Blood Play (обзор игры Vampire: The Masquerade - Bloodlines)


  • Сайт разработчика: http://www.troikagames.com/
  • Сайт издателя: http://www.activision.com/
  • Сайт Игры: http://www.vampirebloodlines.com/

  • Минимальные системные требования:
    • Pentium-III 1.2 GHz
    • 512 MB RAM
    • 64 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9.0c
    • Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
    • 4x CD-ROM/DVD-ROM
    • 3.3 GB свободного дискового пространства (плюс 1.4 GB для swap)

  • Рекомендуемые системные требования:
    • Pentium 4 2 GHz
    • 1000 MB RAM
    • 128 MB видеокарта, совместимая с DirectX 9.0c
    • Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
    • 4x CD-ROM/DVD-ROM
    • 3.3 GB свободного дискового пространства (плюс 2 GB для swap)

Должен вам признаться, я с детства обожаю истории о вампирах. Из всего множества невозможных существ, порожденных человеческим воображением, вампиры представляются наиболее... привлекательными, что ли. У нас немало общих черт. Как и они, я люблю ночь, теплый климат, красные жидкости (я всё же предпочитаю вино, но это мелочи) и красивых женщин. Привлекают вампиры уже не одно поколение людей, сюжеты с участием этих созданий пользуются спросом на протяжении многих лет. А из всех этих сюжетов одним из моих фаворитов является литературная вселенная Темный Мир, созданная компанией White Wolf для одноименной Pen&Paper RPG, у которой имеется многочисленная армия поклонников на "другом краю света".

Первая попытка воплотить Masquerade в виде компьютерной игры, именуемая VTM: Redemption, не увенчалась особым успехом. Блин не был комом, но и съедобным он тоже не был. Вторую попытку я ждал с особым волнением и нетерпением. С одной стороны, игру окружали многообещающие слухи, скриншоты выглядели более чем прилично, да и заявленный Source Engine показал неплохие результаты, но с другой стороны, игру делали Troika Games. Troika Games, недавно породившая недоразумение под названием The Temple of Elemental Evil и весьма посредственный Arcanum.

И вот игра вышла. Ей, безусловно, повезло больше, чем предыдущим проектам этой компании. Её выход пришелся на удивительно бедное RPG играми время, так что на безрыбье... Впрочем, это не имеет для нас никакого значения. А вот что имеет, так это игровой процесс.

Геймплей

Игровой процесс Bloodlines выдает благородное родство игры с Deus Ex, причем с великолепным первым, а не сереньким вторым, а так же Fallout. С первой минуты и до самых титров чувствуется масштабный, проработанный ролевой проект, как в старые добрые времена.

В начале игры нам предстоит подобрать себе вампирскую группировку по вкусу. Принадлежность к тому или иному клану в значительной степени определит тактику дальнейшего прохождения (логично, что выглядящие как подгнивший труп Nosferatu вряд ли в состоянии кого-либо соблазнить), но при этом не сильно ограничит вашу свободу, оставляя значительный простор для "промежуточных персонажей" и вожделенной нелинейности. Нам так же предстоит выбрать пол персонажа, что, разумеется, скажется на его личной жизни. Процесс генерации персонажа завершится разбрасыванием скупой порции очков опыта по наиболее интересным для нас характеристикам и способностям.

Каждому вампиру положено несколько паранормальных способностей, присущих лишь его клану и необходимых для выживания в этом жестоком мире. Среди них есть как банальные, например вызов на подмогу призрачных волков и прочих тварей, так и довольно занятные, как то возможность вызвать у врага или собеседника истерический припадок.





Тузик, фас!

Стоит заметить, что некоторые характеристики, влияющие на внешний вид или манеру общения героя, оказывают значительное влияние на его взаимоотношения с другими персонажами. Внешняя привлекательность заставит уличных красавиц сделать вам скидочку, а высокая физическая сила позволит в ходе боя схватить более слабого врага и испить его сладкой крови. Всё это сделано в соответствии с духом и буквой оригинальной настольной игры от White Wolf и, как ни странно, вызывает некоторую ностальгию по Fallout. Не столько конкретным, выразимым и описуемым сходством, сколько труднопередаваемым сходством духа игры. Просто поверьте, так игровой мир реагировал на изменения персонажа только в Fallout. Впрочем, тут можно заметить комичную осечку. Вступительный ролик всегда будет один и тот же. В нем главный герой занимается сексом с вампиршей, которая и обращает его. В случае с большинством кланов, это, по крайней мере, уместно, ведь делать по ролику на каждый клан накладно, а имеющийся весьма хорош (к тому же вампиры часто ассоциируются с чем-то сексуальным, привлекательным). Но вот для клана Nosferatu, которые, как уже было сказано выше, похожи на актеров анатомического театра, можно было сделать отдельное вступление. А то дикость какая-то выходит.

Неземной красоты женщина, аж дух захватывает.

После того как вы сгенерируете персонажа, вам предстоит пройти туториал, органично вплетенный в сюжетную линию. И тут нас поджидает вторая осечка, гораздо более неприятная, чем мелочь с Nosferatu. Способа "скипнуть" обучающую часть нет, во всяком случае, мне не удалось его обнаружить. Подобная мелочь невероятно раздражает при повторном прохождении (а пройти игру другим персонажем непременно захочется). К сожалению, та же проблема имеется и с сюжетными роликами, а они хоть и сделаны неплохо, но всё же, после второго просмотра сильно надоедают. После того, как вас в который раз насильно обучат пользоваться интерфейсом, который, к слову, унаследовал лучшие черты такового из Deus Ex, то есть не загромождает экран, удобен и практичен, вы, наконец-то попадете на темные улицы Лос-Анджелеса.

С первых минут игры вы столкнетесь с множеством высокодетализованных персонажей, и с необходимостью принятия решений, некоторые из которых можно даже назвать моральным выбором. К слову о моральном выборе, у каждого вампира есть такая незаурядная характеристика, как Humanity. В ролевой системе World of Darkness она отражает, насколько данный вампир соответствует его собственной системе моральных ценностей, хотя в игре, насколько мне известно, представлена только примитивная общечеловеческая мораль. Если персонаж совершает преступления против своего морально-этического кодекса, этот показатель начинает падать, что чревато трагическими последствиями. Все вампиры страдают чем-то, напоминающим параноидальную шизофрению. Сами они называют это Зверем. Если Humanity низкое, то это берет верх, вампир на какое-то время впадает в неуправляемую ярость и начинает вести себя буйно. Это, в свою очередь, чревато нарушением Маскарада, древнейшего и самого важного из вампирских законов. В соответствии с этим законом вы не должны раскрывать людям свою сущность. Если вы нарушаете Маскарад, вы привлекаете к себе внимание Охотников и ставите всех вампиров под угрозу. В игре вам дается пять нарушений, после которых вас немедленно ликвидируют свои и игра заканчивается. Так что берегите свое прикрытие, свою Человечность, и ни в коем случае не будите Зверя (а то он проснется и убежит).

Со значительной частью персонажей можно вести долгие, иногда даже нелинейные, беседы. Многие из них предложат вам квесты, за выполнение которых вам будут начисляться как привычные experience poits, так и очки гуманности, и даже, очень редко, Redemption points, дающие право лишний раз нарушить маскарад. Качество заданий довольно сильно варьируется. Хотя в игре часто встречаются поднадоевшие задания типа "найди-принеси" или "найди-убей", типичные для всех существующих RPG, авторам все же удалось создать немало незаурядных заданий. Многие задания многоступенчаты, то есть, чтобы выполнить задание А персонажа Б, необходимо выполнить задание В от некоего Г. Однако, чувство меры и здравый смысл не подводят создателей игры, и вам вряд ли удастся запутаться.

Естественно, достойный продолжатель дела Deus Ex не мог обойтись без stealth-миссий, которые, хотя и не лишены изъянов, связанных с довольно непредсказуемым поведением ИИ (иногда невозможно наверняка сказать, когда он вас заметит, а когда - нет), получились на редкость интересными. Забавно, но иногда темнота начинает очень сильно мешать. Гораздо сильнее, чем в DOOM 3, ведь вампирам по уставу фонарик не положен, и если у персонажа нет способности Auspex, то в некоторых местах из-за непроглядной тьмы становится очень трудно. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что происходит подобное редко. Большинство квестов являются нелинейными, и могут быть пройдены огромным количеством способов, что немало способствует погружению в игровой мир, который, кстати говоря, отличается достойным уровнем детализации и на редкость логично организован. В игре не так уж и много дверей, которые нельзя открыть, компьютеров, которые нельзя взломать и полок, по которым нельзя пошарить, однако рекордсменом в данной области по-прежнему остается Morrowind.

А вот с боевой частью игры всё обстоит не столь оптимистично. Можно применять как огнестрел (предпочтительно в first-person режиме), так и оружие ближнего боя (в режиме от третьего лица). В первом случае боевая система оказывается на редкость неестественной и неуклюжей. Тому имеются определенные сюжетные предпосылки, и во время туториала нас честно предупреждают о неэффективности пистолетов против вампиров, однако никакой сюжет не в состоянии оправдать неспособность героя с ненулевым навыком владения огнестрельным оружием попасть по бутылке с расстояния в метр.

Даже пьяный бухгалтер попадет с такого расстояния по бутылке с 2-х попыток. Вампиру с навыком 2 нужно не менее 3-х.





Доходит до смешного, некоторые боссы почти неуязвимы для персонажа, который специализируется на огнестрельном оружии, и убиваются с первой попытки любым, кто хоть немного владеет ножом. Подобные огрехи баланса свидетельствуют о чудовищной халатности во время бета-теста и не могут не огорчать. Раздражает и туповатый, безынициативный ИИ, в принципе не способный создать даже видимость сопротивления. Противник на порядок тупее, чем в Half Life 2 или даже DOOM 3, и порой совершает откровенно комичные выходки. Например, однажды ваш покорный слуга спокойно прятался за барной стойкой и ждал, пока здоровье восстановится (а вампиры регенерируют не хуже зергов). Противник при этом робко стоял по другую сторону стойки, и ожидал, когда же я соизволю вылезти. Я успешно повторял этот трюк вплоть до полного искоренения несчастных идиотиков.

В области ближнего боя игра захватывает с первого же удара и демонстрирует нам невероятно эффектные сцены, особенно после того, как в руки к герою попадет катана. Во всяком случае, если вы достанете американскую версию игры (а о различиях американской и европейской версий мы поговорим позднее), вы получите от боя с самурайским мечом не меньше удовольствия, чем от просмотра аналогичных сцен в Убить Билла. Как во время боя, так и вне его, у вас будет возможность применять упоминавшиеся выше спецспособности. И если во время боя применение их вполне очевидно и не нуждается в комментариях, то вне боя порой встречаются довольно забавные варианты. Как вам, например, возможность свести с ума собеседника? Расплачиваться за применение этих способностей придется кровью. В буквальном смысле слова.

В целом, Troika удалось создать интерактивный, нелинейный и довольно достоверный мир, наполненный десятками интересных мелочей.

Сюжет

Сеттинг, в котором разворачивается действие игры, весьма велик и стар. Он не намного моложе таких почтенных долгожителей, как Warhammer 40K и Greyhawk. Игровой мир представляет собой весьма незаурядный готик-панк, почти достоверная копия нашего с вами тусклого и промозглого мира, за исключением одной маленькой детали: создания, фигурирующие в названии, являются реальными и вездесущими спутниками рода людского. Со времен Каина (от которого, по версии White Wolf, вампиры и ведут свой род) они тайно сосуществуют с людьми, исподтишка направляя ход истории, сохраняя знания и цивилизацию, которые мнительное, неуравновешенное и склонное к самоуничтожению человечество давно бы растеряло. Они поделили весь мир на территории, поставили во главе каждой из них могущественного и древнего представителя своего рода, именуемого Принцем, и тайно управляют каждым аспектом мировой экономики, политики и культуры, обеспечивая сохранение своего вида в тайне. Вот уже в течение многих веков эта модель обеспечивает благополучие, как людей, так и бессмертных.

Вампиры, в большинстве своем, не так уж часто убивают людей. Не чаще, чем люди убивают себе подобных. Но не все вампиры столь благородны. Поскольку каждый вампир когда-то был человеком, многие вампиры имеют те же недостатки и личностные изъяны, что и люди, склонность к междоусобной вражде и шовинизму, например. Общество Kindred (как они сами себя называют) разбито на несколько группировок, из которых наибольшее значение имеют вечно враждующие Камарилья и Шаббат. Первые железной рукой сохраняют вышеописанный порядок вещей, стремясь сосуществовать с численно превосходящим человечеством, вторые, напротив, жаждут кровопролитной войны против смертных и полного истребления Камарильи. Между ними идет вековая священная война, которую они, не мудрствуя лукаво, именуют Джихад. Помимо них существуют ещё Анархи, Thin Bloods и Куе-Джин. Thin Bloods это жалкие вампиры-недоделки, невезучие, слабые создания, отстоящие от Каина более, чем на тринадцать поколений, и оттого несущие слишком много человеческих черт. Эти несчастные считаются предвестниками Геены (вампирского конца света) и подвергаются постоянным притеснениям и унижениям, а то и откровенному геноциду. Куе-Джин - таинственная группировка вампиров с востока, она сравнительно недавно появилась в LA и потому окружена ореолом тайны. Анархи являются представителями традиционной для большинства классификаций группы "другие".

Все вышеописанные фракции поделены на физиологически, психологически и идеологически различные кланы, один из которых мы и выбрали в начале игры. Политические отношения кланов внутри фракции ещё более запутанны и противоречивы.

А теперь самое главное: всё, что сказано выше есть не более чем верхушка айсберга.

Главный герой приходит в эту Вечную Ночь одним из наименее удачных способов - в качестве нелегально обращенного. Законы Камарильи запрещают самовольную трансформацию человека в вампира. Кровосос, совершивший подобное преступление, а так же его новоиспеченный потомок, подлежат немедленной ликвидации. Однако, благодаря заступничеству местного авторитета и хорошему настроению Принца, нам сохраняют жизнь...

Не буду раскрывать дальнейшего хода событий, скажу лишь, что автор сюжета и диалогов - человек огромного литературного таланта.





Дизайн

Дизайн игры удалось выдержать на редкость хорошо. За исключением "помарочки" с Nosferatu, неоднократно упоминавшейся в этой статье, и странной ситуации с дорожным движением (как человек, гулявший по ночному Лос-Анджелесу, могу заявить, что вероятность отсутствия автомобильного трафика в этом городе в любое время ниже, чем вероятность существования в реальном мире кровососущих бессмертных людей, более известных как вампиры :)) я не могу назвать чего-либо, что смотрелось бы комично или неубедительно. Атмосфера просто на высоте. Движок Source с его фирменными лицами и достойная проработка характеров большинства персонажей, которые получились действительно сложными личностями, страдающими от множества внутренних противоречий, создают невиданный ранее эмоциональный эффект. Диалоги отвечают высшим стандартам качества, они остроумны, литературны и небанальны. Авторам Bloodlines удалось добиться того же странного эффекта, что и Valve в своем недавнем Half-Life 2. Персонажи игры способны вызывать у игрока симпатию, неприязнь, даже жалость, что, согласитесь, является редким для компьютерных игр явлением.

Ах, какая женщина, какая женщина...

Большому куску и рот радуется

Справедливости ради стоит заметить, что модели в целом и лица в частности у некоторых второстепенных персонажей сделаны чуть-чуть хуже, но практически не заметно.

Бедную девочку судьба обделила всем, даже полигонов ей досталось мало

А вот среди статистов можно повстречать немало родственников великого Буратино.

Знакомьтесь, Доска, сестра Буратино.

В плане архитектуры игра тяготеет к закрытым пространствам, очевидно, в целях экономии ресурсов системы, но сделаны они вполне достойно, старательно, и нареканий не вызывают. Есть среди них и подлинные произведения искусства, уровень Ocean House, например. Обещаю вам, забудут его не скоро. Слегка подвели скриптовые сценки, они посредственно срежиссированны и имеют ряд досадных шороховатостей. Логичная сюжетная линия, неплохая графика, роскошные, остроумные диалоги и хорошая озвучка, всё это обеспечивает погружение в этот жутко привлекательный мирок, переполненный тьмой и паранойей.

Однако очень печалит неуместная робость авторов в области изображения личной жизни вампиров. Я неплохо знаком с беллетристикой, написанной в качестве литературного сопровождения Темного Мира. Её можно найти на сайте White Wolf. Основываясь на прочитанном, а так же многочисленных упоминаниях в западных превью "S&M эстетики" и "материалов для взрослых", я наивно ожидал от Troika Games роскошных разнузданных сексуальных сцен в духе великолепного фильма Марии Беати (Maria Beatty) Boiler Room. Увы, все, на что их хватило это очень легкая обнаженка. Проститутку можно снять лишь в целях утоления жажды крови, и даже женщина-слуга не может быть употреблена по назначению. Надеюсь, ответственность за это упущение лежит не на авторе сюжета, а на ком-то из руководства Troika Games. Но даже этого в сочетании с умеренной кровавостью (отрубленная голова, кровь, и так далее) хватило, чтобы взбеленить европейскую цензуру. Игру жестоко порезали, удалив сцены декапитаций и расчлененку, а так же прикрыв обнаженные интимные места некоторых персонажей.





Что поразительно, американская ESRB проявила небывалую демократичность и, наверное, назло моралистам в Администрации Президента, выпустила игру совершенно нетронутой.

Товарищи! Не дайте испортить себе удовольствие от боя с катаной! Требуйте оригинальную американскую версию, отличить которую просто. Во вступительном ролике вы увидите, как голова вампирши, обратившей героя, отделится от тела и покатится.

Звук

Нормальный. Просто великолепное озвучение большинства диалогов сочетается с терпимой, атмосферной музыкой. Ничего лишнего. Ситуация похожа на DOOM 3, спецэффекты и музыка выполнены на высоком уровне, но не вызывают никакого отклика. Достойный, качественный звукоряд, и не более того.

Графика

Игра, естественно, выглядит не хуже, чем Half Life 2, ведь у них общий движок. За исключением одной очень важной вещи. Физики. Её убрали из-за банальной жадности. А она, между прочим, была залогом интересности геймплея и графического великолепия детища Valve, неотъемлемой частью облика игры. Просто представьте себе Город 17 без интерактивного мусора, без телевизоров со шнуром, который можно вынуть из розетки, без гибких матрасов, без G-Gun, в конце концов. Душераздирающе. Описать это можно так: это всё равно, что стерилизовать быка-производителя. В остальном всё выглядит очень даже прилично, погодные эффекты, опять же, весьма уместны.

Электронные жучки

Техническая часть статьи, как всегда, печальна. Я был бы счастлив, если бы она состояла лишь из перечня приятных возможностей, как то: записи демки командой demo, её воспроизведения в режиме timedemo одноименной командой и замера fps командой cl_showfps. Однако, увы, мне не дано испытать такого счастья. Выше я уже сказал, что халатность тестеров была просто чудовищной. Повторюсь. Чудовишная халатность. Игра непроходима вплоть до установки патча 1.2, и даже после него глюки роятся вокруг игрока, программа непредсказуемо конфликтует с драйверами последних версий и спонтанно вылетает на рабочий стол.

Проблему распада изображения в главном меню легко решить выключив Anti-aliasing и Vsync в настройках видео. Решения для проблемы спонтанного выпадения на рабочий стол не найдено. Имеются так же некоторые ошибки в скриптах диалогов. Все это заставило нескольких инициативных товарищей вести параллельную разработку неофициальных патчей. На данный момент эти работы сворачиваются, но всё-таки я рекомендую следить за их ходом на форуме Planet Vampire Bloodlines TechSupport.

Проблема производительности в игре давно стала оккультной. Достаточно сказать, что я являюсь живым свидетелем того, как производительность в Santa Monica Hub возросла с 24 до 37 fps avg после замены 15 дюймового монитора 20 дюймовым. В оптимизации игры вам пригодятся несколько старых трюков, выработанных ещё во время Half-Life 2, а именно добавление -heapsize 131072 в параметры. Heap - это выделенная под игру память (для вас может быть другая цифра) в килобайтном выражении. Еще очень сильно помогает снижение приоритета игры в диспетчере задач, у меня прирост от этой манипуляции приближается к +18 fps в Santa Monica Hub во время дождя. Еще очень помогает добавление строки snd_surround 1 в файл autoexec.cfg. Если всё вышеописанное вам не поможет, то придется прописать r_3dsky 0 и cl_smooth 0 в autoexec. Качество, конечно, пострадает, но производительность возрастет весьма значительно.

Заключение

Хорошая, стильная и умная ролевая игра с прекрасным сюжетом, проработанным игровым миром и невероятно достоверными, эмоциональными персонажами. Игра затягивает продуманным и интересным геймплеем, великолепной атмосферой и высокой интерактивностью. Игра столь хороша, что её не испортили ни провальный бета-тест, ни никчемное целомудрие кого-то из сотрудников Troika, ни огрехи баланса.

Если вы любите массивные, продуманные ролевые игры, сложные, интерактивные миры и захватывающие истории, то достаньте полную американскую версию и причаститесь к Вечной Ночи... Она ждет.


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.5 из 5
голосов: 114


Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают