Just Cause 4: блиц-рецензия – взрывы больше не в моде?

Оглавление

Боевик-приключение • Steam • Avalanche Studios • Square Enix • 4 декабря 2018 года

Вступление

600x338  79 KB. Big one: 1920x1080  546 KB

Рико вернулся! Крюк-кошка снова с нами! Пора заправлять вертолёт, минировать корову и десантировать её на вражескую базу! Или прицепить к танку букет из воздушных шариков и на реактивной тяге отправить его в полёт! Если даже этого мало, можно найти в горах одинокий котёл, забраться в него и с помощью молотка и усердия начать тернистый путь наверх.

Ну а чем же ещё тут заниматься? Не базы же с форпостами разносить, в самом-то деле! Серию наконец-то настигли долгожданные перемены, и в обзоре Just Cause 4 мы попытаемся разобраться, были ли среди них перемены к лучшему.





Не ломайте то, что не починено

600x338  77 KB. Big one: 1920x1080  386 KB

Третью часть в своё время журили за недостаток нововведений, но игра оставалась верна себе и чуть ли не полностью состояла из безумных трюков и зрелищных спецэффектов. Даже принудительный захват регионов не так уж и раздражал, ведь для этого достаточно было залезть в танк или вертолёт и разнести в пух и прах военные объекты: цистерны взрывались, трансформаторы искрились, вышки связи красиво схлопывались — широкие возможности физического движка создавали кучу неповторимых и порой комичных ситуаций, а поддержка 60 кадров в секунду превращала действие в настоящую усладу для глаз.

И на первых порах казалось, что новинка станет очередным «ленивым продолжением» — нарисуют новый остров, придумают нового злодея, добавят ещё больше негуманных средств для «несения демократии в массы», а мы в очередной раз предадимся разрушениям, испытывая при этом эмоции ребёнка, которому только что подарили радиоуправляемый вертолёт. Именно в этом философия Just Cause — не напрячь, а «разрядить» человека, дать волю внутреннему демонёнку и отвести душу, расстреливая всё вокруг. Если у вас серия вызывает такие же ассоциации, умоляю — ни за что на свете не садитесь за четвёртую часть!

Ещё одно поселение нуждается в вашей помощи

600x338  43 KB. Big one: 1920x1080  170 KB

Уже трижды Рико Родригес освобождал островные государства от гнёта дорвавшихся до власти мужей. Попутно уничтожалась вся внутренняя инфраструктура и коммуникации, что обрекало население на гибель в нищете от голода и болезней, но это уже мелочи. Что удивительно, на сей раз врагом народа объявлен не диктатор, а просто богач, вливающий миллиарды в экспериментальные технологии, позволяющие управлять погодой. Что ещё удивительнее, игра практически не поясняет (как минимум поначалу), чем этот меценат провинился — люди в его стране ездят на дорогих машинах по хорошим дорогам, города выглядят опрятно. Нет даже полунамёков на какую-то тиранию и угнетение, чтобы вызвать у нас сочувствие к несогласным с режимом.

Во всём Солисе есть только одно бедняцкое поселение, и именно там вспыхивает искра революции. Разумеется, с голозадыми повстанцами уже знакомая нам ЧВК «Чёрная рука» ничего сделать не может. Более того, мятежники выступают открытым фронтом, постоянно отвоёвывая у «оккупантов» пядь за пядью. Что самое абсурдное, при всём безумстве происходящего, в мире, где к животным можно приделывать реактивные ускорители, история подаётся на полном серьёзе, а шуток здесь — раз-два и обчёлся.

Буря нововведений

600x338  71 KB. Big one: 1920x1080  335 KB





Настоящим двигателем рекламной кампании игры стала разрушительная стихия. Особенно впечатляюще в трейлерах смотрелся торнадо, сметающий всё на своём пути. Предполагалось, что погодные явления будут чуть ли не третьей стороной в конфликте между Рико и силовыми структурами, что добавит игровому процессу небывалой остроты. Но на деле я успел захватить половину карты и за это время лишь однажды торнадо зашёл в гости на военный объект врага и помог герою заработать немного очков хаоса, а губительный эффект смерча даже прочувствовать не удалось, хоть и пытался летать возле него на парашюте.

Количество стихийных бедствий соответствует цифре в названии игры. Помимо торнадо есть метель, шторм и песчаная буря, причём они разведены по своим климатическим зонам. Скажем, буран встречается только в заснеженных регионах. Увы, влияние скверной погоды едва ли ощутимо. В метель Рико медленнее передвигается, но это не затрагивает полёты, и даже прямое попадание молнии во время грозы не смертельно. После прохождения сюжета герой сам сможет вызывать природные катаклизмы, но лишь в окрестностях конкретных баз, так что не получится натравить злобный ветерок на вражью заставу. Да и какой, спрашивается, смысл во всех этих возможностях на этом этапе игры?

Сцепить, поднять и ускорить

600x338  63 KB. Big one: 1920x1080  298 KB

Ответственные за обновление арсенала Рико потрудились на славу. Часть экипировки вроде костюма-крыла и парашюта не претерпела изменений, а вот возможности крюка-кошки сильно расширились. Теперь это не только средство передвижения и лебёдка. Крюк можно оборудовать подъемником и ускорителями — первое позволяет прицепить к объекту или врагу воздушный шарик, и тот унесётся ввысь, а второе — по команде придаёт реактивной тяги тому, к чему оно прицеплено. Причём можно задать мощность каждому компоненту по отдельности и сохранить для быстрого доступа три «пресета».

Но и это ещё не всё. По мере прохождения веток побочных заданий сопротивленцев открываются модификаторы крюка, например, можно настроить шарики так, чтобы они взрывались на определённой высоте или выдерживали больше урона. Но эти функции строго на любителей экспериментировать с физическим движком, мне же больше запомнились новые стволы — молниемёт, ветропушка, «умная» винтовка с автонаведением на цель, гибрид пулемёта и переносной огневой точки. Ещё у каждого оружия теперь есть второй режим огня — обычно это гранатомёт или просто мощный залп, а вот «классические» гранаты пропали.

Взрывы больше не в моде?

600x338  88 KB. Big one: 1920x1080  466 KB

Суть Just Cause всегда была в разрушениях. Игра учитывала нанесённый противнику ущерб и оповещала, сколько всего нужно ещё разнести, чтобы объект перестал играть стратегическую роль. Ныне же в демонтаже всего и вся нет смысла: уничтоженные постройки со временем отстраиваются, а за подрывные работы начисляются сферические очки хаоса, что в перспективе даёт новых рекрутов для расширения линии фронта. Качать уровни хаоса проще простого — перемещаетесь на собственную базу, садитесь в вертолёт и расстреливаете собственные постройки. Логика!

И вот скажите мне, какому гению прошло в голову заменить то, что было фундаментальной идеей игры, невзрачными заданиями? Пример одного из таких: прилетаете на базу, находите и отключаете там шесть генераторов (неприметные постройки, попробуйте-ка их ещё отыскать на огромной базе!), затем идёте к пульту, снова облетаете всю базу и уничтожаете глушилки, возвращаетесь к пульту. Всё, регион можно захватить! Иногда вместо поиска генераторов надо сопровождать и прикрывать хакера или самому что-то взламывать, просто отбиваясь от врагов в подсвеченной зоне, а однажды игра попросила привезти к сканеру три машины (!) определённой марки (!!!). И заметьте, всё это не предполагает вообще никаких боевых действий, ибо Рико достаточно живуч, чтобы с помощью крюка выплясывать у врага под носом.





Это просто. Просто потому что

600x338  66 KB. Big one: 1920x1080  283 KB

Сюжетные задания не настолько плохи, но доступ к ним открывается через захват регионов, так что не избежать того дурдома с вероломными сопровождениями, взломами, доставками и прочими «радостями» жизни. К счастью, никто не заставляет заниматься второстепенными поручениями. Они тут трёх типов и исходят от конкретных мятежников. Один борется с подкреплениями «Чёрной руки», поэтому его просьбы направлены на диверсии и прикрытие бойцов, другой разыскивает реликвии прошлого, и Рико нужен ему в роли расхитителя гробниц. Самая занятная из троицы — бойкая девушка-режиссёр; она мечтает снять фильм и предлагает герою заниматься всевозможным трюкачеством.

Эти самые трюки пришли на смену испытаниям, и это странное нововведение. С одной стороны, теперь не надо из кожи вон лезть, чтобы заработать максимум «шестерёнок», ибо дополнительных условий у этих трюков нет, но с другой, их адское количество (больше 400!), а многие ещё и требуют определённого транспорта, который вы устанете искать. Не завидую охотникам за трофеями, ибо для «платины» нужно выполнить все. Есть и занятия из разряда «пролететь столько-то метров в свободном падении», тоже обозванные «трюками», но о них и сказать нечего — это для соревнований с друзьями, как и прежде.

Рико непобеждённый

600x338  78 KB. Big one: 1920x1080  355 KB

С каждой частью в Just Cause всё сильнее проседала сложность. Если вторая балансировала между увлекательностью и вызовом во всех режимах, то третья ощетинивалась разве что в испытаниях, особенно «лётных». Теперь же трудности исчезли вовсе, ведь пули героя почти не берут, запасу здоровья союзников позавидуют даже «боссы» из The Division, а испытания, как сказано выше, проверяют скорее не навыки, а терпение и усидчивость. И это вторая по значимости беда игры после невнятной механики захвата областей, ибо когда ни окружение, ни противник не может толком дать сдачи, играть становится скучно.

Ещё досаднее, что канули в лету интересные достижения. Помню, как три года назад с блеском в глазах пытался уничтожить базу без оружия и взрывчатки, орудуя одной лебёдкой. Или другое условие, где предлагалось разнести все объекты, не покидая транспортного средства. Но в «четвёрке» трофеи завязаны либо на дурачествах из разряда «протарань своим самолётом другой самолёт», либо на перфекционизме: откройте всех пилотов доставки, найдите все чертежи, посетите все места.

Лети на все четыре стороны

600x338  80 KB. Big one: 1920x1080  490 KB





В комплекте с игрой должна идти брошюра «как развлечь себя в огромном и пустом мире». Жизни за пределами дорог и населённых пунктов нет вообще. Изредка в дикой природе можно встретить козлов, оленей или лам, но они тут, как и в Ghost Recon Wildlands, изображают декорации. И впору задаться вопросом: зачем нам карта таких масштабов, если 95% её территории нельзя найти практическое применение, но при этом окружение кушает системные ресурсы, а в его создание вложен какой-никакой труд?

С падением сложности и упразднением централизованных баз пропала мотивация играть после завершения сюжета. Возникает очередной парадокс: ради чего мы на протяжении всей игры открываем новое оружие, технику и улучшения крюка, если это добро впоследствии негде применять? В третьей части после финала открывался вертолёт с бавариевым щитом, и он сильно помогал в зачистке оставшихся баз, но тут захват регионов не завязан на причинении максимального ущерба, поэтому самые разрушительные игрушки, как и бессмысленная возможность вызывать стихийные бедствия, остаются не у дел.

Когда «Раньше было лучше» — не метафора

Третья часть на запуске утомляла долгими загрузками и принудительным подключением к серверам Square Enix, а на консолях и вовсе случались просадки частоты кадров. Разработчики выводы сделали и в Just Cause 4 повторения этих ошибок избежали, но добились этого за счёт разительного ухудшения картинки: общий уровень детализации стал ниже, а вдали от цивилизации встречаются голые текстуры времён первой Half-Life. Оптимизация тоже могла быть лучше: на ПК игра вылетает чуть ли не каждый час, есть жалобы на невозможность перенастроить управление — неудивительно, что рейтинг игры в Steam оказался в красной зоне.

На консолях техническое состояние игры ещё плачевнее. Чтобы игра стабильно выдавала «тридцатку», на базовых ревизиях PlayStation 4 и Xbox One разрешение урезали до 720p, которое растягивается до 1080p — изображение выглядит так, будто вы смотрите на него через огонь: рябит, слоится, распадается на пиксели, о «лесенках» уж вообще молчу. Ездить на машине из-за неотключаемого размытия в движении мучительно больно. Только к управлению вопросов нет — даже стрелять с контроллера удобно, пускай здесь и нет нужды выцеливать врагам уязвимые места. Потешно, что «мощнейшая консоль в истории» Microsoft (как и PS4 Pro) тянет игру в честном Full HD, но тоже не может выдать выше 30 fps.

Вердикт: боевичок на один раз, растерявший весь шарм предшественников

533x300  47 KB. Big one: 1920x1080  236 KB

Смелая попытка переосмыслить серию обернулась провалом. Вместо того, чтобы с выражением лица мужика с обложки Carmageddon заливать всё вокруг пулемётным огнём, мы тут вязнем в пиксельхантинге, по 40 минут выискивая на базах неприметные объекты, взламываем пульты и маемся прочей ерундой, которая никак не ассоциируется с весельем. Старые рабочие и самобытные механики пустили под нож, а предложенные новшества либо не работают (как стихийные бедствия), либо слишком специфичны и направлены на узкий круг любителей развлекать себя (как модификаторы крюка).

История также получилась невыразительной — персонажи прописаны слабо, миссиям не хватает чего-то по-настоящему сногсшибательного. Это во всех отношениях посредственная игра: местами она веселит, но порой и раздражает. Не рискну рекомендовать её к покупке, в особенности поклонникам прошлых частей, ибо разработчики не очень красиво обошлись с тем, что лично мне в Just Cause было любо и дорого. Рико уже пора на пенсию, и надеюсь, боссы Square Enix позволят ему уйти на заслуженный отдых.

Оценка: 5.7 («Средне»).

Виталий Красновид aka Dezintegration

Выражаем благодарность:

  • Компании «Бука» за предоставленные для игры ключи.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
  • Вступление, обзор Just Cause 4, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал
рейтинг: 3.0 из 5
голосов: 4

Комментарии 4 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают