Платим блогерам

Новости 10 августа 2003 года

Похоже, что с выходом двухканальных чипсетов i865PE и i875P производители памяти начали негласную гонку по выпуску оверклокерских модулей и двухканальных комплектов. Еще недавно кажущаяся запредельной частота DDR 500 уже вполне широко принята всеми производителями, и некоторые даже умудряются заставить память работать на этой частоте при агрессивном значении CAS=2.5.

Насколько выбор далек не дешевой памяти DDR 500 актуален для практикующего оверклокера, вполне доходчиво объяснил мой коллега во время недавнего обзора памяти Kingston DDR 500. Получается, что она не так уж и хороша в практическом аспекте применения с чипсетами Intel, а платформа NForce 2 частоту шины 250 МГц видит только в оверклокерском кошмаре :).

Тем не менее, гонка частот памяти продолжается - компания GEIL пополнила свою серию Ultra Platinum памятью типа DDR 533 (PC4200):

Этот двухканальный комплект построен на базе отобранных вручную чипов со временем выборки 3.5 нс (теоретический предел 572 МГц DDR), шестислойного дизайна PCB со сверхнизким уровнем наводок, и оснащен медными теплораспределителями с платиновым покрытием. Модули рассчитаны на работу с напряжениями от 2.6 В до 2.95 В, поставляются в прозрачной акриловой упаковке зеленого цвета и имеют пожизненную гарантию.

Отличия модулей PC4200 от аналогичных PC4000 заключается в номинальных таймингах - если DDR 500 может гарантированно работать при таймингах 2.5-7-4-4, то DDR 533 может себе позволить лишь 3.0-8-4-4. Чипы SPD этих модулей оптимизированы для работы с двухканальными чипсетами i865PE и i875P.

А теперь - сугубо потребительская информация. Продажа этих модулей скоро начнется в Японии, где за комплект из двух планок DDR 533 емкостью по 256 Мб придется отдать $250, а за вдвое большую емкость (2 х 512 Мб) - целых $480. Заметим, что за аналогичный комплект памяти GEIL DDR 400 (тайминги 2-3-3-6) японские потребители отдают всего $290, так что наценка за скорость выглядит весьма весомой.

Проанализировав типичную структуру заголовков новостей, написанных по мотивам сообщений одного известного британского сайта, я невольно поймал себя на мысли, что очень часто в них присутствует вопросительный знак, на языке новостных сайтов всегда выражающий сомнение. Это правда, поступающие по этим каналам слухи порой настолько неожиданны, что поверить в них можно с большим трудом...

Очередной повод удивиться и одновременно усомниться дала публикация на сайте The Inquirer, сообщающая о возможности заключения некоторого соглашения между отчаянно соперничающими ATI и Nvidia. Суть соглашения должна заключаться в том, что обе компании устали от "гонки графических вооружений", которая на современном своем этапе развития достигла длительности цикла выхода нового видеочипа в три-четыре месяца.

Такие темпы не только требуют от производителей высоких затрат на разработку и подготовку производства, но и вызывают негативную реакцию у потребителей. В самом деле, кому приятно отдавать по $400-500 за "новейшее графическое решение от ведущего производителя", которое через три месяца теряет до 30-40% своей первоначальной стоимости, и все "железячные" сайты уже вовсю раскручивают "нового короля графики".

Снизить темпы появления на рынке новых графических решений, которые в большинстве своем несут только более высокие тактовые частоты и косметические улучшения, возможно только общими усилиями лидеров рынка. Подобный сценарий напоминает "пакт о ненападении", согласно которому периодичность анонса новых видеочипов будет строго регламентирована.

Если этот вариант развития событий окажется правдой, "кремниевые кузницы" в лице TSMC, UMC и IBM окажутся недовольны. В самом деле, все шло так хорошо - масса заказов каждые три месяца, стабильная прибыль и стимул к развитию, и тут "бац!" - затишье на полгода :(...

Потребители могут также увидеть в подобном соглашении элементы сговора, и окажутся этим недовольны. Между тем, несмотря на кажущуюся непримиримость компаний, отношения между ними гораздо теплее, нежели между Intel и AMD. ATI и Nvidia не только периодически обмениваются сотрудниками, но и производственные секреты другу друга чаще всего знают. Одним словом, вероятность заключения подобного соглашения нельзя исключать.

Попытку пояснить причины относительно низкого разгонного потенциала процессоров AMD с использованием технологии SOI сделали наши коллеги на сайте The Inquirer. Напоминаем, что технология SOI (silicon-on-insulator или "кремний на изоляторе") должна была появиться еще в ядре Barton, но реально дебютировала в ядре SledgeHammer (Opteron) и ClawHammer (Athlon 64). Кроме того, компания IBM, активно принимающая участие во внедрении технологии SOI в микропроцессоры, начала применять ее в своих недавно анонсированных процессорах Power PC G5.

Не секрет, что процессоры Opteron, по первым тестам которых все компьютерное сообщество пытается предсказывать разгонные свойства Athlon 64, масштабируются по частоте достаточно плохо. Предполагается, что предельной частотой для существующей ревизии Athlon 64 станет отметка в 2.2-2.4 ГГц. На деле мы наблюдаем, что новейший Opteron 146 разгоняется только до частоты 2.1 ГГц, а его младший брат Opteron 144 - от силы до 2.0 ГГц. Неужели первое поколение Athlon 64 будет отличаться таким посредственным разгонным потенциалом?

Судя по всему, именно так и будет. По крайней мере, до выхода новых ревизий 0.13 мкм ядра ClawHammer или перехода на 0.09 мкм процесс существенных улучшений ожидать не стоит. Наши британские коллеги утверждают, что причиной такой ситуации является даже не собственно архитектура гибридных 32/64-битных процессоров, а особенности технологии SOI в паре с 0.13 мкм техпроцессом. Сообщается, что классические меры по увеличению тактовой частоты ядра к SOI-процессорам неприменимы. Если быть точнее, увеличение напряжения ядра и дополнительное охлаждение сотворить чудо неспособны, и в разгоне помогают мало.

Нюансы процесса разгона здесь таковы. Обычно бОльшая часть потребляемой процессором энергии приходится на нужды генератора тактовой частоты. С увеличением частоты при разгоне частотный сигнал начинает искажаться. Устранить это искажение позволяет повышение напряжения на ядре. Причиной появления этих искажений служит ток утечки, и технология SOI призвана почти полностью устранить это явление. Технологии "напряженный кремний" (strained silicon) и межсоединения с низким значением диэлектрической константы (т.н. low-k) выполняют аналогичные функции. Казалось бы, что все усилия ученых и проектировщиков направлены на устранение токов утечки и улучшение масштабируемости процессоров по частоте, и все должно идти благополучно...

Однако, наши британские коллеги считают необходимым заявить, что при разгоне процессоров с применением технологий SOI, low-k и strained silicon искажения сигнала все же происходят из-за других причин, и существующие меры по улучшению разгоняемости здесь не работают.

Кстати, у IBM в этом плане ситуация ничуть не лучше - до перехода на 0.09 мкм техпроцесс процессор PowerPC G5 не сможет преодолеть частотную отметку в 2.6-2.8 ГГц. Более совершенный PowerPC G6, выполняемый по 0.09 мкм технологии, должен успешно масштабироваться до 5 ГГц. Надеемся, что AMD после перехода на 0.09 мкм техпроцесс удастся показать сопоставимые результаты.

Тем не менее, группа ученых провела исследование на эту тему, и решение уже должно быть готово. Тем не менее, оглашать результаты исследований они пока не желают, и мы лишь можем догадываться, каким способом и насколько удастся улучшить ситуацию с разгоном Athlon 64. Одна из догадок заключается в том, что будет выпущена новая ревизия ядра ClawHammer, отличающаяся хорошим разгонным потенциалом (по меркам данной архитектуры, разумеется).

Как и планировалось, компания Sapphire выпустила версию видеокарты Radeon 9800 Pro 256 Мб с пассивным охлаждением по технологии heat pipe. Поскольку с характеристиками и возможностями обычной версии этой видеокарты мы были знакомы по результатам тестирования в нашей лаборатории, то узнать, что принесет массивный и бесшумный радиатор в потребительские свойства видеокарты, было бы интересно всем. К счастью, сделать это мы можем благодаря усилиям наших немецких коллег с сайта Hardware-Mag.de.

Необходимо сразу сказать - тест отличается лаконичностью, да и особой подробности от обзора такой видеокарты требовать бессмысленно. Дело в том, что большинство изучивших версию Radeon 9800 Pro с 256 Мб памяти DDR-II обозревателей сошлись во мнении, что дополнительные 128 Мб памяти в плане производительности ничего не решают, а потенциально разгоняемая память Samsung со временем выборки 2.2 нс на самом деле "тормозится" неудачным дизайном печатной платы и достаточно скромным пассивным охлаждением. Напомним, что в версии Ultimate охлаждение видеочипа целиком лежит на плечах массивного радиатора, а вот память по-прежнему охлаждается лишь попутным воздухом, которого в условиях близости горячего радиатора становится еще меньше. Судя по всему, аналогичная ситуация наблюдается и с 256 Мб версией платы:

По этой причине изменения в разгонном потенциале в лучшую сторону могут наблюдаться только для видеочипа. Рассмотрим, так ли это на самом деле...

Напомним, что видеоплата работает на номинальных частотах 380/700 МГц. Для установленной памяти DDR-II со временем выборки 2.2 нс пределом разгона в идеальных условиях могли бы стать частоты 900-1000 МГц DDR. К слову, на видеоплатах GeForce FX 5900 Ultra подобная память именно так и разгоняется. Однако, в случае с Radeon 9800 Pro 256 Мб сдерживающим фактором становится неоптимизированный для размещения дополнительных 128 Мб памяти дизайн платы Radeon 9800 Pro. Более высокие рабочие температуры этого типа памяти при достаточно скромных радиаторах на чипах накладывают дополнительные ограничения на разгон.

Итак, перейдем к рассмотрению результатов. Наши немецкие коллеги смогли разогнать эту видеокарту при помощи утилиты PowerStrip до частот 453/752 МГц. Сравните - обычная версия Radeon 9800 Pro 256 Мб в нашей лаборатории разогналась до 418/742 МГц. Кроме того, мы можем сравнить эти результаты с достижениями Radeon 9800 Pro Ultimate, зафиксированными в нашей статистике. Очевидно, что пассивное охлаждение средствами радиатора Zalman приносит пользу для разгона ядра, но вот памяти оно существенно помочь не может. Можно предположить, что с дополнительным 80 мм вентилятором эта видеокарта разгонится чуть лучше, и главный прогресс будет заметен по линии памяти, "изнемогающей от жары" :).

Если говорить о практическом эффекте от разгона, то по воле наших немецких коллег, здесь мы можем оперировать только "попугаями" 3DMark 2003. Разгон на 19% по ядру и на 7.5% по памяти выразился в приросте результата на 9%. Прирост заметный, но далеко не рекордный. Тем не менее, разгон позволяет Radeon 9800 Pro 256 Мб Ultimate обойти GeForce FX 5900 Ultra, работающую на номинальных частотах. Пассивный радиатор Zalman позволяет версии Ultimate получить преимущество в 2% над разогнанным Radeon 9800 Pro 256 Мб со штатным охлаждением. Все это справедливо только для 3DMark 2003, в других приложениях ситуация может выглядеть иначе.

Самое время сказать о цене Sapphire Radeon 9800 Pro 256 Мб Ultimate - в европейском регионе эта видеоплата продается за 580 евро, что по нынешним временам эквивалентно сумме порядка $650. Тем не менее, ценовая политика компании в странах СНГ может быть более мягкой, и за все те же $580 наверняка можно будет купить эту плату. Вопрос заключается в следующем: кому нужен этот громоздкий монстр с 256 Мб памяти, которая большой пользы не приносит? Если уж кто-то желает обладать видеоплатой на чипе ATI с 256 Мб памяти, то лучше подождать выхода R360 (Radeon 9900 Pro), который будет иметь более благоприятные для разгона памяти условия. Sapphire наверняка не упустит шанс выпустить соответствующее решение серии Ultimate.

Р fin

Прошивки (биосы)

Abit

  • IC7-MAX3 BIOS v.1.0
  • IS-50 Rev. 1.0 BIOS v.1.0
  • KD7-A Rev. 1.0 BIOS v.1.1
  • NF7 Rev. 1.0/1.1 BIOS v.2.1
  • NF7 Rev. 2.0 BIOS v.1.8
  • NF7-S Rev. 1.0/1.1 BIOS v.2.1
  • NF7-S Rev. 2.0 BIOS v.1.8
  • NF7-M Rev. 1.2/1.21 BIOS v.2.1

Albatron

  • KX18D ProII BIOS v.1.03
  • PM266A BIOS v.1.04
  • PM266A Pro BIOS v.1.04
  • PX845GEV BIOS v.1.10
  • PX845GEV Pro BIOS v.1.10
  • PX845PEV BIOS v.1.10
  • PX845PEV Pro BIOS v.1.10

AOpen

  • AK79D-400VN BIOS v.1.09
  • AX4C-G BIOS v.1.02
  • AX4R Plus BIOS v.1.09 beta
  • EHW-4850U Firmware v.1.04
  • EHW-5224U Firmware v.1.07

ASRock

  • K7VM4 BIOS v.1.6
  • P4AL-8X BIOS v.1.6
  • P4i45G BIOS v.2.2

ASUS

Elitegroup (ECS)

  • K7VTA3 PCB 6.0 BIOS v.6.0
  • K7VTA3 PCB 8.0 BIOS v.8.0

EPoX

Gigabyte

HighPoint

  • Rocket 100 BIOS v.1.21

Intel

  • D845EPI Iflash BIOS v.P07
  • D845EPI Express BIOS v.P07
  • D845GVSR Iflash BIOS v.P07
  • D845GVSR Express BIOS v.P07

Leadtek

Lite-On

  • LDW-401S Firmware v.S0E
  • LSC-24081MX Firmware v.M3H
  • LTR-52327S Firmware v.S08

MSI

  • CR48-A Firmware v.1.60d
  • CR48-A2 Firmware v.1.80d
  • CR52-A2 Firmware v.1.80d

Pioneer

Plextor

Samsung

  • SN-324F Firmware v.U200
  • SM-348B Firmware v.T511

Shuttle

  • AK39/N BIOS v.022
  • AB48P/N BIOS v.R0D

Soltek

Soyo

  • SY-K7VMP BIOS v.2AP1

SUMA

  • GeForce FX 5600 Ultra VIVO 128MB BIOS v.4.31.20.52.00
  • GeForce FX 5600 Ultra VIVO 128MB BIOS v.4.31.20.51.00

Supermicro

 

Драйверы и утилиты

AOpen

  • EHW-4048U Driver (1,3 МБ, Windows 98/2000/XP)
  • EHW-5224U Driver (1,3 МБ, Windows 98)

ASUS

  • AsusUpdate v.5.15.01 (1,4 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP)
  • AsusUpdate v.5.16.01 (1,4 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP)

ATI

  • OMega:
    • Omega Driver v.2.4.74a (14,5 МБ, Windows XP/2000)

Creative Labs

  • SoundBlaster Live! 5.1 Driver v.5.12.1.383 (3,6 МБ, Windows 2000/XP, WHQL)
  • kX Project:
    • kX Project 5.10.0.3534 (3,4 МБ, Windows 98/Me/2000/XP)

HighPoint

  • HPT3xx/ICH5-R Driver v.1.0.3 (0,3 МБ, Windows 98/Me/NT/2000/XP)
  • Rocket 100 Driver v.1.21 (0,1 МБ, Windows 98)
  • Rocket 100 Driver v.1.21 (0,1 МБ, Windows 2000/XP)
  • RocketRaid 100 Driver & BIOS v.2.35 (0,3 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP)
  • RocketRaid 133 (HPT 370/372/302) Driver & BIOS v.2.35 (0,3 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP)

Intel

  • Intel Chipset Software Installation Utility v.5.0.2.1002 (2,4 МБ, non official, Windows 9x/Me/2000/XP/Server, Gigabyte)

Matrox

NVIDIA

  • Detonator v.45.23 (8,1 МБ, non official, Windows 2000/XP, WHQL) - Зеркало 1, Зеркало 2.

RealTek

Р fin

Терри Мейкдон, также известный в форуме Rage3D как "Создатель Catalyst'а" (CATALYST maker) объявил о выходе нового патча к игре Neverwinter Nights, ставшего плодом совместной работы программистов из ATI и BioWare. В результате производительность видеокарт начиная с Radeon 9500 при включении теней и полноэкранного сглаживания увеличилась практически вдвое! Вот вам и живой пример альтернативы приснопамятным "заточкам". Более того, работы по оптимизации продолжаются и резервы повышения производительности еще не исчерпаны.

Скачать патч можно отсюда:

  • Для оригинальной английской версии Neverwinter Nights:
    • 1.30 to 1.31 Beta 3 patch (5 МБ, Windows).
    • 1.31 Beta 3 to 1.30 uninstall patch (2 МБ, Windows).
    • 1.30 to 1.31 Beta 3 patch (47 МБ, Linux).
    • 1.31 Beta 3 to 1.30 uninstall patch (45 МБ, Linux).
  • Для английской версии Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide:
    • 1.30 to 1.31 Beta 3 patch (7 МБ, Windows).
    • 1.31 Beta 3 to 1.30 uninstall patch (3 МБ, Windows).
    • 1.30 to 1.31 Beta 3 patch (39 МБ, Linux).
    • 1.31 Beta 3 to 1.30 uninstall patch (34 МБ, Linux).
  • Официальная страница поддержки
Р fin
Наши соотечественники с iXBT.com первыми обнаружили неприятный артефакт в работе видеокарт GeForce FX 5900 - мерцание изображения в некоторых 2D режимах, например, при скроллинге текстов, в заставках игр и видеорежимах с высоким разрешением. Мерцание тем более заметно, чем большей устанавливается частота чипа, что не может не беспокоить людей, рассчитывающих на оверклокинг. 

Пока не ясно, что служит причиной проблемы - неправильная разводка карты, помехи от других устройств или внутренний дефект чипа / его RAMDAC. 

Проблема видится достаточно серьезной для того, чтобы официальные лица Nvidia, ранее строго придерживающиеся политики неучастия в форумах, попросили в конференциях нескольких крупнейших сайтов о содействии в выявлении проблемы. Их зов не остался неуслышанным, и нашелся человек с нужной видеокартой и нужной проблемой, который согласился приехать в офис Nvidia и продемонстрировать мерцание безуспешно пытающимся воспроизвести его инженерам компании. Теперь официальные представители заверяют нас, что делают все возможное для нахождения и устранения причин дефекта.

Владельцам предыдущего флагмана - GeForce FX 5800 - тоже "повезло", когда Nvidia признала его "неудачным продуктом" и постаралась забыть о его существовании, заменив новым GeForce FX 5900. Теперь же эстафета неудач перешла к новинке. 

Если дефект окажется аппаратным и неустранимым, то Nvidia грозят серьезные проблемы в виде возможного отзыва и замены недешевых карт серии. В противном случае, заплатившие немалые деньги за покупку поклонники запросто смогут обидеться и отвернуться от бывшего кумира...

 

P.S. Представители Nvidia утверждают, что на Radeon 9700 можно наблюдать аналогичные проблемы.

Р fin

Обозревателям сайта Warp2search.net удалось пообщаться с "главным по драйверам" в ATI Терри Мейкдоном (Terry Makedon) на тему поддержки видеокартами ATI новых спецификаций OpenGL. Выяснилось следующее:

  • Видеокарты ATI от Radeon 9500 и выше способны поддерживать OpenGL 1.5, но для этого требуется поддержка со стороны драйвера.
  • Работы над новыми драйверами с поддержкой OpenGL 1.5 уже активно ведутся, но предсказывать сроки их появления пока еще рано.
  • Заявления некоторых производителей о поддержке будущего OpenGL 2.0 видеокартами Radeon правильны, но до официального выхода новой версии стандарта обеспечить его поддержку в драйверах невозможно.

Напомню, что OpenGL 1.5 является "промежуточным звеном", создающим базу для будущего OpenGL 2.0 и добавляющим в стандарт поддержку высокоуровневого языка шейдеров, тем самым предоставляя разработчикам удобные и эффективные инструменты для разработки приложений, что является еще одним шагом к фотореалистичной графике в реальном времени.

Сейчас обсуждают