800 против 64.

для раздела Блоги

Приветствую всех. Продолжая начатое, в общем и целом разобравшись и определившись с процессорами и их развитием, убедившись, что E7500 хорошо справляется с поставленными задачами и полностью нагружает Geforce 9600 GT, становится понятно, что дальнейшее развитие должно идти по пути видеокарты. И нужно двигаться не только в сторону очередного увеличения производительности, но и в сторону увеличения разрешения до уже давно стандартных 1920x1080. Чтобы раскрыть и увеличенное разрешение, и дать процессору работу, нужно смотреть в сторону более современного поколения видеокарт, выпущенной как раз в эпоху, когда 1920x1080 было уже стандартом по факту.


И у меня как раз есть одна такая карта — Radeon HD 6790. Представитель среднего класса примерно пятилетней давности, последнее поколение на уже ставшей прошлым архитектуре VLIW, от которой AMD/ATI отказались в 7000 поколении. 6790, даром что формально относится к 6700 серии карт, построена на том же ядре Barts, что и 6800 серия, но имеет вдвое уменьшенное количество ROP и два отключенных блока SIMD по сравнению со старшей 6850 (и четыре по сравнению с 6870), что в итоге и составляет цифру в 800 потоковых процессоров.



Geforce 9600 GT тоже относится к среднему классу, поэтому подобное сравнение между разными поколениями получается в актуальных условиях. Разница в возрасте между двумя этими картами составляет примерно 3 года. За эти три года NVIDIA успела выпустить три новые серии карт, и прямым конкурентом для Radeon HD 6790 уже была 500-ая серия, поэтому глядя на сегодняшние результаты, можно проводить параллель между HD 6790 и начальными картами 500-ой серии от NVIDIA.

Игровой контент слегка изменился. Я отбросил откровенно старые игры, которые едва ли сумеют показать какую-то зависимость от смены видеокарты, и добавил некоторые новые, более современные и ресурсоемкие. К сожалению, эти игры на Geforce 9600 GT запускались настолько тяжело, что мне пришлось ограничиться разрешением 1280x720, чтобы хоть как-то было возможно сделать адекватные замеры.






Конфигурация не изменилась, но напоминаю:

  • Core 2 Duo E7500@2.9GHz
  • Gigabyte GA-G31M-ES2L
  • 2GB DDR2-800 PC6400 Kingston KVR800D2N6K2/2G
  • 250GB Seagate ST3250620AS
  • Windows 7 32-bit





























Я не стал в этот раз оставлять какие-то комментарии под каждым графиком, потому что комментировать особенно и нечего. Одинаковые и ожидаемые результаты, за исключением некоторых. DiRT 3 снова отличился своим нежеланием показывать какую-то существенную разницу. В остальных же случаях наблюдается примерно двукратная разница или выше. В более сложных и современных играх даже Radeon HD 6790 не смогла обеспечить 60 кадров при максимальных настройках даже в 1280x720 разрешении. Хотя тут, возможно, имеется какой-то ограничивающий фактор. Думаю, что на более современной конфигурации и с лучшим охлаждением (об этом ниже) Radeon HD 6790 сможет показать лучшие результаты и обеспечить стабильно выше 30 кадров при 1920x1080 разрешении на максимальных настройках.

На самом деле это целая отдельная тема для разговора. Я уже давно для себя уяснил, и периодически пишу об этом на форумах, что в большинстве своем в современных играх есть такие настройки графики, которые визуально даже с лупой отличаются друг от друга чуть более чем никак. А на производительность влияют и порой заметно. Как итог, в большинстве случаев путем небольшого исследования и опытов, можно найти идеальный компромисс, при котором картинка будет оставаться максимально близкой по качеству к максимально красивой, но меньше при этом нагружая систему, обеспечивая более комфортную производительность.
В качестве примера можно взять тот же самый Battlefield 3, который участвовал в сегодняшнем сравнении.







Замечу, к слову, что ни одна игра не использовала более 500 мегабайт памяти.

А вот что касается охлаждения, то тут все печально. Если Geforce 9600 GT откровенно холодная карта и несмотря на свой скромный радиатор в виде примитивного блинчика, ее температура не превышала 60 градусов, то в случае с Radeon HD 6790 довольно неплохая, на первый взгляд, система охлаждения с медной пластиной и медными трубками банально не справлялась со своей задачей. Температура карты достигала 90 градусов. Я дотошно все вычистил и сменил термопасту на АлСил-3, но это никак ситуацию не изменило. Погуглив, выяснил, что я далеко не единственный, у кого карта прогревается до 90 градусов. А уж до 80+ градусов почти у каждого. Не видеокарта, а термоядерный реактор какой-то.



В свое время я именно по этой же причине и решил поменять ее на что-то гораздо более холодное и тихое. Производительности мне в целом хватало, я не заядлый геймер и мне не принципиально, чтобы в меню настроек стояли абсолютно максимальные значения графики, тем более, что на картинку это порой имеет минимальное влияние, о чем я выше писал.
Выбирать пришлось не долго, меня устроила Geforce GTX 650 Ti от Gigabyte, чью систему охлаждения хвалили знакомые товарищи. По производительности порой она обходит HD 6790 чуть ли не в два раза, оставаясь при этом максимально тихой и холодной. Под максимальной нагрузкой в MSI Kombustor она прогрелась лишь до 50 градусов. Идеально.
В Gigabyte не стали кастрировать систему охлаждения для более дешевых карт или вовсе менять на какое-то недоразумение, а просто взяли и воткнули ту же систему (Gigabyte WindForce 2X), которую они используют и в более производительных картах (Например GTX 670).
Несмотря на то, что в HD 6790 установлен, казалось бы, нормальный полноценный радиатор с тепловыми трубками, все это дело наглухо закрыто пластмассовым кожухом и маленькому вентилятору просто некуда выдувать весь горячий воздух, кроме небольших незначительных щелей. Как результат — высокий нагрев, высокий шум и пр.



Глядя же на карту от Gigabyte, можно сразу обратить внимание на то, что пластмассовый кожух не препятствует адекватному выводу воздуха, а лишь образует некоторый барьер по окружности двух вентиляторов, направляя воздух по направлению от вентиляторов на радиатор вниз.



Как бонус, карта от Gigabyte кроме самой себя охлаждает еще и оперативную память и прочее околопроцессорное пространство. Почему? Потому что, как я уже говорил выше, в Gigabyte не стали урезать систему охлаждения и посадили ту, что уже есть на старших версиях. В итоге примерно треть ее просто «торчит» дальше (картинка из интернета). И большая часть воздушного потока от второго вентилятора направлена прямиком на оперативную память.
Если поставить обе карты рядом, то малюсенький карлсон на HD 6790 рядом с двумя большими вентиляторами на GTX 650 Ti от Gigabyte смотрится просто смешно. Это еще фотография не передает всего реального масштаба.





На это отступлении я и закончу на сегодня. Своеобразная биографическая запись получилась.

Кстати, тут последнее время мелькают записи о потреблении и блоках питания, так вот систему из сегодняшней записи на базе Radeon HD 6790 с заявленным энергопотреблением в 150 ватт (для сравнения у GTX 970 — 145 ватт) я подцепил к блоку питания ACCORD ACC-400W-12, с заявленными 252 ваттами по 12В линии. Мультиметра у меня нет, могу лишь сказать, что воздух из БП выходил тепленький и никаких проблем в процессе работы не возникало.

Обсуждение насущных проблем связанных с тепловыделением, охлаждением в комментариях приветствуется.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал
рейтинг: 1.0 из 5
голосов: 1

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают