SOMA: рецензия
Оглавление
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
|
Вступление
На самом деле для того, чтобы совершить революцию в жанре компьютерных игр, нужно всего ничего. Это на своем примере наглядно доказала шведская студия Frictional Games, которая восемь лет назад показала, как надо делать хорроры, выпустив небезызвестную Penumbra: Overture.
Конечно, потом ими же была выпущена более популярная и успешная Amnesia: The Dark Descent, но в ее основу легли все те же идеи взаимодействия игрока с довольно мрачным и недружелюбным окружающим миром и все те же кошки-мышки с монстрами разной степени уродливости.
реклама
Затем в 2013 году последовал анонс научно-фантастического триллера SOMA, который, как сказал Томас Грипп (креативный директор Frictional Games), «является самым амбициозным среди всех наших остальных игр».
Что подразумевал господин Грипп, было непонятно вплоть до самого выхода игры, но теперь-то все встало на свои места: видимо, речь шла о сценарии нового проекта, который, без шуток, великолепен и заставляет задуматься над сложными и глобальными вопросами мироздания. Но обо все по порядку.
Кто проживает на дне океана?
Начинается история очень нетипично и как-то подозрительно жизнерадостно: простой канадский парень по имени Саймон Джаррет просыпается в своей квартире от звонка доктора Мунши, напоминающему главному герою, чтобы тот приехал на томографию головного мозга, с которым у него после автокатастрофы наблюдаются явные проблемы («из мозга все время идет кровь после аварии» – как бы поясняют нам в начальном ролике).
Итак, герой добирается до офиса доктора и решает простенькую головоломку, после чего врач предлагает ему сесть в специальное кресло и провести томографию. Саймон соглашается (ну а куда деваться?), ему на голову опускается специальный шлем, и спустя пару секунд он с удивлением обнаруживает себя прямиком в двадцать втором веке, на зловещей подводной станции «Патос-II». Интригующее начало? Очень даже.
реклама
Сразу же позволю себе сделать небольшую оговорку: SOMA в первую очередь научно-фантастическая игра, так что даже не думайте, что главного героя из Торонто глубоко под воду телепортировали какие-нибудь колдуны или там злые духи – никакой фэнтезийной чепухи не будет, так что за это можете не беспокоиться.
Но зато точно будет над чем задуматься: периодически игра задает геймеру очень сложные и глубокие философские вопросы. Существует ли душа? Останется ли человек человеком, если его личность будет оцифрована? Умеют ли роботы чувствовать? Что не говорите, но доселе столь комплексного и интересного сюжета в компьютерных играх еще не было и, надо полагать, еще долго не будет.
Шведами была выбрана очень нетипичная манера повествования для игры подобного жанра: если та же Amnesia быстро вводила игрока в курс дела и практически ничего не объясняла, то тут, напротив, повествование ведется в очень плавном и нарочито неспешном темпе, постепенно приоткрывая перед игроком завесу тайны. Так и хочется творение Frictional Games сравнить с хорошей книгой, если бы не одно «но».
И это самое «но» – геймплей, который полностью достался SOMA от своего предшественника. Так, для того, чтобы узнать все тайны сюжета и увидеть поистине шикарный финал, нам придется делать ровным счетом то же самое, что и пять лет назад: пугаться монстров (герой по-прежнему беззащитен перед любой угрозой), заниматься пиксель-хантингом и решать головоломки разной степени сложности.
Причем видно, что игровой процесс тут служит даже не столько для развлечения игрока, сколько для того, чтобы подольше растянуть игровой процесс: так, SOMA не удосуживается объяснить игроку некоторые важные моменты, отчего прохождение сильно затягивается.
И если, допустим, вам сказали включить супер-пупер-мега компьютер из будущего, то до того, как это сделать, придется доходить самому. Порой складывается такое чувство, что основная аудитория, для которой была разработана SOMA – путешественники во времени, съевшие собаку на технологиях двадцать второго века.
Ну и, конечно, здешнему игровому процессу не делают чести запутанные локации и невыносимо унылый бэктрекинг, от которого порой хочется буквально лезть на стену.
Без светлых моментов, правда, не обошлось: периодически вам придется делать сложный моральный выбор, который однако ни на что толком не влияет – концовка в SOMA всего одна, без вариантов. Впрочем, она тут настолько эффектная и даже драматичная, что линейное повествование игре можно простить.
реклама
Визуально игра находится на очень хорошем уровне, но с оптимизацией Frictional Games подкачали. Даже на «машине», характеристики которой в несколько раз превышают рекомендуемые требования (Core i5, 8 Гбайт оперативной памяти и Nvidia GeForce GTX 480 или выше), игра очень долго загружается (около одной-двух минут) и периодически умудряется подлагивать, превращаясь при этом хоть и в красивое, но слайд-шоу.
Впрочем, проблемы оптимизации, скорее всего, будут исправлены в последующих обновлениях, которые, надо надеяться, не заставят себя долго ждать.
Заключение
В интернете до сих пор ведутся споры на тему «являются ли компьютерные игры искусством», и после прохождения SOMA я совершенно точно могу сказать, что видеоигры – это не искусство. Во всяком случае, пока.
Судите сами: сценаристы Frictional Games написали отличный и в чем-то даже гениальный сюжет, достойный книги, но в итоге все уперлось в топорную и весьма скучную реализацию блестящей идеи. Все-таки отличным задумкам приходится тесно в узких рамках программного кода, и они способны расцвести лишь в богатом воображении. И, к сожалению, места для его проявления в SOMA не нашлось.
Тем не менее, стоит помнить, что в квестах, по идее, главенствующую роль всегда занимал не столько геймплей, сколько сюжетная составляющая. И именно поэтому, несмотря на недостатки, стоит сыграть в новинку: все-таки видеоигры с таким прекрасным и глубоким сюжетом выходят не каждый день. Да что уж там – даже не каждый год. Так что SOMA определенно заслуживает оценки «Отлично».
Вердикт: без преувеличения самое яркое и интересное приключение этого года. Ценителям оригинальных, сложных и философских сюжетов посвящается.
Оценка: 8.5 («Отлично»).
- Обсуждение игры SOMA на конференции Overclockers.ru.
Производительность
Вот что после изучения игры на предмет тестирования счел нужным сказать на эту тему Дмитрий Прилепских aka Phoenix.
«Игра SOMA предъявила к графической подсистеме и процессорам умеренные требования. Счетчик FPS в игре заблокирован на значении 60. Большинство проверенных систем продемонстрировало производительность именно на этом уровне, изредка опускаясь до 45 FPS, что позволяет говорить о хорошей оптимизации проекта».
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила