Пентагон предупредил о стремительном развитии искусственного интеллекта в вооруженных силах Китая
В ежегодном докладе Министерства обороны США адресованном Конгрессу о состоянии вооруженных сил и безопасности Китая, говорится о растущей роли искусственного интеллекта (ИИ) в военной стратегии Пекина, его возможностях и модернизации, что вызывает серьезную обеспокоенность по поводу новой гонки вооружений между двумя сверхдержавами.
реклама
Во вступительной части отчета говорится о том, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) форсирует развитие потенциала для укрепления своей способности "вести и выигрывать войны" против "сильного противника", противостоять вмешательству третьей стороны в конфликт на своей периферии и проецировать силу в глобальном масштабе. Авторы доклада отмечают, что Китай "в значительной степени отвергает, отклоняет и игнорирует двусторонние отношения в области обороны", в том числе запросы американского оборонного ведомства на установление контактов между военными.
В частности, в отчете Пентагона сообщается, что НОАК обсуждает новую "основную оперативную концепцию", известную как "Многодоменная прецизионная война" (Multi-Domain Precision Warfare, MDPW). Эта концепция направлена на использование достижений искусственного интеллекта и больших данных для быстрого обнаружения уязвимых мест в операционной системе Соединенных Штатов и последующего объединения сил различных доменов для нанесения точных ударов по этим "слабым точкам".
В отчете утверждается, что программа MDPW должна стать "оперативной концептуальной системой систем", что предполагает создание в Народно-освободительная армия Китая вспомогательных оперативных концепций. Для проверки, оценки и совершенствования потенциала основанного на использовании искусственного интеллекта будут применяться симуляции, военные игры и учения.
Пентагон призвал готовятся к конфликту с Россией и Китаем с возможным применением ядерного оружия |
реклама
В документе отмечается, что появление MDPW на фоне новых стратегических установок и военной доктрины Китая говорит об их взаимосвязи в рамках данной оперативной концепции, что усиливает тематику и ориентиры, акцентируя внимание на том, что должна уметь делать НОАК для победы в будущих войнах.
Пекин назвал ИИ одним из приоритетных направлений научно-технического развития на государственном уровне и считает, что достижения в области искусственного интеллекта и автономности имеют ключевое значение для ведения " интеллектуальной войны" - китайской стратегии ведения войны в будущем", - говорится в докладе. Эксперты добавляют, что к 2025 году Китай намерен обогнать Запад в области исследований и разработок ИИ, а к 2030 году стать мировым лидером в области искусственного интеллекта.
Текущие стратегические ориентиры Пекина изложены в документе "Национальная оборона Китая в новую эпоху" (2019 год). В документе говорится, что Народно-освободительная армия Китая сосредоточена в основном на обороне, самообороне и ответных действиях после нанесения удара, а также на принципах активной защиты в условиях нового ландшафта стратегической конкуренции и современной войны.
Западные военные теоретики лихорадочно рассуждают: как может возникнуть "информатизированная локальная война". В докладе Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analysis, CNA) за октябрь 2021 года Кевин Поллпетер и его коллеги характеризуют интеллектуальную войну как масштабное применение искусственного интеллекта во всех военных областях, подчеркивая особую роль данных, алгоритмов и вычислительных ресурсов.
реклама
Авторы отмечают, что интеллектуальная война, скорее всего, будет включать гибридные системы "человеко-машинного" командования и управления (C2), в которых люди будут сохранять стратегический контроль, а автономные системы вооружений - ограниченное управление на тактическом уровне.
По их мнению, интеллектуальная война приведет к переносу военных действий в те области, где человек не может эффективно выполнять поставленные задачи, например, в космическое пространство или под воду. Они также отмечают, что когнитивная область станет более важной, поскольку армия будет пытаться влиять на восприятие противника путем отказа, деградации и манипулирования данными и алгоритмами.
При этом Поллпетер обращает внимание на слабые стороны ИИ и автономного оружия, в частности, незащищенность данных, физическую уязвимость, негибкость, а также этические проблемы, связанные с дискриминацией целей и ответственностью за свои действия.
реклама
В своей статье для военного издания Breaking Defense в мае 2021 года старший советник китайской программы Института мира США Дин Ченг пишет, что Народно-освободительная армия Китая меняет свою доктрину, переходя от ведения "локальных войн в современных высокотехнологичных условиях" к "локальным конфликтам в информационном поле". То есть, согласно этой доктрине, войны будут носить не глобальный, ядерный или тотальный, а "локальный" характер.
Россия и Китай ведут разработку стратегического подводного крейсера для противодействия альянсу AUKUS |
Ченг утверждает, что оружие и тактика ведения боевых действий все больше зависят не от количества, а от технологий. Он отмечает, что в условиях информатизации в войнах все шире будут использоваться информационно-коммуникационные технологии (information and communications technologies, ICT), включая космические системы наведения и связи, что позволит усовершенствовать старые системы вооружений и платформы. По его словам, новым стандартом в таких условиях станут технологии, использующие искусственный интеллект, передовые радиолокаторы и возможности сетевого взаимодействия.
Ченг подчеркивает, что крупные организационные реформы Народно-освободительной армии Китая проводившиеся в 2015-16 годах, в основном были направлены на развитие и продолжение этих тенденций в ВС КНР. Однако, пишет эксперт, НОАК испытывала определенные трудности с "объединением" и реализацией этой концепции, поскольку совместные операции рассматривались как частный случай, а не как норма военной деятельности.
Тем не менее новый подход НОАК к совместным многодоменным операциям в перспективе может привести к более активному включению элементов космической, кибернетической и радиоэлектронной борьбы. При этом современные технологии, такие как малозаметность, искусственный интеллект, машинное обучение и беспилотные комплексы, кардинально изменят способы ведения боевых действий.
По словам Ченга, сейчас НОАК изменяет свою доктрину с учетом опыта, приобретенного в результате этих изменений, и ставит цель стать "полностью механизированной и полностью информатизированной" к 2027 году. Он отмечает, что НОАК не просто накачивает войска новой техникой, а активно интегрирует технологии, доктрину и организационные элементы наряду с обучением и набором личного состава, чтобы трансформировать армию к 2020-м годам.
Пытаясь увязать стратегические установки с военной доктриной, Стью Магнуссон в своей статье для журнала National Defense Magazine за июль 2023 года утверждает, что "Многодоменная прецизионная война" это ответ Китая на американскую стратегию Joint All-Domain Command and Control (JADC2), направленную на интеграцию сенсоров и оружия с искусственным интеллектом и надежной сетью.
Автор напоминает, что стратегия JADC2 была обнародована Министерством обороны США в марте 2022 года. Она направлена на объединение разрозненной информации всех шести родов войск США в единую платформу. Предполагается, что такая структура будет охватывать различные активы, включая корабли, самолеты и даже конкретных военнослужащих, предоставляя командирам комплексное представление об оперативной обстановке и специфике операций. В концепции JADC2 используются средства автоматизации, искусственного интеллекта, предиктивной аналитики и машинного обучения. Благодаря чему обеспечивается эффективная обработка информации на поле боя и принятие соответствующих решений. Конечной целью этой стратегии является обеспечение американским вооруженным силам информационного преимущества перед противником.
ХАМАС заманил Тель-Авив в ловушку: Израиль ждет либо политическое, либо военное поражение, считают западные эксперты |
Однако, по словам Магнусона, Китай попытается демонтировать и разрушить "систему поражения" JADC2, нацелившись на критические информационные узлы, как, например, самолеты и спутники. Для этого будут применяться физические атаки, глушение информационных сетей, электронная война и кибератаки. Атаки будут направлены на нарушение связей с другими родами войск путем воздействия на "соединительные элементы", такие как самолеты и спутники, а также на расширение или поражение оперативных объектов пассивным способом или с помощью методов " выстрелил - убежал".
Учитывая критическую роль искусственного интеллекта в военных стратегиях и доктринах Соединенных Штатов и Китая, возникает опасность начала новой "интеллектуальной гонке вооружений".В статье, опубликованной в этом месяце в журнале Foreign Affairs, Генри Киссинджер и Грэм Эллисон проводят параллели между гонкой ядерных вооружений времен холодной войны между США и Советским Союзом и зарождающейся гонкой вооружений в области искусственного интеллекта между США и Китаем.
Киссинджер и Эллисон утверждают, что современные попытки сдержать развитие искусственного интеллекта, например, требование Элона Маска о шестимесячной паузе в развитии ИИ, предложение Элиезера Юдковского о запрете ИИ и призыв Гэри Маркуса о создании глобального правительственного органа, потерпят неудачу, поскольку требуют от стран-лидеров отказаться от своего суверенитета, на что, по их мнению, не пойдет ни одна великая держава.
Кроме того, они утверждают, что, в отличие от ядерных технологий, разработка технологий искусственного интеллекта ведется как правило частными лицами, что ставит под угрозу интересы национальной безопасности. Они полагают, что прежде, чем искусственный интеллект войдет в структуру безопасности общества, на него должны быть наложены ограничения и сформулированы четкие цели.
Что же касается Китая, то, по их словам, хотя он и отстает в технологиях производства передовых полупроводников, у него есть все необходимое для того, чтобы выйти вперед в самое ближайшее время. Они подчеркивают, что усилия США и Китая в области ИИ будут способствовать глобальноым дискуссиям, включая Саммит по безопасности использования систем искусственного интеллекта и текущий диалог Организации Объединенных Наций по этой технологии. Авторы отмечают, что для создания единого миропорядка в области ИИ потребуются усилия многих стран. В конечном итоге необходимо будет создать международное агентство по вопросам искусственного интеллекта, аналогичное Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), контролирующему ядерные материалы.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила