Tom Clancy's Splinter Cell Blacklist: рецензия
реклама
Оглавление
- Вступление
- Страна в осаде
- Каждому по мобильному штабу
- Взгляд из темноты
- Кошки против собак
- Заключение
Вступление
Если вы знакомы с жанром шпионских игр по Dishonored, DARK или Alpha Protocol, готовьтесь к серьезному удару по самолюбию. В первый же час Blacklist поднимет на смех ваши познания о маскировке, неприлично выскажется о навыке незаметно перемещаться по уровню и безжалостно ткнет лицом в каждую ошибку, показывая реальную цену ваших знаний.
А ошибки будут, ведь игр такого уровня не выходило уже давно. Каждое падение в Blacklist — это новый опыт. Не тот, что отражается в полоске «Experience» и приводит к «Level Up», а настоящий, игровой. И такой подход ничуть не страшит: упав единожды, дважды, трижды, нет желания бросить — только азарт: понять правила, довести дело до конца. Но это эмоции, и только первый час. Пора обратиться к фактам.
— Нас здесь вообще нет, и если мы изрешетим вас из автоматов, потом окажется, что этого не было.
х/ф «Хитмэн» (2007)
Страна в осаде
реклама
Серия Splinter Cell — история одного героя. Больше десяти лет профессиональный шпион Сэмуэль Лео Фишер ведет невидимую войну с мировым терроризмом, чтобы мы с вами могли спать спокойно. Или не мы с вами, а воображаемые жители воображаемой Америки современности.
Сюжет в играх, основанных на произведениях Тома Клэнси, всегда сводится к «плохие парни захватили что-то опасное, вы должны их остановить», и история агента национальной безопасности США не стала исключением. Проникновение на закрытую территорию, поиск ценных сведений, захват важных персон и освобождение заложников — обычные будни сотрудника секретного подразделения АНБ «Третий эшелон».
Все игры серии свято следовали этим канонам, и лишь пятая часть добавила в историю капельку личной драмы, связанной с поиском и спасением дочки главного героя, Сары. Но и там, в конечном счете, все свелось к предотвращению государственного переворота, так что попытка не в счет: Сэм Фишер — как-никак герой войны, а не «мыльных» сериалов.
Шестая часть возвращает серию к истокам. Группа террористов по прозвищу Инженеры совершает теракт на военной базе США в Тихом океане и ставит стране ультиматум: или Соединенные Штаты отзывают все войска из других стран, или боевики в означенные даты наносят удары по объектам, указанным в виде шифра. Интересно, а требования террористов в играх хоть когда-нибудь исполнялись?
Наш старый знакомый, Сэм Фишер, сам попал в заварушку на Гуаме, куда и напали террористы. Агент отделался парой ушибов, а вот его другу, Виктору Косте, повезло меньше — полученное ранение отправило его на второй план как минимум до следующей игры франшизы.
Чем заняться агенту после такой встряски? Мстить негодяям в одиночку, как и раньше? Может, так и было бы, если бы не личная просьба президента. Сэм возглавляет новоиспеченный «Четвертый эшелон», куда уже вошли его старый куратор операций Анна Гримсдоттир, оперативник Айзек Бриггс и профи по части технологий Чарли Коул. Задача подразделения нетривиальна — остановить террористов.
реклама
Да, агент Фишер теперь не волк-одиночка. У него есть собственный летающий штаб, собственная команда и карт-бланш от президента США. Если раньше Сэм был «рабочей лошадкой» агентства и лишь исполнял чужие приказы (когда не действовал подпольно), то теперь он сам волен решать, куда и когда лететь, двинуться ли дальше по сюжету или заняться побочными квестами напарников.
Дергать сюжет за ниточки, как в Alpha Protocol, здесь не выйдет — все важные решения Сэм принимает сам. Мы влияем лишь на очередность выполнения заданий и то, пощадит ли герой определенных персонажей. Выбор невелик, но его больше, чем было раньше.
Американская жизнь, американская свобода… смысл этих и других слов следует разгадать главе «Четвертого эшелона», чтобы определить место атаки и предотвратить теракты. Развязка таких историй очевидна, но это не тот случай, когда предсказуемый сюжет — плохой сюжет. Повествование умело дополняет игровой процесс, местами держит в напряжении и подкидывает парочку «поворотов».
Больше и добавить нечего. Актеры? К ним нареканий нет. Валерий Сторожик в очередной раз отлично справился с ролью Сэма, хотя иностранцы и жаловались на то, что у них игру озвучивал не Майкл Айронсайд. Звуки и музыка? На уровне. Мотивы фоновых мелодий не станешь напевать за обедом, но в игре композиции слушаются весьма гармонично.
Каждому по мобильному штабу
Изменилась структура миссий. Если раньше успешное завершение операции плавно переходило в начало новой, то сейчас после каждого вылета Сэм возвращается в летающую крепость «Паладин», где общается с коллегами по «Эшелону», улучшает снаряжение и просто отдыхает от шпионских будней.
Противникам инноваций переживать не стоит — все беседы сводятся к выдаче необязательных заданий, которые и без этого отображаются на карте SMI, или к активации особой способности члена команды: Грим отвечает за усовершенствования самолета, Бриггс поделится статистикой вашего прохождения, а Чарли снабдит самыми современными гаджетами и экипировкой.
Модификации и снаряжение стоят денег: они общие для одиночной кампании и режима «Шпионы и наемники», зарабатываются в ходе миссий и сетевых сеансов. Еще один способ пополнить казну — выполнять испытания ShadowNet. Это уже привычная приблуда для новых игр Ubisoft, предлагающая ежедневные и еженедельные условия: убить столько-то прыжком с троса, оглушить электрошоком и прочие.
Чем еще заняться между миссиями? Позвонить Саре, чтобы узнать о состоянии Виктора, поискать на борту флэшки с данными, чтобы разблокировать концепт-арты из пройденных миссий, последить за тем, как изменяется штаб после улучшений.
Главное же достояние «Паладина» — интерактивная карта SMI, где отображаются все доступные операции, в том числе уже выполненные. Этот интерфейс дает доступ к сетевому режиму «Шпионы и наемники», сети ShadowNet, меню подбора снаряжения и вашей статистике. Ленивым достаточно открыть эту карту, чтобы быть в курсе всего, что происходит в мире.
А вот главное достояние игры — это побочные задания. В обзорно-аналитическом материале я между строк пошутил об их ущербности в играх Ubisoft, пришло время забрать эти слова обратно. Второстепенных миссий четыре типа и все они кардинально различаются. Это автономные поручения, не связанные с сюжетом, они служат источником дохода и приятного времяпровождения.
реклама
Миссии Грим ориентированы на скрытное проникновение, захват данных или ценных особ. Это самые сложные задания по двум причинам — контрольные точки отсутствуют, а обнаружение ведет к провалу. На нашей стороне архитектура уровней с обильным количеством обходных путей — это позволяет завершить операцию даже без оглушений (за это начисляются бонусные «очки стиля»).
Поручения Кобина (тот самый торговец оружием из Conviction) более прямолинейны — устранить всех. Поощряется скрытный путь, иначе к врагу прибудет подкрепление. Обходных путей меньше, но все еще есть возможность для маневра.
Задания Чарли сводятся к отражению волн противника, и они вышли самыми спорными. Хотя для успеха достаточно отбить всего пять атак из двадцати, разработчики перегнули палку с балансом: эти операции заточены под открытое противостояние, а проходить их «чистым стелсом» несоизмеримо тяжело и очень долго. На уровнях есть, где укрыться, но враги редко ходят поодиночке, что затрудняет оглушения.
Все вышеперечисленные задания можно пройти как одному, так и в кооперативе, а вот миссии Бриггса — только вместе с напарником. Это мини-кампания, её история дополняет сюжет, а структура уровней мало чем отличается от основных миссий.
Однако: в кооперативе у вас больше возможностей. Можно синхронно ликвидировать цели, устранив даже солдата в броне, взломать запертую дверь или забраться по отвесной стене. Расстраивает лишь то, что «уши» совместной игры не подчистили, и когда играете один, вам часто напоминают: эту дверь вам не открыть, а чтобы забраться на ту высотку, позовите партнера.
Есть еще один тип побочных миссий — метаигра «Агент недоступен». Периодически на карте SMI появляется записка с зашифрованным посланием: вам предстоит вычислить по тексту следующую зацепку и «нащупать» эту точку на карте. Если сказано, что объект отправился в Марьино, ведите курсор мыши к Москве. В конце вас ждет маленькая развилка, в итоге получите деньги или слова утешения.
Города Америки, горные поселения на Ближнем Востоке, поместья в Испании — перечислять все места, где побывает глава «Четвертого эшелона», можно долго. И это тоже на руку Blacklist, ведь каждый уровень запоминается уникальным дизайном, пейзажами и архитектурой.
Окружение местами радует глаз, но сама графика на удивление неприметна. В ПК-версию завезли несколько видов сглаживания, улучшенное освещение и тесселяцию, но все эти старания меркнут на фоне размазни в виде консольных текстур: зайдите в меню настройки костюма Сэма и изображение прямо-таки поплывет у вас перед глазами.
Взгляд из темноты
Поначалу кажется, что Blacklist — обычный консольный боевик. Тут вам и укрытия с перекатами, и регенерация здоровья, отсутствие быстрых сохранений, ограничение на переносимое оружие и противоречивая фишка из Conviction, позволяющая отметить до трех врагов и в кат-сцене их устранить.
Почти все вышеперечисленное — минусы игры, но стоит копнуть глубже, как они отойдут на второй план: за казуальной оболочкой скрывается продуманный и отлаженный до мелочей шпионский боевик, способный напрячь всех, вплоть до ветеранов жанра. Даже на начальных уровнях сложности игра бросит вам вызов, за что стоит благодарить программистов искусственного интеллекта.
Противники слышат ваши шаги, к ним не подойти сзади бесшумно. Они замечают открытые двери, неполадки в системе видеонаблюдения, разбитые лампочки и выключенный свет. Если кто-то из их товарищей пропал или не выходит на связь, оставшиеся враги отправятся на поиски, а если найдут оглушенных Сэмом — приведут их в чувство и начнут прочесывать территорию.
Людей можно обойти, перехитрить, отвлечь и нейтрализовать, а вот сторожевые псы — настоящий бич для тех, кто решил действовать незаметно. Они могут учуять Сэма по запаху и лаем переполошить всю охрану или сами бросятся по следу, если агент подберется близко.
Бдительным охранникам Сэм противопоставляет кучу современных гаджетов: шумовые приманки (самое то для собак), светошумовые гранаты, камеры-липучки, трикоптер, мины. Для пацифистов незаменимая вещь — арбалет с электрострелами и усыпляющим газом. Безотказно работает прием «окликнуть врага из-за укрытия»: подзываете одинокого охранника и оглушаете, когда тот подойдет.
Трюк этот не сработает только с бойцами, закованными в броню, — они сами кого хочешь огреют, как только Сэм высунется сказать «Бу!», да и газ с транквилизаторами на таких парней не действует (и это удар ниже пояса по Deus Ex: Human Revolution). Нейтрализовать их можно атакой сзади или сверху; можно и расстрелять, но зачем? Открытое противоборство превращает Blacklist в шутер уровня Spec Ops: The Line.
И все же разработчики из Ubisoft попытались угодить всем, добавив в игру очки стиля. Эти баллы начисляются по ходу каждой операции за разные действия: убить, усыпить, взорвать, разведать. Если придерживаться одной тактики, выше вероятность освоить один стиль для конкретного задания, хоть и влияет это только на размер премиальных.
Стилей всего три. «Призрак» — аналог Silent Assassin из Hitman: не попадайтесь на глаза, обходите врагов, в крайнем случае, оглушайте или усыпляйте; такой подход позволит пройти игру, никого не убив. «Пантера» благоволит диверсантам; мины, взрывчатки, смертельные ловушки — это путь для тех, кто привык эффектно убивать и не выдавать себя. «Штурм» — выбор любителей шума и пыли; стрельба, гранаты, оглушения в бою, снова стрельба — боевик шпионский легко превратить в боевик обычный.
Кошки против собак
Мультиплеера в классическом понимании этого слова в Blacklist нет, зато есть режим «Шпионы и наемники», традиционный для классических игр серии, но отсутствующий в Conviction. Эта забава напоминает состязание «Штурм» из Crysis 3 — здесь тоже все сводится к столкновению слабовооруженных агентов, обладающих маскировкой, и крепких бойцов «прямого контакта».
В партиях сходятся команды от двух до четырех игроков, а бои проходят в два раунда: сначала одна команда играет за шпионов, а другая за наемников, потом роли меняются. Есть и смешанные состязания длиной в один раунд, где выбор класса роли не играет. Отличительная особенность классов: шпионы управляются от третьего лица, а наемники — от первого.
В стандартном режиме «Ш&Н» сходятся команды-двойки. Шпионам нужно пробраться к терминалам врага и скачать данные, цель наемников — помешать им. Победитель определяется не в банальной перестрелке, а количеством взломанных терминалов. Подрежим «Черный список» — то же самое, но в командах уже по четыре человека и есть возможность изменять снаряжение.
Еще в игру зачем-то ввели набившие оскомину в других играх соревнования «Захват», «Узлы связи» и «Командная схватка». Первое — привычный захват «флага», второе — борьба за контрольные точки, третье — классический командный Deathmatch. Первый режим проходит в два раунда и команды делятся на шпионов и наемников, как и в «стандарте», два остальных — смешанные.
Говорить больше о местных сетевых забавах нет смысла — в Blacklist они вторичны донельзя и воспринимаются не более чем довеском к кампании, побочным квестам и даже испытаниям. Есть и привычная прокачка, которую пришивают сейчас вообще в любой мультиплеер, есть и подробнейшая статистика с описанием каждого вашего действия, есть много чего, а вот стимула играть в это — нет.
Нередко возникают ситуации, когда один игрок покидает игру и сеанс прекращается, сводя на нет все промежуточные результаты — за недоигранные схватки нет ни денег, ни опыта. Еще одна глупость создателей: изначально доступен только стандартный режим «Ш&Н», остальные откроются на пятом уровне. И в этом нет логики — зачем начинать со сложного и зависимого от командного взаимодействия соревнования?
Заключение
Создатели игры погнались за двумя зайцами, пытаясь угодить всем: и начинающим игрокам, незнакомым с жанром, и ветеранам, предотвратившим десятки мировых войн и спасшим тысячи заложников. И это получилось: Blacklist — сложный, увлекательный шпионский боевик, лучшая игра в своем жанре за последнее время и одна из лучших игр в серии Splinter Cell. Не идеал, но очень достойно.
Совершенно все хорошим быть не может, но в данном случае отпугивает только оболочка. Речь не о мутных текстурах и графике в черно-зеленых тонах, а о консольном наследии. Причуды камеры, радиальное меню гаджетов, интерактивные действия, завязанные на одной кнопке, из-за чего герой все время так и норовит открыть дверь вместо прыжка или подобрать оружие вместо того, чтобы оттащить тело.
Последнее можно приписать большинству современных игр, главное, что здесь технические неудобства не затмевают игровой процесс: за обилие разнообразных миссий и информационный интерфейс SMI игре можно простить всё. Ненужный мультиплеер и сомнительный кооператив? Нет, спасибо, мы в Blacklist пришли не за этим — мир, вон, спасать надо. В очередной раз. Как обычно.
Вердикт: лучшая игра про шпионов этого года, лучший ИИ года, лучшая интерактивная карта года. В Blacklist слишком много хорошего, чтобы пройти мимо неё.
Оценка: 9.2.
Между строк. Все нравится в Blacklist, на многое могу закрыть глаза, кроме отсутствия быстрых сохранений, а также контрольных точек в побочных миссиях Грим. Понятное дело, разработчики хотели усложнить игру, но у этой болезни есть побочный эффект — необходимость в монотонной переигровке уже заученных игровых моментов. Почему бы просто не сделать ограничение на количество сохранений, как в старых Delta Force? Это идеальное решение.
- Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist: тестирование производительности
Тестирование восемнадцати видеокарт и шестидесяти трех процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы. - Обсуждение игры Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила