Grand Theft Auto V: рецензия
Оглавление
Вступление
Оранжевые закаты, серые небоскребы, тесные улочки кипящего жизнью мегаполиса — все осталось далеко позади. Вы больше не поедете в Брокер по заданию русской мафии, не прокатитесь по Алгонквинскому мосту, а на мобильник не позвонит кузен с предложением сходить в боулинг. Стоит единожды запустить Grand Theft Auto V и желание вернуться в Либерти-Сити покинет вас навсегда.
Легендарная серия игр вернулась. Не ради революций в жанре и переосмысления стереотипов, а чтобы напомнить всем, кто в мире видеоигр главный. Творцы из Rockstar возвращают должок за 2008-й год, исполняя на бис один из последних шедевров для седьмого поколения консолей. Позвольте убить интригу здесь и сейчас рассказом о лучшей игре этого года и одной из лучших — за всю историю.
— Ну тебя-то я пока не убил.
— Не надо делать мне одолжения.
х/ф «Смертельное оружие» (1987)
реклама
Сообразим на троих
Сложно рассказать о GTA (или, как любят говорить на западе, Джи-Ти-Эй) так, чтобы случайно не написать книгу страниц на триста. Эта игра — обо всем. Сейчас вы колесите по городу на дорогом спорткаре, слушая Queen, затем играете в теннис, а через пять минут уходите от правосудия под звуки полицейской сирены. Перестрелки, вождение, мини-игры, общение — этот мир легко подстроится под ваши вкусы.
К знаменитой серии относиться можно по-разному, но спору нет — это символ нашего времени. Эту игру знают даже те, кто не интересуется виртуальными мирами, у нее тысячи поклонников по всему миру, ей всегда прощают недостатки, потому что лучше Rockstar по сей день не умеет делать никто.

С пятой частью произошел конфуз и увиденного в ней простить уже не выйдет. Почему? Да нечего, знаете ли, прощать. Помните скучные миссии и странную физику авто из GTA IV? Забудьте. Помните садистское управление воздушным транспортом в GTA III и продолжениях? Тоже забудьте. Не скажу, что пятая часть идеальна во всем, но она ближе других оказалась к этой планке, и не только в сравнении с другими играми серии.
Самые радикальные перемены произошли в сюжете. Раньше как было? Один герой со слабо выраженным характером выбирается из грязи на вершину криминального мира, и так из одной игры в другую, — менялись лишь декорации и действующие лица. В Grand Theft Auto V разработчики решили поднять ставки, поэтому протагонистов стало в три раза больше, что изменило игровой процесс… почти никак.

Предположим, у вас есть GTA IV с дополнениями, и вы параллельно проходите сюжетную историю за Нико, Джонни и Луиса. Поиграли немного за эмигранта из Европы, затем загрузились и прошли миссию за байкеров, а позже посетили клуб Мезонетт-9, чтобы уладить дела Тони Принса. В GTA V все аналогично, но без загрузок, а в некоторых миссиях между персонажами можно свободно переключаться.
реклама
Кто же наши герои? Первый — Франклин. Типичный «парень на районе» из знакомой нам банды Гроув-Стрит. Чем-то напоминает Си-Джея: пытается подзаработать и чего-то добиться в жизни, предпочитает дело пустой болтовне, убивает в крайнем случае и только законченных отморозков. Служит катализатором в отношениях между напарниками, которые частенько выводят друг друга из себя.
Второй — Майкл. Преступник в отставке с кризисом среднего возраста, похож на Макса Пэйна из Бразилии. В прошлом был грозой преступного мира, но десять лет назад после мутной истории отошел от дел и теперь живет вместе с семьей в роскошном особняке одного из богатых районов Лос-Сантоса. Вспыльчивый, пьющий, но все еще с головой на плечах и главенствует во всех операциях банды.

Третий — Тревор. Прав был Майкл, называя его дьяволом во плоти. Помните Зеда из «Полицейской академии»? Вот и преумножьте его темперамент раз в десять, добавьте ДНК Вааса и щепотку психического расстройства — получится наш герой. Безумец, психопат, но очаровывает харизмой. В прошлом был подельником Майкла и сильно переживает, ведь считает того погибшим.
Это интересно: по сюжету или просто исследуя карту, вы повстречаете персонажей из прошлых игр. В их числе Джонни Клебитц, Си-Джей, Рокко, Пакки МакРири. Упомянут даже парня из Восточной Европы, который был грозой Либерти-Сити, но потом отошел от дел.

Изменилось не только количество протагонистов, но и подача сюжета. Нет, остались и миссии, и свободное перемещение по игровому миру, но раньше история развивалась прямолинейно и по нарастающей, от разборок между бандами до настоящих войн с мафиозными семьями, спецслужбами и правительством, а сейчас вы будто разгадываете паззл, стирая белые пятна в биографии героев.
Впервые в серии за повествованием интересно наблюдать, стало меньше бессмысленной болтовни, особенно во время перестрелок и погонь. Нет, персонажи любят потрепаться, так что привычка одним глазом смотреть на дорогу, а другим читать субтитры вам пригодится, но разговоры эти стали осмысленными, раскрывающими характеры персонажей и даже важные сюжетные детали.

Как и «четверка», игра предлагает несколько концовок, на этот раз их три. Ближе к финалу нам все чаще будут намекать о неизбежном выборе, но решение это из разряда «прострелить себе колено и остаться инвалидом или не стрелять и продолжать бегать на своих двоих». Это аллегория, если что.
Сюжетная часть в GTA V на высшем уровне, несмотря на то, что она короче похождений Нико Беллика где-то на треть. Маленькая придирка только к актерам озвучки: никто не переигрывает, голоса подобраны удачно, но слишком уж они однотипные: если в роликах по мимике лица еще очевидно, кто и что говорит, то во время поездок легко запутаться в репликах, особенно если беседуют больше двух человек.
Город, солнце и безумие
Разработчики обещали, что по площади игра переплюнет и Red Dead Redemption, и все предыдущие части об автоугонщике. Звучало это странно, ведь действие GTA V охватывает не весь штат Сан-Андреас, а лишь Лос-Сантос и округ Блэйн с горой Чилиад. И все же беспокоиться не о чем: масштаб хоть и не ощущается, но и маленьким мир игры не назовешь.
Это интересно: объехать округ Блэйн в GTA V по шоссе можно за 7 минут (всю карту за 9, если бы в Лос-Сантосе была окружная дорога), а пересечение мира в San Andreas по периметру занимает в два раза больше времени. Зато на катере карта GTA V огибается за 22 минуты, а San Andreas — за 9. Это значит, что в пятой части игровая зона действительно огромная, но не такая насыщенная, особенно на дорожные развязки.

реклама
Достаточно пройти пару вступительных миссий, как мы окажемся на крыльце собственного дома, наедине со свободой и чувством самовыражения. Полиция больше не блокирует мосты — можно сразу отправиться на противоположный край карты, исследовать пустыню или покорить местный Эверест.
Сходить в полицейский участок с гранатометом в обнимку не позволит лишь размер кошелька, да и оружие, как и разные виды досуга, откроется только по ходу прохождения. Сюжетные миссии в GTA V — это не обязательный тренинг, а основное блюдо: таких проработанных, веселых и по-хорошему нелепых заданий не было со времен San Andreas.

Примитивные задачи в духе «угони/убей/убеги» встречаются лишь поначалу, да и то скорее для разогрева перед самым интересным. В пятой GTA вы гонитесь на мотоцикле за падающим самолетом, под видом полицейских преследуете гонщиков, перепрыгиваете поезда, работаете кинопродюсером, угоняете технику из-под носа военных, сканируете оленей через тепловизор.
Особенностью игры стали ограбления. Из-за чувства наживы или от безысходности, наши герои грабят банки и ювелирные магазины. Планирование операций напоминает первую Assassin’s Creed: вы собираете данные об объекте, ищете машины для отхода, добываете оборудование и экипировку.
Сами преступления проходятся одним из двух способов: элегантным или шумным. В зависимости от выбора меняются подготовительные квесты и тип команды. Да, ограбления — дело масштабное, и чаще всего мы нанимаем дополнительных ребят: хакер взломает системы безопасности, водитель подгонит транспорт для отступления, а стрелок поддержит огневой мощью.

Играет роль и выбор второстепенных особ: опытный преступник попросит больший кусок от общей добычи, зато сделает все как надо, когда новичок хоть и возьмет меньше, может подкачать в ответственный момент, а то и вовсе погибнуть. Такие масштабные аферы отлично дополняют игровой процесс, хоть за весь сюжет налеты приходится устраивать всего несколько раз.
Эволюционировали задания случайных прохожих: теперь не обязательно прочесывать карту в их поисках, а некоторые из них открывают целую цепочку поручений, связанную общим сюжетом. Для пожилой пары вы будете воровать вещи и одежду знаменитостей, а чудаку папарацци поможете сделать несколько пикантных кадров. У каждого из троицы свои квесты, некоторые доступны в особое время суток.

Лос-Сантос с окрестностями богат и на случайные события. Кто-то ограбил прохожего и удирает с деньгами, кто-то попал в передрягу или просто просит подвезти до дома. Откликнувшись на зов, или подзаработаете, или получите неплохого подельника для ограблений.
Пусть вас не смущает укороченный сюжет, чего-чего, а миссий хватит на всех. Целая кипа поручений откроется после скупки недвижимости: задания таксиста и буксировщика, сбор контейнеров с отходами, перевозка контрабанды. Предприятия приносят стабильный доход, но их могут ограбить, а это еще один вид второстепенных занятий: отбивайте атаки и догоняйте воров, иначе потеряете недельную выручку.
Свидания и любовные романы остались в Либерти-Сити, а вот хобби и развлечений стало больше: теннис, кинотеатр, охота, дайвинг, йога, гольф, триатлон, тир, — всего и не упомнишь. Каждый герой может пройти опрос и вступить в свою секту, что откроет доступ к еще одной линейке заданий.

Со времен «четверки» очень похорошел внутриигровой интернет. Стало намного больше сайтов на русском языке (есть и субтитры для телевизора), в нем можно делать покупки, играть на бирже, читать новости, участвовать в опросах и сидеть в социальных сетях. Интернет-кафе — пережиток прошлого: теперь вы проверяете почту и входите в сеть прямо с мобильного.
Это важно: появилось быстрое сохранение. Достаточно кликнуть на «облаке» в меню телефона, и вы сохраните игру без перемотки времени (классический «сон» остался), а при загрузке появитесь не в своем доме, а именно там, где делали запись. Во время заданий функция недоступна.

Изменился принцип ухода от полиции. В GTA V вам не нужно вырываться из оцепленной зоны: достаточно скрыться из виду, заехать в подворотни и подождать, пока диспетчер не отзовет патрульные машины. Если снова попали в поле зрения блюстителей порядка — облава продолжится.
Управление транспортом стало отзывчивее и чем-то напоминает Burnout Paradise. Физика автомобилей теперь проще, и это явно пошло игре на пользу: если в GTA IV машины напоминали неуклюжих черепах, норовящих вылететь в кювет на первом же повороте, то здесь они словно порхают по трассе, при этом разница между грузовиком и легковушкой, седаном и суперкаром сохраняется.
О чем бы еще рассказать? О динамической смене погоды и времени суток? Возвращении миссий ярости (rampage)? Отличной подборке музыки для радиостанций? Прокачке выносливости, меткости и прочих навыков, как в San Andreas или о том, что вся игра перенасыщена сатирой, пародиями и черным юмором?

Недели достаточно, чтобы пройти сюжетную линию, ознакомиться с видами досуга и вынести игре справедливый вердикт, но прежде чем она полностью себя исчерпает, пройдут месяцы, а то и годы. Пройдите GTA V на 100%, скупите всю недвижимость, изучите местный интернет, но все равно временами вам будут встречаться ситуации, позволяющие вскрикнуть «надо же, здесь и такое бывает».
Это не значит, что недостатков у игры нет вообще, просто они выглядят как мелкие недочеты на уровне восприятия отдельного человека. Объективно у GTA V один минус — это графика. Она хоть и смотрится приятно, но ее потенциал выше, чем возможности консолей, на которых игра вышла. Понятное дело, что загвоздка только в маркетинге, но игроки отдали $60 за «мыло», и их тоже можно понять.
Тест на консольность: быстрое сохранение — есть (вне миссий); регенерация здоровья — есть (частичная); укрытия — есть; ограничение переносимого оружия/патронов — нет/есть (но лимит не жесткий); QTE — нет. Диагноз: компьютерная игра с консольными элементами.
Кто в бандиты крайний?
Первого октября, с задержкой в две недели относительно релиза, Rockstar запустили сетевой режим — GTA Online. Это почти полноценная MMO без подписки, но с микроплатежами; доступна всем обладателям Grand Theft Auto V без дополнительной платы и загрузки. Перегруженность серверов все еще не позволяет оценить потенциал разработки, поэтому остановлюсь лишь на общих принципах.
Путь наш начинается с редактора персонажей: выбираем пол, имя, одежду, внешность, настраиваем семейное древо (хотите стать внуком Джона Марстона — героя Red Dead Redemption?), распределяем способности (та же выносливость, пилотирование и прочие). Когда все приготовления завершены, получим билет в один конец — до Лос-Сантоса.

В аэропорту нас встретит приятель Франклина Ламар и после краткого инструктажа предложит посоревноваться с ним в гонке. Победа в первом соревновании принесет нам деньги, очки опыта и репутацию. Если с предназначением валюты все понятно, то уровень нашего протеже определяет, какие возможности, режимы игры, оружие и модификации для машин будут доступны.
После парочки квестов в стиле GTA IV (догони, убей, принеси), вас оставят наедине с большим городом. Карта та же, что и в одиночной игре, но здесь периодически появляются и другие игроки, такие, как вы. Их можно ограбить, пригласить на гонку или взять на дело — совместные операции приносят бонусный опыт.
В отличие от сюжетной части, в GTA Online можно грабить магазины, класть деньги в банк (это гарантия, что их не украдут), угонять машины для перепродажи и страховать свой личный транспорт. Завезли и классические режимы мультиплеера: заехав в определенные зоны, можно создать быструю игру на deathmatch или гонку.

Любителей сольной игры порадуют поручения от старых знакомых, причем среди потенциальных работодателей окажутся герои не только GTA V, но и прошлых частей, которые в сюжетном измерении Лос-Сантоса нам не встречались. Сами миссии поначалу простые, но «чем дальше в лес», тем больше заданий, завязанных на совместном прохождении и командной работе.
Сложно сказать, надолго ли хватит GTA Online, но сейчас этот режим выглядит скорее бесплатным приложением к сюжетной истории. Не потому, что мир плох или не проработан, просто основная часть выполнена на заоблачном уровне и на ее фоне мультиплеер просто обычный. Потенциал сетевой части нам еще предстоит раскрыть, а пока лучше подождать, пока наладят стабильный онлайн.
Заключение
Кто-то упрекнет Rockstar за отсутствие новизны и будет по-своему прав. Действительно, Grand Theft Auto V создана по проверенной временем концепции и чего-то нового в индустрию не привнесла. Впрочем, разработчики провели колоссальную работу над ошибками GTA IV и преподнесли нам настоящий шедевр — такого качественного, масштабного и выверенного до мелочей проекта современный игропром еще не знал.
Другие уверены, что игра достигла успеха благодаря удачному маркетингу. Это так, ведь разработчики не летали в облаках, не кормили нас обещаниями, которые не смогут выполнить. В результате игра на 100% оправдала ожидания, а мы получили именно то, что хотели. Если же кто-то надеялся увидеть в GTA V любовную драму или битвы на световых мечах… это уже не вина Rockstar и не минус конкретной игры.

Часть аудитории презрительно смотрит на адептов геймпадов и с нетерпением ждет официального анонса ПК-версии. Признаюсь, меня самого не покидало ощущение, что играю в бета-версию с упрощенными текстурами, но переплата за ранний доступ того стоила. Несмотря на подробное изучение версии для PlayStation 3, с нетерпением жду релиза на основную платформу — эта игра достойна 1080p.
Вердикт: лучшее, что выходило в этой сфере медиаиндустрии за последние несколько лет. Безоговорочный шедевр, которому не повезло лишь в том, что родился он не на тех платформах.
Оценка игры: 9.9.
Оценка версии для Sony PlayStation 3: 9.7.
Между строк. Первое впечатление хорошо тем, что его трудно пережить второй раз. Запустите через десять лет HD-ремейк любимой в детстве игры и все равно от мысли «уже не торт» трудно будет избавиться. С GTA V этого не происходит. Игра другая, время другое, но ощущения как в 2005-м, словно вы только что крутили педали на родную Гроув-Стрит и забрызгали баллончиком с краской первого прохожего. Grand Theft Auto не меняется, говорите? Так это даже к лучшему.
- Обсуждение игры Grand Theft Auto V на конференции Overclockers.ru.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила