Платим блогерам

Новости 03 октября 2003 года

Этим летом мы уже рассматривали производственные планы Nvidia по внедрению поддержки шины PCI Express x16 и переходу на более прогрессивные техпроцессы изготовления чипов. Ближайшим продуктом Nvidia, с которым компания и ее поклонники связывают все надежды на реванш, остается NV40. Этот чип должен выйти не ранее весны следующего года.

Выясняется, что японские журналисты имеют свою точку зрения на характеристики NV40. Например, сайт PC Watch считает, что NV40 все-таки будет производиться по 0.11 мкм техпроцессу, хотя многочисленные источники ранее склонялись к использованию 0.13 мкм техпроцесса. По большому счету, если сотрудничество с IBM у компании Nvidia будет продвигаться успешно, то к марту следующего года 0.11 мкм техпроцесс может быть освоен. Тем более, что достаточно вялый прогресс тактовых частот при переходе от NV35 к NV38 (450 -> 475 МГц) косвенным образом указывает на сложности дальнейшего масштабирования флагманских чипов Nvidia в рамках прежнего 0.13 мкм техпроцесса.

Следующий занятный факт из копилки японских знаний. Как известно, появляющийся вслед за NV40 чип под кодовым названием NV45 должен был отличаться поддержкой шины PCI Express x16 и новым техпроцессом. Поскольку переход на 0.11 мкм техпроцесс "достается" NV40, участью NV45 будет "нативная" поддержка PCI Express и чуть более высокие частоты (возможно). Напомним, что NV40 будет поддерживать PCI Express посредством моста AGP->PCI Express.

Кстати, проблема использования моста для адаптации существующих AGP-чипов к новой шине PCI Express не кажется нашим японским коллегам такой уж значимой. Во-первых, реальная потребность в увеличении пропускной способности шины с 2.1 Гб/с до 8 Гб/с еще долго не будет востребована современными графическими чипами. Во-вторых, расположенный на видеоплате интерфейс AGP 8x (его короткий участок до моста) можно будет достаточно безопасно "разогнать", несколько поднимая предел пропускной способности.

Сообщается, что более дешевые варианты NV4x в лице NV41 и NV42 будут обладать поддержкой PCI Express, но для неуспевающих бежать за паровозом технического прогресса будут выпущены и AGP версии.

Наконец, самый интригующий факт об устройстве пиксельных конвейеров NV40. Предполагается, что чип будет иметь не 8, и даже не 12 конвейеров, а целых 16! Правда, как всегда, "виртуальных" :). Точнее говоря, восемь конвейеров будут присутствовать аппаратно, но за счет хитроумных фокусов они будут работать по формуле "8 х 2". Помнится, нечто похожее мы уже слышали в момент анонса NV30, только в прошлый раз все выглядело как "4 х 2". Возможно, что в будущих играх подобная философия и принесет свои плоды, но сейчас она кажется проигрышной.

Если Nvidia удастся выйти на приемлемый уровень брака, то чип NV40 обещает быть более дешевым, чем NV35. Во всяком случае, многие аналитики надеются, что цена готовой видеоплаты составит не более $300-350. С другой стороны, 200 млн. транзисторов и 0.11 мкм техпроцесс заставляют нас воздержаться от излишнего оптимизма.

Интрига с поддержкой следующей версии шейдеров тоже закручена достаточно лихо. Например, для NV40 гарантируется лишь поддержка Pixel Shader 2.0+, к весне следующего года полноценную поддержку версии 3.0 обещает только ATI со своими R420 и R423. Последние чипы должны быть анонсированы в марте, а в продажу в составе видеокарт начнут поступать в апреле.

Предполагается, что и NV45 не порадует поклонников Nvidia поддержкой Pixel Shader 3.0, и только осенью следующего года появится следующий чип (NV50?), реализующий эти технологии на аппаратном уровне. Зато поддержка памяти типа GDDR-3 обещается уже с момента появления NV40, так что побеждать противника Nvidia наверняка пожелает грубой силой мегагерц :).

Еще раз отметим: вся перечисленная в этой статье информация не носит официального характера, поэтому воспринимать ее следует, как прогноз на перспективу.

Р fin

Вышла новая версия полезной программы OpenGL Extension Viewer, предназначенной для отображения информации о поддерживаемых драйвером расширениях OpenGL, обладающей множеством дополнительных возможностей.

В новой версии 2.05 Build 157:

  • Исправлен список расширений для соответствия OpenGL 1.5.
  • Новый расширенный тест OpenGL с опцией мультисэмплинга.
  • Добавлен тест вершинных шейдеров.
  • Исправлен список поддерживаемых видеорежимов.
  • Новый перечень пиксельных форматов, использующий расширение ARB_pixel_format.
  • Добавлена локализация на голландский.

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

Не секрет, что процессоры Opteron и Athlon 64 FX являются близнецами, особенно это касается серии Opteron 1xx. Пока Athlon 64 FX стоят свыше $700 и редко встречаются в продаже, возникает все больший соблазн купить младший Opteron и разогнать его до предела. Благо, что Opteron 140 (1.4 ГГц) стоит чуть больше $200.

Проблема в том, что Opteron начали производиться гораздо раньше Athlon 64 FX, поэтому первые основаны на менее разгоняемой версии ядра SledgeHammer. Более свежая ревизия позволила увеличить частоты до 2 ГГц и выше, чему и обязано появление Athlon 64 FX-51, работающего на частоте 2.2 ГГц.

Наши коллеги на сайте AMD Now.ru уже изучили вопрос маркировки процессоров Opteron и отличий между степпингами. Мы слегка дополнили этот материал, в итоге получилась познавательная памятка о том, как отличить степпинг B3 от степпинга С0. Последний является потенциально более разгоняемым, так как именно на нем основаны все процессоры Athlon 64 FX и Athlon 64.

Итак, начнем с маркировки процессоров. Представители степпинга В3 среди Opteron выделяются сочетанием букв CCO (на снимке обведены красным):

Напряжение питания ядра составляет 1.55 В, пороговая температура корпуса 69 °С. В утилитах типа CPU-Z эти процессоры отображаются следующим образом:

Вместо буквы F в левом поле может присутствовать цифра 15. На этом степпинге выпускались все модели Opteron с частотами ниже 2.0 ГГц. Предполагается, что они разгоняются несколько хуже (не выше тех же 2.0 ГГц).

Новый степпинг С0 дал жизнь всем Opteron с частотой 2.0 ГГц и процессору Athlon 64 FX-51 с частотой 2.2 ГГц. По маркировке Opteron-C0 можно отличить благодаря сочетанию букв CEP:

Напряжение питания ядра составляет 1.5 В, пороговая температура корпуса 70 °С. Предполагается, что с воздушным охлаждением эти процессоры можно разогнать до частот 2.4-2.5 ГГц. В диагностических утилитах они отображаются следующим образом:

Важно понимать, что факт наличия младших моделей Opteron с маркировкой типа CEP еще не доказан. Более того, для разгона с номинальных частот 1.4-1.6 ГГц потребуется версия BIOS с возможностью изменения множителя процессора, а она еще доступна не для всех материнских плат с разъемом Socket 940. В конце концов, не факт, что процессоры Opteron степпинга С0 разгонятся с частот 1.4-1.6 ГГц до частот 2.0-2.4 ГГц. Тем не менее, руководство к действию у нас уже есть :).

Хотелось бы также разобраться в маркировке процессоров Athlon 64 под Socket 754.

Согласно официальным документам AMD, маркировка расшифровывается следующим образом:

Из переменных параметров в ней присутствуют только рейтинг, номинальное напряжение ядра (1.5 В), пороговая температура корпуса (70 °С) и размер кэша второго уровня (1 Мб). Поскольку отличных от модели 3200+ процессоров Athlon 64 еще не выпущено, судить о перспективах изменения этих параметров мы не можем.

Маркировка Athlon 64 FX не содержит разительных отличий, разве что рейтинг заменяется обозначением модели FX-51, а CPUID меняется с Model 4 (AP) на Model 5 (AK). Кроме того, тип упаковки меняется с OmPGA 754 (A) на CmPGA 940 (C).

Разумеется, что цифры во второй строчке маркировки по-прежнему обозначают неделю выпуска процессора, так что в этом отношении привыкать к новому порядку нет необходимости.

Для Athlon 64 класса DTR тоже введена своя маркировка, наносимая на черных ярлычках (как у Athlon XP):

Эти процессоры отличаются от настольных Athlon 64 тем, что не имеют теплораспределителя, для них указывается предельная температура ядра (95 °С). Судя по всему, на картинке приведен образец маркировки для несуществующего Mobile Athlon 64 2700+ с 512 Кб кэша и более низкой температурой ядра. Пока же все процессоры этого класса имеют кэш объемом 1 Мб и полностью повторяют характеристики настольных вариантов, разве что рейтинг более разнообразен: 3000+ (1.8 ГГц) и 3200+ (2.0 ГГц).

Р fin

Долго наслаждаться финальной версией 7.20 браузера Opera мы не смогли - уже доступна новая "предварительная" версия 7.21 Preview 1, направленная на исправление ошибок в финальной версии. Видимо финальная версия была выпущена из-за недовольства пользователей, которые вполне справедливо могли считать, что из них делают бета-тестеров, и часть ошибок в спешке не была устранена. Очевидно по этой же причине, новая версия называется уже не "бетой", а "предварительной".

Краткий список изменений в Opera 7.21 Preview 1 для Windows:

  • Устранены два десяток сбоев, зависаний и проблем, связанных с отображением страниц.
  • Устранены несколько ошибок в обработке имен файлов.
  • Исправлены три ошибки JavaScript.
  • Устранен сбой при обработке "жестов" мыши.
  • Почтовый клиент M2:
    • Устранен сбой при изменении поля "От" сохраненного письма.
    • Исправлены проблемы с функцией "Ответить всем".
    • Исправлена прорисовка тела HTML-письма при прокрутке.
  • Исправлена проблема печати первой страницы.
  • Система безопасности обновлена последней версией OpenSSL.
  • Исправлены несколько ошибок и зависаний в пользовательском интерфейсе.
  • Некоторые другие исправления.

Краткий список изменений в Opera 7.21 Preview 1 для Linux, Solaris и FreeBSD:

  • Исправлена проблема с некорректным отображением страниц на русском.
  • Исправлены ошибки и зависания при отображении страниц.
  • Устранен сбой при закрытии страниц, содержащих незагруженные плагины.
  • Исправлены ошибки и сбои при работе с клавиатурой (фреймы, курсор, прокрутка).
  • Улучшена работа с внешними приложениями.
  • Некоторые другие изменения.

Скачивать английские версии можно отсюда:

  • Opera 7.21 Preview 1 без Java (3,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Opera 7.21 Preview 1 с Java (12,6 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Opera 7.21 Preview 1 (Intel-Linux).
  • Opera 7.21 Preview 1 (PPC-Linux).
  • Opera 7.21 Preview 1 (Sparc-Linux).
  • Opera 7.21 Preview 1 (Sparc-Solaris).
  • Opera 7.21 Preview 1 (Intel-FreeBSD).
Р fin

Представитель Valve Гейб Ньювел подтвердил, что исходные коды Half-Life 2 были украдены, и именно их можно сейчас скачать с различных интернет-сайтов. Заодно он рассказал о событиях, которые связаны с похищением:

  • С 11 сентября кто-то еще пользовался почтовым ящиком Гейба Ньювела.
  • Через некоторое время его рабочий компьютер стал вести себя странно и сбоить. Обнаружить вредоносные программы не удалось, жесткий диск был отформатирован.
  • На нескольких компьютерах Valve были обнаружены клавиатурные шпионы, специально созданные для атаки компании. Предполагается, что они проникли через уязвимость в Microsoft Outlook.
  • 19 сентября кто-то сделал копию папок с исходниками.
  • Связана ли с этим серия DoS-атак на серверы Valve, неизвестно.

В связи с этими неприятными событиями ("this sucks", как официально выразился Гейб), Ньювел обратился к игровой общественности с просьбой помочь Valve любой информацией о взломе ее сетей или DoS-атаках.

Большинство людей сходятся во мнении, что кража исходных кодов только отодвинет на неопределенный срок выход игры. Возможно даже, что именно эти события повлияли на перенос даты выхода. Исходный код может быть использован для создания разнообразных махинаций и жульничеств, что может испортить жизнь сетевым игрокам даже после официального выхода. Поиграть в "утекший код", чтобы скрасить ожидание до нескорого (?) выхода игры нам тоже не удастся - отсутствуют текстуры и другие необходимые объекты.

Хотя в середине лета мы уже публиковали гипотетический план Intel по выпуску процессоров на ближайшую пятилетку, время вносит свои коррективы в подобные прогнозы. Не секрет, что при переходе на 0.09 мкм техпроцесс с одновременным увеличением плотности размещения транзисторов на кристалле, Intel столкнулась с проблемами высокого тепловыделения, демонстрируемыми первыми образцами процессоров Prescott. По этой причине многие аналитики отреклись от прежних прогнозов о достижении ядром Prescott частоты 5 ГГц. Сегодняшняя оптимистичная перспектива – не более 4 ГГц или чуть выше.

Дело в том, что многие источники до сих пор указывали лишь переломный момент, когда ядро Prescott начнет замещаться ядром Tejas, не конкретизируя при этом, какова будет предельная частота продолжающего развиваться Prescott. После появления информации о проблемах с тепловыделением пороговая частота смены Prescott на Tejas была заменена на 4.0 ГГц или 4.4 ГГц. Не будем также забывать, что переход на конструктив Socket T (LGA 775) должен способствовать некоторому улучшению условий охлаждения процессоров, в том числе и за счет новых боксовых кулеров, так что масштабирование по частоте ядра Prescott может продвигаться несколько лучше, чем это позволяет Socket 478.

Появление новых ревизий Prescott с уменьшенным энергопотреблением для использования в настольных компьютерах не будет специально запланировано – новые степпинги в процессе эволюции появляются всегда, но произойдет это не ранее второй половины следующего года. Кстати, французский сайт x86-secret.com опубликовал интересные данные, согласно которым ядро Prescott не только достигнет частоты 5.33 ГГц, но и сможет перейти на использование 1066 МГц шины одновременно с использованием нового техпроцесса. Предполагается, что это может быть и 0.065 мкм техпроцесс. Модели с 1066 МГц шиной начнут свой отсчет с частоты 4.8 ГГц.

В конце 2004 года в серийное производство поступят процессоры на ядре Tejas, выполняемые по 0.065 мкм техпроцессу. Надо сказать, это несколько расходится с прежней версией, когда дебютные модели Tejas на 0.09 мкм ядре с частотой 4.4 ГГц и 800 МГц шиной должны были появиться в то же время. К новой информации следует относиться настороженно.

Согласно французской версии, Tejas будет поддерживать 1066 МГц шину и 1 Мб кэша второго уровня. Позже на отметке 6.0 ГГц состоится переход на 1200 МГц шину и 2 Мб кэша второго уровня, техпроцесс останется прежним (0.065 мкм).

Достигнув частоты 7.2 ГГц, Tejas якобы уступит место Nehalem (0.065 мкм) примерно в 2006-2007 году. Возможно, что именно Nehalem станет первым настольным процессором Intel с двумя ядрами. Кроме того, этот процессор положит конец архитектуре NetBurst. Прежний вариант предполагал, что Tejas "продержится" до частоты 9.2 ГГц. Учитывая множество "подводных камней" на пути эволюции процессоров Intel, более разумно считать пороговой отметку в 7.2 ГГц.

Кстати, более распространенный прогноз предполагает, что Tejas пройдет через два техпроцесса: 0.09 мкм и 0.065 мкм. Скорее всего, первый вариант будет поддерживать 1066 МГц и 1 Мб кэша, после перехода на 0.065 мкм техпроцесс появится поддержка 1200 МГц шины и 2 Мб кэша. Последней версии, именуемой Tejas-C, пророчат поддержку 64-битных инструкций, хотя в последнее время появляется все больше слухов о том, что она будет присутствовать уже в Prescott.

Так или иначе, но в достижение ядром Prescott частоты 5 ГГц верится с трудом. Скорее всего, оно повторит судьбу Willamette и уступит дорогу ядру Tejas уже на отметке 4 ГГц.

О том, что такое чипсет Canterwood-ES и "с чем его едят", мы уже подробно рассказывали в момент описания эксперимента по разгону материнской платы Asus PC-DL Deluxe.

Как выясняется, в скором времени полуофициально существующий чипсет Canterwood-ES будет переименован в Intel E7210. Случится это ближе к концу года, скорее всего – в момент анонса процессоров Prescott. Если вы помните, чипсет Granite Bay носил обозначение E7205, платы на его основе были малочисленны и стоили более $200, адаптировать этот первый чипсет Intel с поддержкой двухканальной памяти в настольном сегменте так и не удалось.

Сообщается, что E7210 будет поддерживать не только современные модели Pentium 4, но и будущие процессоры на ядре Prescott. Кроме того, поддержка Xeon MP и Xeon будет предусмотрена для использования в сегменте серверов и рабочих станций. Собственно, именно на этот сегмент чипсет ориентирован изначально. Надо понимать, что поддержка 800 МГц шины и двухканальной памяти DDR 400 появится в чипсете к моменту анонса.

Разумеется, что варианты материнских плат на базе этого чипсета для настольных и серверных применений будут различаться конструктивным исполнением. Для первых будет более типична поддержка Socket 478, для вторых – до двух Socket 604. Поддержка памяти с ECC и гигабитного сетевого интерфейса весьма уместны для серверного использования.

Между прочим, чипсеты серии Grantsdale должны получить обозначение i885x. То есть, будут существовать чипсеты i885P, i885G, i885GV и i885GL. Об их характеристиках мы уже подробно говорили здесь.

Мы уже имели возможность убедиться, что переход на использование чипов видеопамяти плотностью 256 Мбит вместо прежних 128 Мбит позволил снизить число микросхем памяти с 16 до 8, сохраняя объем памяти в 256 Мб. Более оптимальная разводка и экономия пространства на плате – все это пойдет лишь на пользу современным видеокартам.

Тем не менее, возможность использования 256 Мбит чипов памяти появилась в случае ATI еще в момент анонса Radeon 9700, видеокарты серии GeForce FX от Nvidia тоже способны работать с такой памятью. Единственное, что удерживало производителей от использования этих чипов – высокая цена. Тем не менее, с ростом спроса на эту память из-за появления все большего числа поддерживающих ее видеокарт ситуация может измениться.

Уже сейчас отмечается некоторая стабилизация цен на эту память. Чипы производства Samsung стоят от $4.5 до $4.7, память тайваньских производителей оценивается в $4.2-4.3.

Два или три месяца назад производители памяти снизили объемы выпуска 256 Мбит чипов из-за низкого спроса, и теперь производители видеокарт беспокоятся, что будет наблюдаться некоторый дефицит памяти данного типа. Тем не менее, поставки 256 Мбит чипов будут налаживаться всеми доступными способами, чтобы обеспечить производителей видеокарт нужным количеством памяти. Надеемся, что потенциальные проблемы не станут причиной дефицита видеокарт с большим объемом памяти и малым числом чипов, ведь среди анонсируемых этой осенью решений таковых большинство.

Появление видеокарт Asus на базе чипов ATI всколыхнуло интерес к продукции компании, но после официального анонса страсти постепенно улеглись. Тем не менее, фотографии этих решений продолжают появляться в Сети, открывая все новые стороны таланта инженеров Asus.

Например, "вид в плане" видеокарты Radeon 9600 XT совсем не раскрывал любопытной детали, носящей декоративный характер:

Как видите, правый радиатор на чипах памяти имеет форму логотипа компании. Помнится, нечто подобное уже успела реализовать на своих материнских платах компания Abit. Сложно сказать, насколько такие "архитектурные изыски" улучшают условия охлаждения, но привлекательность продукции для поклонников бренда они повышают однозначно :).

Система охлаждения старшей видеокарты на базе Radeon 9800 XT тоже предстала перед объективами фотокамер:

Многочисленные тонкие медные ребра должны значительно улучшить условия охлаждения. Наверняка видеокарты Asus Radeon 9800 XT будут обладать хорошим разгонным потенциалом.

Заметим, что второй вентилятор, находящийся в стороне от видеочипа, не является "празитным". Тепло от основного радиатора отводится в его рабочую область при помощи тепловой трубки. При этом габариты всей конструкции позволяют занимать только один слот расширения.

К охлаждению обратной стороны видеоплаты Asus подходит не менее серьезно, чем разработчики эталонного дизайна.

Надо полагать, что новинки от Asus будут стоить традиционно выше конкурирующих продуктов, но обеспечат уверенный разгон и стабильную работу, наряду с расширенной функциональностью (видеовход на других платах этого класса пока замечен не был).

Вчера сотрудники сайта Anandtech отличились публикацией результатов первого сравнительного теста Radeon 9800 XT и GeForce FX 5950 Ultra, а также завуалированного процессора Prescott 2.8 ГГц. Они планируют и дальше продолжать "обкатывать" новые видеокарты, но пока свежие части их обзоров еще не вышли в свет.

Зато в недрах сайта появились первые (непроверенные) данные о производительности двух флагманских решений ATI и Nvidia в игровой среде Half Life 2. Как уже сообщалось вчера, в этом бенчмарке преимущество должно быть на стороне ATI, но использующие ряд "оптимизаций" драйверы Nvidia версий 5х.хх значительно сокращают разрыв.

Тест проводился в разрешении 1024 х 768 без включения сглаживания и анизотропной фильтрации:

Как видите, в отдельных случаях Nvidia отыгрывает до 3%, но в большинстве случаев ATI уверенно лидирует. В половине тестов разрыв составляет не более 1.2%, так что конечный пользователь разницы в быстродействии не заметит.

Возможно, в скором времени в Сети появятся более подробные результаты тестов GeForce FX 5950 Ultra, а о быстродействии Radeon 9800 XT мы уже имеем некоторое представление.

Сейчас обсуждают