Смартфон против полного кадра – битва мегапикселей
реклама
Мобильные телефоны, социальные сети и мессенджеры давно стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Сегодня смартфон есть чуть ли не у каждого первоклассника, а нынешние студенты родились уже после того, как сотовая связь получила повсеместное распространение на постсоветском пространстве. Многие ли сейчас вспомнят о том, что в девяностых требовалось специальное разрешение компетентных органов, дающее право пользования радиотелефоном? Суровое было время…
Современный смартфон сочетает в себе функции нескольких устройств – телефона, аудио- и видеоплеера, радиоприемника, фотоаппарата, компьютера, компаса, навигатора и прочих вещей, список которых ограничен лишь фантазией авторов приложений с поправкой на аппаратные возможности устройства. А ведь когда-то люди были рады и простому пейджеру, не говоря уже о том, чтобы иметь возможность кому-то позвонить по «мобиле».
реклама
Телефоны с возможностью делать фотографии начали появляться в первой половине начавшегося десятилетия нового века. Качество снимков по современным меркам было просто никаким – разрешение 0,1-0,3 мегапикселя, высокие шумы, посредственная оптика. Но даже появление такой камеры означало качественный скачек в развитии индустрии мобильных телефонов.
Моим первым мобильным телефоном с камерой в 2004 году стал SonyEricsson K700i. Камера разрешением 0,3 мегапикселя не имела даже автофокуса и была довольно шумной, но сколько же памятных снимков я сделал благодаря тому что она была! Разумеется, по качеству фотографий мобильные телефоны тех лет не могли тягаться с обычными фотоаппаратами, но в отличие от фотоаппаратов, мобильный телефон всегда лежал в кармане.
С тех пор много воды утекло, сегодня смартфоны имеют по две или даже по три камеры, уже никого не удивить автофокусом, HDR, панорамной съемкой или разрешением в 20 мегапикселей. Смартфоны сделали практически ненужными простые компактные фотоаппараты, но конкурировать с фототехникой более серьезной весовой категории они уже не в состоянии.
реклама
Однако сегодня смартфону все же предстоит помериться силами с представителем класса цифровых зеркальных фотоаппаратов в рамках статьи на мобильную тематику.
Итак, представляю участников.
Конфигурация тестового стенда и методика тестирования
реклама
Смартфон: Sony Xperia Z2
Зеркалка: Canon EOS 5D Mark II с объективом Sigma Art 35mm f/1.4
Оба участника тестирования располагают матрицей разрешением чуть больше 20 мегапикселей. Некоторые тактико-технические характеристики приведены в таблице.
Параметр |
рекламаSony Xperia Z2 |
Canon 5D Mark II |
Разрешение |
5248 x 3936 |
5616 x 3744 |
Физический размер матрицы |
1/2,3 дюйма (28,5 мм2) |
36 x 24 мм (864 мм2) |
Объектив |
27 мм (в 35-мм эквиваленте), f/2.0 |
С байонетом |
Поддержка RAW |
Нет |
Да |
EXIF GPS |
Да |
Нет |
Размер, мм |
146,8 х 73,3 х 8,2 |
152 x 114 x 75 |
Масса, г |
163 |
810 |
Дата анонса |
Апрель 2014 |
Сентябрь 2008 |
Дополнительные возможности |
HDR, мультикамера, видео 4K, видео timeshift, панорамная съемка, графический редактор, расширение функционала при установке приложений для камеры |
Видео Full HD |
Версия прошивки |
23.4.A.1.264 |
2.1.2 |
Поскольку «зеркалкой» я фотографирую исключительно в RAW-формате, а встроенное приложение для камеры Xperia Z2 позволяет сохранять фотографии только в формате JPEG, было установлено приложение Camera FV-5. К сожалению, после установки выяснилось, что поддержка съемки в RAW у данной модели смартфона отсутствует.
Удаляем Camera FV-5 и приступаем к изучению интернетов. Как удалось установить, предоставить приложениям возможность сохранять файлы в RAW-формате для данного смартфона возможным не представляется. Зато через рекавери можно установить приложение камеры от Xperia Z5, в котором для супер авторежима активирована возможность сохранения снимков с полным разрешением, что и было проделано (спасибо форуму 4pda.ru).
Таким образом, сравнивать обозначенные выше устройства мы будем в следующих режимах:
Sony Xperia Z2 – супер авторежим, ISO Auto, разрешение 20,7 Мпикс
Canon EOS 5D Mark II – ручной режим или режим приоритета диафрагмы, съемка в RAW. Далее RAW-файлы обрабатывались в Lightroom с целью получить картинку, близкую к супер авторежиму смартфона (изменялся баланс белого, иногда экспозиция). Наконец, при помощи опции Image Size в фотошопе, выбранные для сравнения 100% кропы уменьшались до 75% от исходного размера, чтобы масштаб изображения соответствовал смартфону, что позволяло компенсировать разницу в фокусном расстоянии.
Перед тем, как приступить к описанию полученных результатов, заранее отвечу на некоторые возможные вопросы.
Q: Почему зеркалкой снимали в RAW? Это нечестно, нужно было в JPEG в режиме авто.
A: Использовать камерный JPEG для фулл фрейм зеркалки со светосильным фикс-объективом это моветон и абсолютная глупость. Кроме того, супер авторежим смартфона в любом случае подразумевает автоматическую обработку фиксируемого матрицей изображения с целью сделать его максимально качественным, поэтому в случае зеркалки мы имеем полное право сделать то же самое, но вручную.
Q: Почему при съемке зеркалкой использовалось значение диафрагмы f/8, тогда как у смартфона значение диафрагмы было всегда f/2.0?
A: В силу гораздо меньшего размера матрицы, камера смартфона обладает существенно большей глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП) при одинаковом значении относительного отверстия. Увеличить ГРИП зеркалки можно лишь при закрытии диафрагмы. Также из-за конструктивных особенностей объектива, наибольшая резкость изображения наблюдается, как правило, при значениях диафрагмы f/5.6-f/8, особенно на периферии.
Q: Почему для сравнения выбран именно этот объектив? В 35-мм эквиваленте у него получается большее фокусное расстояние, чем у смартфона и меньший угол обзора, что в данном случае можно рассматривать как читерство.
A: У меня нет ни фикса 24 мм, ни подходящего объектива с переменным фокусным расстоянием. Чтобы поставить участников в равные условия, 100% кропы с 5D Mark II уменьшались до 75% и масштаб изображения получался одинаковым.
Q: Зачем их вообще сравнивать? В тех задачах, где требуются возможности зеркального фотоаппарата, любой смартфон будет абсолютно бесполезен.
A: Разумеется. Но мы сравниваем лишь детализацию снимков, чтобы выяснить, есть ли польза от гонки мегапикселей у смартфонов, или все это чистый маркетинг.
Результаты тестирования
Пример №1
Xperia Z2 – ISO50, 1/500, f/2.0 |
5D Mark II – ISO100, 1/640, f/2.0 |
Пример №2
Xperia Z2 – ISO50, 1/400, f/2.0 |
5D Mark II – ISO200, 1/200, f/8.0, +1EV в LR |
Пример № 3
Xperia Z2 – ISO50, 1/320, f/2.0 |
5D Mark II – ISO200, 1/125, f/8.0, +1/3EV в LR |
Первое, что следует отметить – условия съемки были очень хорошими. Облачность обеспечивала равномерное освещение всего кадра и позволяла избежать засветов и жестких теней. При этом, несмотря на отсутствие прямого солнечного света, освещенность была достаточной для того, чтобы смартфон использовал в супер авторежиме минимальное значение ISO – 50.
Тем не менее, работа шумодава смартфона прекрасно видна на всех снимках, особенно во втором примере, где вместо отдельных небольших веток мы видим какую-то кашу.
В терминологии фотолюбителей есть термин «попиксельная резкость». О ней говорят тогда, когда изображение является резким при 100% кропе. Как можно наблюдать на показанных примерах, в случае смартфона ее явно не наблюдается даже при практически идеальных условиях. И тому есть несколько связанных друг с другом причин.
Светочувствительные элементы матрицы камеры смартфона очень маленькие, поскольку их много, а размер матрицы достаточно скромный. Вследствие этого на них попадает мало света и соотношение сигнал/шум получается невысоким.
Чтобы убрать лишний шум, для обработки полученного матрицей «сырого» изображения используется агрессивный алгоритм подавления шума, который делает картинку менее шумной, но при этом теряются мелкие детали, даже при минимальном значении светочувствительности.
Помимо двух указанных факторов, на попиксельную резкость влияет разрешающая способность объектива и дифракционный предел, но в случае Xperia Z2 они не имели решающего значения.
Перед тем, как перейти к выводам, предлагаю взглянуть на фотографии, полученные в ночное время.
Пример №4
Xperia Z2 – ISO1600, 1/16, f/2.0 |
5D Mark II – ISO1600, 1/50, f/2.0 |
Комментарии излишни.
Выводы
Несмотря на поражение, результаты Sony Xperia Z2 можно назвать неплохими для смартфона. При хорошем освещении детализация снимков пусть и не позволяет говорить о попиксельной резкости, но и плохой ее назвать нельзя. Однако, чем меньше света – тем меньше толка от кучи мегапикселей на крошечной матрице.
Поэтому оптимальным выбором будет установить в настройках рассмотренного смартфона режим съемки с разрешением 8 мегапикселей. Во-первых, это позволит сэкономить память, а, во-вторых, именно при данном разрешении в ручном режиме становятся доступны особые пресеты камеры – HDR, ночная сцена, спорт и т.д., когда избыток мегапикселей матрицы работает на улучшение качества изображения.
P.S.
Известно, что Oppo F7 предложит 25-мегапиксельную камеру с матрицей Sony IMX576 и объективом со светосилой f/2.0. Очевидно, что конкурентом зеркальным фотоаппаратам ни этот, ни какой либо другой смартфон не станет. Окажется ли новая матрица Sony лучше старой и что новинка сможет противопоставить флагману прошлых лет – другой вопрос.
Ну что, Oppo, challenge accepted?
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила