О параллельном импорте компьютерного железа
Знакомый одной из минских фирм попросил провести апгрейд офисного парка из разряда "Дешево и сердито" и выделил большую пачку денег. Телефон плюс каталоги в интернете и нескончаемые беседы с продавцами.
Предисловие
реклама
Живу в Беларуси и информация актуальна на 100% для Минска, но сама тенденция и каналы поставок с большой долей вероятности будут работать и в России, за некоторым исключением. Начать хочется с августа 2020 года и больших перемен в моей стране.
До событий подавляющие объемы поставок были с Польши (возврат VAT) и Украины. "Московский Хаб" хоть и использовался, но там ценник был немного выше и в пересчете на объемы, даже черный ввоз был не выгодным. После событий на Беларусь были наложены серьезные санкции и крупный оптовый ввоз с запада был ограничен. Возникли некоторые проблемы с возвратом VAT. Какие-то дорогие вещи еще можно было ввозить, но мелочовку легально из России.
Бренды
реклама
Наш местный агрегатор предложений. Сортировка "Самые популярные" SSD. Нет ни одного именитого бренда. Никому ранее не известные Китайские лейблы заполонили каталог
С оперативной памятью немного получше, но и там каждое второе предложение - это GOODRAM, Netac, Team T-Force и прочие компании второго третьего эшелона. Именитые и мощные Samsung? Kingston? Они есть. Но при прочих равных, ценник на них неконкурентноспособен. И если пару лет назад, в выборе между А и B не стоял, - переплата в 5-10% были оправданы, то сейчас разница между максимально близко похожими по характеристикам лотами от разных брендов доходит до 100-120%
Поставки с Европы
реклама
Официальных фур ни в каком виде больше нет. Но появились челноки. Они и раньше были, но сейчас это новый бизнес. Про переукрепленный рубль ничего говорить не буду. Сейчас крайне важен курс Евро/доллар
1 октября курс достиг своего минимума за 15 лет. С начала 2022 года упал на 20%. Ценник в пересчёте по курсе стал ниже чем где бы то ни было. Без учета, что прайс в Европе значительно ниже чем в России и Беларуси. Но и это не все. Курс Польского злотого к доллару упал на 30%
Челноки
Запад не любит Восток. Восток не любит Запад. Но люди все понимают и помогают кто чем может. Приграничные районы населены в основном "Поляками". Поляк Западный всегда поможет Поляку Восточному и прикроет один глазик и не заметит лишнюю коробку в багажнике. Говорю утрированно, но суть простая - нет железного занавеса. В Польшу едут сигареты и бензин, обратно техника. Пока нет жесткого запрета мелкий бизнес цветет и пахнет. Некоторые могут сказать, что это капля в море, но нет. Беларусь в значительной мере обеспечена польской электроникой.
реклама
Думаю, подобная ситуация идет вдоль всех границ и в России до 30% всех поставок уже обеспечены таким способом.
Китай
А теперь поговорим про фуры и составы от Восточного соседа. В начале обзора разместил фотографии с местного агрегатора. В Минск с Китая идут прямые поставки по железной дороге из Поднебесной. Вся мелочевка уже давно производится или собирается у дядюшки Ляо. Фабрика по сбору оперативной памяти стоит около 100-120 млн$ за комплекс. Фабрики по клепанию SSD так же стоят недорого для такой большой экономики. Пока крупные бренды в раздумиях и поиске - рынок заполонили бюджетные варианты для массового потребителя. Есть люди, что знают разницу между TLC и QLC, но 99% смотрят только на объем и приписку SSD.
Крупный опт из Китая подтвердили все, с кем говорил. Про гарантию и возврат ответили просто "Мы в плюсе". Возвраты некачественного товара есть, но они не критичны и позволяют заказывать все новые и новые партии.
Процессоры и видеокарты
Мелкие партии ввозят челноки. С более крупными есть проблемы. Хоть поезда и идут из Китая/Казахстана, но работа идет через перекупов-посредников. Аналогичная ситуация и с видеокартами. Есть выходы на крупных китайских ретейлеров в лице Afox, Manli, Colorful, но потребитель не бежит их покупать. Незнакомые названия отпугивают многих. Небольшие партии идут "пробниками" либо в сборки.
Материнские платы
Тут все гораздо приятнее. Тайвань любит Россию. Россия любит Тайвань. Цепочки с контейнеровозами разорвались, но железнодорожная транспортировка не на много дороже. Время выросло на пару дней и операторов доставки стало больше, но на крупных партиях удорожание не значительное. Есть сильный фактор колебания курсов. Никто не хочет подписывать длинные контракты. Но бренды первого эшелона с удовольствием делятся новыми продуктами.
Прочие запчасти
Самое интересное. Практически вся мелочевка - это Китай. Она вообще ни как не изменилась. Так как производители изначально были мелкими - морем ни кто не вез. Полностью без изменений.
Вместо итогов
Мелкие "перекупы" в один голос отвечают - бизнес цветет и пахнет. Ценник пошел вниз и конкуренция от крупных поставщиков минимальна. Все перестроились на новый лад. В крупном ретейле знакомых высокого уровня нет. Могу лишь предположить - они пойдут по следам небольших сетей. Заказ 2-3 контейнеров с регулярностью в пару дней. Автоматические поставки перейдут на более мелкие с ручным управлением.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила