АНТИРЕТРОДАЙДЖЕСТ: мучаем Jetway 663AS ULTRA на VIA KT133A, создавая монстра Франкенштейна, превращаем Voodoo3 2000 в Voodoo3 3000 и аккуратно «колхозим» на нее вентилятор
реклама
АНТИРЕТРОДАЙДЖЕСТ: мучаем Jetway 663AS ULTRA на VIA KT133A, устанавливая на нее AMD Athlon XP 1500+ и 2100+ и создавая монстра Франкенштейна, а также превращаем Voodoo3 2000 в Voodoo3 3000 и аккуратно «колхозим» на нее вентилятор
реклама
Введение
Итак, с одной стороны я вполне доволен итоговым результатом прошлой статьи (поскольку на многое я все равно не рассчитывал), представляющей собою некий «пилот» вероятного дальнейшего формата. С другой стороны, на полноценный дайджест видеоматериала сегодня у меня все равно нет.
реклама
В принципе, допустимо подать в виде «дайджеста» тематически связанные ролики, которые будут ниже, но у меня на сегодня нет желания набрасывать растопленный на «водяной бане» шоколад на условный USB – вентилятор, охлаждающий, не исключено, что пятую точку гипотетического несдержанного читателя.
И причина этого в том, что температура в ~ 100 градусов Цельсия, которая достигается в «водяной бане», может и обжечь «деликатное место».
реклама
В общем, Вашему вниманию представляется эдакий «АНТИРЕТРОДАЙДЖЕСТ» (ощущаете, насколько круто это звучит, да?), посвященный моделированию процесса создания ретро компьютера – «Франкенштейна».
реклама
На самом деле правильно говорить не Франкенштейн, а «чудовище Франкенштейна», поскольку Франкенштейн – это фамилия создателя монстра из различных частей неживых человеческих тел, но термин уже устоялся.
Кстати, строго говоря, под определение компьютера «Франкенштейна» связка из AMD Athlon XP и материнской платы на чипсете VIA KT133(A) с ISA слотом не подходит, поскольку такой компьютер по меркам «универсальных ретро компьютеров» довольно слаб, тем не менее, сама по себе концепция его сборки – это именно что сборка «монстра Франкенштейна».
Впрочем, хватит «растекаться мысью по древу» (то бишь скакать белкой по древесно-кустарниковой растительности), пора переходить к делу.
Моя аудитория на сегодня условно делится на две группы, первая группа – это люди, подобные мне, любящие читать ностальгические статьи, при этом с умилением вспоминая былое; вторая группа – это люди, подобные мне, но предпочитающие смотреть «видосики», предаваясь томлению по прошлому.
Для второй группы я сразу же ниже привожу третий ролик, ибо в нем максимум полезной информации, дабы Вам не было необходимости утруждать себя чтением текста, в котором «очень много букв». Если понравится, можете пролистать текст и посмотреть первые два видео. Они короче и менее информативны.
Для первой группы, ссылки на эти же ролики я дам в соответствующих разделах статьи, вдруг появится желание их посмотреть.
1. Связанные одной цепью – или кратко о войне процессорных гигантов образца 1999 года
На сегодня – в конце 2019 года мы наблюдаем очередной виток противостояния Intel и AMD на процессорном фронте. Intel – все также формальный технологический лидер, продукция которого устанавливается в подавляющем большинстве всех разновидностей персональных компьютеров архитектуры x86, а AMD – все больнее и больнее откусывает у Intel значимые куски рынка.
В ближайшей перспективе я не беспокоюсь за будущее обеих компаний, поскольку фактически они аналог «Уробороса» - змеи, пожирающей свой хвост, и умрут они только сразу обе, в случае, если полностью сгинет рынок их продукции.
Тем не менее, сам по себе многолетний процесс наблюдения того, что на данный момент прочнее – хвост или зубы Уробороса, занятие весьма увлекательное.
***
Давайте сделаем небольшой экскурс в недавнюю историю, без дат, имен, явок и паролей. Почти все это Вы можете прочитать в этой моей статье. В этой же приведены несколько иные сведения о произошедших событиях, ибо человеческая история многогранна.
Однако вернемся к нашим, не обремененным высоким уровнем интеллекта, но обладающим приятным внешним видом, и, что самое главное, густой шелковистой шерстью парнокопытным.
Итак, если опустить все подробности создания IBM PC, то появление AMD на рынке ПК связано с тем, что на момент его появления Intel была небольшой компанией, обладающей скромными производственными мощностями, не позволяющими ей обеспечивать своей продукцией «Голубого гиганта».
Термин «голубой» в данном случае символизирует собою цвет логотипа компании IBM, без подтекста, возникшего в России на рубеже веков и опошливших его, поскольку голубой цвет испокон веков понимался как символ разума (интеллекта), символ богов, а также символ целомудренности, верности и духовности.
В конце XX века IBM была очень крупной компанией. Соответственно, при создании в 1981 году IBM PC, она могла диктовать условия своим мелким подрядчикам.
Важным условием заключения контракта на поставку микропроцессоров Intel 8088 для IBM PC, было условие лицензировать сторонние компании на производство их клонов, дабы IBM была обеспечена их бесперебойная поставка.
AMD, основанная в 1969 году выходцем из Fairchild Semiconductor Джереми Сандерсом, где он работал вместе с основателями Intel – Робертом Нойсом и Гордоном Муром, ушедшими из FS раньше, на то время производила различные интегральные микросхемы, в том числе чипы памяти, а также свой клон микропроцессора Intel 8080A с маркировкой AM9080.
Сам по себе Джереми Сандерс – весьма значимая фигура на полупроводниковом рынке. Сандерс – это гениальный менеджер по маркетингу, гуру поиска команд, создающих перспективные технологии, позволяющие изменить рынок, и, без обиняков, едва ли не лучший работодатель в американской полупроводниковой промышленности, трепетно относящийся к своим сотрудникам. Однако, данная статья не о нем, а об одном из продуктов его компании.
Если верить Википедии, то еще в 1975 г. между AMD и Intel был заключен договор о перекрестном лицензировании, поскольку и Intel, и AMD поставляли свою продукцию не только на гражданский рынок, но и американским военным. Если что, в ракетах «Tomahawk» и сегодня установлены интегрированные версии клона CPU Intel 80386 производства AMD.
Таким образом, в качестве поставщиков микропроцессоров для IBM PC наряду с компанией Intel, их разработавших, была и компания AMD, получившая у первой компании лицензию на их производство.
Дальнейшие события развивались стремительно, IBM PC сменил IBM PC/XT, фактически задавший современные стандарты построения ПК, следом были IBM PC\XT 286, затем ПК на базе i386, i486 процессоров, CPU пятого (Pentium) и 6-го (Pentium Pro – сиречь современного) поколений, а нас сегодня интересует период середины 1999 – конца 2001 гг.
Итак, после выпуска Intel процессоров Pentium, получения патентов на использованные в нем технологии и их названия в качестве товарного знака, AMD не могла больше выпускать улучшенные клоны процессоров конкурента, и была вынуждена разрабатывать самостоятельный продукт.
Сначала у AMD дела шли неважно, поскольку AMD K5 (формально это процессоры 5-го поколения, как и Intel Pentium, а учитывая что в основе процессоров RISC ядро, отчасти даже и 6-го поколения) серьезно отставали от Pentium, поскольку по производительности были на уровне быстрых "486-х", плюс еще и Microsoft «подложила свинью» со своим замером времени исполнения «пустых циклов» в Windows 95, которые процессоры AMD K5 не исполняли, вызывая ошибку «Divide overflow».
Тем не менее, Сандерсу удалось приобрести активы и интеллектуальную собственность компании NexGen, разработавшей процессор Nx686, легший в основу процессоров AMD K6 и K6-2-III(+).
В 1999 г. AMD выжала последние соки из архитектуры K6, процессоры на которой на то время обладали непревзойденной производительностью в целочисленных вычислениях (серьезно, были даже быстрее аналогичных по тактовой частоте Pentium III), но значительно отставали от продукции Intel в вычислениях с плавающей запятой (сиречь с дробными числами).
Тем не менее, благодаря AMD, владельцы ПК на Socket7 (Super Socket 7) платформах могли купить новенькие AMD K6-2-III(+), оснащенные кэшем второго уровня 128-256 Кб, поддерживающие мультимедийные инструкции 3DNow! (аналог и предшественник SSE) и продлить их жизнь еще на несколько лет, а в случае с офисными ПК практически на 10-летие.
В этом же, 1999 году, AMD выпустила процессоры на новейшей на то время архитектуре AMD K7, которые демонстрировали производительность выше, нежели Intel Pentium III, особенно по части FPU вычислений.
Эти процессоры выпускались для процессорного разъема Slot A, представлявшего собой механически развернутый на 180 градусов разъем Intel Slot 1, но электрически с ним не совместимый.
После выпуска Intel процессоров под Slot 1, AMD больше не выпускала CPU с разъемом, совместимым с процессорами Intel. Единственная компания, которая примерно в это же время выпускала процессоры для Intel совместимых материнских плат - была VIA с ее процессорами VIA C3, основанных на наработках приобретенной ею компании Cyrix, некогда выпускавшей математические сопроцессоры для Intel 386, а затем и сами процессоры архитектуры x86. Впрочем, лицензия на производство процессоров архитектуры x86 у этой компании, насколько мне известно, имеется и сегодня.
После успешного старта AMD Athlon, к слову, первыми в мире достигших тактовой частоты 1 ГГц для серийно выпускаемых CPU, AMD выпустила процессоры Athlon и Athlon XP, для процессорного гнезда Socket 462. Intel в то же время сделала ставку на архитектуру NetBurst, но это уже другая история.
***
Центральные процессоры AMD Athlon XP в свое время по праву заслужили любовь компьютерных энтузиастов. Шутка ли – их производительность была выше, чем у равночастотных Intel Pentium III, в некоторых приложениях существенно опережала производительность равнорейтинговых Intel Pentium IV, да кроме того большинство из них можно было разогнать до тактовых частот 2,1-2,4 ГГц.
Я сам в свое время обладал CPU AMD Athlon XP 2500+ на ядре Barton (штатная частота 1833 МГц), из первых серий, с разблокированным множителем, который без проблем работал у меня на тактовой частоте 2167 МГц, как AMD Athlon XP 3000+ без повышения напряжения.
По-настоящему опередить равнорейтинговые Athlon XP Intel смогла только после выпуска Pentium IV, работающих на тактовой частоте 3+ ГГц и внутренней процессорной шине 800 МГц.
Эх, было время… Впрочем, сегодня, в 2019 году тоже происходят интересные события, но вернемся к теме статьи.
2. Jetway 663AS ULTRA на VIA KT133A плюс AMD Athlon XP
Материнскую плату для AMD Athlon XP с шиной ISA я искал довольно таки долго, но, как оказалось, их вполне можно найти, просто искать их надо по запросу с иными ключевыми словами, нежели это делал я.
Так или иначе, в мои руки попала материнская плата от производителя, как бы это мягче сказать, 3-го эшелона, со всеми прелестями и особенностями, присущими этой категории изготовителей.
Итак, что мы имеем? Материнская плата основана на чипсете VIA KT133A для центральных процессоров производства AMD, на плате распаяны стандартные на момент выпуска слоты:
- 1 слот CNR, с картами расширения для которого автору сего опуса встретиться за все время «общения» с компьютерами так и не пришлось;
- 1 слот AGP версии 2 (4X);
- 5 слотов PCI, версии 2.1;
- 1 слот ISA.
- 3 слота для установки SDRAM PC133;
- дополнительная «гребенка» для 2 портов USB;
- 2 коннектора для подключения 4-х устройств IDE;
- 1 разъем для FDD дисковода;
- 3 трехпиновых разъема для подключения вентиляторов (в том числе процессорного);
- разъем питания ATX и еще по мелочи для встроенного звука, ИК порта, и т.д.
На панели ввода-вывода материнской платы имеются:
- 2 COM порта;
- 1 LPT порт;
- 2 USB порта версии 1.1;
- 3 аудиоразъема под мини-джек 3,5 мм (Line-out, Line-in, Mic);
- MIDI порт (порт джойстика).
На материнской плате распаян AC-97 аудиокодек – VIA VT1611A
Про качество звучания VIA VT1611A ничего сказать не могу, ибо сначала не пробовал, а потом уже не было возможности.
О системе питания процессора и прочем, думаю смысла рассказывать нет, ибо в те времена, когда эта материнская плата была актуальна, на этот счет никто не заморачивался, а разгон комплектующих еще не стал «мейнстримом».
Чипсет VIA KT133A
Давайте скажем пару слов о чипсете VIA KT133A, поскольку он этого вполне заслужил, пусть у него и имели место определенные недостатки.
Итак, компания VIA на рубеже веков представляла собой одного из крупнейших разработчиков чипсетов для x86 совместимых процессоров. Тогда еще не было той скуки на «чипсетном» фронте, которую мы имеем сегодня, когда Intel производит чипсеты для своих CPU, а AMD для своих, и альтернатив, как таковых, не имеется.
Более того, от классических чипсетов, в современных чипсетах остался разве что «южный мост», но это не точно (С), ибо все что можно, начиная от контроллера оперативной памяти до шины PCI-E «переехало» в центральные процессоры.
Быстродействие чипсетов в рамках одной линейки сегодня почти неотличимо, а покупка старшей модели оправдана лишь тем, что в ней больше линий PCI-E, поддерживаются дополнительные «фичи» авторазгона, можно установить не один, а пару скоростных SSD NVMe M2 и т.п.
Однако вернемся к нашим одомашненным потомкам гордых горных парнокопытных. Итак, VIA KT 133A был построен по классической схеме: северный мост – микросхема VT8363A, южный мост – микросхема VT82С686B.
Надо ли говорить, что южные мосты производства VIA совместимы между собой и лишь от производителя зависело, насколько «крутой» станет материнская плата. Будет ли на ней установлен самый первый из совместимых южных мостов или последний, где устранены ранее выявленные недоработки (и добавлены новые), а также введены новые возможности.
Основное отличие чипсета VIA KT133A от чипсета VIA KT133 заключалось в официальной поддержке внешней шины процессора 133 МГц (внутренняя 266 МГц). В остальном – поддержка AGP 4X, UDMA 100, поддержка процессорной шины 100 МГц (для первых моделей AMD Athlon и всей линейки AMD Duron) осталась на прежнем уровне. Однако при всем этом чипсет не поддерживал новейшую на то время оперативную память стандарта DDR SDRAM.
В моем случае используются северный мост VT8363A и южный мост VT82С686B, то есть, реализовано все именно так, как и задумывала компания VIA.
На материнские платы с данным чипсетом в зависимости от производителя можно установить практически любые процессоры для Socket 462, способные работать на шине 100 МГц и 133 МГц, включая так называемые Barton`ы, однако в большинстве случаев, в BIOS материнской платы их поддержка ограничена процессорами на ядре Palomino не старше AMD Athlon XP 2000+ (1666 МГц).
VIA выпускала чипсеты не только для процессоров AMD, но и для процессоров Intel, что из себя представляет собою «топовый» вариант VIA Apollo 133A для процессоров Intel и как он работает с Intel Pentium 1,4 ГГц на ядре Tualatin, Вы можете прочитать в этой моей статье.
В ней, кстати, тестируется топовая видеокарта 3dfx Voodoo5 5500. Видеокарта топовая, поскольку в серийное производство Voodoo5 6000 так и не была запущена, хотя таковые в количестве около 1000 шт. на весь мир есть.
Нам же теперь предстоит посмотреть, как ведет себя данный чипсет с процессорами AMD.
3. Тестовая система и пара слов о настройке «Франкенштейна»
Возможно, что прочитав уже 1918 слов, Вы успели потерять нить повествования, поэтому я позволю себе напомнить, что речь таки идет о компьютере, созданном по лекалам построения ретро-компьютера - монстра Франкенштейна.
Итак, если вкратце, «Франкенштейн» - это x86 совместимый компьютер, как правило, собранный на базе промышленной материнской платы для Socket 478 либо LGA775, оснащенной ISA слотами (в идеале тремя, для установки SB AWE 32, SB Pro и GUS - Gravis Ultrasound), двумя видеокартами – топовой AGP ATI Radeon 3850 HD и (самый шик) 3dfx Voodoo5 5500 PCI (либо AGP через переходник, статья о котором у меня тоже есть).
Вместо Voodoo5, можно установить и Voodoo4 или Voodoo3, а то и вообще пару Voodoo2 в режиме SLI, а можно вообще обойтись без видеокарт 3dfx, ибо на них свет клином не сошелся, а для игр под Windows 9x и DOS ничего круче GeForce 3 (ATI Radeon 8500) не нужно. Если постараться, то для слотов PCI из видеокарт того времени можно найти ATI Radeon 7500-9200 или GeForce 2MX 400 (в т.ч. в виде соответствующей версии nVIDIA Quadro), а также GeForce FX 5500(5700) PCI.
Это при условии, естественно, что Вы не планируете в Windows 98 играть в Doom3 и Half-Life 2 и готовы «смириться» со стандартным для того времени разрешением 1024х768, поскольку эти и остальные игры отлично работают в Windows XP, а Windows 98 нужна для игр позднего DOS`а и игр, которые на хотят запускаться в Windows XP.
Естественно, что весь этот «бутерброд» в силу нетривиального количества компьютерного «железа» работает, как минимум, под управлением 2-х операционных систем:
- Windows 98SE\Me;
- Windows 2000\XP (32-bit).
По желанию на такой ПК можно «вкорячить» еще и Windows 7-10, но, по моему скромному мнению, смысла в этом немного. Для серфинга в современном Internet`е и просмотра youtube удобнее использовать современные ПК, планшеты или смартфоны. Впрочем, хозяин - барин…
В моем случае, тестировать мы будем тестовый персональный компьютер в Windows 98SE и Windows 2000. Выбор именно этих OS обусловлен, прежде всего, личными предпочтениями автора, иного подтекста или сакрального смыла, не имеет.
Как настраивать «Франкенштейна», мною написано ниже, а пока давайте «пройдемся» по остальным комплектующим компьютера.
Итак, видеокарты:
- 3dfx Voodoo3 3000 AGP;
- 3dfx Voodoo3 2000@3000 PCI + вентилятор для охлаждения;
- nVIDIA GeForce 3 Ti 200;
Центральные процессоры:
- AMD Athlon XP 1500+(1333 МГц);
- AMD Athlon XP 2100+(1733 МГц);
Оперативная память:
- 768 Мб SDRAM PC133 (512 МБ + 256 МБ);
Жесткий диск:
- Seagate Barracuda 7200.7 40 ГБ;
Звуковые карты:
- AWE 32 CT3630;
- AWE 64 CT4520.
- FDD привод (не суть важно);
- Оптический привод (тоже значения не имеет).
Настройка «Франкенштейна»
Как сказал один известный украинский политик: «А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все. Мало, кто может это делать». Смысл, думаю, понятен?
Если не совсем понятно, что имелось в виду, то просто могу отметить, что разработчиков Windows не лыком шили, поэтому в будущее они, как раз, смотрели.
В Windows 9x-XP есть одна «фича», которая практически бесполезна для обычного домашнего пользователя. Новелла эта (хотя, какая это новелла, если она даже в Win9x присутствует) называется «профили оборудования».
К сожалению, начиная с Windows Vista, разработчики доступ к этой функции из ОС убрали, но, поскольку речь идет о ПК для ретроигр, то ОС выше Windows XP устанавливать на него и не предполагается.
Использование профилей оборудования во времена Windows 98 было оправдано в тех редких случаях, когда возникала необходимость настроить то или иное устройство так, чтобы, при обычной загрузке оно не использовалось по тем или иным причинам.
С помощью профилей оборудования, к примеру, можно настроить в одной операционной системе две видеокарты, если они конфликтуют между собой, наборы разного специфического оборудования под разные приложения и т.п.
К сожалению, в Windows 9x есть одна небольшая особенность, перечеркивающая пользу от этой возможности для ретрогейминга. В этих операционных системах можно настроить только одно устройство, обеспечивающее 3D ускорение (за исключением Voodoo2, но для них и нет необходимости настраивать профили оборудования). Вторая и последующая видеокарта тоже будет работать, но только как 2D видеокарта.
В Windows 2000 и выше таких «особенностей» нет, профили позволяют настраивать видеокарты с сохранением их 3D возможностей.
Таким образом, как правило, настройка ретро-компьютера – монстра Франкенштейна сводится к следующему:
- собираем компьютер;
- настраиваем BIOS материнской платы так, чтобы первичным был PCI видеоадаптер;
- устанавливаем Windows 9x;
- настраиваем Windows 9x (с установкой всех драйверов, включая драйвера к PCI видеокарте);
- устанавливаем Windows 2000\XP;
- инсталлируем все необходимые драйвера, в том числе на PCI видеокарту;
- заходим в «Свойства системы»;
- сохраняем текущий профиль и создаем его копию с иным названием;
- перезагружаемся во второй профиль, устанавливаем на него драйвера для AGP видеокарты, настраиваем загрузку и т.п.;
- пользуемся обеими профилями ОС по необходимости.
Дополнительно могу порекомендовать создать образ HDD с настроенными системами, чтобы в дальнейшем не тратить время на их установку и настройку.
4. Тестирование
Откровенно говоря, я планировал ради написания данной статьи сделать полноценное тестирование, сравнив производительность Voodoo3 и GeForce 3 (хотя, понятно, что последняя в разы быстрее), но, к моему большому сожалению, Jetway 663AS ULTRA после того, как я снял все три ролика, в лучших традициях Голливуда приказала долго жить.
Сначала материнская плата стала вести себя странно, возникли проблемы с BIOS, который мне пришлось восстановить с помощью системной дискеты, затем она просто прекратила загружаться. На POST-карте высвечивается пост код «00» и на этом все. Возможно, что поврежден BIOS, но программатора у меня нет, да и возиться с ней особого желания тоже, по крайней мере на данный момент.
Я подумывал над тем, чтобы найти ей более «приличную» замену, в идеале что-то от Asus, Gigabyte или Chaintech, но, пока мне такие материнские платы в руки не попались. Поэтому в статье будут те же самые тесты, что и в видео, даже меньше, увы.
Тестирование мною проводилось в OS Windows 98 SE (MS DOS 7.1, если GUI не загружался).
Тестовые приложения:
Приложения для DOS:
- сборник тестов для DOS с сайта philscomputerlabs.com. У меня, кстати, на сегодня, без «плясок с бубном» доступа к данному сайту нет, хотя он работает и не заблокирован.
Игры для Windows:
- Quake2
- Quake 3;
- Unreal;
Кроме того, на ПК запускались, тестировались игры:
- Unreal Tournament 2003;
- Max Payne;
- WarCraft III.
После чего, субъективно оценивалась их «играбельность» в разрешении 1024х768 при установленном процессоре AMD Athlon XP 2100+ (1733 МГц).
Геймплей в этих играх можно увидеть в третьем ролике. Здесь могу лишь отметить, что эти игры почти не тормозят, особенно если игровые карты небольшие, чему я был удивлен.
Если подробнее, то на начальных уровнях UT 2003 выдает плавную картинку с очень редкими «просадками» до 22-23 кадров в секунду, на крупных картах просадки наблюдаются чаще, но играть все равно приемлемо.
В Max Payne все портит 16-битная картинка сюжетных комиксов, но в целом игра идет весьма бодро с приятной картинкой.
В WarCraft III геймплей на начальных уровнях идет очень хорошо, наблюдается стабильный FPS 24+ кадров в секунду, на больших кадрах иногда заметны «подлагивания», но в целом, пройти игру вполне можно.
Результаты:
Следует отметить, что все тесты в DOS я проводил после запуска программы, включающей ускорение 3D в DOS – FASTVID (VGA Boost).
В этом тесте мне удалось сравнить два тестовых процессора. Как видите, разница в результатах есть, иначе и быть не могло, но она в пределах 3%, что по сути на уровне погрешности. По всей вероятности, производительность CPU в этом тесте ограничена пропускной способностью оперативной памяти, которая является «узким бутылочным горлышком» для него.
В этом тесте разница выше, больше 7%. Картинка в этом тесте имеет некоторые «артефакты» на обоих процессорах, но, тем не менее, разница между ними уже более или менее ощутима.
В этом тесте для операционной системы DOS мы наблюдаем все те же 3% разницы между процессорами. Не густо.
Это последний тест для DOS и последний тест, в котором я сравнивал AMD Athlon XP 1500+ (1333 МГц) и AMD Athlon XP 2100+ (1733 МГц). Разница в нем составила целых ~ 3,6%. На обоих CPU можно прекрасно играть в Quake в чистом DOS в разрешении 640х480 (если активировать FASTVID) с удовлетворяющим даже современных игроков фреймрейтом 60 FPS. Это круто, что тут еще можно сказать.
В целом же, по результатам тестов в DOS можно сделать вывод о том, что серьезного смысла устанавливать в ретро компьютер CPU с тактовой частотой выше 1 ГГц для этой ОС не имеется.
Да, оговорюсь сразу, что хилые процессоры VIA С3 здесь в виду не имеются, у них крайне слабая производительность, VIA C3 1 ГГц даже на ядре Nehemiah по производительности находится где-то между AMD K6-2 550 и Intel Celeron 700 (Coppermine).
Перейдем к тестам в Windows. Как я уже сказал выше, аккурат после того, как я сделал все три ролика, материнская плата тихо умерла. По этой причине сравнительных тестов не будет.
Тем не менее, давайте посмотрим, на что способна 3dfx Voodoo3 3000 в комплекте с овербыстрым для нее CPU – AMD Athlon XP 2100+.
Итак, что можно сказать о результатах? Да, в общем-то, ничего такого, что можно расценить, как открытие или откровение. Чем новее бенчмарк, тем ниже результаты, поскольку все выше и выше требования к производительности видеокарты, а с этим у Voodoo3 не все так хорошо, как хотелось бы.
Мощный процессор для 3dfx Voodoo3 – это серьезное подспорье в относительно простых играх конца 90-х XX века, но уже к 2000 году, и тем более позднее возможностей видеокарты стало не хватать. Время неумолимо шло вперед, превращая некогда самые производительные видеокарты в устаревший «хлам». Тем не менее, для игр для Windows вплоть до Quake III и Serious Sam (особенно если установить драйвер WickedGL) производительности 3dfx Voodoo3 3000 PCI вкупе с мощным центральным процессором вполне достаточно.
Заключение
В принципе, для тех, кто увлекается экстремальным разгоном, результаты, полученные мною - повод задуматься над тем, что, достав из закромов Voodoo3, завольтмоддив ее, да установив через переходник AGP2PCI в современный ПК, можно получить первое место на сайте типа hwbot.org для видеокарт 3dfx в данных бенчмарках (если они, конечно, еще актуальны, эти бенчмарки).
Для всех остальных, как мне кажется, очевидно, что для Voodoo3 (да и Voodoo4 тоже) собирать ПК на процессорах AMD Athlon или Pentium III с тактовой частотой выше 1 ГГц смысла нет.
Бонус
Когда-то во времена относительной актуальности видеокарт 3dfx для современных на то время игр было создана масса программ для работы с ними. В частности, российским разработчиком Константином Певцовым aka Rainbow, была создана утилита tdfx BIOS editor.
Утилита эта замечательна во всех смыслах, но самое главное, что она позволяет не только модифицировать BIOS видеокарт 3dfx разгоняя их, но и прошить в них русские шрифты, что позволит сэкономить несколько так нужных килобайт в чистом DOS, поскольку отпадает необходимость в русификаторе.
Разобраться с программой несложно, но для тех, кому лень, я подробно рассказываю об этом в видео. В нем же я показал, как превратить Voodoo3 2000 в Voodoo3 3000 и аккуратно «приколхозить» к ней вентилятор. Приятного просмотра.
Спасибо тем, кто прочитал статью до конца, с уважением, Freevad.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила