Рабочее место оверклокера (страница 4)
реклама
Заправка
Сначала заправляю верхнюю ступень. Подсоединяю через манометрическую станцию баллон с фреоном R-22, вакуумный насос. Долго вакуумирую.
На картинке видно, что на вакуумнике лежит тряпка. Мой насос во время работы выбрасывает небольшой масляный туман. Перелил масла. Теперь приходится накрывать тряпкой, чтобы этот туман не оседал на окружающих предметах. Заправка прошла без приключений. Давление на всасывании 1 кг, на нагнетании 13 кг. Стояночное 9 кг. Я предпочитаю после заправки дать системе выстояться не менее суток. По показаниям манометров сразу становится понятно, есть ли утечки.
После двух суток давление практически не менялось. Практически, это потому, что давление зависит от температуры окружающей среды. Холодно – давление снижается, жарко – увеличивается. Если есть утечка, то только снижается.
реклама
Как только появилась твердая уверенность в качестве соединений, можно заправлять нижнюю ступень.
Имея за плечами восьмилетний опыт изготовления «фреонок», у меня образовались некоторые привычки, одна из которых – всегда заправлять систему под нагрузкой реальным железом. Это дает более точную заправку.
«Железо» на стенде установлено. Прикручиваю монитор. Он вставляется в самодельный кронштейн, закрепленный на стойке каскада. Фиксируется саморезом.
Нижняя ступень имеет большой объем, одна расширительная емкость чего стоит! Поэтому приходится вакуумировать несколько часов. Потом подаю в контур немного R-23, и опять вакуумирую. И так несколько раз. Этот прием позволяет выгнать воздух по максимуму.
Как всегда забыл припаять термопару к испарителю. В последний момент прикрутил изолентой. В комплекте к моему термометру Center 300 идет две термопары. Но я почему-то их пожалел, а установил (громко сказано про изоленту) купленную на радиорынке. Нужно было ее сначала проверить. Но… Что сделано. Странно, но эта термопара показывает температуру примерно градусов на 10 выше, чем на самом деле. Ну и ладно, на первое время сойдет, а когда буду заправлять второй каскад, то и заменю на «родную».
Заправка прошла успешно. Теперь тесты.
Тестовый стенд
Для тестирования использовались следующие комплектующие:
- Материнская плата: ASUS Crosshair V Formula;
- Процессор: AMD FX-8350;
- Видеокарта: ATI Radeon XFX Black Edition R7770;
- Оперативная память; 2 модуля по 4 Гбайта, Patriot DDR3 1600 МГц (9-9-9-2-4);
- Жесткий диск: HDD WD5000AAKS;
- Блок питания: Tagan 1100 Вт.
реклама
В процессе работы использовалось следующее программное обеспечение:
- Операционная система: Windows 8;
- Драйвер видеокарты: AMD Catalyst 13.5.
Тестирование
Небольшое лирическое отступление.
Стандартной процедурой проверки стабильности разогнанного процессора является тест LinX. Но для фреоновых систем охлаждения этот тест является очень тяжелым. Обычно фреонщики этим тестом не пользуются. Считается достаточным прогон процессорных тестов в 3dmark. Если проходит, то считается достаточным для бенчей. Так же тяжелым для «фреонок» считается wPrime.
Но, чем мне нравятся фреоновые системы охлаждения? Именно возможностью пользоваться ими в режиме «24/7». А как пользоваться системой, если она недостаточно стабильна?
Поэтому ниже будут показаны результаты трех видов разгона. Первый, это «абсолютная стабильность», система проходит LinX. Второй - «Стабильность», это система проходит все выше перечисленные тесты, кроме LinX. Процессор разгонялся повышением множителя. Turbo Boost / APM отключен.
Все тестовое «железо» точно такое же, как в статье «Каскадная холодильная машина rev.2.»
Другая только система охлаждения. Этот каскад построен на базе более мощных компрессоров. Для сравнения скажу, что у этого на выходе компрессор объемом 26 см3. Такого же объема компрессор стоит в верхней ступени предыдущего.
Но, в это раз большие объемы и более высокие мощности никакого выигрыша не принесли. Точно так же как в прошлый раз FX 8350 смог пройти LinX на частоте 5518 МГц. Напряжение на процессоре составило 1,65 В. Только температуры были ниже.
Если у «старого» каскада температура испарителя во время теста проседала до -65 градусов, относительно -70,-75 без нагрузки. То теперь она проседала до -77, а без нагрузки колебалась в пределах от -85 до -90 градусов.
На частоте 5618 МГц при напряжении 1,7 В, процессор проходил все тесты, кроме LinX, включая процессорные тесты 3dmark. Точно так же как и на старом.
Почему более мощный каскад на смог дать выигрыша в разгоне? Производительности «старого» было достаточно для такого разгона такого процессора. Что значит производительность? Каскад давал в испаритель то количество хладагента, которое требовалось. Новый может дать больше, но процессор не в состоянии выделяемым теплом испарить больше. Если все же добавить, то жидким хладагентом зальет компрессор и случится гидроудар. Марка фреона в обоих случаях одинаковая.
Поэтому прибавки в разгоне не получилось. Но теперь температуры ниже примерно на -10 градусов. Видимо для дальнейшего увеличения разгона этого не достаточно. Либо новый испаритель менее эффективен, чем «старый». Я склоняюсь ко второму.
За всю историю работы с фреонками у меня было несколько испарителей. От Lord, от EXtReMe и испаритель, чертежи которого я рисовал сам. По тестам получается, что мой самый эффективный. Но я не могу его использовать на этом каскаде. На подачу фреона в нем стоит один капилляр диаметром 1,95 мм. А для такого большого каскада нужно три таких капилляра. Иначе нет смысла в таких больших компрессорах.
Видимо придется восстанавливать чертежи и искать медь и мастера, который возьмется за такую работу.
реклама
Напоследок я погонял тесты. Вот 3dmark 11
Потом Unigine heaven.
Вылезли огрехи теплоизоляции.
Нужно будет теплоизолировать трубку, идущую на всасывание от расширительной емкости. И добавить теплоизоляции на CPEV.
Подача фреона в испаритель организована по отдельному трубопроводу, состоящему из трех капилляров диаметром 1.95 мм. Они теплоизолированы отдельно от всасывающей трубки. На фото видно, что между «хоботами» образовался иней.
Во время тестов температура подошвы испарителя не поднималась выше -79 градусов
В основном держалась на отметке в -80.
Нужно сказать, что на «старом» каскаде после CPEV стоит один капилляр диаметром 1,95 мм. На этом три такого же диаметра. Напомню, что эти капилляры выполняют функцию трубопровода от дросселирующего элемента CPEV к испарителю и не должны дросселировать. У «старого» капилляр видимо все же дросселировал, поэтому регулировка подачи фреона в испаритель была более плавная. На «новом» дросселирование отсутствует из-за в три раза большего сечения трубопровода. Регулировка подачи фреона получилась очень тонкая. Диапазон от «полностью закрыто» до «полностью открыто» 4,5 оборота регулировочного болта. Если принять один оборот за циферблат часов, то регулировка CPEV в процессе прогона LinX осуществлялась на первых 10 минутах такого воображаемого циферблата. На «старом» каскаде приходилось крутить несколько оборотов. Получается, что малейшее касание регулировочного болта приводит к изменениям в работе каскада.
А изменения – больше фреона выше температура. Меньше фреона – ниже температура. Надо поймать момент, когда температура минимальна при достаточном количестве фреона в испарителе. Возможно, я еще не прочувствовал все тонкости регулировки и поэтому результаты разгона процессора не увеличились. Надо больше практики.
Если на разогнанном FX 8350 при прогоне LinX на «старом» каскаде его CPEV был открыт на одну треть, то теперь он закрыт почти полностью. Да, новый аппарат мощнее. Но видимо это только задел на будущее. На более «горячие» процессоры.
Процессорный каскад еще не был полностью готов, а мне на тесты попал новый APU AMD Richland. Разогнать его «на каскаде» было очень интересно. Результат – статья. Вот несколько не вошедших в нее фотографий. Тест Aliens vs Predator…
… и прогон теста Metro 2033.
Заключение
Работа нового процессорного каскада проверена несколькими днями работы. Так, во время тестов с Richland он работал без перерыва целый день. Компрессоры не перегревались в почти тридцатиградусную жару.
Буду считать, что работа над ним завершена. Именно «буду считать». Я уверен, что в ближайшем будущем мне захочется попробовать установить на него более совершенный испаритель, улучшить еще что-нибудь. Всегда есть что-то, что не устраивает. В очень давние времена именно по этой причине человек слез с дерева. Такова уж его природа.
Можно приступать к заправке и тестам второго каскада – на видеокарту. Но об этом я расскажу в следующей статье. Почему не сразу? Отвечу. Испаритель на нем отличается большим диаметром и вместе с теплоизоляцией, возможно, перекроет крепежные отверстия на многих видеокартах. Нужно придумать несколько креплений, подходящих под большинство графических ускорителей, но не уменьшая при этом толщину теплоизоляции. Испаритель большой и тяжелый, значит, нужно предусмотреть защиту от сколов. Подобрать видеокарту без искусственных ограничений в BIOS.
В процессе разгона при отрицательных температурах желателен мониторинг питающих напряжений. Конечно, для этой цели у меня есть мультиметр. Но было бы очень неплохо контролировать в реальном времени все нужные напряжения на материнской плате. А видеокарта? Тут контроль не менее важен. Вот и получается, что необходимо несколько мультиметров. Это осуществимо, но неудобно. Рабочее пространство на новом стенде ограничено. Нужно соорудить еще один пульт с кучей вольтметров и установить его на акриловом шасси.
Я привел несколько самых важных моментов. А сколько еще есть «неважных», но очень желаемых. Объем данного материала и так превысил все мыслимые размеры, так что устроим небольшой перерыв. Работы еще много. В начале статьи было обещано, что будет «сериал», так и получилось.
Продолжение следует.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила