Платим блогерам

Новости 09 мая 2003 года

В прошлом месяце мы обрадовали обладателей материнских плат Asus P4PE на основе чипсета Intel 845PE сообщением о выходе версии BIOS под номером 1003, которая вводила поддержку разгона процессоров Pentium 4 до 800 МГц шины и частоты памяти DDR 400, что стало приятным бесплатным подарком для владельцев этих плат.

Высокая цена материнских плат на основе чипсетов серии Springdale и Canterwood, обеспечивающих вполне легальную и безопасную поддержку шины 800 МГц и двухканальной памяти DDR 400, подтолкнули большинство производителей предусмотреть возможность разгона существующих плат на основе чипсетов серии i845xx до частоты системной шины 200 МГц. Некоторым для этого понадобилось выпускать новые ревизии плат с улучшенной силовой инфраструктурой, другие ограничились обновлением BIOS. Высокая цена материнских плат Asus заранее включала в себя возможности хорошего разгона, и обновление BIOS только легализовало эту функцию.

С того самого момента вышли еще две версии BIOS - 1004 и 1005. Последняя вводила поддержку процессоров Pentium 4 со степпингом ядра D1. Казалось бы, новые версии BIOS должны приносить улучшения, однако на практике иногда оказывается иначе...

Наши коллеги на сайте X-bit Labs разглядели на немецком сайте ComputerBase.de любопытный обзор, сравнивающий производительность систем с процессором Pentium 4 3.0C на материнских платах на основе чипсета i875P и разогнанного i845PE соответственно. В последнем случае использовалась материнская плата Asus P4PE с двумя версиями BIOS - 1002 и 1005. Напомню, что в версии 1002 поддержка 800 МГц шины еще не была предусмотрена.

В итоге испытаний немцы пришли к удивительному выводу - плата с BIOS версии 1002 работала заметно быстрее варианта с BIOS версии 1005. Для сравнения рассмотрим относительную производительность, за 100% принимается показатели системы на основе чипсета i875P:

Тип приложений BIOS 1002 BIOS 1005 Снижение производительности, %
Игры 95% 92% 3
Офисные приложения 92% 87% 5
Общий уровень 94% 90% 4

Как видите, новый BIOS принес ухудшение уровня производительности примерно на 3-5%. Для чего это нужно Asus, является ли это ошибкой или погрешностью измерения - сказать сложно, но факт сам по себе настораживает.

Попутно мы еще раз убеждаемся, что разница между уровнем производительности двухканального чипсета i875P и разогнанного одноканального i845PE составляет не более 10-15%, за которые приходится выкладывать дополнительных $100-150. Единственным недостатком разогнанного i845PE может служить невозможность дальнейшего разгона процессора - он и так работает на пределе возможностей. В то же время платы на основе i875P демонстрируют разгон по шине до 250-300 МГц и выше. С другой стороны, процессоры Pentium 4 на ядре Northwood "упираются" в предел по частоте 3,5-3,6 ГГц из-за перегрева, на более высоких частотах требуется серьезное охлаждение, которое тоже стоит денег. Получается, что разгон материнских плат на основе i845PE остается самым экономичным вариантом преодоления 3 ГГц барьера.

Увы, на страницах нашего сайта слишком редко появляется информация о методике разгона чего-либо, отличного от процессоров, материнских плат, модулей памяти и видеокарт. Это не означает, что эти компоненты являются единственными, подлежащими разгону. Просто разгон этих компонентов на сегодня более всего освоен и доступен большинству пользователей.

Тем не менее, разгонять можно и другие элементы системы - оптические приводы, модемы, сетевые карты, мониторы и жесткие диски. Перечень это далеко не полный, просто в каждом конкретном случае под разгоном будет пониматься специфический комплекс мероприятий. Сегодня мы поговорим о методе радикального увеличения производительности дисковой подсистемы, непосредственно не входящем в понятие разгона, но дающего желаемый результат без видимого риска для сохранности данных.

Как вы уже догадались, речь пойдет о формировании дискового массива RAID уровня 0 (striping) из накопителей с новым интерфейсом Serial ATA. Данный стандарт обеспечивает теоретическую пиковую пропускную способность дискового интерфейса на уровне 150 Мб/с, в то время как прежний параллельный Ultra ATA-100 обеспечивал теоретический предел в 100 Мб/с. Безусловно, существовал еще и стандарт Ultra ATA-133 с теоретическим пиком 133 Мб/с, однако на деле производительность этого интерфейса реализовывала себя главным образом в составе массива RAID 0. Intel так и не признала ATA-133, данный интерфейс продвигался компанией Maxtor и поддерживался на уровне контроллеров некоторыми производителями наборов системной логики и специализированных контроллеров.

Компьютерная индустрия на сегодняшний день породила только несколько легальных способов увеличения производительности дисковой подсистемы аппаратными способами: увеличение пропускной способности интерфейса, увеличение объема буфера накопителя, увеличение скорости вращения шпинделя накопителя и организация дисковых массивов RAID. Согласно данному перечню, наиболее радикальным случаем должен быть дисковый массив RAID 0 (из числа самых примитивных форм), составленный из накопителей с интерфейсом Serial ATA, объемом буфера 8 Мб и скоростью вращения шпинделя 10 000 об/мин. Варианты с интерфейсом SCSI мы не рассматриваем ввиду специфичности его распространения, на сегодняшний день в настольных системах доминируют интерфейсы группы ATA.

Для организации подобного массива как нельзя лучше подходит анонсированный недавно компанией Western Digital модельный ряд винчестеров Raptor с интерфейсом Serial ATA, буфером 8 Мб и скоростью вращения шпинделя 10 000 об/мин. Данные изделия еще достаточно дороги, но экспансия интерфейса Serial ATA заставляет многих любителей "быстрой езды" (читай "высокой скорости дисковой подсистемы") обращать свое внимание именно на эти высокопроизводительные модели.

Нашлись энтузиасты "дискового дела" и среди участников форума OC Workbench. При помощи утилиты SiSoft Sandra 2003 они замеряли производительность дисковой подсистемы и разместили свои результаты на страницах форума. В обоих случаях использовались винчестеры WD серии Raptor, объединенные в дисковые массивы уровня RAID 0. Объем дисков не сообщается, но бенчмарки говорят сами за себя.

Итак, система на основе материнской платы Abit NF7-S ревизии 1.2 на основе чипсета NForce 2 и разогнанного до 2,4 ГГц (12 х 200 МГц) процессора Athlon XP неизвестного номинала продемонстрировала следующий результат:

Напомню, что данная плата использует интегрированный контроллер RAID, подключаемый через шину PCI, что увеличивает нагрузку на центральный процессор (в данном случае - до 9,3%).

Вторая система была основана на материнской плате Abit IC7-G на чипсете Intel 875P, чей южный мост ICH5R имеет встроенные средства реализации массива RAID 0:

"Нативная" поддержка RAID 0 не только позволяет увеличить производительность на 7%, но и снижает нагрузку на центральный процессор до 2,2%.

Для тех, кто редко интересуется вопросом производительности дисковой подсистемы, сообщаю - для жесткого диска Seagate Barracuda IV ATA-100 объемом 60 Гб показатель производительности в Sandra 2003 составляет 22 589 Кб/с. Таким образом, в случае с массивом RAID 0 указанной конфигурации наблюдается более чем троекратный прирост производительности.

Безусловно, подобного рода конфигурации пока еще чрезмерно дороги, но за счет тенденции снижения цен на винчестеры с интерфейсом Serial ATA и распространения средств поддержки этого стандарта мы можем предрекать определенную популярность данных вариантов. Встроенная в южные мосты большинства производителей поддержка RAID 0 позволяет получать возможность организации высокопроизводительного массива практически бесплатно, разве что второй винчестер придется купить :). Впрочем, производительность дисковой подсистемы наиболее важна для работы с мультимедийными приложениями, оцифровкой видео и звука, компьютерной графикой и анимацией. Те, кто не уделяет этим направлениям достаточно внимания и времени, могут вполне довольствоваться существующим уровнем производительности дисковой подсистемы, тем более что Serial ATA уже не за горами.

Мы уже рассматривали подробно оверклокерский потенциал нового изделия ATI по имени Radeon 9600 Pro, который порадовал нас отличным разгоном по чипу за счет использования 0,13 мкм техпроцесса изготовления. По сравнению со своим предшественником, Radeon 9500 Pro, имеющим 8 пиксельных конвейеров (у Radeon 9600 Pro только четыре), новинка демонстрировала неплохие результаты, неоднократно превосходя "старичка" в разогнанном состоянии. Преимущество Radeon 9500 Pro оставалось неоспоримым в режимах высокого разрешения, но архитектурные усовершенствования и прекрасный разгон позволяли Radeon 9600 Pro получить преимущество в режимах полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации в некоторых игровых тестах. Одним словом, видеокарта показалась большинству обозревателей многообещающей и достойной сменой Radeon 9500 Pro.

Благословенный день наступил - в эти дни продажи Radeon 9600 Pro официально начнутся в США и Европе. В первом регионе ожидается цена ниже $200, в Европе цена может быть чуть выше - около $210. Для желающих купить Radeon 9500 Pro, который вскоре должен исчезнуть из продажи, это может быть сигналом к "повышенной боевой готовности" - цены на эту устаревающую видеокарту пойдут вниз. Потенциал снижения цены Radeon 9600 Pro так же велик, как и его разгонные характеристики - дешевый дизайн печатной платы и недорогой видеочип позволят быстро преодолеть рубеж $150, и тогда видеокарта станет по-настоящему массовой. Не забывайте, что помимо внутренней конкуренции со стороны других изделий, "гонку снижения цен" стимулируют и продукты конкурентов. Nvidia располагает гораздо меньшим запасом снижения цены на свои видеоадаптеры серий GeForce FX 5600 Ultra и GeForce FX 5200 Ultra, поэтому ATI непременно воспользуется этой уязвимостью для "маневра ценой". На радость всем поклонникам продукции канадской фирмы :).

Месяц май набирал обороты, все меньше времени оставляя до значимых в мире компьютерной индустрии событий - анонсов различных новых решений. В сфере видеоускорителей таким знаковым анонсом должен был стать дебют видеочипа NV35 и видеоплат на его основе, которые были запланированы на 14 мая. Как уже неоднократно сообщалось, видеоплаты на основе NV35 должны были получить официальные названия GeForce FX 5900 Ultra и GeForce FX 5900. Вчера вечером несколько французских сайтов почти синхронно опубликовали информацию, имеющую прямое отношение к приближающемуся анонсу. Обобщив эту информацию сегодняшним утром, мы предлагаем вам ознакомиться с интригующими данными о новинках от Nvidia.

Собственно, подробных технических характеристик мы пока не увидели - основная их часть уже упоминалась нами еще в конце апреля. Наиболее полные сведения о GeForce FX 5900 Ultra и ее модификациях представил вчера французский сайт 3Dchips-fr. Прежде всего, хотелось бы обозначить три разновидности видеокарт на основе NV35, которые поступят в продажу этим летом:

  • GeForce FX 5900 Ultra - частота чипа 450 МГц, частота памяти 850 МГц DDR, ширина шины памяти 256 бит, объем памяти 256 Мб, пропускная способность памяти до 27 Гб/с. Платы буду оснащаться разъемами D-Sub, DVI-I, VIVO. В продаже появятся в июне по цене порядка $500.
  • GeForce FX 5900 - частота чипа 425 МГц, частота памяти 800 МГц DDR, ширина шины памяти 256 бит, объем памяти 128 Мб. Именно объем памяти будет отличать версии Ultra и не-Ultra, частоты чипа и памяти будут незначительно занижены. Платы буду оснащаться разъемами D-Sub, DVI-I и телевыходом S-Video. В продаже появятся в июне по цене порядка $400.
  • GeForce FX 5900 Value - частоты чипа и памяти будут ниже аналогов, ширина шины памяти 256 бит, объем памяти 128 Мб. Платы буду оснащаться разъемами D-Sub, DVI-I и телевыходом S-Video. В продаже появятся в июле по цене порядка $300. Бюджетной эту видеоплату назвать нельзя, но если существенной урезке она не подвергнется, то вполне может стать привлекательным вариантом для оверклокеров. Препятствием на пути разгона этого варианта может стать упрощенный дизайн и медленная память, однако все это еще предстоит выяснить.

Nvidia утверждает, что превосходство нового флагманского решения над конкурирующим Radeon 9800 Pro должно составить от 25% до 80% в режиме разрешения 1600 x 1200, включенными 4 х FSAA и 8 x AF. Разумеется, что мы привыкли к честолюбивым амбициям Nvidia, но рассчитывать на прирост производительности можно твердо - помимо удвоенной ширины шины памяти, некоторые технологические новшества в чипе позволяют на это надеяться.

В числе этих улучшений новый вариант технологии IntelliSample HCT, который позволяет достичь лучшего качества и скорости анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания, одновременно улучшая алгоритмы сжатия текстур и обработки Z-координат.

Технология Cine FX теперь обрела индекс 2.0. В число улучшений входит технология UltraShadow, призванная оптимизировать алгоритмы обработки теней, выигрыш от ее использования должен проявиться в играх нового поколения, включая Doom III. Кстати, новый чип должен обеспечивать в два раза большую производительность блока пиксельных шейдеров на операциях с плавающей запятой, чем позволял NV30.

Кроме того, конфигурация пиксельных конвейеров NV35 должна остаться неизменной - те же "4 х 2", которые при необходимости работают как "8 х 1", и наоборот. Упорная приверженность Nvidia такой концепции организации пиксельных конвейеров вызывала много нареканий со стороны критиков, поскольку в реальных приложениях на сегодняшний день доминируют однотекстурные подходы к заполнению сцен, а данная конфигурация "заточена" под использование мультитекстурности. Судя по всему, Nvidia видит за таким подходом будущее, поэтому не собирается пересматривать концепцию.

Самые интригующие известия сообщил сайт x86-secret. Многие предпочитают один раз увидеть, а не сто раз услышать, поэтому для них французский сайт сделал исключение из своего обычного репертуара, опубликовав фотографию эталонной видеокарты GeForce FX 5900 Ultra:

Как видите, печально известный FX Flow канул в лету забвения - используемый NV35 кулер уже не выглядит так устрашающе, но покрывает собой большую площадь, включая чипы памяти. Расположение чипов памяти не оставляет сомнений - перед нами действительно вариант видеоплаты с 256 Мб памяти. Ребра радиаторов имеют аэродинамическую форму, что уменьшает уровень шума и способствует большей эффективности охлаждения.

Многие будут разочарованы, но видеоплата по-прежнему занимает два слота расширения на задней панели. Четырехштырьковый разъем питания должен стать нормой для высокопроизводительных графических адаптеров, на данной плате он также присутствует. Вероятно, дизайн системы охлаждения "облегченной" версии GeForce FX 5900 Value будет освобождать пространство для использования ближайшего PCI-слота.

Наконец, не менее долгожданными сведениями порадовали нас сотрудники французского сайта TT-Hardware - на страницах этого сайта появились данные о производительности эталонной видеокарты GeForce FX 5900 Ultra при тестировании в среде 3DMark 2003 в режиме 1024 х 768:

Итак, при использовании одинаковых драйверов Detonator 43.51 преимущество GeForce FX 5900 Ultra над GeForce FX 5800 Ultra составляет 10%, при переходе на драйверы версии Detonator FX 50.xx производительность существенно увеличивается, доводя разрыв до 23%. При этом превосходство GeForce FX 5900 Ultra над Radeon 9800 Pro составляет около 22%.

Разумеется, что по итогам первых скупых тестов в 3DMark 2003 нельзя судить о производительности GeForce FX 5900 Ultra, в реальных приложениях картина может выглядеть иначе. Однако, уже сейчас присутствуют признаки того, что Nvidia смогла обойти уровень производительности лидера от ATI в лице Radeon 9800 Pro. Сохранится ли это преимущество в реальных приложениях, что принесут новые драйверы и каков будет разгонный потенциал решений серии GeForce FX 5900 - покажет время, благо ждать уже осталось меньше недели :).

Сейчас обсуждают