Платим блогерам

Новости 12 января 2004 года

Стремление человека уйти в виртуальную реальность по своей силе сравнимо разве что с желанием научиться летать. Как только появились компьютеры, человечество начало приспосабливать их для развлекательных целей. Игры первых поколений не блистали реалистичной графикой, но давали важное ощущение власти над миром, расположенным по ту сторону дисплея. Со временем вычислительная мощь компьютеров стала позволять создавать интерактивные миры с реалистичной графикой и звуком, появились устройства виртуальной реальности в виде шлемов и перчаток. Они были достаточно дорогими для рядовых пользователей, а потому не могли стать массовыми. Тем не менее, производители аксессуаров прекрасно понимали, что ориентироваться следует на массовый рынок.

В частности, компания Asus одно время выпускала видеокарты с трехмерными очками, и самым обеспеченным из простых смертных такие решения были вполне по карману. Принцип действия этих очков был достаточно прост - на дисплее компьютера поочередно выдавались кадры с перспективой для левого и правого глаза, а очки лишь синхронно "затеняли" соответствующую половину. Эффект получался достаточно впечатляющий, хотя в непривычки у новичков болела голова.

Прогресс не стоял на месте, и перспективные разработки все больше приближали фантастические замыслы режиссеров футуристических фильмов к реальности. В частности, дисплеи стали миниатюрными, цветными и полупрозрачными. Это позволило перенести активную часть дисплея непосредственно на переносицу, встроив экранчики прямо в оправу очков.

На прошедшей в Лас-Вегасе выставке CES 2004 компания Leadtek анонсировала свои очки X-eye, представляющие одно из первых серийно выпускаемых решений подобного типа для массового потребителя.

В общих чертах, это эволюционное развитие виртуального шлема. Существует монокулярная модификация и бинокулярная, в последнем случае можно реализовать стереоэффект. Левый дисплей отображает картинку для левого глаза, правый для правого. Все это реализуется в разрешении SVGA 800 x 600 с возможностью изменения яркости, 24-битный цвет и соотношение сторон 4:3 позволяют одинаково комфортно работать за компьютером и просматривать DVD-фильмы.

Эквивалентное видимое поле сопоставимо с изображением, выдаваемым 50" дисплеем на расстоянии 1.5 м. Качество изображения при этом сопоставимо с телевизионным.

Обеспечиваемая максимальная яркость составляет 150 Кд/кв.м, контрастность превышает уровень 100:1. Важно, что уровень энергопотребления этих дисплеев настолько мал (0.5-0.85 Вт), что позволяет питать устройство через интерфейс USB. Непосредственно обмен информацией происходит через обычный интерфейс VGA, для удобства и компактности интерфейсный шнур имеет преобразователь (обычный кабель с разъемом D-Sub носить на голове несколько неудобно).

Такая универсальность позволяет использовать очки в качестве второго дисплея, монокулярная версия позиционируется именно как дополнение к ноутбуку. На любой системе с двумя VGA-выходами эти очки можно превратить в удобный 50-дюймовый дисплей, который "всегда с тобой". Широкий диапазон рабочих температур (от минус 35 до плюс 65 градусов Цельсия) позволяет использовать эти очки даже "в походных условиях".

Бинокулярная версия очков совместима со многими приложениями, поддерживающими покадровую имитацию трехмерного пространства. В частности, видеокарты на чипах Nvidia должны позволить любителям многих игр погрузиться в реалистичный виртуальный мир - очки X-eye останется только дополнить качественными наушниками, подключенными к современной звуковой плате.

Вопрос о цене устройства остается открытым, но постоянно упоминаемый производителем эпитет "доступный" позволяет предположить, что до $1000 стоимость данного потомка шлемов виртуальной реальности не дойдет. Кто знает, может через пару лет такие устройства станут настолько же привычными, как и жидкокристаллические мониторы.

Информационные ресурсы Сети, посвященные компьютерам и аппаратному обеспечению, буквально бурлят в ожидании анонса процессоров Pentium 4 на ядре Prescott. Обсуждается любая мелочь: от даты начала поставок до уровня тепловыделения, совместимости со старыми платами, а также прироста производительности по сравнению с предшествующим ядром Northwood. Мнения высказываются самые противоречивые, и каждый ресурс старается сослаться на собственные проверенные источники :).

Собственно, инженерные образцы Prescott уже были разданы несколько дней назад "нужным людям" – обозревателям и журналистам. Как и полагается, подписка о неразглашении была взята со всех, кто хоть как-то соприкоснулся с этими образцами. Тем не менее, человеческая природа трудно поддается ограничению извне, и обрывочные сведения о процессорах Prescott мы наверняка начнем узнавать в ближайшее время :).

Сегодня мы разберем вопрос, касающийся существования ревизии C0 ядра Prescott. О существовании Prescott-C0 мы узнали еще со слов MSI, причем приводились идентификационные данные типа CPUID, равного 0F33h. Именно этот набор цифр и символов определяет характер восприятия процессора системой и диагностическими утилитами.

На сайте компании Gigabyte в конце декабря появилась серия обновлений BIOS для материнских плат с разъемом Socket 478, в списке изменений самым удачным образом можно найти пояснение о том, что представляет из себя Prescott-C0:

Из этого сообщения следует, что материнские платы Gigabyte готовы поддерживать процессор Prescott на степпинге ядра C0, причем недавно микрокод был обновлен для корректного отображения ревизии ядра. Идея достаточно проста: внутри степпинга может существовать несколько ревизий, мы привыкли называть степпингом именно ревизию, отображаемую в нижней строке диагностических утилит:

В данном случае буквенное обозначение ревизии соответствует так называемому степпингу D1. Первые экземпляры процессоров обычно не позволяют отображать буквенное обозначение ревизии, для этого требуется обновление диагностической утилиты и BIOS материнской платы.

"Зрелые" экземпляры процессоров отображаются двумя параметрами – цифровым обозначением степпинга (5) и буквенным обозначением ревизии (M0):

В случае с Prescott мы можем утверждать, что степпинг ядра C0 будет отображаться цифрой "3" в поле "Stepping", а в поле "Revision" должно появиться обозначение "C0".

Пока его мы там не наблюдаем, но это лишь вопрос времени.

Получается, что первым кандидатом на попадание в розницу действительно является Prescott-C0. Эти процессоры будут выпускаться в исполнении Socket 478, а степпинг C1 мы увидим в исполнении Socket T (LGA 775). Возможно, во втором полугодии Prescott в исполнении Socket 478 перейдет на степпинг C1, но сейчас об этом говорить сложно.

Если верить сообщениям японских источников, степпинг C0 будет стабильно работать на 800 МГц шине, но масштабироваться по частоте сможет достаточно слабо. Так или иначе, процессоров с частотой свыше 3.6 ГГц в исполнении Socket 478 мы не увидим. Судя по обширным спискам поддерживающих Prescott материнских плат, чрезвычайных проблем с тепловыделением у этого степпинга не будет.

Первые известия об успешных экспериментах по трансформации видеокарт семейства GeForce FX 5900 в более дорогой гибрид типа GeForce FX 5950 Ultra 128 Мб вселили в некоторую часть энтузиастов надежду на то, что и на их улице наконец-то загрохочет ритмами самбы бразильский карнавал :). Ранее модификация видеокарт путем прошивки BIOS от старшей модели безболезненно проходила преимущественно для видеокарт на чипах ATI: Radeon 9800 XT научились получать из Radeon 9800 Pro, Radeon 9600 XT – из Radeon 9600 Pro. Nvidia с подобными фокусами мириться не хотела, модификации заканчивались не всегда удачно.

Наши американские коллеги успели проявить гораздо больший интерес к новейшим экспериментам по превращению видеокарты стоимостью $250 в видеокарту стоимостью $400-450 (если бы 128 Мб вариант существовал, то наверняка стоил бы столько). И слава богу, что они оказались первыми, потому что сегодня мы будем учиться на их ошибках :).

Итак, прошивка BIOS от GeForce FX 5950 Ultra действительно позволяет поднять номинальные частоты многих видеокарт GeForce FX 5900, но видимое благополучие дает не так уж много реальных выгод, чтобы "кидаться с головой в омут". Подробное описание своих экспериментов опубликовали сотрудники сайта Explosive Labs.

Для успеха модификации нужна видеокарта GeForce FX 5900 128 Мб, ибо различные варианты типа GeForce FX 5900 SE или GeForce FX 5900 XT имеют отличный дизайн и более медленную память. Известно, что так называемый GeForce FX 5900 LX производства Leadtek для этих целей вполне подходит. Первое испытание потенциала видеокарты – это разгон с "родным" BIOS. Если частоты 475/950 МГц видеокарта держит нормально, то и модификация должна пройти успешно.

Первопроходцы заметили интересную деталь: после прошивки BIOS от GeForce FX 5950 Ultra переделанные видеокарты демонстрируют увеличение разгонного потенциала, но реальный уровень производительности при равных частотах у них ниже, чем у разогнанных плат с "родным" BIOS. Данный феномен имеет простое объяснение: новый BIOS поднимает напряжение на ядре, но ослабляет тайминги памяти. Получается, что ядро разгоняется лучше из-за повышенного напряжения, память разгоняется лучше из-за ослабленных таймингов, но производительность памяти снижается.

Другими словами, модификация дает призрачный прирост разгонного потенциала, а реальная производительность снижается. Есть ли смысл в такой модификации, если видеокарту можно просто разогнать с "родным" BIOS?

Самое важное открытие сделали некоторые читатели сайта Hard OCP, поспешившие применить эту методику на практике. Оказывается, что прошивка BIOS от GeForce FX 5950 Ultra не позволяет в дальнейшем корректно устанавливать драйверы! Даже после обратной прошивки "родного" BIOS установить драйверы не удается. Один из экспериментаторов сообщил, что после тщетных попыток переустановить драйверы в новую систему на отформатированном жестком диске, он решил заказать себе Radeon 9800 Pro "и спать спокойно" :).

Возможно, это лишь частный случай, и альтернативные методики прошивки BIOS при помощи других утилит или редактирование кода BIOS помогут избежать подобных неприятностей. С другой стороны, эффект от подобной трансформации все равно не оправдывает риска суммой в $250. Стоит ли искушать судьбу? Разве что ради сугубо "научных целей" :)...

Весной прошлого года компания Thermaltake анонсировала кулер Giant II для охлаждения видеокарт. Это было второе в истории систем охлаждение массовое решение с использованием технологии heat pipe, то есть тепловых трубок. Кроме того, от известных решений Zalman продукт Thermaltake отличался наличием активного вентилятора, который хоть и шумел достаточно назойливо, но позволял снизить температуру под нагрузкой на 10 градусов Цельсия.

Прогресс и инженерная мысль Thermaltake не стоят на месте – недавно компания анонсировала новую версию этого кулера по имени Giant III. Основными нововведениями стали наличие дополнительной турбины, увеличенный до 60 мм диаметр основного вентилятора, дополнительные вентиляционные каналы, регулятор скорости вращения основного вентилятора, а главное – в комплекте поставки теперь прилагаются восемь медных радиаторов размером 20 х 9 х 6 мм.

Заметим, что расположенная с торца радиатора турбинка идентична по совим характеристикам используемой в чипсетном кулере Extreme Spirit. Единственное неприятное отличие – регулировать скорость ее вращения мы не можем, она всегда работает на 9000 об/мин, выдавая 3.53 CFM воздуха и сопровождая все это великолепие назойливыми 41.6 дБА шума. Для подключения турбинки на регуляторе скорости имеется кнопка "Turbo Mode".

Центральный кулер теперь стал крупнее – 60 мм против 45 мм, обрел иную конфигурацию лопастей и регулятор скорости. Максимальная производительность теперь составляет 22.3 CFM, что почти в два раза больше прежней модификации. Скорость регулируется ступенчато: 3000, 4200 и 5300 об/мин. Уровень шума соответственно изменяется между 21, 30 и 38 дБА. Другими словами, на максимальной скорости кулер должен шуметь весьма прилично, но и охлаждать будет эффективно.

Важное для оверклокеров нововведение – медные радиаторы для чипов памяти. Судя по всему, турбинка продувает те области под основным радиатором, где раньше застаивался горячий воздух. При этом установленные на память радиаторы помогают эффективно охлаждать память, которая прежде страдала от перегрева в таких решениях, "варясь в собственном соку".

Схема подключения кулеров для Giant III достаточно замысловата: от четырехштырькового разъема блока питания к регулятору питания тянется шлейф, на регуляторе питания он раздваивается, позволяя подключить к трехштырьковому разъему турбинку, а к четырехштырьковому – основной вентилятор.

Производителем гарантируется совместимость кулера с видеокартами на чипах ATI и Nvidia. Скорее всего, розничная цена Thermaltake Giant III превысит $30.

Хотя о первых попытках "скрестить" внешние накопители с интерфейсом Serial ATA мы писали еще год назад, реального прогресса в этом деле до сих пор не наблюдается. Разрозненные попытки выпустить внешние устройства хранения данных с интерфейсом Serial ATA не позволяли признать используемые подходы приемлемыми. Использование обычных "внутренних" шлейфов и разъемов для "внешних" устройств неприемлемо из-за отсутствия эффективного экранирования и низкой долговечности разъемов. Кроме того, все эти "самодеятельные" решения не учитывали промышленных стандартов и требований.

Компании Maxtor, Comax Technology и Silicon Image объединили свои усилия в разработке требований и стандартов для реализации внешних подключений устройств через интерфейс Serial ATA. Рабочая группа Serial ATA II утвердит спецификации к концу февраля, а готовые продукты появятся на рынке уже летом.

Прототипы подобных решений существуют уже сейчас. Для реализации внешнего подключения устройств с интерфейсом Serial ATA в настоящее время требуются специальный внешний винчестер, интерфейсная плата и специальный кабель.

Современные внешние приводы с интерфейсом USB 2.0 значительно сдерживают уровень производительности, который могли бы обеспечить непосредственно накопители – интерфейс становится узким местом. Переход на внешний вариант Serial ATA должен сделать разницу в производительности между внешним и внутренним накопителем минимальной.

Первое время для подключения внешних накопителей с интерфейсом Serial ATA нужно будет использовать адаптеры в исполнении PCI или PC Card, а во второй половине года и PCI Express x1. Поддержка внешних портов Serial ATA должна быть реализована производителями материнских плат и чипсетов, прежде чем платы адаптеров будут упразднены.

Представители Maxtor считают, что внешние устройства с интерфейсом Serial ATA будут более доступны по цене, чем нынешние варианты с использованием Firewire (IEEE 1394) или USB 2.0. Адаптеры и кабели для них должны иметь конкурентоспособную цену, так что проблема медлительности интерфейсов для внешних накопителей будет решена. Появление "ноутбучных" накопителей с интерфейсом Serial ATA позволяет надеяться на то, что многие решения для внешнего хранения данных будут достаточно компактны. В конце концов, по себестоимости хранения одного гигабайта данных винчестерам еще нет равных, а теперь они обойдут конкурентов еще и по быстродействию в паре с универсальностью.

Как мы и обещали, сегодня утром компания Abit решила взбудоражить мир сообщениями о дальнейших планах по производству видеокарт. Важно отметить, что никаких заявлений по поводу дальнейших перспектив сотрудничества Abit и Nvidia в области производства графических карт сделано не было. Единственной относительно проверенной информацией можно считать заявления европейского отделения Nvidia, гласящие о прекращении Abit производства "чего-то там" на чипах Nvidia. Очевидно, речь шла о видеокартах, ибо Abit твердо уверена в своих намерениях производить материнские платы на чипсетах NForce 3 250.

Сегодняшний пресс-релиз Abit извещает о намерениях компании наладить производство видеокарт на чипах ATI. Текст пресс-релиза построен таким образом, что в каждом абзаце фигурирует формулировка "add to existing lineup", то есть делается намек на существование других графических продуктов на чипах иного производителя. Другими словами, судьба видеокарт Abit на чипах Nvidia еще не определена окончательно.

Сообщается, что в ближайшее время будут анонсированы видеокарты Abit класса Radeon 9600 XT и Radeon 9800 XT. Изображенный на фотографии Radeon 9800 XT основан на эталонном дизайне, так что "фирменных" изысков в виде системы охлаждения OTES мы пока не наблюдаем.

Подготовка к производству видеокарт следующего поколения также ведется полным ходом, поддержка PCI Express x16 будущими продуктами Abit будет обеспечена.

Заключительным аккордом в пресс-релизе красуется фраза: "Our product lineup will be unmatched in 2004". Другими словами, в 2004 году продуктовая линейка графических карт Abit обещает быть весьма разнообразной.

О перспективах появления видеокарт Abit на чипах XGI Volari говорят драйверы версии 1.01.51, в файле xgigr.inf присутствуют следующие строки:

  • Vender.ABIT.DeviceDesc1 ='ABIT Volari V8 Ultra'
  • Vender.ABIT.DeviceDesc2 ='ABIT Volari V8'
  • Vender.ABIT.DeviceDesc3 ='ABIT Volari Duo V8 Ultra'

Очевидно, Abit планирует выпустить видеокарты класса Volari Duo V8 Ultra, Volari V8 Ultra и Volari V8. Продукты на чипе Volari V5 могут выйти позже, а могут и не появиться вообще – Abit достаточно избирательно подходит к вопросу отбора претендентов на включение в ассортимент продукции.

На данный час это все новости, касающиеся планов Abit в области графических решений.

Сейчас обсуждают