Платим блогерам

Новости 03 февраля 2005 года

Р Doors4ever
Чрезвычайно интересная статья опубликована сегодня на сайте Ф-Центр – Интервью с разработчиками защиты StarForce. На вопросы автора отвечали руководители и сотрудники компании, разрабатывающей средства защиты ПО и работающей в сфере компьютерной безопасности. Лучше всего ознакомиться с интервью самостоятельно, но некоторые места я всё же процитирую.

Цитата: "Будучи достаточно сильными в программировании, мы решили заняться защитой ПО. Для нас это была тема новая, неизведанная, было очень интересно. Так, постепенно, шаг за шагом, мы развивали защиту, стали выходить на рынок ближнего и дальнего зарубежья."

Так вот, оказывается в чём дело! Я думал, что этим занимаются профессионалы, а оказалось, что это группа молодых программистов, которые решили попробовать себя в неизвестной области. Теперь понятен получившийся результат...

Цитата: "...весь процесс установки защиты занимает минут пятнадцать. Если же разработчик продукта хочет внедрить более серьезную защиту, то он должен потратить на ее установку и тестирование некоторое время (в среднем это день-два)."

Не маловаты ли сроки для качественного тестирования? На протяжении всего интервью разработчики всячески пытаются дистанцироваться от своего продукта и от ответственности за его работу, неоднократно подчёркивая, что они только разрабатывают продукт, а степень защищенности ПО, целесообразность применения защиты целиком определяет заказчик. Между тем именно они осуществляют обработку, о чём говорит следующая цитата:

Цитата: "Во время защиты на наш сервер пересылается модуль (или несколько модулей), который необходимо защитить. На сервере он разбирается по частям, далее с ним выполняются определённые операции (по "перемешиванию" кода), потом всё это собирается воедино и отправляется обратно."

Я так понимаю, что после этого продукт тестируется "в среднем это день-два" и отправляется в продажу. А оборачивается всё это проблемами у пользователей. И напрасно нам говорят, что вина может лежать на производителях игры или самого диска и ссылаться на то, что показатели возврата дисков (которые находятся на уровне долей процента) их защита якобы не повышает.

У меня нет статистических данных о продажах и возвратах, и меня мало интересуют вопросы копирования защищённых дисков. Я купил игру и хочу использовать её по назначению – играть и получать удовольствие. Так почему у меня возникают проблемы именно сейчас, когда диски стали защищаться StarForce, причём раньше таких проблем не было и никто ни в чём не виноват? Я был вынужден отказаться от модернизации компьютера, поскольку при установке HDD в RAID-массив перестал опознаваться диск с игрой, но все проблемы исчезали при удалении массива. Кто виноват: производитель игры, диска, драйверов или всё же защиты?

Я не пойду возвращать диск, потому что никому ничего не докажешь, если нет физических дефектов при изготовлении, поэтому и процент возврата небольшой. Но я считаю, что необходимо в законодательном порядке указывать на упаковке, что этот диск защищён такой-то версией StarForce. В этом случае я смогу заранее отказаться от покупки, проголосовать рублём, а если не будет спроса, то либо компания исчезнет, разорившись, либо будет вынуждена довести свой продукт до ума и только тогда предлагать его на рынок.

Ни в коем случае не хочу сказать, что разработчики люди глупые или ограниченные – в интервью прозвучало немало разумных мыслей, например об ответственности пользователя за использование продукта и о ценовых способах борьбы с пиратством. Однако в целом я негативно оцениваю результаты деятельности компании, с которыми сталкиваюсь в быту, и общий настрой, который прослеживается в интервью – мы ни в чём не виноваты, сами решайте собственные проблемы. Ещё больше настораживают намерения реализовать некие технологии, собирающие данные о пользователе. И опять же подчёркивается, что они только разработчики и больше ни за что не отвечают. Неправильно это. Настолько неправильно, что даже в доказательствах не нуждается.

Надеюсь, что со временем все правовые и технические вопросы будут урегулированы, в конечном счете, мне, как простому пользователю, глубоко безразлично, кто конкретно и в чём именно виноват. Мне хочется получить за свои деньги полноценный рабочий продукт, а не повод для долгих разбирательств и возню с возвратами и рекламациями.

Рекомендую вам не ограничиваться несколькими приведёнными мной цитатами, а ознакомиться с "Интервью с разработчиками защиты StarForce" целиком и самостоятельно. Для ваших отзывов у нас в конференции существует несколько спонтанно возникших тем. Полагаю, что ознакомиться с ними будет небесполезно и для сотрудников и руководителей компании StarForce, если они вдруг не в курсе, что проблемы из-за их продуктов возникают не так редко, как им и нам бы хотелось. Вот одна из них: "Разговоры о легальности самой защиты StarForce".

Вторая половина 2004 года однозначно выделила основную тенденцию развития современных систем воздушного охлаждения центральных процессоров. Все новые решения, претендующие на относительно тихое и эффективное охлаждение современных мощных процессоров, были построены однотипно: медное основание соединялось при помощи тепловых трубок с пластинчатым радиатором, при необходимости радиатор продувался устанавливаемым с торца вентилятором.

В этом году все анонсируемые кулеры, если не считать продуктов Zalman, стремятся придерживаться избранного конструктивного решения. Например, недавно компания Thermaltake представила бесшумный кулер SonicTower (CL-P0071), поражающий своим необычным внешним видом.

К медному основанию приделаны три U-образных тепловых трубки диаметром 6 мм, на которые нанизаны 110 алюминиевых пластин. В сборе вся эта конструкция напоминает группу башен или какие-то технологические установки, применяемые в химической промышленности или нефтепереработке.

Собственно, и габариты этого радиатора внушают трепет: 112 х 112 х 150 мм. Масса конструкции равна 692 граммам, так что подвергать материнскую плату с установленными "башнями" динамическим перегрузкам мы бы не советовали.

Система крепления позволяет использовать радиатор с процессорами в исполнении LGA 775, Socket 478, Socket 754/939/940 и Socket A. Если эффективности в пассивном режиме не будет хватать, предусмотрено крепление для установки бокового 120 мм вентилятора (A2029) с регулятором скорости вращения.

Скорее всего, совместимость кулера со всеми материнскими платами не может гарантироваться из-за больших габаритов, хотя сами "колонны" приподняты над процессорным разъемом достаточно высоко. Такой высокий кулер может упираться в блок питания или мешать шлейфам внутри системы, так что совместимость будет ограниченной.

Говорить о высокой эффективности SonicTower тоже пока рано - имеет смысл дождаться появления первых тестов. Как показывает практика, кулеры подобной конструкции часто страдают из-за некачественного сопряжения пластин радиатора и тепловых трубок, в результате чего возникают тепловые потери.

Как мы могли сегодня убедиться на примере материнской платы Gigabyte GA-8I915P Dual Graphic, компанию Nvidia окончательно достали все попытки скопировать технологию SLI, и декларировавшие ранее поддержку подобных режимов платы в серийном варианте ограничиваются поддержкой "четырех мониторов". Чтобы не возникало соблазна, SLI-мост в комплекте с этими материнскими платами не прилагается :).

Поставки материнской платы MSI K8N Neo4 Platinum в розничную сеть уже начались, она появилась в японских магазинах. Как мы могли убедиться, о возможности поддержки режима SLI ничего не сообщалось. В качестве единственного ноу-хау предлагалась технология DBS (Dual Bridge System), подразумевающая одновременную эксплуатацию двух видеокарт с интерфейсом PCI Express x16.

Сегодня мы получили официальный пресс-релиз, в котором говорилось об анонсе технологии DBS. Характерно, ни слова не было сказано о работе в режиме SLI, хотя все ранние обзоры материнской платы MS-7125 подразумевали именно сравнение эффективности SLI-DBS с "настоящим SLI" в исполнении чипсета nForce 4 SLI. В принципе, нарушить запрет Nvidia можно и сейчас, но для этого придется искать SLI-мост и модифицированные драйверы ForceWare. Кроме того, эффективность "тандема" из двух GeForce 6600 GT в таком случае снижается на 30% и более, так что предложение "дешевого SLI" почти не будет покрываться спросом.

Единственную сферу применения для технологии DBS компания MSI видит в поддержке четырехмониторных конфигураций. Если раньше их можно было создавать на базе видеокарты с интерфейсом AGP 8x и видеокарты с интерфейсом PCI, то теперь можно использовать две видеокарты с интерфейсом PCI Express x16. Напомним вам, что второй графический слот на плате MSI K8N Neo4 Platinum в действительности работает в режиме PCI Express x2, так что некоторой частью пропускной способности все же приходится жертвовать. MSI заверяет, что потери не превышают 3-15% при использовании современных трехмерных приложений.

В качестве примера демонстрируется сцена из Doom III, воспроизводимая на четырех мониторах. Если учесть, что стоимость LCD-мониторов с диагональю 15" опустилась ниже $250, собрать такую "видеостену" будет вполне по силам любителю зрелищных игр. Возможно, у технологии DBS есть некоторые перспективы на будущее. Кстати, технология DualGFX Express от VIA предлагает пользователям сопоставимые возможности, причем в случае с чипсетом VIA PT880 Pro можно объединять видеокарту с интерфейсом PCI Express x16 и видеокарту с интерфейсом AGP 8x. Для платформы Intel аналог технологии DBS предлагает компания Gigabyte - ее творение называется Dual Graphic Link.

Наши постоянные читатели могут помнить скандал с OEM-версией GeForce 6800 LE, которая в московской рознице продавалась под видом и по цене GeForce 6800. Казалось бы, для отечественного рынка с его привязанностью к дешевым OEM-решениям это обычное дело. Однако, разразившийся на днях скандал доказал, что урезанные версии видеокарт продаются и на европейском рынке.

Итак, в конце января на немецкоязычном сайте Tech PowerUp! появилась информация, согласно которой видеокарты MSI NX6800GT-T2D256E, являющиеся формально вариантом GeForce 6800 GT с поддержкой интерфейса PCI Express x16 и технологии SLI, в действительности обладают лишь 12 пиксельными конвейерами и 5 вершинными процессорами. Напомним, что стандартный вариант GeForce 6800 GT должен иметь 16 пиксельных конвейеров и 6 вершинных процессоров, то есть отличаться от GeForce 6800 Ultra лишь более низкими тактовыми частотами.

Хотя частоты NX6800GT-T2D256E близки к стандартным для GeForce 6800 GT - 367/1050 МГц, отсутствие 4 пиксельных конвейеров и 1 вершинного процессора незамедлительно сказалось на производительности - в том же 3DMark 2003 быстродействие снизилось на 10%.

Утилита RivaTuner точно отображала конфигурацию конвейеров, однако при попытке включить недостающие функциональные блоки возникали артефакты.

Самое интересное, что в оправдательной речи на сайте Hardware.fr французское представительство MSI сообщило о существовании таинственной версии чипа NV45 с 12 пиксельными конвейерами и 5 вершинными процессорами. Иначе можно было бы предположить, что платы просто комплектуются чипом NV41, который как раз обладает схожей конфигурацией и поддерживает PCI Express x16 без помощи переходного моста HSI. Как известно, в феврале чип NV41 уступит место 0.11 мкм аналогу по имени NV42.

"Полноценную" версию GeForce 6800 GT с 16 пиксельными конвейерами и 6 вершинными процессорами компания MSI планирует поставлять с конца февраля. Видеокарта будет основана на "нормальной" версии чипа NV45, и получит наименование MSI NX6800GTX-T2D256E.

Самое неприятное, что урезанные видеокарты уже успели распространиться в Европе и Азии, однако французское представительство MSI взялось обеспечить замену подобных графических плат на полноценную версию. Надо полагать, что подобные мероприятия будут проводиться и в других регионах.

Жители России могут не опасаться встречи с урезанной версией GeForce 6800 GT PCI-E. Во всяком случае, в московском представительстве MSI нас заверили, что официально такие платы в Россию не поставлялись. Остаются еще и многочисленные "серые" каналы с массой OEM-диковинок, но здесь никаких гарантий дать нельзя. Впрочем, пока видеокарты этого класса поставляются преимущественно в коробочном исполнении, так что виновника всегда можно найти.

Немецкие источники напоминают, что некоторая часть видеокарт GeForce 6800 LE до сих пор продается под видом GeForce 6800. Кстати, компания Gigabyte в августе прошлого года столкнулась с похожей проблемой - неправильный BIOS сделал неработоспособной часть конвейеров видеокарты GV-N68128DH. Проблема была устранена последующим обновлением BIOS.

Возможно, часть плат MSI NX6800GT-T2D256E по ошибке получили "чужой" BIOS, поэтому проблема может носить частный характер. Впрочем, полученные французскими коллегами данные позволяют говорить о возможности существования двух версий чипа NV45. Скорее всего, модификация с 12 пиксельными конвейерами была сделана на базе версии NV40, предназначенной для видеокарт GeForce 6800 с интерфейсом AGP 8x. На подложку чипа был интегрирован переходный мост HSI, и в итоге появился урезанный вариант NV45. Возможно, Nvidia собиралась первое время восполнять этими чипами дефицит NV41. Для розничного рынка такие "недо-NV45" не предназначались, но тесные связи MSI с OEM-сегментом позволили компании "урвать" некоторую часть нестандартных чипов. Так появились пресловутые видеоплаты MSI NX6800GT-T2D256E с 12 пиксельными конвейерами. Возможно, именно на этих платах чипы оказались случайно, ведь в ассортименте MSI есть и обычные версии GeForce 6800 PCI-E: NX6800–TD128E и NX6800–TD256E соответственно.

На момент публикации новости каких-либо подробностей от представителей Nvidia и прочих осведомленных источников мы не услышали, а потому все высказанное в последнем абзаце является лишь нашими предположениями.

В прошлом месяце мы могли не раз убедиться, что компания Nvidia ревностно относится к своим эксклюзивным правам на поддержку технологии SLI. Официально эту технологию поддерживает только чипсет nForce 4 SLI, хотя многие производители выпускают платы на базе nForce 4 Ultra, обеспечивающие схожие возможности. Более того, чипсеты VIA PT894 Pro и VIA K8T890 Pro должны получить поддержку этой технологии, как только переговоры с Nvidia успешно завершатся.

Пока же производители чипсетов и материнских плат, посягнувшие на поддержку SLI, вынуждены прятать эту функцию за различными собственными аббревиатурами типа DBS, DXG, DualGFX Express и т.п.

Оплотом поддержки SLI в стане настольных чипсетов Intel оставалась материнская плата Gigabyte GA-8I915P Dual Graphic на основе набора микросхем i915P, поставки которой должны были начаться в марте по цене $140. Первые тесты показали, что эффективность SLI в сравнении с системой на базе nForce 4 SLI падает на 10-30%, а для корректной работы этой технологии приходится использовать специальную версию драйверов ForceWare от Gigabyte.

Согласно новейшим данным, Nvidia действительно запрещает работу SLI при обнаружении схемы графических слотов, отличной от "PCI Express x8 + PCI Express x8". Для преодоления этой защиты производители материнских плат будут вынуждены модифицировать драйверы, отставая от официального графика обновлений ForceWare. Это применимо и к материнской плате Gigabyte GA-8I915P Dual Graphic, так как она работает с SLI в режиме "PCI Express x16 + PCI Express x4".

На этой неделе плата Gigabyte GA-8I915P Dual Graphic появилась в японских магазинах по цене от $190. Самое интересное, что под давлением Nvidia в серийной версии было решено отказаться от "официальной поддержки SLI". Вместо этого указывается поддержка технологии Dual Graphic Link:

Разумеется, что технология якобы нужна только для того, чтобы использовать одновременно две видеокарты с интерфейсом PCI Express x16 для вывода изображения на четыре монитора. SLI-мост даже не прилагается в комплекте поставки.

Хотя в прошлый раз мы могли лицезреть схему переключения режимов работы слотов PCI Express через BIOS, сейчас акцент делается на микропереключателе, расположенном под слотом PCI Express x1.

Комбинация состояний слотов PCI Express осталась прежней: "PCI Express x16 + PCI Express x4 + PCI Express x0" либо "PCI Express x16 + PCI Express x1 + PCI Express x1".

Для эксплуатации материнской платы с двумя видеокартами рекомендуется использовать блок питания мощностью не менее 400 Вт, способный выдерживать нагрузку до 25 А по линии +12 В. Хотя в совокупности с остальными компонентами даже две видеокарты GeForce 6800 Ultra потребляют не более 300 Вт, нагрузка на линию +12 В заставляет перестраховываться.

Так или иначе, поставки Gigabyte GA-8I915P Dual Graphic на розничный рынок начались, и первое настольное решение для процессоров Pentium 4 с поддержкой (пусть и неофициальной) режима SLI уже можно купить.

Наш избыточный оптимизм по поводу масштабов снижения цен на процессоры AMD от 14 февраля сегодня был охлажден сообщениями немецких коллег с сайта Planet3DNow.de.

Как стало известно, 14 февраля будут снижены официальные оптовые цены не на все модели процессоров AMD. Прежде всего, в сегменте настольных решений с разъемом Socket 939 потеряют в цене старшие модели Athlon 64, обладающие рейтингом 3800+ и 4000+. Сейчас они стоят $643 и $729 соответственно, так что небольшая уценка им не повредит.

Мобильным версиям Athlon 64 повезет больше - цены будут снижены практически на весь ассортимент моделей. Судя по всему, подобным образом AMD реагирует на анонс процессоров Dothan с 533 МГц шиной. Процессоры Mobile Sempron тоже подешевеют.

Модели Opteron для одно- и двухпроцессорных серверов подешевеют в полном составе: Opteron 142, 144, 146, 148, 150, и Opteron 240, 242, 244, 246, 248, 250. Соответственно, процессоры Opteron 140 будут сняты с производства. Версии Opteron с пониженным энергопотреблением (EE/HE) тоже потеряют в цене. Из моделей Opteron для восьмипроцессорных серверов подешевеют только Opteron 846, Opteron 848 и Opteron 850.

Наконец, самым желанным для новых членов "Клуба Socket 754" станет снижение цен на процессоры Sempron с соответствующим типом разъема. О масштабах снижения мы можем только строить догадки, однако перечень подвергаемых уценке моделей уже утвержден: от Sempron 2600+ до Sempron 3100+. Собственно, старшей моделью семейства должен стать процессор Sempron 3300+ в исполнении Socket 754, работающий на частоте 2.0 ГГц и оснащаемый 128 Кб кэша второго уровня. В этом месяце будут анонсированы и другие модели Sempron в исполнении Socket 754.

Характерно, что Sempron 2500+ в исполнении Socket A тоже станет дешевле, чего нельзя сказать о моделях с рейтингом от 2200+ до 2400+ включительно. Как мы уже говорили, эти процессоры будут сняты с производства в текущем квартале. Предваряя это печальное для многих событие, AMD собирается 14 февраля повысить цены на три модели Sempron в исполнении Socket A, сейчас занимающих нижние ступени прайс-листа. Стоимость этих процессоров в московской рознице колеблется от $50 до $60, масштабы повышения цен не уточняются.

Следует вам напомнить, что в момент анонса процессоров Sempron в исполнении Socket A система рейтинга была пересмотрена, и каждый мегагерц частоты как бы стал дороже. Процессоры Athlon XP с целью сохранения паритета производительности подорожали, а потом и вовсе начали сниматься с производства. Судя по всему, подобный сценарий повторится в этом квартале применительно к процессорам Sempron в исполнении Socket A с рейтингами от 2200+ до 2400+. Остальные процессоры Sempron с разъемом этого типа будут сняты с производства в середине года. Нельзя исключать, что перед этим они тоже подорожают.

У этой "ложки дегтя" есть еще одно специфическое значение. Дело в том, что процессоры Sempron 2200+ и Sempron 2300+ были одними из немногих, которые после августовской реформы системы рейтинга сохранили привлекательное соотношение цены и производительности. Их можно было сравнить с процессорами Athlon XP 1700+ и Athlon XP 1800+ на ядре Thoroughbred-B, в свое время имевших бешеный успех среди оверклокеров. Жаль, что теперь процессоры Sempron 2200+ и Sempron 2300+ не только станут дороже, но и постепенно исчезнут из магазинов.

Если же отнестись к данному факту без лишней сентиментальности, то можно найти в смене поколений Sempron и положительные стороны. Например, вчерашние тесты 0.09 мкм процессора Sempron 2800+ в исполнении Socket 754 показали, что оверклокерский потенциал новинок будет многообещающим. Выпуском процессоров данного типа AMD будет заниматься как минимум до середины 2006 года, так что бюджетная платформа Socket 754 имеет некоторые перспективы в глазах экономных сторонников разгона.

Изученная сотрудниками нашей лаборатории материнская плата Chaintech VNF4 Ultra VE привлекала относительно низкой ценой и наличием чипсета nForce 4 Ultra, обладающего хорошим разгонным потенциалом и приличной функциональностью. Как выяснилось при проверке побывавшего у нас образца платы, многие зачатки прогрессивных функций были загублены откровенной экономией, а процесс разгона превратился в подобие шаманского танца из-за странного ограничения по частоте шины - из BIOS было нельзя выставить частоту свыше 221 МГц.

Между тем, фатальным недостатком этой платы был признан именно скромный радиатор на чипсете, ведь из-за него она сгорела в ходе тестирования. Вот он, виновник отрицательного вердикта наших беспристрастных "лаборантов":

Рады сообщить вам, что критика Gavric'а достигла ушей представителей Chaintech, и материнская плата VNF4 Ultra VE была подвергнута модернизации. Прежде всего, на чипсет был водружен основательный кулер с алюминиевым радиатором приличных размеров:

Скорость вращения этого вентилятора теперь отображается в соответствующем разделе BIOS материнской платы, то есть пропустить момент "смерти" вентилятора не удастся - система поднимет тревогу.

Chaintech прервала поставки материнских плат этой серии, и все имеющиеся складские запасы были подвергнуты модернизации. Теперь все поставляемые на рынок платы Chaintech VNF4 Ultra VE оснащаются кулерами указанного выше образца. Так наш сайт помог усовершенствовать материнские платы Chaintech. Надеемся, что теперь на пути разгона процессоров при помощи этих плат будет меньше препятствий.

Кстати, пресловутая проблема с ограничением разгона по шине в BIOS тоже была решена. Новая версия BIOS позволяет выставлять частоты свыше 221 МГц непосредственно в меню BIOS, не прибегая к помощи Windows-утилит. Возможно, наличие надежного кулера на чипсете позволило увеличить "официально допустимый" предел регулировки частоты шины.

Хочется верить, что прочие производители, претендующие на дружбу с оверклокерами, тоже будут прислушиваться к нашим замечаниям и рекомендациям, отчего выиграют конечные потребители. С другой стороны, таких замечаний хотелось бы давать меньше, ведь каждый оверклокер хочет обладать полноценной материнской платой сразу, а не после проведения производителем масштабной "работы над ошибками".

Сейчас обсуждают