Китайские инвестиции в строительство новых предприятий привели к перенасыщению рынка и снижению цен на никель с $50 000 до $16 000 за тонну, считают австралийские отраслевые эксперты
Недавно никелевая промышленность Австралии получила доступ к миллиардам долларов федерального финансирования, а также была освобождена от уплаты роялти после обвала мировых цен на никель, поставившего под угрозу тысячи рабочих мест. Об этом сообщает Мохан Йеллишетти, соучредитель Консорциума критических минералов и доцент кафедры гражданского строительства Университета Монаш (Австралия) на страницах издания The Conversation.
В минувший четверг (15 февраля) компания BHP снизила стоимость своего западноавстралийского никелевого подразделения Nickel West до нуля и заявила, что рассматривает возможность перевода всего предприятия в "режим консервации и обслуживания". Никель -твердый и вязкий металл с ферромагнитными свойствами. Он играет важную роль в производстве нержавеющей стали, сплавов, гальванических покрытий и аккумуляторов, применяемых в электромобилях.
Мировые цены на никель упали с максимума в 50 000 долларов США в 2022 году до почти 16 400 долларов США за тонну в понедельник на фоне огромного роста поставок из Индонезии, в первую очередь с рудников, принадлежащих Китаю. В понедельник перед заседанием кабинета министров в Перте премьер-министр Энтони Албанезе заявил, что Индонезия увеличила свою долю на мировом рынке никеля более чем в десять раз.
|
|
Индонезия к 2025 году может обеспечить 65% мировых поставок никеля |
В прошлую пятницу его правительство внесло никель в официальный список критических минералов, что дает ему доступ к грантам в рамках программы A$4 млрд (US$2,6 млрд) Critical Minerals Facility. А в субботу (17 февраля) премьер-министр Западной Австралии предоставил горнодобывающим компаниям временную 50-процентную скидку на роялти в течение следующих 18 месяцев, если цены будут составлять менее 20 000 долларов США за тонну.
Литий, кобальт, никель и графит необходимы для производства аккумуляторов. Глава казначейства Австралии Джим Чалмерс (Jim Chalmers) назвал их важнейшими источниками энергии для экологически чистых энергетических технологий будущего. Австралия и Индонезия обладают крупнейшими в мире запасами никеля, каждая из которых располагает примерно 21 миллионом тонн.
Но самым крупным потребителем является Китай, на долю которого приходится 35 процентов никеля, добываемого в мире, и еще около 15 процентов, пререрабатываемого в Индонезии. На Китай также приходится около 80 процентов всех редкоземельных металлов, производимых в мире: 90 процентов лития, 70 процентов галлия и 70 процентов германия. Невероятно низкая стоимость обработки и конкурентный рынок труда обеспечивают Пекину практически неоспоримое преимущество, превращая поставщиков не в ценообразователей, а в ценополучателей.
Что же пошло не так для Австралии? Чтобы удержать цены на низком уровне, Китай инвестировал в шахты в Индонезии, значительно увеличив их добычу. Австралия пытается наладить альтернативные цепочки переработки, вступая в партнерство с Индией, Японией, Кореей, Соединенными Штатами и Великобританией по добыче важнейших минералов.
Однако такие попытки чреваты стратегическими ответными мерами в виде запрета на экспорт перерабатываемых товаров (Китай уже ввел запрет на экспорт галлия, германия и редкоземельных металлов) и попытками сформировать избыточное предложение.
Австралия является ведущим производителем важнейших минералов, поставляя все десять элементов, необходимых в производстве литий-ионных батарей, и имеет преимущество в плане более высоких экологических, социальных и управленческих стандартов (ESG), что делает ее привлекательным регионом для инвестиций. Однако у Австралии нет своих производственных мощностей, поэтому многие критически важные минералы приходится перерабатывать в побочные продукты.
Пока Канберра не найдет способ освободиться от рыночного давления со стороны нашего крупнейшего покупателя (Китая), эти инвестиции будут оставаться под угрозой, подчеркнул Йеллишетти. В понедельник (19 февраля) Албанезе заявил, что в данный момент его кабинет работает над "более масштабными" ответными мерами, которые обеспечат Австралии "непрерывное развитие никелевой индустрии", что станет одним из ключевых ресурсов XXI века.
Одним из таких "эффективных" ответных мер может стать строительство крупного горно-перерабатывающего предприятия, способного обслуживать несколько шахт и продавать критические минералы, добытые и переработанные в Австралии, в соответствии с более высокими стандартами ESG по сравнению с теми, которые добываются и перерабатываются в других странах. Премьер-министр отметил, что это решение не будет молниеносным. "Ответные меры займут не день и не два" - подчеркнул лидер Австралии.
В ноябре прошлого года сообщалось, что атомные подводные лодки AUKUS не спасут Австралию от “китайской угрозы“ — Почему с Китаем все лучше решить мирным путем. В Канберре призвали сотрудничать с Пекином, а не воевать. Торговые барьеры, установленные в период кризиса двусторонних отношений, в основном устранены, однако в стратегическом плане альянс AUKUS будет держать ситуацию в напряжении. Подробнее...