Новости 22 октября 2003 года
Обновилась еще одна "признанная" программа для излечения звука с музыкальных CD с возможностью одновременного кодирования в популярные форматы мультимедиа сжатия - Easy CD-DA Extractor.
В новой версии 6.2.1:
- Добавлен формат .m4a (совместимость с iTunes).
- Улучшено качество AAC (.mp4, .aac, .m4a), расширены битрейты от 64 до 256.
- Исправлена ошибка в закладке Audio CD Creator при отсутствии CD-рекордера.
- Исправлены мелкие ошибки.
Программа обладает всеми необходимыми функциями для успешного выполнения своей задачи и некоторыми "бонусами" в виде, например, возможности записи CD-R/RW, весьма удобна в работе, а единственный ее недостаток - стоимость в 30$.
Скачивать можно отсюда:
- Easy CD-DA Extractor 6.2.1 (3,5 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP)
На сайте техподдержки Western Digital доступна информация об исправлении специфической проблемы, возникающей при использовании многих моделей жестких дисков этого производителя в RAID-массивах. Проблема заключается в "исчезновении" жестких дисков из RAID после некоторого времени (нескольких дней или недель) нормальной работы и вызвана одной из функций уменьшения акустического шума накопителя.
"Пострадавшие" жесткие диски:
- Все жесткие диски WD объемом от 40 до 120 Гб.
- Жесткие диски WD объемом от 120 до 200 Гб, произведенные ранее 25 марта 2003.
Для решения проблемы созданы небольшие утилиты, отключающие "вредную" функцию без необходимости замены прошивки или аппаратных модификаций:
- IDE RAID Compatibility Upgrade Utility (140 КБ, DOS) для контроллеров 3Ware 7500-X.
- IDE Upgrade Utility (143 КБ, DOS) для контроллеров прочих производителей.
В самом деле, проблема установки радиаторов на видеопамять с перспективой их дальнейшего безопасного (для гарантии продавца) удаления стоит весьма остро, особенно для владельцев тех видеокарт, память которых явно требует дополнительного охлаждения для штурма очередных высот.
Собственно говоря, оба предлагаемых нашими коллегами метода основаны на использовании прижимных скобок, которые несколько компактнее самодельных пружин и обеспечивают более равномерное прижатие радиаторов к чипам.
Во-первых, можно изготовить из толстой упругой проволоки несколько зажимов необходимой длины, наподобие тех, что использует прекрасная половина человечества для формирования прически. Эти зажимы следует размещать равномерно, не допуская перекосов радиаторов. Преимущество метода в том, что так можно крепить радиаторы, находящиеся далеко от края видеоплаты.
Второй метод еще проще. Достаточно купить канцелярские зажимы из числа самых больших. Поскольку создаваемое ими прижимное усилие достаточно велико, в случае крепления радиаторов с одной стороны видеоплаты под другую следует подложить смягчающие прокладки, иначе велик риск повреждения поверхности текстолита или элементов платы. Метод подходит только для тех случаев, когда используются низкие радиаторы, располагающиеся близко от края печатной платы.
Тем временем, ATI опубликовала любопытный документ, в котором сетует на некоторую архаичность применяемых большинством обозревателей методик тестирования графических карт. Например, собранная по результатам опроса представителей 50 "железячных" сайтов статистика гласит, что рейтинг применяемости бенчмарков в настоящее время имеет такой вид:
ATI заявляет, что все эти приложения не отражают сильных сторон современных видеокарт, преимущественно – уровня производительности в шейдерных тестах и DirectX 9. Понятно, что в этих областях решения ATI достаточно сильны, и компания всячески стремится подчеркнуть преимущества своих продуктов. Но с другой стороны, современные видеокарты должны работать в современных приложениях, и годами не меняющийся перечень бенчмарков следует освежить.
Кстати, в противопоставлении Radeon 9600 XT видеокарте GeForce FX 5600 Ultra канадская компания апеллирует к тому факту, что в современных играх её продукт превосходит детище Nvidia на 40-70% в зависимости от приложения, а в шейдерных тестах превосходит в три раза. В этой связи GeForce FX 5700 Ultra обещает быть интересным продуктом, так как некоторые источники называли примерное превосходство NV36 над предшественником, исчисляемое теми же 40-50%. Кроме того, Nvidia непременно будет работать над драйверами, обеспечивая дополнительный "бонус" в производительности.
Пока "солдаты сводного полка Radeon" чистят перед сражением ружья, французский сайт Hardware.fr решил провести проверку их боеспособности. Точнее говоря, наши коллеги объединили в сводном экспресс-тесте видеокарты большинства существующих моделей Radeon 9x00. Кроме того, ради интриги в их ряды был допущен Radeon 8500, который в обновленной версии имел право носить обозначение Radeon 9100 :).
Методику тестирования никак нельзя назвать представительной и объективной, но приведенные диаграммы наглядно демонстрируют расстановку сил различных моделей Radeon в приложениях типа UT 2003 и 3DMark 2003 (Mother Nature):
Кстати, присутствие в рядах проверяемых Radeon 9800 SE дает повод задуматься всем, кто успел его приобрести или планирует это сделать. Дело в том, что в большинстве случаев этот 4-конвейерный родственник Radeon 9800 обеспечивает сопоставимый с Radeon 9600 Pro уровень быстродействия, но стоит гораздо дороже ($220-230 против $160-180). Безусловно, если фокус с активацией дополнительных четырех конвейеров удастся, то можно получить Radeon 9800 за $220, однако процент удачных переделок составляет не более 30-40%. Хорошо, если есть возможность обменять "неудачную" видеокарту или вернуть деньги, но если вам предстоит отправиться с этим убожеством "в дальний путь на долгие года", то остается только посочувствовать. В данном случае речь идет о номинальных частотах – при разгоне он должен проявить лучшие частотные качества Radeon 9800 даже при наличии только четырех пиксельных конвейеров.
К слову, из "старичков" бодро держатся Radeon 9500 Pro и Radeon 9700 Pro. Последний вообще неплохо себя чувствует даже рядом с Radeon 9800. Проблема в том, что такие раритетные карты сейчас достаточно сложно купить, а во-вторых, разгонный потенциал разновидностей Radeon 9800 заметно выше. Разумеется, что в разогнанном состоянии картина "рангов" будет выглядеть иначе, но это уже совсем другая история :)...
Как оказалось, данная система называется Poseidon WCL-V1, производится она известной компанией 3R System, подарившей миру одну из первых массовых систем жидкостного охлаждения по имени Poseidon WCL-02.
Из скупых сведений на сайте производителя становится ясно, что ориентирована система на рынок ОЕМ-решений. Leadtek, Gainward, Gigabyte (GeXcube) и PowerColor уже выразили свою заинтересованность в комплектации подобной системой своих видеокарт.
Такое единодушие вызывает некоторую настороженность. С одной стороны, система имеет замкнутый цикл и является компактным законченным решением. С другой стороны, эффективность системы вызывает сомнения. Во-первых, достаточно маленькая емкость резервуара совмещена с радиатором охлаждения. Во-вторых, два вентилятора должны достаточно заметно шуметь. Впрочем, производитель пытается убедить нас, что система будет почти бесшумной.
При этом никаких конкретных характеристик системы не сообщается. Может быть, секрет этой системы заключается в чудо-наполнителе? Ведь никто не говорит, что система наполняется именно водой. Вполне возможно, что производитель разработал особый состав рабочей жидкости, который позволяет быстро и эффективно отдавать тепло в таком небольшом замкнутом пространстве.
Судя по всему, радиаторы на чипы памяти в комплекте с WCL-V1 поставляться не будут, и их установкой займутся непосредственно пользователи или производители видеокарт с жидкостным охлаждением на базе этой системы. Крепеж ватерблока должен быть универсальным, чтобы позволять устанавливать систему на различные видеокарты, основанные на чипах ATI или Nvidia.
О цене данного решения ничего не сообщается, но ОЕМ-вариант не должен стоить слишком много, к тому же достаточно демократичная цена системы WCL-02 позволяет надеяться на разумность цены WCL-V1.
Уже некоторое время сеть будоражат страшные слухи о влиянии новых драйверов Catalyst 3.8 на оборудование, которые в двух словах можно свести к следующему:
- Видеокарты на базе чипов R3x0 (кроме Radeon 9600) перегреваются и в некоторых случаях выходят из строя.
- Некоторые мониторы выходят из строя из-за попытки использования некорректных значений частот обновления новым драйвером.
В "самых страшных" заявлениях фигурируют цифры до +15 градусов нагрева с новыми драйверами и информация о 183 известных случаях выхода из строя различных моделей мониторов. Представители ATI не могли не отреагировать на массовое появление подобных слухов и выступили с официальным заявлением, суть которого сводится к следующему:
- О перегреве видеочипов:
- Многочисленные тесты подтвердили незначительное увеличение температуры в некоторых тестах (3Dmark2003 Nature), которое находится в допустимых безопасных пределах (видеокарты не разгонялись).
- Независимые тесты подтверждают отсутствие заметной разницы в температурах между драйверами Catalyst 3.7 и 3.8.
- О выходе мониторов из строя:
- В коде драйвера не содержится ничего, что потенциально может вызвать подобный результат.
- Сотни тысяч загруженных версий и опыт крупных OEM-заказчиков свидетельствуют об отсутствии проблемы.
- Существующая теория о использовании некорректных значений рефреша из INF-файла второго дисплея неверна (следует подробное техническое объяснение).
Прошу вас обратить внимание на упоминание представителями ATI фразы "видеокарты не разгонялись" - что-то мне подсказывает, что это неспроста .
Так или иначе, проблемы с новыми драйверами всё-таки существуют - достаточно заглянуть даже в наш форум и увидеть массу тем о самых разнообразных "неприятностях": многочисленные случаи снижения разгонного потенциала, разнообразные ошибки в играх, появлении ранее отсутствующей "шахматки" на Radeon 9500@9700 и т.п.
Одна из возможных причин этих проблем - более полное использование драйвером возможностей видеокарты, а следовательно и более высокий нагрев и энергопотребление. Другая возможная причина - банальные ошибки/недоработки в драйвере. Ну и третий вариант (которого придерживаются представители ATI) - вам всё кажется и проблемы не существует .
Рекомендации пока будут довольно осторожными: проверьте систему охлаждения вашей видеокарты и при необходимости примите меры по ее улучшению, в случае возникновения проблем - откатитесь на Catalyst 3.7.
До сих пор нашим читателям данная компания была известна тем, что предлагала видеокарты на основе чипов Nvidia с некоторым гарантированным разгонным потенциалом и хорошей комплектацией, за что приходилось слегка (или не очень :)) переплачивать. С появлением таких горячих чипов, как NV30 и NV35, Gainward сделала ставку на жидкостное охлаждение и предложила знаменитую систему CoolFX и даже пассивное охлаждение типа "heat pipe". Другими словами, преданность делу разгона видеокарт на базе чипов Nvidia компания свято хранила :).
Оказывается, что слухи о возможности присоединения Gainward к лагерю сторонников ATI были навеяны сообщением менеджера тайваньского представительства компании. В период подготовки к анонсу Radeon 9800 XT он выразил следующую мысль: "Gainward не исключает возможности сотрудничества с ATI". Якобы даже переговоры велись...
Тем не менее, на днях сотрудник европейского представительства компании поспешил разубедить поклонников данного бренда в перспективах сотрудничества с ATI. Буквально сообщалось следующее: "В ближайшем будущем Gainward не планирует выпускать видеокарты на чипах ATI и остается эксклюзивным партнером Nvidia". Появившиеся в Сети предложения видеокарт Radeon 9600 Pro производства компании были признаны следствием опечатки или недоразумения:
Жаль, что мы не увидим оригинальных оверклокерских решений Gainward на чипах ATI :(. Тем не менее, в ассортименте других производителей будет достаточно видеокарт класса Radeon, ориентированных на сторонников разгона, так что особо расстраиваться не нужно.
Появилась бета-версия новых драйверов 5.10.0.3535 от kX Project - независимого проекта по разработке "альтернативных" профессиональных WDM-драйверов для звуковых карт Creative на базе чипов EMU10K1 и EMU10K2 (все SB Live / Audigy и некоторые другие). Особенности данных драйверов в их ориентации на музыкантов и сочувствующих, мощных инструментах управления и настройки, максимально полном использовании возможностей данных звуковых чипов и отсутствии преднамеренных ограничений официальных драйверов. Проект развивает наш соотечественник Евгений Гаврилов.
Изменения в версии 5.10.0.3535 beta:
- Добавлена экспериментальная поддержка записи и воспроизведения в формате 24/96 для звуковых карт Audigy 2.
- Улучшена поддержка управления питанием.
- Улучшена аппаратная совместимость с некоторыми звуковыми картами.
- Исправлена ошибка в управлении питанием контроллера AC97.
- Устранено "хрипение" при загрузке на картах Audigy 2.
- Улучшено качество панорамирования в реальном времени.
- Добавлена возможность выбрать метод панорамирования "True pan" или "Balance" из командной строки.
- В целях совместимости добавлена возможность изменения громкости AC-3/Multichannel.
- Добавлена опция автоматической выгрузки kX Mixer после загрузки ("--once").
- Поддержка горизонтального индикатора уровня сигнала.
- Ярлык индикатора уровня сигнала добавлен в kX Mixer.
- Улучшено окно статуса ввода/вывода.
- Улучшена функция "заглушить колонки при включении наушников" ("mute speakers when headphones are plugged-in").
- Увеличено окно kX DSP.
- Добавлена экспериментальная функция обновления в реальном времени kX Editor и kX API.
- Обновлены эффекты фильтров (могут не быть 100%-но совместимы с предыдущими).
- Добавлен DSP-эффект MX6, описание которого находится здесь.
- Добавлен высококачественный эффект позиционирования наушников (HpSp).
- Эффекты Prolog и Epilog переписаны для поддержки усиления (экспериментальная функция).
- Улучшена индикация входов и выходов kX Mixer (уровни измеряются в дБ), уровень регулятора громкости AC97 отображается в процентах, где 100% соответствует усилению в 12 дБ. Замечание: может понадобиться ручная загрузка эффектов или сброс настроек, чтобы нововведение вступило в силу.
- Обновлено лицензионное соглашение SDK.
- Улучшены функции spatialization.
- Улучшена иконка в трее.
kX Project 5.10.0.3535 beta должен устанавливаться на предыдущую версию 3534f. Скачивать можно по следующим ссылкам:
- kX Project 5.10.0.3535 beta update (2,5 МБ, Windows 98/Me/2000/XP), зеркало 1, зеркало 2.
- kX Project 5.10.0.3534f (3,5 Мб, Windows 98/Me/2000/XP), зеркало 1, зеркало 2.
- kX Driver 5.10.0.3535 SDK (0,3 МБ, Windows 98/Me/2000/XP), зеркало.
- Дополнительные скины
- Дополнительные эффекты
На сайте Microsoft появилась обновленная версия дистрибутива DirectX 9.0b для разработчиков (то есть в полной версии "redistributable" для распространения на CD и т.п.). Сообщается, что обновлены некоторые CAB-файлы и исправлены ошибки с видеокартами ATI All-in-Wonder. Если вы не являетесь владельцем подобной карты, можете не качать это обновление.
Новый дистрибутив датирован 6 октября 2003 и доступен по следующей ссылке:
- DirectX 9.0b Redistributable update (35,0 МБ, 9x/Me/NT/2000/XP).
Наши американские "тезки" на сайте Overclockers.com решили занять любимым делом – пуститься в размышления на данную тему :). Вот к каким выводам они пришли...
Во-первых, несоответствие маркировки "внутреннему содержанию" объясняется простым фактом – процессор изначально должен был быть полноценным Prescott, но в последний момент был переделан в Celeron путем отключения 3/4 кэша второго уровня. Значит ли это, что техпроцесс Intel имеет проблемы с производством достаточного числа процессоров с 1 Мб кэша? Отнюдь не обязательно, ведь Intel всеми силами пытается нас убедить в обратном.
Дело в том, что кэш второго уровня в архитектуре Pentium 4 работает на полной частоте ядра, то есть для модели 2.8 ГГц кэш будет работать на частоте 2.8 ГГц. Судя по всему, на этой частоте 1 Мб кэша работает нормально, и существующие инженерные образцы Prescott 2.8 ГГц это подтверждают. Однако, заставить кэш работать на частоте 3.4 ГГц или выше может быть не так просто – на современном этапе. По этой причине Intel отключает часть кэша, и тогда процессоры легко масштабируются до частот 3.06 ГГц и выше. Именно в таком исполнении они и поступят в продажу в ближайшие несколько месяцев – в виде Celeron 2.8 ГГц и Celeron 3.06 ГГц.
Pentium 4 EE и старшие модели Xeon уже сейчас имеют большой кэш, работающий на частоте ядра свыше 3.0 ГГц. Другой вопрос, насколько хорош уровень выхода годных чипов, чтобы поставить эти процессоры "на поток"? Разумеется, данные процессоры производятся в массовых количествах, но все же с потенциальной потребностью в объемах выпуска Prescott их сопоставить нельзя.
Известно, что ранее отключение кэша на процессорах Intel позволяло разогнать ядро лучше, однако реальной выгоды не приносило, поскольку производительность в итоге падала. Разгонный потенциал кэша и самого ядра – величины несколько разные.
Любопытно, что выступавшая спонсором WCG 2003 компания Intel обещала наградить победителя в личном зачете системой на базе Pentium 4 EE 3.2 ГГц, но получить свой приз этот счастливчик сможет только в ноябре. При этом он использовал подобную систему во время проведения чемпионата – по каким-то причинам Intel не желает отдать этот прототип победителю. Возможно, она просто не хочет делиться с "простыми смертными" инженерными образцами оборудования.
С другой стороны, проблемы могут скрываться и в той части ядра, которая формирует отличия Celeron от Pentium 4. Пока это неизвестно наверняка, но будущие Celeron не должны поддерживать технологию Hyper-Threading. Возможно, что в ядре Prescott реализация новой версии этой технологии (или пресловутых инструкций SSE3) продвигается не очень хорошо, выпустить в большом количестве полноценные Prescott с 1 Мб кэша Intel не может, но вполне способна подготовить "несколько сотен тысяч процессоров Celeron" в ближайшее время.
Многочисленные источники обещают, что в следующем месяце нам откроются некоторые истины о реальном положении дел с продвижением работ по подготовке Prescott к выпуску, причем проблемы эти должны носить производственный и архитектурный характер. Стало быть, неспроста Celeron в своем развитии опережает прародителя...
Естественно, многих пользователей волнует вопрос: "Можно ли из GeForce FX 5900 SE сделать полноценный GeForce FX 5900 путем разгона?" В отношении видеокарт производства Gainward мы уже могли убедиться, что частоты 490/925 МГц этим решениям покоряются. Настало время изучить разгонный потенциал другой распространенной модификации GeForce FX 5900 с 2.8 нс памятью, выпускаемой компанией Leadtek под названием WinFast A350 TDH LX.
В настоящее время в московской рознице эти видеокарты стоят почти $270. Изучить их потребительские качества удосужились недавно сотрудники немецкого сайта 3D Chip. Обзор получился достаточно лаконичным, и мы также не видим причин углубляться в подробности. Скажем кратко о результатах разгона: были достигнуты частоты 470/863 МГц, что уже превышает номинальные частоты GeForce FX 5900 Ultra (450/850 МГц). Понятно, что до 500/1000 МГц облегченный вариант GeForce FX 5900 не разгонится, и 256 Мб памяти на нем не появятся, но для своей цены в $270 он работает и разгоняется вполне сносно. Можно сказать, что из всех решений на базе NV35 именно GeForce FX 5900 SE/LX имеет самую оправданную цену :).
Следует напомнить вам, что уже в состоянии поставки эта видеокарта имеет повышенные частоты – 445/740 МГц против 380/680 МГц у стандартных Radeon 9800 Pro. И это частоты, гарантирующие стабильную работу, то есть потенциальный покупатель получает гарантию того, что на данных частотах изделие GEIL будет работать "без сучка и задоринки".
Каков же рецепт оверклокерского варианта Radeon 9800 Pro от GEIL? Вопреки ожиданиям, сама видеокарта не имеет завышенных напряжений ядра и памяти, а вот тайминги памяти действительно оптимизированы. Чипы памяти самые обычные – Samsung со временем выборки 2.8 нс.
Система охлаждения не сильно отличается от любых "самодельных" вариантов с использованием heat-pipe-кулеров: охлаждается исключительно видеочип. Тем не менее, на серийных вариантах видеокарты радиаторы на чипах памяти должны появиться, несколько улучшив условия разгона. К слову, о разгоне: без дополнительных модификаций удалось достичь частот 450/760 МГц. Естественно, что в относительном выражении результат достаточно скромный, но в абсолютных величинах он позволяет говорить о хорошем разгонном потенциале решения. Видеокарта и так разогнана почти до предела в состоянии поставки, однако обеспечиваемый этим разгоном уровень производительности можно признать приемлемым.
Возможно, так бы оно и было, если бы наши коллеги не практиковали экстремальный разгон и вольт-моддинг :). Применив последний и снабдив графический чип жидкостным охлаждением, они получили частоты 495/765 МГц. Это далеко не предел для экстремальных экспериментов, но уже на этих частотах "рано списанный со счетов" Radeon 9800 Pro обгоняет Radeon 9800 XT, разогнанный до 430/760 МГц. Впрочем, здесь еще рано ставить точку...
В заключение хочется отметить, что ожидаемая розничная цена GEIL GT2 Radeon 9800 Pro весьма демократична – порядка $399, что лишь на несколько десятков долларов выше стоимости обычных Radeon 9800 Pro с неизвестным разгонным потенциалом.
Сейчас обсуждают