Платим блогерам

Новости 01 октября 2003 года

Многочисленные домыслы по поводу причин ограниченности поставок процессоров Athlon 64 не дают покоя аналитикам. К началу четвертого квартала (то есть, сегодняшнему дню) AMD обещала поставить производителям материнских плат 80 тысяч процессоров. Как сообщают производители материнских плат, свое обещание компания выполнить не успела.

AMD не разглашает уровень выхода годных процессоров – эти сведения относятся к разряду коммерческой тайны. Тем не менее, на все упреки в возможных проблемах с уровнем выхода она сдержанно отвечает: "Уровень выхода годных чипов достаточно высок, чтобы обеспечить спрос".

С другой стороны, официальным объяснением ограниченности поставок служит такая формулировка: "Пока на рынке нет достаточного числа программ с поддержкой AMD64, нет смысла производить большое количество процессоров". Интересно, как будут появляться программы, если разработчики с трудом могут достать сами процессоры и реальные платформы на их основе? Да и кому нужны специальные программы, если нет процессоров? Одним словом, вечная проблема с курицей и яйцом: что должно появиться раньше :).

Наиболее вероятной причиной ограниченности поставок Athlon 64 нам представляется ограничение производственных мощностей. Дело в том, что для производства Athlon 64 необходимо освободить (от многочисленной братии Athlon XP) производственные мощности и переоснастить оборудование. Не будем забывать, что более продвинутый техпроцесс с использованием SOI требует дополнительного переоснащения. Для этого требуются время и деньги.

Кроме того, на пластине одного размера может разместиться гораздо меньшее число чипов ClawHammer, чем это возможно для Barton или Thoroughbred. Специалисты называют примерно в два раза меньшее число чипов, так что даже при относительно низком уровне брака быстро нарастить объемы производства AMD не может.

Так или иначе, ситуация в следующем году должна исправиться к лучшему, да и цены немного опустятся. К слову, массовую доступность Prescott тоже обещают не ранее января 2004 года, так что противостояние новых процессоров двух компаний примет массовый характер только в следующем году :).

Р fin

Продолжает совершенствоваться бесплатная информационно-диагностическая утилита AIDA32.

В новой версии 3.81.4:

  • Поддержка переменных окружения в именах папок и файлов отчетов.
  • Поддержка лицензии ReGet Deluxe.
  • Информация о чипсете SiS 760. 
  • Информация о датчиках MSC LPC47M15x и LPC47M192.
  • Поддержка датчиков материнской платы ASRock M266(A).

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

Р fin

Обновился MyIE2 - еще один бесплатный браузер, претендующий на звание "лучшего на движке Internet Explorer". 

В новой версии MyIE2 0.8.2055:

  • Улучшено ядро программы.
  • Исправлена проблема фокуса ввода текущей страницы.
  • Устранена странная ошибка с созданием большого количества окон Internet Explorer.
  • Устранена ошибка, приводившая к "засорению" оперативной памяти.

Скачивать можно отсюда:

О материнской плате Abit AI7-MAX3 мы вспомнили совсем недавно. Среди прочих особенностей первым делом мы выделили соответствие требованиям Prescott FMB 1.5 и поддержку чипа mGuru. Об аспектах поддержки процессоров Prescott мы поговорим позднее, а некоторые особенности mGuru обсудим сейчас.

Важно отметить, что реализованный в виде отдельного микропроцессора чип mGuru освобождает центральный процессор от фоновых задач аппаратного мониторинга. В наш век засилия резидентных утилит это не так уж мало :). Именно это обстоятельство позволило инженерам компании гордо заявить, что AI7 – первая материнская плата с двумя процессорами. Понятно, что процессоры выполняют разные функции, но звучит здорово. Не будем забывать, что мини-система DigiDice в своем составе также содержит чип mGuru.

Итак, нам стало известно, что среди прочих технологий и утилит, в состав mGuru входит технология Black Box (в просторечии – "черный ящик"). По аналогии с авиационным прибором сходного назначения, он записывает все критически важные параметры системы, и в случае "аварии" нажатием одной виртуальной кнопки отправляет протокол происшествия на электронный адрес технической поддержки Abit. Если работники этой службы проявят должную расторопность, вам обещан быстрый совет по решению приведшей к неприятности проблеме. Разумеется, если плата после этой неприятности будет функционировать и сможет отправить отчет :).

Как выясняется, Windows-утилита для разгона системы под названием OC Guru позволяет регулировать напряжение на шине AGP, центральном процессоре и памяти, а также увеличивать частоту системной шины. Неизвестно, насколько интеллектуально обходит эта утилита такие подводные камни, как предел синхронного разгона памяти, установка делителей частоты памяти и прочие нюансы, но базовый набор средств для разгона процессора она предоставляет. Самое интересное, что пользователь может настроить три разных профиля разгона, предназначенные для разных задач или разных пользователей. Это еще один подход к демократичности разгона, после концепции "динамического разгона" (D.O.T.) компании MSI.

Если говорить о настораживающем всех владельцев материнских плат в исполнении Socket 478 процессе появления новых ревизий, гарантирующих поддержку Prescott, то сегодня мы стали очевидцами появления очередных слухов. Так, английский сайт The Inquirer вновь подлил масла в огонь. Сообщается, что существующие материнские платы якобы несовместимы с процессорами Prescott из-за архитектурных особенностей последнего, то есть появление новых ревизий не обусловлено только желанием укрепить подсистему питания плат для соответствия новым требованиям. В качестве примера делается ссылка на планы поставок Intel собственных плат с поддержкой Prescott системным интеграторам в комплекте с процессорами. Дескать, только платы Intel могут работать с процессорами Prescott, но они поставляются по закрытым ОЕМ-каналам, и все остальные "в пролете".

Учитывая заверения обкатавших Prescott очевидцев и мнения экспертов, причин для беспокойства по-прежнему нет. Большинство добротно выполненных материнских плат именитых производителей сможет поддерживать Prescott после обновления BIOS. Выпуск новых ревизий материнских плат часто связан с не относящимися к проблеме поддержки Prescott факторами, поэтому видеть в этом повод для паники не стоит. В конце концов, век Prescott будет не так уж долог, и многие аналитики предрекают ему печальную судьбу Willamette...

Хотя мы уже достаточно подробно разбирали архитектуру ядра Prescott, и даже изучили результаты первых тестов Prescott 2.8 ГГц, достоверных сведений о реальном эффекте всех предусмотренных в новом ядре изменений было очень мало.

Первым делом в глаза бросался большой кэш второго уровня. Он был увеличен с 512 Кб до 1 Мб. Безусловно, некоторые задачи от этого станут выполняться быстрее, но более 5% прироста в общем случае не обеспечит.

Пресловутые 13 команд PNI, прозванные в первых обзорах SSE3, определенно таят в себе некоторый потенциал, но без оптимизации программного обеспечения они особых изменений в производительности процессора не принесут.

Среди прочих менее понятных разуму среднестатистического обывателя улучшений особняком стоит новая версия технологии Hyper-Threading. Пока о ней было известно очень мало. Вначале предполагалось, что она будет поддерживать до четырех потоков с асимметричным распределением нагрузки. Эти слухи не оправдались. Во-первых, число потоков будет по-прежнему равно двум. Во-вторых, об асимметричном распределении нагрузки говорить пока еще рано. Нам удалось узнать, что в новой версии Hyper-Treading будут введены две новые команды: MONITOR и MWAIT.

Последняя команда будет применяться для перераспределения невостребованных ресурсов между потоками. Процессор отслеживает события записи в указанный диапазон памяти и активирует "уснувший" поток, который может препятствовать работе другого потока. Например, сейчас, если поток 1 ждет данных от потока 2, но при этом исполняет некий цикл ожидания, исполнительные устройства процессора блокируются. В результате, поток 2 не может полноценно отработать и блокирует дальнейшее выполнение потока 1. В новой версии Hyper-Threading указанные инструкции смогут бороться с подобными "пробками" :).

И все же, для заметного прироста производительности от внедрения этих технологий по-прежнему потребуется оптимизация программ и операционной системы, а происходить это будет постепенно.

Кстати, утверждается, что ядро Prescott было спроектировано с применением высокоинтеллектуальных средств автоматизированной разработки. Благодаря этому компоновка функциональных блоков процессора соответствует требованиям оптимизации. Например, тот же FPU теперь "разбросан" по всему кристаллу. Такой подход не только сокращает задержки при обработке данных, но и способствует лучшему распределению источников тепловой энергии по площади кристалла. Предполагается, что это также будет способствовать некоторому увеличению разгонного потенциала.

Все большее число экспертов сходятся во мнении, что ядро Prescott не обеспечит заявленного преимущества в 20% над аналогичным по частоте Northwood. Во-первых, Intel сама заявляет, что Pentium 4 EE 3.2 ГГц показывает более высокую производительность, чем Prescott 3.2 ГГц. Мы знаем, что дополнительный кэш дает модели Extreme Edition среднее преимущество на уровне 7-8%, а первые тесты Prescott говорят о 3-5% преимуществе над Northwood. Конечно, первый образец процессора "сыроват", но чудес не бывает, и пресловутые 5% в один прекрасный момент в 20% не превратятся. Intel будет вынуждена прибегнуть к обычной методике – наращиванию тактовой частоты. Впрочем, далее 3.8-4.0 ГГц она с ядром Prescott не уйдет, и до появления первых Tejas может заполнить паузу выходом Prescott Extreme Edition. Впрочем, представители Intel планируют развивать линейку Prescott EE параллельно обычным процессорам, ориентируя "экстремальную версию" на обеспеченных энтузиастов. Сам Prescott должен стать народным процессором, поскольку уже в феврале цена младшей модели с частотой 2.8 ГГц опустится до $178. Оверклокерам большего и не надо: младшие процессоры с приемлемым разгонным потенциалом всегда пользовались уважением и любовью в наших рядах :).

Похоже, что вслед за вчерашним появлением Radeon 9600 SE в продуктовой линейке такого уважаемого бренда, как Asus, и сегодняшним обнародованием характеристик Radeon 9600 XT, компания ATI решила больше не мучить потребителей загадкой об истинной сущности Radeon 9600 SE. Собственно, не исключаю, что данные об этом решении появились на сайте компании раньше, просто до сей поры так явно о Radeon 9600 SE еще никогда не говорилось.

Сегодня на этой странице сайта ATI мы можем наблюдать следующего вида табличку:

Как видите, вся "королевская конница" серии Radeon 9600 теперь официально отображена на страницах сайта ATI. Мы замечаем, что Radeon 9600 SE имеет равные с Radeon 9600 частоты чипа и памяти (325/400 МГц), но ширина шины памяти ограничена 64 битами. Сложно сказать, насколько это обрадует потенциальных покупателей Radeon 9600 SE, но Radeon 9200 SE был не только обрезан по шине до тех же 64 бит, но и приторможен по частотам – до 200/333 МГц против 250/400 МГц у Radeon 9200 :).

Основное назначение Radeon 9600 SE – представлять интересы ATI в ценовой категории "видеокарты с поддержкой DirectX 9.0 дешевле $100". Сейчас в этом сегменте пытается закрепиться Nvidia со своим GeForce FX 5200, но даже урезанный по шине Radeon 9600 SE будет составлять ей хорошую конкуренцию, ведь чип RV350 своих разгонных качеств при переходе на дешевый дизайн платы лишится незначительно. Существующие видеокарты Radeon 9600 с 64-битной шиной памяти без указания суффикса "SE" таят гораздо большую опасность для неискушенных покупателей. С другой стороны, при идентичных частотах и цене, не все ли равно, покупать настоящий Radeon 9600 SE или его подобие без опознавательных знаков?

Напомним, что в первом квартале 2004 года выйдет RV351, который займет нишу современных Radeon 9200. Он получит преимущество над Radeon 9200 в виде 0.13 мкм техпроцесса изготовления чипа и поддержки DirectX 9, а по отношению к Radeon 9600 SE его отличия будут заключаться в поддержке 128-битной шины памяти и более низких частотах (предположительно, 250/400 МГц). При этом нельзя заведомо сказать, что будет работать быстрее – Radeon 9600 SE с частотами 325/400 МГц и 64-битной шиной памяти, либо RV351 с частотами 250/400 МГц и 128-битной шиной. Не будем забывать, что разгонный потенциал чипа RV350 в каждом воплощении будет зависеть от дизайна печатной платы и качества используемых чипов памяти.

Таким образом, теперь видеокарты от ATI с поддержкой DirectX 9 и стоимостью менее $100 полностью легализованы, осталось только убедиться в их "бюджетном" уровне производительности :).

Первые подробности о характеристиках видеокарт на базе чипов R360 и RV360 мы узнали еще вчера с подачи Asus, однако вся существовавшая информация об этих платах оказалась лишь вершиной айсберга, поскольку ATI не ограничилась простым разгоном существующих чипов и модификацией дизайна печатных плат. Новые решения несут с собой целый комплекс новаций, о которых и поведали появившиеся вчера многочисленные обзоры Radeon 9800 XT.

Кстати, по поводу Radeon 9600 XT пока можно лишь говорить о теоретических выкладках, ибо тестов реальных плат представлено не было. Тем не менее, ATI обещает, что в продаже Radeon 9800 XT и Radeon 9600 XT появятся уже в октябре, то есть в текущем месяце. Точная дата не сообщается, как и объемы поставок. Зато мы знаем рекомендуемые цены: $499 для Radeon 9800 XT и $199 для Radeon 9600 XT. Признаемся, что прежние оптимистичные ожидания о цене Radeon 9800 XT оказались несколько заниженными – по цене $399 это флагманское решение будет продаваться еще не скоро. Забегая вперед, сообщим, что конкурировать Radeon 9800 XT будет непосредственно с Radeon 9800 Pro 256 Мб, поэтому демократичной цена новинки станет весьма нескоро. Полная версия игры Half Life 2 будет поставляться с розничными вариантами обеих плат, вот только о сроках ее выхода мало кто имеет четкое представление.

Приятно отметить, что виденные ранее фотографии прототипа Radeon 9800 XT полностью совпадают с внешностью видеокарты эталонного дизайна:

Частоты платы составляют 412/730 МГц, хотя в момент анонса ATI сама не могла определиться с номиналами частот. Нельзя исключать, что розничные варианты будут иметь более высокие частоты. Впрочем, по существующим слухам, масштабирование по частоте чипа R360 не достигло существенных успехов, и на первых порах ATI решила ограничиться безопасным гарантированным минимумом на уровне 412 МГц.

Оборотная сторона видеоплаты тоже содержит чипы памяти: четыре штуки, расположены Г-образно. Для их охлаждения требуется медная пластина. Кстати, радиатор на лицевой части тоже выполняется из меди, так что о серьезности подхода к охлаждению это говорит само за себя.

Чип R360 очень напоминает R350: та же зеркальная поверхность и знакомые резисторы справа от кристалла. Любопытно, какие сюрпризы на базе R360 предложат партнеры ATI любителям трансформаций на этот раз? :) Мы будем тщательно следить за развитием событий...

В начальной своей версии R360 имеет все восемь пиксельных конвейеров и 256-битную шину памяти. Кстати, несмотря на поддержку памяти типа DDR-II, первые экземпляры Radeon 9800 XT комплектуются обычной GDDR производства Hynix со временем выборки 2.5 нс:

Применяются чипы плотностью 256 Мбит, в то время как Radeon 9800 Pro использовал чипы на 128 Мбит. Это позволило сократить число чипов памяти с 16 до 8, что существенно экономит место на плате и оптимизирует дизайн. Перейдя на использование памяти DDR (точнее говоря, вернувшись к нему :)) и несколько увеличив ее объем, ATI решила сразу две проблемы: высокие задержки DDR-II и ограниченные возможности 128 Мб версий видеокарт. Безусловно, 256 Мб видеопамяти нужны далеко не всем пользователям, но любители тяжелых графических режимов оценят прирост производительности, особенно в новых играх с массивными текстурами. Кстати, в низких разрешениях выгоды от использования Radeon 9800 XT по сравнению с Radeon 9800 Pro почти нет, и только в высоких разрешениях преимущество может достигать 20-25% и более.

Имеет смысл надеяться, что старая добрая память GDDR будет лучше разгоняться, чем неудачно разведенная и горячая GDDR-2 на плате Radeon 9800 Pro 256 Мб. Похоже, ATI вслед за Nvidia осознает, что время массового использования GDDR-2 еще не пришло: стоит она дорого, сильно нагревается, а преимуществ по частоте и таймингам пока предоставить не может.

Приятно, что время выборки в 2.5 нс оставляет пространство для разгона. Надо полагать, что частота 800 МГц DDR покорится этой памяти легко. Благо, надлежащее охлаждение уже обеспечено :).

Если говорить о дизайне Radeon 9800 XT, то он во многом определяется конструкцией системы охлаждения. Занимаемая кулером площадь намерено очищена от выступающих элементов, поэтому конденсаторы и прочие элементы ютятся по краям. Кроме того, разъем VGA также существенно потеснен соседними элементами.

Слева направо: Radeon 9700 Pro, Radeon 9800 Pro 128 Мб, Radeon 9800 Pro 256 Мб, Radeon 9800 XT

Плата получилась даже чуть короче Radeon 9800 Pro, и визуально обрела "более пустынный пейзаж поверхности":

Кстати, утверждается, что силовая разводка Radeon 9800 XT спроектирована с расчетом более высокого энергопотребления чипа и памяти, так что определенные надежды в плане разгонного потенциала это дает.

В чипы R360 и RV360 теперь встраивается термодатчик, который позволяет реализовать функции аппаратного мониторинга. Эта возможность будет использоваться не только для динамического управления скоростью вращения вентилятора, но и некоторых заложенных ATI функций разгона! Между прочим, очевидцы отмечают кроткий нрав нового кулера ATI – за шумом процессорного кулера Intel он совершенно незаметен.

Дело в том, что примерно в октябре или ноябре должны появиться драйверы Catalyst 3.8, поддерживающие технологию OverDrive. Идея будет заключаться в следующем: драйвер будет динамически разгонять чип, отслеживая температуру. Как только критическая температура (прописываемая в BIOS видеокарты) будет достигнута, драйвер делает "откат" на предыдущую стабильную частоту. Сообщается, что будут предусмотрены две пороговые частоты выше номинальной, на которых большинство чипов сможет стабильно работать. Возможно, что для R360 верхней границей станет частота 450-460 МГц, однако первые экземпляры чипов хороший разгон будут демонстрировать в редких случаях. Сейчас технология позволяет увеличивать частоту чипа R360 на 1.7% и 4.85% соответственно, или до 419 МГц и 432 МГц. Данная функция будет применяться пока лишь к чипу, разгон памяти представляется "уравнением с несколькими неизвестными", и реализовать эту задачу на практике ATI сможет еще не скоро.

Нам стали известны пороговые значения частот и температур в реализации технологии OverDrive для видеокарт Radeon 9800 XT:

  • 56 – 127 °C -> 412 МГц (номинальная частота);
  • 48 – 59 °C -> 419 МГц;
  • 0 – 51 °C -> 432 МГц.

К моменту выхода розничных вариантов видеокарт и финальных версий драйверов соответствие частот и температур может быть пересмотрено.

Методы реализации OverDrive оставляют несколько лазеек для поднятия порогов динамического разгона. Во-первых, можно отредактировать BIOS и завысить отметку критической температуры для тех чипов, которые гарантированно разгоняются выше. Во-вторых, усилив охлаждение чипа, можно добиться снижения считываемой датчиком температуры, а следовательно – поднять порог разгона.

Как только температура ядра начинает превышать допустимый предел, частота чипа сразу снижается до безопасного уровня. Использовать функцию OverDrive смогут только видеокарты Radeon 9800 XT и Radeon 9600 XT, на более старые модели она не распространяется. Отключив OverDrive, можно заняться неограниченным, но и не безопасным разгоном.

Прежде чем перейти к изучению первой статистики разгона Radeon 9800 XT, стоит сказать несколько слов о Radeon 9600 XT. Чип RV360 стал первым графическим чипом ATI, использующим 0.13 мкм техпроцесс с low-k диэлектриком. Если обозначить выгоды от этой новации в общих чертах, то благодаря ей чип RV360 будет потреблять меньше энергии, меньше нагреваться и лучше масштабироваться по частоте. По этой причине платы на основе RV360 не потребуют дополнительного разъема питания и будут комплектоваться более простыми кулерами. Последний факт несколько настораживает, но среди партнеров ATI наверняка найдется немало сторонников оверклокерских решений, не скупящихся на добротный кулер.

Номинальные частоты Radeon 9600 XT обозначены достаточно размыто. Если для чипа указывается частота 500 МГц, то для памяти – 600+ МГц. В частности, платы Asus будут работать на частотах 500/650 МГц. Устанавливаемая на видеоплаты данного класса память обычно предоставляет простор для разгона, главное здесь – не экономить :). Считается, что Radeon 9600 XT выиграет от использования технологии OverDrive гораздо больше – минимальным гарантированным уровнем разгона для чипа принято считать 550 МГц. При цене $200 или чуть выше и хорошем разгонном потенциале у Radeon 9600 XT есть гораздо больше шансов завоевать любовь покупателей. Варианты с 256 Мб памяти будут выпускаться, возможна функциональность VIVO. Учтите, что чип RV360 никаким трансформациям не поддается – у него число конвейеров изначально ограничено четырьмя, а шина памяти – 128 битами!

Итак, перейдем к изучению статистики разгона Radeon 9800 XT. Если говорить о производительности в номинальном режиме, то средний уровень преимущества над Radeon 9800 Pro составляет 5-8%, а с Radeon 9800 Pro 256 Мб новинка демонстрирует почти одинаковые результаты, несколько выигрывая лишь из-за более высоких частот и низких задержек памяти. В низких разрешениях разогнанный Radeon 9800 Pro (или его аналог) прекрасно соперничает с Radeon 9800 XT, так что пересаживаться на последний имеет смысл только заядлым сторонникам высоких разрешений и технических новинок.

Нужно сказать, что в плане разгона Radeon 9800 XT выглядит гораздо лучше своего 256 Мб предшественника. Оптимизированный дизайн, более разгонябельная память и хорошее охлаждение сделали свое дело – в отдельных случаях новинку удалось разогнать до 450/800 МГц. Понятно, что Radeon 9800 Pro 256 Мб о таких высотах и мечтать не может.

Если рассматривать итоги разгона более конкретно, то получится следующая мини-статистика:

  • ExtremeTech -> 440/730 МГц (память не разгонялась);
  • Nordic Hardware -> 424/780 МГц;
  • Sudhian -> 445/790 МГц;
  • Driver Heaven -> 460/802 МГц;
  • Firing Squad -> 450/800 МГц;
  • Hard OCP -> 466/819 МГц.

Заметим, что в случае предельного разгона до частот 460/800 МГц и выше прирост производительности составлял 8-10%, что уже заметно невооруженным глазом. Возможно, что серийные образцы видеокарт будут разгоняться еще лучше.

Первые итоги таковы. Покупать Radeon 9800 XT не имеет особого смысла тем, кто не использует тяжелые графические режимы. В плане разгона он несколько превосходит предшественников, но исключительно за счет обновленного дизайна и хорошего охлаждения. В абсолютном выражении он становится самой мощной графической платой современности, однако разгон Radeon 9800 или его трансформированных родственников может обеспечить сопоставимый уровень производительности в низких и средних разрешениях, при этом сопровождаясь колоссальной экономией средств.

Radeon 9600 XT выглядит гораздо заманчивее – более холодный и разгоняемый чип станет основой для видеоплат стоимостью $150-200. Надо полагать, что с появлением в продаже Radeon 9600 XT цены на Radeon 9600 начнут стремительно снижаться, постепенно увлекая за собой Radeon 9800 SE и прочую братию "полуфабрикатов". Так что выиграют от появления R360 и RV360 все потенциальные владельцы видеокарт на чипах ATI. Готовность производить новинки уже выразили Asus, Celestica, Connect3D, CP Technology (PowerColor), Sapphire, Gigabyte, GeXcube, Hercules, HIS, Visiontek и Yuan. Такая интенсивная конкуренция должна дополнительно подтолкнуть цены к снижению.

Р fin

Обновился Download Master - бесплатный менеджер закачек, созданный в Украине.

В новой версии 2.0.3.595:

  • Добавлена опция "Download with DM" в контекстное меню браузера Opera.
  • Модифицирована интеграция в браузеры Opera, Mozilla и Netscape.
  • Добавлена опция "Не использовать прокси для локальных адресов".
  • Доработан алгоритм определения докачки для HTTP протокола.
  • Доработан алгоритм получения размера файла для FTP протокола.
  • Добавлена возможность принудительного старта закачек с использованием клавиш Ctrl+Shift.
  • Исправлены ошибки.

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

Сейчас обсуждают