Калифорнийский водопад: GT216 против G84 и G96 с использованием СВО

27 июля 2010, вторник 15:40
для раздела Лаборатория

Оглавление

Вступление

Весна 2007 года выдалась по-настоящему жаркой. И дело даже не в высокой температуре воздуха или знойных лучах яркого солнца, а в огромном количестве анонсов, которые тогда прогремели. Вслед за очень мощными и невероятно дорогими GeForce 8800 GTX и GeForce 8800 GTS компания Nvidia с опозданием в полгода выпустила долгожданное поколение среднеценовых и бюджетных видеокарт: GeForce 8400, 8500 и 8600. Пользователи с ограниченным бюджетом наконец-то смогли насладиться всеми радостями новейшей унифицированной шейдерной технологии, и вкусить прелесть DirectX 10 (по крайней мере, отчасти). Тем временем ATi/AMD решила не упускать момент и представила своё “секретное оружие” в лице Radeon HD 2900 XT и HD 2900 XTX.

Новые бюджетные видеокарты из “золотой середины” были очень тепло приняты публикой, несмотря на завышенную стоимость и существенное отставание от самого дешёвого топа в лице GeForce 8800 GTS 320. С одной стороны, новинки демонстрировали достаточно хорошую скорость в режимах без использования сглаживания и анизотропной фильтрации, кое-где обгоняя даже народных героев GeForce 7900 GS и Radeon X1950 GT. С другой - при использовании тяжёлых режимов графики производительность GeForce 8600 очень сильно страдала, в основном из-за малого числа растровых блоков и главного недостатка - 128-битной шины памяти.

Помимо небольшой пропускной способности, новые видеокарты “грешили” и малым количеством исполнительных блоков в GPU – всего 32 потоковых процессора и 8 блоков ROP’s, а это почти в три раза меньше, чем у старшего собрата GeForce 8800 GTS. Но хороший разгонный потенциал, приемлемая скорость в большинстве игр и отсутствие недорогих и более производительных альтернатив с поддержкой DirectX 10 сделали своё дело – народ массово (пусть и не сразу) попёрся в магазины за новыми лидерами среднего ценового диапазона.

Хитом продаж стала GeForce 8600 GT, обеспечивающая производительность нечто среднего между GeForce 7600 GT и 7900 GS. Она отлично разгонялась, стоила немного и получила идентичные с более дорогой 8600 GTS характеристики GPU. У последней, конечно, были свои фишки вроде скоростной DDR3 памяти, работающей на 2000 МГц, и слегка повышенных тактовых частот GPU. Но в умелых руках разгон 8600GT до уровня более производительной сестры не составлял никакого труда. Именно поэтому основная часть пользователей обошла 8600 GTS стороной, предпочтя ей 8800 GTS 320 Мбайт, которая хоть и стоила дороже, практически везде оказывалась вдвое производительнее.





Первые DX10 игры в большинстве своём были не по зубам “золотой середине”, существенно напрягая даже монстров вроде GeForce 8800 GTX и 8800 Ultra. Впрочем, многим это не испортило настроения – современные игрушки, вышедшие в 2007-м вроде S.T.A.L.K.E.R., Crysis, Assasins Creed (или любые другие игры, основанные на движке Unreal 3), вполне сносно запускались и выдавали хороший FPS на средних или средне-высоких настройках графики.

Чуть позже, уже в 2008-м, хорошо зарекомендовавший себя видеопроцессор G84 был немного оптимизирован и выпущен под новым именем – G96, который и лег в основу видеокарт GeForce 9500 GT. Новинка оказалась более холодной благодаря переходу на 65-нм и 55-нм техпроцесс, выпускалась как с DDR2, так и с DDR3 памятью, и использовала всё тот же узкий 128-битный интерфейс. Вдобавок большинству пользователей пришлось бы искать отличия GeForce 9500 GT от GeForce 8600 GT под микроскопом, если бы Nvidia официально не анонсировала характеристики нового GPU, которые, за исключением небольших изменений, практически полностью повторяли таковые у G84.

То же самое произошло и с серией GeForce 9400 GT, которая на самом деле являлась “переименованными” GeForce 8500 GT с 16 потоковыми процессорами и 128-битной шиной. Доходило до того, что многие производители просто перепрошивали БИОС и скармливали беспечным «чайникам» 80-нм GeForce 8500 GT под видом 9400 GT.

Улучшенный бюджет – GeForce GT 220

Осложняло всю ситуацию и то, что в 2008-м году AMD анонсировала очень мощные видеокарты серии HD 4600, по аппаратным характеристикам мало уступающие недавнему лидеру среднего класса в лице Radeon HD 3850. Конечно, инженерами была урезана шина памяти до 128-бит, установлена менее скоростная память стандарта DDR2 (HD 4650), однако общая производительность, несмотря на все удешевления и урезания, осталась на должном уровне, позволяя играть во все современные игры с высокими настройками графики. Так что на плечи GeForce 9500 GT как раз и была возложена нелёгкая ноша быть конкурентом такого в меру производительного бюджетного адаптера.





Так продолжалось вплоть до осени прошлого года, пока Nvidia наконец-то не выпустила решение на базе GT 216 с 48 потоковыми процессорами, способное противостоять не только HD 4650, но и более производительной HD 4670. Анонсировав версии с DDR2 и GDDR3 памятью, можно было бы составить «бумажную» конкуренцию всему модельному ряду HD 4600. По некоторым причинам цена на GT 220 была неоправданно завышена на момент анонса, особенно на модель с GDDR3 памятью, которая стоила всего на пару сотен рублей дешевле гораздо более производительной GeForce GT 240 с памятью типа GDDR3.

Сегодня, когда лето 2010 года поджаривает центральные районы нашей страны, цены на GT 220 заметно упали, и модель с DDR2 памятью можно купить за очень небольшую сумму – порядка 1500 рублей. Учитывая, что GT 216 изготавливается по 40-нм техпроцессу, было бы очень интересно взглянуть на его оверклокерский потенциал, и сравнить производительность данной модели с представителями прошлого и позапрошлого поколений в лице GeForce 9500 GT, 8600 GT и 8600 GTS. Дабы в полной мере оценить возможности бюджетного GPU, мы будем охлаждать его с помощью СВО. В конце статьи можно подвести некоторые итоги: на сколько самая недорогая видеокарта от Nvidia (“ускоритель 2D графики и HD видео” G210 мы в расчёт не берём, как и “офисного помощника” GeForce 8400 GS, до сих пор выпускаемого калифорнийцами) отличается от своих предшественников, и что от неё можно ожидать в играх.

Система водяного охлаждения

Для достижения более высоких результатов было принято решение использовать водяную систему охлаждения для разгона видеокарт. В СВО был использован водоблок PROMODZ PM GPU V3 и помпа Hydor 600. В качестве резервуара, дабы более эффективно остужать горячий пыл тестируемых видеокарт, использовалась обычная кастрюля с холодной дистиллированной водой, в которую регулярно подбрасывалась порция кубиков льда из морозилки. Учитывая, что лёд оставался на поверхности воды, исключалась возможность попадания льда внутрь помпы, что в противном случае могло бы привести к её поломке.

При установке водоблока на PCB видеокарт я столкнулся с одной небольшой проблемой – отверстия на печатной плате для установки системы охлаждения не подходили для водоблока из-за того, что расстояние по горизонтали между ними составляло 61 мм, а у PM V3 более 70 мм. Но после аккуратного просверливания двух дополнительных отверстий на металлической распорке водоблок идеально вписался во все четыре тестируемые видеокарты, плотно прижимаясь к GPU и эффективно отводя от него тепло.

280x280  8 KB. Big one: 1500x1406  122 KB 280x280  8 KB. Big one: 1500x1347  129 KB





Разгон производился с помощью MSI Afterburner и EVGA Precision. Для улучшения разгона на видеопамять были установлены радиаторы Zalman, дополнительно обдуваемые 120-мм вентилятором.

400x389  32 KB. Big one: 1420x1380  221 KB

Участники “заплыва”

GeForce 8600 GT

Относительно мощная видеокарта на момент своего появления хоть и уступавшая Radeon X1950 и GeForce 7900, но в отличие от них с более привлекательной ценой и лучшей оптимизацией в последних играх. Со временем “подкрутив” и оптимизировав драйвера, калифорнийцам удалось ещё немного поднять общую скорость данного решения, сделав его одним из самых удачных и популярных среднеценовых продуктов того времени.

Участвующая в сегодняшнем тестировании 8600 GT основана на альтернативном дизайне печатной платы. К сожалению, судя по маркировке соответствующей строки в GPU-Z и отсутствию каких бы то ни было наклеек на обороте печатной платы, можно с уверенностью сказать – видеокарта была собрана где-то в подвале дядюшки Ляо неизвестными лицами. Впрочем, установленная 1.4 нс видеопамять производства Hynix, работающая на стандартных 1400 МГц позволяет утверждать, что неизвестный производитель сильно не сэкономил – качество сборки вполне приемлемое, ведь даже конденсаторы, проработавшие более двух лет, не вздулись. Частота чипа – 540 МГц, шейдерного домена – 1188 МГц.

390x488  58 KB





300x204  10 KB. Big one: 1500x1125  259 KB 300x204  11 KB. Big one: 1500x1033  309 KB

400x407  49 KB. Big one: 823x838  170 KB

400x312  53 KB. Big one: 1439x1122  300 KB

390x488  17 KB

400x300  25 KB. Big one: 1500x1125  225 KB

Разогнать GeForce 8600 GT получилось довольно хорошо – покорились частоты 770\1647\1914 МГц. Взять гигагерц по памяти не получилось, но для «ноунейма» – результат и так очень хороший. Чип стабильно функционировал лишь на 770 МГц, на 780 МГц драйвер выдавал сбой в 3DMark 2006, а на 790 МГц экран покрывался артефактами.

GeForce 8600 GTS

“8600 GT на стероидах” – вот как можно описать данную видеокарту. По скорости хоть и была гораздо быстрее своих DX10 конкурентов вроде HD 2600XT и HD 2600XT c GDDR4, но не получила такого же большого распространения как 8600GT. Обладает теми же 32 потоковыми процессорами, 8 блоками ROP’s и 128-битной шиной. Вследствие более быстрой GDDR3 памяти и повышенных частот GPU и шейдерного домена, в играх смотрится гораздо лучше, чем GeForce 8600 GT.

Leadtek GeForce 8600 GTS

Данная плата хоть и не принадлежала к «ноунеймам», всё-таки не лишилась кое-каких урезаний для намеренного удешевления. Так, на плате отсутствует 6-контактный разъём питания, не распаяны некоторые силовые элементы. На PCB установлена память производства Samsung со временем доступа 1 нс, что соответствует работе в 2000 МГц, на которых она и функционирует. Тактовые частоты чипа и шейдерного домена составляют стандартные 675\1458 МГц.

390x488  57 KB

300x204  12 KB. Big one: 1500x1125  265 KB 300x204  13 KB. Big one: 1500x1125  383 KB

400x389  43 KB. Big one: 753x733  126 KB

400x311  47 KB. Big one: 1396x1084  399 KB

Разогнать старика удалось очень хорошо – чип даже перешагнул барьер 800 МГц и прошёл все тесты на частоте 810 МГц. Шейдерный домен разогнался до 1728 МГц, а вот память превзошла все ожидания, и после некоторых манипуляций заработала на 2340 МГц. Микросхемы vRam очень сильно грелись даже при достижении относительно небольших 2200 МГц – прикоснуться пальцем было невозможно, а на 2300 МГц она уже “сыпалась”. После установки радиаторов температура заметно упала, что позволило продолжить разгон и выжать дополнительные 40 МГц, лишившись при этом “мерцающих точек” на экране.

390x488  57 KB

400x280  30 KB. Big one: 1382x966  233 KB

GeForce 9500 GT

Слегка омоложенная и разогнанная версия 8600 GT. Более тонкий техпроцесс, кое-какие мелкие оптимизации и… на этом всё. Очень активно продвигалась сборщиками готовых ПК – у них 9500 GT была крайне частым гостем. При этом компьютеры с такой видеокартой нередко именовались “игровыми” или “для геймеров”, что, как вы сами понимаете, не совсем отражало правду. Но благодаря многообразию вариантов и относительно невысокой цене, 9500 GT превратилась в идеального кандидата для создания бесшумного и относительно мощного мультимедийного ПК. Наличие выхода HDMI во многих экземплярах 9500 GT также давало некоторые бонусы при её покупке.

Noname GeForce 9500 GT

Ещё один «ноунейм» в нашей дружной компании. Изначально карта была оснащена пассивной СО, представляющей массивный чёрный радиатор. Карта оборудована медленной памятью DDR2 производства Elixir с частотой 800 МГц и временем доступа 2 нс. Чип G96, выпускаемый по 65-нм техпроцессу функционирует на частоте 550 МГц, а шейдерный домен на 1400 МГц. Если бы производитель установил на карту DDR3 память со стандартной частотой в 1600 МГц, у нас бы получилось нечто среднее между 8600 GT и 8600 GTS. А так – из-за малой пропускной способности данная видеокарта, скорее всего, окажется медленнее своих предков. Однако есть и плюсы – наличие 512 Мбайт памяти позволит чуть лучше развернуться в высоком разрешении.

390x488  58 KB

300x236  12 KB. Big one: 1500x1125  244 KB 300x236  14 KB. Big one: 1500x1125  291 KB

400x398  61 KB. Big one: 715x711  162 KB

400x269  44 KB. Big one: 1232x828  368 KB

Покорение высоких тактовых частот удалось – видеопроцессор стабильно работал на 815 МГц, память с установленными радиаторами прекрасно функционировала на 1124 МГц, а шейдерный домен едва не достиг 2 ГГц! Очень хороший результат.

390x488  59 KB

400x300  27 KB. Big one: 1500x1125  237 KB

GeForce GT 220

С одной стороны – очень многообещающая новинка, которая просто обязана не ударить в грязь лицом. Помимо холодного 40-нм чипа, наконец-то получила поддержку DX10.1 и Shader Model 4.1. Оснащена в полтора раза большим количеством шейдерных процессоров, что очень положительно скажется в играх. Кроме того, 512 Мбайт видеопамяти, устанавливаемые по умолчанию, также дадут некоторый прирост скорости по сравнению с GeForce 8600, обладающим вдвое меньшим объёмом.

Manli GeForce GT 220

Если сказать, что перед нами очередной «ноунейм» – сильно не слукавишь, однако компания Manli активно продвигается на российском рынке, представляя свою продукцию по более выгодным ценам. Хотя оговорюсь – тестируемая видеокарта имеет все симптомы «ноунейма», главный из которых видеопамять DDR2 производства VData. Если честно, такую вижу впервые. Но не в производителе дело – огорчает ничтожная тактовая частота равная зловещим 666 МГц – для DDR2 это мало, а для GT 220 это безумно мало. В итоге пропускная способность памяти оказывается даже ниже, чем у тестируемой GeForce 9500 GT. GPU работает на частоте 625 МГц, шейдерный домен на 1360 МГц.

300x222  14 KB. Big one: 1500x1079  331 KB 300x222  13 KB. Big one: 1500x1075  356 KB

400x396  60 KB. Big one: 648x642  133 KB

400x325  34 KB. Big one: 1449x1176  315 KB

С оверклокерским потенциалом у новинки всё хорошо – процессор “завёлся” на 815 МГц, шейдерный домен, хоть и не приблизился к значениям 9500 GT, всё равно продемонстрировал прирост в 413 МГц. Ну, а из “мёртвой” памяти удалось выжать аж 204 МГц, достигнув 870 МГц. Пропускная способность, конечно же, осталась на том же малом уровне, но, по крайней мере, уже не так кошмарно смотрелась на фоне той же 9500 GT.

Стоит сказать и о видеопамяти – она не грелась. Вообще. На ощупь микросхемы оставались холодными, и в разгоне даже не становились тёплыми. Поэтому необходимость в радиаторах отпала сама собой – на данную видеокарту они установлены не были.

390x488  57 KB

400x296  38 KB. Big one: 1500x1111  340 KB

Сводная таблица характеристик видеокарт

Название
GeForce 8600 GT
GeForce 8600 GTS
GeForce 9500 GT
GeForce GT 220
Кодовое имя
G84
G84
G96
GT216
Техпроцесс
80-нм
80-нм
65-нм
40-нм
Тактовая частота GPU
540 МГц
675 МГц
550 МГц
625 МГц
Тактовая частота шейдерного домена
1188 МГц
1458 МГц
1400 МГц
1360 МГц
Тактовая частота видеопамяти
1400 МГц
2000 МГц
800 МГц
666 МГц
Объём видеопамяти
256 Мбайт
256 Мбайт
512 Мбайт
512 Мбайт
Разрядность шины памяти
128
128
128
128
Количество потоковых процессоров
32
32
32
48
Количество блоков ROP’s
8
8
8
8
Количество текстурных блоков
16
16
16
16
Поддержка DirectX
10
10
10
10.1

Страницы материала
Страница 1 из 3
Оценитe материал

Комментарии 184 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают