Обзор и тестирование серийной процессорной СВО SilverStone Tundra TD02 (страница 3)
реклама
Технические характеристики и соперники
Поскольку компактные СВО в первую очередь являются конкурентами лучших воздушных систем охлаждения, то соперники для модели SilverStone были подобраны знатные. Первым стал Thermalright Silver Arrow SB-E, который можно смело назвать одним из лучших двухсекционников.
Восемь медных теплотрубок и две секции алюминиевых ребер делают его очень серьезным оппонентом любому охладителю и главная героиня не исключение.
Второй соперник приходится дальним родственником Tundra TD02, поскольку также является детищем инженеров Silverstone. Это здоровяк Heligon HE02, в первую очередь рассчитанный на пассивный режим работы.
реклама
Однако большая площадь рассеивания и приличная масса вкупе с парой вентиляторов TY-140 делают его серьезным конкурентом для «водянки».
Чтобы не быть голословным, технические спецификации этой парочки собраны в таблицу.
Название модели |
SST-HE02 |
Silver Arrow SB-E |
Тип конструкции радиатора |
|
|
Количество секций, шт. |
|
|
Размеры радиатора, мм |
|
|
Масса радиатора, г |
|
|
Количество тепловых трубок, шт. |
|
|
Диаметр тепловых трубок, мм |
|
|
Количество ребер, шт. |
|
|
Площадь рассеивания, кв. см |
|
|
Типоразмер вентилятора, мм |
|
|
Количество вентиляторов, шт. |
|
|
Но не кажется ли вам, что в списке противников системы водяного охлаждения чего-то не хватает? Лично мне не по нраву, что такие системы редко противопоставляют самосборным «водянкам» на основе заводских компонентов. А у меня как раз завалялась таковая после разбора собственного моддинг-проекта. Понятное дело, что Tundra будет в проигрыше, но насколько? Вот это мы и проверим.
Главным элементом такой СВО станет водоблок словенской компании EK с названием Supremacy.
реклама
Сердцем системы стала помпа Swiftech MP35X, которая крутилась на максимальной скорости в 4500 оборотов.
К сожалению, у меня нет двухсекционного радиатора, который хотя бы отдаленно можно было сравнить с родным теплообменником Silverstone, поэтому в дело пошел Coolgate 360.
Низкий уровень FPI позволяет не раскручивать вентиляторы до космических скоростей, а толщина в 60 мм дает отличную эффективность. Продували это медно-латунное богатство три вентилятора Noiseblocker Multiframe S-Series MF12-S2 на максимальной скорости в 1200 оборотов в минуту.
Из остальных компонентов были задействованы:
- Резервуар EK-RES X3 110;
- Шланги TFC 10/16;
- Компрессионные фитинги TFC 10/16.
Фотографии тестового стенда с установленной СВО приводиться не будут, дабы не травмировать психику, поскольку выглядело все это в условиях открытого стенда, мягко говоря, несимпатично. Один только резервуар, установленный кое-как на угол стола, чего стоит.
После выбора конкурентов предстоит еще более интересная задача в виде определения всех нюансов тестирования и сведения скоростных характеристик к общему множителю.
Инструментарий и методика тестирования
Стендовый процессор был разогнан повышением множителя до 4.8 ГГц при напряжении 1.45 В.
Нагрузку, как всегда, создавала утилита LinX с AVX версии 0.6.4. Объем задействованной памяти равнялся 2 гигабайтам, а время тестового прогона составляло 15 минут.
Температурные показатели фиксировались программой RealTemp версии 3.7. В зачет шла максимальная температура ядер.
Все тесты были проведены в среде операционной системы Windows 7 Максимальная с последними обновлениями.
реклама
А теперь перейдем к более интересному. Максимальная скорость вентиляторов TY-140, которые устанавливались на Silver Arrow и HE02, равнялась 1300 оборотам в минуту. Далее с шагом в 200 RPM шло понижение, а низшей точкой стало значение 900 RPM.
С вентиляторами Tundra TD02 все не так просто. До показателей соперников пара родных «стодвадцаток» не может опуститься физически, да и разный типоразмер стоит учитывать – на одинаковой скорости «стосороковки» прокачают больше воздуха. К тому же плотная посадка ребер явно не способствует низким скоростным показателям. Поэтому было решено противопоставить TY-140 родные вентиляторы А1225Н12, только с другим шагом понижения скорости. Максимальное значение – 2500 оборотов в минуту, далее шло понижение до 2000 об/мин, а последние тестовые испытания проводились на скорости 1500 RPM.
После разбора официальной части можно переходить к расширенному тестированию. И первой на очереди стоит помпа. При обнаружении одинокого провода 3 pin, идущего из коробочки со снежинкой, сразу же возникла идея проверить, как покажет себя TD02 при снижении скорости потока. По заводскому значению импеллер помпы крутится на скорости 2500 оборотов в минуту, но с помощью реобаса Lamptron FC5V2 этот параметр был понижен до 1800 RPM.
Напоследок еще раз приведу характеристики самосборной СВО. Скорость помпы составила 4500 RPM, три вентилятора на толстом радиаторе крутились на 1200 оборотов. В качестве хладагента использовалась чистая дистиллированная вода без каких-либо присадок.
Шум фиксировался в ночное время при закрытых окнах и дверях. Микрофон измерительного прибора TENMARS TM-102 располагался в метре от работающего тестового стенда.
Когда с методикой тестирования более-менее все ясно, можно переходить к рассмотрению и анализу результатов.
Результаты тестирования
Вот мы и подошли к одному из главных разделов всего материала.
Первой на очереди стоит серия тестовых испытаний с парой соперников из стана воздушного охлаждения. Помпа TD02 при этом работала на максимальной скорости.
Меньше – лучше
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
На максимальных и средних оборотах вентиляторов Tundra уверенно обходит массивного собрата в виде HE02 и выигрывает у Silver Arrow SB-E! Для систем водяного охлаждения это очень хороший результат. Правда, не стоит забывать, что такие показатели зафиксированы при максимальной скорости помпы, да и пара пропеллеров на радиаторе дует неслабо, в то время как TY-140 спокойно крутятся на 1300 или 1100 RPM.
Именно из-за этого было интересно сравнить, как скажется на самочувствии процессора понижение скорости помпы. Для этого пришлось прибегнуть к помощи Lamptron FC5V2. Обороты маленького «сердца» скидывались до 1800 RPM, но вентиляторы при этом продолжали крутиться на максимальной скорости.
Максимальная температура ядер после этого увеличилась до 81 градуса по Цельсию. Теперь понятно, почему производитель не стал прибегать к регулировке помпы – удар по эффективности работы может быть весьма ощутимым.
А теперь гвоздь программы. Стоит ли собирать систему водяного охлаждения за 12 тысяч рублей (примерная стоимость тестовой СВО) или можно ограничиться «водянкой» закрытого типа?
Меньше – лучше
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Тут двоякое впечатление. Разница составляет 6 градусов, но это нивелируется более мощной помпой, водоблоком лучшего качества и толстым радиатором в составе самосборной СВО. Плюс системы, собранной самостоятельно, очевиден. Думаю, вам тоже станет все понятно, когда мы взглянем на результаты шумомера.
Меньше – лучше
С расстояния 1.0 м
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
На максимальной скорости «Тундра» шумит весьма заметно. С понижением оборотов шум стихает, но даже на полутора тысячах TD02 все равно громче, чем соперники из стана воздушных кулеров. Увы, победа в эффективности стоит жертв.
При снижении оборотов вентиляторов становится заметно слабое жужжание помпы. Шум родных пропеллеров на максимальной и средней скорости заглушает его, но при минимальной скорости он уже слышен. Впрочем, возможно, это особенность исключительно этого экземпляра Tundra TD02.
Что касается выступающей вне конкурса СВО из заводских компонентов, то она лишь слегка выделяется из общего фона комнаты – показатели шумомера зафиксировали цифру в 35 децибел в метре от открытого стенда, вокруг которого (и над ним) были разложены помпа и радиатор. Другими словами, если взять радиатор сопоставимых размеров и менее производительную помпу, то температурные показатели выйдут на один уровень с традиционными охладителями, но при этом такая система будет практически неслышной. Впрочем, не будем забывать, что и более дорогой.
Заключение
Что в итоге? Silverstone выпустила красивую «водянку», которая уделывает лучших представителей воздушных кулеров. Пусть уровень отрыва не очень-то и велик, но на фоне конкурентов и это достижение.
Увы, победы при прочих равных не вышло. TD02 не может похвастать бесшумным нравом, да и стоит, пусть и не так намного, но все равно заметно дороже воздушных суперкулеров – 120 долларов. Не стоит забывать, что двухсекционный радиатор накладывает некоторые ограничения при размещении системы в корпусе (хотя собственно установка на процессор даже проще, чем у большинства воздушных охладителей).
Как итог: Tundra TD02 вполне можно посоветовать людям, которые хотят выжать максимум из своего процессора за вполне разумную цену, и при этом не заморачиваться сборкой и обслуживанием СВО на основе заводских компонентов.
Плюсы системы:
- Отличная эффективность;
- Приятный внешний вид;
- Простота установки.
Минусы системы
- Высокая стоимость;
- Достаточно высокий уровень шума штатных вентиляторов.
Выражаем благодарность:
- Компании SilverStone за предоставленную для обзора СВО SilverStone Tundra TD02.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила