Платим блогерам

Новости 28 марта 2005 года

Не так давно мы уже поделились некоторыми своими размышлениями по поводу развития конкуренции между AMD и Intel в области освоения новых техпроцессов. Во многом мы опирались на достаточно старую информацию, и незаслуженно обделённая вниманием общественности статья на сайте Technology Review заставила нас пересмотреть некоторые прогнозы и оценки.

Прежде всего, этот увлекательный и познавательный материал рассказывает о перспективах применения технологии DSL (Dual Stress Liner) в процессорах AMD и IBM. Когда о начале промышленного использования этой технологии AMD заявила в январе текущего года, цифра "24%" многих из поклонников продукции компании ослепила. Многие источники тогда заговорили о возможности улучшения частотного потенциала на 24%, либо о возможности снижения энергопотребления на эти самые 24%. Последнюю возможность AMD уже начала активно использовать, представив процессоры Turion 64 и Opteron HE на базе 0.09 мкм ядер.

Что же в действительности означала эта цифра "24%"? AMD и IBM сообщали, что на 24% будет увеличена скорость переключения транзисторов. Значит ли это, что реальные процессоры станут работать на частоте, превышающей прежний порог на 24%? Отнюдь, как и везде в этом несовершенном мире, нужно учитывать потери. Например, в обозначенной статье приводятся следующие сведения, полученные якобы от представителей AMD: В случаях, когда приоритетом будет достижение максимальной тактовой частоты, AMD рассчитывает получить прирост частотного потенциала до 16% в компьютерах, основанных на процессорах с использованием технологии DSL. То есть, реальные процессоры будут в среднем работать на 16% быстрее своих предшественников, не использовавших технологию DSL.

Здесь нужно чётко разделять частотный потенциал серийных процессоров и потолок разгона лучших экземпляров нового семейства. Как мы могли убедиться, процессоры на ядре Venice стабильно разгоняются до 2.8 ГГц с использованием штатного кулера от Athlon 64 FX-55. Возможен и разгон свыше 3.0 ГГц, однако он уже требует более серьёзного охлаждения и поднятия напряжения на ядре. К слову, процессоры на ядре Venice хорошо переносят отрицательные температуры и улучшают результаты разгона при повышении напряжения на ядре до 1.6-1.7 В. Это уже прогресс по сравнению со своенравными процессорами на ядре Winchester.

Возьмём за базу частоту 2.4-2.6 ГГц, успешно покоряемую процессорами AMD64 без использования технологии DSL (Athlon 64 FX-55 не считается, он отведал этого "допинга" ещё в рамках 0.13 мкм техпроцесса). Увеличим частотный потолок на 16%, и получим новый диапазон: 2.8-3.0 ГГц. Именно до этих частот будут разгоняться все серийные процессоры на ядрах Venice и San Diego с использованием воздушного охлаждения. Отдельные экземпляры будут разгоняться лучше, отдельные - хуже, но в целом диапазон гарантированного разгона уложится в обозначенные рамки. Это в некотором роде подтверждает и растущая статистика разгона первых представителей ядра Venice.

Заметим, что и в засветившемся недавно роадмапе по процессорам Opteron на 2006 год модели с частотой свыше 3.0 ГГц не фигурируют. Будут ли в степпинг ядер F внесены какие-то "частотные присадки", пока не уточняется, но степпинг E в своём развитии вряд ли уйдёт дальше 3.0 ГГц.

Не будем забывать, что работающий на частоте 2.8-3.0 ГГц процессор Athlon 64 уже представляет собой огромную силу, бороться с которой процессорам Intel не так просто. Взятая в качестве исходного материала статья содержит упоминания и о модернизации техпроцесса от Intel, намеченной на этот год. Например, 0.065 мкм ядра будут производиться с использованием растянутого кремния с элементами германия. Именно эту технологию пророчили на пост преемника DSL от AMD, а теперь её аналог берёт на вооружение Intel. Более того, Intel ожидает получить от использования германия дивиденды в виде 30% увеличения скорости переключения транзисторов по сравнению с предшественниками.

Значит ли это, что процессоры Intel после перехода на 0.065 мкм техпроцесс будут работать на частотах порядка 5.0 ГГц? Отнюдь, этим запасом можно распорядиться иначе - снизить уровень энергопотребления. Судя по всему, это как раз и собирается сделать Intel. По имеющимся у нас сведениям, частотный потенциал процессоров CedarMill не превысит 3.6 ГГц, а уровень TDP останется заманчиво низким - 65 Вт. Впрочем, мы не учитываем планы по выпуску 0.065 мкм процессоров Presler с двумя ядрами - там приоритет может быть отдан наращиванию тактовой частоты, но увлекаться этой идеей Intel не будет.

По сути, AMD ничего не потеряет, ограничив частотный потенциал своих 0.09 мкм процессоров планкой в 3.0 ГГц. Что же компания предложит потом? Наши коллеги утверждают, что IBM и AMD предпочли германию нитрид кремния - его приобщение к существующим техпроцессам позволит добиться высокого уровня выхода годных чипов при низких затратах. Очевидно, некоторый "фейс-лифтинг" 0.09 мкм техпроцесс может получить именно при содействии нитрида кремния.

Интересно, что в рассматриваемой статье впервые представители AMD упоминают о существовании образцов продукции, выполненной по 0.065 мкм техпроцессу. В частности, сообщается об успешном использовании технологии DSL в первых прототипах 0.065 мкм продуктов, а также о планах внедрения этой технологии в 0.045 мкм продукты. Заметим, что речь может идти и о ячейках памяти, а не процессорах, так что говорить о близости момента появления инженерных образцов 0.065 мкм процессоров AMD не приходится. Тем более, что и в серверном роадмапе они пока не прописаны, хотя он покрывает только первую половину 2006 года.

В качестве итога хочется ещё раз отметить, что темпы роста частотного потенциала процессоров замедляются как для Intel, так и для AMD. Важно лишь выявить, чьи процессоры при этом смогут обеспечить более высокую производительность и развитую функциональность.

За достижениями в области разгона новейших процессоров мы неустанно следили вплоть до последнего времени, а вот рекорды в известных графических бенчмарках в информационном поле оверклокерских сайтов давно не появлялись. Точнее говоря, все достижения в этой области свелись к экстремальному разгону видеокарт уровня GeForce 6800 Ultra в режиме SLI. Пожалуй, никому из читающих эти строки не нужно объяснять, что организовать эффективное охлаждение для такого "тандема" крайне сложно. Кроме того, необходимость работы двух видеокарт на синхронных частотах накладывает некоторые ограничения на процесс разгона.

Всё, что нам до сих пор доводилось видеть - это две видеокарты GeForce 6800 Ultra, охлаждаемые при помощи жидкости. Эта казавшаяся поначалу сложной задача впоследствии была успешно решена даже производителями серийных систем охлаждения. Например, той же Innovatek, сотрудничающей с компанией Gainward.

Предлагали свои решения для охлаждения видеокарт с поддержкой SLI и производители более серьёзного "холодильного оборудования". Точнее говоря, не исключали возможности выпуска специальных устройств при наличии спроса. Тем не менее, большинство энтузиастов предпочитало использовать компоненты для охлаждения графических плат фреоном собственной конструкции. Если не ошибаюсь, парочка рекордов была поставлена при использовании подобных видеокарт с охлаждением каскадными "фреонками".

Тем не менее, новый мировой рекорд для систем с поддержкой SLI был установлен только недавно - в рейтинге Futuremark теперь имеется запись о достижении результата в 12 483 "попугая" 3DMark05, оставленная группой финских оверклокеров.

В ходе эксперимента использовались две видеокарты XFX GeForce 6800 GT, подвергнутые вольт-моддингу и охлаждаемые при помощи жидкого азота. Как видите, в такой ситуации широкий зазор между двумя слотами PCI Express x16 материнской платы Asus A8N-SLI Deluxe пришёлся весьма кстати. В итоге видеокарты смогли работать на частотах 575/1300 МГц - штатные частоты составляют лишь 350/1000 МГц.

Сердцем системы стал процессор Athlon 64 FX-55, работающий на частоте 3184 МГц - прямо-таки смехотворная частота для серийной "фреонки" Vapochill LS. Кстати, непосредственно "рекордный забег" был осуществлён при охлаждении процессора сухим льдом. Задача предельного разгона процессора не преследовалась авторами эксперимента, поэтому некоторый потенциал роста у такой системы ещё есть. Обратим внимание, что "силовую" поддержку оказывал самодельный блок питания мощностью 1350 Вт.

Финские мастера в ближайшее время получат две видеокарты GeForce 6800 Ultra, тогда они рассчитывают установить новый мировой рекорд. Заметим, что пара видеокарт GeForce 6800 GT без разгона обеспечивает результат порядка 8200 "попугаев" 3DMark05. В случае с рассмотренным рекордом прирост производительности достигает почти 50%.

Профессиональный графический адаптер Wildcat Realizm 800 в некотором роде предвосхитил появление таких монстров игрового класса, как видеокарта Asus на базе двух чипов GeForce 6800 Ultra. Между тем, решение 3DLabs содержало ряд уникальных ноу-хау, о которых следует сказать отдельно.

Прежде всего, работу двух основных видеочипов на этой плате координировал третий, именуемый VSU. Во-вторых, помимо 512 Мб видеопамяти, плата снабжалась 128 Мб "буфером", что позволяло рассчитывать на повышение скорости обработки данных. Наконец, сочетание двух видеочипов позволяло наделить графическую плату 24 пиксельными конвейерами и 8 вершинными процессорами. При этом рекомендуемая цена Wildcat Realizm 800 ($2000) позволяла соперничать с "одиночной" видеокартой Quadro FX 4400 ($2300).

Наши американские коллеги с сайта Anandtech решили противопоставить Wildcat Realizm 800 не только младшим "сородичам" в лице Wildcat Realizm 200, но и основным конкурентам типа Quadro FX 4000 и Fire GL X3-256. Подробные итоги тестов в профессиональных графических пакетах можно обнаружить на указанном сайте.

Прежде всего, прирост производительности по сравнению с "одиночной" Wildcat Realizm 200 не превысил 15-30%, что очень далеко от прогнозируемых 60%, и ещё дальше от заявленных в пресс-релизе 100%. При этом выложить за "тандем" предлагается более чем в два раза больше - $2000 против $850. Вопрос о соответствии цены и качества "выделки овчинки" в данном случае уже не стоит.

Наши коллеги считают, что частотные характеристики Wildcat Realizm 800 были чуть приторможены, чтобы вписаться в рамки требований по энергопотреблению. Возможно, не самый выразительный прирост производительности по сравнению с "одиночной" Wildcat Realizm 200 объясняется именно этими причинами.

С представленными графическими решениями от ATI и Nvidia продукт 3DLabs соперничает вполне достойно, лишь изредка проигрывая им. Впрочем, в линейке профессиональных видеоадаптеров на чипах ATI и Nvidia есть и более мощные решения, так что "королём рендеринга" Wildcat Realizm 800 признать нельзя. Более того, Nvidia развивает инфраструктуру SLI и для видеокарт серии Quadro, так что в обозримом будущем массовые продукты конкурентов вряд ли смогут потягаться в производительности с парой видеокарт Quadro FX 4400. Эффективность же технологии SLI в профессиональных приложениях во многом будет зависеть от правильной адаптации, например, от уровня оптимизации профилей под каждое приложение.

Компания MSI изрядно удивила посетителей выставки CeBIT 2005, представив материнскую плату K8NM8, оснащённую процессорным разъёмом Socket 939 и имеющую форм-фактор Micro-BTX. Многих скептиков появление этой материнской платы убедило в том, что продвигаемый Intel форм-фактор найдёт применение и в секторе AMD64. Вот только насколько широким будет это применение, и как скоро подобные платы появятся в продаже?

Сегодня мы попытаемся ответить на оба вопроса, заручившись поддержкой наших коллег с тайваньского сайта DigiTimes. Разумеется, что сотрудники данного сайта в своих прогнозах использовали данные, полученные от тайваньских производителей материнских плат, привыкших во многих своих действиях руководствоваться здравым смыслом и экономическими соображениями, а не директивами Intel.

Итак, многие из производителей рассчитывают начать массовые поставки материнских плат формата BTX в розничную сеть уже во втором квартале этого года, до начала которого остаются считанные дни. Между тем, доля материнских плат этого формата в объёмах поставок за этот год не превысит 5%, как ожидают производители. Заметим, что 5% она может достигнуть лишь к концу года, а до тех пор будет ограничиваться более скромной цифрой.

Прогнозы Intel выглядят более амбициозно - до 15% плат к концу этого года должны перейти на форм-фактор BTX. Кроме того, в 2006 году системы стандарта BTX должны были достичь доминирования в настольном сегменте, согласно ожиданиям Intel.

Ясно, что с долей порядка 5% переворот в настольном сегменте форм-фактору BTX совершить не удастся. Как утверждают тайваньские источники, низки темпы внедрения форм-фактора BTX являются результатом высоких цен на совместимые комплектующие: корпуса, термальные модули и блоки питания. Кроме того, все эти комплектующие остаются дефицитным товаром.

Интересно, что с момента официального анонса BTX в планах Intel произошли некоторые изменения, способные ещё сильнее замедлить внедрение этого стандарта в системы потребительского класса. Так, переход на 0.065 мкм техпроцесс будет ознаменован сохранением TDP=130 Вт для процессоров с двумя ядрами, и TDP=65 Вт для одноядерных процессоров. То есть, высокое тепловыделение процессоров Intel больше не является главным движущим фактором распространения BTX. Безусловно, оно не являлось единственным фактором такого рода, однако стимулов переходить на BTX у владельцев домашних систем собственной сборки стало гораздо меньше. Не будем забывать, что процессоры CedarMill вообще сохранят совместимость с чипсетами i915/i945, так что смена материнской платы при модернизации системы в 2006 году может и не происходить.

Тем не менее, компания MSI не собирается ограничивать ассортимент BTX-решений только одной моделью материнской платы. В третьем квартале этого года на рынок выйдут как минимум две модели в исполнении BTX, причём одна из них будет предназначена для процессоров класса Socket 939. Очевидно, прочие производители тоже не упустят возможность "прощупать почву" посредством выпуска материнских плат формата BTX.

Как мы могли убедиться, чипсет VIA PT880 Pro обеспечивал поддержку полноценного интерфейса AGP 8x, однако видеокарты с интерфейсом PCI Express x16 северный мост заставлял работать в режиме PCI Express x4. Именно эта особенность северных мостов VIA обеспечила независимость от южных мостов - интерфейс PCI Express x4 поддерживается всеми современными северными мостами VIA, что позволяет строить материнские платы на базе южного моста VT8237R, не обделяя их поддержкой интерфейса PCI Express.

Первая волна плат на базе VIA PT880 Pro уже приближается к магазинам планеты. Не претендуя на звание пионера покорения рынка, компания Gigabyte выставила в Японии материнскую плату GA-8VT880P Combo, основанную на связке "VIA PT880 Pro + VT8237R". Надо сказать, инженерам компании удалось реализовать полный потенциал этого сочетания в плане функциональности.

В частности, кроме непосредственно слотов AGP 8x и PCI Express x16 для установки видеокарт, на плате установлены слоты DIMM для использования двухканальной памяти DDR 400 и DDR2-667 соответственно. Именно благодаря этому сочетанию плата имеет суффикс "Combo" в названии.

Оба слота для графических плат могут эксплуатироваться одновременно, что позволяет вывести изображение на четыре монитора сразу. Слоты разнесены относительно друг друга на достаточное расстояние, чтобы позволить устанавливать видеокарты с "двухэтажными" системами охлаждения.

Плата поддерживает процессоры в исполнении LGA 775 с частотой шины 800 или 1066 МГц. Возможно, этот продукт компании Gigabyte способен обеспечить совместимость с двухъядерными процессорами. Кроме того, будущие 0.065 мкм процессоры CedarMill должны обрести 1066 МГц шину, так что плата наверняка рассчитана на совместимость с ними.

"Южная часть" обеспечивает поддержку Serial ATA (RAID 0/1), восьмиканального звука и гигабитного сетевого контроллера. Поставки этой платы на розничный рынок намечены на вторую половину апреля. Судя по всему, большинство аналогичных плат первое время будет использовать южный мост VIA VT8237R, так как более современный южный мост VIA VT8251 пока остаётся в дефиците.

Если вы внимательно следили за событиями, происходящими на IDF Spring 2005, то должны помнить оригинальную акцию AMD, проведённую в небе над Сан-Франциско. Пока все присутствующие жадно внимали рассказам представителей Intel о перспективных продуктах компании, на голубом фоне весеннего неба возникла надпись "AMD Turion 64". Некоторые сайты опубликовали фотографии этой надписи, но из-за своей статичности эти фотографии не могли передать реализма и масштаба происходящего.

Только недавно AMD решила исправить это досадное недоразумение, выложив на собственном сайте видеоролик объёмом порядка 5 Мб, повествующий о технологии "росписи по небу". Безусловно, идея не может претендовать на новизну, и в первой половине прошлого века подобные трюки широко применялись на волне популярности авиации, однако нужно признать высокое качество исполнения замысла.

Группа спортивных самолётов посредством слаженной работы по выбросу непрозрачной субстанции смогла сформировать надпись "AMD Turion 64".

При взгляде с земли складывается впечатление, что надпись сделана гигантским матричным принтером. В принципе, методика "росписи по небу" имеет нечто общее с алгоритмом работы матричного принтера, только вот отпечаток получается не таким долговечным :).

Надо признать, что привлечь внимание общественности к бренду Turion 64 посредством специального авиа-шоу компании AMD удалось. Будем надеяться, что конечные продукты на основе этих процессоров будут не менее интересны потребителям.

Сейчас обсуждают