Первый с 4K. Обзор и тестирование монитора ASUS PQ321Q (страница 4)

Равномерность градиентов

При настройках по умолчанию и после ручных правок ASUS PQ321Q демонстрирует уровень среднего восьмибитного (true) монитора, несмотря на то, что в самой новинке используется десятибитная панель. Причиной этого может быть размер самого экрана.

После калибровки появляется несколько вертикальных полос с паразитными оттенками и пара более резких переходов (в основном в темной зоне). Сильнее всего портит общее впечатление низкая однородность поверхности с какими-то подтеками, которые явно мешают воспринимать градиентные заливки, как единое целое. Лично меня не сильно впечатлило, несмотря на в разы возросшее количество пикселей.





Стабильность цветовой температуры

Продолжим изучение ASUS PQ321Q, оценив стабильность цветовой температуры в стандартных и специальных режимах изображения.

311x503  22 KB

Результаты данной таблицы представляют собой отклонения точек серого клина по оси X. Вертикальную ось они не затрагивают, а поэтому оценить наличие паразитных оттенков можно лишь по CIE диаграмме из подраздела «Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT».

Стабильность цветовой температуры находится на довольно высоком уровне, что уже подтвердили тесты UGRA. В особенности это касается режима sRGB с отклонениями вида 0.64% в среднем и 3.25% в максимуме – как будто прямиком после калибровки!





271x503  20 KB

Ручная настройка в STD Mode вносит свои коррективы – точность установки White Point увеличивается, среднее отклонение снизилось в пределах погрешности измерений, а максимальное упало почти вдвое. Хорошее начало.

После произведенной калибровки удается достичь более высокого результата по точке белого, однако с отклонениями серого клина все не так однозначно – среднее составило 0.89%, а максимальное увеличилось до 4.71%. Результат высокий, но все равно ниже, чем при стандартных настройках в режиме sRGB. Увы…

Теперь рассмотрим результаты специальных режимов White Balance. Напомню, что по умолчанию производитель установил пресет «6500K». Поэтому стоит учитывать, что значения его столбца полностью совпадают с результатами режима STD из первой таблицы данного подраздела тестирования. Остается лишь поговорить про три оставшихся режима ЦТ:

534x503  43 KB





Тут можно отметить следующее:

  • Заявленные значения отличаются от фактически полученных на ~50-300 Кельвин, что довольно неплохо для монитора без заявленной заводской калибровки и различных указаний на точную электронную базу;
  • Самое низкое среднее отклонение получено в стандартном режиме 6500K – чем дальше от него (в обе стороны), тем выше отклонения;
  • Непонятный режим THRU с одними из наиболее высоких отклонений на общем фоне.

В итоге совет таков – стоит забыть о дополнительных заводских режимах ЦТ и предпочесть выставленный по умолчанию 6500K, и лишь в случае большой необходимости воспользоваться ручным пресетом User при наличии на руках соответствующего оборудования.

Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости

Для изучения стабильности контрастности и диапазона изменения яркости был выставлен режим STD. Значение яркости менялось с 31 до 0 с шагом в 3-4 единицы. Для представленной ниже таблицы измеренные значения были получены через программу HCFR, которая дает возможность более точно оценить уровень черного (три знака после запятой) и соответственно определить достоверный коэффициент контрастности.

352x256  9 KB





Полученный рабочий диапазон яркости при стандартных настройках составил 59-421 нит при практически неизменном коэффициенте контрастности в ~770:1. Снижение яркости линейно, а КК меняется в пределах погрешности измерений.

513x392  19 KB

Значение верхней границы яркости точки белого в 421 нит позволит работать с монитором в большинстве ситуаций, когда на рабочем месте очень светло или на экран падают отраженные/прямые лучи солнца, а вот нижнее в 59 нит – положительный результат, но устроит он все равно не всех. Особенно в том случае если приходится работать в полумраке или вовсе без внешнего освещения. Другое дело, что если вы так действительно работаете, стоит задуматься об изменении условий для снижения нагрузки на глаза.

Если же вам захочется снизить минимальный уровень яркости, то определенно стоит изменить значение Contrast в сторону уменьшения. Запас по коэффициенту контрастности у монитора небольшой, но чтобы достичь хотя бы 30 нит, достаточно будет опустить его до 20-22 единиц. Потеря будет невелика.

Скорость матрицы и инпут-лаг







В модели ASUS PQ321Q используется AVS матрица с IGZO транзисторами, которые, по данным той же Wikipedia, должны позволить в разы сократить время задержки между переключением состояния пикселей. Но это в теории. На практике компания ASUS заявляет не впечатляющие по современным меркам 8 мс, измеренные по методике Gray-to-Gray.

Для увеличения скорости применена технология разгона Trace Free (она же Over Drive в общем понимании). Отсутствие регулировки ее воздействия на скорость панели – норма для новинок компании ASUS. Похоже, они там решили пойти по не самому удачному пути Dell.

Но посмотрим на полученные результаты:

450x93  17 KB. Big one: 3301x5104  4343 KB

Несмотря на официальную поддержку 60 Гц, с предпоследними бета драйверами NVIDIA (последние от середины августа оказались проблемными) в стандартном тесте Pixel Persistence Analyzer движущиеся объекты троились. Другими словами, видимые шлейфы были как за объектом, так и до него, а к ним можно еще добавить фиолетовые артефакты (на тесте с машинкой). Во время же реальной работы за монитором каких-то плюсов и видимых отличий скорости по сравнению с теми же современными AH-IPS матрицами я не обнаружил. Артефакты изображения увидеть оказалось проблематично.



Измеренный с помощью программы SMTT средний инпут-лаг на основании десяти фотографий составил 22.7 мс (при DisplayPort подключении). Максимальный же не превысил 25 мс, что является средним результатом, который, тем не менее, устроит подавляющее большинство пользователей. И лишь тру-геймеры останутся недовольными.

Углы обзора и Glow-эффект

Монитор ASUS PQ321Q – первый и единственный представитель лагеря 4K дисплеев из протестированных в лаборатории Overclockers.ru. Посмотрим на углы обзора ASV матрицы:

450x233  39 KB. Big one: 2181x1131  1030 KB

По представленному выше изображению прекрасно видно, что сильных изменений картинки при смене угла обзора нет. На ASUS PQ321Q снижение контрастности с увеличением угла просмотра происходит очень медленно. Желтый оттенок при просмотре сверху себя не проявляет. При просмотре снизу картинка практически не затемняется. В реальных условиях несерьезное изменение угла никак не сказывается на качестве отображения картинки.



Если совсем начистоту, то ASV матрица продемонстрировала лучшие углы обзора (стабильности картинки), которые я мог наблюдать за последние семь-восемь лет среди всех настольных и мобильных (ноутбуки) дисплеев. Действительно, несмотря на то, что используемая панель базируется на *VA технологии, углы обзора превосходят лучшие IPS решения не только последнего времени, но и те, которые существовали в ~2005 году, а может быть и раньше. Сам я начал пользоваться LCD мониторами в 2003 году, начав с небезызвестного S-IPS NEC 1970NX, поэтому знаю, о чем говорю.

Видеоролик, размещенный ниже, прекрасно демонстрирует возможности исследуемого монитора. По нему можно наглядно представить ощущения пользователя при работе под тем или иным углом просмотра.

Кроме всего прочего модель ASUS демонстрирует и практически полное отсутствие выцветания картинки под диагональными углами, что для современного монитора – нонсенс и большая удача для конечного потребителя.



300x237  20 KB. Big one: 1500x1184  459 KB 300x205  16 KB. Big one: 1500x1023  397 KB

Быстрее всего рассмотреть данную особенность можно, взглянув на угол экрана, находясь где-то в стороне от него в темное время суток. Фотография наглядно демонстрирует то, что вы должны увидеть. А увидите вы почти ту же картинку, что и если смотреть на PQ321Q строго перпендикулярно. Удивительно, поразительно, фантастика!

450x338  50 KB. Big one: 1500x1125  518 KB

Как следствие, ни о каком заметном Glow эффекте речи не идет. При нахождении на экране цветных изображений увидеть его не представляется возможным. Разве что можно говорить о слабом падении контрастности, не играющем особой роли в восприятии происходящего.

При заливке экрана черным цветом выцветание происходит, но в разы слабее, чем на современных IPS, и меньше, чем на лучших AMVA представителях. Спасибо Sharp, IGZO, ASV, *VA – вы победили в этой схватке.



Оценить поведение экрана (при яркости 200 нит) и сделать собственные выводы при работе с темными изображениями можно по двум видеороликам:

Без комментариев. Повторю лишь вышесказанное – ASUS PQ321Q демонстрирует лучшие углы обзора из всех ранее протестированных мониторов.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал
рейтинг: 4.6 из 5
голосов: 83

Комментарии Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают