Платим блогерам

Новости 04 августа 2003 года

Р fin
Обновилась бесплатная информационно-диагностическая утилита AIDA32

В версию 3.73.7 внесено сравнительно немного изменений:

  • Исправлено отображение данных из SPD модулей памятиPC2700 и PC3200.
  • Исправлена поддержка антивируса Norman Virus Control.
  • Добавлена поддержка сенсоров материнской платы Asus P4S8X-X.

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

Несмотря на многочисленные сообщения о планах Intel блокировать возможность включения режима PAT на будущих ревизиях чипсетов группы i865x, сегодня мне удалось обнаружить опровержение этой информации на немецком сайте PC Games Hardware.

Представитель германского отделения Intel в своем интервью указанному сайту сообщил, что блокировать включение PAT средствами BIOS компания не собирается (тем более, что такая мера не была бы достаточно действенной). Блокировка на аппаратном уровне действительно возможна, и именно на этой истине основывались все предыдущие слухи о грядущем "отключении PAT". Тем не менее, Intel не видит в подобном шаге целесообразности.

Кстати, представители Asus, первой открывшей доступ к лазейке с активацией PAT на чипсетах Springdale, также сомневаются в целесообразности аппаратной защиты. Если быть точнее, они "об этом ничего не слышали". Возможно, Intel осознала, что включение PAT на чипсете i865PE не так уж сильно угрожает положению i875P. Те самые 3-5% преимущества достигаются за счет снижения стабильности системы, а на глаз они почти неощутимы. Мой коллега недавно весьма обстоятельно объяснил, почему оверклокерам сожалеть об отсутствии PAT в чипсетах серии i865x не стоит. По этой причине особо переживать по поводу наличия или отсутствия поддержки PAT чипсетом вашей материнской платы не нужно – при разгоне он не помощник, а в мире и без него существует куча технологий оптимизации работы с памятью.

Вездесущие сотрудники сайта The Inquirer обнаружили в Сети описание портативного компьютера на базе процессора Athlon 64 в исполнении Socket 754.

Производимый тайваньской компанией ARIMA ноутбук A520-K8 будет обладать следующими характеристиками:

  • Процессор Athlon 64 в упаковке PGA 754;
  • Дисплей XGA 15" или SXGA 16";
  • Поддержка двух слотов памяти SO-DIMM общим объемом до 1 Гб;
  • Графическая система на базе чипа ATI M9C (разновидность Mobility Radeon 9000 со встроенной на чипе памятью);
  • Приводы FDD и CD-RW/DVD;
  • Жесткий диск 2.5" емкостью от 20 до 60 Гб;
  • Разъем PC Card Type II;
  • Встроенные сетевая карта и факс-модем, разъемы RJ-45 и RJ-11;
  • Телевыход S-Video;
  • Три порта USB 2.0 и возможность установки дополнительного порта IEEE 1394;
  • Микрофонный вход и аудиовыход;
  • Выход D-Sub (VGA);
  • Блок питания от сети переменного тока мощностью 120 Вт;
  • Габариты 350 х 287 х 40.5 мм;
  • Масса 3.4 кг.

Учитывая довольно крупные габариты этого решения и приспособленность его других модификаций для работы с настольными процессорами AMD и Intel, мы можем предположить, что процессор Athlon 64 в этой системе будет также настольным. Не секрет, что на Тайване сосредоточено большое число производителей "переносимых ноутбуков", этот продукт также можно отнести к данному классу.

Скорее всего, в составе этого ноутбука будет использоваться процессор Athlon 64 с 1 Мб кэша и поддержкой одноканальной памяти DDR 400. Наверняка многие производители представят подобные гибридные решения, однако для более легких и компактных ноутбуков все же будет использоваться специально разработанная мобильная версия Athlon 64.

Мы уже недавно писали о "первой ласточке" от ASRock, поддерживающей технологии разгона под общим названием Hybrid Booster. Как выяснилось, подобные нововведения коснуться большинства материнских плат ASRock, причем новые ревизии старых плат также подвергнутся модернизации.

В общем случае перечень функций разгона и мониторинга в рамках концепции Hybrid Booster будет ограничиваться следующими возможностями:

  • Изменение множителя процессора посредством блока перемычек (только для плат с поддержкой процессоров AMD);
  • Изменение напряжения на ядре процессора через BIOS (только для плат с поддержкой процессоров AMD) – диапазоны изменения будут варьироваться в зависимости от модели платы;
  • Увеличение частоты системной шины с шагом в 1МГц через BIOS;
  • Изменение частот шин AGP/PCI через BIOS;
  • Защита процессора от перегрева U-COP – для всех процессоров, реализуется на аппаратном уровне;
  • Boot Failure Guard – восстановление параметров BIOS после неудачного перезапуска при разгоне.

Заметим, что единственными реализуемыми аппаратно функциями остаются изменение множителя и защита от процессора перегрева. Не исключено, что некоторые модели материнских плат ASRock смогут обрести поддержку отдельных функций посредством обновления BIOS. Производитель предупреждает, что не все функции будут работать на новых ревизиях старых материнских плат, так что некоторые аппаратные ограничения все же накладываются.

Любопытно, что на материнских платах с поддержкой Athlon XP блок перемычек по умолчанию настроен на значение множителя 11х, применяемое в том числе на процессорах Barton 3200+, Thoroughbred 1700+ и Barton 2500+. Обидно, что для владельцев плат под Pentium 4 и Celeron возможность повышения напряжения на ядре не предусмотрена – модели с частотой шины 400 и 533 МГц гораздо больше выигрывают от повышения напряжения на ядре, нежели процессоры с 800 МГц шиной.

Так или иначе, актуальность разгона начинают признавать даже такие бюджетные бренды, как ASRock. Это приятно, но до полноценной реализации всех необходимых функций в ближайшем будущем дело наверняка не дойдет. Что ж, владельцы дешевых плат ASRock будут довольствоваться малым, что для них весьма привычно :).

В конце июня серия публикаций о беспроводных комплектах от Triplex для передачи видеосигнала на телевизор несколько подогрела интерес к подобного рода решениям, но без практического знакомства составить мнение о практичности подобных продуктов было крайне сложно.

Сегодня мы имеем возможность рассмотреть принцип работы такого устройства на примере видеокарты Triplex Millennium Silver Ti 4200-8x Wireless. Обзор этого оригинального решения опубликовали наши коллеги на бельгийском сайте Materiel.be. Желающие ознакомиться с первоисточником должны будут вооружиться средствами перевода с французского языка.

Необходимо отметить, что конкретное решение выполнено в виде монолитной двухслотовой платы, поэтому говорить о гибкости конфигурации не приходится. Заметим, что для видеокарт Triplex на базе Radeon 9600 Pro функции беспроводного телевыхода являются опциональными, то есть "хочешь – устанавливай, не хочешь – не устанавливай".

Рассмотрим комплектность имеющихся на задней планке разъемов:

  • Выход D-Sub (VGA);
  • Выход DVI-I;
  • Разъем S-Video (совмещает в себе функциональность входа и выхода);
  • Антенный разъем;
  • Видеовход типа RCA (по нему передается видеосигнал от видеокарты на передатчик);
  • Звуковой вход (по нему передается аудиосигнал от звуковой карты на передатчик);
  • Звуковой выход.

Пару слов о самой видеоплате. Это типичная GeForce 4 Ti 4200-8x cо 128 Мб 4 нс памяти. Частоты чипа и памяти составляют 250/513 МГц, потенциал разгона памяти почти исчерпан. Вентилятор кулера видеочипа шумит достаточно умеренно, вполне справляясь со своей работой в стесненных условиях "двухэтажного решения". Сам передатчик изолирован от видеоплаты металлическим экраном, что снижает взаимное влияние компонентов.

Для передачи видео- и аудио- сигналов на расстояние до 90 м в условиях прямой видимости используется частотный диапазон 2.4 ГГц, часто применяющийся в беспроводных технологиях. Внутри здания дальность действия сокращается, но подобной дальности уверенного приема не гарантирует ни один из способов передачи видеоизображения на расстояние – применительно к видеоплатам, разумеется. Антенна с магнитным основанием имеет шарнир для ориентации в нужном направлении.

Напоминающий часы-радио приемник сигнала имеет три разъема RCA (левый и правый каналы звука и видеовыход), разъем питания, выключатель и переключатель каналов приема. Пользователь может переключаться между четырьмя каналами для достижения наиболее стабильного приема.

Избегая лишних подробностей, сообщим основные сведения о функционировании системы. Для работы с видеокартой достаточно использовать функцию nView стандартных драйверов Nvidia. Телевизор в закладке драйвера должен выступать в роли клонирующего дисплея. Другие режимы использовать не допускается.

На расстоянии десяти метров видеосигнал и звук передавались очень качественно, без помех и искажений. Заметим, что на дешевых примитивных телевизорах вкусить все прелести вводимого изображения достаточно сложно – для этого больше подходит большой экран. Для работы с телевизором необходимо установить разрешение рабочего стола 640 х 480 или 800 х 600, поскольку использовать более высокое разрешение бессмысленно.

Авторов обзора несколько смутило отсутствие пульта дистанционного управления, а вот цена в 300 евро показалась им приемлемой. Дело в том, что используемые для просмотра видео или игр на телевизоре компактные системы barebone обойдутся гораздо дороже, и такой беспроводный комплект станет хорошей альтернативой для организации домашнего кинотеатра или мультимедийного центра. Безусловно, что модульные системы от Triplex выглядят более предпочтительными, поскольку они позволяют комбинировать видеокарту желаемой мощности с функциями беспроводного телевыхода.

Очередная порция неофициальных, но "уже почти совсем достоверных" данных о готовящемся к выходу ATI R360 появилась в минувшие выходные в Сети. Во-первых, как уже сообщил мой коллега, анонс Radeon 9900 Pro (так будет называться старшая версия R360) состоится в сентябре. Замечу, что некоторые немецкие источники называют в качестве даты анонса не 30 сентября, а 13 сентября. Ручаться за достоверность того или иного варианта мы не беремся, но конец месяца представляется более вероятным моментом для анонса Radeon 9900 Pro.

Сайт NVmax еще раз обобщил всю имеющуюся информацию о решениях на видеочипе R360. Откровенно говоря, она несильно отличается от приведенных нами в мае данных, но некоторые новые подробности выглядят весьма интригующими.

Итак, вот что известно на данный момент:

  • Частота чипа 420 МГц;
  • Техпроцесс 0.15 мкм (переход на 0.13 мкм планируется совершить только с выходом R420);
  • Частота памяти – примерно 800 МГц DDR;
  • Тип памяти – DDR-II или GDDR-II;
  • Ширина шины памяти 256 бит;
  • Скорость заполнения 3.36 ГПикс./с;
  • Пропускная способность памяти 25.6 Гб/с;
  • Объем памяти – 128 Мб для Radeon 9900, 256 Мб для Radeon 9900 Pro.

Последняя характеристика является самой свежей, но должна носить лишь характер гипотезы. Судя по всему, авторы предположения проводят некоторую аналогию с GeForce FX 5900 и GeForce FX 5900 Ultra, чье основное отличие заключается в объеме памяти и частоте чипа. Действительно, дифференцировать две версии видеокарты по частотам ядра и памяти в современных условиях не очень экономически выгодно для производителя – разницу легко можно перекрыть разгоном. Объем памяти в этом случае является более действенным отличительным признаком, однако в большинстве современных игр и приложений польза от дополнительных 128 Мб памяти невелика. Осознание этого факта подвигло многих производителей тактовать память версий GeForce FX 5900 на частоте 850 МГц DDR, изначально предназначенной только для версии Ultra. Возможно, что подобное будет наблюдаться и в случае Radeon 9900.

Вполне возможно, что вариант с 256 Мб памяти будет иметь более оптимизированный дизайн, чем существующий Radeon 9800 Pro 256 Мб. Кроме того, система охлаждения наверняка будет подвергнута доработке – сегодняшних низкопрофильных радиаторов на чипах для более быстрой памяти уже недостаточно.

Предполагается, что Radeon 9900 Pro сможет опередить GeForce FX 5900 Ultra в большинстве тестов. Судя по всему, Nvidia это прекрасно осознает, поскольку наши собственные надежные источники подтверждают подготовку чуть разогнанного решения на основе NV35 под кодовым названием NV38. Между тем, приближенные к ATI источники заверяют, что никаких ответных ходов Nvidia не готовит. Впрочем, Nvidia должно быть все-таки видней :). Если в NV38 (или новых версиях драйверов) не будут исправлены некоторые недочеты с режимами полноэкранного сглаживания и пиксельными шейдерами, наблюдаемые в настоящее время, то у ATI появится реальный козырь в виде гарантии беспроблемной работы видеокарт на базе R360 в новейших играх. Еще одним преимуществом может стать выполнение обязательств по соблюдению сроков начала массового производства видеокарт ATI. Если анонс R360 состоится в сентябре, то уже в октябре первые видеокарты начнут поставляться. Чип R360 уже производится с начала июля, так что наладить выпуск готовых видеокарт к октябрю не составит труда. Вот Nvidia со своим "ответным ходом" может явно припоздниться – вне зависимости от даты анонса, готовые видеокарты на базе NV38 вряд ли появятся ранее ноября. Такой запас времени необходим для поддержания уровня продаж GeForce FX 5900 Ultra, которые еще только начинают массовую экспансию на рынок.

В конце июня Apple анонсировала свои решения на базе нового процессора PowerPC G5 с поддержкой 64-битных вычислений. Между тем, в продаже они появятся только в августе, а соответствующие 64-битные версии программных продуктов будут появляться в большинстве своем постепенно. В частности, Mac OS X 10.3 с поддержкой 32/64-битной архитектуры появится только в сентябре. Так или иначе, но системы PowerMac G5 становятся первой настольной платформой с поддержкой 64-битных вычислений, поэтому ознакомиться с ее перспективами стоит даже тем, кто планирует принять "64-битное вероисповедание" только с подачи AMD и Athlon 64.

Сотрудники сайта Digital Video Editing взяли интервью у вице-президента IBM по платформе PowerPC с целью выяснения перспектив и особенностей этой платформы.

Забавно, но этот высокопоставленный сотрудник IBM, производящей для AMD процессоры Athlon 64, первое время отказывался признавать процессор Opteron истинно 64-битным процессором. Собственно, обоснованных аргументов в оправдание своей позиции он не привел, а просто сослался на неосведомленность в данном вопросе. Кстати, двухпроцессорные системы на базе Opteron он уже совершенно осознанно отказывается называть "настольными". Очевидно, его смущает серверное происхождение Opteron.

Оптимизация программного кода под 64-битную платформу займет у разработчиков разные интервалы времени, поскольку глубина этой оптимизации может быть разной. Сообщается, что Adobe Photoshop, Mathematica и EMagic были оптимизированы уже на момент анонса PowerPC G5. Сообщается, что двухпроцессорная система на базе PowerPC G5 2 ГГц превосходит быстродействие сопоставимой по конфигурации системы на базе двух Xeon 3.06 ГГц более чем в два раза. При этом стоимость системы на основе PowerPC G5 примерно на тысячу долларов меньше. Это обстоятельство меняет существующий в отношении продукции Apple стереотип: дорогими эти системы можно считать лишь условно.

Поддержка до 8 Гб оперативной памяти также относится к ряду неоспоримых преимуществ платформы. Многие приложения по созданию цифрового контента получат ощутимую выгоду от такого объема памяти. Любопытно, что аналогичные возможности двухпроцессорных станций на базе Opteron в расчет не берутся. Судя по всему, авторы высказываний действительно не считают Opteron настольным процессором в полном смысле слова :).

Поддержка слота AGP Pro 8x позволяет устанавливать в PowerMac G5 профессиональные видеоадаптеры, что дает повод Apple покушаться на уровень производительности графических станций под управлением Unix. Кроме того, последние стоят в два-три раза больше, и это также немаловажно.

Безусловно, платформа Mac всегда имела специфические сферы применения, и противопоставлять ее напрямую с продуктами Intel или AMD не имеет смысла. Тем не менее, уверенность Apple в перспективности 64-битной настольной платформы дает повод надеяться, что AMD и ее процессоры Athlon 64 будут хорошо встречены разработчиками программного обеспечения и пользователями, и скептично настроенная Intel, в конце концов, перестанет упорно сопротивляться переходу на платформу х86-64.

Полторы недели назад состоялся официальный анонс видеокарт серии Quadro FX 3000, а вразумительных объяснений относительно сути некоторых предложенных в них ноу-хау до сих пор не было. Сегодня такая возможность нам предоставляется за счет фоторепортажа с конференции SIGGRAPH 2003, опубликованном на сайте Techware Labs.

Итак, вот она, Quadro FX 3000G за $2995:

Вполне обычный для эталонных видеоплат на базе NV35 дизайн здесь дополняется вторым уровнем текстолита, реализующим сетевые разъемы RJ-45 и RG-58. Через эти разъемы должна производиться синхронизация данных при реализации фирменной технологии Framelock, позволяющей построить некую кластерную графическую систему из нескольких рабочих станций.

Между прочим, пример работы этой функции можно проиллюстрировать следующим фото, на котором изображение выводится на 9 сопряженных жидкокристаллических мониторов:

Подобные "видеостены" уже давно используются для вывода изображения на телевидении и презентациях, но в области компьютерной графики встроенной поддержки таких возможностей не наблюдалось.

Кстати, технология Genlock должна позволять синхронизировать частоту регенерации кадра при выводе на несколько внешних устройств, так что в данном случае эти технологии работают совместно.

Следующее нововведение по имени PowerWall позволяет формировать панорамное изображение от двух проекторов, подключенных к видеокарте.

Светлая полоса в месте перекрытия изображений со временем может быть устранена посредством компенсации яркости зоны через драйверы видеокарты. Так или иначе, масштаб изображения впечатляет – это вам не 16:9 какой-нибудь :).

Другими словами, теперь все потенциальные потребители Quadro FX 3000G получили возможность убедиться, за что им предстоит отдать лишние $700 в сравнении с Quadro FX 3000, а владельцы игровых плат GeForce FX 5900 Ultra поняли, что разница в $2500 только лишь различием в драйверах не объясняется.

Сейчас обсуждают