Обзор и тестирование материнской платы Sapphire Pure Black P67

11 апреля 2011, понедельник 03:30

Оглавление

Вступление

Не секрет, что компания Sapphire известна любителям «железа» прежде всего своими «нереференсными» версиями графических ускорителей. Этот производитель является одним из наиболее близких партнеров AMD, получая широчайшие права по изменению дизайна эталонных видеокарт Radeon.

Ясное дело, такие привилегии даны не «за красивые глаза» – мощный конструкторский отдел позволил компании в свое время стать пионером в применении технологии испарительной камеры для охлаждения графических процессоров (знаменитая линейка видеокарт VAPOR-X, которая успешно продолжается и по сей день). Помимо «колдовства» с системой охлаждения инженеры компании неплохо набили руку в проектировании оригинальных печатных плат, оснащенных мощными преобразователями питания, что позволяло оверклокерам «выжимать» из видеокарт Sapphire дополнительные мегагерцы частоты.

Добившись признания своих продуктов на рынке графических ускорителей, руководство компании стало подумывать об освоении новых ниш, ведь конкуренты не дремлют. Очень скоро в прайс-листе Sapphire появились блоки питания и материнские платы, а чуть позже и мультимедийные проекторы.

В деле создания собственных моделей материнских плат (а нас интересует именно это направление деятельности компании) Sapphire вначале также сохраняла преданность AMD. Несколько месяцев назад эта традиция была нарушена благодаря появлению плат серии Pure Black на основе наборов системной логики Intel X58 (процессорный разъем LGA1366) и Intel P67 (LGA1155).

Первая из них – Sapphire Pure Black X58 была представлена чуть раньше и уже успела побывать в лаборатории overclockers.ru. Исследование моего коллеги catkov, емко озаглавленное «Первенец на Intel», показало что материнская плата получилась удачной в конструктивном плане, благодаря продуманной компоновке, применению качественной элементной базы и неплохим разгонным возможностям. Интересно, сможет ли новинка – Sapphire Pure Black P67, предназначенная для работы с новейшими 32 нм процессорами Intel, повторить это достижение и также заслужить положительные отзывы. Или же старая басня - «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» - в очередной раз окажется верной?

Стоит учесть, что Sapphire взялась за освоение платформ Intel, начав не с выпуска скромных плат «офисного» толка, а замахнувшись сразу на «оверклокерский» сегмент. При отсутствии должного опыта в этом деле легко оступиться. P67 Pure Black позиционируется как высококлассное решение и должна соперничать с продуктами уровня Gigabyte GA-P67-UD7 и ASUS P8P67 WS Revolution, что исключает какие-либо «поблажки» и «скидки» на недостаток опыта проектировщиков.

Упаковка и комплектация





Материнская плата поставляется в крупной коробке серого цвета, оформленной очень скромно.

450x380  41 KB. Big one: 900x759  118 KB

Фронтальную часть украшает только простенький орнамент в виде ячеек-сот. В нижней части «обложки» размещены значки-символы, обозначающие технологии, примененные при создании платы и указывающие на спектр «железа», с которым она совместима.

450x360  50 KB. Big one: 900x719  151 KB

На обратной стороне коробки смысл этих значков подробно расшифрован, помимо этого приведены две небольшие фотографии материнской платы.

Тестируемый продукт громко назван «Pure Black», что можно перевести как «Чисто черный» или «Абсолютно черный». Смысл такого наименования ясен не до конца, но производители компьютерных комплектующих вообще любят обозначать словом «черный» разные мощные «железки», вспомните многочисленные «Black Edition». Названию платы полностью соответствует плотный внутренний ящичек упаковки, который призван обеспечить сохранность содержимого при транспортировке.

450x386  18 KB. Big one: 900x771  53 KB

Сама плата помещена в плотный пакет-«антистатик» и покоится на основании из мягкого вспененного пластика.

Количество дополнительных аксессуаров, обнаружившихся в коробке, оказалось так невелико, что я даже не знаю, можно ли говорить о «комплекте поставки» в общепринятом смысле. Плата укомплектована только книжечкой-инструкцией, диском с необходимыми драйверами, да панелью-заглушкой для задней стенки корпуса.

359x450  31 KB. Big one: 639x800  71 KB





Помимо этого, на дне нашелся толстый жгут шлейфов SATA, которые не сложены, как это принято у других производителей, «в три погибели», а просто стянуты проволочкой посредине. Всего шнуров шесть, все разъемы прямые, без «уголков».

450x151  20 KB. Big one: 800x269  47 KB

Подведу итог раздела. Плата достойно упакована, но вот комплект поставки явно подкачал. В него можно было бы включить, по крайней мере, панельку с разъемами USB/eSATA для вывода на заднюю стенку корпуса, мостики SLI/Crossfire и прочую мелочевку. Даже младшие решения многих производителей оснащены лучше, а уж высококлассные «материнки» и подавно.

Дизайн и возможности платы

Плата в традиционном ракурсе «вид сверху» представлена на фото:

450x381  61 KB. Big one: 1100x931  282 KB

И она оправдывает свое название «Pure Black»: использована маска текстолита черного цвета, яркими пятнами смотрятся разве что разъемы PCIe и SATA. Рассматриваемый продукт выполнен в стандартном форм-факторе ATX с габаритными размерами 305 x 244 мм.

Силовые ключи (MOSFET’ы) преобразователя питания CPU выстроены в одну линию и, соответственно, обслуживаются единственным радиатором. Его высота составляет ~42 мм, и он «отодвинут» от процессорного сокета на приличное расстояние, так что проблем с монтажом абсолютного большинства кулеров быть не должно. Это позитивный факт, а вот что мне откровенно не понравилось - расположение разъема дополнительного питания CPU, зажатого между стойками разъемов задней панели и радиатором VRM, в результате чего очень непросто добраться до защелки, чтобы отсоединить шнур.

Что касается самого преобразователя питания CPU, велик соблазн усмотреть в его конструкции фирменные черты Sapphire, характерные для видеокарт. К этому располагает размещение элементов преобразователя строгими рядами и применение фирменных дросселей Sapphire с оребрением (по задумке конструкторов это должно улучшить их температурный режим).

Говоря о технической части – преобразователь выполнен по восьмифазной схеме и управляется контроллером uP6228A производства uPI Semiconductors.





450x192  44 KB. Big one: 1000x427  167 KB

К чести конструкторов компании, они уделили повышенное внимание питанию не только процессора, но и оперативной памяти. Для этого использован конструктивно сложный трехфазный преобразователь, встречаемый нечасто. Он управляется контроллером uP6213AJ, также выпущенным компанией uPI Semiconductors.

450x273  40 KB. Big one: 700x425  79 KB

Само по себе это хорошо. Такое решение должно обеспечить качественное питание модулей памяти и, возможно, улучшить разгон. К сожалению, платформа Intel P67 не является удачной для достижения высоких частот DDR3, поскольку базовая частота здесь слабо поддается регулировке, а жестко зафиксированные множители DRAM иногда становятся препятствием даже для использования «оверклокерских» модулей на их «родных» частотах.

Плата оснащена четырьмя 240-контактными разъемами DIMM для модулей памяти типа DDR3. Разъемы окрашены в синий и черный цвета через один, при установке в систему только двух модулей их следует располагать в разъемах синего цвета.

Специалисты Sapphire декларируют для данной платы поддержку расширенных профилей работы памяти DDR3 (X.M.P.). Согласно официальным спецификациям поддерживаются «планки», работающие на частотах DDR3-1066/1333/1600 МГц. Производитель явно поскромничал, после рассмотрения возможностей BIOS Setup выяснилось, что множитель памяти также может принимать значения, соответствующие частотам DDR3-1800/2133 МГц.

450x313  49 KB. Big one: 900x625  168 KB

А теперь перехожу к самой интересной особенности рассматриваемой материнской платы. Внимательные читатели наверняка уже поняли, что на ней используется контроллер Lucid Hydra:

450x278  40 KB. Big one: 800x495  113 KB

Он размещен между первым и вторым разъемами PCIe 2.0 16x и прикрыт собственным небольшим радиатором.





В свое время компания LucidLogix наделала много шума, заявив о выпуске этого контроллера. Судите сами, нам обещали возможность объединять в связки типа SLI/Crossfire самые разные видеокарты, вне зависимости от производительности, даже если один ускоритель намного мощнее другого. Более того, гарантировалась работа экзотических пар видеокарт разных производителей (AMD и NVIDIA в одной системе).

Для реализации этих возможностей была использована интересная схема. Контроллер Lucid перехватывает все запросы адресованные видеосистеме, обрабатывает их с помощью собственного встроенного RISC-процессора и распределяет между установленными ускорителями. Алгоритм такого распределения очень сложен, ведь необходимо учитывать уровень производительности и особенности работы обеих видеокарт в каждом конкретном случае. В итоге LucidLogix, похоже, взвалила на себя непосильную ношу – оптимизацию работы всевозможных связок видеокарт (а их как минимум десятки, и это даже если брать только адекватные варианты, а не баловство вроде Radeon HD 6970 + GeForce GT 440) во всех популярных играх и бенчмарках.

Результат закономерен. Даже работа обычных SLI/Crossfire не всегда идеальна, и пользователям частенько приходится ждать выхода драйверов, в которых будет введена поддержка новой игры. А ведь работу этих технологий обеспечивают группы программистов таких мощных корпораций, как AMD и NVIDIA, с которыми LucidLogix тягаться не может. В итоге пользователь, желающий собрать связку из видеокарт AMD и NVIDIA с использованием контроллера Lucid Hydra, изначально не может быть уверен даже в том, что:

  • Две этих модели видеокарт вообще могут работать совместно;
  • Подходящие версии драйверов AMD и NVIDIA уже поддерживаются программным обеспечением контроллера Lucid Hydra;
  • Произвольная игра поддерживается драйвером Lucid Hydra.

Вместо нормальной игры получается «многоступенчатая головная боль» с бесконечным подбором ПО и ожиданием обновлений драйвера Lucid Hydra для каждой конкретной игры.

Окончательно добивает всю концепцию тот факт, что наибольший прирост производительности достигается только при использовании ускорителей близкой мощности (во-первых, из-за особенностей работы контроллера, которому гораздо удобнее распределять нагрузку поровну, во-вторых, из-за того, что программисты LucidLogix оптимизируют работу таких связок в первую очередь).

Например, если одна видеокарта (условно) мощнее другой вдвое, то прирост от использования двух ускорителей в паре даже теоретически не может превышать 50%. Добавим сюда специфические задержки, присущие всем многопроцессорным видеосистемам; умножим на собственные «тормоза» при работе контроллера, которому придется распределять нагрузку между двумя разноуровневыми ускорителями; сдобрим всё неидеальной работой драйвера Lucid Hydrа. И что получается? Прироста в играх либо нет вовсе, либо, в лучшем случае, он очень скромен.

А для пар из ускорителей близкой мощности и так есть отличная альтернатива в лице классических SLI/Crossfire. Или найдется много желающих прикупить в пару к своему Radeon HD 6970 видеокарту GeForce GTX 570, вместо… второго Radeon HD 6970 только из «спортивного интереса»?

В общем, хорошая на бумаге идея благополучно тонет из-за слишком большой зависимости от программного обеспечения. Такая технология может работать, лишь будучи реализованной грубым «железным» путем, чтобы минимально зависеть от внешних факторов. Собственно, специалисты LucidLogix и пытались прийти к этому, создав сложный контроллер с собственным процессором, но не довели дело до конца (если это вообще возможно на нынешнем этапе развития PC).

Я не считаю применение Lucid Hydra существенным преимуществом платы, так - просто поэкспериментировать на досуге с проверкой на работоспособность разных экзотических связок. Более важной мне представляется возможность контроллера Lucid Hydra играть роль «разветвителя» («коммутатора», «хаба») для шины PCIe.

Страницы материала
Страница 1 из 3
Оценитe материал

Комментарии 2055 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают