Обзор игры Forza Motorsport 3

для раздела Блоги

Вступление

Суровые будни оверклокеров иногда заканчиваются... И настают суровые выходные оверклокеров.
Нет, правда, понятно ведь, что одними обзорами (пусть и кучи разных типов железок) жизнь авторов не ограничивается. Пристрастие к разгону вообще обычно растет из босоногого детства безденежного студенчества. В том смысле, что игры кругом продаются красивые... а железо, на которое хватило денег, их «тянет» с трудом. Вот и узнаёт студент-первокурсник, как разогнать первый Celeron A (тот, что с кэшем L2) с 300 до 400 мегагерц.

И в некоторых случаях хобби остается, даже когда университет уже давно окончен, а неплохая работа приносит достаточно денег, чтобы не приходилось смотреть на младшие модели процессоров и видеокарт. Но и старшие (да даже средние) – не выход: здесь в свою очередь встает вопрос целесообразности. Хорошая игровая конфигурация давно не стоила меньше 1000 долларов за «голый системный блок».

Так ваш покорный слуга и стал еретиком, обратив свой взор на идеологически противные платформы – игровые консоли. У нас в стране, скажем прямо, это тоже игрушки если не для богатых, то, как минимум, для обеспеченных людей. И речь даже не про ценники самих современных приставок (которые, кстати, тоже «кусаются»), а про игры для них. Шутка ли – отдавать за искомый диск 2000–2500 рублей. Но что касается конкретно Xbox 360, то есть тут один приятный нюанс :). В итоге за 300–500 долларов (в зависимости от конфигурации и комплекта поставки) получаем неплохую игровую платформу, где заведомо нет проблем с производительностью.

Зато есть множество игр любимых жанров, которые для PC если и выходят, то с большим опозданием. В первую очередь речь о файтингах (драках). Когда проводишь все детство за Mortal Kombat на Sega Mega Drive, трудно смириться с нереально скудным ассортиментом игр этого жанра на персональных компьютерах. Да, где-то в среднем раз в пять лет нас балуют чем-нибудь вроде недавно вышедшего очередного Street Fighter. Но конкретно эта серия мне никогда не была близка. То ли дело последние части уже упомянутого Mortal Kombat или Tekken (да-да, свершилось, Tekken 6 есть и под приставку Microsoft).

Гоночных симуляторов (впрочем, аркадами я тоже не брезгую) это тоже касается, пусть и в меньшей степени. Если бы к Xbox 360 можно было подключить нормальный руль (речь о манипуляторах Logitech серии G; кстати, с Play Station 3 они работают), ваш покорный слуга уже давно не играл бы в гоночные игры на PC. Все же какой-нибудь симулятор ралли с правильной «баранкой» ничего не заменит. Но геймпада в целом хватает. Да, ощущения не «те самые», но «чувство автомобиля» нормальное, управлять можно.

Так я открыл для себя серии Burnout, Project Gotham Racing и Forza Motorsport.
Во вторую часть последней только недавно играл. А тут глянь – на дворе... на торрентах... ну, в общем, уже вышла третья :).
Ей и посвящен этот обзор.
Все скриншоты утянуты с официального сайта игры.

История

Начнем (неожиданно!) с главного конкурента – великой и ужасной серии Gran Turismo. Одного из важнейших эксклюзивов Sony под ее Play Station 3 (кстати, если бы не упомянутый «нюанс», а точнее, его отсутствие в случае с PS3, у меня давно уже были бы обе консоли :). Долгие годы Gran Turismo безраздельно владела статусом самой всеобъемлющей, самой продвинутой... в общем самой-самой гоночной игры. И с выходом каждой новой серии это положение дел только «усугублялось». Для пятой даже демо-версию (ну, это я утрирую, конечно) выпустили отдельной игрой. Она получила незамысловатый суффикс «Prologue» (пролог). Так и представляю себе диалог на планерке в офисе Polyphony Digital или Sony Computer Entertainment (разработчик и издатель Gran Turismo соответственно)

– У нас есть движок, но машинок, трасс и соревнований пока заготовили немного. Сможем выпустить игру только в 2010. А вот демо сваять уже можно.
– Сколько, говорите, машинок и трасс готово?
– Двадцать пять автомобилей, шесть трасс.
– Вы чего? Пустим отдельной игрой! Денег заработаем!


Шутки шутками, но Microsoft не была бы собой, если бы такой статус конкурирующей серии их не раздражал и не вызывал острое желание «срочно найти достойный ответ». И он состоялся. За основу взяли серию Forza Motorsport (видимо, как «самую сурьезную из подконтрольных»). Третьей части этой игры суждено было стать тем самым «нашим ответом западу» (а точнее, ответом запада востоку).

Незадолго до выхода Forza Motorsport 3 начали активно рекламировать. Демонстрировавшиеся геймплейные ролики обещали отличную графику. А более 100 трасс и 400 автомобилей – настоящий размах уровня Gran Turismo. До обещанной в пятой серии сериала Sony тысячи машин, конечно, далековато. Но когда она еще выйдет...

А Forza Motorsport 3 уже здесь.

Режимы игры, соревнования

Начинаем мы, как положено, с выбора своей первой колымаги... Хотя нет: первым делом, в качестве «завлекалочки», предлагают проехать пару километров на Audi R8 V10 5.2 FSI. А вот потом уже колымага. Правда, уже через пару часов «карьеры» в нашем гараже собрано несколько десятков машин, большую часть из которых даже не приходится покупать.

Начиная со второго запуска, игрока каждый раз встречает простенькое меню выбора режима игры: будем гоняться или кастомизировать машинки из безразмерного гаража? Я не большой фанат тормозных суппортов ядовитых цветов и кучи «спонсорских» наклеек на автомобиле, поэтому попробуем все же поездить.

Но сначала – настройки сложности. Они здесь по последней моде называются «помощниками». Некоторые, например, ABS (антиблокировочная система), Traction Control (антипробуксовочная система) и Stability Control (система курсовой устойчивости), отвечают за управление. Также можно активировать (хотя по умолчанию они включены, так что скорее деактивировать) многочисленные читы: вывод идеальной траектории, которая может менять цвета в зависимости от перебора или недобора скорости, помощь при торможении и т.п. И здесь же – уровень сложности (а точнее, скорости компьютерных оппонентов): легко, средне, тяжело – все как обычно.

Мотивация для отключения помощников простая: чем меньше их работает, тем больше призовые (эх, всюду деньги...) Реализовано это в виде коэффициентов. На самом сложном «уровне» зарабатываешь в два раза больше, чем на самом легком.

Карьера – это просто сезоны «мирового чемпионата», каждый состоит из нескольких этапов, проходят они раз в две недели (по «местному игровому» времени). В перерыве между двумя соседними гонками игрок принимает участие в небольшом чемпионате из нескольких коротких заездов, причем каждый раз предлагается выбор из трех вариантов.

У всех машинок есть Performance Index (сокращенно PI) – индекс скорости. От 0 до 1000. В соответствии с ним они разбиты на классы: F (самый медленный), E, D, C, B, A, S, R3, R2, R1 (самый быстрый).

Каждое соревнование имеет ограничение сверху на класс участвующих автомобилей. Например, в чемпионате класса A на машинке класса C участвовать можно, а на S – нельзя. Причем в первом случае игра предложит проапгрейдить автомобиль, чтобы он «стал более конкурентоспособен». Присутствует автоматическая «прокачка», которая сама подбирает максимально возможный (с учетом количества денег у игрока и ограничения на класс в заезде) набор улучшенных компонентов. Но не стоит рассчитывать на участие в гонках спортпрототипов LMP1 (все они класса R1) на грамотно проапгрейженном Ford Fiesta (в «стоке» класс F) – автомобиль можно дотянуть лишь до следующего класса.

Через один увеличивается и допуск к каждому следующему «чемпионату мира»: в первый сезон предлагается выбрать машину класса E или F, во второй – C или D, в третий – A или B, в четвертый – R3 или S, и только на пятый сезон игроку доверят автомобиль класса R1 (или, соответственно, «прокачанный» R2).

А вот зачем в симуляторе кольцевых гонок присутствует возможность прохватить по гоночному треку на внедорожнике (пусть и «люксовом»), я так и не понял.

Побочные соревнования в основном призваны познакомить с трассой и позволить привыкнуть к автомобилю. Они проходят на укороченных кругах или просто кусках длинных колец (например, Северной петли Нюрбургринга). Собственно, из-за обилия этих «малых», «клубных», «западных» и «восточных» кусков больших и серьезных автодромов разработчики и могут похвастать наличием в игре 115 трасс. На самом деле действительно разных автодромов в Forza Motorsport 3 не так много. Но и не мало. Здесь есть и Сильверстоун, и Нюрбургринг (причем и трасса Гран При, и Северная петля, она же «зеленый ад»), и Ле Ман, и Сузука, и многие другие легендарные трассы – мечта любого поклонника автоспорта. Этапы чемпионата мира проходят по полным кругам.

Типов соревнований немного. Но за разнообразием – к аркадам. А Forza Motorsport 3 претендует на звание серьезного симулятора. И в целом ее претензии вполне обоснованны. Ездить здесь по-настоящему интересно. В процессе моментально забываешь, что у тебя в руках не стальной обшитый натуральной кожей Logitech G25, а «всего лишь» геймпад. Обратная связь всегда уместна и не раздражает. А отсутствие проводов позволяет размахивать им в процессе игры покруче, чем «домашние спортсмены» пультом Wii :).

Техническая сторона

Разница в управлении машин колоссальна. Тип привода распознается, что называется, на раз. Удержать в узде мощный заднеприводный суперкар невероятно сложно. Особенно если он рожден гением американских конструкторов. Но и Ferrari с Porsche не подарок. Речь, понятно, об игре с отключенным traction control. А чтобы ездить без ABS хотя бы примерно так же эффективно, как и с ней, приходится просто филигранно работать тормозом. Благо аналоговый «курок» позволяет это делать.

При этом вовсе не обязательно выставлять скорость компьютерных оппонентов на максимум. Главное – это удовольствие, которое получаешь в процессе. Кстати, что касается «ботов», то с ними все в порядке. Если пресловутый catch up и есть, то заметен не слишком сильно. На круг компьютерных оппонентов при желании обогнать можно. Правда, вперед отрываться они, по ощущениям, не сильно спешат. Но опять же, если остановиться, то будут исправно проезжать мимо снова и снова... Пока не финишируют :).

В игре реализована и новомодная «отмотка времени», появившаяся несколько лет назад в игре «Prince of Persia: The Sands of Time» (а среди гоночных игр зачинателем, насколько мне известно, стал «Race Driver: GRID»). Всегда можно еще раз попробовать пройти поворот (а то и целую связку) или увернуться от столкновения. Интересно, что в последнем случае компьютерные оппоненты, которые обычно ведут себя довольно агрессивно, просто шарахаются от игрока в сторону. Все, лишь бы не разозлить покупателя? Игровая индустрия на службе у неуравновешенных детей? :(

Но не будем о грустном.

Отдельного упоминания заслуживает звуковое сопровождение игры. Подбор музыки неплох, она достаточно разнообразна; наверняка каждый найдет там что-то если не по душе, то по крайней мере не раздражающее. А вот аудио сопровождение автомобилей – просто песня. Звуки мотора и выхлопной системы – сочные, живые. Машины прекрасно различимы «на слух»: когда надоедает надсадный визг Ferrari, всегда можно «включить послушать» грозное рычание Aston Martin, напоминающее об истребителях времен Второй Мировой. Или пересесть в Porsche 911 Turbo – его турбированный «оппозитник» также не оставляет равнодушными...

Теперь что касается графики – здесь все не так гладко. К машинам никаких претензий. Они выглядят если не фотореалистично, то минимум как хороший «пререндер». А вот трассы и окружение на их фоне немного подкачали. Первые ролики были как минимум не хуже таковых от GranTourismo 5, где повторы заездов местами (пусть и нечасто) действительно можно перепутать с реальной телетрансляцией... районного автоспортивного чемпионата Рублевско-Успенского шоссе Московской области :).

Видимо, аппаратные ограничения Xbox 360 и требования к «плавности хода» игрового процесса позже взяли свое. Зато с производительностью и вправду никаких проблем, игра просто «летает» (впрочем, на консолях исключением как раз является обратное). Так или иначе, по крайней мере, по графике небольшой проигрыш основному конкуренту налицо.

Также лично меня смущает невозможность установить игру на винчестер консоли. Что интересно, Forza Motorsport 3 поставляется на двух дисках (стандартные для Xbox 360 двухслойные DVD), на втором – первая порция дополнительного контента (трассы и машины), позволившая игре опередить конкурентов по данным количественным показателям. Так вот, этот самый контент прекрасно устанавливается на жесткий диск приставки. А возможность скопировать туда саму игру почему-то отсутствует. В результате основные трассы (те, из которых и состоит «карьера») загружаются с оптического диска. По времени это обычно не меньше минуты. Меню появляется где-то вполовину быстрее (это всего лишь меню!). Такое положение дел при средней длительности заезда примерно в 10 минут немного раздражает.

Заключение

Несмотря на перечисленные досадные промахи, Forza Motorsport 3 на вашего покорного слугу произвела вполне позитивное впечатление. В то же время, единственный доступный на момент написания данной заметки обзор этой игры (на gametech.ru – одном из дочерних ресурсов ixbt.com) – откровенно «ругательный». Почему так вышло? По-моему, дело в том, как соотносится то, чего ожидаешь от продукта с тем, что получаешь в итоге; на какие именно аспекты конкретный автор обращает основное внимание; что ему нравится больше, а что – меньше.

Да, соревновательная часть с компьютерными оппонентами в Forza Motorsport 3 – не самая удачная, а по степени детализации окружения игра недалеко ушла от второй части. Сетевую часть я еще не опробовал, но охотно верю, что при отключенных «помощниках» гоняться с игроками, предпочитающими аркадную езду «по рельсам», – то еще удовольствие. Это все очевидные минусы игры Forza Motorsport 3.

Но если сосредоточиться на положительных моментах – в первую очередь, собственно управлении автомобилем в «симуляторных» режимах – игра воспринимается иначе. Не зря же большинство англоязычных обозревателей поставили ей оценку в районе девяти по десятибалльной шкале. Поэтому я не изменю своему мнению: Forza Motorsport 3 – одна из лучших гоночных игр для Xbox 360. Технологичная, объемная (в том смысле, что машин и трасс действительно много), с отличной физикой и не самым плохим балансом, эта игра сможет подарить много интересных вечеров любителю гоночных игр.

Еще скриншоты

































Kaa
Обсуждаем, как всегда, тут. Вэлкам!
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают