Might & Magic: Heroes VII – рецензия

9 октября 2015, пятница 00:00

Оглавление

Жанр
Пошаговая стратегия
Разработчик
Limbic Entertainment (Германия)
Издатель
Ubisoft (Франция)
Платформа
Uplay, Steam
Локализация
Текст + озвучка
Дата выхода
29 сентября 2015 года

Вступление

«Эти парни неплохо держат удар», — промелькнула мимолетная мысль, когда бригада из четырех тысяч арбалетчиков синхронно выпустила град стрел по сотне волшебных гигантов, после чего остался стоять на своих каменных ногах только один из них. В такие моменты невольно задумываешься: когда приходит победа? С падением последнего вражеского замка, или когда понимаешь, что равных твоей армии уже нет?

История «Героев меча и магии» полна взлетов и падений. Если четные части шли по опасной тропе экспериментов, то нечетные всегда возвращали её к истокам. Но такого ли возвращения ждали поклонники серии? Ответ где-то рядом, в обзоре игры «Меч и Магия: Герои VII».

— Боже мой! Сундук сокровищ! Я богата!
— Третий уровень, а уже считает себя богатой. Нубьё…

«Теория большого взрыва» (2008)

450x274  33 KB. Big one: 1920x1170  532 KB





Астрологи объявили неделю багов

Производительность снижена вдвое.

Если бы меня спросили, какие чувства и эмоции вызывают седьмые «Герои», на ум пришло бы одно слово — усталость. Когда одна карта увлекает на три с лишним часа, а на всю кампанию едва ли хватает суток, чувствуешь себя словно после изнурительного рабочего дня, где не было места отдыху.

Но вместо внутреннего удовлетворения лишь недоумение, пустота и вопрос «что это было вообще?». Новая часть легендарной серии сжигает столько времени не из-за того, что игровой процесс увлекательный, а потому что всё в ней работает на затягивание времени, от коварных противников с их десятком героев, танцующих кругами в своих владениях, до скорости загрузки и проигрывания анимации в бою.

450x253  22 KB. Big one: 1920x1080  291 KB
Эффектов недели стало в разы больше. Есть забавные, а есть крайне полезные. Запрет дистанционных атак или отсутствие контрудара могут круто повлиять на исход игры.

Самое время вспомнить наш обзор дополнения шестых «Героев» и понять, что или опыт прошлых релизов Ubisoft ничему не научил, или о возможных проблемах издатель был осведомлен, но они показались ему приемлемыми, чтобы запустить третий этап бета-тестирования. Уже не за счет добровольцев, а усилиями разгневанных покупателей, которые успели нанести ответный удар чередой отрицательных отзывов.

Можете возразить, что со временем всё исправят, техническую сторону подтянут и у игры вообще большой потенциал, но будете ни разу не правы. Все проблемы «Семёрки» не решат ни заплатки, сделанные на скорую руку, ни полномасштабные дополнения с новыми фракциями и кампаниями — они способны вернуть пациента к жизни, но не поднять на уровень культовой «Тройки» или даже презираемой многими «Шестерки».

450x253  31 KB. Big one: 1920x1080  435 KB
Баги седьмых «Героев». Заметка #1. Некорректная работа освещения. На самом деле это пустыня и сейчас далеко не ночь.

Корень всех зол — искусственный интеллект. Да, он плох в девяти играх из десяти, и постоянно сетовать на это в обзорах уже неприлично, но данный случай особенный. Виртуальные мозги в «Героях VII» даже не плохие, они… отсутствуют. Противник не собирает ресурсы, не сражается с нейтральными отрядами, не нападает на нас — он с легкостью может просидеть всю игру в своем замке, не делая вообще ничего.

В кампаниях такая пассивность заметна сильнее всего, не спасают даже скрипты. Вражеский герой по щелчку невидимого переключателя может прибежать в ваш город и убиться об непобедимую для него армию, а порой просто скачет рядом, хоть и взять твердыню ему по силам. Иногда оппонент бесконечно возрождается с той же армией и уровнем, пока не выполните определенное событие, что порядочно раздражает.





450x253  32 KB. Big one: 1920x1080  461 KB
Живописных арен в игре хватает. Правда, никогда не угадаешь с размерами поля боя, из-за чего тактика быстрого поджима к стрелкам рискует провалиться.

Тактические сражения также проходят не без причуд. Компьютер редко использует ударную магию, не убегает с поля боя, а большому отряду стрелков часто приказывает занять оборону вместо того, чтобы добить блокирующих их бойцов. Иногда не идет на сближение, посылая войска параллельно вашей свите, а когда бежит на все доступные клетки, подставляется под стрелков, вместо того, чтобы пройти только то расстояние, что позволит атаковать в следующем раунде.

Интеллект союзников на том же уровне. Система расчета итогов битвы работает некорректно, ведь во время автоматического боя не используется магия, а вы можете потерять войска там, где по идее должны убивать всех прежде, чем те дождутся своей очереди хода.

450x253  30 KB. Big one: 1920x1080  494 KB
Баги седьмых «Героев». Заметка #2. Минотавр стал на клетку, где частично расположился вражеский отряд. Теперь его нельзя атаковать.

При таком-то послужном списке ИИ умудряется долго обдумывать свои ходы на карте, так что пока лучше воздержаться от попыток сыграть партию в мире максимального размера и с кучей противников. Но даже при наличии изрядного терпения вы её вряд ли доиграете — в какой-то момент игра вылетит с ошибкой из-за утечки памяти, а последние сохранения по той же причине не смогут загрузиться.

Стоимость вашей игровой площадки и количество планок памяти на это дело практически не влияют — противник в любом случае будет долго думать, а игра съест всю доступную память. Последнее — уже визитка Limbic Entertainment, поскольку в её же игре «Меч и Магия X: Наследие» была схожая проблема, но тогда пострадали только пользователи 32-битных версий Windows.

450x253  25 KB. Big one: 1920x1080  304 KB
За очки Uplay можно разблокировать пиксельный режим, но такой вид тяжело назвать приятным.

Со стороны Uplay в этот раз неполадок оказалось меньше. Игру научили обновляться автоматически, как в Steam, больше нет жесткой градации между цифровой и розничной версией, а также запрета на игру с иностранцами. Канула в лету сетевая служба Conflux: теперь нет надобности в постоянном подключении к сети, чтобы получить полный доступ к игровой функциональности (вроде оружия в правой руке).

Нас лишили только выбора языка. Где бы вы ни купили игру, получите одноязычную русскую версию. И даже притом, что озвучка выполнена на достойном уровне (хоть актеры и звучат местами слишком театрально, с переигрываниями, словно на детском утреннике), сам факт подобных ограничений расстраивает, особенно в Steam, где возможность перепродажи дешевых версий на Запад полностью устранена.

450x253  14 KB. Big one: 1920x1080  150 KB





Кто к нам с мечом придет…

Тот от магии огребет.

Останавливаться подробнее на багах не стоит — самые яркие из встретившихся мне лично вы найдете на иллюстрациях. В остальном игра не так безнадежна, как кажется: даже с учетом того, что глобально работа выполнена на троечку, отдельные элементы заслуживают если не аплодисментов, то хотя бы похвалы.

Самый главный довод защиты — концептуально это те самые «Герои». С исследованием карты мира, прокачкой героев, сбором ресурсом и отстройкой городов, ну и, конечно же, тактическими сражениями, где отряды поочередно дубасят друг друга до полного уничтожения одной из сторон. В этом аспекте серии повезло больше, чем Sacred или Command & Conquer, выродившимся в непонятно что.

450x253  29 KB. Big one: 1920x1080  378 KB
Крупные планы в бою теперь показываются не только при срабатывании удачи. Их частоту можно отрегулировать или полностью отключить в настройках.

Перемены к лучшему заметнее всего в системе умений. Если раньше из любого героя можно было воспитать кого угодно, неизменной оставалось лишь расовое свойство и специализация, то теперь получаем подсмотренное в «браузерке» Heroes of War and Money колесо умений, где доступно десять групп навыков, подходящих под стиль героя, три из которых можно изучить до степени магистра.

С учетом того, что продвинутые умения стоят столько же, сколько и учебные, освоить высший ранг в одной из категорий можно уже на пятом уровне, что делает короткие сетевые партии интереснее и разнообразнее. Проблема только с балансом: любой маг с пачкой слабых гаргулий в блицкриге смешает с грязью героя-воина, если ему повезет с классовым заклинанием массового поражения вроде «цепной молнии» или «цунами».

450x253  27 KB. Big one: 1920x1080  322 KB
Наглядности колесу умений не занимать, но хотелось хотя бы одну секцию высшего ранга предоставить на выбор игроку, чтобы во время сетевых сражений было чем удивить.

Новые чары теперь, как и положено, изучаются в городских гильдиях магов и разбросанных по карте святилищах, при условии, что герой не полный неуч и что-то в магии своей школы понимает. Тем, кто полагается на оружие и численность воинства, по-прежнему доступны боевые кличи, изучаемые как умения, но играть за бойца сейчас не очень комфортно, особенно на первых порах.

Есть и относительно мирные специализации вроде дипломата, исследователя или экономиста, так что парочка второстепенных героев — не роскошь, а скорее необходимость. Пока полководец четвертует монстров, логистик ходит за ним по пятам, собирая бесхозные ресурсы и захватывая шахты, а меценат улучшает финансовое благосостояние, когда становится наместником в городе.





450x253  13 KB. Big one: 1920x1080  151 KB
Баги седьмых «Героев». Заметка #3. Кучки ресурсов не всегда что-то приносят, хотя по идее должны.

Разработчики провели реформу строительства, к примеру, в «Семерке» появились взаимоисключающие постройки. Вам предстоит выбирать между типом жилища легендарного существа (гидра или черный дракон), дополнительным рудником и источником редкого ресурса, алтарем с временным бонусом и защитным рвом.

Зданий стало не просто больше, некоторые из них открывают новые возможности. С помощью гильдии воров можно узнать о количестве вражеских героев и уровне его экономики. За счет строений подчеркнули и различия между фракциями. Так, маги научились создавать свитки заклинаний и разбирать артефакты на ресурсы, а темные эльфы стали посылать лазутчиков грабить вражеские предприятия.

450x253  31 KB. Big one: 1920x1080  348 KB
Об экранах городов было сказано много не самых приятных слов, но сейчас это последняя вещь, на которую критикам стоит обращать внимание.

К числу достоинств можно добавить и сюжет, хоть и косвенно, но продолжающий события шестой части. Повествует он о гражданской войне, охватившей герцогства людей после смерти последней императрицы династии Сокола и становлении Грифонов как правящего рода Священной Империи.

В главных ролях человек с обложки с бесконечно толерантным лицом, герцог Иван. Он собрал тайный совет из представителей разных рас, и прежде чем идти на врага с шашкой наголо, желает выслушать доводы каждого из участников. Таким элегантным способом игра подводит нас к шести основным кампаниям, из которых достаточно завершить две, чтобы получить доступ к финалу. Но чем больше рассказов выслушает будущий император, тем больше возможностей и побочных миссий будет у нас в двух миссиях развязки.

450x253  20 KB. Big one: 1920x1080  297 KB
Выбор невесты Ивана — одна из немногих дилемм игры. Решение определит, кто вам будет помогать на заключительном задании.

История подается в виде знакомых еще по «Шестерке» диалогов с портретами героев, иногда прерываясь на ролики, выполненные в стиле рисованных слайдов, что выглядит очень красиво и атмосферно… особенно на фоне диалогов в зале совета, где демонстрируются крупные планы рассказчиков с раскрытыми ртами в застывших позах. Не хватило времени сделать анимацию или так задумано, понять сложно.

События основных кампаний разворачиваются в разное время и в разных местах, и даже в рамках одной главы действующие лица иногда меняются, но их истории увлекают, и несмотря на предсказуемые развязки, всегда интересно, чем и как все закончится. Особенно хорошо у сценаристов получилась отсылка к сюжету игры «Меч и Магия Х: Наследие» — к проработке вселенной Асхана и раскрытия этого мира в рамках трех серий (ролевая Might & Magic, «Герои» и Dark Messiah) пока вообще нет претензий.

450x253  25 KB. Big one: 1920x1080  321 KB

Пробуждение Силы

Почему это не те герои, которых вы ищете.

Любовь к рыцарям, подвигам и доблести многим из нас привили еще в детстве, но в седьмых «Героях» мы предстаем не только в роли читателей и слушателей. С этим-то и связана часть, которую не исправить обновлениями, без переработки всего. Если искусственный интеллект — это своего рода подножка на пути к успеху, то дизайн и уровень проработки карт — смачный такой шлепок лицом об асфальт.

Большая часть сценариев и карт кампании проходятся по принципу «подкачал героя -> собрал армию -> вынес противника -> выполнил сюжетное действие». Что-то оригинальное встречается от силы раз за пять игр, да и там стимулы думать появляются лишь за счет лимита по времени или неочевидности, как добраться до определенной точки. В итоге весь процесс превратился в рутину, вязкую и монотонную.

450x253  28 KB. Big one: 1920x1080  363 KB
На картах слишком много неиспользуемого и просто пустого пространства. Это приводит к тому, что вы дольше бегаете от одной полезной точки к другой.

Подобные симптомы проявлялись уже в «Шестерке», но там были династии, многогранные внутриигровые достижения, прокачка по пути Крови или Слез, запоминающиеся битвы с боссами, улучшаемые артефакты, мотивирующие сражаться с нейтральными армиями даже героем максимального уровня. Всего этого в «Героях VII» нет, и разработчики не придумали, чем заполнить образовавшуюся пустоту.

В какой-то момент игры вы просто обнаружите, что играть стало не интересно, и кроме желания узнать развязку истории вас ничего не держит. Усугубляет ситуацию еще и низкая сложность: даже на «героическом» уровне ни нейтралы, ни вражеские герои не представляют большой угрозы, а баланс скриптовых боев, где мы сражаемся фиксированными армиями, настроен так, что их выиграет даже младенец.

450x253  18 KB. Big one: 1920x1080  193 KB
Иногда в миссиях встречаются головоломки. Но они здесь для того, чтобы отвлечь от однообразия и рутины, а не бросить вызов вашей смекалке.

Игра не способна покорить новизной. Перед нами те же «Герои VI» с порезанными возможностями, где на пару действительно дельных идей найдется три неудачных, или же приятные нововведения слишком незначительны на фоне актуальных проблем.

Скажем, в битвах теперь работают бонусы к урону при атаке с фланга и с тыла, герои освоили новые походные заклинания вроде разведки земель и временного увеличения производства шахт, а некоторые существа стали атаковать стихийным, а не физическим уроном. Бойцов из форта окрестных земель можно нанять прямо в городе, а также улучшать сами форты, чтобы они рожали сразу улучшенные версии существ. Но всё это — мелкие изменения, которые в ту же шестую часть можно было бы добавить патчем.

450x253  34 KB. Big one: 1920x1080  463 KB
Нас не пустят в этот город. Но вы в нем уже бывали, не так ли?

Связь с предшественницами выражается и в прямых заимствованиях. Часть портретов, моделей существ, городов и строений, а также отчасти интерфейс перекочевали сюда прямиком из шестой части с незначительными изменениями или вообще без оных. Армии Лесного Союза и Академии практически под копирку перенесли из «Пятерки», лишь некоторых созданий переименовали и перетасовали их между рангами.

Но куда большая проблема существ — обезличенность. В шестых «Героях» каждый второй боец обладал какой-то уловкой вроде усиленной атаки или заклинания, здесь же большая часть наших подопечных — просто стрелки и рукопашники, отличающиеся показателями атаки, защиты и здоровья, да парочкой малозначимых пассивных умений. Даже скелеты потеряли фирменный бонус защиты от стрелков, а аналогам призраков взамен воскрешения нежити и шанса на промах дали смехотворный иммунитет к атакам с фланга и тыла.

450x253  23 KB. Big one: 1920x1080  269 KB
В игре есть встроенная энциклопедия. На картинке новичок замка магов — симург, которого можно в какой-то мере считать преемником феникса.

Проблемы настигли и тех, кто видел в «Героях VII» хороший потенциал для сетевой игры. Карт ручной выделки всего восемь, а генератор случайных карт хоть и доступен… но не совсем. Запускается он из редактора, и если не зависнет в момент создания мира, предложит территории, усеянные узкими тропами, где к части строений просто невозможно добраться. Нельзя пока и создать карту со смешанным ландшафтом — либо пустыня, либо леса, либо снега: всегда что-то одно.

Такие недоработки уже не удивляют, ведь даже в кампаниях дизайн карт — худший в серии. Карты по большей части линейны, хоть разработчики и пытались это скрыть, усеяв их сетью порталов и переходов между поверхностью и подземельем, а побочные задания, открывающие альтернативные пути прохождения, встречаются очень редко.

450x253  18 KB. Big one: 1920x1080  237 KB
Баги седьмых «Героев». Заметка #3. Однажды Ивану перешел дорогу человек-невидимка. Он не имел имени и, в отличие от остальных противников, не оставил трофеев.

Никогда нельзя сказать, достаточно ли сделать то, что написано в дневнике заданий, или позже вам еще что-нибудь подкинут. Это особенно критично для хоть и редких, но неприятных миссий с ограничением по времени: вы спланировали маршрут, просчитали ситуацию на несколько ходов вперед, а потом оказывается, что это еще не конец, и вам нужно начинать все сначала, поскольку не уложились в таймер.

Отсюда и еще один раздражающий фактор: непредсказуемость. Допустим, вкачали одного персонажа в атаку, а другого в экономику. Затем выясняется, что ударный герой волей сюжетного поворота переходит на сторону врага вместе со всей армией, а вы остаетесь у разбитого корыта с парнем, который вместо нападения и магии учил логистику и экономику. Загрузкой сохранения можно предотвратить потерю армии и артефактов, но сам факт подобных прецедентов для игры в жанре стратегии неприемлем.

450x253  22 KB. Big one: 1920x1080  230 KB

Пять самых бессмысленных вещей игры

Не все истоки одинаково полезны.

Алтари и печати богов драконов. Часто ключевые места заблокированы не сильной армией или героем по принципу «собери войска и докажи свою силу, чтобы завоевать награду», а печатями. Всё доходит до абсурда: чтобы получить желанное, которое находится совсем рядом, вам следует найти и посетить алтарь (возможно даже не один), расположенный черт знает где на задворках игрового пространства, что обеспечивает вас необоснованной беготней с одного края карты на другой.

450x188  19 KB. Big one: 1920x800  158 KB

Палатка первой помощи. Скучали по ней в шестых «Героях»? Если нет, то это нормально, поскольку сложно найти более бесполезное устройство в игре. Её так и не научили воскрешать павших, хоть это решение давно напрашивалось, поэтому будете часто наблюдать, как она восстанавливает 5-10 единиц здоровья феям или мечникам. И даже прокачка ветки умений «Искусство войны» не поможет: как восстанавливались крохи жизни, так все и останется.

450x188  15 KB. Big one: 1920x800  145 KB

Стража в гарнизоне. Раньше постройка укреплений повышала недельный прирост существ, теперь стены обеспечивают замок дополнительной охраной на случай осады. Увы, вреда от неё больше, чем пользы, ведь серьезный натиск кадровым воякам не отбить, а ИИ любит убивать малочисленные отряды, поскольку гибель группы отныне влияет на боевой дух войск. На заставах тоже есть стража, причем такой гарнизон нельзя расформировать за ненадобностью, что раздражает, когда враг постоянно отбивает ключевой проход.

450x188  17 KB. Big one: 1920x800  141 KB

Кнопки «Армия и снаряжение» и «Продолжить ход». Двойной клик мыши — замечательное изобретение человечества. Но ни наши соотечественники из Nival, ни венгры из Black Hole, ни немцы из Limbic о нем не знают. Открыть меню героя можно кликом на его портрете, а чтобы походить на карте, достаточно двойного клика на любом её участке. Так зачем эти опции дублировать отдельными кнопками интерфейса? Да и зачем этот блок вообще на экране, если опции можно навесить на горячие клавиши?

450x188  12 KB. Big one: 1920x800  97 KB

Герой еще не сделал ход! (клик1) Уважаемый игрок, походите героем! (клик2) Обратите внимание, ваш герой еще ничего не сделал в этом раунде. (клик3) Нет, я не дам добро на атаку вашим последним отрядом в этом раунде, обдумайте ваше решение еще раз. (клик4) Вы действительно не хотите походить героем? Ну, ладно.

450x188  21 KB. Big one: 1920x800  171 KB

Заключение

При всех своих недостатках, к седьмым «Героям» нет ощущения неприязни или презрения. Отношение к этой части скорее как к нашкодившему ребенку — нужно поругать и в случае чего поставить на место, но не из ненависти или праведного гнева, а в надежде сделать из него человека. И хотя это послание вряд ли дойдет до разработчиков, пусть оно послужит предупреждением для тех, кто интересуется серией.

Пока игру стоит отложить до заплаток, исправляющих искусственный интеллект, утечку памяти и многочисленные баги, а тем, кто ею еще не разжился, лучше вовсе отложить покупку до выхода Complete Edition со всеми исправлениями и дополнениями. Игра неплоха, но ей пока далеко даже до уровня шестой части, а учитывая прохладный прием игроков, уместно задаться вопросом: станет ли она вообще лучше?

450x253  17 KB. Big one: 1920x1080  139 KB

Вердикт: попытка продать игру с душой «инди» по цене летнего блокбастера — сама по себе авантюра, но возвращение к истокам по принципу урезания возможностей — едва ли не фатальный шаг.

Оценка: 6.7 («Неплохо»).

Виталий Красновид aka Dezintegration

Выражаем благодарность:

  • Компании Ubisoft за предоставленный для игры ключ.



Страницы материала
  • Вступление, астрологи объявили неделю багов, кто к нам с мечом придет, пробуждение силы, пять самых бессмысленных вещей игры, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал

Комментарии 45 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают