Первый с 4K. Обзор и тестирование монитора ASUS PQ321Q (страница 5)

Равномерность подсветки и цветовой температуры

Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверялась в тридцати пяти точках при установленной яркости дисплея в 200 нит. За основу всех подсчетов (отклонений) берутся данные из центральной точки.

516x227  11 KB

При установленной яркости среднее отклонение от центральной точки составило 7.8%, а максимальное – 21%. Это средний результат, который несколько портит вторая цифра, но для такой диагонали это явно не трагедия. Все могло быть значительно хуже.

640x452  33 KB

По представленной диаграмме поверхности, которая напоминает купол, можно наглядно увидеть, как сосредоточен уровень яркости по полю экрана. Центральная область оказалась не самой яркой. В нижней части панели обнаружены области с яркостью от 203 до 222 нит. Заметно затемнены исключительно два верхних угла.

450x260  10 KB. Big one: 1500x865  88 KB

Фотография монитора с белым фоном прекрасно демонстрирует, как выглядит все это вживую. Областей с заметными паразитными оттенками не выявлено. Но, несмотря на это, проблемы есть – неравномерность цветовой температуры, видимая неоднородность при заливке экрана градиентами. В реальной работе многие пользователи не обратят на подобное особого внимания, однако некоторые смогут придраться. Так что все больше зависит от подхода к оценке.





300x173  5 KB. Big one: 1500x865  83 KB 300x173  4 KB. Big one: 1500x865  79 KB

Теперь рассмотрим черный фон, оценив его равномерность по двум фотографиям с разной экспозицией, чтобы вы могли наглядно увидеть все проблемные зоны попавшего к нам в руки экземпляра. Новая матрица не преподнесла много новых проблем. Наоборот, черное поле необычайно равномерное, хотя на нем и существуют слегка высветленные области со слабыми паразитными оттенками. В реальной жизни (вторая фотография) вы не столкнетесь ни с какими проблемами. Это вам не новые AMVA с большой глубиной черного, которая то дело и падает от центра к углам. И даже не современные IPS с паразитными засветками в углах и сильным Glow эффектом, проявляющимся даже при обычной посадке перед дисплеем (а уж при такой большой диагонали и подавно). Так что еще один плюс в копилку PQ321Q засчитан.

Теперь перейдем к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана.

516x227  12 KB

При тестировании использовались ручные настройки ЦТ для получения 6500K, яркость белого поля в центральной точке сохранялась на уровне 200 нит. Результат в 2.9% отклонения в среднем и 9.1% в максимуме – откровенно слабый и низкий показатель. Многие 27-30-дюймовые модели демонстрировали большую равномерность ЦТ по полю экрана.

640x452  43 KB

Полученный диапазон цветовой температуры составил 6221-7123 Кельвин, что на 300 Кельвин больше стандартной разницы между граничными значениями в 600K, выявленными у большинства протестированных по нашей методике мониторов.

Построенная диаграмма поверхности слабо напоминает таковую по равномерности подсветки – фигура здесь совсем иная. Цветовая температура меняется довольно хаотично. Из областей с наиболее высокой ЦТ можно выделить правую верхнюю и нижнюю стороны матрицы. Точка с минимальным значением расположилась в левой центральной части. Проблемы есть и их не скрыть. Так что в этой области определенно стоит еще поработать, причем не только самой ASUS, но и производителю панели – компании Sharp.

Энергопотребление и нагрев

За счет использования светодиодной подсветки монитор отличается экономичностью энергопотребления по сравнению с CCFL. Однако размеры самой панели и ее разрешение накладывают определенный отпечаток.





257x103  4 KB

С настройками по умолчанию, при которых была измерена светимость белого поля в 421 нит, модель ASUS PQ321Q потребляет ~80 Вт*ч/ч, что близко к заявленному производителем значению. Снижение яркости до 200 и 100 нит позволяет опустить первоначально полученное значение до 53 и 43 Вт*ч/ч соответственно.

257x86  3 KB

Рабочий температурный режим монитора после пяти часов беспрерывной работы (температура в помещении 24 градуса) на разной яркости составил 30.4-39.8 градуса. Равномерность нагрева низкая. Увеличение температуры какой-либо логике не поддается, оно хаотичное. Никакого дискомфорта подобный нагрев PQ321Q вам не доставит.

Особенности (КЭ, ШИМ и др.)

В мониторе ASUS PQ321Q используется AVS панель с полуматовой (полуглянцевой) поверхностью, без какого-либо защитного пластикового слоя. Из-за небольшой величины пикселей и возможностей используемой фотокамеры сделать качественный макроснимок не удалось, а поэтому пришлось ограничиться кропом:

450x334  83 KB. Big one: 1211x898  645 KB

По представленной выше фотографии может показаться, что КЭ видим. В действительности это не так – благодаря полуматовой поверхности увидеть его смогут лишь те, кто для себя выдумал его наличие. Да, изображение не кристально чистое, как на глянцевых панелях, но то, что кристаллический эффект не бросается в глаза – это совершенно точно.

От эффекта Cross Hatching установленная в мониторе матрица не страдает, ведь это вам не LG Displays .

300x225  9 KB. Big one: 1500x1125  262 KB 300x225  8 KB. Big one: 1500x1125  153 KB





Измеренная частота широтно-импульсной модуляции подсветки ASUS PQ321Q составила ~130 Гц (тринадцать полос при выдержке затвора 1/10 секунды). Да, вы все верно прочитали – сто тридцать герц. Точно такой же низкий результат в свое время продемонстрировал 29-дюймовый LG 29EA93. Теперь на те же грабли наступили и в ASUS со своим самым дорогим монитором.

Столь низкая частота характерно проявляет себя на движущихся объектах (в особенности с постоянной скоростью и одной траекторией) и смею вас заверить – ничего красивого вы не увидите. При просмотре фильмов это не играет роли, да и с играми проблем должно быть минимум, а вот утомляемость глаз – основной вопрос, на который никто до сих пор не может дать ответ. В любом случае, на фоне других мониторов (пусть и не стандарта 4K) подобная частота ШИ-модуляции для модели PQ321Q – жирный минус. Инженерам компании явно стоит призадуматься.

Впечатления от использования

А теперь о самом главном – так ли этот стандарт 4К крут, насколько необходим и что он вообще дает.

Начнем, пожалуй, с первого. Сразу же откройте первый скриншот и посмотрите, как много всего умещается на рабочем столе и насколько маленькие иконки по умолчанию. В данном аспекте каких-либо проблем нет. Зажимаем Ctrl и крутим колесико мышки, увеличивая тем самым иконки и названия.

450x260  43 KB. Big one: 1500x865  424 KB

Совсем другой вопрос – элементы интерфейса. Они не приспособлены к такому большому разрешению, а любое изменение масштаба через настройки ОС не приводит ни к чему хорошему.

300x166  8 KB. Big one: 3840x2120  116 KB 300x166  8 KB. Big one: 3840x2120  107 KB

Номинальное разрешение монитора настолько большое, что вся информация того или иного раздела драйвера помешается на 5-10% его рабочей площади. Другой интересный момент – система держит PQ321Q за два дисплея, объединенных в одно единое пространство. И действительно – для нынешних операционных систем (проверялось на системе с Windows 7 и 8.1 Preview, с видеокартами AMD и NVIDIA) он не предстает в качестве одного-единственного монитора.

Есть определенные проблемы со сменой разрешения и работой скалера, как со стороны монитора, так и со стороны видеокарты (если задействовать соответствующую опцию в драйвере). В обоих случаях (на двух разных системах) снижение разрешения приводило к выводу картинки либо на половину экрана, либо на его некую часть, либо изменения отсутствовали.





В свою очередь изменение режимов работы скалера в OSD Menu PQ321Q не приводило ни к каким изменениям, что довольно странно. Соответственно, несмотря на все мои усилия (и не только мои), поработать за новинкой в неродном разрешении с картинкой, растянутой на весь экран, не удалось.

300x108  11 KB. Big one: 2800x1010  83 KB 300x108  12 KB. Big one: 2800x1010  99 KB

Один из примеров подобных экспериментов представлен на скриншотах выше. Система по-прежнему воспринимает монитор как две единицы, а картинка выводится не на весь экран.

Включать игры я даже не пробовал – изучение их работы с 4К проводят другие ресурсы в совсем иных статьях. Что касается фильмов, то различные файлы 1080p стандартного объема ~1.5 Гбайта смотрятся так себе, что ожидаемо. Если включить 4К видео сначала на том же Dell U3014, а после посмотреть его же на PQ321Q, то становятся заметны артефакты от сжатия и более грубые переходы в случае с последним. То есть, если я и могу сказать «Вау» при взгляде на подобную картинку, то только в случае с Dell. На модели ASUS картинка по качеству схожа с каким-нибудь 24-дюймовым 1920x1200 дисплеем, если на него вывести качественный «рип» 1080p. Другими словами, если вы ожидаете увидеть что-то восхитительное и невероятное, то приобретать монитор стандарта 4К вовсе не обязательно. Достаточно взять дисплей WQHD – его будет достаточно. К тому же не стоит забывать, что сейчас настоящего (а не рекламного) контента с разрешением 3840x2160 пикселей кот наплакал.

В случае с программами все еще сложнее. Масштабирование в любом из проверенных браузеров работает не ахти как. Немалое количество сайтов отображается на одной трети экрана. С YouTube вообще беда – выглядит он на PQ321Q просто смешно. Это проблема не только монитора, но и верстки – никто сейчас не будет переориентироваться на 4К дисплеи. Так что ждать придется долго, как минимум, года три-четыре.

Без потери качества масштабирование элементов интерфейса выполнить не удастся. Им лучше не пользоваться – сбережете нервы. Если у вас хорошее зрение или вы носите очки/линзы, то для того чтобы все видеть, вам придется сидеть от монитора на расстоянии примерно в 40 см. С учетом наличия ШИМ с низкой частотой и просто огромной по меркам мониторов диагонали это хорошее испытание для головы, шеи и глаз. Если снова вспомнить фильмы, то (позабыв о том, что необходимого контента мало и вам все равно придется смотреть кино 1080p) расстояние можно увеличить до пары метров и тогда проблем будет на порядок меньше.

Есть определенные проблемы с графическими пакетами – тем же Adobe Lightroom. Программе приходится сразу просчитывать полноразмерные превью, поскольку количество пикселей на мониторе в четыре раза больше, чем у моделей 1920x1080. Это сильно увеличивает нагрузку на систему, программа тормозит, все элементы переключаются довольно вяло. Удовольствие из малоприятных, особенно если вы только что загрузили пару сотен фотографий в RAW.

Из плюсов нового стандарта на данный момент можно отметить следующее – просто огромная рабочая область и несколько меньший размер пикселя. Если с первым все понятно (про необходимость хорошего зрения вы уже в курсе), то со вторым все не так однозначно. С моей точки зрения, увеличение плотности пикселей по сравнению с дисплеями стандарта WQHD и диагональю 27 дюймов не такое уж и большое.

Говоря конкретнее – 140 ppi против 109 ppi. Если бы я сейчас обозревал планшеты, то на такую разницу можно было бы и не обращать внимания: она не столь существенна, чтобы говорить о безусловном преимуществе картинки в первом случае. К тому же стоит вспомнить, что PQ321Q не обладает высоким показателем соответствия стандарту sRGB, коэффициент контрастности у него ниже, чем у современных IPS, а заводская настройка могла бы быть выполнена качественнее.

Заключение

Вот и подошло к концу тестирование монитора нового стандарта – ASUS PQ321Q. Это тот случай, когда модель нельзя рассматривать лишь с точки зрения матрицы и установленной электроники. Ведь перед нами первый и единственный 4К дисплей с разрешением стандарта 4К и полноценной поддержкой работы с частотой вертикальной развертки 60 Гц. Но для начала все же пройдемся по изученным характеристикам.

В первую очередь ASUS PQ321Q – красивый монитор. У него есть выдающиеся внешние данные, немалая диагональ (для любителей всего побольше), огромное рабочее пространство, требующее очень хорошего зрения, не самая плохая заводская настройка, первоклассные углы обзора, отсутствие Glow, Cross Hatching и видимого КЭ. Цветовой охват не соответствует стоимости устройства, хотя при этом практически не уступает моделям с матрицами типа AH-IPS и AMVA в не самых лучших исполнениях. У него нет проблем с равномерностью подсветки на черном поле, он обладает широким диапазоном изменения яркости при слегка упавшем для современного рынка мониторов коэффициенте контрастности и высокой стабильностью цветовой температуры (серый клин) при настройках по умолчанию и в некоторых других заводских режимах. Соответственно, с точки зрения качества картинки, мало у кого возникнут претензии к PQ321Q и в него можно даже влюбиться.

С другой стороны, налицо и минусы. И первый из них это цена. Не буду лезть в ваши кошельки и просто скажу, что ~$4000 (такая цена будет в РФ) – это дорого. Ведь у монитора нет какой-то выдающейся электронной начинки и возможностей – это всего лишь первоклассный корпус с матрицей 4K, представленной еще в конце 2011 года (да, первые datasheet на используемую панель появились уже тогда). И пусть этот факт мало кого заботит (скоро конец 2013 года, а подобные устройства только вышли на рынок), но о нем стоит помнить, если вы вдруг задумаетесь о покупке чего-то подобного.

Смущает у монитора частота ШИ-модуляции в 130 Гц. Для современного дисплея с обычной W-LED подсветкой такое значение мало и способно отпугнуть немалую часть покупателей. Глаза и здоровье для многих все же важнее удобства и денег. В свою очередь низкая частота ШИМ приводит к появлению троящихся движущихся с постоянной скоростью объектов – это неприятно и не красиво, но с этим можно жить, если очень захотеть.

Помимо этого можно отметить неоднородность поля экрана (сложно оценить при замерах), которая портит впечатление о градиентных заливках и не только. Возможно, что это проблема первых партий или попавшего на тестирование экземпляра, но факт налицо.

Но куда важнее в выборе PQ321Q понимание того, что собой представляет формат 4К, какие он дает плюсы и минусы, каковы особенности при работе с разрешением 3840x2160, к чему все это приведет в итоге и главное – когда? На часть этих вопросов (или даже все) было отвечено выше. Я лишь отмечу, что сейчас индустрия готова не более чем на 5% к переходу на подобный формат и очевидно, что проблемы будут и есть, как у разработчиков ПО и дизайнеров, так и у компаний-производителей электроники.

Высокая цена способна сдерживать развитие данного сегмента рынка, а поэтому его потребителями пока что так и останутся гики и прочие компьютерные маньяки. Основной массе людей будет достаточно дисплеев стандарта WQHD с диагональю 27 дюймов и выше. Хотя даже они боятся переходить на столь маленький пиксель (0.233 мм). Что уж тогда говорить про 0.187 мм у PQ321Q? И тем не менее, удачи в правильном выборе!


Для любителей читать только выводы – основные достоинства и недостатки ASUS PQ321Q в краткой форме представлены ниже.

Плюсы:

  • Строгий и привлекательный дизайн;
  • Хорошее качество материалов и сборки;
  • Достаточный комплект поставки (с учетом наличия у монитора одного-единственного DisplayPort для вывода сигнала);
  • Наличие VESA крепления двух стандартов;
  • Встроенная акустическая система (пусть и посредственного качества);
  • Эргономичная, жесткая подставка (покачивания корпуса сведены на нет);
  • Относительно высокая точность установки White Point при настройках по умолчанию;
  • Диапазон изменения яркости 59-421 нит при неизменно высоком коэффициенте контрастности в ~770:1;
  • Лучшие углы обзора среди виданных мною мониторов, начиная года эдак с 2005-го;
  • Практически полное отсутствие Glow эффекта (лучше, чем у всех современных дисплеев);
  • Огромное рабочее пространство;
  • Высокая равномерность подсветки на черном фоне;
  • Высокая стабильность цветовой температуры при настройках по умолчанию;
  • Полуматовая матрица (скажем «Прощай» хорошо различимому кристаллическому эффекту);
  • Нет эффекта Cross Hatching;
  • Отсутствие паразитных звуков во время работы;
  • Адекватное для монитора нового стандарта энергопотребление и нагрев.

Минусы:

  • Качество настройки гамма-кривых по умолчанию оставляет желать лучшего;
  • Проблемы с равномерностью цветовой температуры по полю экрана;
  • Неоднородность поверхности (подсветки) – видны различные пятна при просмотре градиентных заливок и не только (возможно, проблема конкретного экземпляра);
  • Частота ШИ-модуляции – 130 Гц (совсем намудрили… чего сразу не 80-100 Гц?);
  • Пункт выше заметно влияет на впечатление о скорости панели – движущиеся с постоянной скоростью объекты троятся, шлейфы видны как за объектом, так и перед ним (подробности в соответствующем разделе);
  • Цена, цена, цена – как в США, так и в будущем в России.

Может не устроить:

  • Подгонка деталей могла быть выполнена более качественно;
  • Соответствие стандарту sRGB на 87.7% при настройках по умолчанию и на 89.1% после калибровки (для монитора за $4000 результат не ахти какой, видимо, база от технологии *VA дает о себе знать);
  • Ограниченность выбора портов для подключения (могли бы поставить хотя бы USB 3.0 и еще один DisplayPort);
  • Использование десятибитной ASV матрицы не сказалось на качестве градиентных заливок (уровень средних восьмибитных мониторов);
  • Далеко не самая удобная система управления с кнопками на правой грани;
  • Средний инпут-лаг при DisplayPort подключении – 22.7 мс;
  • Некоторая неравномерность на белом поле по уровню яркости.

Грыжин Александр aka =DEAD=

Выражаем благодарность:

  • Московскому представительству компании ASUS и лично Владу Захарову aka slamms за предоставленный на тестирование монитор ASUS PQ321Q.

Оставить вопросы, предложения и пожелания к следующим статьям, а также узнать о ходе тестирования новых мониторов вы можете у меня в Twitter-аккаунте.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страница 5 из 5
Оценитe материал
рейтинг: 4.6 из 5
голосов: 82

Комментарии 152 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают