Radeon 8500. Экстремальный разгон с воздушным охлаждением.
реклама
Моя доработка видеокарты Radeon 8500 64 MB от PowerColor состоит из двух основных частей:
- Часть первая - модернизация системы охлаждения. Разработка, дизайн и т.д. принадлежит лично мне, чем я имею право гордиться.
- Часть вторая – перепайка карты. Ничего нового я тут не изобрел, а просто воплотил в жизнь дьявольский пример.
В этой статье я хочу более подробно описать ход всей работы и что из этого получилось. Начну с самого начала (с покупки конечно). Карту я купил на московском Савеловском рынке за 108 вечнозеленых салфеток. Взять именно ее мне посоветовали ребята из павильона B-38. Сказали что цена/качество у нее просто замечательное. Так в целом и оказалось. Прекрасная комплектация:
- Retail, переходник VGA-DVI
- кабель S-VIDEO
- переходник S-VIDEO на RCA
- драйвера
- полная версия игрушки RUNA
С установкой этой карты никаких проблем не возникло. Карта отлично держит 100 Гц при 1280х1024. Картинка четкая вплоть до 1920х1440х32 бита (больше у меня монитор не может). Скоростные характеристики на уровне родных карточек от ATI. Да, и самое главное, что родные частоты 275/275, память 3.6ns. Довольно хорошо для такой невысокой стоимости.
Сразу после установки я запустил 2001 3Dmark и получил достаточно неплохие результаты. Тест при стандартных установках в 2001 3Dmark и установках по умолчанию драйверов видеокарты дал 7800 попугаев. Их мне, конечно, показалось мало, и я установил прогу Rage3D для тонкой настройки и разгона видюшки. После установки этой программы в панели настройки видеоадаптера операционной системы появляются три дополнительные закладки. Первая для разгона, вторая для выбора разрешения рабочего стола (включая все нестандартные режимы) и третья для тонкой настройки видеоадаптера.
реклама
Богатство изменения настроек просто поражает воображение.
В меню есть список настроек, оптимизированных под конкретные приложения.
В данной статье моей задачей не является описание работы программы Rage 3D Tweak. Скажу лишь, что все тесты я проводил в 2001 3Dmark SE с установками по умолчанию и настройкой Rage 3D Tweak с оптимизацией под 2001 3Dmark. При стандартных частотах видеокарты мне удалось выжать из нее 8600 попугаев, что уже очень даже неплохо. Прирост производительности примерно на 8-10% только при правильной настройке!
Скорость работы видеокарты с максимальным качеством текстур и максимальным качеством переходов MIP уровней не сильно отличается от скорости работы с их минимальным качеством и максимальной производительностью. Это выражается примерно в 300-350 попугаях, что составляет примерно 3%. Честно говоря, на глаз, разницы в качестве изображения я так и не заметил.
Ну-с, перейдем теперь к основной фазе нашего эксперимента. Конечно к разгону. Тут меня ожидало болезненное разочарование. Максимальные частоты, которых мне удалось достигнуть – 295/285, но даже при этом микроскопическом разгоне появлялись глюки изображения (память) и иногда висы машины (ядро видюхи). Кто в чем виноват - я определил опытным путем. С этим микроскопическим разгоном я получил 9150 попугаев (плюс еще 3 процента). В результате всех экспериментов я пришел к однозначному выводу. Необходимо установить радиаторы на память (грелась она при разгоне даже на 10MHz очень сильно, особенно в тестах). Также необходимо улучшить охлаждение ядра т.к. оно тоже достаточно горячее.
Модернизация радиаторов
реклама
Я немного боялся отрывать родной радиатор от видюхи, ничего сложного, как оказалось впоследствии. Сделать это удалось крепким ножом. Чтобы не повредить плату, я подложил пластиковую карточку между ножом и самой платой. Небольшое усилие и радиатор с треском отскочил в сторону. На чипе осталось немного клея, который я удалил острым лезвием. Поверхность оказалась гладкой, но я все же обработал ее мелкой наждачной бумагой. Теперь все было готово для установки нового радиатора. В его качестве выступил боксовый кулер от 1000 третьего пня. Медный кулер я ставить не захотел. Ядро грелось не сильно и, как мне кажется, интела вполне должно было хватить. Радиатор пришлось немного "подровнять", чтобы он не задевал выступающие конденсаторы. Когда все было готово - я приступил к склеиванию всего этого хозяйства. Середину чипа (всю круглую металлическую пластину) я намазал тонким слоем серебросодержащей термопасты. По периметру я нанес суперклей (супермомент от Henkel). Плотно прижал радиатор и подождал минуту. Радиатор намертво приклеился на свое место. Чтобы отодрать его придется приложить усилия, куда большие, чем с родным радиатором.
Теперь пришла очередь памяти. Для нее я специально заказал у знакомого мастера эксклюзивные радиаторы по моим чертежам. Мастер постарался на славу. Особенно с большим цельным задним радиатором. Он должен был плотно лечь на все 4 чипа памяти, питающие микросхемы и транзисторы, причем нужно было учесть пазы, под все выступающие с платы части электрической схемы. Профиль задней стенки радиатора получился невероятно сложным, но все было сделано с точностью в сотые доли мм. Тут постарались совдеповские фрезерные станки. В радиаторе, напротив задней стороны графического чипа, я решил прорезать отверстие и установить поверх него дополнительный вентилятор. Его я взял у кулера TITAN 5. В результате все получилось замечательно. Этот радиатор я приклеил аналогично тому, как приклеил радиатор на чип видюхи. После проверки я установил карту в компьютер.
Модернизация охлаждения немного помогла, но и здесь меня ожидало разочарование. Память стала вести себя гораздо лучше и разогналась до 300 мегагерц. Дальше начинались дефекты изображения. Ядро разогналось тоже не очень – 308 мегагерц. Стало ясно, что без поднятия напряжения на памяти и ядре не обойтись. Видимо карта и так уже работает практически на предельных для исходного напряжения частотах. Модернизация охлаждения дала пару дополнительных "лошадок" и результат теста составил 10000 попугаев. Плюс еще 9% к производительности.
Вот так стал выглядеть невзрачный Radeon 8500:
Перепайка
Принцип (теорию) перепайки я прочел на www.radeon2.ru, а схему – на www.compware.ru.
Там довольно доступно все описано, поэтому не буду повторяться. Т.к. у меня самого нет микропаяльника, я обратился за помощью к спецам из цеха по ремонту сотовых телефонов. Сопротивления я нашел сам и приклеил их на нужные места (кстати я не нашел сопротивления в 2.7кОм и просто запараллелил 2 сопротивления по 5.6кОм, что практически то же самое). Ребятам оставалось лишь спаять контакты.
Все прошло без сучка и задоринки, и я поспешил испытать монстра. Во время запуска машины я проверил температуру всех компонентов видеокарты. Оказалось что питающие микросхемы (4 штуки) правее центра с задней стороны очень сильно греются. Я решил, что не лишним будет и на них поставить один общий радиатор. Он тоже получился со сложным профилем т.к. помимо выступающих частей у самой платы пришлось "обруливать" и свои собственные выступающие сопротивления.
Но вот все уже позади и я, наконец, начинаю тестирование. Сразу после запуска машины при появлении белого текста на черном фоне я заметил дефекты изображения. Часть букв мерцала красноватым оттенком, но машина работала и даже не думала виснуть. Далее показалась заставочка от Windows ME, на которой красовались пестрые вертикальные ряды разноцветных пикселей, но и это меня не смутило и я продолжил загрузку системы. Сразу же после появления рабочего стола все глюки прекратились! Я попробовал разные приложения, игрушки и т.д. Все работало замечательно (при родных частотах), но иногда выскакивали "битые" пиксели разных цветов. Меня, конечно, это немного огорчило. Но, продолжим и перейдем к самому главному. К дальнейшему разгону.
реклама
Не мудрствуя лукаво, я решил по очереди посмотреть максимальные частоты для ядра и памяти. Начал я с памяти. Максимальной устойчивой частотой оказалась 332.5 мегагерц. При этой частоте проявлялось множество дефектов изображения, но система работала устойчиво. Теперь наступила очередь ядра. Я сразу поставил 330 мегагерц и система живенько прошла 3DMark. Но при малейшем дальнейшем увеличении частоты машина висла. Сам чип и память при этом имели смешную температуру в 38 градусов. Видимо это просто предел самих схем памяти и графического чипа при такой температуре. Максимальной стабильной на 100% частотой оказалась частота в 330/330 мегагерц (10500 попугаев). Оговорюсь, что все эксперименты я проводил при открытом корпусе InWin A500 desktop.
После того как я закрыл корпус - пришлось снизить рабочую частоту до 324/324 (10410 попугаев). Это связано с ухудшением вентиляции внутри корпуса при его закрытии. Ну что же, это тоже довольно серьезный результат. Хочу сказать, что шума от видюхи практически нет т.к. оба карлсона оказались очень тихими. Питание на них подается от материнской платы.
Теперь поговорим о странностях. Следующий глюк вполне объясним, но может я и не прав. Я уже говорил, что при стандартных частотах даже в самих виндах появляются дефекты изображения. Но при разгоне хотя бы до 300/300 - глюки исчезают, и система работает идеально. После разгона памяти до 350 мегагерц (в виндах запросто), тоже появляются эти же самые дефекты. Видимо с подъемом напряжения – рабочий диапазон памяти просто сдвинулся дальше, на более высокие частоты. Ничем другим подобного поведения я объяснить не могу. Еще одна странность. Именно в игре Quake III продолжались постоянные глюки и висы. Оказалось, что нормально машина с этой игрой заработала только при 301.5/324. Сей факт я ничем объяснить не могу т.к. в остальных играх даже на 324/324 никаких висов и глюков нет и в помине.
В завершение хочу привести реальные цифры на своем компьютере. САМА МАШИНА У МЕНЯ НЕ РАЗОГНАНА, чтобы было лучше видно влияние самой видеокарты.
О машине: Win ME, AMD 2000+ не разогнанный, 512 MB Winbond 2700 (самые крутые тайминги, напряжение +0.2 вольта), Epox KT333 8K3AP. Какие можно сделать выводы из графика?
- Настройка текущей конфигурации драйверов видеокарты дело очень полезное и нужное. Именно настройка дала самый ощутимый рывок скорости (по сравнению с параметрами по дефолту).
- Более поздние версии драйверов обычно имеют лучшую производительность и меньшее количество ошибок. (необходимо своевременно обновлять драйвера)
- Желательно использовать дополнительные программы для “тонкой” настройки видеокарты. К сожалению, стандартные средства драйверов дают более чем скудную возможность настройки.
- Синхронный разгон ядра и памяти дает стабильный, практически линейный рост производительности.
- На видеокарте 8500 от ATI асинхронный разгон работает с потерями в производительности. Это говорит о хорошем изначальном скоростном балансе в видеокарте между графическим процессором и подсистемой памяти. Общая скорость видеосистемы растет незначительно при единичном разгоне ядра или памяти. Плюс к этому добавляются потери на синхронизацию.
- Экстремальный (запредельный) разгон возможен только при повышении питающего напряжения на памяти и графическом процессоре. Также необходима модификация системы охлаждения (при повышении напряжения элементы карты греются гораздо сильнее).
- Разгон FSB компьютера дает резкий прирост производительности видеоподсистемы. Даже более резкий, чем разгон видеокарты.
С уважением ко всем оверклокерам. /Sladky/
P.S. Я приобрел новый корпус от SuperMicro, поставил +5 корпусных вентиляторов Zalhman. Теперь и при закрытом корпусе карта нормально держит 330/330. А питание 2-х вентиляторов на ней я сделал напрямую от БП.
Эта статья участвовала в нашем первом конкурсе и автор получил приз – видеокарту SiS Xabre 400.
реклама
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают