Мини-обзор 3dfx VooDoo 5500 PCI (+ немного о пользе AF)

14 июня 2005, вторник 05:42
для раздела Блоги

Получилось так, что на выходных я поехал на радиорынок за мультиметром и увидел на лотках с б/у комплектухой VooDoo 5500 PCI. Я не смог пройти мимо такого раритета и после непродолжительного торга (сошлись на 40$) вместо мультиметра стал владельцем самой быстрой видеокарты 3dfx (существующая только в виде [нескольких сотен?] инженерных семплов четырехчиповая VooDoo 6000 не считается), первой видеокарты с разъемом допольнительного питания, и одновременно единственной относительно массовой игровой двухчиповой видеокарты.


На видеокарте установлено 64Мб видеопамяти (по 32Мегабайта и по 128бит шине на чип), микросхемы памяти MT 6ns. Рабочие частоты - 166/166, версия BIOS - 1.11.

Видеокарта без проблем влезла в Ascot 6AR2, [теоретически] не рассчитанный на установку полноразмерных плат расширения:



Меня удивило, что винда (WinXP SP2) определила карточку и поставила для нее собственные драйвера с поддержкой Direct3D (версию не помню). А в интернете нашлись для нее свежайшие (13.06.2005!) драйвера Amigamerlin 3.1 r11. Качество 2D - среднее (похуже, чем на моей R9800SE@PRO), но у современников [кроме неигровых Matrox] вряд ли было намного лучше.

В тесте 3DMark2001 получен 2661 попугай - результаты уровня Gf256 SDR и Gf2MX.


В играх реликт, увы, не порадовал. Чипы сильно греются, а 40x40x7mm (ball bearing) кулеры ощутимо потрескивают. Но это не главное. И дело даже не в низких FPS и невозможности запуска новых игр.

Главное - чип VSA-100 не поддерживает ни анизотропную, ни трилинейную фильтрации (в отличие от Gf256+; к сожалению, этой видеокарты у меня больше нет, поэтому я приведу скриншоты R9800). Из-за этого во многих старых играх улучшения графики не получить. Занижение LOD (согласно рекомендациям по настройке драйвера) слегка улучшает ситуацию, но не более того.

В подтверждение приведу ряд скриншотов.
Для тестирования использовался Serious Sam 2, применялась предустановка Extreme Quality. Все настройки изменялись в игре, если не указано обратное (в скобках указаны настройки драйверов).

V5500 (LOD -0.5)

R9800

V5500 (LOD -0.5)

R9800

Как видно, картинка практически одинаковая.
Включим TLF.

V5500 (LOD -0.5)

R9800+TLF
Переходы между MIP-уровнями сглажены, но текстуры по-прежнему размытые.
Отлючим TLF и включим AF, сравним с дефолтной картинкой.

V5500 (LOD -0.5)

R9800+AF

V5500 (LOD -0.5)

R9800+AF

Улучшение четкости текстур разительное.
Включим TLF (т.е. сделаем настройки по умолчанию).

R9800+TLF+AF
Разницы с предыдущим скриншотом практически нет.
Попробуем получить максимальное качество - форсируем из драйверов AA4x и AF16xQ.

R9800+TLF+AF (AA4x&AF16xQ forced)
Сглаживание краев полигонов облагораживает картинку, но мультисэмплинг R9800 не улучшает качество текстур. Поэтому радует качественный FSAA на V5500 (RGSS):

V5500 (LOD -0.5)

V5500 (LOD -0.5, AA4x forced)

V5500 (LOD -0.5)

V5500 (LOD -0.5, AA4x forced)

Правда, скорость при этом никакая.

Конечно, эффект от включения AF в Serious Sam наиболее заметен (по сравнению с другими играми) - тут есть протяженные открытые пространства с однородными текстурами. Но AA и AF хороши тем, что их можно форсировать в практически любой игре, заметно улучшив качество графики.

P.S. Видеокарта продана ALT-F13.

Глоссарий и ссылки:
LOD - уровень детализации текстур при мип-маппинге (MIP-mapping)
TLF - трилинейная фильтрация
AF - анизотропная фильтрация
AA, FSAA - анти-алиазинг
RGSS, мультисэмплинг (multisampling) - методы анти-алиазинга
Обзоры VooDoo 5500:
3DGiТоги август 2001 года - Dual VSA-100 (3dfx Voodoo5 5500)
Обзор 3dfx Voodoo5 5500 AGP
3dfx Voodoo 5 5500 PCI
Сводное тестирование в 3D 101-й видеокарты выпуска 1999-2004 годов

Иван Медведев aka nemoW, 2784515@rambler.ru
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают