разъеме) находится немецкий вариант "тепловой трубки". Очевидно, немцы поняли этот термин буквально, и выпустили наполненную охлаждающей жидкостью алюминиевую трубку высотой 15 см, опоясанную 25 круглыми пластинами, которые формируют ребра охлаждения. Несмотря на внушительные габариты, весит эта трубка всего около 90 гр.

Распространяет такие забавные кулеры компания Noiseless Cooler, которая, как следует из названия, ратует за тишину на рабочем месте. Данная модель предназначена для процессоров Socket A/370, но готовится к выходу и модель для Socket 478, имеющая другую зажимную скобу.

Комплект поставки включает сам радиатор (в центре), крепежную скобку (справа) и двухкомпонентную систему дополнительного охлаждения (слева):

Анодированный алюминий отливает приятным синим оттенком, также имеется комплект серебристого цвета. Основание диаметром 4 см превосходно отполировано.

В корпусе вся эта система выглядит следующим образом:

Одним словом, теперь соседствующим компонентам придется потесниться. В то же время, вытянутая ножка радиатора не так загромождает околопроцессорное пространство, как некоторые из массивных радиаторов. Процесс установки не вызывает особых проблем, но такая высокая конструкция могла бы крепиться и понадежнее :(.

Поддерживаемые процессоры:

  • Athlon Thunderbird до 1,2 ГГц;
  • Athlon XP Palomino до 1700+;
  • Pentium III до 1,4 ГГц;
  • Celeron до 1,4 ГГц.

Сама по себе такая трубка может эффективно отводить 30-35 Вт тепла (соответствует Duron 600-800 МГц), а в сочетании с двухкомпонентной системой охлаждения – до 65 Вт (Thunderbird 1200 МГц или Palomino 1700+). Откровенно говоря, такие низкие характеристики такой габаритной конструкции не впечатляют. Посмотрим, как она себя покажет в деле...

В тесте использовались процессоры Duron 900 МГц и Athlon (Thunderbird) 1400 МГц. Результаты испытаний приведены на диаграммах (фиолетовым цветом отмечена температура без нагрузки, кирпичным – под нагрузкой). Температура окружающего воздуха составляла 21 градус Цельсия.

Конечно, результаты далеко не самые впечатляющие, но надо помнить, что мы имеем дело с бесшумным (т.н. пассивным) радиатором. Он вполне сносно может справляться с тепловой нагрузкой до 70 Вт, но вот современные процессоры ему все-таки "не по зубам". Особенно разогнанные.

Стоит весь комплект порядка 139 евро. Очевидно, что для этой цены эффективность устройства не самая лучшая. В будущих версиях производитель обещает улучшить эффективность, но за такие деньги все равно можно найти решение получше. Возможно, такой "трубой" заинтересуются моддеры, желающие произвести впечатление на публику имитацией Пизанской падающей башни внутри своего корпуса :)...

По материалам сайта TecCentral.de.

Р TOPMO3
Компания AMD преподнесла к Новому году и Рождеству отличный подарок оверклокерам: теперь наши любимые процессоры AMD Athlon XP 1700+ на ядре Thoroughbred станут гнаться еще лучше.

Напомню, что не так давно компания AMD начала поставки младших моделей процессоров Athlon XP, в основе которых используется не старое 0.18-микронное ядро Palomino, а более новое 0.13-микронное ядро Thoroughbred. Благодаря этому в продаже появились процессоры Athlon XP 1700+ и Athlon XP 1800+, которые весьма неплохо разгоняются. Так, Athlon XP (Thoroughbred) 1700+, штатная частота которого составляет 1466 МГц, в подавляющем большинстве случаев может быть разогнан до частот порядка 1.9 ГГц. Данный факт совершенно неудивителен, поскольку в основе этих Athlon XP 1700+ используется ядро Thoroughbred-A, применяемое во всех Athlon XP с рейтингами до 2200+ включительно, штатная частота которых достигает 1.8 ГГц.

Однако AMD на этом не остановилась. В декабре компания начала производство процессоров Athlon XP 1700+ и 1800+, в которых используется более новое ядро Thoroughbred-B. Это ядро применяется компанией в своих самых скоростных процессорах семейства Athlon XP с рейтингами до 2800+ включительно, а посему такие Athlon XP 1700+ могут по своей разгоняемости значительно превзойти Athlon XP (Thoroughbred-A) 1700+.

Более того, с удовольствием сообщаю, что на этой неделе во многих магазинах по всему миру процессоры Athlon XP (Thoroughbred-B) 1700+ и 1800+ наконец-то начали появляться в продаже. Очевидно, что в нашей стране новые суперразгоняемые Athlon XP 1700+ должны будут появиться в ближайшие дни.

Для того чтобы быть готовым к пришествию Athlon XP (Thoroughbred-B) 1700+, оверклокер должен уметь различать различные модификации Athlon XP 1700+ по маркировке. Возьмите на заметку:

  • AX1700DMT3C – это Palomino, который гонится плохо;
  • AXDA1700DLT3C – это Thoroughbred-A, гонится в среднем до 1.9 ГГц;
  • AXDA1700DUT3C – это Thoroughbred-B, который может погнаться до частот свыше 2 ГГц.

Аналогично различаются по маркировке и Athlon XP 1800+. Кроме того, еще одним признаком, позволяющим отличить процессоры с ядром Thoroughbred-B от процессоров с ядром Thoroughbred-A, является литера «B» во второй строке маркировки перед датой производства CPU. У процессоров с ядром Thoroughbred-A на этом месте проставляется литера «A».

Ниже на фото – фотографии маркировок процессоров Athlon XP 1700+ с ядром Thoroughbred-A (слева) и Thoroughbred-B (справа):

Теперь о самом интересном. О том, каких частот можно достичь при разгоне новых Athlon XP (Thoroughbred-B) 1700+. В принципе, времени с появления этих CPU в продаже прошло совсем мало. Поэтому, статистика по их разгонам накоплена небольшая. Однако, походив по различным оверклокерским конференциям, я понял, что процессоры Athlon XP (Thoroughbred-B) 1700+ у большинства пользователей разгоняются до частот свыше 2 ГГц. Однако, случаи, когда частоту удается поднять выше 2.1 ГГц с применением воздушного охлаждения, пока единичны.

Тем не менее, в любом случае результаты по разгону Athlon XP (Thoroughbred-B) 1700+ неплохи, и явно стоит подождать их появления в продаже в наших магазинах. Думаю, и в лаборатории сайта эти процессоры также появятся на днях.

Позавчера наш сайт сообщил о некоторых размышлениях на тему превращения Radeon 9500 в Fire GL M1, навеянных изысканиями наших коллег с корейского сайта Dark Crow. Видимо, желая уяснить возможность и целесообразность такого превращения, неугомонные корейцы продолжают искать истину. Сегодня они забрались в недры официального сайта такого крупного производителя компьютеров, как Dell, где обнаружили описание технических характеристик ОЕМ-варианта профессионального графического адаптера модели Fire GL X1, поставляемого Dell в составе своих рабочих станций. Прежде всего, давайте сравним внешний вид этой карты с платой Radeon 9500 128 Мб.

Вот так выглядит уже ставший легендарным Radeon 128 Мб:

А это видеокарта ATI Fire GL X1:

Поразительное сходство дизайна, не так ли? Объем памяти (128 Мб) и разрядность шины памяти (256 бит) у этих двух плат совпадают. Явным отличием становится только наличие на профессиональной версии двух разъемов DVI, но переделать разъем VGA на DVI не представляется возможным в домашних условиях :).

Естественно, что карты отличаются также и частотами чипов (325 МГц у Fire GL X1 против 275 МГц у Radeon 9500). Частоты памяти у этих двух плат одинаковы (275-290 МГц в зависимости от модификации).

Кстати, согласно официальной классификации ATI, плата семейства Fire GL с объемом памяти 128 Мб должна называться M1 (согласно некоторым источникам, также встречается обозначение Z1), а более "продвинутая" версия с 256 Мб памяти "на борту" именуется X1.

Скорее всего, что приведенный в прошлой статье аппаратный способ переделки Radeon 9500 в Fire GL M1 также может быть осуществлен и программно, аналогично с преобразованием Radeon 9500 в 9700. Как будет работать BIOS от "настоящего" Fire GL X1 в переделанном 9500 128 Мб, достоверно неизвестно, но похоже, что корейцы проведут такой эксперимент в ближайшее время.

Кстати, тот же сайт Dark Crow приводит сведения о появлении в драйверах ATI поддержки таинственного чипа Fire GL E1:

Что это будет за диковинка, сказать трудно, поскольку даже среди имеющихся обозначений X1/M1/Z1 существует такая путаница, что разобраться очень сложно...

Р Doors4ever
Ещё не успели отгреметь фанфары в честь победителей первого конкурса, как мы объявляем новый конкурс статей. Почему? Да потому, что многие хотели бы участвовать, но не успели закончить статьи до завершения первого конкурса, некоторым идея обзора пришла в голову только вчера, а кому-то придёт завтра :о).

На конкурс принимаются любые статьи, связанные с железом, компьютерами и оверклокингом, обо всём, что может быть интересно нашим читателям. Даже не хочу об этом говорить, но подразумевается, что статья написана самостоятельно. Статьи принимаются на русском языке, текстовым файлом, иллюстрации отдельно. Они не должны быть ранее где-либо напечатаны, но нам принадлежат права только на публикацию, и после автор может отдать статью кому угодно, однако после конкурса она остается на сайте. В случае с главными призовыми местами, права на статью полностью переходят к нам без права передачи этой статьи кому-либо еще. Автор, посылая статью нам, автоматически соглашается с нашими условиями. Автор может отказаться от публикации статьи (или присылать поправки, дополнения и прочее) до тех пор, пока она не будет у нас напечатана. После публикации никакие претензии не принимаются. Количество присланных статей на конкурс от одного автора не ограничено.

Как и в прошлом конкурсе, оценивать статьи и раздавать призы мы будем сами, но и авторы, и читатели могут нам помочь. В разделе Пожелания и критика нашей конференции любой может высказать своё мнение о статье, задать вопрос автору, а автор ответить. Грамотные ответы автора на вопросы, нападки и обвинения помогут нам оценить его ум и талант, поэтому не игнорируйте обсуждение вашей статьи. Чтобы было время подготовиться и написать действительно хорошую статью, на конкурс отводится три месяца, и, таким образом, окончание конкурса намечается на 11 апреля, а подведение итогов на 14 апреля.

Теперь подробнее о самом интересном, о призах. Для награждения мы решили выбрать видеокарты, поскольку они совместимы с любой системой, где есть слот AGP. Итак, призы:

  1. NVIDIA GeForce FX 5800Ultra
  2. ATI Radeon 9700Pro
  3. NVIDIA GeForce4 Ti 4600
Поскольку все эти призы достаточно серьёзные, не рассчитывайте, что победа будет лёгкой. Статья "Как я наносил термопасту на процессор" может быть опубликована в рамках конкурса, но для того, чтобы победить, она должна быть грамотно написана, хорошо оформлена и соответствовать уровню ведущих российских железячных сайтов.

По поводу призов мы гарантируем, что любой победитель в Москве сможет получить награду лично в руки. В конкурсе могут участвовать любые авторы из России и из-за рубежа, но отвечать за работу почты или таможни мы уже не сможем. Все изделия на момент передачи будут в исправном виде, но поскольку это подарок, гарантия на призы не распространяется, за исключением специально оговоренных случаев. Также: статьи могут подвергаться лёгкой правке, при необходимости серьёзных изменений, статья будет возвращена автору. Не каждая присланная статья будет опубликована. В случае отказа в публикации статьи не рецензируются, но снабжаются кратким комментарием. Замена приза на денежный эквивалент невозможна.

Тем, кто пока незнаком с нашими требованиями к публикуемым материалам, рекомендую ознакомиться с нашими краткими рекомендациями:

Правила оформления статей

Мы с удовольствием публикуем статьи наших читателей на темы оверклокинга, но зачастую приходится отправлять материалы на доработку из-за разных причин, в основном связанных с неправильным оформлением статей. Соблюдение этих нехитрых правил и рекомендаций поможет избежать лишней траты времени и ускорит появление ваших статей на страницах сайта.

Теоретически статьи можно присылать в любом распространённом формате, который вам удобнее или привычнее: txt, doc, rtf. По возможности лучше воздержаться от html, поскольку большинство пользуется редакторами типа Microsoft FrontPage, а они добавляют большое количество избыточной информации, которую потом требуется долго вычищать.

Обязательно включите в своём текстовом редакторе опцию проверки правописания, чтобы минимизировать количество грамматических ошибок.

Выделение жирным шрифтом или курсивом оправдано для привлечения внимания к отдельным моментам. Излишнее увлечение этими возможностями рассеивает внимание читающего. К тому же курсив плохо выглядит на странице сайта.

В разных браузерах некорректно отображаются спецсимволы, поэтому в текстовом редакторе лучше отключить автозамену "прямых" кавычек «парными», трёх точек на символ троеточия, смайликов, знаков copyright и т.д.

В файле должен быть только текст, никаких фотографий, скриншотов, графиков или диаграмм. Их следует приложить отдельно, а в тексте обозначить места их расположения, например: (рис.1), [table 3] или <диаграмма 5>.

Старайтесь не увлекаться иллюстрациями, максимальная ширина картинки не должна быть более 550 пикселей, а объём не более 15 КБ. Если что-то нужно показать подробнее, можно сделать маленькую картинку ссылкой на большую, например: (рис.6) -> (рис.7). Ширину картинки может показать любая программа для просмотра, которой вы пользуетесь, начиная с ACDSee, IrfanView и заканчивая Paint, который входит в стандартную конфигурацию Windows.

Понятно, что не у всех есть несколько сот лишних долларов, чтобы купить лицензионный Photoshop, поэтому, если вы не можете уменьшить размер картинки с сохранением приемлемого качества, то присылайте оригинал фотографии, мы сами проведём обработку.

Всё это говорилось про размер и объём фотографий, но если вы прислали скриншот окна программы (например, Sandra или WCPUID), то уменьшать его размер почти бесполезно, потому что в этом случае сильно падает читабельность текста.

Если Вы хотите прислать нам скриншот окна программы, не обязательно устанавливать программы HyperSnap или Photoshop, можно все сделать проще. Сначала желательно установить стандартные цвета Windows, поскольку жёлтые буквы на зелёном фоне могут прекрасно смотреться на вашем Рабочем Столе, но на скриншоте не совсем уместны. Запускаете тест Sandra, WCPUID или другую программу, скриншот которой нужно снять. При нажатии клавиш PrintScreen и Alt копируется в буфер обмена содержимое активного окна. Открываете обычный Paint и копируете картинку командой Paste или Вставить. Сохраняете файл с расширением "bmp", жмёте его каким-нибудь архиватором типа ZIP или RAR и в таком виде шлёте к нам. Скриншот WCPUID получится нормального размера, а с Сандрой и другими программами проследите, чтобы ширина была в пределах 450-500 пикселей, ну и длина не безумная. Это касается только скриншотов программ, а фотографии присылайте в формате jpg.

Примерно те же правила распространяются на графики и диаграммы. Если для их построения вы пользуетесь Microsoft Excel, то можно прислать сам файл, а мы позаботимся о том, чтобы цифры были читаемы, а размеры приемлемы.

Статьи присылать по адресу Doors4ever@overclockers.ru

Сейчас обсуждают