Уместить в 50 сантиметров: проект "GTX-S"
реклама
Оглавление
- Вступление
- Правила конкурса
- Концепция системы
- Подбор компонентов
- Чертеж и выбор материалов
- Сборка
- Результат
- Заключение
- За кадром
Вступление
Все началось еще в 2006 году. Тогда компания NVIDIA проводила моддинг-конкурс «SLI-Machine». Если кто помнит, я принимал там участие с проектом «SLIяние». После этого появились другие увлечения, но, как известно, мужчины не взрослеют, меняются лишь игрушки. У творческих людей (полагаю, это применимо и к моддерам) меняются объекты приложения своих рук. Тем не менее, за событиями на моддинг-сцене я следил.
И неожиданно, в середине мая 2013 года, мне повстречалась новость о новом конкурсе NVIDIA. Причем на этот раз он не был связан напрямую с моддингом, а информация о нем размещалась в основном на сайтах, посвященных теме разгона. Я наткнулся на нее на главной странице Overclockers.ru в разделе «Новости IT-рынка».
Правила конкурса
реклама
«Прими участие в конкурсе компактных игровых ПК и выиграй GeForce GTX TITAN!» – именно так была озаглавлена заметка о нем. «Здорово!» – подумал я, принявшись читать условия. Тогда и стало понятно, почему информация находится тут. Дело в том, что конкурс состоял из двух номинаций (секций, по заявлениям NVIDIA), не связанных друг с другом. В обеих секциях предлагалось создать компьютер «на базе игровой видеокарты GeForce GTX и платформы Mini-ITX в серийном или собственном корпусе».
В первой номинации необходимо было показать на этой конфигурации максимальный результат в «3D Mark Fire Strike». Тут сразу стало ясно, что для победы нужна топовая видеокарта и такого же класса процессор, при этом еще разогнанные, чтобы опередить конкурентов с аналогичной системой. Корпус значения не имел, лишь бы сумма размеров не превышала 90 см. Про участие здесь я даже думать не стал.
А вот вторая секция меня сразу заинтересовала. Там уже не принимался во внимание результат в 3D Mark, важны были именно размеры корпуса, если быть точнее, то сумма длин всех измерений. Мощность «железа» не была определяющим фактором, но тест Fire Strike все равно был необходим для демонстрации работоспособности. Естественно, что с заводским корпусом надеяться на победу смысла не было.
Мгновенно было принято решение делать кастом-корпус. Нужно обратить внимание, что, в отличие от моддинг-конкурсов, где «художникам от цифры» дается иногда по полгода на рождение шедевра, в данном соревновании на все про все был выделен всего месяц. К тому же оно проводилось тогда, когда только начинаются теплые дни, и вся страна выезжает на отдых. Условия осложнялись тем, что заметка о конкурсе попалась мне на глаза только 14 мая. К слову, были и положительные моменты. Во-первых, резко снижалась конкуренция. Во-вторых, с 15 числа я уходил в двухнедельный отпуск. И самое главное – никто не требовал «сделать красиво», не было ограничений по материалам, дизайну и формам.
Естественно, я не мог опозориться перед всемирно известной компанией, да и черно-зеленый стиль мне очень нравится, поэтому тому, что получилось в итоге, можно с гордостью присвоить наименование «моддинг-проект». Само название было придумано уже после отправления заявки. Тут думаю, все ясно. Буква «S» обозначает Small (маленький – англ.), а GTX – линейка мощных игровых видеокарт. Само собой, за две недели проекты, претендующие на звание «моддинг года», не делаются, впрочем, обо всем по порядку.
Концепция системы
С чего обычно начинается создание кастом-кейса? С обдумывания идеи, выбора материалов, сочетания цветов и так далее. В моем же случае успех всей затеи определял выбор комплектующих, а также их компоновка в корпусе.
В условиях конкурса было сказано: «В системном блоке компьютера должны быть все компоненты, необходимые для его функционирования. Не допускается, например, применение выносного блока питания». DVD-привод был не обязателен и это уже упрощало дело.
реклама
В первый же день я прикинул, какое расположение комплектующих в пространстве занимает меньше места. За вдохновением пришлось зайти в интернет, посмотреть, как с этой задачей справляются производители готовых ПК. Интереснее всего решили этот вопрос в фирме «Digital Storm» с моделью «Bolt» – самым тонким игровым ПК с GeForce GTX Titan внутри. Видеокарта там располагалась в одной плоскости с материнской платой благодаря применению гибкого удлинителя PCI-Express X16 (так называемого riser).
Искать riser мне было некогда, поэтому все свелось к обычной компоновке – видеокарта образует с системной платой прямой угол. Материнская плата могла занимать как вертикальное положение (как в стандартных корпусах), так и горизонтальное. Было решено положить ее на дно корпуса. Блок питания и жесткий диск должны были разместиться выше платы, но не выходить за верхний край видеокарты, установленной вертикально. И при этом не выступать дальше «материнки» ни вперед, ни назад. Ну а дальше уже началась жестокая борьба с миллиметрами.
Подбор компонентов
Итак, размер материнской платы был задан, mITX это 170x170 мм. К слову, она была заказана в тот же день, ей стала Gigabyte GA-Z77N-WIFI. Да, можно было обойтись чем-нибудь проще, даже с встроенным слабеньким процессором, но мне уже давно хотелось собрать маленькую и мощную систему, да и время апгрейда пришло. Место в 1155 сокете занял Intel Core i7-3770K. Размеры же остального мне просто необходимо было минимизировать.
Естественно, когда собираешь бескомпромиссно сжатую в пространстве конфигурацию, возможны проблемы с перегревом, и какой-нибудь младший Celeron было бы легче охладить. Но мне требовался только разовый прогон одного из тестов, к тому же в итоге получилось даже под нагрузкой удержать температуру CPU в достойных пределах (в среднем 50 градусов Цельсия).
Выбрать оперативную память труда не составило. Была приобретена планка низкопрофильной DDR3 4 Гбайта Kingston KVR16N11/4 PC-12800 1600 МГц. Естественно, модная память с огромными радиаторами в данном корпусе мне была абсолютно не к месту. Быстро определился и жесткий диск – Western Digital WD5000BPVT 2.5''.
Выбор видеокарты – самое интересное. Это то, от чего зависит победа. Естественно, моя GTX 295 сразу была отклонена из-за размеров. Итак, требовался графический ускоритель GeForce GTX с самой маленькой длиной печатной платы, желательно с однослотовой системой охлаждения, еще лучше, низкопрофильный. Критичным было также, чтобы дополнительное питание подключалось со стороны, противоположной видеоразъемам (то есть параллельно материнской плате). С такими характеристиками требуемой модели не нашлось. Все низкопрофильное и однослотовое заканчивалось на GT 640, а мне нужен GTX. Еще на память пришла узкая GTS 450, выпущенная Sparkle, но опять не то.
В итоге мой выбор остановился на GTX 650. Осталось определиться с производителем. Естественно, умещать в один слот решение такого класса никто не спешил, это пришлось делать самому. Не нашлось и альтернативных тонких кулеров для данной линейки видеоплат.
Хорошо, тогда нужно видеокарту, на краю которой я смогу установить тонкий кулер с торцевым выбросом воздуха, который будет прогонять его через всю плату к задней панели. Но как назло, все производители ставили кулеры с пластинками, развернутыми в разные стороны в виде веера, по типу Intel Box 775. Все, кроме одного… MSI NV N650-1GD5/OCV1 – именно так называлось то, что мне нужно. Естественно, она тут же была заказана.
Выбор кулера на процессор оказался непростой задачей. Хотелось, чтобы над материнской платой, помимо системы охлаждения, поместился еще и блок питания, при этом не выступая за пределы видеокарты. Были прочитаны обзоры низкопрофильных систем охлаждения, причем основное внимание уделялось одному параметру – высоте. Я уже почти остановился на безвентиляторном Titan TTC-NK95/HS с четырьмя тепловыми трубками, но не смог ориентировать его в пространстве так, чтобы воздух проходил вдоль ребер.
Тогда пришлось обратить внимание на простенькие кулеры, по конструкции напоминающие боксовые. И мой взгляд упал на DeepCool THETA 15 PWM. Да, он из алюминия, без всяких теплотрубок, но TDP в 95 Вт и высота уже с вентилятором, равная высоте Titan TTC-NK95/HS, убедили меня в том, что это лучший выбор для проекта. К тому же на открытом стенде температуры даже при прохождении 3D Mark не сильно отличались. Шум меня не волновал, дальше будет ясно, почему.
реклама
Дело в том, что по моей концепции корпуса, блок питания нужно было уместить в очень маленькое пространство. Естественно, вместе со своим корпусом ATX БП не вмещался. Да, можно было рассмотреть TFX и прочие малые формы, но слабая мощность и малая распространенность не позволяли использовать их в этом проекте. К тому же, унификации и возможности замены не требовалось. Цель была одна – минимум места.
Получалось, что видеокарта и БП должны были лишиться своих вентиляторов, их было решено продувать корпусными. После примерной прикидки размеров выяснилось, что спереди корпуса есть возможность разместить три вентилятора 60*60*10 мм GlacialStars IceWind 6015 с частотой оборотов 3500 об/мин, сзади еще два таких же. Таким образом реализуется протяжка воздуха спереди назад. Один передний вентилятор при помощи перегородки весь поток направляет на охлаждение видеокарты. Воздух с этого кулера проходит вдоль ребер охлаждения и через перфорированную стенку выходит наружу. Естественно, шум был уже не критичен.
На роль блока питания подошел Linkword 430 Вт. Его и пилить не жалко, а размеры радиаторов и платы оказались наименьшими. Да, БП почти «ноунейм», но для однократного прогона теста Fire Strike достаточно. К тому же я укладывался в необходимую мощность для системы с GTX 650 (рекомендовано – 400 Вт).
Чертеж и выбор материалов
После того, как комплектующие оказались у меня, и я смог проверить правильность первоначальной компоновки, можно было приниматься за чертеж корпуса. Но сначала необходимо определиться с материалами. Правила конкурса это не оговаривали, но картон, газеты и прочее было решено не трогать. С 2006 года многое изменилось, у нас в городе появилась лазерная резка пластика, так что дно, переднюю и заднюю стенки можно было сделать из черного трехмиллиметрового оргстекла, бывшего у меня в запасе. А верх – из перфорированного металла минимальной толщины.
За один вечер в программе векторного моделирования я начертил основание корпуса. Передняя и задняя стенки получались в результате загиба дна. В грилях для вентиляторов – логотип NVIDIA. Латунные стойки для материнской платы выбирались самые короткие, что повлекло за собой использование еще одной хитрости: форма выреза в дне корпуса не случайна – она повторяет по форме «бэкплейт» кулера CPU.
В задней стенке планировался прямоугольный вырез, чтобы использовать заглушку портов, идущую в комплекте с системной платой, но быстро стало ясно, что она будет выступать за пределы компьютера. Поэтому под порты платы и видеокарты решено было вырезать отдельные отверстия. А в целях уменьшения высоты пришлось отказаться и от ножек корпуса.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила